Аюрведа история возникновения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

История аюрведы

Источники

Ведические источники

В Яджурведе упоминаются четыре сока человеческого тела. [6]

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов. Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона.

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: [7] :

  • Чарака-самхита, (150 г. н. э.) (в ней даются описания лечения внутренних болезней, содержатся сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность [6] ).
    , (350 г. н. э.) (в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств [6] . В ней перечисляются те же медикаменты, что описаны в Чарака Самхите и Атарваведе. Некоторые из них встречаются также у Гиппократа[8] )
  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Легенда о происхождении аюрведы

Легендарный прародитель аюрведы



Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы, способности соли залечивать раны [11] .

Медицина в буддийский период

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары; специализация — терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация — хирургия

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености. [8]

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. [14] . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа, венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Не позднее VIII—IX вв. Мадхавакара составил нормативный учебник аюрведы — Ругвинишчая (Исследование болезней) — пособие по патологии и диагностике. К XIII в. был изучен медицинский пульс. [8] Уже к XII—XIII в. аюрведа начинает сливаться с расаяной индийской алхимией. Некоторые полагают, что это свидетельствует о кризисе учения. Существует другое мнение, что расаяна — самая древняя изначальная часть аюрведы, которую развивал сам Дханвантари.

Влияние аюрведы на медицинские традиции других стран



Аюрведа сегодня



В XVII в. хирурги Ост-Индской компании обучались у аюрведистов искусству ринопластики. [6] В XVIII—XIX вв. Аюрведа пережила упадок, не выдержав конкуренции с европейскими медиками.

К середине XX в. традиционная индийская медицина приобрела популярность на Западе, к концу XX в. в России. В Соединенных Штатах аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы (основанном Скоттом Герсоном (Scott Gerson)); в Израиле — в колледже Ридман (Reidaman college, основан Салли Ридман). Студенты учатся в течение 4-ех лет, изучая в том числе и аллопатическую медицину. По окончании обучения проводится стажировка в Индии. Базовые процедуры аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран. А некоторые её направления и методы, такие, как: хирургия, терапия, педиатрия, фармакология и офтальмология; массаж, иглоукалывание, физиотерапия и диетология также перешли в современную медицинскую практику.

В настоящее время в Индии, помимо европейской медицины, распространены традиционные системы Унани, Сиддха, Эмчи. Все эти школы имеют много общего с Аюрведой. [1]

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. [17] Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в 1980) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии. [18]

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей [19] :

  • Внутренняя медицина — Kayachikitsa
  • Хирургия — Shalya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку. [6]

  • Токсикология — Agada Tantra
  • Очистка генетических [источник не указан 1174 дня] нарушений — Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие — Rasayana Tantra (расаяна)
  • Духовное лечение (психиатрия) — Bhuta Vidya, (Тантра, Прана , Йога)

Философия аюрведы

Аюрведа — не только медицинская, но и философская система, в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Система трёх дош

  • земля (притхви) — представляет собой твердое вещество или энергию, упакованную в вещество.
  • вода (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
  • огонь (агни) — принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
  • воздух (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
  • эфир (акаша) — субстанция пространства, аналог физического вакуума. [1]

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. [16] Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма. [16]



От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения — Пракрити. Пракрити — это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее Изначальную природу, беспричинную первопричину Вселенной. Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:

    — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью; — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием; — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется — Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых — лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих — хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) [23] . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами — этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления [24] .





Лекарства назначаются с учетом их вкуса (раса), свойств (гуна), силы воздействия (виръя), ощущения после их усвоения (випака), а также их специфического действия (прабхава). Так как болезни вызываются различными факторами — неправильным питанием, психическими причинами и климатическими колебаниями, то и лечить их надо набором медикаментов, которые смешивают по определенным рецептам. Лекарства приготавливаются в виде сиропов, порошков, отваров, настоев, пилюль, таблеток, масляных или спиртовых растворов. Лекарство приготавливается, исходя из того, что, по возможности, один препарат должен помогать от нескольких недугов, должен обладать большой лечебной силой, приятным вкусом и не портиться при долгом хранении. В аюрведических текстах перечисляются тысячи рецептов, и врач должен уметь сочетать их, основываясь на своем опыте [27] . Так Ригведе перечисляются более 700 растений, обладающих целебными свойствами и носящими также ритуальное значение [28] .

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем — в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях [29] . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо [30] .

Использование психотропных препаратов

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) — Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) — Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) — Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) — Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) — Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) — Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж



Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Критика

Согласно стратегии ВОЗ в отношении нетрадиционных методов медицины аюрведические практики относятся к альтернативной медицине, и к ним предъявляются те же требования по доказательной базе исследований, что и к остальным медицинским направлениям. [31]

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо [30] , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов [29] .

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

Манускрипт на санскрите

История аюрведы

Аюрведа гордится своей долгой историей, уходя корнями к ведическим временам более чем на пять тысяч лет назад. Никакая другая область науки не сохранила столь древние тексты, которые до сих пор используются в аюрведе.

Аюрведа упомянута в Ведах, упанишадах, Махабхарате, пуранах, тантрах и йога-шастрах. Она практиковалась и практикуется буддистами, джайнами, сикхами и индуистами и формирует базис тибетской медицины. Многие современные мастера, такие как Шри Ауробиндо, Свами Шивананда, Парамахамса Йогананда и другие, с уважением отзывались об аюрведе и рекомендовали ее изучение своим ученикам.

В странах древности (таких как Месопотамия и Египет) искусство исцеления болезней было прерогативой священнослужителей. Хотя священнослужители и жрецы, действительно, исцеляли тело, их основной обязанностью оставалась духовная работа с болезнью, поскольку религиозно-медицинская практика находилась во власти строгих религиозных установок. С этой точки зрения лечение физического тела всегда было следствием исцеления духа.

Вот возможные причины болезней, которые указывались жрецами: (a) наказание богов за совершенные грехи; (б) попадание под власть злого духа; (в) околдовывание, порча, сглаз. Древнейший текст Атхарваведы указывает необходимые мантры и заклинания, действенные в описанных выше случаях.

Подобно тому, как западная медицина основывается на традиции Гиппократа, аюрведическая доктрина является звеном древней цепи преемственности. Последователи традиции считают, что сам высший творец Брахма вдохновил мудрецов на составление Вед, частью которых является аюрведа. Поэтому ведические писания расцениваются как вечный источник знания. Таким образом, аюрведические писания – самые древние известные людям медицинские источники. Важнейший акцент ставится на то, что это знание должно быть использовано на благо человечества.

Вот имена знаменитых учителей аюрведы: Чарака, Сушрута, Вагбхата, Атри. Вместе с интенсивным изучением биологии и ботаники эти мастера в совершенстве владели йогой, которая является составной частью лечебной аюрведической практики. Аюрведа ориентирована на поиск баланса и гармонии человека и мира, в котором он живет. Основополагающий принцип аюрведы – профилактика важнее лечения.

Древние мудрецы и провидцы считали здоровье неотъемлемой частью духовной жизни. Считается, что они обрели аюрведические знания в результате интуитивных прозрений, глубочайших медитаций и посредством божественного откровения. Искусство и наука исцеления, профилактика болезней, знание о продлении жизни и хирургии было дано им свыше. Затем это знание долгое время передавалось через устную традицию, перекликаясь с другими аспектами повседневной жизни и духовности. В "Чарака самхите" говорится: "Так как жизнь была всегда, то живые существа всегда обладали знанием о ней и о методах исцеления" ("Сутрастхана", 1:40)

Дханурведа (боевые искусства), Гандхарваведа (творчество и эстетика), Стхапатьяведа (архитектура) и Аюрведа (медицина) – это четыре упаведы, или дополнения к Ригведе, Яджурведе, Самаведе и Атхарваведе соответственно. Анализ ведических текстов показывает, что все четыре Веды насыщены медицинскими сюжетами, а такие полубоги как Рудра, Агни, Варуна, Индра и Марути считались божественными целителями. Наиболее известными врачами в Индии в те времена были Ашвины, которым Веды приписывают множество выдающихся достижений: возвращение к жизни людей и святых, обеспечение долголетия, лечение бесплодия, туберкулёза и других серьёзных заболеваний. Описываются в них и сложнейшие операции, пересадка органов и протезирование. Также можно найти изложение концепции трёх дош, учение о семи дхату, пищеварении и обмене веществ, описания анатомии человека и многих болезней. Подробно рассматриваются различные виды болезнетворных бактерий и отмечается, что некоторые бактерии невозможно увидеть невооруженным глазом. В Ведах неоднократно встречаются описания родов, освобождения из под влияния злых духов, омолаживающей терапии, а также средств, нормализующих половую функцию. Описываются там лекарственные растения и их воздействие, а также около 28 видов болезней и лекарства, требующиеся для их лечения. В Ригведе описаны 67 лечебных трав, в Яджурведе – 81, в Атхарваведе – 290, описание свойств ещё 130-ти из них можно найти в других брахманических текстах. Также практиковалось лечение язв и других заболеваний с помощью пиявок.

Божество медицины в индуизме -
Господь Дханвантари

Издревле аюрведа применялась вместе с ведической астрологией, джьотиша-шастрой ("джьотиш" – "внутренний свет"). Среди 10572 гимнов "Ригведы" некоторые посвящены обсуждениям трех дош (вате, питте и капхе), пересадке органов и имплантантам; многие гимны упоминают об использование трав в медицинских целях. В "Ригведе" говорится о профессии лекаря ( бхиджака ) ("К Соме", IX:112).

Из 5977 гимнов "Атхарваведы" многие посвящены анатомии, физиологии и хирургии, поэтому многие исследователи сходятся на том, что "Атхарваведу" в определенной степени можно считать одним из первых известных нам источников аюрведического знания. Заклинания "Атхарваведы" применялись для обретения успеха в земледелии, ремеслах, хорошем потомстве, здоровье и материальном благополучии. Важная часть "Атхарваведы" – заклинания, направленные на исцеление. Аюрведические тексты древней Индии переполнены описаниями воздействия на тонкую энергетику человека и советами, как наиболее эффективно победить демонов болезни.

Примерно в 1500 г. до н. э. аюрведа была разбита на восемь отдельных отраслей знания. В то время выделялись две главные школы аюрведы: атрейя (школа врачей) и дханвантари (школа хирургов). Эти две школы сделали аюрведу более доступной с научной точки зрения и поддающейся классификации медицинской системой.

Люди со всей земли стали приезжать в Индию, чтобы учиться искусству повышения качества жизни. Китайцы, тибетцы, греки, египтяне, персы и другие изучали древнюю мудрость и "экспортировали" ее в собственные страны.

Называются два основных мастера аюрведы, чьи работы используются на практике до настоящего времени: Чарака и Сушрута. Их труды – "Чарака самхита" и "Сушрута самхита".

Третий главный трактат по аюрведе называется "Аштанга хридайя", который является краткой версией работ Чараки и Сушруты. Чарака представлял атрейю – школу врачей. Он занимался физиологией, анатомией, этиологией, патогенезом, диагностикой, методологией заболеваний, лечением, вопросами продления жизни. Особое внимание Чарака обращал на внутренние и внешние причины болезни. Он утверждал, что главная причина болезни – потеря веры в божественное. Другими словами, когда человек не сознает Бога внутри себя и во всех вещах, окружающих его, создается вакуум, который заполняется тоской или страданием. Это страдание – начало духовной, умственной и физической болезни. Профилактика заболевания учитывает время дня, сезоны, режим питания и образ жизни. Существует целая отрасль аюрведы, обсуждающая лекарственные аспекты трав, пищи и процесс старения организма.

Сушрута, представитель школы хирургов дханвантари, в своем труде детализирует сложное хирургическое оборудование, дает классификацию нарывов, ожогов, переломов, ран, ампутаций, пластической хирургии, анально-ректальной хирургии. У него можно найти подробное обсуждение анатомии человека. Внимание Сушруты направляется на кости, узлы, нервы, сердце, кровеносные сосуды, систему кровообращения и так далее. Справедливость и удивительная точность его хирургических методов подтверждается современными сложными медицинскими приборами. Из "Сушрута самхиты" можно подробно узнать также о науке массажа, используя мармы (жизненно важные точки); это знание перекликается с китайской акупунктурой.

Древняя мудрость аюрведы – часть духовной традиции санатаны дхармы (универсальной религии).

Аюрведа – традиционная индийская система исцеления. Этой дисциплине более 5000 лет. Как уже отмечалось выше, сам термин " аюрведа " – санскритское слово, которое буквально переводится как "наука жизни" или "практика долголетия". Синонимы понятия " айю " ("жизнь"):

  1. Дхари (так как в течение жизни поддерживаются [ дхарана ] все физические качества тела)
  2. Дживита (так как совершается жизнедеятельность)
  3. Нитьяга (так как процесс жизни постоянен)
  4. Анубандха (так как жизнь возможна в случае комбинации [ бандхана ] сукшма и стхула шариры )

В "Чарака-сутре" (1.41) дана следующая классификация жизни:

  1. Сукха айю (здоровая жизнь)
  2. Дукха айю (жизнь в болезни)
  3. Хита айю (жизнь, посвященная служению обществу)
  4. Ахита айю (жизнь, посвященная разрушительной деятельности)

Аюрведа задумывалась и развивалась святыми провидцами (риши) и посвященными в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов, обсуждений и медитаций. На протяжении тысячелетий сакральное знание передавалось устно от учителя к ученику; и только примерно в V-VI столетиях до н. э. появились подробные аюрведические тексты на санскрите. Аюрведа, в основном, процветала и развивалась в Индии и юго-восточной Азии.

Аюрведическим принципам здоровой жизни следовали и в доведийском периоде. В "Ригведе" и "Атхарваведе" (примерно 5000 лет до н. э.) содержатся рекомендации относительно поддержания здоровья и лечения различных заболеваний. Медицинские руководства были написаны такими мастерами, как Чарака, Сушрута и Вагбхата, давшими детальное описание различных методов исцеления (см. "Чарака самхита", "Сушрута самхита"; они использовались в учебном процессе университетов Такшашилы и Наланды). Чарака составил список 50000 растительных средств.

Согласно индийской мифологии наука жизни была сначала изложена Брахмой, Творцом, в "Брахма самхите". По версии "Чарака самхиты", когда на земле воцарились болезни, препятствующие исполнению дхармы, 50 риши (Васиштха, Нарада, Ангирас, Агастья, Бхригу, Маркандейя, Кашьяпа и другие) собрались вместе и послали Бхарадваджу к дэвам (богам), чтобы обрести необходимое для победы над болезнью знание. Бхарадвадж изучал аюрведу под руководством Индры, царя дэв, а затем вернулся на землю, чтобы распространить полученное знание. Он преподал его нескольким мудрецам, а те, в свою очередь, передали священное знание далее. Аюрведические принципы жизни, методы и практические указания были, в конце концов, записаны в трактатах Чараки и Сушруты.

Аюрведа подчеркивает важность предотвращения развития болезни, омоложения систем организма и увеличения продолжительности жизни. Глубокий смысл изучения аюрведы заключается не только в том, что с ее помощью мы можем предотвращать развитие болезней, но также можем научиться лучше понимать самих себя и свое место в этом мире, а также жить в гармонии с Космосом и достичь духовного просветления.

К 400 г. н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский; в 700 г. н. э. китайские студенты изучали медицину в индийском университете в Наланде. В 800 г. н. э. аюрведические работы были переведены на арабский. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе. В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил учение, во многом заимствовавшее положения из аюрведы.

Аюрведа в ведическую эпоху

В священных писаниях Индии запечатлено множество историй, показывающих, что в ведическую эпоху была развита сайнья чикитса (лечение армии), или чикитса (лечение). В "Ригведе" можно обнаружить много примеров, когда Ашвини-кумары, целители богов, выполняли потрясающие хирургические операции, предвосхищая достижения современной вибрационной и квантовой медицины.

"Атхарваведа", "Каушиксутра", "Рамаяна", "Махабхарата" и "Харшабхари" содержат подробные описания оснащения полевых врачей.

В "Артхашастре" Каутильи приводится обсуждение докторов, обладающих янтрами (оборудованием), шастрами (инструментами), агадой (ядом), аушадхой (лекарствами), снехой (любовью), вастрой (одеждой), паничаракой / паричарикой (медсестрами).

В ведическую эпоху уделялось большое внимание и лечению животных. Корова почиталась как священное животное; коров дарили, давали в качестве приданого, отдавали за долги. Ветеринария дала начало многим побочным отраслям ведического знания: гаджаюрведа, ашваюрведа, гаваюрведа.

Аюрведа делилась на три области:

Буддизма и аюрведа

Буддизм укрепился в Индии с 323 г. до н. э. по 642 г. н. э. Известный мудрец буддизма махаяны Нагарджуна написал комментарий к аюрведическим трудам и много сделал для того, чтобы донести эту науку по возможности, до всех людей. На улицах выращивались лекарственные растения, строились аюрведические больницы и университеты. Была проведена систематизация аюрведических методов лечения.

Аюрведическая теория тридоши вытекает из концепции трех первоэлементов вселенной. Три доши – вата (ветер), питта (желчь) и капха (флегма) – соответствуют трем первоэлементам: воздуху, огню и воде. Буддистская медицина основывается на теории 4 элементов вселенной (к перечисленным элементам добавляется земля).

Буддийские миссионеры отправлялись в Рим, Грецию и Китай. Также широко развивалась ветеринария. Лечившие слонов назывались хастивайдьи , а лечившие лошадей назывались ашвавайдьи . Наука о болезнях растений называлась врикша-аюрведа .

Нагарджуна заложил основу расашастры (аюрведической алхимии). Мистики занимались особым приготовлением ртути, серы и других полезных веществ. Значение ртути было настолько высоко, что расашастра развилась в отдельную отрасль мистического знания ("раса" – "ртуть", "шастра" – "наука"). Существует множество работ по расашастре: "Раса ратна самучхая", "Раса тхарангини", "Раса ратнакара" и другие.

В истории аюрведы выделяются три больших университета, в которых преподавали астрономию, математику, медицину и философию:

  1. Бенаресский университет – на берегу Ганги в Варанаси – VI век до н. э.
  1. Университет в Такшашиле – на берегу Джеллума (в настоящее время территория Пакистана) – VI век до н. э.
  2. Университет в Наланде – в штате Бихар – II-XII вв. н. э. (в одном документе зафиксировано 1500 преподавателей и 10000 студентов)

Керальская аюрведическая традиция

Кокосовая пальма

Многие исследователи считают, что Керала раньше относилась к африканскому континенту и была связана с ним посредством множества мелких островов. Сторонники арийско-дравидийской концепции уверены, что эта часть мира принадлежала дравидийцам. Предание говорит о мудреце Парашураме – воплощении Вишну, который установил дравидийское господство на этой земле. Воинственный Парашурама появляется для усмирения возгордившихся кшатриев, которые начали притеснять брахманов. Главный подвиг Парашурамы – победа над жестоким тысячеруким царем хайхайев Арджуной Картавирьей, который захватил власть над всем миром и притеснял брахманов.

История показывает, что Керала имела давние торговые отношения с Персией и Египтом, а также даже с китайцами. Такая высокоразвитая социальная общность, несомненно, обладала и хорошей медицинской инфраструктурой, которая позднее интегрировалась с санскритской аюрведической традицией Севера.

Керала, Амритапури

Трудно утверждать наверняка, когда санскритская и ведическая культуры пришли в Кералу. Но это случилось явно после арийского периода истории. Дошедшие до наших дней языки малайялам и тамильский произошли из общего праязыка, сходного с тамильским (дравидийским). По мнению некоторых историков, санскрит пришел в Кералу извне. До сих пор в Керале существует уникальная система токсикологии (вишачикитсы), лечения оспы и других инфекционных заболеваний, мармачикитса, а также лечения слонов ( гаджачикитса ). Такие медикаменты для лечения лихорадки, эпилепсии и некоторых других заболеваний, как горочанади компанчаде, кроме Кералы, больше неизвестны нигде. Ачарьи Кералы практиковали шодхана-терапию, модификацией которой стали дхара, пижчичила, нджаваракижи . Под влиянием буддизма многие храмы Кералы превратились в медицинские центры. Марко Поло был поражен большой ученостью керальских врачей и астрологов. В голландском исследовании "Hortus Malabaricus" (1686-1703 гг., Амстердам) также отмечается большое значение керальских вайдья (врачей). Некоторые из особых методов керальских лекарей: нджаваракижи, анналапанама, пичила, дхара и широлепа.

Керала, Амритапури, закат

В современном мире популярность аюрведы возрастает все больше и больше ввиду ее целостного (холистического) подхода к природе, человеческому организму и высокой духовности. Формы аюрведического жизнеустройства становятся неотъемлемой частью миллионов людей во всем мире.

История Аюрведы

История аюрведы, самой древней медицинской системы на Земле уходит свои корнями в глубокое прошлое. История Аюрведы насчитывает многие тысячелетия — по современым представлениям временной промежуток составляет порядка 5 — 10 тысяч лет. Однако многие историки и специалисты говорят о еще более древних временах.

Аюрведа — комплексная система медицинских и духовных знаний о человеке и вселенной. Аюрведа включает в себя методы диагностики, профилактики, клинические методы лечения, рекомендации по счастливой и гармоничной жизни. Аюрведа считается ветвью Атхарва веды где описывается анатомия физиология и хирургия. Ригведа также содержит 10572 гимна описывающие тип конституции вата, питта и капха.

Ригведа дает различные моменты, связанные с пересадкой органов, искуственными конечностями и использованием трав. Атхарва веда также содержит 5977 гимнов описывающих анатомию, физиологию и хирургию. В последствии все знание которое касалось здоровья из Вед было выделено в отдельную веду Упаведу.

История Аюрведы имеет божественное происхождение поскольку она была поведана Брахмой Дакше Праджапати, которые занимался заселением вселенной. Затем Дакша передал его близнецам Ашвини кумарам докторам полубогов, а они в свою очередь передали это знание Индре. Мудрец Бхарадваджа посетил Индру на Инрдалоке и получил от него это знание.

Так он стал первым человеком получившим знание Аюрведы. Бхарадвадж передал его Атрейе, тот Пунарнвасу, а тот затем Агнивеше. Кроме этого Индра передал это знание Кашьяпу в той части, что касается педиатрии и гинекологии. Бхарадвадж и Кашьяп относятся к двапара юге. В трета юге приходил Диводаса Дханвантари и дал знание хирургии.

Эта школа получила развитие в 9-6 веке до нашей эры и Сушрут записал Сушрут Самхиту в 5-4 веке до нашей эры. По линии Бхарадваджа сформировалась школа терапевтов основателем которой считается Атрейа муни, Атрейя составил Чарак самхиту в 1 веке нашей эры, затем в восьмом веке был написан текст Аштанга хридайа, в 9 веке Мадхава ниданам (диагностика) и в 14 веке впервые начали использовать ртуть для лечения. В 13 веке была составлена книга Аюрведических рецептов Шарнгадхара самхита.

История аюрведы — реорганизаторы Аюрведы Чарак и Сушрут

Чарак самхита представляет школу Атрейи и описывает физиологию, анатомию диетологию, патогенез, симптомы и признаки болезней и методы диагностики, лечение и предписания для пациентов, а также то как предотвращать болезни и достигать долголетия. Одним из главных постулатов Чарак самхиты является то, что причиной всех болезней является утрата веры в Бога.

Сушрут самхита представляет школу Дханвантари. В текстах Сушрут Самхиты описываются хирургические инструменты, классификация абсцессов, воспалений, ран, описывается, как делать ампутации, а также пластическая, анальная и рактальная хирургия. Человеческая анатомия описывается в мельчайших деталях которые включают в себя описание костей, суставов, нервов, сердца, кровеносных сосудов. Также впервые дано понятие о биологически активных точках, марма точках позднее развитое в Китайской медицине в теорию аккупунктуры.

История Аюрведы — разделение Аюрведы на восемь ветвей

Примерно в 1500 г. до н. э. аюрведа была разбита на восемь отдельных отраслей знания. В то время выделялись две главные школы аюрведы: атрейя (школа врачей) и дханвантари (школа хирургов). Эти две школы сделали аюрведу более доступной с научной точки зрения и поддающейся классификации медицинской системой.

Люди со всей земли стали приезжать в Индию, чтобы учиться искусству повышения качества жизни. Китайцы, тибетцы, греки, египтяне, персы и другие изучали древнюю мудрость и привозить ее в собственные страны.

1. Кай чикитса или внутренняя медицина описывает то, что связано с душой, умом и телом. Принятая в Аюрведе психосоматическая теория поддерживает, то мнение что ум создает болезни теле и психическое сфере.

Здесь описываются семь типов конституции создаваемых различными сочетаниями трех дош вата — воздух, питта — огонь и кафа — вода. Также здесь описывается как определить причины болезни и шесть стадий ее развития. Уникальность и ценность этого знания в том, что даже с помощью современных диагностических приборов можно определять болезнь только на пятой или шестой стадии, но известно чем раньше болезнь обнаружена тем легче она и лечится.

Понятие о норме в Аюрведе строго индивидуально и определяется по состоянию дош в соответствии с типом конституции человека и его возрастом.

Сбалансированное состояние дош и есть здоровое состояние, а отклонение это патология. Также в кай чикитса описывается более 2000 Аюрведических растений, современная аюрведа включает в себя около 3000 растений. Естественно, что здесь также описываются различные лечебные методы на первом месте среди которых стоит панчакарма — система очищения расаяну — науку омоложения. С помощью панча кармы тело очищается от токсинов и затем запускается естественный механизм регенерации или обновления.

2. Шалакья Тантра или ветвь которая имеет дело с заболеваниями головы и шеи. То есть с ушами, носом, горло, глазами, ртом. Сушрута самхита описывает около 72 заболеваний глаз, хирургические процедуры для этих заболеваний и другие заболевания ушей, носа и горла.
3. Шалья Тантра или обычная хирургия. Более 2000 лет в Аюрведе были известны сложнейшие методы хирургических операции. Затем эти методы распространились в Египте, Греции и Риме, а оттуда по всему миру.

4.Агад Тантра или токсикология Описывает типы токсинов в воздухе, в воде, токсины в животных и минералах, в овощах, а также знание о том как действовать во время эпидемий, и то так распознавать различные инфекционые заболевания.

5.Бхута видья: имеет дело с болезнями связанными с психиатрией и духами вселившимися в человека. Эта ветвь Аюрведы специализируется на психических заболеваниях, в том числе тех которые вызываются духами. Кроме лекарств здесь описывается режим дня и различные йогические методы асаны пранаяма, мантры и т.д.

6. Каумарабхратья или педиатрия Эта ветвь описывает пренатальные и постнатальные методы заботы о здоровье матери и ребенка. Сюда включены следующие разделы: методы зачатия, планирование пола ребенка, его качеств и конституции, а также процесс развития плода и болезни детей, и матери.

7. Расаяна или омоложение Предотвращение болезней омоложение и продление жизни рассматривается в этой части Аюрведы. Чарак говорил, что важнейшим фактором для продления жизни является следование моральным принципам религии.

8. Ваджикарана — Афродизиак, наука о сексуальной функции.
Эта часть описывает два аспекта бесплодие, мужское и женское, а также духовное совершенствование и то как преобразовать сексуальную энергию в духовную энергию с помощью соблюдения целибата.

История Аюрведы — заслуга школы Атрейи муни в том, что его ученики провели эту классификацию и апробировали практически все методы которые описывали.

Аюрведа подчеркивает важность предотвращения развития болезни, омоложения систем организма и увеличения продолжительности жизни. Глубокий смысл изучения аюрведы заключается не только в том, что с ее помощью мы можем предотвращать развитие болезней, но также можем научиться лучше понимать самих себя и свое место в этом мире, а также жить в гармонии с Космосом и достичь духовного просветления.

К 400 г. н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский; в 700 г. н. э. китайские студенты изучали медицину в индийском университете в Наланде. В 800 г. н. э. аюрведические работы были переведены на арабский. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе. В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил учение, во многом заимствовавшее положения из аюрведы.

Аюрведа: что это, какие болезни лечит, основы питания по аюрведе

МИИН

В статье мы расскажем:

  1. Что такое аюрведа: история возникновения
  2. Принципы аюрведы, основные понятия
  3. Что лечит аюрведа
  4. Типы конституции тела человека
  5. Особенности питания по аюрведе
  6. Есть ли противопоказания для аюрведы

Что такое аюрведа: история возникновения

Аюрведа (Ayurveda), образована от слов - "Ayur" (жизнь) и "Veda" (знание). Аюрведа означает - “наука жизни”, “знание о жизни”, “искусство жить в гармонии с природой” или “практика долголетия”.

Аюрведа была образована в ведические времена пять тысяч лет назад до нашей эры. Считается, что Аюрведа самая древнеиндийская медицина. Ее источниками являются древние Веды. Слово Веды – означает “знания”. Это священные, древнейшие писания, изложенные на древнеиндийском языке санскрите.

Древнеиндийская медицина соединяет в себе целые тысячелетия мудрости, являясь огромной энциклопедией ценнейших знаний. Все внимание аюрведическая медицина уделяет комплексному подходу и изучает сразу умственное, духовное и эмоциональное состояния, которые должны полностью находиться в согласии с природой. При этом, согласно Аюрведе, каждый человек считается уникальным, то есть, имеет свой набор индивидуальных особенностей организма.

На сегодняшний день древнеиндийская медицина не утратила своей ценности и переживает время возрождения знаний, особенно среди западного населения. Ее привлекательность во многом объясняется тем, что она выходит за рамки общей медицинской системы. Опираясь на древнюю Ведическую философию, аюрведическая медицина охватывает все сферы человеческой жизни: питание, климат, гигиену, распорядок дня, образ мыслей, восприятие мира, восприятие себя в этом мире, взаимоотношения и духовное развитие.

Аюрведа: история возникновения

Уже тогда, во времена 1500 г. до н. э., индийская медицина содержала в себе обширные познания, из которых отдельно выделялись целых восемь направлений ее знаний. Но особое значение в то время, приобрели две школы - “Школа врачей” и “Школа хирургов”. Благодаря данным школам, индийская медицина, стала доступной для многих талантливых и увлеченных людей, связавших свой путь с медициной, целительством. Для большинства из них, открылись совершенно новые возможности в развитии и приобретении опыта. Формировались новые научные цели, понимания. Аюрведа продолжала свое развитие и распространение по всему миру.

В 400 г. н. э. индийская медицина и ее труды стали переводиться на другие языки. Первый перевод был сделан для китайского народа. А в 700 г. н. э. студенты из Китая стали приезжать в Индию, для обучения в Университете в Наланде. В 800 г. н. э. аюрведическая медицина стала еще популярней, а ее труды были переведены уже на арабский язык.

Позже, примерно век спустя, на Западе получили известность некоторые целители Аюрведы. Одними из них были Раци Серапион и Авиценна. Восточная медицина и ее труды цитировались обоими целителями с индийского языка.

Восточная медицина привлекла внимание и Парацельса – Отца западной современной медицины. В XVI веке он начал развивать учение, которое во многом опиралось на положения Аюрведы.

Восточная медицина стала манить к себе людей со всех уголков земного шара. Индия была открыта для всех желающих получить знания об Аюрведе, научиться ее искусству. Качество жизни и здоровья процветали. Восточная медицина за то время была изучена многими народами, которые в дальнейшем увозили полученные знания в свои страны.

Развивалась индийская медицина в течение долгих веков святыми провидцами (Риши). Восточная медицина - это система знаний, собранная путем наблюдений, экспериментов, обсуждений и медитаций. На протяжении многих тысячелетий сакральное знание передавалось устно от учителя к ученику. Но только примерно в V-VI столетиях до н. э. появились подробные аюрведические тексты на санскрите. Аюрведа, в основном, развивалась и процветала в Индии и юго-восточной Азии.

Золотой век Аюрведы пришелся на период расцвета буддизма (это был 327 г. до нашей эры — 750 г. нашей эры). В этот период индийцами было накоплено достаточно много знаний о строении человеческого тела: 24 нерва, 40 основных сосудов и 700 их разветвлений (а это, важнейшие знания для работы с кровью, воздухом и слизью), 300 костей, 500 мускулов, 900 связок и 90 сухожилий, которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 9 органов чувств и 3 субстанции - Вата, Питта, Капха.

Разумеется, считать Аюрведу исключительно медициной – значит, существенно ограничивать ее первоначальные задачи.

Два основных мастера Аюрведы, чьи работы используются на практике до настоящего времени, это Чарака и Сушрута. Их труды называются – "Чарака самхита" и "Сушрута самхита". Вместе с интенсивным изучением ботаники и биологии, эти мастера в совершенстве владели йогой, которая является составной частью лечебной аюрведической практики.

Аюрведа сумела раскрыть признаки 150 болезней, открыть 760 лекарственных растений, а также множество продуктов животного происхождения, правила сочетания этих продуктов между собой и их влияние на организм человека.

Аюрведа содержит в себе наследие всего человечества. Часть древнего знания сохранилась на территории России и получила название "Русские Веды".

Причины аюрведы, основные понятия

Аюрведа всегда ориентирована на обретение баланса, гармонии человека и мира, в котором он живет.

Главные задачи аюрведы:

Профилактика для здорового организма.

Восстановление для организма, потерявшего баланс.

Принципы аюрведы:

  • Древние традиции, объединенные с современной натуропатией и медициной.
  • Лечение важно, но профилактика важнее самого лечения. Цель Аюрведы в данном подходе – достичь здоровья путем установления равновесия и гармонии (баланс дош), а не путем борьбы с болезнями. Поэтому профилактике в ней отводится более важная роль, чем терапии.
  • Холистический подход: учитывается целостность человека как единой системы, включающей в себя образ мышления, психику, тело и взаимосвязь с окружающей средой.

Организм каждого человека уникален. То, что для одного является лекарством, для другого может стать ядом. Необходим индивидуальный подход к каждому. Например, определенный набор продуктов может помогать человеку быть здоровым, активным, или же наоборот — усугублять болезнь.

Взаимосвязь между природой и человеком. Человек и природа состоят из одних и тех же элементов - эфир, воздух, вода, земля и огонь (подробнее о них поговорим ниже, в теме “Типы конституции тела человека”).

Суточные биоритмы. Внутренние циклы организма человека, соответствуют внешним циклам природы, которые управляются восходом, заходом солнца и имеют взаимосвязь с Три Доши (подробнее рассмотрим в теме “Типы конституции тела человека”).

  • Осознанность. Понимание человека о том, для чего он питается, живет, трудится, развивается. Каковы его пути и направления к достижению целей.
  • Принцип усиления: “Подобное увеличивает подобное”.
  • Принцип компенсации: “Противоположности друг друга уменьшают или же уравновешивают”.
  • Способность организма к самовосстановлению при создании определенных условий.

Ключ к управлению нашим телом лежит в сознании каждого. Аюрведа гласит, что при системном, правильном использовании тела, человек может полностью контролировать функции своего организма: по собственному желанию излечиваться от болезней, восстанавливать и поддерживать хорошее здоровье, причем даже более успешно, чем привычными для него средствами. Аюрведические средства лечения призваны лишь помогать в этом.

Здоровье — это состояние физического, социального, психического и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или дефектов развития.

4 уровня здоровья:

Арогья - базовый уровень соматического здоровья “отсутствие физических страданий”.

Сукхам - социальное здоровье.

Свастха - психическое и эмоциональное благополучие, самодостаточность.

Ананда - духовное благополучие.

Аюрведа рекомендует активно работать со стрессом, который чаще всего происходит из-за неправильного образа жизни.

В Аюрведе стресс (или “Сахас”), является первопричиной ряда заболеваний. Длительный стресс приводит к потере иммунитета организма, что сказывается на его восприимчивости к болезням.

Согласно Аюрведе, стресс тесно связан с “Три Доши” - тремя жизненными энергиями - Вата, Питта и Капха (“Три Доши” подробнее рассмотрим в теме “Типы конституции тела человека”). Для здоровья, качества жизни и положительного уровня стресса важно, чтобы Три Доши находились в балансе.

Основные причины стресса:

  • Отсутствие режима сна, недосып, ночные работы.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Эмоциональное напряжение.
  • Промышленная еда, переедания.
  • Вредные привычки (алкоголь, курение)
  • Отсутствие методов расслабления - хобби, отдых, творчество, прогулки, чтение книг, общение, медитации, и прочее.

Неправильный образ жизни медленно, но неотвратимо ведет к раннему возникновению различных соматических заболеваний. В организме происходит избыток или нехватка чего-либо, нарушается равновесие Трех Дош. Это приводит к сбою в сфере эмоций, поведения и в работе систем организма.

Человек каждый день подвергается воздействию различных вредных веществ – токсинов. Источниками токсинов являются - окружающая среда (воздух, земля, вода), промышленная еда, вода в пластиковых бутылях, бытовые и косметические средства, мебель и другая различная техника.

Для выведения токсинов Аюрведа рекомендует:

Проводить комплексную систему очищения - Панчакарма (или "пять действий"). Условие ее проведения - подготовка организма к данной системе и консультация со специалистом.

Максимально убрать/заметить предметы, вещи, содержащие токсины.

В своем арсенале Аюрведа содержит различные приемы для восстановления здоровья:

  • Подбор оптимального образа жизни - сочетания индивидуально подобранной диеты с физическими упражнениями, правильная организация времени, соблюдение баланса труда и отдыха с учетом конституции, соблюдение закона соизмеримости.
  • Натуропатические методы коррекции - аюрведическая фитотерапия, которая учитывает и симптоматический, и конституциональный подходы.
  • Массаж, промасливание - как способ гармонизации физического тела, так и способ доставки через кожу лекарственных масел и других субстанций.
  • Вкусовая терапия, ароматерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, медитация.
  • Использование современных стратегий и лекарственных препаратов по принципу “деша-кала-патра” - “место-время-обстоятельства”.

Что лечит аюрведа

Болезнь — это нарушение равновесия на любом из уровней здоровья.

Три причины болезней:

Нарушение законов жизни.

Негармоничное использование чувств.

Причинами нарушения состояния равновесия могут быть внешние и внутренние факторы. Вне зависимости от воздействующего фактора человек заболевает только при нарушении внутреннего равновесия.

Признаки здоровья по Аюрведе:

  • Хорошее пищеварение и аппетит.
  • Чувство голода в определенное время суток.
  • Хороший сон, быстрое засыпание.
  • Быстрое включение в жизнедеятельность после пробуждения.
  • Правильное дыхание.
  • Здоровое потоотделение.
  • Здоровая, мягкая, эластичная кожа.
  • Регулярные и полноценные дефекация и мочеиспускание.
  • Спокойствие в уме.

Тысячи лет назад у человечества не было таких развитых технологий, которыми оно обладает сегодня. Не было и таких экологических проблем. Было больше лесов, был чище воздух, не использовались химические препараты для удобрений почвы, и прочее. Было больше физической активности, наблюдательности и такие же физические тела со своими наборами различных болезней.

Если человек заболевал, его необходимо было как-то лечить. Люди исследовали разные методики, применяли натуральные природные растения и составы.

На основе применения руководств из древних ведических знаний и личного практического опыта, постепенно приходили к выводу, что в природе есть лекарства от всего. У каждого растения своя миссия, свое предназначение. Природой создано все не просто так, все продумано намного глубже, чем мы думаем и видим на самом деле.

Аюрведа гласит, что самое главное лекарство от всех болезней находится в нас самих. Это “Прана” - наша энергия жизни. Это то, что нами движет, позволяет дышать, видеть, чувствовать, и в целом быть живыми.

Профилактика, лечение и восстановление организма выполняется двумя методами:

Органический или конституционный;

Органический или конституционной метод - основан на изменении образа жизни человека и употреблении им целебных природных препаратов. На протяжении всего курса происходит очищение не только тела, но и разума. В основу закладывается пятиступенчатый метод очищения (панчакарма).

Терапевтический метод - направлен на создание специального лечебного режима, который запускает восстановление пищеварительного тракта. В Индии считается, что основой всех болезней, в первую очередь, является неправильное питание. Поэтому приоритетной задачей является очищение пищеварительной системы и энергетических каналов от накопившихся в них токсинов от неправильных продуктов питания и образа жизни.

Рассмотрим подробнее, в чем поможет Аюрведа:

  • очищение организма от токсинов (без негативных последствий, таких как - слабость, усталость, тошнота, головная боль);
  • восстановление ресурсов организма и устранение первопричин различных недугов, таких как - изжога, рефлюкс, вздутие, отрыжка, запоры, прочее;
  • восстановление ферментативной функции желудка и тонкого кишечника;
  • полноценное пищеварение, обмен веществ, гормональный фон (приятным следствием будут снижение веса, увеличение физической и умственной активности, повышение концентрации внимания, хорошее, стабильное настроение без перепадов);
  • максимальное усвоение питательных веществ;
  • восстановление и поддержка иммунитета;
  • очищение и восстановление вкусовых рецепторов, которые влияют на чувство насыщения и вкусовые предпочтения;
  • уменьшение/избавление от зависимостей, таких, как тяга к вредным сладостям, мучному, поздним ужинам, частым перекусам, ночным перекусам.

И все это только малая часть.

Типы конструкции тела человека

“Конституция” - это комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических и психических свойств каждого организма, обусловленных наследственностью и интенсивными, длительными и даже системными воздействиями окружающей среды обитания.

Есть пять основных первоэлементов. Их аюрведа описывает как - воздух, эфир, земля, вода и огонь.

  • Воздух - это принцип движения в пространстве, сенсорные и нервные импульсы. Является сухим, легким, ясным и подвижным.
  • Эфир - это пространство. Является пустым, легким, тонким, пронизывающим все, вездесущим и всеохватывающим.
  • Земля - это твердая структура. Она представляет собой твёрдое вещество или энергию, упакованную в вещество. Придает телу силу, структуру и стойкость.
  • Вода - это информация, то есть принцип заполнения формы, принцип взаимодействия. Это химическая энергия и энергия жидкости организма.
  • Огонь - это принцип трансформации, принцип выделения энергии из вещества. Когда воздух начинает двигаться, возникает трение, которое порождает тепло или огонь. Отвечает за пищеварение, всасывание и усвоение.

Данные пять первоэлементов проявляются в человеческом теле, как три фундаментальных принципа или признака, известных как “Тридоша - ВАТА, ПИТТА, КАПХА”.

“Тридоша” - это ключевое понятие аюрведической медицины. “Три” - значит “число три”. “Доша” - то, что выходит из равновесия, то, что нестабильно. С санскрита “Доша” переводится как система, быстро реагирующая на внешние раздражители и способная быстро меняться.

ВАТА, ПИТТА, КАПХА — ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические (болезнетворные) функции тела, ума и сознания.

Индивидуальная конституция человека состоит из определенной Доши или Дош (смешанной конституции), что определяет особый психотип человека, его индивидуальный гомеостаз и обмен веществ.

Определение преобладающей Доши — это “основа основ” всего процесса исцеления, согласно Аюрведе. Весь процесс направлен на то, чтобы сбалансировать все три Доши, накопить оджас (жизненную энергию).





Важны также понятия “Пракрити” - врожденная индивидуальная конституция и “Викрити” - приобретенная индивидуальная конституция.

Всего у человека может быть представлена одна из семи вариаций конституций. Когда преобладает одна Доша - это Вата, Питта или Капха. Когда преобладают в организме две Доши - это может быть Питта-Вата, Питта-Капха или Капха-Вата и их называют смешанными типами конституций.

Читайте также: