Аттик это в архитектуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аттиком называют декоративную стенку, возводимую над венчающим сооружение карнизом.

Известно, что первые аттики появились в древнеримских триумфальных арках. Со временем аттики стали проектировать более высокими для того, чтобы укрепить здание и защитить его кров от огня.

Рисунок 1. Аттик. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В архитектуре классицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.

В XIX веке во французской архитектуре аттик приобрел новое значение. Им стали называть жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной частью кровли здания.

Аттик и триумфальная арка

Триумфальная арка представляет собой большое торжественно оформленное сооружение – портал, увенчанный аркой. Такие арки, как правило, устраиваются при входе в города, в конце улиц, на больших дорогах и мостах в честь победителей в военных столкновениях или в память о важных событиях.

Рисунок 2. Аттик в триумфальной арке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Триумфальные арки могут быть временными (в таком случае выполняются из дерева) или постоянными (из камня, кирпича или бетона). Арки имеют один, три или пять пролетов, которые перекрываются полуцилиндрическими сводами. Конструкция триумфальной арки завершается антаблементом и аттиком, украшается она фигурами животных или людей, рельефами (барельефами и горельеами), а также памятными надписями.

Готовые работы на аналогичную тему

Считается, что конструкция триумфальных арок появилась в Древнем Риме, где они были предназначены для церемоний торжественных встреч победителей. В настоящее время из наиболее известных триумфальных арок можно выделить:

  • арку Тита (81 год нашей эры);
  • арку Септимия Севера (205 год нашей эры);
  • арку Траяна (114-117 годы нашей эры).

Из более поздних сооружений такого типа можно отметить арку Константина, построенную в Риме в 315 году. Изображения многих триумфальных арок сохранились на монетах и медалях, которые были отчеканены в честь победы императоров Августа, Нерона и т.д.

В новом времени была построена одна не менее известная арка в Париже, располагающаяся на площади Шарля де Голля. Примечательно, что традицию строительства арок принес в Россию Петр I. Такие сооружения здесь также предназначались для торжественной встречи войск и располагались при въездах в столицы. Первые триумфальные ворота были установлены в 1696 году в честь возвращения из-под Азова таких полководцев, как Репнин, Шереметев и Брюс. Таким образом Петр I чествовал своих единомышленников по завоеванию Ингерманландии. Постройкой триумфальных арок также была отпразднована закладка новой столицы. В эти времена в Москве было возведено трое ворот:

  • у Заиконоспасского монастыря;
  • у Ильинских ворот;
  • у Мясницких ворот.

Популярные русские арки были украшены живописью, а также различными аллегорическими фигурами, статуями и надписями. Примечательным событием является строительство семи новых триумфальных арок в Москве после победы в Полтавской битве. Триумф победы длился целый месяц. В третий раз, в уже новой столице – Санкт-Петербурге, была построена новая партия триумфальных сооружений, в 1714 году. Строительство было приурочено к множественным победным окончаниям морских сражений Петра I, в триумфе участвовали даже корабли.

Аттики в композиции стен

Помимо аттиков, к конструктивным элементам завершения стен относятся располагающиеся на стене выше венчающего карниза фронтоны и парапеты. Под фронтоном понимают верхнюю треугольную часть стены, ограниченную сверху двумя кровельными скатами и отделенную от верха стены карнизом. В классической архитектуре фронтоны нередко располагались над рядом колонн. Композицию, образованную сочетанием колоннады с фронтоном, называют портиками.

Парапетом называют невысокую стенку, расположенную по периметру стен, она предназначается для ограждения кровли здания.

Надо сказать, что аттик римского происхождения имел отношение, в основном, к триумфальным аркам, и обычно располагался выше антаблемента и венчающего карниза. Аттик имеет вид небольшой сцены с цоколем и карнизом, напоминающим пьедестал. Поле стены аттика в данном случае оформлялось филенками с различными надписями, а верх конструкции оканчивался горизонтальным срезом элемента.

Примечательно, что в эпоху Возрождения аттики нередко проектировались на зданиях. При помощи данной конструкции устраивались дополнительные этажи, называемые аттиковыми. В барочном стиле, отличающемся особой вычурностью форм, на аттиках, представляющих собой иногда целые стены, предусматривали парапеты с глухими балюстрадами и стенками.

Надо сказать, что во всех случаях при внушительной высоте аттика появляется возможность устройства дополнительного аттикового этажа. В данном случае необходимо лишь позаботиться о приемлемом освещении помещений, располагающихся внутри конструкции. Обычно для этих целей в аттике предусматривают окна, скомпонованные с филенками на полях. Так в конструкции аттика возникают окна, квадратной или несколько продолговатой в горизонтальном направлении формы.

Этот прием обязан своему широкому распространению архитектору Палладио. Зодчий разработал собственные приемы в формировании аттикового этажа и применял их в своих знаменитых сооружениях. В зданиях Палладио аттик завершался не над верхним этажом, а на один этаж ниже, в этой связи создавалось впечатление, будто вышестоящий ярус сооружения надстроен в качестве аттика.

Что касается архитектуры барокко, то благодаря её массивности развитие аттиков также набирало обороты в эти времена. Барочные аттики имели более крупные габариты, чем древнеримские. Архитекторы барокко интерпретировали аттик как целую стену, поэтому находили целесообразным решение по организации в ней самостоятельного парапета с глухими стенками, балюстрадами, а также тумбочками и характерными барочными украшениями.


Аттик, венчающий Бранденбургские ворота, украшен барельефом с изображением ремесел и наук.

В архитектурных стилях неоклассицизма и ар-нуво аттиком также назывался низкий этаж, венчающий здание, а также глухой высокий парапет над антаблементом. В архитектуре барокко, рококо и позднего палладианства аттики были одним из центральных скульптурных элементов сооружения, по своему значению иногда заменяющий фронтон.


Аттик здания, выполненного в стиле неоклассицизма, представляющий собой верхний полуэтаж, выделяющийся из плоскости крыши.

Центральное расположение аттика подчеркивалось его богатым декором. Традиционно это были статуи богов и святых, барельефы с изображением городских или монарших гербов, изречения правителей или государственных деятелей и пр.

Аттик на триумфальной арке Септимия Севера в Риме

А́ттик (лат. atticus , от др.-греч. ἀττικός — аттический) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Более точно — передняя плоскость такой надстройки, которая именуется подиумом. Впервые аттик стали применять древние римляне в композиции триумфальных арок. Такой аттик имеет собственный цоколь и малый венчающий карниз. Вначале на подобных надстройках помещали надписи в память покорения римлянами Аттики, отчего и произошло такое название [1] . Аттики дополняли рельефами, скульптурой: статуями воинов, обелисками и триумфальными квадригами императоров. В дальнейшем триумфальные арки посвящали самым разным событиям, деяниям консулов и императоров. Соответственно менялись надписи и рельефы. Аттики применяли в архитектуре классицизма, барокко и неоклассицизма. В архитектуре стиля ампир был возрождён обычай возведения триумфальных арок в память выдающихся событий военной и политической истории. Аттиковым, или афинским, называют пониженный, надстроенный над основным карнизом здания верхний этаж типа мансарды. В таких случаях, в отличие от парапета, жилой аттик прорезается квадратными, округлыми или овальными окнами [2] .

Мы продолжаем изучать основные термины светской архитектуры, рассматривая приемы планировки и декора самых разных строений России.

Мы продолжаем изучать основные термины светской архитектуры, рассматривая приемы планировки и декора самых разных строений России.


Вторая часть нашего архитектурного гида посвящена дополнительным элементам зданий и деталям экстерьера.

Бельведер (итал. прекрасный вид) – надстройка над домом, вышка, откуда открывается хороший вид. Бельведер может быть украшен колоннами или куполом.


Мезонин (итал. промежуточный) – надстройка над средней частью дома, с фронтоном и собственной крышей. Отличается от бельведера как правило тем, что в мезонинах располагаются жилые комнаты. А вот помещения, расположенные под усеченными крышами зданий со встроенными в них окнами называются мансардами.


Балюстрада – ограждение балкона или террасы, состоящее из ряда фигурных столбиков в виде колонн – балясин (др. гр. цветок дикого граната), соединенных сверху горизонтальной балкой. Иногда используются в фасадном декоре.


Парапет (фр., итал. защищать) – невысокая стена, ограждающая террасу или балкон, может служить постаментом для декоративных ваз и статуй. От Балюстрады отличается отсутствием балясин.


Аттик – декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом, часто украшается рельефами и надписями.


Арка – сводчатая конструкция пролета или проема в стене, как правило симметричная по вертикальной оси. Ряд одинаковых по форме и размеру арок называется аркадой.


Аркатура (нем., фр. ряд арок) – ряд декоративных ложных арок на стенах зданий. Аркатура может быть расчлененной (арки расположены раздельно) и непрерывной, создавая так называемый аркатурный пояс.


Лоджия – помещение, открытое с одной, двух или трёх сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет.


Машикули (др. фр. бить в голову) – навесные бойницы башен и крепостных стен, из которых можно забросать камнями или обстрелять противника, штурмующего стены.


Конек (гребень) – верхнее ребро двух- или четырехскатной крыши. Название произошло от русского деревянного зодчества, когда при строительстве крыши венчающее бревно (охлупень) украшали скульптурами коня или птицы.


Мы продолжаем изучать основные термины светской архитектуры, рассматривая приемы планировки и декора самых разных строений России.

Читайте также: