Балетмейстер александр горский кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хореограф Федор Лопухов вспоминал танцующего Горского:

Но какой была жизнь великого артиста за сценой?

Окруженный балеринами, творчеством которых он вдохновлялся, мэтр был трагически одинок всю свою жизнь. Все его увлеченности и любови не были взаимными.

Он одним из первых получил звание Заслуженного артиста республики. Горский был далек от политики, борьба за власть, как и театральные склоки ему были не интересны, он никогда не принимал в них участия, но становилось всё сложнее и сложнее претворять свои идеи в жизнь.

Реализовывал себя Горский в экспериментальных студиях. Там собиралась молодежь, которая легко откликалась на его творческие идеи, и с этой молодежью он с удовольствием работал.

В свой последний год жизни, 1924-й, Горский не мог работать — сказалось нервное напряжение последних лет. И это было особенно тяжело. Но неизменно каждый день он выходил из своей холостяцкой квартиры в Копьевском переулке, шел в Большой театр, растерянно бродил по коридорам, невпопад отвечал на вопросы, не замечая перешептывания за спиной. Он не мог расстаться с театром . Буйные взрывы эмоций сменялись подавленностью, у него была расшатана психика. Хореографа не стало 20 октября, и по нынешним меркам он умер молодым — 53 года.

Вместе с ним ушел из театра его оригинальный репертуар.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Александр Горский родился 6 августа 1871 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье торгового служащего. В 1880 году поступил в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, учился у педагога Николая Ивановича Волкова.

Артист одинаково успешно проявлял себя и в классическом танце, и в танцах народно-характерных, и в пантомиме. Также прекрасно рисовал, дирижировал оркестром. Большой интерес вызвала у него система записи танцевальных движений, созданная Степановым - даже написал учебное пособие по этой системе.

Скончался Александр Алексеевич Горский 20 октября 1924 года в возрасте пятидесяти трех лет.

Редакции балетов и постановки актов

Александр Горский фотографии

Вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.

По окончании Петербургского Императорского театрального училища, в 1889 году поступил на службу в Мариинский театр.

С 1902 по 1924 — балетмейстер Большого театра.

последнее обновление информации: 20.10.19

дополнительная информация >>

Горский вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.

Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь обшей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.

В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н. И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Ива́нова.

Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара:

С 1901 года Александр Алексеевич стал режиссёром балета, а с 1902 по 1924 — балетмейстером Большого театра.

Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.

В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.

Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты:

Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала ХХ века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина.

Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями: В. А. Каралли, С. В. Федорова, А. М. Мессерер, Я. Д. Ицхоки.

Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репертуар балета Большого театра.

Балеты Горского

Балеты в редакции Горского и по сей день очень популярны, они идут во многих театрах мира.

В том спектакле первый акт шёл с поставленной хореографией Горского. Но балетмейстер сохранил все лучшее, что было в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. В целом он усилил действенность спектакля, и премьера прошла успешно.

24 ноября 1902 года в Большом театре состоялась премьера спектакля, музыку к которому написал Антон Симон. Спектакль вызвал резкое осуждение со стороны знатоков балета, которые считали, что в нём мало танцев, хотя это было совершенно неверно: и танцев было достаточно, особенно в третьем акте, и поставлены они были мастерски. Спектакль отражал творческие поиски балетмейстера в области создания хореографической драмы, в которой все танцы вытекали из действия и подчинялись логике поступков главных героев. Художниками спектакля стали Константин Коровин и Александр Головин, дирижёр — А. Ф. Арендс. Роли исполняли:

Эсмеральда — Э. Гримальди (затем С. В. Фёдорова), Клод Фролло — В. Ф. Гельцер, Феб — М. М. Мордкин, Квазимодо — Н. П. Домашёв, Гренгуар — К. А. Бек, Гудула — М. А. Другашева.

Обновляя балеты классического наследия Сен-Леона или Петипа, Горский давал им своеобразную трактовку и более долгую жизнь. И, благодаря ему, эти спектакли надолго сохранились в репертуаре современных театров:

Александр Алексеевич Горский прожил недолгую, но творчески очень насыщенную жизнь. Он оставил балеты, которые приятно исполнять артистам, и которые радуют зрителя.

Редакции балетов и постановки актов

Балеты Горского



Литература

Примечания

Ссылки

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 6 августа
  • Родившиеся в 1871 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 20 октября
  • Умершие в 1924 году
  • Умершие в Москве
  • Артисты балета по алфавиту
  • Артисты балета Российской империи
  • Артисты балета России
  • Артисты балета XIX века
  • Балетмейстеры по алфавиту
  • Балетмейстеры Российской империи
  • Балетмейстеры России
  • Балетмейстеры СССР
  • Балетмейстеры XIX века
  • Балетмейстеры XX века
  • Балетные педагоги по алфавиту
  • Балетные педагоги Российской империи
  • Балетные педагоги России
  • Балетные педагоги СССР
  • Балетные педагоги XIX века
  • Балетные педагоги XX века
  • Балет Мариинского театра
  • Персоналии:Мариинский театр
  • Балет Большого театра
  • Персоналии:Большой театр
  • Балеты Горского
  • Выпускники академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Преподаватели Московской государственной академии хореографии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Горский, Александр Алексеевич" в других словарях:

Горский Александр Алексеевич — [6(18).8.1871, около Петербурга, 20.10.1924, Москва], советский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 1889 … Большая советская энциклопедия

ГОРСКИЙ Александр Алексеевич — (1871 1924) российский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). В 1901 24 работал в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался… … Большой Энциклопедический словарь

Горский, Александр Алексеевич — ГОРСКИЙ Александр Алексеевич (1871 1924), артист балета, балетмейстер. В 1889 1900 в Мариинском театре (Фавн, Арлекин “Времена года” и “Испытания Дамиса” А.К. Глазунова), в 1901 24 в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Горский Александр Алексеевич — (1871, Петербург — 1924, Москва), балетмейстер, артист , педагог, заслуженный артист императорских театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 1889—1900 в труппе Мариинского театра. Исполнял классические… … Москва (энциклопедия)

Горский, Александр Алексеевич — Род. 1871, ум. 1924. Танцовщик, балетмейстер. Работал в Большом театре (1901 24 гг.) … Большая биографическая энциклопедия

Горский, Александр — Александр Горский Горский, Александр Алексеевич (1871 1924) российский балетмейстер, Заслуженный артист Императорских театров (1915). Горский, Александр Васильевич (1812 1875) церковный историк и богослов, ректор Московской Духовной… … Википедия

Горский — Содержание 1 Фамилия 2 Персоналии 3 Топоним 4 См. также … Википедия

ГОРСКИЙ — Александр Алексеевич (1871 1924), артист балета, балетмейстер. В 1889 1900 в Мариинском театре (Фавн, Арлекин Времена года и Испытания Дамиса А.К. Глазунова), в 1901 24 в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался… … Современная энциклопедия

ГОРСКИЙ — Александр Алексеевич (1871 1924), артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). В 1901 24 в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался… … Русская история

Читайте также: