Барьеры эффективной коммуникации кратко

Обновлено: 07.07.2024

Навыки эффективного общения – это одни из самых важных и нужных навыков, позволяющих справляться с любой жизненной ситуацией. Вероятность добиться успеха на работе и в обществе, завоевать уважение среди друзей и членов семьи, у детей, супруга, начальника или коллег – все это зависит от того, насколько эффективно вы умеете общаться.

Половина из всего того, что люди обычно пытаются сообщить другим, теряется в процессе перевода и интерпретации. То, что вы пытаетесь сказать, не всегда правильно воспринимается слушателем, и это может привести к недоразумениям.

Хотя многие люди признают свою неэффективность в плане общения, каждый из нас со временем может развить эффективные коммуникативные навыки, тренируясь на практике. Такое общение обычно отличает более спонтанный, а не инсценированный или предварительно отрепетированный характер, поскольку в этом случае речь выглядит более эмоциональной и убедительной.

Что предполагает эффективное общение?

Коммуникация – это всегда двусторонний процесс. Обратная связь и взаимодействие представляют собой факторы, позволяющие узнать, насколько успешным он был. Еще одним важным аспектом эффективной коммуникации является умение слушать.

Люди должны уметь не только эффективно и уверенно говорить, но также слушать и понимать, что хочет сказать другой человек или группа людей. Эффективное общение необходимо для изменения поведения других людей, правильного настраивания их на восприятие чего-либо и получения информации от собеседника.

Психосоциальные проблемы вроде стресса и перепадов настроения – это дополнительные факторы, влияющие на эффективность общения. Чтобы правильно общаться, вы всегда должны понимать собственные чувства и эмоции.

Почему эффективное общение настолько важно?

Эффективное общение может укрепить доверие, помочь людям лучше понять вас, заручиться чьим-то уважением и развить отношения с окружающими. Оно необходимо для установления надежного контакта, а также для укрепления отношений по мере необходимости.

При помощи эффективного общения можно избежать ненужных проблем в отношениях. Оно может быть полезно с точки зрения принятия решений, формулировки выводов и решения проблем через взаимодействие в конфликтных ситуациях. Оно же может пригодиться, если вам нужно сообщить что-то неприятное. Хорошие отношения с людьми уменьшают чувство стресса и беспокойства. У вас также всегда будет надежная социальная поддержка.

Работа в команде или группе единомышленников также требует навыков эффективного общения. Достижение консенсуса возможно только при общении между людьми. Вы должны обладать уверенностью, чтобы влиять на людей и заставлять их верить вам.

Хорошее общение с семьей и друзьями может помочь вам поделиться с ними своими проблемами и чувствами. Эффективное общение необходимо для развития дружеских отношений и контактов. Вам не нужно зависеть от других людей, которые могут что-то сказать за вас, если вы можете сделать это сами.

Вот некоторые из наиболее эффективных навыков общения:

  • Умение слушать
  • Умение говорить кратко
  • Умение проявлять интерес
  • Умение не быть предосудительным
  • Умение аккуратно пользоваться невербальными средствами общения
  • Наблюдательность
  • Умение совладать со стрессом
  • Умение говорить ясно и четко

Роль барьеров в эффективном общении и как их преодолеть

В качестве барьеров могут выступать и другие факторы: окружающая среда, стресс, контекст, чье-то вмешательство, эмоциональный дисбаланс, отсутствие интереса или сосредоточенности, непоследовательный язык тела и т. д.

Вербальное и невербальное общение

Эффективная коммуникация предполагает как вербальное, так и невербальное общение. Язык вашего тела демонстрирует ваши намерения не хуже слов. Невербальные знаки порой говорят более искренне, чем сами слова. Выражение лица, движения рук, зрительный контакт, осанка, интонация – на все эти вещи люди обращают внимание, когда вы говорите. Точно так же и вам следует уделять этому внимание, когда вы следите за речью собеседника.

Эта деловая игра научит игроков убеждать и влиять на кого-либо в любой социальной ситуации Узнайте детали


Психо-социальные и экологические факторы в эффективной коммуникации

Контекст или среда также влияют на эффективность общения, поскольку люди не должны смеяться, когда кто-то плачет. Позиция всегда должна дополнять ситуацию. Эффективное общение – это когда социальные, культурные или экологические факторы используются для того, чтобы влиять на людей и доносить до них четкую информацию.

Эффективная и неэффективная коммуникация

Таким образом, обучение навыкам эффективной коммуникации – крайне важный шаг в жизни каждого человека.

Эффективное общение — презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к 13 готовым тренингам, 256 слайдам, 112 минилекциям, 619 упражнениям, 41 видео и т.д. Это совсем не дорого.

Лекция по теме "Коммуникации и коммуникационные процессы в организации

1. Коммуникационные роли

Члены организации контактируют друг с другом, выполняя разные функции. Коммуникационные роли – это функции, которые выполняют члены организации в процессе передачи информации.



Рис.1 Коммуникационные роли индивидов

1- “сторож”; 2 - “связной”; 3 - “лидер мнения”; 4 - “космополит”


Рис.2. Формальная коммуникационная роль “сторожа”
(индивид Б в группе с трехуровневой организационной структурой)

“Связной” (иногда называемый “связующей точкой”) - это индивид, связывающий на межличностной основе две и более группы в системе, не принадлежа ни одной из них (определенные индивиды играют квазисвязную роль, являясь членами той или иной группы, их называют “мостиками”). “Связные”, таким образом, размещаются на пересечениях информационных потоков в организации. “Связных” называют цементом, скрепляющим структурные “кирпичи” организации: при удалении “связных” система начинает разваливаться на изолированные группы.

Джекобсон и Сишор, обнаружив “связных”, не занимались тогда их поиском. Цель их исследования состояла в поиске социометрических показателей группового членства. Но выявив группы, они убедились, что “связные” между группами существовали во всей сети. При удалении “связных” сеть распадалась на несвязанные группы.

При анализе организаций, как правило, выясняется, что многие руководители высшего звена являются “связными”.

При изучении 142 преподавателей Мичиганского университета, проведенного Шварцем в 1968 г., было выявлено 22 “связных” (15%). Они связывали 29 рабочих групп различного размера. В большинстве исследований от 5 до 20% членов организации оказывались “связными”. Точное число и процент связных в сети зависит от таких факторов, как характер вопроса, задаваемого при обследовании (сравните: “С кем Вы беседуете по делам службы?” и “Как часто Вы контактируете с каждым лицом из указанных в списке?”), а также от вида решаемой организационной задачи (например, необходимы ли для ее выполнения сотрудничество или независимость работников).

Однако наметившаяся недавно тенденция в исследованиях “связных” отодвигает вопрос об их числе в организации на второй план. Эменд утверждает, что целесообразней рассматривать каждого индивида в системе как “связного”. Поэтому он измерял степень выполнения функции “связного” и корреляцию этой переменной с другими. Баллы по шкале этой переменной начисляются респонденту в зависимости от того, насколько он обеспечивает связность всей сети коммуникации в организации.

“Лидеры мнения” приобретают влиятельное положение, оказывая ценные, хотя и редкие услуги своей организации. Следование нормам организации “лидера мнения” является ценной услугой организации, поскольку он служит живым примером правильного поведения для своих последователей.

В общем случае “лидеры мнения” имеют большой доступ к внешним источникам информации, а их основная функция состоит в том, чтобы обеспечить контакты группы с релевантной частью ее внешней среды.

Изучение “лидеров мнения” во множестве ситуаций позволяет выделить их следующие общие черты: более частое общение с внешними компетентными источниками информации; бульшая доступность их для последователей; большая приверженность нормам возглавляемых ими групп.

В большинстве организаций лидерство мнения характерно не только для высших управляющих. Хоторнские исследования (см. юни-ту 1) ясно показали, что неформальные лидеры оказывают весьма сильное влияние на производительность труда членов рабочих групп, хотя с точки зрения иерархии эти лидеры занимали те же должности, что и рядовые рабочие.

“Космополит” - это индивид, который чаще, чем остальные, взаимодействует с внешней средой системы. В той мере, в какой любая организация является открытой, она должна иметь по крайней мере нескольких “космополитов”. В большинстве систем “космополиты” располагаются в вершине и у основания иерархической лестницы. Руководители, совершая частые деловые поездки и используя другие контакты с внешними организациями, в состоянии также получать новые идеи из внешних источников. Большая часть их контактов со средой лежит на макроуровне, поскольку они собирают информацию об изменениях во внешней среде, не располагая знанием тонкостей дела.

Индивиды нижних уровней организационной иерархии также отчасти выступают в роли “космополитов”, поскольку они имеют дело с операционными аспектами изменений внешней среды. Так, работники нижнего звена непосредственно контактируют с покупателями, поступающими материалами и топливом, с информацией о производ-стве. Их “космополитизм” носит, так сказать, земной характер.

В известном смысле “космополиты” являются особым типом “сторожей”, поскольку они контролируют коммуникации, по которым новые идеи поступают в систему. Для “космополитов” верхнего уровняхарактерны деловые поездки, чтение корреспонденции, поступающей из внешней среды, участие в национальных и международных совещаниях и организациях, значительная свобода в выборе места работы. Их примером могут служить профессора университетов, торговые агенты, министры и т.п.

“Космополитизм” некоторых индивидов является ресурсом системы, поскольку они позволяют организации взаимодействовать с внешней средой. Способность предвидеть изменения среды важна для выживания любой системы. Некоторые должности в организации, такие, как специалисты по анализу рынка, по “человеческим отношениям” в фирме, ученые, занятые в сфере исследований и разработок, управляющие сбытом и т.д., обеспечивают возможности более широких контактов со средой. В результате эти, а не другие индивиды с большей вероятностью будут “космополитами”.

Иногда возникают ситуации, когда в ходе разговора собеседникам бывает сложно понять друг друга. В этом виноваты барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог.

Одна и та же фраза может быть сказана и воспринята по-разному. Вопрос, произнесённый на повышенных тонах, будет определён собеседником как гневный. Если вы произнесёте ту же самую фразу полушёпотом, то люди увидят в ней заигрывание. Поэтому порой решающую роль в коммуникации играют не сами слова, а сопутствующие факторы.

1. Перцептивный барьер

Перцептивный барьер — барьер восприятия. Настроение, с которым с нами ведут беседу, напрямую сказывается на эффективности коммуникации.

Проблема

Равнодушный тон и незаинтересованность, выдаваемая языком тела, формируют у собеседника скептическое отношение к успеху беседы и отбивают у него желание вести с вами разговор. То же касается людей, объясняющих свою точку зрения без уважения или с трудно скрываемой или не скрываемой вовсе неприязнью.

Решение

Начните разговор с позитивной ноты и старайтесь удерживать её на протяжении всей беседы. Допускайте уместную жестикуляцию, улыбайтесь и не забывайте о зрительном контакте с собеседником.

2. Поведенческий барьер

Мнение окружающих о нас напрямую влияет на уровень усвоения ими наших слов и на вероятность эффективного диалога. Исходя из отношения к вам, собеседник может абстрагироваться от темы беседы или частично игнорировать информацию.

Проблема

Напыщенный тон — причина неприязни со стороны собеседника. Если вся информация проходит через призму снисходительности, это вредит коммуникации и портит впечатление о говорящем. Низкая самооценка также может послужить причиной возникновения барьера.

Решение

Воспринимайте собеседника как равного себе. Обязательно хвалите человека за хорошо выполненную работу, даже если думаете, что сами могли бы сделать её лучше. Не забывайте про зрительный контакт и улыбку.

3. Языковой барьер

Языковой барьер возникает не только между носителями разных языков, но и между людьми с разным уровнем компетенции в какой-либо области.

Проблема

Если собеседник в речи использует незнакомые слова, вряд ли вы сможете понять его. Прибегая к профессиональным жаргонизмам в разговоре со стажёрами, вы не добьётесь понимания с их стороны и вселите в них неуверенность в собственной профпригодности. Если вы будете объяснять ребёнку решение задачи так, как рассказывали бы взрослому, это также приведёт к печальному результату: ребёнок не сможет решить подобную задачу вновь, пострадает его способность мыслить и докапываться до истины постепенно.

Решение

Упростите вашу речь до уровня собеседника, не проявляя снисхождения, свойственного людям с завышенной самооценкой.

4. Эмоциональный барьер

Эмоциональный барьер возникает из-за неуверенности, злобы, печали или даже излишней радости. Домашние проблемы могут наложить отпечаток на рабочие коммуникации, и наоборот.

Проблема

Испытывая эмоциональное напряжение, мы сами не замечаем, что пропускаем часть информации мимо ушей и как страдает наша способность к анализу и рассуждению. Находясь не в духе, мы становимся раздражительны по отношению к словам собеседника, а чрезмерная радость во время рабочего диалога может привести к одобрению откровенно плохой идеи.

Решение

Будьте выше своих эмоций и не позволяйте им влиять на общение с другими людьми. Находясь в состоянии эмоционального напряжения, старайтесь вести разговор с собеседником нейтрально.

5. Культурный барьер

Когда коммуникация происходит между представителями различных культур, высока вероятность возникновения культурного барьера. Но различия культур проявляются не только в общении с иностранцами или представителями иной веры.

Проблема

Некорректное общение с человеком другой национальности или религии может оскорбить его убеждения. Рассказы о пятничных гулянках могут испортить настроение человеку, которому противопоказан алкоголь. Попытка объяснить человеку старшего возраста смысл популярного ролика на YouTube может быть встречена непониманием.

Решение

Постарайтесь изучить собеседника заранее и ведите разговор максимально тактично. Если высок риск ляпнуть что-то не то, постарайтесь объяснить собеседнику с глазу на глаз, что не слишком хорошо знакомы с его культурой.

6. Гендерный барьер

Причиной непонимания может послужить различия в общении и мышлении мужчин и женщин. Женщинам свойственно мыслить интуитивно, а мужчинам — логически. Так, женщины любят говорить о людях и эмоциях, а мужчины концентрируют внимание на чём-то физическом и измеримом. Эти стереотипы, естественно, касаются не всех.

Проблема

То, что приемлемо по отношению к мужчине, может быть неэтично в общении с женщиной. Мужчина-начальник может скептически относиться к профессиональным навыкам женщин, позволяя стереотипам вмешиваться в коммуникацию. Так он рискует не только задеть собеседниц, но и неверно оценить рабочую ситуацию.

Этот эффект работает и в обратном направлении: отношение к словам обаятельной женщины может быть несправедливо завышено.

Решение

Не разделяйте собеседников по половому признаку. Воспринимайте представителей любого пола как равных себе.

Паша Прокофьев

Пишу о технологиях в Лайфхакере и о музыке в Telegram-канале @pashmallow. Мой контакт в Telegram: @slwpsn.

Содержание

Содержание

  • Понятие и разновидность коммуникативных барьеров
  • Виды коммуникативных барьеров
  • 1. Первый – барьер непонимания
  • 2. Второй барьер – личностный
  • 3. Третий барьер – культурный
  • 4. Четвертый барьер – организационный
  • 5. Пятый барьер – социальный
  • 6. Шестой барьер – физический
  • Советы по улучшению коммуникации

Понятие и разновидность коммуникативных барьеров

Коммуникативные барьеры – те препятствия, с которыми сталкивается человек в процессе коммуникации. Они могут быть вызваны различными факторами – социальными или психологическими, а зачастую, даже естественными.

Виды коммуникативных барьеров

Существует несколько видов барьеров, внутри которых также есть разделение.

1. Первый – барьер непонимания

2. Второй барьер – личностный

Все барьеры этого вида связывают с тем, что партнеры не подходят друг другу по психологическим аспектам – из-за этого возникают трудности. К таким барьерам относят:

3. Третий барьер – культурный

Такие барьеры могут появиться ввиду культурных различий в мировоззрении автора и слушателя. Также он может возникнуть ввиду разных ценностей у двух людей, которые коммуницируют. К таким барьерам относят:

4. Четвертый барьер – организационный

Такой барьер может появиться в компании, если в ней слишком много отделов, или же, если в них много людей – коммуникация в таком случае не получится. К таким барьерам относят:

  • Централизация в системе управления – такой барьер приводит к тому, что все отдаленные от центра управления отделы остаются мало информированы.
  • Чрезмерная дифференциация подразделений – а последствием этого барьера является то, что отделы становятся слишком самостоятельными и перестают поддерживать коммуникацию с другими отделами. У них исчезает общая цель, ради которой необходимо обмениваться информацией.
  • Отсутствие определенности обязанностей и прав – в таком случае, барьер действует на то, что при размытых границах ответственности начинается всеобщий хаос.
  • Нежелание делиться информацией – такой барьер возникает, когда те отделы, которые владеют информацией, не распространяют ее в другие отделы, тем самым нарушается общая цепочка коммуникации, и теряется ее суть. Впоследствии решение отделов может быть неверным, так как актуальная информация есть не у всех структурных подразделений.

5. Пятый барьер – социальный

При возникновении этого барьера происходит то, что называют различием во взглядах. Когда ценности и установки у каждого человека вступают в противоборство с ценностями партнера. К таким барьерам относят:

  • Когнитивные – такие барьеры возникают тогда, когда слушатель представляет предмет коммуникации в одной форме и совершенно не может сработать на то, что предмет может выглядеть иначе и принимать иную форму.
  • Различия по статусу – этот барьер может возникнуть при коммуникации между руководством и подчиненным. Когда сотрудник, например, очень волнуется, стесняется и совершенно не может совладать с собой, а соответственно, и не может получить информацию.
  • Профессиональные – такие барьеры возникают между представителями разных сфер деятельности и профессий, при таком барьере каждый из собеседников принижает и недооценивает значимость работы другого.
  • Барьеры, связанные с образованием – в этом случае, барьер выступает лишь в роли оценщика уровня знаний. Также люди находятся все-таки на разных позициях, что само по себе затрудняет общение.

6. Шестой барьер – физический

Физический барьер может возникнуть, если существуют какие-либо материальные помехи к коммуникации. К таким относят:

  • Пространственные барьеры – это барьеры, возникшие из-за расстановки предметов в помещении или вовсе из-за удаления сотрудников на слишком дальнее расстояние друг от друга.
  • Временные барьеры – такие барьеры возникают при установке определенных временных рамок, в которые двум партнерам можно обмениваться информацией.
  • Технические барьеры – к таким барьерам можно причислить все, что связано с техническим оснащением пространства: сломанные телефоны, неработающие компьютеры и прочее.

Советы по улучшению коммуникации

Пять советов, которые окажутся вам полезными, если вы хотите улучшить качество коммуникации:

Читайте также: