Авторитарная личность адорно кратко

Обновлено: 02.07.2024

Идея об индивидуальных различиях в проявлении аутгрупповой дискриминации легла в основу теории авторитарной личности, основателем которой является Т. Адорно и его коллеги (берклийская группа) (Адорно и др., 2001). Они так же, как и Фрейд, полагали, что причину негативного отношения к аут-группе стоит искать в личности его носителя. Однако их взгляды отличались от взглядов Фрейда. Фрейд полагал, что межгрупповой конфликт соответствует природе человека, а потому обязателен.

В теории Адорно и его коллег проводится идея о том, что межгрупповой конфликт — это аномалия, а его участником может стать не любой человек, а только тот, кто обладает определенными личностными особенностями.

В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд методик, среди которых были анкеты, включающие вопросы о социодемографических особенностях респондентов и их взглядах; клиническое интервью, в котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое мнение по ряду социальных проблем; тематико-апперцептивный тест, в котором участникам показывали серию картин с изображением драматических событий и предлагали рассказать в каждом случае о своих действиях.

Адорно и его коллеги начали свое исследование с создания шкалы антисемитизма, заполняя которую, респондент должен был определить степень своего согласия с рядом утверждений о евреях. Члены берклийской группы полагали, что антисемитизм является только частью синдрома этноцентризма, для измерения которого они создали еще одну шкалу (Е-шкалу), с помощью которой измерялось отношение людей к различным меньшинствам. После этого 80 респондентов, заполнивших шкалу этноцентризма и набравших по ней очень высокий или очень низкий балл, участвовали в клиническом интервью, с помощью которого исследователи пытались выяснить индивидуальные особенности людей, принадлежащих к двум разным типам.

Эти исследования позволили описать личность, склонную к дискриминации аутгрупп — авторитарную личность, которая обладала следующими чертами:

Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу. Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и то же утверждение могло быть связано сразу с несколькими субшкалами. Примерами утверждений шкалы авторитаризма являются:

Корреляция между F- и E-шкалами была равна 0,75, и это означало, что степень авторитарности личности действительно напрямую связана с негативностью ее отношения к меньшинствам. Последующие экспериментальные исследования показали, что авторитарные люди демонстрируют больший ингруп-повой фаворитизм и аутгрупповую дискриминацию даже при оценке искусственных, сконструированных в ходе эксперимента групп.

Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми).

Теория авторитарной личности так же, как и другие концепции, не избежала критики. Она происходит по следующим направлениям.
1. Определение авторитарной личности в том виде, в котором оно было сформировано в 50-х годах XX века, не отвечает сегодняшним реалиям, поскольку содержит в себе ряд черт, специфичных для взрослых людей, живших в то время. В ответ на это критическое замечание содержание синдрома авторитарной личности было изменено.

Однако некоторые исследователи полагают, что каждый из трех параметров авторитаризма, выделенных Альтмейером, обладает самостоятельной значимостью. Эта закономерность ярко проявляется у детей (Rigby, 1998). Это означает, что подчинение властям не обязательно подразумевает высокий уровень конформизма — подчинения групповым нормам, а конформизм — политическую интолерантность. Конформные люди не обязательно демонстрируют негативное отношение к другим группам, однако они более чувствительны к угрозе сплоченности ингруппы. Именно наличие такой угрозы приводит у них к росту аутгрупповой дискриминации (Feldman, 2003).

Самостоятельность различных измерений авторитаризма привела к идее создания новых шкал для его измерения. Одна из таких шкал была создана К. Ригби. Ее цель — измерение аттитю-дов людей к представителям различных социальных институтов, олицетворяющих власть (полиции, армии, судебной власти, образованию) (Rigby, Metzer, Ray, 1986).

2. Особенности семейной ситуации являются не единственной причиной возникновения авторитарной личности. В ответ на это критическое замечание сторонники теории занялись поиском других факторов, оказывающих влияние на степень авторитаризма. В результате были выделены следующие условия, способствующие формированию авторитарной личности.
а) Социальная обстановка в обществе. Степень авторитаризма зависит от восприятия людьми угрозы своему положению. Например, количество авторитарных американцев увеличивалось с повышением восприятия угрозы со стороны большой аутгруп-пы — СССР, а количество авторитарных новозеландцев — при восприятии будущего экономического спада, социальной дезинтеграции, высокого уровня преступности в своей стране (Doty, Peterson, Winter, 1991; Duckitt, Fisher, 2003; McCann, 1999).

Некоторые авторы выделяют поведенческие показатели, по наличию которых можно измерить уровень авторитаризма, не прибегая к опросникам. Среди них:

  • политические предпочтения (конвенционализм). В периоды социальной напряженности увеличивается число сторонников консерваторов и падает число сторонников либералов;
  • отношение к цензуре (авторитарное раболепие). В периоды социального напряжения растет количество сторонников введения цензуры;
  • авторитарные религиозные течения (авторитарное раболепие). В периоды нестабильности увеличивается число сторонников авторитарных религиозных течений;
  • отношение к аутгруппам (авторитарная агрессия). В периоды социального напряжения ухудшается отношение к аутгруппам;
  • интерес к психологии (анти-интрацепция). В периоды социальной напряженности падает уровень продаж книг по психологии;
  • оккультные науки (суеверность). В периоды социальной напряженности растет число людей, увлекающихся астрологией;
  • порода собак (силовое мышление). В периоды социального напряжения увеличивается количество собак бойцовых пород;
  • комедийные персонажи (силовое мышление). В периоды социальной напряженности комедийные персонажи становятся более агрессивными;
  • политический цинизм (деструктивность и цинизм). В периоды социальной напряженности растет число людей, с недоверием и цинизмом относящихся к правительству и другим социальным институтам;
  • наказания за сексуальные преступления (сексуальность). В периоды социального напряжения увеличиваются наказания за сексуальные преступления.

Возможно, что в данном случае важна не сама социальная обстановка, а ее восприятие человеком: более авторитарны люди, которые верят в то, что мир вокруг них опасен (Duckitt et.al., 2002).
б) Ситуативная угроза. Для того чтобы неприятие аутгрупп у авторитарных людей проявилось в полном объеме, достаточно временное ощущение угрозы, не связанное с обстановкой в обществе. Источником такой угрозы может служить напоминание человеку о неизбежности смерти. Такое напоминание приводит к более негативному отношению к людям, отличающимся от испуганного человека. Например, христиане, которым напомнили о неизбежности смерти, более негативно оценивали иудеев, чем те, кому о смерти не напоминали. Однако эта закономерность сильнее выражена среди авторитарных людей (Greenberg et.al., 1990).

в) Образование. Во-первых, некоторое влияние на авторитаризм оказывает уровень образования. Согласно американским данным, четырехгодичное обучение в колледже приводит к уменьшению авторитаризма (Peterson, Lane, 2001 ). Однако вероятность понижения уровня авторитаризма в ходе образования связана с его типом. Например, результаты исследования, проведенного в ЮАР и США, показали, что уровень авторитаризма был связан с уровнем образования только у жителей США, но не у жителей ЮАР. Одно из объяснений этого феномена связано с тем, что способность образования понижать авторитаризм проявляется в той степени, в которой образование нацелено на обучение диалектическому способу мышления и осуществляется при участии слабо авторитарных педагогов (Duckitt, 1992).
Во-вторых, уровень авторитаризма зависит от характера образования. В частности, студенты — биологи, химики и инженеры более авторитарны, чем студенты-гуманитарии (например, философы) и те, кто занимается социальными науками (социологией, психологией) (Rubinstein, 1997 ). Кроме того, авторитаризм негативно связан с успеваемостью по гуманитарным дисциплинам, которые предполагают умение видеть разные точки зрения (Peterson, Lane, 2001 ).

г) Профессия. Например, уровень авторитаризма у работников полиции выше, чем у профессиональных солдат и охраны аэропорта, а у них выше, чем у людей, не связанных с силовыми структурами (Rubinstein, 2006 ).

е) Тип культуры. Это косвенно подтверждается наличием межкультурных различий в уровне авторитаризма, который выше у представителей коллективистских культур (например, азиатских стран и Японии), чем у жителей индивидуалистских (например, США). Авторитаризм особенно сильно связан с так называемым вертикальным индивидуализмом и коллективизмом по сравнению с горизонтальным коллективизмом (Kemmelmeier et.al., 2003; Larsen et.al., 1990).

3. Наличие авторитарных черт не является гарантией того, что их носитель будет осуществлять аутгрупповую дискриминацию. В ответ на это критическое замечание сторонники теории авторитарной личности выдвинули следующую идею. Для авторитарной личности характерно желание не отличаться от большинства, поэтому авторитарный человек склонен к аутгрупповой дискриминации только в тех случаях, когда такое отношение к аутгруппе рассматривается в обществе как допустимое и обоснованное. В противном случае он будет ярым приверженцем равенства. Таким образом, личностные черты, поведение и взгляды авторитарного человека являются ярким, во много раз усиленным отражением процессов, происходящих в обществе.

В частности, авторитарная личность имеет тот локус контроля, который является ценностно значимым в той группе, к которой она принадлежит. Например, авторитарные жители США имеют внутренний локус контроля, тогда как для жителей России связь между авторитарностью и локусом контроля не установлена (Дьяконова, Юртайкин, 2000). Другой пример, связан с Россией 90-х годов XX века. Россияне постсоветского периода с высокой степенью авторитаризма были сторонниками принципа равенства, культивирующегося в Советском Союзе, и выступали против невмешательства правительства в торговые отношения. Однако авторитарные граждане США поддерживали противоположные идеи (McFarland, Ageyev, Abalakina-Paap, 1992).

Поэтому в настоящий момент, говоря об авторитарной личности, делают акцент скорее не на семейной ситуации ее развития, а на ее взаимоотношениях с группой. Например, Дж. Дакит (Duckitt, 1989, 2000) полагал, что авторитарность — это аспект групповой сплоченности: у авторитарной личности очень сильно развита потребность идентификации с группой, для нее очень важны ценности своей группы, и она отвергает значимость ценностей других социальных групп.

4. Авторитарность связана с отношением человека не только к аутгруппам, но и к другим аспектам существования. Современные исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт.

Возникнув в начале 50-х годов XX века, теория авторитарной личности значительно изменилась, но до сих пор является одним из основных объяснений межгрупповых конфликтов. Одной из неизменных особенностей этого объяснения остается игнорирование специфики отношений между группами-участницами конфликта. Эта специфика учитывается в теории реального конфликта, речь о которой пойдет в следующей главе.

Синтез марксизма и фрейдизма в концепции авторитарной личности Теодора Адорно

Рубеж XIX-XX вв. в истории западной философской мысли, да и западной культуры в целом, носил эпатажный, если не сказать, революционный характер. Разрушив традиционные представления об основаниях жизни, творчества и мышления, этот острый период не предложил, однако, единой концепции того, как мыслить дальше. В чем искать основания человеческого бытия, к чему двигаться и от чего лечиться?Современному образованному человеку известно, как минимум, три кита, на которых держалась философская мысль того периода. С другой стороны, уместно ли говорить об этом в прошедшем времени?

Ницшеанство, марксизм и фрейдизм прочно обосновались в западной современной культуре и, несмотря на всю последующую критику, продолжают оказывать значительное влияние и на философию века XXI.

Нередко три этих течения рассматривают во взаимном конфликте. Однако в настоящей работе представится демонстрация попытки примирения хотя бы двух из них: марксизма и фрейдизма.

Первый и главный из них – тезис о происхождении всякого авторитаризма и насилия из так называемых предрассудков.

авторитарная личность

Итак, можно подвести некоторые итоги. Синтез фрейдизма и марксизма в концепции Адорно происходит на нескольких уровнях.

Во-первых, на уровне мировоззренческих взглядов.

Во-вторых, методологический синтез.

Являясь критиком традиционной диалектики, Адорно, тем не менее, обращается к ее основным принципам: развития и единства и борьбы противоположностей. Это явно прослеживается в его классификации типов. От психоанализа здесь - сам метод психологического опроса, проводившегося в форме интимной беседы; попытка проникнуть в изначальные, подсознательные корни предрассудков, объясняя их, в конце концов, природой человека. Т.е., в конечном счете, признавая естественными и неизбежными, по крайней мере, для части людей.

И, в-третьих, уровень конечной цели.

Здесь мы выходим на проблему соотношения личного опыта и взглядов автора и оснований его философской теории, которая, разумеется, не может быть раскрыта и решена в рамках настоящей работы.

А что для вас значит авторитарная личность? Скорее всего, в кругу ваших друзей, коллег или знакомых есть такие люди. Они учитывают только свое мнение, никого не слушают, перебивают, а порой манипулируют. Это циники, которым чужды человеческие эмоции. Общение с ними вряд ли приносит удовольствие. Почему люди становятся такими жесткими? Могут ли они измениться?

Определение авторитарной личности

Т. Адорно

Авторитарная личность – это человек, которые всеми силами стремится подчинить окружающих своему влиянию. Синонимами авторитарности считаются тоталитаризм, авторитаризм, тоталитарность, антидемократизм.

Главными чертами авторитарных личностей является стремление во что бы то ни стало добиваться желаемого, занимать в группе лидерские позиции. Они хотят манипулировать другими людьми, достигать собственных целей, пользуясь помощью извне.

В психологии существует теория авторитарной личности, автором которой является Т. Адорно и несколько его коллег. Они занимались изучением проявлений антисемитизма. По мнению ученых, ненависть людей к определенной группе определяется личностными качествами ее лидера.

В процессе исследования Адорно и его группа провели ряд тестов, которые показали истинное отношение испытуемых к евреям. Для этого была создана F-шкала. По другой E-шкале определялся уровень этноцентризма, признаком которого считается антисемитизм.

  1. Конвенциализм. В свете исследования (об антисемитизме) здесь имеется в виду поддержка американских ценностей.
  2. Авторитарное раболепие. Подчинение авторитетам в собственной группе.
  3. Агрессия. Непрестанный поиск людей, имеющих не совпадающие взгляды, с целью осуждения и наказания.
  4. Анти-интрацепция. Неспособность принимать нечто эмоциональное, наполненное чувствами, фантазийное. Отрицание слабости, сентиментальности.
  5. Суеверность. Вера в приметы, заранее предопределенную судьбу.
  6. Идеализирование силы, силового мышления. Авторитарная личность строит отношения по типу господство-подчинение, слабый-сильный, вождь-последователи. Свои сильные стороны он выставляет напоказ. . Люди, склонные к авторитарности, настроены враждебно ко всему, что их окружает.
  7. Проективность. Человек неосознанно проецирует мрачные мысли на окружающий мир.
  8. Чрезмерная сексуальность. Индивид проявляет порой лишний интерес к интимным подробностям жизни.

Основываясь на идеях Зигмунда Фрейда, Адорно и его помощники утверждали, что главная причина развития авторитарности — непростые отношения с родителями в детстве и неправильное воспитание.

Стереотипы

авторитарность

Об авторитарном типе личности ходит много разговоров. Поэтому не стоит удивляться стольким домыслам о ней. Главный из них говорит о том, что склонные к авторитарности люди всегда ограниченны, не имеют нравственных ценностей, проявляют насилие, манипулируют окружающими. Для многих они – деспоты и даже фашисты. Такого взгляда придерживались и продвигали Э. Фромм и К. Левин.

Как обстоят дела на самом деле? Авторитарная личность действительно стремится к власти, нередко проявляя при этом деспотизм. Но она может делать это и другими способами. Один из них – создать вокруг себя уважительную атмосферу, которая поможет ему сформировать авторитет.

Сложно сказать однозначно, хорошо или плохо быть авторитарным человеком. Но стоит заметить, что многие руководители крупных компаний и предприятий является таковыми. И это можно считать поводом для гордости, поскольку такое качество помогает им работать эффективнее других.

Люди, склонные к авторитарности, часто предъявляют к себе и другим высокие требования. Это еще один плюс. Они не только сами проявляют дисциплину, но и учат ей свои подчиненных. Исключением являются случаи, когда авторитарный человек много требует от других, а при этом сам остается неорганизованным.

Почему человек становится авторитарным

Почему человек становится авторитарным

Авторитарность развивается по многим причинам. Как говорилось выше, создатель теории авторитарной личности согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что подобные проблемы берут начало в детстве. Виной всему неправильное воспитание.

Представьте ситуацию, когда мама окружает ребенка чрезмерной заботой. По ее мнению, она сможет уберечь сына или дочь от плохого. Но на самом деле она вселяет в малыша тревогу. Ребенок боится сделать что-либо без материнского разрешения. Во взрослом возрасте он неосознанно будет бояться всего на свете. И в попытке избавиться от этого страха, будет стремиться всегда все контролировать.

Еще одним следствием гиперопеки является несамостоятельность. Если в детстве родители ограждают ребенка от работы, принимают за него решения, он вырастет неуверенным в себе. Но вместе с тем в нем разовьются такие черты, как заносчивость, самодовольство. Неспособность к решительным действиям такой человек маскирует под уверенность в себе. При этом он манипулирует окружающими, перекладывая на них ответственность, заставляя действовать в своих интересах.

И, наконец, третья причина – привычка подчиняться. Допустим, в детстве строгий отец заставлял ребенка выполнять любое его требование. Естественно, последний затаивает обиду. Став взрослым, он выплескивает скопившиеся негативные эмоции на окружающих. Часто неосознанно он пытается заставить их прочувствовать все то, что чувствовал он.

Особенности авторитарной личности

Особенности авторитарной личности

В психологии выделяют 3 главные признака человека, склонного к авторитарности в характере:

  1. Частая критика. В большинстве случаев она не имеет под собой никаких оснований. Критикуется все, начиная от внешнего вида и заканчивая походкой, какими-то личными качествами, манерой поведения. Первое время критика может казаться желанием ненавязчиво помочь. Но спустя время она становится слишком грубой, неуместной. У жертвы даже может развиться комплекс неполноценности.
  2. Ограничение контактов с внешним миром. Для примера представьте семью, в которой муж – авторитарная личность, тиран. Он полностью контролирует все, что касается супруги, ее круг общения в том числе. Часто он даже устанавливает правила, выбирает друзей. Так поступают не только мужчины. Главная цель подобного поведения – сделать жертву зависимой.
  3. Постоянное недовольство всем, что происходит вокруг.

Плюс ко всему, авторитарные личности никогда ничего не просят. Они требуют. И при этом никогда не говорят слов благодарности.

В работе

Особенности авторитарной личности в работе

В деловой сфере авторитарность часто играет на руку руководителю. Хотя в таком стиле управления есть и масса минусов. Они касаются в основном коллектива. В компаниях не предполагается работа в команде, совместное принятие решений. Не проводятся голосования, мозговые штурмы. Идеи и советы сотрудников не берутся в расчет. Начальник основывает работу исключительно на своих суждениях. Его характерная черта – отсутствие гибкости.

Иногда руководитель применяет метод жесткого давления, принуждения. По его мнению, у работников не может быть форс-мажорных ситуаций, семейных неурядиц или проблем со здоровьем. Опоздания по любым причинам строго наказываются без возможности привести доводы в свое оправдание.

Но не впадайте в панику, если ваш непосредственный начальник оказался авторитарным человеком. Такой стиль руководства имеет и массу преимуществ:

  1. Все без исключения сотрудники признают авторитет руководителя, относятся к нему с уважением, берут с него пример.
  2. Каждый член коллектива точно знает свои обязанности, цели, суть работы.
  3. В компании или на производстве есть дисциплина.

Авторитарность в характере помогает начальнику уверенно идти к поставленным целям, развиваться и обгонять конкурентов.

В семье

Особенности авторитарной личности в семье

Авторитарный человек в пределах семьи ведет себя так же, как и на работе:

Не всегда авторитарный человек в семье – тиран, который тешит самолюбие. Чаще всего он искренне верит, что такой способ общения приведет к хорошим результатам. По его мнению, попустительство имеет плохие последствия.

Как избавиться от авторитарности

Как избавиться от авторитарности

  1. Если вы наделены властью, не пытайтесь использовать ее во вред другим людям. Лучше пользуйтесь ею во благо.
  2. Помните, власть не является вашей собственной и абсолютной. Вы также ее от кого-то получили.
  3. Не командуйте и не манипулируйте. Не думайте, что вам будут подчиняться все. Не делайте абсолютную власть смыслом жизни.
  4. Учитесь проявлять мудрость, доброту, доброжелательность.
  5. Давайте подчиненным право выбора.
  6. Делитесь полномочиями. Пусть ваши сотрудники тоже принимают решения, полноценно участвуют в работе компании, проявляют инициативу.

И еще один совет. Нет ничего плохого в том, что вы будете слушать и слышать мнение других людей. Не думайте, что гениальные идеи появляются только у вас. Возможно, вам даже есть чему поучиться у тех, кто рядом.

Заключение

Сказать, плохо или хорошо быть авторитарной личностью, невозможно. С одной стороны наличие этого качества в характере помогает осуществлять руководство в бизнесе. А с другой — сильно портит отношения с окружающими. Поэтому, чтобы не получить репутацию тирана и деспота, учитесь находить с окружающими общий язык. Помните: каждый человек имеет право на свое мнение.

Теория авторитарной личности Т. Адорно / психология

Теодор В. Адорно вместе с другими Френкель-Брансуик, Дэниелом Левинсоном и Невиттом Сэнфордом, все исследователи из Калифорнийского университета в Беркли, определили теория авторитарной личности. Исследование, которое в итоге придало форму концепции, было разработано в середине прошлого века и было по мотивам комиссии от правительства Соединенных Штатов, заинтересованной в отслеживании очагов антисемитизма.

Адорно утверждал, что некоторые глубоко укоренившиеся черты личности предрасполагают некоторых людей быть очень чувствительными к тоталитарным и недемократическим идеям. Доказательства, представленные в поддержку этого вывода, включают в себя тематические исследования (например, нацисты), психометрическое тестирование (использование шкалы F, фашизм) и клинические интервью..

так, собранные данные, по-видимому, защищают существование авторитарной личности, что может помочь объяснить, почему некоторые люди более устойчивы к изменению своих предрассудков.

Характеристика авторитарной личности

Согласно теории авторитарной личности, эти люди с авторитарной личностью Они будут иметь тенденцию быть:

  • Враждебен тем, кто имеет более низкий статус, но послушным людям с высоким статусом.
  • довольно жесткие в своих мнениях и убеждениях.
  • обычный, защита традиционных ценностей.


Люди с очень строгим образованием, управляемые критическими и серьезными родителями, имели больше шансов развить авторитарную личность. Адорно полагал, что это было потому, что рассматриваемый человек не мог выразить враждебность по отношению к своим родителям (потому что он был строг и критичен). В результате человек позже перенесет свою враждебность на цели, которые не будут наказаны за слабое положение, таких как этнические меньшинства.

Шкала F

Авторитарная теория личности сменилась набором критериев для определения личностных качеств. В свою очередь, эталонным инструментом для оценки авторской личности стала так называемая шкала F (фашистская F). Адорно считал, что на конфигурацию этих черт очень повлиял опыт детства. Эти функции включают в себя:

  • условность: приверженность общепринятым ценностям.
  • Авторитетная презентация: к групповым авторитетам.
  • Авторитарная агрессия: против людей, которые нарушают общепринятые ценности.
  • Anti-intraception: оппозиция субъективности и воображению.
  • Суеверия и стереотипы: вера в индивидуальную судьбу, мышление в жестких категориях.
  • Сила и твердость: Забота или подчинение и господство, подтверждение силы.
  • Деструктивность и цинизм: вражда против человеческой натуры.
  • проективность: восприятие мира как опасного, склонность к проецированию бессознательных импульсов.
  • секс: чрезмерная забота о современных сексуальных практиках.

Критическая оценка авторитарной теории личности

Правда в том, что Есть много пунктов этой теории, для которых у нас нет доказательств, для других есть, но они указывают в противоположном направлении к тому, что предлагает эта теория. Некоторые из его наиболее спорных моментов:

  • Жесткий стиль воспитания не всегда порождает людей с вредом.
  • Некоторые предрассудки не соответствуют авторитарному типу личности.
  • Теория не объясняет, почему люди предвзято относятся к определенным группам, а другие нет.

Адорно также подвергся критике за его ограниченный образец. Участники были набраны через официальные организации, которые уже навязали начальный уклон и подвергли сомнению репрезентативность выборки, чтобы обобщить выводы своего исследования..


Другая проблема состоит в том, что пункты в масштабе F были сформулированы тенденциозно и не были взаимоисключающими.. Наконец, процедуры проверки клинических интервью не дают никаких гарантий, так как интервьюеры заранее знали оценку по шкале каждого интервьюируемого, и это может повлиять на их способ задать вопросы..

Тем не менее, авторитарная теория личности вдохновил на широкое расследование о связи между личностными чертами, поведением и политическими убеждениями. На самом деле, хотя сегодня это не считается эталоном, без него трудно понять историю психологии личности.


7 характеристик авторитарных людей согласно психологии Авторитарные люди - это та длинная тень, которая всегда скрывается во многих наших ежедневных сценариях. Читать дальше "

конформизм

Идея об индивидуальных различиях в проявлении аутгрупповой дискриминации легла в основу теории авторитарной личности, основателем которой является Т. Адорно и его коллеги (берклийская группа) (Адорно и др., 2001). Они так же, как и Фрейд, полагали, что причину негативного отношения к аут-группе стоит искать в личности его носителя. Однако их взгляды отличались от взглядов Фрейда. Фрейд полагал, что межгрупповой конфликт соответствует природе человека, а потому обязателен.

В теории Адорно и его коллег проводится идея о том, что межгрупповой конфликт — это аномалия, а его участником может стать не любой человек, а только тот, кто обладает определенными личностными особенностями.

В своем исследовании Адорно и его коллеги использовали целый ряд методик, среди которых были анкеты, включающие вопросы о социодемографических особенностях респондентов и их взглядах; клиническое интервью, в котором респонденты рассказывали о своем прошлом, а также высказывали свое мнение по ряду социальных проблем; тематико-апперцептивный тест, в котором участникам показывали серию картин с изображением драматических событий и предлагали рассказать в каждом случае о своих действиях.

Адорно и его коллеги начали свое исследование с создания шкалы антисемитизма, заполняя которую, респондент должен был определить степень своего согласия с рядом утверждений о евреях. Члены берклийской группы полагали, что антисемитизм является только частью синдрома этноцентризма, для измерения которого они создали еще одну шкалу (Е-шкалу), с помощью которой измерялось отношение людей к различным меньшинствам. После этого 80 респондентов, заполнивших шкалу этноцентризма и набравших по ней очень высокий или очень низкий балл, участвовали в клиническом интервью, с помощью которого исследователи пытались выяснить индивидуальные особенности людей, принадлежащих к двум разным типам.

Эти исследования позволили описать личность, склонную к дискриминации аутгрупп — авторитарную личность, которая обладала следующими чертами:

Для измерения степени авторитарности Адорно и коллеги создали F-шкалу. Ее отличительной особенностью являлся тот факт, что одно и то же утверждение могло быть связано сразу с несколькими субшкалами. Примерами утверждений шкалы авторитаризма являются:

Корреляция между F- и E-шкалами была равна 0,75, и это означало, что степень авторитарности личности действительно напрямую связана с негативностью ее отношения к меньшинствам. Последующие экспериментальные исследования показали, что авторитарные люди демонстрируют больший ингрупповой фаворитизм и аутгрупповую дискриминацию даже при оценке искусственных, сконструированных в ходе эксперимента групп.

Опираясь на идеи Фрейда, Адорно и коллеги полагали, что причиной формирования авторитарной личности является особая ситуация семейного развития (авторитарный отец и наказывающая мать; формальные, жестко регламентированные отношения в семье; отсутствие теплоты, доверительности и непосредственности между родителями и детьми).

Теория авторитарной личности так же, как и другие концепции, не избежала критики. Она происходит по следующим направлениям.

1. Определение авторитарной личности в том виде, в котором оно было сформировано в 50-х годах XX века, не отвечает сегодняшним реалиям, поскольку содержит в себе ряд черт, специфичных для взрослых людей, живших в то время. В ответ на это критическое замечание содержание синдрома авторитарной личности было изменено.

Однако некоторые исследователи полагают, что каждый из трех параметров авторитаризма, выделенных Альтмейером, обладает самостоятельной значимостью. Эта закономерность ярко проявляется у детей (Rigby, 1998). Это означает, что подчинение властям не обязательно подразумевает высокий уровень конформизма — подчинения групповым нормам, а конформизм — политическую интолерантность. Конформные люди не обязательно демонстрируют негативное отношение к другим группам, однако они более чувствительны к угрозе сплоченности ингруппы. Именно наличие такой угрозы приводит у них к росту аутгрупповой дискриминации (Feldman, 2003).

Самостоятельность различных измерений авторитаризма привела к идее создания новых шкал для его измерения. Одна из таких шкал была создана К. Ригби. Ее цель — измерение аттитюдов людей к представителям различных социальных институтов, олицетворяющих власть (полиции, армии, судебной власти, образованию) (Rigby, Metzer, Ray, 1986).

2. Особенности семейной ситуации являются не единственной причиной возникновения авторитарной личности. В ответ на это критическое замечание сторонники теории занялись поиском других факторов, оказывающих влияние на степень авторитаризма. В результате были выделены следующие условия, способствующие формированию авторитарной личности.

а) Социальная обстановка в обществе. Степень авторитаризма зависит от восприятия людьми угрозы своему положению. Например, количество авторитарных американцев увеличивалось с повышением восприятия угрозы со стороны большой аутгруппы — СССР, а количество авторитарных новозеландцев — при восприятии будущего экономического спада, социальной дезинтеграции, высокого уровня преступности в своей стране (Doty, Peterson, Winter, 1991; Duckitt, Fisher, 2003; McCann, 1999).

Некоторые авторы выделяют поведенческие показатели, по наличию которых можно измерить уровень авторитаризма, не прибегая к опросникам. Среди них:

- политические предпочтения (конвенционализм). В периоды социальной напряженности увеличивается число сторонников консерваторов и падает число сторонников либералов;
- отношение к цензуре (авторитарное раболепие). В периоды социального напряжения растет количество сторонников введения цензуры;
- авторитарные религиозные течения (авторитарное раболепие). В периоды нестабильности увеличивается число сторонников авторитарных религиозных течений;
- отношение к аутгруппам (авторитарная агрессия). В периоды социального напряжения ухудшается отношение к аутгруппам;
- интерес к психологии (анти-интрацепция). В периоды социальной напряженности падает уровень продаж книг по психологии;
- оккультные науки (суеверность). В периоды социальной напряженности растет число людей, увлекающихся астрологией;
- порода собак (силовое мышление). В периоды социального напряжения увеличивается количество собак бойцовых пород;
- комедийные персонажи (силовое мышление). В периоды социальной напряженности комедийные персонажи становятся более агрессивными;
- политический цинизм (деструктивность и цинизм). В периоды социальной напряженности растет число людей, с недоверием и цинизмом относящихся к правительству и другим социальным институтам;
- наказания за сексуальные преступления (сексуальность). В периоды социального напряжения увеличиваются наказания за сексуальные преступления.

Возможно, что в данном случае важна не сама социальная обстановка, а ее восприятие человеком: более авторитарны люди, которые верят в то, что мир вокруг них опасен (Duckitt et.al., 2002).

б) Ситуативная угроза. Для того чтобы неприятие аутгрупп у авторитарных людей проявилось в полном объеме, достаточно временное ощущение угрозы, не связанное с обстановкой в обществе. Источником такой угрозы может служить напоминание человеку о неизбежности смерти. Такое напоминание приводит к более негативному отношению к людям, отличающимся от испуганного человека. Например, христиане, которым напомнили о неизбежности смерти, более негативно оценивали иудеев, чем те, кому о смерти не напоминали. Однако эта закономерность сильнее выражена среди авторитарных людей (Greenberg et.al., 1990).

в) Образование. Во-первых, некоторое влияние на авторитаризм оказывает уровень образования. Согласно американским данным, четырехгодичное обучение в колледже приводит к уменьшению авторитаризма (Peterson, Lane, 2001 ). Однако вероятность понижения уровня авторитаризма в ходе образования связана с его типом. Например, результаты исследования, проведенного в ЮАР и США, показали, что уровень авторитаризма был связан с уровнем образования только у жителей США, но не у жителей ЮАР. Одно из объяснений этого феномена связано с тем, что способность образования понижать авторитаризм проявляется в той степени, в которой образование нацелено на обучение диалектическому способу мышления и осуществляется при участии слабо авторитарных педагогов (Duckitt, 1992).

Во-вторых, уровень авторитаризма зависит от характера образования. В частности, студенты — биологи, химики и инженеры более авторитарны, чем студенты-гуманитарии (например, философы) и те, кто занимается социальными науками (социологией, психологией) (Rubinstein, 1997 ). Кроме того, авторитаризм негативно связан с успеваемостью по гуманитарным дисциплинам, которые предполагают умение видеть разные точки зрения (Peterson, Lane, 2001).

г) Профессия. Например, уровень авторитаризма у работников полиции выше, чем у профессиональных солдат и охраны аэропорта, а у них выше, чем у людей, не связанных с силовыми структурами (Rubinstein, 2006 ).

е) Тип культуры. Это косвенно подтверждается наличием межкультурных различий в уровне авторитаризма, который выше у представителей коллективистских культур (например, азиатских стран и Японии), чем у жителей индивидуалистских (например, США). Авторитаризм особенно сильно связан с так называемым вертикальным индивидуализмом и коллективизмом по сравнению с горизонтальным коллективизмом (Kemmelmeier et.al., 2003; Larsen et.al., 1990).

3. Наличие авторитарных черт не является гарантией того, что их носитель будет осуществлять аутгрупповую дискриминацию. В ответ на это критическое замечание сторонники теории авторитарной личности выдвинули следующую идею. Для авторитарной личности характерно желание не отличаться от большинства, поэтому авторитарный человек склонен к аутгрупповой дискриминации только в тех случаях, когда такое отношение к аутгруппе рассматривается в обществе как допустимое и обоснованное. В противном случае он будет ярым приверженцем равенства. Таким образом, личностные черты, поведение и взгляды авторитарного человека являются ярким, во много раз усиленным отражением процессов, происходящих в обществе.

В частности, авторитарная личность имеет тот локус контроля, который является ценностно значимым в той группе, к которой она принадлежит. Например, авторитарные жители США имеют внутренний локус контроля, тогда как для жителей России связь между авторитарностью и локусом контроля не установлена (Дьяконова, Юртайкин, 2000). Другой пример, связан с Россией 90-х годов XX века. Россияне постсоветского периода с высокой степенью авторитаризма были сторонниками принципа равенства, культивирующегося в Советском Союзе, и выступали против невмешательства правительства в торговые отношения. Однако авторитарные граждане США поддерживали противоположные идеи (McFarland, Ageyev, Abalakina-Paap, 1992).

Поэтому в настоящий момент, говоря об авторитарной личности, делают акцент скорее не на семейной ситуации ее развития, а на ее взаимоотношениях с группой. Например, Дж. Дакит (Duckitt, 1989, 2000) полагал, что авторитарность — это аспект групповой сплоченности: у авторитарной личности очень сильно развита потребность идентификации с группой, для нее очень важны ценности своей группы, и она отвергает значимость ценностей других социальных групп.

4. Авторитарность связана с отношением человека не только к аутгруппам, но и к другим аспектам существования. Современные исследования показали, что кроме уже перечисленных характеристик, для авторитарной личности свойственна поддержка некоторых аттитюдов и наличие личностных черт.

- Сопротивление социальным изменениям. С авторитаризмом близко связано отношение человека к социальным изменениям. Например, исследование, проведенное в 1991 г. в России перед выборами президента, показало, что авторитарные граждане были консервативны в том смысле, что сопротивлялись любому изменению коммунистического управления Советским Союзом (McFarland, Ageyev, Abalakina-Papp, 1992). На наличие подобной связи указывает и другое исследование, проведенное в России (Goertzel, 1989), результаты которого показали, что авторитаризм российских граждан связан с поддержкой централизации власти (не ее децентрализации), единообразия во мнениях (не плюрализма) и большей привлекательностью голубя по сравнению с ястребом. И наконец, подобные результаты были получены и в ходе исследования, недавно проведенного в Румынии (Krauss, 2002). В этом исследовании было показано, что авторитаризм позитивно связан с поддержкой коммунистического принципа распределения вознаграждения, плановой, регулируемой экономики и фашистской идеологии, и негативно — с поддержкой прозападных центристских партий. Это происходит вопреки идеологии правительства, которое ориентировано на капитализм.

- Слабый интерес к политической жизни (Peterson, Smirles, Wentworth, 1997).

- Неверие в заговоры, организованные представителями государства. Например, авторитарные американцы больше верят в то, что президент Кеннеди был убит одиночкой Освальдом, действующим от своего имени, чем в то, что это убийство было организовано представителями государственной власти (McHoskey, 1995).

- Поддержка военного вмешательства своей страны в дела других государств и негативная оценка политических лидеров этих стран. Например, авторитарные американцы больше поддерживали войну в Персидском заливе и чаще оценивали С. Хусейна как террориста (Crowson, DeBacker, Thoma, 2006).

- Сильная выраженность национальной идентичности (Blank, 2003).

- Определенное представление о причинах и возможности коррекции предрассудков и стереотипов. Авторитарные люди меньше верят в то, что причиной предрассудков является невежество, и чаще обвиняют в этом общество. Кроме того, они меньше верят в то, что воспитание толерантности является способом решения проблемы межэтнических конфликтов (Hodson, Esses, 2005).

- Неприятие прав человека: демократических прав, в т.ч. свободы слова и свободы проведения демонстраций, отсутствия у правительства права объявлять войну без проведения референдума (Crowson, DeBacker, Thoma, 2006; Duckitt, Far-re, 1994), а также прав транссексуалов (Tee, Hegarty, 2006).

- Позитивное отношение к закону и негативное — к заключенным (Na, Loftus, 1998).

- Оценка серьезности преступления: авторитарные люди оценивают преступление, совершенное представителем власти, например, работником правоохранительных органов или военным, как менее серьезное, чем совершенное человеком, выступающим против власти (Feather, 1998).

- Атрибуция ответственности преступнику: авторитаризм позитивно связан с ответственностью, приписываемой преступнику (Feather, 1998).

- Внимание к расе участников судебных процессов: чем более авторитарны люди, тем большее внимание они обращают на расу подсудимого и потерпевшего в уголовных процессах (Landwehr et.al., 2002).

- Интерес к преступлениям: авторитарным людям нравятся криминальные драмы, основанные на реальных событиях (Raney, 2004).

- Сексуальная агрессивность: чем выше авторитаризм, тем выше готовность мужчин совершить сексуальное нападение (Walker, Rowe, Quinsey, 1993). Однако эта связь опосредована принятием мифов об изнасиловании* и враждебным сексизмом: авторитарные люди соглашаются с мифами об изнасиловании и негативно относятся к женщинам (Begany, Milburn, 2002).

- Негативное отношение к психологам и психиатрам: авторитарные люди негативно относятся к психологическим и психиатрическим центрам и работающим в них профессионалам (Furr, Usui, Hines-Martin, 2003).

- Отсутствие интереса к собственной личности: люди с высоким уровнем авторитаризма не занимаются интроспекцией, не стремятся к самопознанию (Peterson, Lane, 2001).

- Низкий уровень морального развития. Согласно американским данным, высокий уровень авторитаризма связан с низким уровнем морального развития по Колбергу, а низкий уровень авторитаризма — с высоким уровнем морального развития (Van Ijzendoorn, 1989).

- Неприятие идеи о множественности систем моральных норм. Так, согласно американским данным (McHoskey, 1996; Wilson, 2003), авторитаризм позитивно связан с принятием идеи о неизменности моральных норм и негативно — с поддержкой идеи их множественности. Кроме того, авторитарные люди меньше верят в то, что соблюдение моральных норм не должно наносить ущерба окружающим (Wilson, 2003).

- Стиль воспитания, опирающийся на наказание (Peterson, Smirles, Wentworth, 1997 ).

- Предпочтение развлечений, связанных с конфликтом и физическим воздействием участников друг на друга, и недооценка развлечений, подразумевающих внимание к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей (Peterson, Pang, 2006).

- Людям часто нравятся те, кто думает так же, как они. Чем выше степень авторитаризма, тем сильнее выражен этот эффект. Эта закономерность особенно сильно выражается в отношении человека, который не похож на окружающих, является членом меньшинства (например, считает, что наркотики также безопасны, как алкоголь или табак, и приветствует пирсинг) (Smith, Kalin, 2006 ).

Возникнув в начале 50-х годов XX века, теория авторитарной личности значительно изменилась, но до сих пор является одним из основных объяснений межгрупповых конфликтов. Одной из неизменных особенностей этого объяснения остается игнорирование специфики отношений между группами-участницами конфликта. Эта специфика учитывается в теории реального конфликта, речь о которой пойдет в следующей главе.

Источник: Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.— 432 с.

Комментарий: Поняв сущность авторитарных личностей, которые в равной мере распространены не только в США, но и во всём мире, вы сможете понять, как многие западные политики с психопатическим уклоном способны завоёвывать всё больше сторонников.

Читайте также: