Авторские песни 60 80 годов кратко

Обновлено: 02.07.2024

Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, появившийся в середине XX века в СССР.

Этот жанр имеет и другие названия: песня – бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия говорят о самобытном, неординарном музыкальном явлении, не укладывающемся в одно определение.

Главной особенностью авторской песни является то, что создателем поэтического текста и музыкального сопровождения композиции является автор, который не является профессиональным поэтом или музыкантом. Он же, как правило, является и непременным исполнителем своего сочинения под гитарный аккомпанемент. Важно ещё отметить, что авторскую песню принято характеризовать как поющую поэзию, так как именно поэтический текст занимает в композиции главное место, а мелодическое сопровождение лишь способствует эмоциональному воздействию на слушателей. Данные музыкальные композиции не сочиняются на заказ, а создаются на глубоком эмоциональном подъеме внезапно и самопроизвольно.

Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все: от содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя.

Авторскую песню еще можно назвать формой духовного общения людей, которые считают себя единомышленниками. Автор-исполнитель не отделяет себя от аудитории, а демонстрирует своё творчество в виде простой, доверительной беседы и при этом рассчитывает на ответную реакцию. Такому искусству присущи особая задушевность, глубокая искренность и выражение сокровенных мыслей.

История возникновения авторской песни

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №1

Позднее, во времена средневековья значение слова бард заметно изменилось. В ту пору на Британских островах так называли странствующих поэтов – музыкантов, которые, подобно французским трубадурам и немецким миннезингерам, воспевали любовь к Прекрасной Даме и героические подвиги доблестных рыцарей. Такие поющие поэты встречались во многих странах, только везде их называли по-разному: в Скандинавии – скальдами, в Украине – кобзарями, в Средней Азии – акынами, в Закавказье – ашугами, а на Руси – боянами, гуслярами или певцами-сказителями.

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №2

История возникновения и развития бардовской музыки, как жанра, изображение №3

Затем свершилась Октябрьская Революция, которая многое изменила в жизни людей нашего отечества. Появились совсем иные песни, которые отражали темы труда, Советской Армии, колхозной деревни, молодёжного энтузиазма.

Тем не менее, в тридцатых годах прошлого столетия среди московского студенчества вошла в моду особенная композиция, в которой были такие слова:

В следующие далее страшные для нашей страны военные годы все песни как профессиональные, так и самодеятельные, призывая к подвигу, отражали героическую борьбу советской армии с фашистскими захватчиками, а также суровые испытания, выпавшие на долю тружеников тыла. Очень часто народные авторы перетекстовывали известные мелодии, но все они посвящались самоотверженному служению родине.

В начале 80-х годов, видя силу воздействия авторской песни на молодёжь, власти начали её преследование, тем не менее, благодаря магнитофонным записям, народ продолжал слушать любимых исполнителей. Ситуация смягчилась в середине десятилетия, а к началу 90-х совсем изменилась. Авторская песня перестала быть протестующей, и поющих поэтов стали допускать в концертные программы на радио и ТВ, а также не ограничивать в записи и выпуске альбомов.

Известные исполнители авторской песни

В истории авторской песни довольно много ярких представителей, но поскольку развитие жанра разделяется на несколько периодов, то каждый этап имеет своих лидеров. С середины пятидесятых и до середины шестидесятых годов в магнитофонных записях особой популярностью пользовались композиции Ляли Розановой, Геннадия Шангина-Березовского, Дмитрия Сухарева, Ады Якушевой, Юрия Кима, Владимира Чернова и, несомненно, особых авторитетов, которых принято считать основоположниками авторской песни, Булата Окуджавы и Юрия Визбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская песня 60 – 80-х годов

Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Башлачёв, Олег Митяев

 Авторская песня – один из жанров, появившихся в условиях жесткого идеологического давления конца 50-60-х годов 20 века. У истоков авторской песни – до Владимира Высоцкого, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, Александра Башлачёва, Виктора Цоя – стояли Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор .

Авторская песня – один из жанров, появившихся в условиях жесткого идеологического давления конца 50-60-х годов 20 века. У истоков авторской песни – до Владимира Высоцкого, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, Александра Башлачёва, Виктора Цоя – стояли Булат Окуджава, Александр Галич, Юрий Визбор .

Булат Окуджава Шалвович -

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность)— наряду с В. C. Высоцким (он называл Б. Окуджаву своим духовным учителем ), А. А. Галичем и Ю. Визбором. 23 июня 1995 года состоялся его последний[15] концерт в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. 12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа Кламар. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы

Продолжают активную концертную деятельность такие корифеи отечественной рок-музыки, как Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Константин Кинчев, соединяющие социальный и философский пафос с исповедальностью и лиризмом.

Продолжают активную концертную деятельность такие корифеи отечественной рок-музыки, как Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Константин Кинчев , соединяющие социальный и философский пафос с исповедальностью и лиризмом.

Подъем советской песни в 60-е годы связан с переменами в духовной атмосфере страны. Это было время вступления челове­чества в космическую эру. Литература и искусство ищут выразительные средства для воплощения современности, отмеченной активным движением научно-технической мысли, возрастанием интеллектуального уровня людей.

Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС (1956) всколыхнуло общественное сознание, вызвав приток книг, кинофильмов, спектаклей, остро, по-новому ставивших вопросы отношения человека к действительности. Отметен догматический взгляд, приравнивавший людей к винтикам огромного государственного механизма. И художественное творчество всячески заостряет мысль о неповторимости каждой человеческой судьбы. Следуя ведущим тенденциям литературы и искусства, песня все чаще обращается ко внутреннему миру человека. В песенный жанр проникли образы, раскрывающие духовные идеалы общества через помыслы и чувства отдельной личности. Восприняла песня и подсказанные современным искусством демократизм, исповедальность тона. Теперь она адре­суется не столько ко всем, сколько к каждому человеку в отдельности, высказываясь от имени одного человека. Весьма заметным становится предпочтение, которое авторы песен отдают лирике как признанному в искусстве средству духовного самовыражения. Не случайно для уточнения жанровых характеристик используются понятия, подчеркивающие личностное начало, такие, как песня-монолог, песня-размышление, песня-признание, песня-мольба и т. п. Заметно возрос лирический тонус при воплощении идей большого общественного звучания.

Песня испытывает влияние поэзии XX века, для которой характерны ритмическая гибкость и раскованность, подчеркивание веса и значения отдельного слова, интонационная детализация. Песенные мелодии насыщаются речевой выразительностью. В них усиливаются речитативно-декламационные моменты, связанные со смысловым развитием и психологическими нюансами стихотворного текста.

В этих условиях совершенно закономерным оказывается главенствующее положение эстрадной песни. Ее облик основывается на преобладании личного, интимного начала. Будучи произведением прежде всего для слушания, эстрадная песня подразумевает соответствующее сопровождение. Яркость и вы­разительность инструментальных красок обогащают ее мелодический образ, усиливают его выразительность.

Впрочем, различия между эстрадной и массовой песней во­все не исключают возможности их взаимопроникновения. В этом убеждает новый тип гражданственно-публицистических песен, многие из которых с одинаковым успехом существовали как на концертной эстраде, так и в быту. Появлением их, соб­ственно, и ознаменован поворот в развитии песенного жанра, наступивший в конце 50-х — начале 60-х годов.

Советская песня в 1960-е годы. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Гражданственная направленность, отличающая советскую песню с первых дней ее существования, в публицистических песнях 60-х годов выражена высказыванием от первого лица. В отличие от массовых гимнов и маршей прошлых десятилетий, формулировавших идеи общества в це­лом, песни этих лет раскрывают нравственную позицию лич­ности. Воспевание гражданственных идеалов опирается здесь не на лозунговые формулировки, а на глубокую личную убежден­ность, выстраданную (как об этом свидетельствует содержание) опытом отдельной человеческой судьбы.

Советская песня в 1960-е годы. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗЫ. ПЕСНИ А. ПАХМУТОВОЙ

Советский композитор Александра Пахмутова

Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)

Нового героя привела в молодежную песню Александра Ни­колаевна Пахмутова (р. 1929). Напутствуемый искренней верой во все лучшее, молодой романтик устремлялся в дали дальние, сознавая при этом, что жизнь — не сплошное победное шествие. Ему ведомы трудности, смысл преодоления и радость поиска. Новым был и музыкальный облик песен, органично сочетавший пафос утверждения с душевной теплотой и взволнованностью. Пахмутова является истинным художником-новатором, несмотря на то что внешние атрибуты песенной моды никогда не играют определяющей роли в ее музыке. Сохраняя обобщенность обра­зов, идущую от массовой песни, композитор акцентирует мо­менты индивидуальной эмоции.

Советская песня в 1960-е годы. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Советская песня в 1960-е годы. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Михаил Матусовский и Вениамин Баснер

Повышенную этическую нагрузку обретает вечная образная параллель — человек и природа. В песнях этих лет живет Время, чувство причастности ко всему, что происходит на родной зем­ле. Именно такое чувство роднит человека с его поколением, с поколениями предшествующими и будущими. Вот почему вы­ражение сокровенного наполняется также и общественным смыслом.

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О МИРЕ

Советский поэт Лев Ощанин

Выступление советского поэта Льва Ошанина

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ-ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Почти два десятилетия мирной жизни предшествовали появлению но­вой волны песен-воспоминаний о Великой Отечественной. Пес­ни-воспоминания, призванные сберечь память о прошлом стра­ны, ведут свое начало от баллад 30-х годов, посвященных герои­ке гражданской войны. В 60-е годы тема памяти обретает новые черты. Песни этих лет с особенной силой доносят идею не­расторжимой связи времен, рассказывая о прошлом, которое живет в сегодняшнем дне.

На высоком холме болгарского города Пловдива возвышает­ся гранитная фигура юноши-солдата, названного ласковым рус­ским именем Алеша. Поэт Ваншенкин посвятил этому памятни­ку стихи. Позже появилась песня Колмановского. Музыка, как и стихи, лишена внешней патетики. Мелодическая линия разви­вается поступательно: подъем по аккордовым звукам с после­дующим опеванием (словно возникает эхо) каждой новой вершины. Высотный диапазон осваивается постепенно — создается отчетливое ощущение нелегкого восхождения к той самой вы­си, что вознесла памятник герою.

Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О КОСМОНАВТАХ

Новое время естественно вызвало немалые сдвиги в песен­ной лирике — в ее тематике, образах, выразительных средствах. Многие песни призывают задуматься над смыслом человеческих отношений и поступков. Песни о любви, дружбе, верности наполняются высоким этическим смыслом.

Советская песня в 1960-е годы. ЭСТРАДНО-БЫТОВАЯ ЛИРИКА

Советский композитор Аркадий Островский

Советский композитор Аркадий Ильич Островский (1914—1967)

Эстрадно-бытовая лирика занимает важное место в песенной панораме 60-х годов. Повышенный пульс городской жизни во­шел в лирическую эстрадную песню, сильно потеснив неспеш­ную умиротворенность сельской лирики, игравшей важную роль в предыдущем десятилетии.

Советская песня в 1960-е годы. СОВРЕМЕННАЯ ГИТАРНАЯ ПЕСНЯ. ЕЕ АВТОРЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ

Русский советский поэт Владимир Высоцкий

Русский советский поэт Владимир Семёнович Высоцкий (1938—1980)

Конец 50-х — 60-е годы оказались временем расцвета гитарной песни. В этом жанре возрождались старинные традиции бытового му­зицирования, в том числе и традиции старой студенческой пес­ни. Вместе с тем гитарная песня — типичное явление современ­ности, чуткий резонатор современных проблем и умонастрое­ний.

Нетрудно заметить, что период активного становления ги­тарной песни совпал по времени с общим подъемом советской поэзии. Не случайно среди первых бардов — профессиональные поэты и литераторы Б. Окуджава, Н. Матвеева, А. Галич. 17

Усиленное внимание к слову, первостепенная роль поэтиче­ского текста в его синтезе с мелодией, скромный гитарный ак­компанемент — таков в общих чертах облик песен, обращенных к слушателю не только от первого лица, но и из первых уст.

Одним из очагов песенной культуры бардов становится Мо­сковский государственный педагогический институт им. Ленина. Здесь гитарная песня нашла ряд талантливых авторов, их первых слушателей и горячих поклонников. Тогда зазвучали песни Ю. Визбора, посвященные романтике мужества, дружбе. Появи­лись серьезные, трепетные песни А. Якушевой. Тогда же воз­никли искрящиеся юмором, наполненные блистательной игрой со словом сочинения Ю. Кима. Известность обрело и творчество ленинградцев — В. Городницкого, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Дулова.

Большинство бардов пишут свои песни, сочиняя как стихи, так и музыку. Но есть среди них и такие, кто использует в своем творчестве поэтические тексты других авторов. К ним принад­лежат С. Никитин и В. Берковский, воплотившие в песне стихи Ю. Левитанского, Б. Слуцкого, Д. Самойлова, Ю. Мориц и дру­гих современных поэтов. Свои песни Никитин на протяжении многих лет исполняет в дуэте с женой Т. Никитиной. Их репер­туар включает немало песен на стихи Д. Сухарева — признанно­го поэта гитарной песни.

Сама атмосфера зарождения гитарной песни подарила ей за­ряд высокого гуманизма. Сюда следует добавить неприятие штампа, резко отрицательное отношение к ходульности, офици­озу, составившие основу творческих позиций бардов. Раскован­ная, чуждая официальных условностей поэзия бардов, та откро­венность, с которой говорит она о бытовом, даже обыденном, высказанное в ней критическое отношение к различным сторо­нам социальной действительности — все эти качества гитарной песни были горячо поддержаны молодежной аудиторией. Точ­нее, множеством поначалу малых аудиторий: студенческие об­щежития и квартиры, тесные кружки возле туристических костров, стоянки геологических экспедиций. Сочинения бардов передавали из уст в уста, распространяли в магнитофонной за­писи. Достоянием магнитофонной культуры стали песни А. Га­лича — остросатирические, обращенные к болевым точкам об­щественной жизни.

Уникальна творческая фигура В. Высоцкого (1938 — 1980), оказавшего огромное духовное воздействие на своих современ­ников. Мир его песен поражает своей подлинностью, обна­женной, неприкрашенной правдой. Бард, поэт, заговоривший языком улицы, Высоцкий принес в песню свой вулканический темперамент, яростный напор, поистине драматическое миро­ощущение. Песенные герои Высоцкого узнаваемы всегда. Взя­тые из гущи жизни, из всех социальных слоев нашего общества, они составили своеобразную энциклопедию нравов, человече­ских типов и характеров.

В 70-е и 80-е годы обрели известность имена Е. Бачурина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной — авторов-исполнителей, продолживших и развивших традиции гитарной песни.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.

Этот жанр является абсолютно уникальным: он далек от будней большого города и одновременно близок человеческим душам. Такие песни стали формой общения единомышленников, альтернативной культурой.

Бард – это человек, который любит путешествовать. Постоянство и комфорт он променял на походную романтику: старую гитару, лесной костер, небо в звездах и палатку.

Некоторые исполнители необыкновенно хорошо выражали эту атмосферу через свои душевные песни. Представляем 10 самых известных бардов СССР.

10. Александр Розенбаум

Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.

Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.

При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.

Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.

Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.

9. Виктор Третьяков

Виктор активно выступал в России, ездил с концертами во Францию, в Бельгию, Голландию, Германию.

Третьяков умеет заставить задуматься о жизни, он создает в своих песнях очень четкие образы. Этот бард сочиняет берущие за душу, но при этом довольно простые музыку и стихи. Его песни нравятся людям разных поколений (не только родившимся в СССР).

Профессия, которую получил Виктор, была технической, но он обладает талантом красиво преподносить различные жизненные ситуации, очень живо их описывать, что и сделало его творчество очень популярным.

8. Александр Городницкий

Александр Городницкий – исполнитель авторских песен, поэт и ученый, специализирующийся на океанологии.

Александру удалось пережить первую блокадную зиму. Городницкий добился больших успехов в научной сфере: он принимал участие в различных океанологических экспедициях, публиковал многочисленные работы.

Александр Городницкий – один из основателей авторской песни как жанра. Его песни и стихи включали в школьные программы, переводили на разные языки.

7. Олег Митяев

С детства он был спортсменом, ему удалось добиться очень хороших результатов в плавании. На гитаре Олег начал играть, когда был подростком. Мальчик учился этому сам, во дворе.

Митяев мечтал стать геологом, но в техникуме учился на монтажника. Потом будущий бард обучался в институте физкультуры.

Однажды Олег оказался на фестивале авторской песни и получил очень много приятных впечатлений. Именно после этого он начал собственный музыкальный путь.

6. Владимир Высоцкий

Этого барда можно назвать самым популярным, не только в СССР, но и в современной России. Интересно, что сам музыкант совершенно не ассоциировал себя с этим творческим направлением. Стоит отметить, что его творчество вообще с трудом поддавалось классификации.

Владимир Высоцкий занимался не только музыкой: он работал в театре, снимался в кино. Его творчество затрагивало души людей.

Причиной смерти знаменитого исполнителя стала сердечно-сосудистая недостаточность, однако многие считали, что до этого его довела алкогольная и наркотическая зависимость.

5. Александр Галич

Галич не только писал и исполнял собственные песни, он являлся еще и сценаристом, прозаиком, драматургом.

Когда Александр был ребенком, его семья переехала в Россию. С подростковых лет Галич знал, что его профессия будет творческой, но с направлением он определился не сразу.

Александр учился в литературном институте, оперно-драматической студии, погружался в театральную сферу, но потом серьезно занялся написанием песен и их исполнением под гитару.

4. Новелла Матвеева

Она являлась не только бардом, но и поэтессой, литературоведом, драматургом, переводчицей. Новеллу заметили вовремя и полюбили практически сразу.

Провинциальная девушка с гитарой и завораживающим голосом быстро стала популярной сначала в Москве, а потом и во всей стране.

3. Александр Дулов

Александр Дулов занимался не только музыкой, но и наукой: он являлся химиком.

Бард написал больше 200 песен. Реже он использовал свои стихи, чаще – чужие. Дулов провел большое количество концертов и творческих вечеров.

2. Юрий Визбор

Его песни всегда были нежными, мелодичными, что было весьма не характерно для 60-70 годов. Визбор написал более трехсот замечательных песен. Он был не только бардом, но и прозаиком, драматургом, актером.

1. Булат Окуджава

Творчество Булата Окуджавы очень сильно повлияло на многих исполнителей, в числе которых Юрий Визбор, Владимир Высоцкий.

Посвященные ему фестивали до сих пор проходят в Москве, на Байкале, в Перми, в Израиле.

Читайте также: