Балетмейстер александр горский кратко
Обновлено: 05.07.2024
Хореограф Федор Лопухов вспоминал танцующего Горского:
Но какой была жизнь великого артиста за сценой?
Окруженный балеринами, творчеством которых он вдохновлялся, мэтр был трагически одинок всю свою жизнь. Все его увлеченности и любови не были взаимными.
Он одним из первых получил звание Заслуженного артиста республики. Горский был далек от политики, борьба за власть, как и театральные склоки ему были не интересны, он никогда не принимал в них участия, но становилось всё сложнее и сложнее претворять свои идеи в жизнь.
Реализовывал себя Горский в экспериментальных студиях. Там собиралась молодежь, которая легко откликалась на его творческие идеи, и с этой молодежью он с удовольствием работал.
В свой последний год жизни, 1924-й, Горский не мог работать — сказалось нервное напряжение последних лет. И это было особенно тяжело. Но неизменно каждый день он выходил из своей холостяцкой квартиры в Копьевском переулке, шел в Большой театр, растерянно бродил по коридорам, невпопад отвечал на вопросы, не замечая перешептывания за спиной. Он не мог расстаться с театром . Буйные взрывы эмоций сменялись подавленностью, у него была расшатана психика. Хореографа не стало 20 октября, и по нынешним меркам он умер молодым — 53 года.
Вместе с ним ушел из театра его оригинальный репертуар.
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Александр Горский родился 6 августа 1871 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье торгового служащего. В 1880 году поступил в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой, учился у педагога Николая Ивановича Волкова.
Артист одинаково успешно проявлял себя и в классическом танце, и в танцах народно-характерных, и в пантомиме. Также прекрасно рисовал, дирижировал оркестром. Большой интерес вызвала у него система записи танцевальных движений, созданная Степановым - даже написал учебное пособие по этой системе.
Скончался Александр Алексеевич Горский 20 октября 1924 года в возрасте пятидесяти трех лет.
Редакции балетов и постановки актов
Вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.
По окончании Петербургского Императорского театрального училища, в 1889 году поступил на службу в Мариинский театр.
С 1902 по 1924 — балетмейстер Большого театра.
последнее обновление информации: 20.10.19
дополнительная информация >>
Горский вошёл в историю балета, как реформатор театрального действия, увидевший по-новому художественные принципы театра.
Он был разносторонне талантливым человеком, мог дирижировать оркестром, рисовал. Обладая такими широкими знаниями, Горский в своих постановках стремился достичь обшей гармонии всех составных частей спектакля, ввести в работу с хореографическим коллективом балетную режиссуру, разработать танцевальную драматургию спектакля, а также утвердить новые приемы декорационного оформления и подбора костюмов для артистов балета.
В Санкт-Петербургском Императорском театральном училище Горский учился у педагога Н. И. Волкова, среди учеников которого были Александр Ширяев и Михаил Фокин. Многому он научился у мастеров петербургской сцены Мариуса Петипа и Льва Ива́нова.
Обладая хорошей школой, Горский в первые же месяцы исполнял партии классического и характерного репертуара:
С 1901 года Александр Алексеевич стал режиссёром балета, а с 1902 по 1924 — балетмейстером Большого театра.
Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета XIX века: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита, Александр Горский работал с художником Константином Коровиным.
В этих спектаклях Горский усиливал действенность отдельных эпизодов, а также реформировал принципы построения кордебалетных танцев, отступив в них от правил симметричного расположения ансамбля.
Осуществив классические постановки Мариуса Петипа, Александр Алексеевич, под влиянием Московского Художественного театра, обратил свой интерес к литературным источникам, поставив балеты:
Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала ХХ века. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов: Е. В. Гельцер, М. М. Мордкина.
Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями: В. А. Каралли, С. В. Федорова, А. М. Мессерер, Я. Д. Ицхоки.
Результатом многолетней деятельности Горского в Москве явился содержательный, преобразованный, обновленный репертуар балета Большого театра.
Балеты Горского
Балеты в редакции Горского и по сей день очень популярны, они идут во многих театрах мира.
В том спектакле первый акт шёл с поставленной хореографией Горского. Но балетмейстер сохранил все лучшее, что было в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова. В целом он усилил действенность спектакля, и премьера прошла успешно.
24 ноября 1902 года в Большом театре состоялась премьера спектакля, музыку к которому написал Антон Симон. Спектакль вызвал резкое осуждение со стороны знатоков балета, которые считали, что в нём мало танцев, хотя это было совершенно неверно: и танцев было достаточно, особенно в третьем акте, и поставлены они были мастерски. Спектакль отражал творческие поиски балетмейстера в области создания хореографической драмы, в которой все танцы вытекали из действия и подчинялись логике поступков главных героев. Художниками спектакля стали Константин Коровин и Александр Головин, дирижёр — А. Ф. Арендс. Роли исполняли:
Эсмеральда — Э. Гримальди (затем С. В. Фёдорова), Клод Фролло — В. Ф. Гельцер, Феб — М. М. Мордкин, Квазимодо — Н. П. Домашёв, Гренгуар — К. А. Бек, Гудула — М. А. Другашева.
Обновляя балеты классического наследия Сен-Леона или Петипа, Горский давал им своеобразную трактовку и более долгую жизнь. И, благодаря ему, эти спектакли надолго сохранились в репертуаре современных театров:
Александр Алексеевич Горский прожил недолгую, но творчески очень насыщенную жизнь. Он оставил балеты, которые приятно исполнять артистам, и которые радуют зрителя.
Редакции балетов и постановки актов
Балеты Горского
Литература
Примечания
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 6 августа
- Родившиеся в 1871 году
- Родившиеся в Санкт-Петербурге
- Умершие 20 октября
- Умершие в 1924 году
- Умершие в Москве
- Артисты балета по алфавиту
- Артисты балета Российской империи
- Артисты балета России
- Артисты балета XIX века
- Балетмейстеры по алфавиту
- Балетмейстеры Российской империи
- Балетмейстеры России
- Балетмейстеры СССР
- Балетмейстеры XIX века
- Балетмейстеры XX века
- Балетные педагоги по алфавиту
- Балетные педагоги Российской империи
- Балетные педагоги России
- Балетные педагоги СССР
- Балетные педагоги XIX века
- Балетные педагоги XX века
- Балет Мариинского театра
- Персоналии:Мариинский театр
- Балет Большого театра
- Персоналии:Большой театр
- Балеты Горского
- Выпускники академии русского балета имени А. Я. Вагановой
- Преподаватели Московской государственной академии хореографии
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Горский, Александр Алексеевич" в других словарях:
Горский Александр Алексеевич — [6(18).8.1871, около Петербурга, 20.10.1924, Москва], советский артист балета, балетмейстер, педагог, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 1889 … Большая советская энциклопедия
ГОРСКИЙ Александр Алексеевич — (1871 1924) российский артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). В 1901 24 работал в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался… … Большой Энциклопедический словарь
Горский, Александр Алексеевич — ГОРСКИЙ Александр Алексеевич (1871 1924), артист балета, балетмейстер. В 1889 1900 в Мариинском театре (Фавн, Арлекин “Времена года” и “Испытания Дамиса” А.К. Глазунова), в 1901 24 в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Горский Александр Алексеевич — (1871, Петербург 1924, Москва), балетмейстер, артист , педагог, заслуженный артист императорских театров (1915). По окончании Петербургского театрального училища в 18891900 в труппе Мариинского театра. Исполнял классические… … Москва (энциклопедия)
Горский, Александр Алексеевич — Род. 1871, ум. 1924. Танцовщик, балетмейстер. Работал в Большом театре (1901 24 гг.) … Большая биографическая энциклопедия
Горский, Александр — Александр Горский Горский, Александр Алексеевич (1871 1924) российский балетмейстер, Заслуженный артист Императорских театров (1915). Горский, Александр Васильевич (1812 1875) церковный историк и богослов, ректор Московской Духовной… … Википедия
Горский — Содержание 1 Фамилия 2 Персоналии 3 Топоним 4 См. также … Википедия
ГОРСКИЙ — Александр Алексеевич (1871 1924), артист балета, балетмейстер. В 1889 1900 в Мариинском театре (Фавн, Арлекин Времена года и Испытания Дамиса А.К. Глазунова), в 1901 24 в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался… … Современная энциклопедия
ГОРСКИЙ — Александр Алексеевич (1871 1924), артист балета, балетмейстер, заслуженный артист императорских (позднее государственных академических) театров (1915). В 1901 24 в Большом театре. Реформатор балетного театра, в спектаклях добивался… … Русская история
Читайте также: