Батырбек туганов биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урочы нысан.

Базонг ӕ к ӕ нын скъоладзауты Тугъанты Батырбеджы царды хабарттим ӕ , йе сфалдыстад ӕ й иуай-иу зонынагтим ӕ . Ӕ рдзурын ад ӕ ймаджы х ӕ рзудон миниуджытыл, на фыд ӕ лты царды ӕ н ӕ уаг ӕ й цы уыди,уыдоныл. Скъоладзаут ӕ м р ӕ зын к ӕ нын уарзондзинад ирон ад ӕ мон сф ӕ лдыстадм ӕ . Амидин с ӕ к ӕ нын царды раст фн ӕ д ӕ гт ӕ ӕ взарынм ӕ , хорз хъуыдд ӕ гт ӕ к ӕ нынм ӕ .

Урочы мидис.

1.Х ӕ дзарм ӕ куыст сб ӕ р ӕ г к ӕ нын.

Дуапп раттын фарстыт ӕ н иум ӕ йаг ӕ й.

-Ирон литератур ӕ йы Г ӕ диаты Секъайы сф ӕ лдыстад цав ӕ р бынат ахсы?

-Й ӕ царды хаб ӕ ртт ӕ й д ӕ м диссагд ӕ р цы ф ӕ каст?

-У ӕ з ӕ рд ӕ м ӕ дзы цав ӕ р ф ӕ лгонцт ӕ ф ӕ цыдысты тынгд ӕ р ӕ м ӕ ц ӕ м ӕ н?

3.Бесед ӕ йы хуызы ӕ рдзурын радзырды ф ӕ лгонцтыл - Хуца, Нугзар ӕ м ӕ Дзимсеры сур ӕ тыл.

4. Литератур ӕ йы тетрадт ӕ й бак ӕ сын, таур ӕ гъон ныхас ӕ м ӕ ӕ рфыстм ӕ г ӕ сг ӕ цы д ӕ нц ӕ гт ӕ ӕ рхъуыды кодтой, уыдон.

1.Ахуырг ӕ н ӕ джы раныхас. Фарст. Сыв ӕ лл ӕ тт ӕ , з ӕ гъут-ма, цы зонут ирон уазд ӕ тт ӕ бадилаты тыхх ӕ й?

Чи уыдысты, к ӕ м цардысты?

У ӕ зд ӕ ттыл нымад уыдысты, бонджын чи уыд, йа хъ ӕ здыгдзинады ф ӕ рцы ахуырдзинад д ӕ р к ӕ м ӕ уыд ӕ м ӕ уыд ӕ тты руаджы паддзахы рдыг ӕ й нымад ӕ м ӕ хорз ӕ хджын чи уыд, уыдон.

Гъе уыцы у ӕ зд ӕ тт ӕ й уыдысты дыгуры бадилаты цалд ӕ р мыггаджы д ӕ р, уыдоним ӕ Дур-Дуры хъ ӕ уты ц ӕ р ӕ г Тугъант ӕ д ӕ р.Стыр ӕ м ӕ хъаруджын мыггаг уыдысты Тугъант ӕ . Уыди с ӕ м бир ӕ номдзыд л ӕ гт ӕ , с ӕ з ӕ ххытыл та к ӕ рон д ӕ р н ӕ уыд.

Фарст. З ӕ гъут ма, н ӕ раззаг урокты Тугъанты мыггаг ӕ й ц ӕ в ӕ р ахуыргонд л ӕ гим ӕ базонг ӕ стут? Ц ӕ м ӕ й хъуыстгонд у ӕ пп ӕ т Ирыстоны д ӕ р?

Скъоладзаут ӕ , абон та у ӕ базонг ӕ к ӕ ндзын ӕ н Тугъанты Асл ӕ мбеджы фырт Батырбегим ӕ . Асл ӕ нбег канд хъ ӕ здыг л ӕ г н ӕ уыд, ф ӕ л ӕ уыди стыр ахуыргонд ад ӕ ймаг-Уырысы ӕ фсады ин ӕ лар-майор.Уыдис йын бира цот, се ‘пп ӕ тм ӕ д ӕ р х ӕ цц ӕ кодта ахуырдзинад.Уыдон ӕ й с ӕ иу уыди Батырбег. Райгуырдис 1866- ӕ м азы. 14-аздзыд ӕ й й ӕ радтой ахуырм ӕ Дзауджыхъ ӕ уы прогимназм ӕ . Уый ф ӕ ст ӕ ахуыр кодта Стъараполы гимназы, ф ӕ л ӕ й ӕ каст н ӕ ф ӕ ци, афт ӕ м ӕ й арбазд ӕ хт с ӕ хи Дур-Дурм ӕ . Хъ ӕ уы ц ӕ рг ӕ й ӕ д ӕ р,й ӕ ахуырыл й ӕ з ӕ рд ӕ не сивта,тынг бир ӕ каст алыхуызон чингуыт ӕ ӕ м ӕ й ӕ зонындзин ӕ дт ӕ у ӕ р ӕ хд ӕ р кодта. Ам фыццаг хатт федт ӕ ӕ м ӕ з ӕ рд ӕ й ӕ банкъардта, м ӕ гуыр з ӕ хкус ӕ г ад ӕ м бонджынты ӕ фсондзы бын цы хъиз ӕ м ӕ ртт ӕ ӕ вз ӕ рстой, уыд ӕ тт ӕ ӕ м ӕ сын тынг т ӕ ригъ ӕ д кодта. Йа фыды ӕ васт ӕ й сын бар радта с ӕ хъ ӕ ды суг к ӕ нын ӕ н, ц ӕ м ӕ й с ӕ м ӕ гуыр къаста хъарм дарой зым ӕ гон,ст ӕ й с ӕ заххыл кусыны фадат.Уый у ӕ ламхас ӕ н с ӕ хъ ӕ уы байгом кодта скъола ӕ м ӕ дзы ахуыр кодта йæхи хардзæй, хъæуккæгтæй кæсын æмæ фыссын чи нæ зыдта, уыдоны. Ахуырдзауты, Батырбеджы куыд фæндыд,афтæ зæрдиагæй нæ ахуыр кодтой,суанг ма хъæдæй сæхицæн суг ласынмæ дæр зивæг кодтой æмæ уазал агъуысты бадтысты æмæ уæд Батырбег ныууагъта йæ бинонты дæр,уымæн æмæ сæм мæсты кодта сæ æгъатырдзинады,сæ фыдмиты тыххæй, стæй йе скъоладзауты дæр æмæ ацыди цæрынмæ Дзæуджыхъæумæ.

Ам базонгæ Хетæгкаты Къостаимæ, йæ

адæмы сæрвæлтау йæ цард раттынмæ цæттæ чи уыди, уыцы зынгзæрдæ фыссæгимæ. Сæ халардзинад, сæ фембæлдтытæн уыди стыр ахадындзинад Батырбеджы дарддæры царды куыд демократ, куыд æхсæнадон кусæгæн,афтæ.

Дзауджыхъæуы Тугъаны - фырт бындуронæй сахуыр кодта юриспруденци æмæ райдыдта кусын юристæй.

2. Бакæсын радзырд æмæ йыл æрдзурын.

3. Байхъусын ирон адæмон сфæлдыстадæй Цалхъосты Гуйманы зарагмæ,кæнæ та бакæсын зарæджы ныхæстæ. Абарын дыууæ фæлгонцы сурæттæ.

Фарст. Цы ис дыууæ Гуйманмæ иумæйагæй æмæ цæмæй хицæн кæнынц.

4.Литературæйы теори. Цы хонæм радзырд. Цæмæй хицæн кæны иннæ прозайкон уацмыстæй.

Радзырд у къаннæг уацмыс, фыст вæййы таурæгъон хуызы.Уацауæй кæнæ романæй хицæн кæны уымæй, æмæ йæ сюжет вæййы арæзт иу цауы фæдыл.

5. Æрхæссын дæнцæгтæ.

3.Хæдзармæ куыст. Бакæсын радзырд. Хи ныхæстæй дзурынмæ йæ бацæттæ кæнын.


Литератор, ученый, гражданин…

// Видному представителю осетинской культуры Батырбеку Асланбековичу ТУГАНОВУ исполнилось 145 лет

В осетинскую литературу Туганов вошел в начале ХХ века как яркий и самобытный писатель, чьи произведения отражали насущные проблемы осетинского общества, в том числе правовые.

Резкой критике подверг Туганов кражи и абречество, показывая их истинный противозаконный и антигуманный смысл. Сравнивая такие категории, как справедливость и право, Туганов оставил за первым пальму первенства, считая, что человек имеет право отнять силой кусок хлеба для того, чтобы не умереть с голода. Но это право автор оставлял лишь за тем, кто сам хлеб растил, только он мог отнять кусок хлеба у того, кто его не выращивал.

Хорошо понимая, что обычай так же, как и закон, создается людьми, Туганов выделял нравственную сторону правотворчества. Его мысли схожи с воззрениями известных в то время правоведов Ч.Беккариа и В.Скотта.

Мне также удалось выявить интересный архивный документ, ярко раскрывающий политические воззрения Туганова, – донесение начальника Терского областного жандармского управления В. М. фон-Оглио. О кандидате в выборщики во II Государственную думу, выдвинутом владикавказской социал-демократической организацией 29 января 1907 г., говорится:

Таким образом, правовые вопросы в творчестве Б.А.Туганова, занимающие в нем одно из ведущих мест, дополняют целостную картину правовых воззрений дореволюционной осетинской интеллигенции. К сожалению, дальнейшая деятельность Туганова в советский период, а он занимал ответственные посты в Правительстве РСФСР в начале 20-х годов, до сих пор практически не исследована.

Одной из самых колоритных и заметных фигур осетинской интеллигенции конца XIX – начала ХХ в. является писатель, публицист, юрист, общественный и государственный деятель, разносторонне образованный и оригинальный мыслитель Батырбек Асланбекович ТУГАНОВ.


В силу конкретных причин до сих пор остается недостаточно изученной его многогранная деятельность. Среди этих причин, бесспорно, его аристократическое (по-осетински баделятское) происхождение. Сейчас нет необходимости клеймить то время, когда запрещалось или не поощрялось объективно исследовать творчество, деятельность того или иного видного представителя осетинского народа. Лучше всего сообща в меру таланта и возможностей, постепенно и вдумчиво восполнять те белые пятна нашей истории, которые образовались в силу объективных причин.

Не вижу необходимости подробно говорить, что сейчас к марксистской литературе отношение изменилось. От почти "божественного" отношения отказались и ударились в критику, которая ведется некорректно, не аргументированно, очень часто поверхностно. Конечно, марксизм заслуживает серьезной критики, особенно с позиций современности. Но она должна быть обоснованной и убедительной. Иначе это будет карикатура на марксизм, о чем, кстати, говорил сам К. Маркс. Когда журналисты спрашивали о причинах искажений его учения, то он коротко отвечал: "Я сеял драконов, а сбор жатвы дал мне блох". Таких блох не трудно обнаружить и в большой армии современных отечественных критиков марксизма. Но возвращаясь к герою моего очерка, хочу коротко напомнить, что первая попытка перевода на осетинский язык "Манифеста Коммунистической партии" была знаменательным событием в истории общественной мысли осетинского народа. Она свидетельствовала о том, что в Осетии имелась уже почва для распространения идей революционного марксизма. Этой почвой, прежде всего, был рабочий класс предприятий г. Владикавказа, Владикавказской железной дороги и Садонских рудников. Социал-демократические кружки и революционно-демократическая интеллигенция особенно активизировали свою деятельность накануне и в период первой русской революции. Эта революционная обстановка, надо полагать, и породила идею о переводе "Манифеста Коммунистической партии" на осетин­ский язык. Существует версия, что Б. Туганов был активным деятелем одного из владикавказских социал-демократических кружков. Этот факт представляет особый интерес, если иметь в виду, что он происходил из дигорских (осетинских) баделят, которые по социальному статусу были равны российским дворянам.

Отец его Асланбек Магометович Туганов – первый из осетин, ставший в 1851 г. генерал-майором Российской Императорской армии, был самым крупным помещиком в Осе­тии. За верную службу царю-императору последний в 1837 г. пожаловал ему около 20 тыс. десятин земли в предгорье Кавказа. Есть факты и свидетельства очевидцев, которые говорят о том, что Б. Туганов имел сложные и противоречивые взаимоотношения со своими родственниками не только по отцовской линии, но и с Карабугаевыми по материнской, которые, к слову, тоже были аристократами. Подчеркну и то, что Б.Туганов первым из осетин взялся за изучение жизни рабочего класса и первым из них показал классовую борьбу между пролетариатом и буржуазией. К этому следует добавить, что многие годы своей жизни Б.Туганов посвятил литературной деятельности. Причем на достаточно высоком уровне. Еще в юности он писал стихи на родном языке. Затем обратился к прозе и начал писать рассказы на русском языке о жизни осетин.

Здесь, в городе, помимо литературной деятельности, он принимал активное участие в общественно-политической жизни Владикавказа. Знаменателен и тот такт, что накануне выборов депутатов во II Государственную думу в 1906 г. его кандидатура, как свидетельствовал профессор Л.П.Семенов, была выдвинута рабочими Курской слободки в качестве кандидата в депутаты в Государственную думу. То, что его кандидатура была поддержана рабочими, свидетельствует о близости к ним. По своей практической деятельности известный писатель и публицист близко стоял к социал-демократической партии. Он был одним из активных участников демонстраций 1905 г. во Владикавказе. Есть свидетельство, что он чуть не был пристрелен черносотенцами во время одной из демонстраций. Подчеркну и то, что кандидатура Б.Туганова, хотя и была выдвинута, но не баллотировалась. Перед выборами на его квартире произвели обыск, а вслед за этим он был арестован. Понятно, что обыск и арест также свидетельствуют о революционно-пропагандической и демократической деятельности писателя и публициста. По-видимому, в руках полиции не было достаточного количества прямых улик, и Батырбек был освобожден из-под стражи. Но над ним был установлен негласный надзор жандармерии.

В родном селении Дур-Дур Б. Туганов общался с крестьянами, к которым относился с уважением и симпатией. Вместе с женой, умной и образованной Ольгой Захаровной Лерман, организовал школу грамоты для взрослых крестьянских детей. Его благородные намерения встречали жуткое непонимание со стороны других баделят. Это и было одной из главных причин того, что баделята иногда позволяли себе пренебрежительно и высокомерно отзываться о нем, всячески его третировали, язвительно называли "пахампаром" ("пророком"), "осетинским Иисусом Христосом". Некоторые из баделят активно распространяли о нем неприличные анекдоты и обывательские слухи. Травля родственника у Тугановых доходила до того, что известного писателя и публициста объявили "душевнобольным", "невменяемым", "сумасшедшим" и т.д. На самом деле он, будучи широко образованным и являясь активным членом "Общества по распространению грамотности и технических знаний среди горцев Терской области", занимался пропагандой агротехнических знаний среди крестьян. Сдав необходимые испытания, т.е. экзамены по юриспруденции, и получив звание присяжного поверенного, Батырбек Асланбекович часто оказывал помощь нуждающимся односельчанам советами и консультациями. Нередко он выступал в защиту простых крестьян на судебных процессах.

В 70 – 80-е гг. XX в. в Дур-Дуре, собирая полевой материал для написания истории этого уникального селения, одного из первых в равнинной части Осетии, мне приходилось беседовать со старожилами, которые прекрасно помнили Б.Туганова, рассказывая мне в превосходной степени многие интересные факты из его жизни. Среди уважаемых старожилов можно было бы назвать, например, Бичени и Сланбека Кодзасовых, Заурбека Бериева, Магомеда Тадеева, Слангерия Олисаева, Бадага и Ганге Зангионовых и других. Из этого сделал самый главный вывод, что уважительное отношение односельчан к нему было своеобразной аксиомой. Дурдурцы любили его за участие, сердечность и искренность. Они называли его "своим сторонником", хотя Тугановы, как помещики, в целом были эксплуататорами, и к ним отношение у крестьян было совершенно другое.

После Октябрьской социалистической революции 1917 г. Б. Туганов вел профсоюзную работу в Союзе металлистов в Москве, работал на ответственной должности в Комиссариате по делам национальностей РСФСР (в отделе горцев Кавказа), был лично знаком с наркомом по делам национальностей И. Сталиным, а также с наркомом просвещения РСФСР А. Луначарским и другими видными государственными деятелями страны. Все сказанное позволяет думать и утверждать, что талантливый писатель не случайно в 1906 г., находясь еще в Дур-Дуре, обратился к переводу на осетинский язык "Манифеста Коммунистической партии". Во всяком случае, он хорошо знал уровень культурного развития своего народа и понимал, что идеи, содержащиеся в "Манифесте…", изложенные на русском языке, были недостаточно доступными основной массе трудового осетинского народа того времени. Писатель и публицист понимал, что, если удастся издать эту книгу на осетинском языке, то она станет ближе более широкому кругу людей. Необходимо подчеркнуть, что перед ним стояли серьезные трудности, так как он первый в Осетии, из числа осетин, предпринял попытку перевода политической марксистской литературы на осетинский язык. Отмечу и то, что Б.Туганов приступил к переводу "Манифеста…" не ранее 1906 г. в родном селении. Он продолжал работу над ним и в Москве, куда переехал в конце 1906 г. Следует сказать, что свой замысел "дурдурскому Плеханову" не удалось осуществить. Перевод книги не был закончен. Естественно, и не был издан. Работа Батырбека Асланбековича до нас дошла в виде рукописи, которая хранится в архиве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований ВНЦ РАН. Оригинальный документ передал в архив известный ученый, профессор Л.П. Семенов.

После установления советской власти Б.Туганов занимал ответственные должности в Народном комиссариате по делам национальностей в Москве. В 1921 г. он был направлен в Махачкалу в качестве заведующего Дагестанским управлением по коневодству. Там он в июне 1921 г. умер и похоронен в Махачкале. Долгое время считалось, что он умер от холеры. Но существует и другая версия его смерти. Он погиб от рук бандитов. И в заключение хочется обратиться к широкой общественности, особенно к тем, кто наделен властью. Уверен, что этот талантливый человек заслуживает увековечение его славного имени в названии улицы, площади, школы, лицея и т.д. Его именем даже в родном селении не названа ни школа, ни библиотека, ни любое другое учреждение культуры.

Батырбек Асланбекович Туганов (осет. Батырбег Тугъанты , 4 июля 1866 год, село Дур-Дур — 19 июня 1921 год) — осетинский общественный революционный деятель, писатель, переводчик и драматург.

Биография

Скончался 19 июня 1921 года от холеры в Дагестане.

Напишите отзыв о статье "Туганов, Батырбек Асланбекович"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Туганов, Батырбек Асланбекович

– Пустите, я вам говорю. Я беру всё на себя. Я пойду и спрошу его. Я… довольно вам этого.
– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s'en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n'est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.

Читайте также: