Атомистическая и континуальная картины мира в античной науке кратко

Обновлено: 28.06.2024

Основа мира, по Демокриту, – атомы (материальные неделимые частицы) и пустота (пространство, в котором развертывается движение атомов и состоящих из них тел). Атомы сами по себе неизменны, но находятся в постоянном движении. Атомов бесконечно много и они различаются по форме (округлые, треугольные, колючие, гладкие и т.п.), по размерам и по расположению в пространстве. Многообразием атомов и их свойств объясняется многообразие и многокачественность природных вещей и явлений. Атомы вечны, но их разъединение приводит к гибели материальных тел, а соединение – к возникновению новых явлений.

Демокрит стоял у истоков детерминизма (лат. determine - определяю) – философского учения о наличии в мире объективной закономерности, обусловленной всеобщим характером причинно-следственных связей. Он утверждал, что беспричинных явлений нет, все имеет свою причину. Полностью отождествляя причинность и закономерность, Демокрит отрицал наличие в мире случайности, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Отрицание случайности и абсолютизация закономерности привела Демокрита к выводу о невозможности человеческой свободы, ибо человек, как существо, состоящее из атомов, так же подчиняется всеобщей необходимости, как все природные явления.

В эпоху эллинизма атомистическое учение Демокрита был возрождено Эпикуром, последним крупным материалистом античности (см. 2.2.5). В целом, атомизм не имел особой популярности вплоть до конца XYII в., когда начало развиваться математическое естествознание. Идея атомизма широко применяется и в современной науке, хотя представления об атоме в наши дни существенно отличаются от концепции Демокрита.

2.2.4 Классический период античной философии:




Основа мира, по Демокриту, – атомы (материальные неделимые частицы) и пустота (пространство, в котором развертывается движение атомов и состоящих из них тел). Атомы сами по себе неизменны, но находятся в постоянном движении. Атомов бесконечно много и они различаются по форме (округлые, треугольные, колючие, гладкие и т.п.), по размерам и по расположению в пространстве. Многообразием атомов и их свойств объясняется многообразие и многокачественность природных вещей и явлений. Атомы вечны, но их разъединение приводит к гибели материальных тел, а соединение – к возникновению новых явлений.

Демокрит стоял у истоков детерминизма (лат. determine - определяю) – философского учения о наличии в мире объективной закономерности, обусловленной всеобщим характером причинно-следственных связей. Он утверждал, что беспричинных явлений нет, все имеет свою причину. Полностью отождествляя причинность и закономерность, Демокрит отрицал наличие в мире случайности, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Отрицание случайности и абсолютизация закономерности привела Демокрита к выводу о невозможности человеческой свободы, ибо человек, как существо, состоящее из атомов, так же подчиняется всеобщей необходимости, как все природные явления.

В эпоху эллинизма атомистическое учение Демокрита был возрождено Эпикуром, последним крупным материалистом античности (см. 2.2.5). В целом, атомизм не имел особой популярности вплоть до конца XYII в., когда начало развиваться математическое естествознание. Идея атомизма широко применяется и в современной науке, хотя представления об атоме в наши дни существенно отличаются от концепции Демокрита.

На второй этап формирования механистической картины мира оказали влияние две исследовательские программы: атомистическая и континуалистская. Атомистическая программа (Гассенди, Галилей, Ньютон, Бойль, Гюйгенс) восходила к идеям античной атомистики и представляла материю как дискретную среду, заполняющую пространство. Континуалистская программа (Декарт и картезианцы) опиралась на идеи Аристотеля о том, что пространство бесконечно делимо и материя, заполняющая пространство также бесконечно делима.

Обе программы науки выражали новое понимание природы как совокупности объектов, подчиняющихся законам механического движения, но каждая программа имела свое философское обоснование. В целом, обе программы науки противостояли средневековой схоластике. В этих программах можно выделить структурные блоки механистической картины мира – представления об объектах, об их взаимодействиях, о пространстве и времени, и причинности.

В рамках картезианской программы пространство, время, движение объектов мыслилось бесконечно делимым, пространство заполняли вихри, а движение объектов описывал закон сохранения импульса. В ней применялись подходы, связанные с описанием механических процессов в терминах сохранения работы, количества движения и был сформирован принцип наименьшего действия (природа действует наикратчайшим путем, например, луч света распространяется прямолинейно в разных средах). Эта программа в основном объясняла явления природы с помощью умозрительных теорий, не подкрепленных фактами, поэтому она осталась в основном метафизической системой и не обрела статус научной картины мира.

Затем действует внутренняя логика развития науки. Решающим моментом было выявление Ньютоном общих законов для земной и небесной механики и открытие закона всемирного тяготения, из которого в качестве следствия выводились законы Кеплера, описывающие движения планет. Ньютон нашел аналогию между движением планеты – спутника вокруг Солнца и круговым движением тела, закрепленного на нити (маятника). Он сопоставил математическое уравнение движения для маятника с законом Кеплера, и пришел к формулировке закона всемирного тяготения.

На второй этап формирования механистической картины мира оказали влияние две исследовательские программы: атомистическая и континуалистская. Атомистическая программа (Гассенди, Галилей, Ньютон, Бойль, Гюйгенс) восходила к идеям античной атомистики и представляла материю как дискретную среду, заполняющую пространство. Континуалистская программа (Декарт и картезианцы) опиралась на идеи Аристотеля о том, что пространство бесконечно делимо и материя, заполняющая пространство также бесконечно делима.

Обе программы науки выражали новое понимание природы как совокупности объектов, подчиняющихся законам механического движения, но каждая программа имела свое философское обоснование. В целом, обе программы науки противостояли средневековой схоластике. В этих программах можно выделить структурные блоки механистической картины мира – представления об объектах, об их взаимодействиях, о пространстве и времени, и причинности.

В рамках картезианской программы пространство, время, движение объектов мыслилось бесконечно делимым, пространство заполняли вихри, а движение объектов описывал закон сохранения импульса. В ней применялись подходы, связанные с описанием механических процессов в терминах сохранения работы, количества движения и был сформирован принцип наименьшего действия (природа действует наикратчайшим путем, например, луч света распространяется прямолинейно в разных средах). Эта программа в основном объясняла явления природы с помощью умозрительных теорий, не подкрепленных фактами, поэтому она осталась в основном метафизической системой и не обрела статус научной картины мира.

Затем действует внутренняя логика развития науки. Решающим моментом было выявление Ньютоном общих законов для земной и небесной механики и открытие закона всемирного тяготения, из которого в качестве следствия выводились законы Кеплера, описывающие движения планет. Ньютон нашел аналогию между движением планеты – спутника вокруг Солнца и круговым движением тела, закрепленного на нити (маятника). Он сопоставил математическое уравнение движения для маятника с законом Кеплера, и пришел к формулировке закона всемирного тяготения.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


В античной философии есть время, когда она достигла своего пика в развитии материализма. Трудно сказать о конкретном периоде, когда это произошло, поскольку в разработке самого учения участвовали мыслители разных эпох Античности. Среди хорошо известных можно назвать Левкиппа, Демокрита, Эпикура. В статье будет рассмотрено подробнее, что это за учение и в чем его суть.

Истоки

Большинство историков считают, что автором атомистической концепции является Левкипп. Именно он сформулировал базовые положения этого философского учения.

философ Левкипп

Впоследствии оно обрело название – античный атомизм, которое характеризует его суть: абсолютная пустота и движущиеся в ней мельчайшие атомы. Как известно, слово имеет греческое происхождение: atomos означает "неделимый".

Первую философскую систему с уклоном на материализм создал Демокрит, опиравшийся на идеи Левкиппа. Она была довольно последовательна, поэтому логично, что итогом стал античный атомизм как вершина античного материализма.

К сожалению, ни одна работа философа до нас не дошла в полном объеме, а лишь отдельные фрагменты. Однако, опираясь на сохранившиеся труды, ученым удалось воссоздать основные моменты философской концепции Демокрита.

Основа мира – это пустое пространство с вращающимися в нем неделимыми атомами. Вот главная идея, которую провозглашает античный атомизм и его основоположник Демокрит. Философ считал, что атомы неизменны сами по себе, но постоянно находятся в состоянии движения. Атомы разные по форме, размерам и своему положению в пространстве. Их бесконечно много.

Многообразие атомов и их свойств античный атомизм объясняет тем, что природные вещи и явления так же многообразны и многокачественны. Разъединение атомов приводит к тому, что материальные тела разрушаются и гибнут, а если атомы соединяются, то наблюдается картина возникновения нового явления.

К чему пришел философ?

Как это в итоге отразилось на положениях, которые исповедует античный атомизм? Демокрит, исходя из своей позиции гилозоизма, следуя последовательно материалистическим понятиям, смог подойти к разрешению вопроса об основе жизнедеятельности человека – душе. В этом свете он трактует дыхание, которое необходимо для обеспечения жизни, как обмен атомами души между живым существом и окружающей средой. Следовательно, смерть – это прекращение дыхания. Она является естественным процессом, при котором все атомы души, покинув тело, рассеиваются в воздухе.

Демокрит как основоположник античного атомизма последовательно следуя материализму, пришел к атеистическим выводам. Это значит, что Бога нет, а душа смертна. Один из самых известных идеалистов античности Платон призывал сжечь работы Демокрита, называя его безбожником.

Вообще атомизм как философское движение проявился в тяготении античной мысли к унификации основ бытия. Считается, что основателем античного атомизма является Левкипп (5 в. до н.э.), выдвинувший свою гипотезу. Однако эту тему особенно развил Демокрит и его последователи.

философ Демокрит

Реальность и объективность

Философ утверждал, что беспричинных явлений нет. Он говорил о том, что все в мире имеет свою причину. Таким образом происходило отождествление причинности и закономерности, а также отрицание наличия в мире случайности. Это учение предполагало, что некоторые явления люди называют случайными. Происходит такое из-за незнания причины.

Постепенно, отрицая случайности и абсолютизируя закономерности, Демокрит пришел к выводам о невозможности человеческой свободы. Иначе говоря, человек как существо, которое состоит из атомов, тоже подчинен всеобщей необходимости наряду со всеми природными явлениями. Атомы души представляются как тонкие, гладкие, круглые и огненные частицы, которые имеют большую подвижность, чем остальные.

Эпикуриизм

Идеи атомистов наивны и объясняются неразвитостью их воззрений. Однако это учение оказало сильное влияние на дальнейшее развитие естествознания и материалистической теории познания.

Образ Эпикура

Давая характеристику атомам, Эпикур вводит новое понятие – вес. Он говорит о том, что именно это свойство определяет их движение после первотолчка. Другими словами, атомы, находясь под действием своей тяжести, начинают падать вниз, проходя по бесконечному пространству. Если вернуться к теории Левкиппа и Демокрита, то они определяли движение атомов как равномерное во всех направлениях.

атомы в движении

Выводы Эпикура и античный атомизм

Кратко говоря, последователь Демокрита признавал атомистическую теорию о множественности миров, но фактически отказался от идеи богов, которые являются родоначальниками мироздания. По мнению философа, они живут в пространстве между мирами, находясь в вечном блаженстве, и никаким образом не влияют на судьбы людей. В итоге за такие выводы Эпикура обвинили в атеизме. И уже когда в Европе основной религией стало христианство, его труды находились очень долго под запретом.

Эпикур тоже, как и предшествующие атомисты, отвергал учения Платона, Аристотеля. Он считал душу материальной. При этом важной частью души является ум. Он расположен в самом сердце.

Ощущения

Придерживаясь главной идеи, которую исповедует атомизм античных философов: атом – это материальное начало всего сущего, Эпикур посвятил много времени проблеме познания. Он считал ощущения главным источником познания. Только с их помощью человек получает любую информацию, связанную с окружающим миром. Разум, соответственно, развивается тоже исключительно на основе ощущений. Эпикур довел зависимость разума от ощущений до абсолютизма. Он утверждал, что разные сновидения, а также видения сумасшедших есть следствие каких-либо ощущений, а значит, являются истинными.

образы в сновидениях человека

Наслаждение

Все же главным в философии Эпикура было этическое учение. Он подчеркивал подчиненность физики относительно знаний этики, говоря, что, если не знать смертного страха и не переживать о небесных феноменах и не искать границы страданий и наслаждений, то смысла в науке о природе не будет.

Эпикур, исповедуя атомизм в античной философии и утверждая материальное начало в сущности человека и его личности, создал интересное учение о наслаждении, поставив его во главу смысла жизни. Он считал, что наслаждение – это удовлетворение естественных потребностей. Оно приводит вначале к достижению атараксии (душевному спокойствию), а после к состоянию эвдемонии (счастью). Настоящим наслаждением является отсутствие телесного страдания и беспокойства. Приобрести полное счастье человеку мешают страхи. Они властвуют над ним. Следовательно, страхи необходимо преодолевать.

Философ говорил, что когда мы имеем в виду наслаждение, то это не значит указывать на лентяйство и обжорство. Это не означает непрерывно устраивать празднества с томлением младых дев и изобилием столов. Это говорит о трезвом обсуждении поиска последних причин выбора или отказа для разоблачения фальши, от которой происходят все душевные треволнения. Эпикур настаивал на том, что человеку необходимо удовлетворять естественные необходимые потребностей, которые связаны непосредственно с сохранением его жизни.

Важное и неважное в жизни людей

По Эпикуру, человек, постигший истину, сможет отделять необходимые потребности от излишеств. Причем отказывается он от лишнего добровольно. В принципе, философские взгляды Эпикура можно считать аскетическими.

остатки античного мира

Тит Лукреций Кар рукопись

Философские трудности атомизма

Среди проблемных мест в этом учении можно назвать единичные и общие свойства вещей, а также понятие вещи и мысли. Если ни одна вещь не возникает беспричинно и если для ее возникновения имеется своя причина, то как объясняется происхождения похожих вещей? Как возможно пояснить наличие общих свойств, если вещи состоят из разных атомов и существуют, независимо друг от друга? Это нужно или признать случайным совпадением, или отказаться от атомизма.

Атомизм – это логическое завершение размышлений, которые опираются на стихии. Демокрит говорил, что все, что мы знаем о мире, это человек. Значит, именно он является предпосылкой к познанию мира. Кроме того, мир познается так, как это сможет сделать человек, который устроен определенным образом. Он воспринимает окружающую среду, внося что-то от себя. В его сознании действует особый механизм, который дан ему не от мира, а природой при рождении. Этот механизм наделен способностями восприятия мира.

Если бы человек мог пройти через воплощение в разных культурах, то и образы мира были бы все разные.

Научное исследование – процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением знаний. Этапы НИ: 1. Выбор темы, 2. Определение объекта исследования, 3. Определение задач и целей, 4. Формулировка названия работы, 5. Разработка гипотезы, 6. Составление плана исследования, 7. Работа с литературой, 8. Выбор методов исследования, 9. Проведение исследования, 10. Обработка полученных данных, 11. Формулировка вывода, 12. Оформление работы. Гипотеза – предположение, нуждающееся в доказательстве. Гипотеза является формой развития естествознания.

Основные подходы к вопросу классификации наук.

Структура естественнонаучного познания.

Различают 2 уровня ЕП: эмпирический (наблюдение, эксперимент) и теоретический: идеализация – мысленное выделения явлений, формализация – построение абстрактных математических моделей, теоретизация – построение теорий на основе аксиом, математическое моделирование – метод, упирающийся на математические уравнения, понятийно-дедуктивный – получение информации с помощью гипотез и дедуктивного метода.

Возникновение теоретического знания в Древней Греции. Проблема в субстанции в античной науке.

Атомистическая и континуальная картины мира в античной науке.

Теория атомизма возникла благодаря Левкиппу и Демокриту. Атомисты считали, что материя состоит из атомов (неделимых и неизменных частиц). Они перемещаются в пространстве, создавая новый облик мира. Натолкнуло наблюдение за пылинками. Континуальная программа Аристотеля. Он считал, что бытием обладает не мир идей, а каждая конкретная вещь. Из этого следует 4 первопричины бытия: 1. Материальная – вещи из чего-то состоит, 2. Формальная – отличие от другой вещи, 3. Действующая – авторство, 4. Финальная – цель существования. Например, статуя – 1. Медь, 2. Воин, стреляющий из лука, 3. Мастер, 4. Для продажи.

Античные научные школы.

Атомизм в философии — это доктрина, которая объясняет сложные явления в совокупностях неподвижных частиц или единиц. Философия нашла успешное применение в естествознании: согласно атомистическому взгляду материальная вселенная состоит из мельчайших частиц, которые считаются простыми и слишком маленькими, чтобы быть видимыми, а разнообразие видимых форм в природе объясняется различиями в этих частицах и их конфигурациях.

Представитель атомизма

Основная природа

Особенность атомизма в том, что наблюдаемые формы тут рассматриваются не как внутренние целые, а только в совокупности. В отличие от целостной теории, которая объясняет части на основе качеств, демонстрируемых целым, атомизм раскрывает наблюдаемые свойства целого характеристиками его компонентов и их конфигураций.

Для того чтобы понять историческое развитие этого направления в философии и его связь с современной теорией атома, необходимо увидеть различие между атомизмом первоначальным и другими его формами. Стандартная версия теории характеризуется тремя моментами:

Атомизм в философии это

  • Атомы абсолютно неделимы;
  • Наблюдается качественная идентичность;
  • Они могут комбинироваться друг с другом только путем сопоставления.

Атомизм обычно ассоциируется с реалистичным и механистичным взглядом на мир. Реален тот факт, что атомы не рассматриваются как субъективные конструкции, которые используются для лучшего понимания явлений. Вместо этого они находятся в реальности, где главное значение имеет сам факт существования.

Что касается механистического взгляда на вещи, то он гласит, что все наблюдаемые изменения могут сводиться к изменениям конфигурации. Это не просто вопрос использования полезной объяснительной модели.

Согласно теории все наблюдаемые изменения вызваны движениями атомов. В качестве аналитической доктрины атомизм противостоит доктринам организменным. Они учат, что природа целого не может быть обнаружена путем разделения его на составные части и изучения каждого элемента отдельно.

Типы теории

Историю доктрины можно поделить на два отчетливых периода: философский и научный с переходными периодами с 17 по XIX век. Именно этот исторический факт оправдывает различие между философским и научным атомизмом.

Философский аспект

История этого направления началась еще во время Античной Греции. Внимание ученых было сосредоточено не на подробном объяснении всех видов конкретных явлений, а на некоторых общих аспектах и чертах. Речь шла о попытках понять существование в природе множества различных форм и непрерывных изменений. Философский атомизм стал первой доктриной, способной ответить на такие вопросы. Он не ограничивался единственной проблемой объяснения возможности изменений в природе и множественности.

Атомисты философия

Дело в том, что в греческой мысли философия и наука все еще были едины, поэтому атомщики пытались дать подробное объяснение конкретных явлений, среди которых — испарение. Такие разъяснения предназначались, скорее всего, для поддержки общей доктрины атомизма, а не для создания физической теории в современном смысле этого слова. Иная теория не была возможна, так как она должна основываться на прямой или косвенной информации о конкретных свойствах вовлеченных атомов, а таких данных тогда еще не было.

Современное направление

С развитием научной доктрины атома общие философские проблемы начали отходить на второй план. Все внимание сосредотачивалось на объяснении конкретных явлений. Именно по этой причине химическая атомная теория, выдвинутая в XIX веке, предполагала, что каждый идентифицированный элемент обладает своими специфическими атомами, а все соединения имеют собственные молекулы. А то, что частицы действуют как неизменные и неразделенные единицы, зависит от того, какой процесс является основным.

Некоторые явления, согласно модернистским теориям, объясняются неизменностью молекул и их идентичностью, которая исчезает в результате химических реакций. После того как их структуры разрушаются, атомы перестраиваются в новые молекулы. С ядерными реакциями достигается новый уровень, на котором атомы больше не рассматриваются в качестве неделимых. Здесь на первый план выходят уже элементарные частицы.

История атомизма

Со времен античности и почти до XVI века доктрина оставалась полностью философской. Только после эпохи Просвещения начались попытки связать ее с другими науками и попытаться при помощи основных положений объяснить физические или химические процессы.

Древнегреческий период

В Древней Греции возникла не только общая идея атомизма, но и весь спектр его различных форм. Основные черты теории можно увидеть уже в V веке до нашей эры в учениях Эмпедокла о четырех стихиях. Несмотря на свое успешное начало, атомизм не смог получить первенство в греческой мысли. Это происходит потому, что Платон и Аристотель не были удовлетворены атомистическим решением проблем вселенной. Даже в отношении материального мира доктрина, казалось, не давала достаточного объяснения.

Атомисты

Основатель теории — Левкипп — атомист, который пытался разработать теорию материализма. Именно его школу прошел Демокрит — создатель атомистического мироучения. Вместе со своим учителем, основоположником теории, он пытался кратко объяснить строение мира, а не развивать представление о мельчайших частицах. Появление же своей особой точки зрения он считал случайностью.

Платона больше интересовали принципы порядка, чем материальных элементов. Что касается Аристотеля, то он сразу же отверг идею Демокрита о том, что в химической реакции составные части не лишаются своей идентичности. Он считал, что элементы, которые входят в состав друг друга, не остаются тем, чем были по отдельности. Разумеется, есть некоторые признаки того, что в химической теории Аристотеля мельчайшие частицы играли роль, но она, безусловно, не была очень важной.

Платон

Продолжением идеи позже занялся Эмпедокл. Он предложил теорию, которая предполагала наличие нескольких различных атомов. Доктрина основывалась на учении о четырех элементах. Аристотель принял последнюю доктрину, но отверг ее атомистические принципы. Некоторые его последователи (Александр Афродисий, Фемистий и Филопон) в будущем объединили аристотелевскую теорию химических реакций с атомистическими концепциями.

Модернистские учения

В современном понимании доктрина появилась с расцветом науки. В истории XVII века теория занимает важное место по двум причинам: началось возрождение демократического учения, а также развитие научной теории атома.

Воскрешением доктрин Демокрита занимался неоднозначный эпикурейско-христианский мыслитель Пьер Гассенди, который не только познакомил своих современников с атомизмом, но и сумел избавить его от материалистической интерпретации. Это стало достаточно актуальным для математики и механики, которые были в XVII веке хорошо развиты.

Стоит отметить, что в это время ученых больше интересовали возможности, которые атомизм предлагал для развития физической теории, а не философские различия между системами. Среди других атомистов в философии, которые уделяли пристальное внимание доктрине, можно выделить следующих:

Доктрин Демокрит

  • Даниэль Сеннерт — яркий представитель продемокритской школы, считавший, что теория Демокрита и идея о минимумах должны быть равносильны. С философской точки зрения, Сеннерт больше интересовался общей идеей атомизма.
  • Роберт Бойль. Осознавал несоответствие первоначального атомизма и атомной теории, которую можно было бы использовать для химических целей. Он считал, что атомы Демокрита были связаны с первичными конкрециями, которые сложно диссонируют и действуют как элементарные частицы в химическом смысле.
  • Джо Далтон — автор множества трактатов, считается отцом современной теории атома. Ему удалось применить результаты химической работы Лавуазье к атомистическим концепциям. Когда он говорил об элементарных атомах, он имел ввиду не просто теоретическую идею, а химические элементы, определенные Лавуазье. Далтон был склонен считать, что все частицы сохраняют свою идентичность даже при химической реакции.

Индийская версия доктрины

Роберт Бойль

Следует отметить, что атомистика не ограничивается западной философией и наукой. Примеры качественного атомизма, основанного на учении о четырех элементах, также встречаются в индийской философии, где считалось, что атомы не являются абсолютно неделимыми, но только относительно. Следовательно, в определенных аспектах индийский атомизм больше связан с доктриной минимума, чем с доктриной Демокрита, но такое понимание атома и картины мира не превратилось в научную теорию, поэтому назвать ее полноценной нельзя.

Таким образом, атомизм в философии — это теория, которая предполагает, что все в мире состоит из элементарных неделимых частиц со своей идентичностью и свойствами. Учение появилось еще в античные времена и получило продолжение в XVII веке. Представители атомизма считают, что каждому объекту присущи свойства, полученные в результаты слияния его компонентов.

Читайте также: