Автоматизированные средства аудита кратко

Обновлено: 03.07.2024

Программа внутреннего аудита — это детальное пошаговое описание и содержание процедур, обязательных к проведению для достижения целей аудиторского задания. Перед ее подготовкой нужно рассчитать риски и уровни существенности.

О нюансах ее составления, планах внутреннего аудита и применениях аудиторских процедур на своем вебинаре Методики организации и проведения аудиторской проверки рассказывала тьютор, дипломированный аудитор и член Международного Института Внутренних Аудиторов Наталья Гойло. Этот вебинар лег в основу материала. Его дополнили информацией об этапах планирования и примерами ручной и автоматизированной программы аудита.

Место и значение программы при организации внутреннего аудита

В настоящее время выделяют четыре подхода к формированию методик аудиторской проверки: учетный, правовой, отраслевой и специальный. Какую бы методику ни выбрал аудитор, в нее входят следующие элементы:

  • нормативная база;
  • информационная база;
  • ожидаемые или часто встречающиеся нарушения;
  • программа проверки;
  • применяемые процедуры и их последовательности.

Программа проверки относится к одному из основных элементов методики. А если разделить проведение аудита на этапы, то разработка программы относится к этапу планирования.

этапы проведения аудита

При планировании необходимо рассчитать риски и уровни существенности, составить план и программу внутреннего аудита.

планирование аудиторской проверки

Программа внутреннего аудита — это результат планирования. В ней детально пошагово прописывают содержание тех процедур, которые будут применять для достижения аудиторского задания.

Программа проверки может быть типовой или индивидуально разработанной для проверки конкретного объекта.

В каких случаях использовать типовую, а в каких индивидуальную программу? Покажем на примерах:

  1. Проверяем холдинг, у которого 15 дочерних предприятий в разных регионах. При этом все они занимаются торговой деятельностью. Здесь подойдет типовая программа для проверки дочерних предприятий.
  2. Проверяем холдинг, в составе которого:
    • материнская компания, которая занимается кондитерской деятельностью;
    • дочерняя компания по производству сырья — сахарный завод;
    • дочерняя компания по реализации продукции — фирменный магазин.

Здесь программа проверки каждого из субъектов хозяйственной деятельности будет отличаться. То есть ее необходимо разрабатывать индивидуально.

В службе внутреннего аудита чаще всего хранится набор стандартных рабочих программ, в которые сотрудники вносят изменения в зависимости от целей и объемов задания. А для проведения новых видов аудита, которые ранее в компании не проводили, СВА разрабатывает индивидуальные программы.

Разработанная программа не остается неизменной до конца проверки. В ходе проведения аудита в программу можно, и даже нужно вносить изменения.

Готовую программу, как и все последующие изменения к ней утверждает руководитель СВА. Это дает уверенность в том, что:

  • будут выполнены необходимые процедуры для достижения цели;
  • сформировано четкое представление у каждого члена аудиторской команды о необходимых процедурах;
  • исключено дублирование работ членами команды;
  • работа будет выполнена в установленных временных и бюджетных рамках.

Примеры составления программы внутреннего аудита

Рассмотрим пример программы для проведения проверки долговых обязательств. Вначале соберем предпосылки для подготовки финансовой отчетности либо утверждения, которые должны быть проверены в ходе аудита (таблица 1).

Таблица 1 — Предпосылки для проведения проверки долговых обязательств

Все кредиты и займы полностью отражены в бухгалтерской отчетности

Все кредиты и займы, отраженные в бухгалтерской отчетности, реально существуют и относятся к отчетному периоду. Хозяйственные операции и события имели место в отчетном периоде

Кредиты и займы соответствуют деятельности клиента

Все кредиты и займы правильно сгруппированы в бухгалтерской отчетности и соответствующим образом раскрыты

Полнота, существование, точное измерение

Все проценты по кредитам начислены и отражены в бухгалтерской отчетности

Далее разработаем программу, в которой каждую из указанных предпосылок надо раскрыть. В нее включим цели и перечень процедур. Часть готовой программы показана в таблице 2.

Таблица 2 — Программа аудита долговых обязательств

Цели (предпосылки из табл.1)

Остатки по счетам, подлежащие проверке в данном разделе, должны соответствовать остаткам по сальдовой ведомости (Главной Книге) клиента.

Проверьте правильность математических вычислений. Сделайте перекрестные ссылки с рабочих документов на сальдовую ведомость.

Получите перечень всех долговых обязательств, которые должны соответствовать данным бухгалтерской отчетности и содержать расшифровку по краткосрочной и долгосрочной задолженности. Проверьте точность математических вычислений. Рассмотрите:

  • кредиты от банков;
  • займы от прочих юридических и физических лиц.

Получите подтверждение существенных долговых обязательств или займов, не погашенных на отчетную дату составления баланса

Такая программа используется на небольших аудиторских заданиях, где кредиты и займы занимают значительный удельный вес среди объектов бухгалтерского учета.

Как правило, программу создают в виде таблиц в редакторах MS Word или Excel. Еще в последнее время используют таблицы и документы Google. В них могут одновременно вносить данные несколько сотрудников, что упрощает процесс оформления аудиторской проверки.

Ниже приводим часть программы внутреннего финансового аудита расчетов с подотчетными лицами. В ней указано:

  • кто проводит проверку;
  • в пределах какого периода;
  • какие процедуры будет выполнять;
  • какими документами руководствоваться;
  • каким способом проводить проверку.

В примечаниях аудитор отразит найденные ошибки, напишет выводы и заключение.


Программа аудита для проверки учета запасов

Пример программы проведения внутреннего аудита

Еще один образец программы внутреннего аудита, созданный в Excel. Здесь указаны аудиторские процедуры и исполнители, а также сделаны гиперссылки на страницы с рабочими документами. Исполнители будут ставить отметки о выполнении и писать выводы и примечания.

программа аудита дебиторской задолженности

Программа аудита дебиторской задолженности

Существует также специализированное программное обеспечение для проведения аудиторских проверок и их документирования. В нем можно видеть общую программу: раскрывать риски, расписывать необходимые процедуры внутреннего аудита для подтверждения той или иной предпосылки финансовой отчетности и т. д.

Программа аудита

Программа аудита, составленная в ПО CaseWare

Ниже более детально показан контрольный лист учета запасов, в который вынесено:

  • какие будут выполняться процедуры;
  • какие будут оцениваться и проверяться предпосылки подготовки финансовой отчетности;
  • какие результаты, замечания и ссылки сделает аудитор;
  • возможность подсчета предварительного и итогового уровня существенности для данного субъекта хозяйствования.

Программа аудита для проверки учета запасов

Программа аудита для проверки учета запасов

Программное обеспечение для автоматизации внутреннего аудита

В предыдущем разделе мы упомянули, что существует специализированное программное обеспечение, в котором удобно создавать аудиторскую документацию. Теперь кратко расскажем о нескольких его представителях.

  1. CaseWare Audit — программный продукт, разработанный компанией CaseWare International (CWI). Предлагает следующие возможности:
    • использование встроенных шаблонов документов и создание новых;
    • использование встроенной библиотеки рисков для управления рисками и обеспечения контроля;
    • встроенный оптимизатор аудита: команда может начать аудит с файла, специально созданного для ее участия;
    • создание пробного баланса, который в дальнейшем позволяет автоматически создавать финансовые отчеты, ведомости и коэффициенты;
    • совместная работа в реальном времени.
  2. AuditXP Professional — программа для автоматизации проверок и документирования аудита по международным стандартам аудита. Возможности:
    • автономная работа на ноутбуках с последующей выгрузкой результатов в единую базу;
    • подписание документов электронной подписью;
    • сравнение данных бухгалтерской базы и бухгалтерской отчетности клиента;
    • добавление разделов и процедур с внешних файлов;
    • полный комплект рабочих документов по МСА и ФСАД.
  3. AutoAudit — программное обеспечение от компании Refinitiv. Возможности:
    • встроенные функции для оценки рисков, с помощью которых можно создавать и применять собственные методы оценки рисков для улучшения процесса планирования аудита;
    • централизованный подход — позволяет облегчить процесс проверки для всех сотрудников, в том числе для аудиторов, работающих в удаленном режиме;
    • использование стандартных и создание собственных настраиваемых документов; для создания отчетов данные извлекаются непосредственно из приложения.

Итоги

Программу внутреннего аудита составляют в конце этапа планирования и утверждают у руководителя СВА.

Основные пункты, которые вносят в программу:

  • перечень процедур для проведения внутреннего аудита;
  • проверяемые предпосылки;
  • исполнитель;
  • результат.

Удобнее всего ее создавать в таблицах Excel или Google, а также с помощью специализированного ПО для работы в области аудита.

Хотите узнать все тонкости организации и проведения внутреннего аудита? Регистрируйтесь на наши курсы по этому направлению, пройдите первый урок бесплатно, чтобы оценить все выгоды дистанционного обучения.

Под аудиторской деятельностью понимается осуществление независимой проверки аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц с целью оценки ее достоверности во всех существенных оценках, проверки правильности ведения бухгалтерского учета, проверки соответствия совершенных хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, а также оказания сопутствующих аудиту услуг.

Аудит является интегрированной дисциплиной и включает частично методы и приемы работы следующих видов деятельности:

Экономический анализ - предметом экономического анализа является выявление положительных и отрицательных факторов в деятельности предприятия, оценки их влияния, изучение возможных упущенных выгод, формулирования общих выводов и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.

Проверка- предметом проверки финансово- хозяйственной деятельности являются процессы, рассматриваемые с точки зрения их правдивости и законности отражения производственно- хозяйственной деятельности.

Судебно- экономическая экспертиза - предметом судебно- экономической экспертизы является исследование какого - либо вопроса, требующего специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения.

Состав и содержание решаемых аудиторами задач оказывают влияние на подходы к автоматизации аудиторской деятельности для эффективного осуществления аудиторских функций (контрольно- ревизионной, оценочно-ревизионной, консультативно- прогнозной). В этой части применение ПЭВМ существенно экономит время и средства, затрачиваемые на осуществление аудиторских функций, повышает качество и достоверность составления аудиторского заключения.

Задачами консультативно- советующего аудита является анализ и прогнозирование финансово- экономических показателей предприятия, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия.

Предварительное планирование - предполагает письменное соглашение о проведении аудита, предварительное ознакомление с экономической деятельностью предприятия, изучение организации обработки учетных данных на ПЭВМ в случае наличия автоматизированной системы учета. Оценка риска, расчет аудиторской выборки, уровня существенности, составление стратегии и плана аудита. На этом этапе готовятся в текстовых редакторах необходимые бланки, письма и иные документы, а также посредством ПЭВМ вводится и обрабатывается учетная информация из бухгалтерских баз данных.

Этап проведения процедур и документирования - установление соответствия вводимой информации расчетным значениям, итоговое формирование аудиторского заключения по разделам аудита. На данном этапе используют информационно- справочные системы: нормативно- справочная, перечни типовых ошибок для данной процедуры, методика выполнения процедуры. Основная задача - подготовка материала для аналитической части аудиторского заключения.

Этап внутреннего контроля - контроль за процессом аудита направленный на выявление возможных ошибок аудитора, связанных с рисками не обнаружения, полноту и правильность формирования пакета рабочих документов.

Этап завершения работ - составление аудиторского заключения и отчета по результатам аудита, формирование аудиторского файла и его архивация.

Средства аудита могут включать техническое и программное обеспечение заказчика аудиторских услуг (базы данных, финансово- экономические программы, офисное программное обеспечение) или собственные программы аудитора.

Использование программы аудитора подразумевает, что на рабочем месте каждого сотрудника установлен персональный компьютер. Компьютеры могут работать как автономно, так и в сети (в том числе и удаленно).

При проведении аудита в компьютерной среде аудитор должен иметь представление об организационном, техническом и программном обеспечении. Он должен владеть компьютерной терминологией, четко представлять последовательность процедур компьютерной обработки учетной информации. До проведения аудита он должен рассмотреть:

При составлении стратегии и плана аудита необходимо определить степень доверия к компьютерной среде в оценке внутреннего контроля, ознакомиться со схемой расположения АРМ управленческих работников, спланировать проверку с использованием специальных прикладных программ.

От аудитора может потребоваться использование программных средств, поскольку отсутствия бумажных документов, обработка учетных операций только на ПЭВМ может помешать аудитору в изучении документальных доказательств. Отсутствие видимого результата может потребовать доступа к данным, хранящимся в файлах автоматизированной системы. Аудитор должен уметь работать с автоматизированными средствами разных фирм и не имеет права принуждать заказчика аудита к использованию известной ему системы.

выявить места возникновения первичной информации и степень автоматизации ее сбора и регистрации. При использовании специальных средств регистрации, таких, как датчики, счетчики, электронные весы, аудитор должен убедиться в их исправности и регулярности тестирования этих устройств специалистами.

оценить, насколько модель документооборота, поддерживаемая программным обеспечением, рациональна и эффективна для проверяемого объекта. Так, для крупных предприятий должна поддерживаться модель полного документооборота. На небольших предприятиях возможна ручная выписка документов с последующей передачей их в бухгалтерию.

проанализировать в случае автоматизации первичного учета информационные взаимосвязи разных подразделений управления, уточнить места хранения и способов доступа к электронным копиям документов, проверить сохранность документов после их вывода на печать;

обратить внимание при ручном ведении первичного учета на временной промежуток между выпиской документа, выполнением операции, отражением ее на счетах бухгалтерского учета, а также на соответствие бумажных документов электронным записям журнала операций;

оценить способы ввода данных и формирования записей хозяйственных операций. Автоматизированная и автоматическая генерация записей и проводок не только ускоряет процесс ввода, но и позволяет избежать многих механических и логических ошибок. В то же время следует убедиться в правильности используемых программой алгоритмов.

обратить внимание на наличие возможности быстрого получения информации на экране монитора и возможности вывода необходимых документов на печать. Это упрощает процесс проведения аудита.

тщательно проверить правильность алгоритмов расчетов и формирования проводок. Алгоритмы проверяются на соответствие действующему законодательству и учетной политике предприятия, на правильность округления, перевода данных из одних единиц измерения в другие и пр. Протестировать результаты обработки информации с целью выявления ошибок при расчете сальдо, переносе учетных данных в отчетность.

проверить алгоритмы расчета показателей выходных форм документов, соответствие используемых форм отчетности действующему законодательству. Аудитор может оценить возможность создания новых пользовательских документов. Особенно тщательно проверку необходимо осуществлять по недавно измененным документам, так как изменения в их формирование могли вноситься непосредственно пользователем. Многие фирмы-разработчики осуществляют оперативную либо периодическую рассылку официальным клиентам изменений и дополнений версий программ, либо отдельно бланков форм.

провести выборочное либо сплошное тестирование системы на контроль полноты ввода данных. Особое внимание уделить проверке наличия и надежности средств внутреннего контроля, средств проверки внутренней целостности данных, наличию антивирусных программ.

проверить соблюдение заказчиком аудиторских услуг требований по охране авторских прав на программные продукты.

При проведении аудиторской проверки может быть использовано программное обеспечение, которое представлено двумя основными группами:


На сегодняшний день многие отрасли достигли высокого уровня автоматизации экономических процессов, бизнес-процессов, контрольно-исполнительного производства и делопроизводства. Однако это не относится к автоматизации аудиторской деятельности и контролю за качеством их работы.

Опросы и анкетирование относительно использования информационных систем в аудиторской деятельности, регулярно проводимые Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России среди своих членов, показали, что практикующие аудиторы и аудиторские фирмы пока еще в недостаточной степени используют специализированные программы для ведения аудита, а достаточно активно применяют программные продукты общего назначения, такие как электронные таблицы (Excel), текстовые редакторы (Word), иногда системы управления базами данных. [1, с.1]

Использование аудиторами стандартных офисных пакетов Word и Excel и не применение специального программного обеспечения для проведения аудита вызвано общеотраслевыми и технологическими причинами, приведенными в таблице 1:

Причины неприменения аудиторами специального программного обеспечения для проведения аудита

— российский рынок аудиторских услуг пока находится на низком уровне развития;

— сложная формализация процесса аудита;

— в компаниях не все аудиторы обладают одинаковой компьютерной грамотностью;

— у аудиторов очень большая и сложная нормативно-правовая база;

— отсутствие единого подхода к проведению аудита, получение разнотипных результатов в ходе проверки и сложность их систематизации при подготовке аудиторского заключения;

— переход на МСФО и увеличение объема аудиторских услуг в этой области;

— усиление внутрифирменного и внешнего контроля качества предоставляемых аудиторских услуг

— необходимость освоения аудиторами различного программного обеспечения клиентов для работы с их базами данных;

— выездной характер работы аудиторов;

— различная отраслевая специализация клиентов аудиторских фирм;

— необходимость соблюдения требований конфиденциальности и защиты информации;

— возможности электронного архивирования рабочих документов, итоговых документов проверки с использованием электронно-цифровой подписи

Все названные выше причины с одной стороны являются необходимыми для мотивации развития автоматизации как инструмента повышения уровня качества предоставляемых услуг в области аудита, а с другой стороны, служат предметом разобщения между аудиторами и разработчиками.

На данный момент аудиторы ставят перед программным обеспечением следующие задачи:

1) автоматизация и стандартизация аудиторской деятельности начиная с подготовки и планирования аудита до сбора, систематизации и оформления итоговых документов в соответствии с действующими стандартами;

2) эффективное хранение результатов аудиторской проверки без информационных потерь.

Также программы автоматизации работы аудиторов должны удовлетворять предъявляемым к ним профессиональным требованиям. К таким требованиям можно отнести следующее:

- организация работы аудиторов по проектному принципу, подразумевающему присутствие в каждой из проверок стадий планирования, выполнения и завершения аудита;

- помощь в работе аудитора с уже существующей у клиента программой бухгалтерского учета;

- включение методологического блока, позволяющего использовать различные методики и технологии проведения аудита;

- наличие функций управления проектной деятельностью, позволяющих решать как организационные вопросы, так и вопросы непосредственного управления проверкой;

- реализация функций управления компанией, а именно планирование и учет ресурсов, затрат, рабочего времени, финансовый учет и расчет экономических показателей деятельности;

- автоматизация не только процесса проведения аудита, но и сопутствующих услуг в области консалтинга, аутсорсинга, права и оценки.

Учет данных профессиональных требований во многом позволит организовать эффективную и современную систему для автоматизации аудиторской деятельности. При этом автоматизировать следует не только обработку данных и сам процесс аудиторской проверки, но и все основные бизнес-процессы аудиторской компании, в результате чего повысится как эффективность использования рабочего времени сотрудника, так и качество работы всей компании в целом.

В настоящее время разработано большое количество программ, автоматизирующих аудит, применение которых обеспечивает переход на качественно новый уровень в работе аудиторских компаний. Прежде всего, специализированные программные продукты позволяют организовать работу всех сотрудников аудиторской компании в точном соответствии с действующими Федеральными правилами (стандартами) аудита, Международными стандартами аудита и внутренними стандартами, принятыми в аудиторской компании. За счет правильной организации работы аудиторов повышается профессиональный уровень и качество выполняемой ими работы. [2, с.3]

Для повышения эффективности и качества работы аудитора внедряемая аудиторская система должна позволять:

1) осуществить комплексную автоматизацию всех бизнес-процессов аудиторской деятельности;

2) использовать мощные инструментальные средства, как для работы аудиторов, так и для руководителей всех рангов;

3) максимально гибко настроить систему под принятую в компании методологию, стандарты документирования аудита и правила составления отчетности;

4) организовать работу с системой в удаленном режиме для выездных групп аудиторов, работающих на проверках;

5) получать точную и оперативную информацию о ходе проведения проверок посредством синхронизации данных удаленных пользователей с центральным офисом;

6) четко разграничивать права доступа сотрудников к хранящимся в системе данным по проверкам, деловой и финансовой информации на основе ролей и подразделений;

7) использовать любые каналы связи для передачи данных по проведению проверки в защищенном виде методами криптографии, с электронно-цифровой подписью;

8) защитить весь документооборот аудиторской компании от несанкционированного копирования и использования.

Следовательно, под аудиторской системой следует понимать комплексную систему, позволяющую решать вопросы управления проектом, внутреннего контроля, качественной реализации аудиторских и консультационных проектов.

В силу сложности самой задачи по автоматизации аудиторской деятельности, эффективность применения программного обеспечения зависит в большей степени от его внедрения, обучения пользователей, адаптации наработок и методик аудиторской компании к новому программному продукту.

На этапе внедрения программного обеспечения пользователи могут столкнуться со следующими основными проблемами:

- отсутствие в составе аудиторской фирмы сотрудников, которым может быть поручена опытная эксплуатация программы;

- отсутствие в аудиторских фирмах формализованных методик аудита;

- частое непонимание того, что программа является помощником аудитору, а не его заменой, т. к. именно аудитор должен принимать решения по ходу проведения аудита, оценивать и выбирать формализованные средства;

- скрытое или явное сопротивление сотрудников появлению механизма контроля над работой каждого исполнителя, т. к. при работе с системами повышается прозрачность занятости и неэффективного использования рабочего времени.

Немаловажные проблемы в работе аудиторов создает ожесточающаяся конкуренция в аудиторско-консалтинговом бизнесе, которая заставляет компании уделять особое внимание поиску решений повышения эффективности деятельности, качества оказываемых услуг посредством применения специализированных программных средств.

В заключении хочется сказать, что перечень проблем стоящих на пути автоматизации все время пополняется, расширяется, а пути их решения, в свою очередь не отстают и адаптируются к современным условиям.

1. Богданова Е. А., Кузнецов А. В., Макарова Л. М. Сравнительный анализ функциональных и технических возможностей отечественных программ по автоматизации аудиторской деятельности // Системное управление: электронное научное издание. — 2010. — № 1(7). — 17с.

2. Воронина Ю. С., Макарова Л. М. Организационные аспекты проведения аудиторской проверки с помощью компьютеров // Системное управление: электронное научное издание. — 2012. — № 1(15). — 10с.

3. Проскурина В. А. Аудиторская деятельность: проблемы автоматизации // Аудит сегодня. — 2012. — № 6. — с. 14–16.

4. Бездольная Т. Ю., Колесникова И. Ю., Меркулова Ю. С. Автоматизация аудиторской деятельности // Экономические науки. — 2012. — № 7. — с. 8–11.

Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, аудиторская компания, программное обеспечение, автоматизация, аудитор, аудиторская проверка, баз данных, проведение аудита, рабочее время, специальное программное обеспечение.

Похожие статьи

Оценка современных программных продуктов автоматизации.

- специальное программное обеспечение аудиторской деятельности.

Компьютеризация аудиторской деятельности в современных.

аудиторская деятельность, компьютерный аудит, стандарт, программное обеспечение, компьютеризация аудита, международный стандарт аудита, компьютерная информационная система, внутренний контроль.

Проблемы практики аудита в условиях автоматизированной.

аудиторская деятельность, бухгалтерский учет, программа, аудитор, проведение аудита, аудиторская проверка, автоматизированная обработка данных, данные, внутренний контроль, российский рынок.

Особенности проведения аудита с использованием.

Основные термины (генерируются автоматически): экономический субъект, бухгалтерский учет, аудитор, аудит, проведение аудита, NET, аудиторская проверка.

Аудит информационных систем | Статья в журнале.

компьютерная обработка данных, система, программное обеспечение, аудиторская фирма, проведение аудита, бухгалтерский учет, аудируемое лицо, аудиторская проверка, бухгалтерская отчетность, вычислительная техника.

Оценка рисков существенного искажения при аудите расходов на.

Аудиторская проверка расходов связана с различного рода неопределенностями, которые

Неотъемлемый риск присущ деятельности самой компании, в связи с чем аудитор не может

Так, компания, разрабатывающая программное обеспечение только для ограниченного круга.

Аудит в условиях автоматизации | Статья в журнале.

счет, автономное рабочее место, признак отбора, открытая выгрузка, уровень существенности, валюта баланса, бухгалтерский баланс, программное обеспечение, аудиторская выборка, удельный вес.

Эффективность труда работников аудиторской организации

аудиторская деятельность, рабочее время, затрата труда, эффективность труда, аудиторская проверка, работа, аудиторская компания, сверхурочная работа, качество работы, аудиторская организация.

Программное обеспечение системы менеджмента качества

Ключевые слова: система менеджмента качества, программное обеспечение, софтвер.

В настоящее время разработчики предлагают большое количество приложений программного

− подготовка и проведение аудитов; − управление закупками; − отчетность подразделений.

Читайте также: