Авторские песни 60 80 годов кратко
Обновлено: 02.07.2024
Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, появившийся в середине XX века в СССР.
Этот жанр имеет и другие названия: песня – бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия говорят о самобытном, неординарном музыкальном явлении, не укладывающемся в одно определение.
Главной особенностью авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции является автор, который не является профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, является и непременным исполнителем своего сочинения под гитарный аккомпанемент. Важно ещё отметить, что авторскую песню принято характеризовать как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции главное место, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Данные музыкальные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.
Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все: от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя.
Авторскую песню еще можно назвать формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присущи особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей.
История возникновения авторской песни
Позднее, во времена средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые, подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам, воспевали любовь к Прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, в Украине – кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами-сказителями.
Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.
Тем не менее, в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова:
В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, так и самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.
В начале 80-х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее, благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90-х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей, и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.
Известные исполнители авторской песни
В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора.
Авторская песня 60 – 80-х годов
Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Башлачёв, Олег Митяев
Авторская песня – один из жанров, появившихся в условиях жесткого идеологического давления конца 50-60-х годов 20 века. У истоков авторской песни – до Владимира Высоцкого, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, Александра Башлачёва, Виктора Цоя – стояли Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор .
Булат Окуджава Шалвович -
Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность)— наряду с В. C. Высоцким (он называл Б. Окуджаву своим духовным учителем ), А. А. Галичем и Ю. Визбором. 23 июня 1995 года состоялся его последний[15] концерт в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. 12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа Кламар. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы
Продолжают активную концертную деятельность такие корифеи отечественной рок-музыки, как Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Константин Кинчев, соединяющие социальный и философский пафос с исповедальностью и лиризмом.
Продолжают активную концертную деятельность такие корифеи отечественной рок-музыки, как Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Константин Кинчев , соединяющие социальный и философский пафос с исповедальностью и лиризмом.
Подъем советской песни в 60-е годы связан с переменами в духовной атмосфере страны. Это было время вступления человечества в космическую эру. Литература и искусство ищут выразительные средства для воплощения современности, отмеченной активным движением научно-технической мысли, возрастанием интеллектуального уровня людей.
Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) всколыхнуло общественное сознание, вызвав приток книг, кинофильмов, спектаклей, остро, по-новому ставивших вопросы отношения человека к действительности. Отметен догматический взгляд, приравнивавший людей к винтикам огромного государственного механизма. И художественное творчество всячески заостряет мысль о неповторимости каждой человеческой судьбы. Следуя ведущим тенденциям литературы и искусства, песня все чаще обращается ко внутреннему миру человека. В песенный жанр проникли образы, раскрывающие духовные идеалы общества через помыслы и чувства отдельной личности. Восприняла песня и подсказанные современным искусством демократизм, исповедальность тона. Теперь она адресуется не столько ко всем, сколько к каждому человеку в отдельности, высказываясь от имени одного человека. Весьма заметным становится предпочтение, которое авторы песен отдают лирике как признанному в искусстве средству духовного самовыражения. Не случайно для уточнения жанровых характеристик используются понятия, подчеркивающие личностное начало, такие, как песня-монолог, песня-размышление, песня-признание, песня-мольба и т. п. Заметно возрос лирический тонус при воплощении идей большого общественного звучания.
Песня испытывает влияние поэзии XX века, для которой характерны ритмическая гибкость и раскованность, подчеркивание веса и значения отдельного слова, интонационная детализация. Песенные мелодии насыщаются речевой выразительностью. В них усиливаются речитативно-декламационные моменты, связанные со смысловым развитием и психологическими нюансами стихотворного текста.
В этих условиях совершенно закономерным оказывается главенствующее положение эстрадной песни. Ее облик основывается на преобладании личного, интимного начала. Будучи произведением прежде всего для слушания, эстрадная песня подразумевает соответствующее сопровождение. Яркость и выразительность инструментальных красок обогащают ее мелодический образ, усиливают его выразительность.
Впрочем, различия между эстрадной и массовой песней вовсе не исключают возможности их взаимопроникновения. В этом убеждает новый тип гражданственно-публицистических песен, многие из которых с одинаковым успехом существовали как на концертной эстраде, так и в быту. Появлением их, собственно, и ознаменован поворот в развитии песенного жанра, наступивший в конце 50-х — начале 60-х годов.
Советская песня в 1960-е годы. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Гражданственная направленность, отличающая советскую песню с первых дней ее существования, в публицистических песнях 60-х годов выражена высказыванием от первого лица. В отличие от массовых гимнов и маршей прошлых десятилетий, формулировавших идеи общества в целом, песни этих лет раскрывают нравственную позицию личности. Воспевание гражданственных идеалов опирается здесь не на лозунговые формулировки, а на глубокую личную убежденность, выстраданную (как об этом свидетельствует содержание) опытом отдельной человеческой судьбы.
Советская песня в 1960-е годы. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗЫ. ПЕСНИ А. ПАХМУТОВОЙ
Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)
Нового героя привела в молодежную песню Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929). Напутствуемый искренней верой во все лучшее, молодой романтик устремлялся в дали дальние, сознавая при этом, что жизнь — не сплошное победное шествие. Ему ведомы трудности, смысл преодоления и радость поиска. Новым был и музыкальный облик песен, органично сочетавший пафос утверждения с душевной теплотой и взволнованностью. Пахмутова является истинным художником-новатором, несмотря на то что внешние атрибуты песенной моды никогда не играют определяющей роли в ее музыке. Сохраняя обобщенность образов, идущую от массовой песни, композитор акцентирует моменты индивидуальной эмоции.
Советская песня в 1960-е годы. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Советская песня в 1960-е годы. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА
Повышенную этическую нагрузку обретает вечная образная параллель — человек и природа. В песнях этих лет живет Время, чувство причастности ко всему, что происходит на родной земле. Именно такое чувство роднит человека с его поколением, с поколениями предшествующими и будущими. Вот почему выражение сокровенного наполняется также и общественным смыслом.
Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О МИРЕ
Выступление советского поэта Льва Ошанина
Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ-ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Почти два десятилетия мирной жизни предшествовали появлению новой волны песен-воспоминаний о Великой Отечественной. Песни-воспоминания, призванные сберечь память о прошлом страны, ведут свое начало от баллад 30-х годов, посвященных героике гражданской войны. В 60-е годы тема памяти обретает новые черты. Песни этих лет с особенной силой доносят идею нерасторжимой связи времен, рассказывая о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне.
На высоком холме болгарского города Пловдива возвышается гранитная фигура юноши-солдата, названного ласковым русским именем Алеша. Поэт Ваншенкин посвятил этому памятнику стихи. Позже появилась песня Колмановского. Музыка, как и стихи, лишена внешней патетики. Мелодическая линия развивается поступательно: подъем по аккордовым звукам с последующим опеванием (словно возникает эхо) каждой новой вершины. Высотный диапазон осваивается постепенно — создается отчетливое ощущение нелегкого восхождения к той самой выси, что вознесла памятник герою.
Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О КОСМОНАВТАХ
Новое время естественно вызвало немалые сдвиги в песенной лирике — в ее тематике, образах, выразительных средствах. Многие песни призывают задуматься над смыслом человеческих отношений и поступков. Песни о любви, дружбе, верности наполняются высоким этическим смыслом.
Советская песня в 1960-е годы. ЭСТРАДНО-БЫТОВАЯ ЛИРИКА
Советский композитор Аркадий Ильич Островский (1914—1967)
Эстрадно-бытовая лирика занимает важное место в песенной панораме 60-х годов. Повышенный пульс городской жизни вошел в лирическую эстрадную песню, сильно потеснив неспешную умиротворенность сельской лирики, игравшей важную роль в предыдущем десятилетии.
Советская песня в 1960-е годы. СОВРЕМЕННАЯ ГИТАРНАЯ ПЕСНЯ. ЕЕ АВТОРЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ
Русский советский поэт Владимир Семёнович Высоцкий (1938—1980)
Конец 50-х — 60-е годы оказались временем расцвета гитарной песни. В этом жанре возрождались старинные традиции бытового музицирования, в том числе и традиции старой студенческой песни. Вместе с тем гитарная песня — типичное явление современности, чуткий резонатор современных проблем и умонастроений.
Нетрудно заметить, что период активного становления гитарной песни совпал по времени с общим подъемом советской поэзии. Не случайно среди первых бардов — профессиональные поэты и литераторы Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич. 17
Усиленное внимание к слову, первостепенная роль поэтического текста в его синтезе с мелодией, скромный гитарный аккомпанемент — таков в общих чертах облик песен, обращенных к слушателю не только от первого лица, но и из первых уст.
Одним из очагов песенной культуры бардов становится Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Здесь гитарная песня нашла ряд талантливых авторов, их первых слушателей и горячих поклонников. Тогда зазвучали песни Ю. Визбора, посвященные романтике мужества, дружбе. Появились серьезные, трепетные песни А. Якушевой. Тогда же возникли искрящиеся юмором, наполненные блистательной игрой со словом сочинения Ю. Кима. Известность обрело и творчество ленинградцев — В. Городницкого, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Дулова.
Большинство бардов пишут свои песни, сочиняя как стихи, так и музыку. Но есть среди них и такие, кто использует в своем творчестве поэтические тексты других авторов. К ним принадлежат С. Никитин и В. Берковский, воплотившие в песне стихи Ю. Левитанского, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Ю. Мориц и других современных поэтов. Свои песни Никитин на протяжении многих лет исполняет в дуэте с женой Т. Никитиной. Их репертуар включает немало песен на стихи Д. Сухарева — признанного поэта гитарной песни.
Сама атмосфера зарождения гитарной песни подарила ей заряд высокого гуманизма. Сюда следует добавить неприятие штампа, резко отрицательное отношение к ходульности, официозу, составившие основу творческих позиций бардов. Раскованная, чуждая официальных условностей поэзия бардов, та откровенность, с которой говорит она о бытовом, даже обыденном, высказанное в ней критическое отношение к различным сторонам социальной действительности — все эти качества гитарной песни были горячо поддержаны молодежной аудиторией. Точнее, множеством поначалу малых аудиторий: студенческие общежития и квартиры, тесные кружки возле туристических костров, стоянки геологических экспедиций. Сочинения бардов передавали из уст в уста, распространяли в магнитофонной записи. Достоянием магнитофонной культуры стали песни А. Галича — остросатирические, обращенные к болевым точкам общественной жизни.
Уникальна творческая фигура В. Высоцкого (1938 — 1980), оказавшего огромное духовное воздействие на своих современников. Мир его песен поражает своей подлинностью, обнаженной, неприкрашенной правдой. Бард, поэт, заговоривший языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, поистине драматическое мироощущение. Песенные герои Высоцкого узнаваемы всегда. Взятые из гущи жизни, из всех социальных слоев нашего общества, они составили своеобразную энциклопедию нравов, человеческих типов и характеров.
В 70-е и 80-е годы обрели известность имена Е. Бачурина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной — авторов-исполнителей, продолживших и развивших традиции гитарной песни.
Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.
Этот жанр является абсолютно уникальным: он далек от будней большого города и одновременно близок человеческим душам. Такие песни стали формой общения единомышленников, альтернативной культурой.
Бард – это человек, который любит путешествовать. Постоянство и комфорт он променял на походную романтику: старую гитару, лесной костер, небо в звездах и палатку.
Некоторые исполнители необыкновенно хорошо выражали эту атмосферу через свои душевные песни. Представляем 10 самых известных бардов СССР.
10. Александр Розенбаум
Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.
Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.
При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.
Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.
Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.
9. Виктор Третьяков
Виктор активно выступал в России, ездил с концертами во Францию, в Бельгию, Голландию, Германию.
Третьяков умеет заставить задуматься о жизни, он создает в своих песнях очень четкие образы. Этот бард сочиняет берущие за душу, но при этом довольно простые музыку и стихи. Его песни нравятся людям разных поколений (не только родившимся в СССР).
Профессия, которую получил Виктор, была технической, но он обладает талантом красиво преподносить различные жизненные ситуации, очень живо их описывать, что и сделало его творчество очень популярным.
8. Александр Городницкий
Александр Городницкий – исполнитель авторских песен, поэт и ученый, специализирующийся на океанологии.
Александру удалось пережить первую блокадную зиму. Городницкий добился больших успехов в научной сфере: он принимал участие в различных океанологических экспедициях, публиковал многочисленные работы.
Александр Городницкий – один из основателей авторской песни как жанра. Его песни и стихи включали в школьные программы, переводили на разные языки.
7. Олег Митяев
С детства он был спортсменом, ему удалось добиться очень хороших результатов в плавании. На гитаре Олег начал играть, когда был подростком. Мальчик учился этому сам, во дворе.
Митяев мечтал стать геологом, но в техникуме учился на монтажника. Потом будущий бард обучался в институте физкультуры.
Однажды Олег оказался на фестивале авторской песни и получил очень много приятных впечатлений. Именно после этого он начал собственный музыкальный путь.
6. Владимир Высоцкий
Этого барда можно назвать самым популярным, не только в СССР, но и в современной России. Интересно, что сам музыкант совершенно не ассоциировал себя с этим творческим направлением. Стоит отметить, что его творчество вообще с трудом поддавалось классификации.
Владимир Высоцкий занимался не только музыкой: он работал в театре, снимался в кино. Его творчество затрагивало души людей.
Причиной смерти знаменитого исполнителя стала сердечно-сосудистая недостаточность, однако многие считали, что до этого его довела алкогольная и наркотическая зависимость.
5. Александр Галич
Галич не только писал и исполнял собственные песни, он являлся еще и сценаристом, прозаиком, драматургом.
Когда Александр был ребенком, его семья переехала в Россию. С подростковых лет Галич знал, что его профессия будет творческой, но с направлением он определился не сразу.
Александр учился в литературном институте, оперно-драматической студии, погружался в театральную сферу, но потом серьезно занялся написанием песен и их исполнением под гитару.
4. Новелла Матвеева
Она являлась не только бардом, но и поэтессой, литературоведом, драматургом, переводчицей. Новеллу заметили вовремя и полюбили практически сразу.
Провинциальная девушка с гитарой и завораживающим голосом быстро стала популярной сначала в Москве, а потом и во всей стране.
3. Александр Дулов
Александр Дулов занимался не только музыкой, но и наукой: он являлся химиком.
Бард написал больше 200 песен. Реже он использовал свои стихи, чаще – чужие. Дулов провел большое количество концертов и творческих вечеров.
2. Юрий Визбор
Его песни всегда были нежными, мелодичными, что было весьма не характерно для 60-70 годов. Визбор написал более трехсот замечательных песен. Он был не только бардом, но и прозаиком, драматургом, актером.
1. Булат Окуджава
Творчество Булата Окуджавы очень сильно повлияло на многих исполнителей, в числе которых Юрий Визбор, Владимир Высоцкий.
Посвященные ему фестивали до сих пор проходят в Москве, на Байкале, в Перми, в Израиле.
Читайте также: