Атомистика древней греции кратко

Обновлено: 07.07.2024

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из неделимых частиц — атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних веков и Нового времени.

Содержание

Термин

Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая V-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма. В обоих случаях употребляется также термин атоми́стика. Термин атомисти́ческий материали́зм является более узким, так как некоторые сторонники учения об атомах считали атомы Индия

В индийской философии атомизм разрабатывался независимо от европейской философии. Примером этого может служить школа Античная философия и наука

Европейская атомистика возникла в Древней Греции.

Школа атомистов

Платон

Эпикурейство

Критика атомизма

Противники атомизма Демокрита утверждали, что материя делится до бесконечности. К их числу может быть отнесён Аристотель [источник не указан 4675 дней] .

Возрождение и раннее Новое время

XIX—XX века

В современной физике вопрос об атомизме является открытым. Некоторые теоретики придерживаются атомизма, но под атомами подразумевают См. также

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

bs:Atomizam ca:Atomisme eo:Atomismo es:Atomismo fi:Atomismi fr:Atomisme it:Atomismo nl:Atomisme nn:Atomisme no:Atomisme pt:Atomismo sh:Atomizam sq:Mësimet mbi atomin

Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены основные представители, идеи, понятия, категории атомистического течения древнегреческой философии.

Цель лекции: ознакомить студента с атомистическим материалистическим течением древнегреческой философии.

С философской школой древнего атомизма связан огромный прорыв в натурофилософской и самой философской мысли Древней Греции.

Основными разработчиками философии атомизма являются Левкипп (500-440 до н. э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) и Эпикур (341-270 до н. э.). Они считали, что существует бесконечное множество атомов, постоянно движущихся элементов.

Философский термин " атом " образован от древнегреческого слова "том"- "разделять", "рассекать" и отрицательной частицы "а". " Атом " в переводе означает "неделимый".

Левкипп и Демокрит - представители зрелого этапа античной философии. Они создали так называемый атомистический материализм.

Левкипп (V-IV в до н.э.)

Основные труды Левкиппа "Великий космос", "Об уме".

Онтология. Левкипп разделял мир на сущее и не-сущее - две причины возникновения вещей. Атомы - есть сущее, там, где нет атомов - там есть не-сущее, т.е. пустота. Следовательно, мир можно разделить на атомы и пустоту. Атомы разделяются величиной, формой, а также расположением в пространстве. Атомы есть причина вещей. Вещи возникают и разрушаются (гибнут). Левкипп объяснял этот процесс соединением и разъединением атомов. Атомы - наполнены изнутри, потому что атомы- это концентрированная материя. Там, где нет атомов, там есть пустота. Левкипп считал, что в атомах воплощается сущее, а главный атрибут атомов - это движение. Пустота необходима для того, чтобы существовало движение.

Демокрит. (470-370 гг. до н.э.)

Основное произведение - "Большой мирострой". В общем, историки насчитывают около 70 произведений Демокрита, дошедших до наших дней, однако считается, что часть из них может, принадлежать Левкиппу. Демокрит, также как и Левкипп разрабатывал атомистическую теорию, космогонию, а также большое место в его философии занимает этическая проблематика, гносеология, учение о живом.

Онтология. Главная задача, которую решали древнегреческие философы-атомисты - формирование философской картины мира, в которой не было бы большого разрыва между чувственным опытом и теорией, т.е. атомисты хотели соединить рациональный и эмпирический метод познания в своей философии.

Атомы существуют в пустоте, это концентрация материального бытия. Демокрит, как и элеаты, выделял бытие и не-бытие. Однако он придал термину не-бытие физический натурофилософский смысл. Не-бытие - это пустота, оно есть там, где не существуют атомы. К идее существования пустоты, возможно, натолкнули определенные наблюдения, такие как: процесс сгущения и разрежения, (который еще Анаксагор выделял), процесс растворения, проникновения, а также наличие движения. Движение возможно, потому что есть пустота, а если бы не было пустоты, то движущиеся тела упирались в атомы и движение прекратилось бы. При этом движение было всегда присуще атомам, это их внутренняя характеристика. Атомы всегда были, есть и будут и они всегда двигались в пустоте.

Демокрит добавил еще два свойства атомов, к тем, которые выделил Левкипп - это величина и тяжесть.

Таким образом, атомы в теории Левкиппа и Демокрита обладали следующими пятью свойствами - форма, цвет, положение, величина, тяжесть.

Сама идея о существовании атомов возникла из наблюдений и размышлений. Так, было замечено, что при растворении веществ одно вещество проникает в другое, постепенно вещи теряют свою форму, как стираются, например, ступени храма, или сгнивают доски под дождем. Следовательно, эти предметы теряют часть своих частиц, атомов.

Атомов в философии Демокрита бесконечно много, они несутся по вселенной и этим порождают все формы материи: огонь, воздух, воду, землю.

По своей внутренней наполненности все атомы однородны, но форма всех атомов разная. Такое разнообразие форм атомов приводит к формированию различных предметов. Количество форм атомов бесконечное множество . Также важна не только форма, но и соединение атомов. Разные соединения одних и тех же по форме атомов приводят к формированию бесконечного количества вещей.

Таким образом, материя бесконечна, поскольку атомов и их соединений бесконечное множество .

Возникновение и исчезновение вещей объяснялось соединением и разъединением атомов в пустоте, изменение вещей - изменением положения атомов.

Таким образом, атомы - это мельчайшие, невидимые частицы материи, не воспринимаемые чувственно, которые движутся в пустоте и различаются по форме, цвету, положению, величине и тяжести.

Левкипп и Демокрит считали, что существует бесконечное множество миров, по аналогии с бесконечным количеством атомов. Для того, чтобы возник отдельно взятый мир нужна материальная причина. Причина возникновения мира заключалась в том, что атомы в пустоте распределены не равномерно и в каком-то месте их скапливается слишком много. Большая концентрация атомов приводила к тому, что атомы начинают двигаться быстрее и появляется вихрь. В центре вихря концентрируются самые большие по величине и самые тяжелые атомы. А легкие и маленькие атомы оказываются на периферии.

И в месте скопления больших тяжелых атомов, которые находятся в вихревом движении, образуются планеты. Так образовалась земля. Маленькие атомы образуют - хитон, оболочку мира. Каждый мир замыкается хитоном, следовательно, миры замкнуты. В центре нашего мира находится земля, а на периферии звезды и другие планеты, которые вращаются вокруг нашей земли. В других мирах есть своя земля, и свои звезды, которые также вращаются вокруг своих планет. Следовательно, космогоническая теория Демокрита геоцентрична.

Гносеология

Как уже отмечалось выше, Левкипп и Демокрит пытались объединить два вида познания - чувственное и рациональное. Чувственное познание - это темное познание. Чувственное познание ведет к мнению, а не к истине. Рациональное познание - это способ постичь истину, или " причинность " явлений. Такая " причинность " не открывается с помощью органов чувств. Потому что чувства воспринимают лишь субъективные качества вещей, например, запах или вкус. Но, в действительности существует не запах и вкус, но атомы и пустота. Так, например, Демокрит писал, что горчица острая, потому что ее атомы крючкообразные и цепляются за язык при глотании. Однако, суть вещей можно познать только разумом.

Такая позиция называется диспозиционной концепцией первичных и вторичных качеств, что означает, что вторичные качества, такие как запах, существуют, но находятся в зависимости от первичных качеств, таких как атомы и их положение, форма и др.

Теория ощущений.Однако, несмотря на то, что чувственное познание вторично от первичных качеств, все же Демокрит отдавал чувственному познанию большую роль, так как без чувственного познания так же невозможно познать действительность. " Истина есть то, что нам является" - писал Демокрит. Демокрит создал очень интересную теорию ощущений. Чувственные ощущения, по мнению Демокрита, зависят от формы, положения, величины атомов. Например, острое связано с атомами-крючками, вкус сладкого - с круглыми шарообразными атомами, горького - многоугольными, неровными атомами. Звуковые ощущения связаны с тем, что атомы воздуха сгущаются и проникают в человека через уши.

Зрительные ощущения Демокрит связывал с эйдосами вещей. Эйдос - это образ вещи, который возникает между самой вещью и органом чувств. Эти эйдосы выделяют предметы. Предмет излучает эйдос, который потом воспринимается глазом. (См. рисунок).


Таким образом, Демокрит связывал вторичные качества (вкус, осязание, запах, цвет, зрительные ощущения) с первичными объективными качествами атомов - форма, величина, тяжесть, положение.

Учение о причинности.Материалистическая концепция Демокрита носит детерминистический характер. Демокрит выдвинул идею о всеобщей причинности и взаимосвязи всех вещей и предметов. Демокрит считал, что на все есть своя причина, что ни одно явление не происходит просто так. Причину этой всеобщей обусловленности он видел в движении атомов. Атомы, по мнению Демокрита, движутся в пустоте прямолинейно. Эту прямолинейность движения атомов никто им не придавал - это единственный способ их существования. А раз атомы могут двигаться только прямо - это обуславливает все явления и процессы. Ведь, если бы атомы двигались хаотично, то не было бы никакой причинности, невозможно было бы предугадать их месторасположение.

Учение о живом. Демокрит выделил макрокосмос и микрокосмос.

Макрокосмос - это окружающий мир, все, что мы чувствуем, воспринимаем, микрокосмос - это мир самого человека. Строение человека схоже со строением космоса, также состоит из пустоты и атомов. Таким же строением обладают и другие животные. Человек отличается от животных только количеством атомов. Живые организмы отличаются от неживых организмов, например скал или минералов, разным составом атомов. Так минералы состоят из холодных крупных атомов, а живые организмы из теплых маленьких атомов.

Живое произошло из неживой материи, считал Демокрит. Это произошло много лет назад при формировании души. В древние времена на поверхности земли была грязь, которая испарялась под действием прямых солнечных лучей. В результате образовались на поверхности пузыри, которые лопнули, и в результате образовалась жизнь на земле. Те живые организмы, в которых было больше земли как первоэлемента, стали растениями, те в которых было больше огня - стали сухопутными животными, те, в которых было больше влаги - стали водными обитателями морей и озер.

Учение о душе. Душа, как и все другое, в теории Демокрита состоит из атомов. Такое положение делает душу человека смертной. Душа, есть живое - следовательно, состоит из теплых атомов, которые связаны между собой огнем. Но после смерти огонь исчезает и душа распадается, выходит из тела и растворяется в окружающем мире. В человеке есть два вида души, такая концепция похожа на индуистские учения, которые выделяли в человеке нижний астрал и верхний астрал. Демокрит считал, что в теле человека растворена животная душа, которая отвечает за инстинкты и поддержание физиологической работы организма, а также разумная высшая душа, которая находится в груди и отвечает за интеллектуальную и духовную деятельность человека.

Этика. Этика Демокрита носит достаточно радикальный характер. Демокрит отрицательно относился к женскому полу, семье и детям. Женщин он считал коварными хитрыми и злословными людьми. Женщины склонны к меркантилизму и им не доступно рациональное познание, которое является высшей формой познания. Если же необходим брак, то нужно выбрать молчаливую маленькую и скромную женщину, которая не перечит мужчине. Детей не стоит иметь вовсе, по мнению Демокорита. Здесь Демокрит высказал очень интересную идею, которая потом была разработана Платоном. Она заключается в следующем. Самое сложное - это воспитание детей. Плохое воспитание ведет к страданиям, но хорошо воспитывать детей практически никто не умеет. Для хорошего воспитания нужна любовь, а своих детей многие не любят, и Демокрит предлагал взять ребенка у друга, если же свои не нравятся. Т.е. Демокрит предполагал, что детей надо отрывать от родителей.

Главное в воспитании - это сформировать в ребенке чувство морали, долга, добродетели, нравственности и совести. Самоуверенность и гордыню надо пресекать. Воспитание должно быть целенаправленным процессом - к хорошему надо приучать, а от плохого отворачивать.

Демокрит создал теорию эвтюмии. Демокрит полагал, что счастлив тот, кто довольствуется немногим. Через много сотен лет похожий этический принцип выдвинет Л.Н. Толстой, который скажет, что счастлив тот, который считает, что все, что у него есть - это то, что ему надо. Демокрит считал аморальным накопление материальных ценностей. Он полагал, что счастье заключается не в богатстве материальном, но богатстве духовном, не в золоте, но знании и опыте. Идеальное (безмятежное, спокойное, гармоничное) состояние души Демокрит назвал эвтюмией. Это такое состояние, когда у человека нет страхов, сомнений, суеверия или пылающей страсти. Демокрит, как и многие другие в античной философии, постулировал принцип меры - основной этический принцип древнегреческих мыслителей. Правила умеренности необходимы были для исполнения мудрецом. Этический идеал Демокрита - это мудрец, который ведет созерцательный незаметный образ жизни, не политически активный и не декларационный.

Таким образом, Демокрит не только развил идею Левкипа об атомах, как неделимого начала бытия, но и внес значительный вклад и в теорию познания и этические концепции античности.

Однако философская концепция Демокрита создавала множество вопросов в отношении движения, детерминизма, а также этики. Если все обусловлено, то как же воля человека, его поступки? Если все определено движением атомов, то есть ли ответственность за свои поступки? И что такое прямолинейное движение атомов, почему именно такое движение?

Новый ответ на все эти вопросы попытался дать Эпикур. Он считал, что существует отклонение от прямолинейного движения атомов. Атомы могут не только двигаться по прямой или по кругу, но также спонтанно отклоняться от своего курса. Следовательно, это снимает тотальный детерминизм, который был характерен для учения Демокрита. Самопроизвольное отклонение атомов от движения по прямой Эпикур назвал "clinomen" ("клиномен"). Наличие отклонения в движении атомов сделало переворот как в онтологии, так и этике атомизма. Все случайные события в жизни человека или окружающего мира объясняются этим спонтанным отклонением от прямолинейного движения.

Таким образом, основным вкладом школы атомистов в античную философию было признание существования мельчайших материальных частиц - атомов, из которых состоит внутренний мир человека и окружающий мир. Даже в наше время мы можем оценить прорыв натурофилософской мысли, который совершили атомисты. От абстрактного понятия - бытие и не-бытие атомисты перешли к натурофилософским понятиям атомы и пустота, от стихийных первоэлементов - к форме и количеству атомов. Атомы - это неделимые материальные плотные частицы бытия. Там, где нет атомов есть пустота. Наличие пустоты делает возможным движение атомов. В первоначальной версии атомизма, созданной Левкиппом и Демокритом, атомы движутся прямолинейно. Это есть детерминизм первоначального атомистического материализма, который распространяется и на жизнь человека. Однако потом Эпикур ввел понятие спонтанного отклонения от прямолинейного движения, что позволило ввести принцип случайности в события и явления окружающего мира и жизнедеятельности человека.


В античной философии есть время, когда она достигла своего пика в развитии материализма. Трудно сказать о конкретном периоде, когда это произошло, поскольку в разработке самого учения участвовали мыслители разных эпох Античности. Среди хорошо известных можно назвать Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В статье будет рассмотрено подробнее, что это за учение и в чем его суть.

Истоки

Большинство историков считают, что автором атомистической концепции является Левкипп. Именно он сформулировал базовые положения этого философского учения.

философ Левкипп

Впоследствии оно обрело название – античный атомизм, которое характеризует его суть: абсолютная пустота и движущиеся в ней мельчайшие атомы. Как известно, слово имеет греческое происхождение: atomos означает "неделимый".

Первую философскую систему с уклоном на материализм создал Демокрит, опиравшийся на идеи Левкиппа. Она была довольно последовательна, поэтому логично, что итогом стал античный атомизм как вершина античного материализма.

К сожалению, ни одна работа философа до нас не дошла в полном объеме, а лишь отдельные фрагменты. Однако, опираясь на сохранившиеся труды, ученым удалось воссоздать основные моменты философской концепции Демокрита.

Основа мира – это пустое пространство с вращающимися в нем неделимыми атомами. Вот главная идея, которую провозглашает античный атомизм и его основоположник Демокрит. Философ считал, что атомы неизменны сами по себе, но постоянно находятся в состоянии движения. Атомы разные по форме, размерам и своему положению в пространстве. Их бесконечно много.

Многообразие атомов и их свойств античный атомизм объясняет тем, что природные вещи и явления так же многообразны и многокачественны. Разъединение атомов приводит к тому, что материальные тела разрушаются и гибнут, а если атомы соединяются, то наблюдается картина возникновения нового явления.

К чему пришел философ?

Как это в итоге отразилось на положениях, которые исповедует античный атомизм? Демокрит, исходя из своей позиции гилозоизма, следуя последовательно материалистическим понятиям, смог подойти к разрешению вопроса об основе жизнедеятельности человека – душе. В этом свете он трактует дыхание, которое необходимо для обеспечения жизни, как обмен атомами души между живым существом и окружающей средой. Следовательно, смерть – это прекращение дыхания. Она является естественным процессом, при котором все атомы души, покинув тело, рассеиваются в воздухе.

Демокрит как основоположник античного атомизма последовательно следуя материализму, пришел к атеистическим выводам. Это значит, что Бога нет, а душа смертна. Один из самых известных идеалистов античности Платон призывал сжечь работы Демокрита, называя его безбожником.

Вообще атомизм как философское движение проявился в тяготении античной мысли к унификации основ бытия. Считается, что основателем античного атомизма является Левкипп (5 в. до н.э.), выдвинувший свою гипотезу. Однако эту тему особенно развил Демокрит и его последователи.

философ Демокрит

Реальность и объективность

Философ утверждал, что беспричинных явлений нет. Он говорил о том, что все в мире имеет свою причину. Таким образом происходило отождествление причинности и закономерности, а также отрицание наличия в мире случайности. Это учение предполагало, что некоторые явления люди называют случайными. Происходит такое из-за незнания причины.

Постепенно, отрицая случайности и абсолютизируя закономерности, Демокрит пришел к выводам о невозможности человеческой свободы. Иначе говоря, человек как существо, которое состоит из атомов, тоже подчинен всеобщей необходимости наряду со всеми природными явлениями. Атомы души представляются как тонкие, гладкие, круглые и огненные частицы, которые имеют большую подвижность, чем остальные.

Эпикуриизм

Идеи атомистов наивны и объясняются неразвитостью их воззрений. Однако это учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие естествознания и материалистической теории познания.

Образ Эпикура

Давая характеристику атомам, Эпикур вводит новое понятие – вес. Он говорит о том, что именно это свойство определяет их движение после первотолчка. Другими словами, атомы, находясь под действием своей тяжести, начинают падать вниз, проходя по бесконечному пространству. Если вернуться к теории Левкиппа и Демокрита, то они определяли движение атомов как равномерное во всех направлениях.

атомы в движении

Выводы Эпикура и античный атомизм

Кратко говоря, последователь Демокрита признавал атомистическую теорию о множественности миров, но фактически отказался от идеи богов, которые являются родоначальниками мироздания. По мнению философа, они живут в пространстве между мирами, находясь в вечном блаженстве, и никаким образом не влияют на судьбы людей. В итоге за такие выводы Эпикура обвинили в атеизме. И уже когда в Европе основной религией стало христианство, его труды находились очень долго под запретом.

Эпикур тоже, как и предшествующие атомисты, отвергал учения Платона, Аристотеля. Он считал душу материальной. При этом важной частью души является ум. Он расположен в самом сердце.

Ощущения

Придерживаясь главной идеи, которую исповедует атомизм античных философов: атом – это материальное начало всего сущего, Эпикур посвятил много времени проблеме познания. Он считал ощущения главным источником познания. Только с их помощью человек получает любую информацию, связанную с окружающим миром. Разум, соответственно, развивается тоже исключительно на основе ощущений. Эпикур довел зависимость разума от ощущений до абсолютизма. Он утверждал, что разные сновидения, а также видения сумасшедших есть следствие каких-либо ощущений, а значит, являются истинными.

образы в сновидениях человека

Наслаждение

Все же главным в философии Эпикура было этическое учение. Он подчеркивал подчиненность физики относительно знаний этики, говоря, что, если не знать смертного страха и не переживать о небесных феноменах и не искать границы страданий и наслаждений, то смысла в науке о природе не будет.

Эпикур, исповедуя атомизм в античной философии и утверждая материальное начало в сущности человека и его личности, создал интересное учение о наслаждении, поставив его во главу смысла жизни. Он считал, что наслаждение – это удовлетворение естественных потребностей. Оно приводит вначале к достижению атараксии (душевному спокойствию), а после к состоянию эвдемонии (счастью). Настоящим наслаждением является отсутствие телесного страдания и беспокойства. Приобрести полное счастье человеку мешают страхи. Они властвуют над ним. Следовательно, страхи необходимо преодолевать.

Философ говорил, что когда мы имеем в виду наслаждение, то это не значит указывать на лентяйство и обжорство. Это не означает непрерывно устраивать празднества с томлением младых дев и изобилием столов. Это говорит о трезвом обсуждении поиска последних причин выбора или отказа для разоблачения фальши, от которой происходят все душевные треволнения. Эпикур настаивал на том, что человеку необходимо удовлетворять естественные необходимые потребностей, которые связаны непосредственно с сохранением его жизни.

Важное и неважное в жизни людей

По Эпикуру, человек, постигший истину, сможет отделять необходимые потребности от излишеств. Причем отказывается он от лишнего добровольно. В принципе, философские взгляды Эпикура можно считать аскетическими.

остатки античного мира

Тит Лукреций Кар рукопись

Философские трудности атомизма

Среди проблемных мест в этом учении можно назвать единичные и общие свойства вещей, а также понятие вещи и мысли. Если ни одна вещь не возникает беспричинно и если для ее возникновения имеется своя причина, то как объясняется происхождения похожих вещей? Как возможно пояснить наличие общих свойств, если вещи состоят из разных атомов и существуют, независимо друг от друга? Это нужно или признать случайным совпадением, или отказаться от атомизма.

Атомизм – это логическое завершение размышлений, которые опираются на стихии. Демокрит говорил, что все, что мы знаем о мире, это человек. Значит, именно он является предпосылкой к познанию мира. Кроме того, мир познается так, как это сможет сделать человек, который устроен определенным образом. Он воспринимает окружающую среду, внося что-то от себя. В его сознании действует особый механизм, который дан ему не от мира, а природой при рождении. Этот механизм наделен способностями восприятия мира.

Если бы человек мог пройти через воплощение в разных культурах, то и образы мира были бы все разные.

Атоми́зм —натурфилософскаяи физическаятеория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц—атомов. Возникла в древнегреческой философии. Дальнейшее развитие получила в философии и науке Средних векови Нового времени.

Термин атомизм употребляется в двух смыслах. В широком смысле атомизмом называется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая философская школаV-IV веков до н. э., учение которой является самой ранней исторической формой атомизма.

Важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. «Средневековая философия, — отмечает известный специалист по истории философии В. В. Соколов, — исторически весьма своеобразный тип теоретизирования, решающая особенность которого состояла во взаимоотношениях с религиозно-монотеистическим

Схоластика явилась продолжением патристики, но таким продолжением, которое возникло еще в период патристики, на основе соответствующих учений и постепенно с IV в. стало доминировать в культуре Средних веков.

В течение нескольких столетий в схоластике происходил процесс смены философских авторитетов с Платона на Аристотеля.

Знакомство с философией Средневековья показывает, с одной стороны, культурную преемственность эпох (античности и рассматриваемого периода истории), с другой стороны, их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Один из выводов таков: нельзя недооценивать философскую мысль этого времени. Английский историк философии Ф. Ч. Коплстон, тщательно проанализировавший труды большого числа философов Средних веков, пишет следующее: «Невзирая на то, в чем некоторые люди увидели бы неудачные метафизические

Читайте также: