Банковский менеджмент это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Банковский менеджмент – система управления кредитной организацией как коммерческим предприятием. Банк аккумулирует сбережения юридических и физических лиц. Поэтому, помимо задачи получения прибыли, не меньшее значение имеет обеспечение сохранности средств кредиторов.

В банковском менеджменте принято выделять четыре составляющие.

Во-первых, планирование, которое позволяет заглянуть в будущее кредитной организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Результатом банковского планирования должно стать создание общего бизнес-плана и отдельных оперативных планов по различным направлениям деятельности (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая политика и т. д.).

Во-вторых, анализ, направленный на оценку деятельности банка. Сравнение достигнутых результатов в целом и по отдельным направлениям с планами и прогнозами.

В-третьих, регулирование, которое включает совершенствование организационной структуры банка, подготовку новых и доработку действующих инструкций, снижение объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка и всей кредитной организации в целом. В рамках регулирования происходит корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, определяются меры по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

В-четвертых, контроль, состоящий из внешнего, осуществляемого Центральным банком, и внутреннего, направленного на проверку соблюдения внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Основные направления менеджмента банка:

– разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным видам деятельности кредитной организации: депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.;

– маркетинг банковских продуктов и услуг;

– управление активами и пассивами банка;

– управление собственным капиталом;

– управление банковскими рисками.

Менеджмент банка – многогранная наука, в которой единых методов для всей кредитной системы не существует. Каждый банк вырабатывает собственную систему менеджмента, периодически пересматривает ее, приводит в соответствие с условиями на конкурентном рынке банковских услуг, а также корректирует в связи с изменениями законодательства.


Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует организации системы внутреннего контроля всей деятельности банка. Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.

Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.

К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надёжность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут обернуться убытками. Неэффективное управление рисками в банковской деятельности может привести учреждение к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности должен сформировать такую систему мероприятий, которая направлена на получение прибыли и одновременно максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.

Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

  • компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;
  • качеством планирования;
  • управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);
  • управлением ликвидностью банка;
  • управлением человеческими ресурсами;
  • созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;
  • единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анализа и контроля, стратегического планирования.

Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент — научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

  • управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);
  • управление персоналом.

Направления банковского менеджмента

Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль.

Общее планирование позволяет моделировать будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также объективную оценку имеющихся ресурсов. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам, показывает взаимодействие всех сторон деятельности банка через сводные показатели, даст возможность соотнести их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке.

Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и другая политика).

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

Основу свободной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном разрезе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности показателей банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка. Наряду с этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям.

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению.

Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка РФ, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Функции и принципы банковского менеджмента

Банковский менеджмент является очень широкой дисциплиной, охватывающей методы анализа и управления всеми сферами деятельности банка, в связи с чем излагают два элемента банковского менеджмента:

Функции банковского менеджмента:

  • выбор долгосрочной стратегии банковской деятельности;
  • координация целей, управляющих воздействий и действий всех элементов системы управления;
  • организация технологического цикла банковской деятельности (формирование капитала, управление пассивами и активами и т.д.).

Принципы банковского менеджмента:

  • учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
  • учет нормативных требований Центрального Банка;
  • ориентация деятельности на рыночный спрос на услуги кредитный организаций;
  • оптимизация доходности и рисков банковских операций;
  • сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении.

Несмотря на высокую степень регулируемости банковской деятельности каждый банк представляет собой самоуправляемую систему, имеющую собственное содержание.

  • постановка целей;
  • анализ управленческой деятельности;
  • прогнозирование;
  • планирование;
  • организация и регулирование деятельности всех подразделений банка;
  • мотивация деятельности персонала;
  • мониторинг (слежение), контроль и учет.

Виды банковского менеджмента

Виды банковского менеджмента:

  • стратегический (общий);
  • финансовый;
  • менеджмент персонала.

Стратегический (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка.

Финансовый менеджмент — управление финансово — экономической деятельностью банка.

Финансовый менеджмент включает:

  • управление капиталом;
  • управление активами и пассивами;
  • управление ликвидностью;
  • управление доходностью;
  • управление банковскими рисками.

Менеджмент персонала — управление трудовыми ресурсами на базе кадровой политики банка.

Банковский менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный в условиях рынка на достижение определенных конкретных целей посредством рационального (прагматичного) использования банковских и трудовых ресурсов с применением своих особых принципов, функций и методов. Банковский менеджмент — управление банком в условиях рыночной экономики — строится на использовании следующих основных принципов:

  • ориентация любого банка на спрос и потребность рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения издержек и получения оптимальных результатов;
  • корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);
  • учет окончательного результата работы банка и его отделений (филиалов) в процессе деятельности на рынке;
  • обязательное использование современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;
  • рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

Функции внутрибанковского управления:

  • Функция маркетинга предусматривает изучение рынка и спроса на нем в целях удовлетворения клиентов в банковских продуктах и услугах.
  • Функция планирования и прогнозирования включает в себя разработку банковской политики и деятельности на ближайшее и перспективное будущее.
  • Функция организации означает разработку таких структуры банка и его механизма, которые отвечали бы требованиям поставленных целей и стратегии банка.
  • Функция контроля и учета предусматривает постоянный контроль за внутрибанковской деятельностью через внутренний аудит и проверку работы банковских подразделений с целью поддержания оптимальной ликвидности.
  • Пассивные и активные операции — это основные операции банка, которые являются стержнем всех банковских методов в рамках внутрибанковского управления.
  • Внутрибанковский расчет предусматривает организацию расчетных операций внутри банка между его различными отделами и подразделениями, отделениями, филиалами, агентствами.
  • Процентная политика — важный элемент банковских методов, так как от размера процентов, взимаемых по пассивным и активным операциям, а также финансовым услугам, зависит расширение банковских операций и повышение их доходности.
  • Банковская стратегия и политика — это система разработки различных целей, стратегия их выполнения и конкретные методы ее реализации. Составными элементами политики и стратегии выступают маркетинг, процентная политика, расширение зарубежной деятельности, информационное обеспечение банковской деятельности, расширение банковских операций.

Разработка научно-технической политики банка означает разработку и организацию научного поиска с целью изобретения новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек, повышения конкуренции.

Разработка и внедрение новых банковских продуктов и услуг представляет собой конкретную разработку новых банковских продуктов и внедрение (реализацию) их на рынке среди различных категорий физических и юридических лиц.

Организация научно-технической деятельности включает в себя организацию специальных подразделений банка, обеспечение персоналом, информацией и технической базой для проведения исследовательских работ.

Обеспечение развития банковской деятельности. Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям банковской деятельности включает в себя разработки таких важнейших направлений, как расширение пассивных и активных операций и их отдельных элементов, процентная политика, маркетинг, обеспечение ликвидности, инвестиции, информационное обеспечение.

Развитие банковских технологий — это разработка конкретных операций и документооборота в рамках пассивных и активных операций.

Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует организации системы внутреннего контроля всей деятельности банка. Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.

Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.

К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надёжность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут обернуться убытками. Неэффективное управление рисками в банковской деятельности может привести учреждение к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности должен сформировать такую систему мероприятий, которая направлена на получение прибыли и одновременно максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.

Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

· компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;

· управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);

· управлением ликвидностью банка;

· управлением человеческими ресурсами;

· созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;

· единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анатиза и контроля, стратегического планирования.

Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

· управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);

1.2 Принципы банковского менеджмента

К основным принципам банковского менеджмента относятся:

- ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую норму прибыли;

- постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности, уменьшению издержек и получению оптимальных финансовых результатов;




- корректировка целей, задач, программ банка исходя из состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

- учет результирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);

- использование современных информационных технологий (компьютерных сетей, терминалов связи с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

- рациональный подбор персонала и его эффективное использование;

- направленность действий системы управления на достижение глобальной цели банка;

- единство цели, результата и средств достижения;

- комплексность процесса управления, включающего в себя анализ, планирование, регулирование, мотивацию и контроль;

- единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего непрерывное развитие банка;

- контроль за применяемыми управленческими решениями;

- материальное и моральное стимулирование творческой активности;

- индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать весь потенциал;

- заинтересованность каждого работника в повышении квалификации;

- ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

- гибкость организационной структуры управления.

1.3 Цели и задачи банковского менеджмента

Целью банковского менеджмента является координация и использование усилий многих людей для достижения целей организации.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка и подразделяются на экономические и социальные.

Видимой экономической целью банка является обеспечение эффективности операций и максимизация прибыли, что вытекает из природы банка как предпринимательской структуры. Такая цель оправдана с точки зрения вложения средств, но в долгосрочной перспективе не может быть целью банка как общественно – значимого института. Экономической целью банка является не максимизация прибыли, а увеличение ценности, стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объема операций, увеличение клиентской базы, повышение рыночной стоимости акций банка. Понятие стоимости банка связано с не только с понятием стоимости собственного капитала, но и его ценностью как единой структуры клиентов, менеджеров и технологий. Экономической макроцелью банковского менеджмента может быть обеспечение сохранности привлеченных средств и эффективное их вложение в экономику.

Социальной целью банковского менеджмента является удовлетворение клиентов в наборе и качестве необходимых услуг, банковских продуктов. Банковские цели тесно должны быть связаны с общим хозяйственным процессом и целями денежно-кредитной политики государства, и соответствовать концептуальным целям и задачам банка, его миссии.

Функции банковского менеджмента связаны с основными направлениями -управлением финансовыми потоками и трудовыми ресурсами. Составными частями менеджмента в банке являются финансовый менеджмент и кадровый менеджмент, есть и другие направления - управление материальными активами, фондами банка, которые имеют второстепенную роль.

Функции банковского менеджмента.

Переориентация банковской деятельности со спекулятивного бизнеса в сферу реальной экономики требует организации системы внутреннего контроля всей деятельности банка. Поэтому в данный момент перед коммерческими банками на первый план выдвигается необходимость повышения качества банковского менеджмента и всех его составляющих: риск-менеджмента, финансового менеджмента, организации и маркетинга.

Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ.

К микроэкономическим целям относятся устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические цели находятся в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент позволяет банку не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, ведущим к банкротству, но зачастую адаптирует их к своим целям. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Банк как коммерческая организация ставит своей задачей получение прибыли, которая обеспечивает устойчивость и надёжность его функционирования и может быть использована для расширения его деятельности. Ориентация на прибыльность операций всегда связана с различными видами рисков, которые при отсутствии системы их ограничения могут обернуться убытками. Неэффективное управление рисками в банковской деятельности может привести учреждение к банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств, связанных с ним предприятий, банков и граждан. Поэтому любой банк при определении стратегии своей деятельности должен сформировать такую систему мероприятий, которая направлена на получение прибыли и одновременно максимально учитывает возможности предотвращения потерь при осуществлении банковской деятельности.

Умение рисковать в разумных пределах — один из элементов культуры предпринимательства в целом, а банковской в особенности. Надежность управления банком определяется следующими характеристиками:

· компетентностью руководства в стратегическом анализе, планировании, разработке политики и в управленческих функциях;

· управлением рисками (кредитными, процентными, валютными);

· управлением ликвидностью банка;

· управлением человеческими ресурсами;

· созданием систем контроля: аудит и внутренний аудит, мониторинг доходности, ликвидности рисков;

· единой информационной технологией: комплексной автоматизацией документооборота, бухгалтерского учета, текущего анатиза и контроля, стратегического планирования.

Совокупность перечисленных выше условий проявляется при реализации банковского менеджмента и его составляющих.

Банковский менеджмент - научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков. Банковский менеджмент состоит из двух крупных блоков:

· управление финансово-экономической деятельностью банка (финансовый менеджмент);

1.2 Принципы банковского менеджмента

К основным принципам банковского менеджмента относятся:

- ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую норму прибыли;

- постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности, уменьшению издержек и получению оптимальных финансовых результатов;

- корректировка целей, задач, программ банка исходя из состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного, рынка ценных бумаг);

- учет результирующих показателей деятельности банка и его отделений (филиалов);

- использование современных информационных технологий (компьютерных сетей, терминалов связи с валютной и фондовой биржами, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью принятия оптимальных решений;

- рациональный подбор персонала и его эффективное использование;

- направленность действий системы управления на достижение глобальной цели банка;

- единство цели, результата и средств достижения;

- комплексность процесса управления, включающего в себя анализ, планирование, регулирование, мотивацию и контроль;

- единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего непрерывное развитие банка;

- контроль за применяемыми управленческими решениями;

- материальное и моральное стимулирование творческой активности;

- индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать весь потенциал;

- заинтересованность каждого работника в повышении квалификации;

- ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

- гибкость организационной структуры управления.

1.3 Цели и задачи банковского менеджмента

Целью банковского менеджмента является координация и использование усилий многих людей для достижения целей организации.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка и подразделяются на экономические и социальные.

Видимой экономической целью банка является обеспечение эффективности операций и максимизация прибыли, что вытекает из природы банка как предпринимательской структуры. Такая цель оправдана с точки зрения вложения средств, но в долгосрочной перспективе не может быть целью банка как общественно – значимого института. Экономической целью банка является не максимизация прибыли, а увеличение ценности, стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объема операций, увеличение клиентской базы, повышение рыночной стоимости акций банка. Понятие стоимости банка связано с не только с понятием стоимости собственного капитала, но и его ценностью как единой структуры клиентов, менеджеров и технологий. Экономической макроцелью банковского менеджмента может быть обеспечение сохранности привлеченных средств и эффективное их вложение в экономику.

Социальной целью банковского менеджмента является удовлетворение клиентов в наборе и качестве необходимых услуг, банковских продуктов. Банковские цели тесно должны быть связаны с общим хозяйственным процессом и целями денежно-кредитной политики государства, и соответствовать концептуальным целям и задачам банка, его миссии.

Функции банковского менеджмента связаны с основными направлениями -управлением финансовыми потоками и трудовыми ресурсами. Составными частями менеджмента в банке являются финансовый менеджмент и кадровый менеджмент, есть и другие направления - управление материальными активами, фондами банка, которые имеют второстепенную роль.

Читайте также: