Атеизм в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Атеистический словарь.— М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Полезное

Смотреть что такое "АТЕИЗМ В СССР" в других словарях:

АТЕИЗМ — (греч. atheos отрицание бога: а отрицательная приставка, theos бог) безбожие, мировоззрение, отвергающее религию, т.е. веру в существование сверхъестественного мира (богов, духов, бессмертия души и т.д.). Поскольку существует множество различных… … Философская энциклопедия

АТЕИЗМ — (греч. а отрицание и theos Бог; буквально безбожие) философско материалистическое учение. А., с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность… … Новейший философский словарь

АТЕИЗМ — [от греч. ἄθεος отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник], отрицание Бога, безбожие; с православно богословской т. зр. неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования; связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира… … Православная энциклопедия

АТЕИЗМ — (от греч. a отрицат. приставка и teos бог) система взглядов, отрицающих всякую религию и ее осн. идеи: существование бога, бессмертие души, потусторонний мир, а также др. представления, порождаемые верой в сверхъестественное. А. опирается на… … Советская историческая энциклопедия

АТЕИЗМ — (от греч. άθεος, безбожный) неверие в существование каких либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание… … Википедия

СССР. Общественные науки — Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

СССР. Религия и церковь — В дореволюционной России господствующее положение занимала Православная церковь, являвшаяся частью государственного аппарата и возглавлявшаяся Синодом. Православная и другие религии в течение многих столетий служили российскому… … Большая советская энциклопедия

вообще-то коммунизм был своеобразной религией, потому для него "старые религии" были прямыми конкурентами.

но то, что насаждалось в СССР атеизмом можно назвать ну с очень большой натяжкой. Атеизм-то - мировоззрение, которому как минимум 20 веков! А коммуняки насаждали нечто совсем непохожее: вместо приоритета разума насаждался абсолютный авторитет бородатых "пророков коммунизма". Меня еще в школе страшно возмущало в учебнике астрономии "но в чем нельзя сомневаться, так в том, что Вселенная бесконечна и однородна во времени и пространстве, как учил великий Энгельс". "Нельзя сомневаться" и ссылка на авторитет - это 100% религиозное мышление!

Два тигра в одной клетке не уживаются, надо было заменить одну веру на другую, а Христа на Ленина, и сие получилось!

Причиной (разумного) атеизма является высокий уровень интеллекта населения региона. Уровень интеллекта, в свою очередь, есть произведение природного объёма мозга на уровень воспитания/образования.

Поскольку холодный климат наделил россию достаточно большим объёмом мозга, для атеизма достаточно было прихода на её территорию высоких технологий. Что и случилось в конце 19 - начале двадцатого века.

Причём, то что было в советской россии, полноценным атеизмом назвать нельзя. Это была полурелигия, где культ богов был заменён культом героев. Конкретно в россии - культ маркса, ленина и сталина. Это можно понять. Природа любит плавные переходы и мелкие ступени.

Попутно можно отметить, что массовый атеизм в странах с тёплым климатом невозможен в принципе, потому что тёплый климат ограничивает рост мозга. А малый мозг, сколько его не просвещай, будет тяготеть к мистицизму и упрощённой мифологической картине мира.

И ещё вопрос. - Почему так резко? Сначала разрушение церкви в первой четверти двадцатого века. Потом терпимое отношение во второй-третьей, и симпатизирующее - в последней?


Тут, наверное, стоит взглянуть на расчётный график летней солнечной радиации в россии. Чет больше радиация, тем больше темперамент населения, тем больше оно тянется к прогрессу, а значит, атеизму. И наоборот. Как бы.

После прихода в 1917 году к власти Большевиков и образования страны Советов атеизм стал одним из главных элементов советской идеологии и активно поддерживался партийными органами, которые считали духовенство пережитком прошлого, мешающим советским гражданам строить коммунистический рай.

Новая власть устроила активную борьбу с религиозными учреждениями, прежде всего с православной церковью, которая рассматривалась как крупнейший рассадник соперничающей идеологии и царизма. Жителям молодого социалистического государства активно прививали новую "красную религию" и конкуренты власти были ни к чему.

Если в 1914 году в Российской империи насчитывалось около 75000 приходов, то к 1939 году их осталось примерно сто. Многие церкви были разрушены, в т.ч. и Храм Христа Спасителя в Москве, на месте которого планировали построить громадный Дом советов со 100-метровой статуей Ленина на крыше. В помещениях храмов организовывали клубы для молодежи с танцами, открывали фабрики или использовали их как зернохранилища.

Те, кого замечали за процессом покраски яиц или на крестном ходу, выгоняли с работы или исключали из колхоза, и семье приходилось жить впроголодь. Вскоре даже дети прекрасно знали: о том, что дома пекли куличи, никому говорить нельзя. Некоторые перед Пасхой даже боялись держать дома яйца.

В Пасхальную неделю и иные большие религиозные праздники проводились массовые мероприятий с обязательным присутствием: ленинские субботники, спортивные соревнования, эстафеты. Были и массовые шествия с чучелами священников, которые потом предавали огню.

В то же время шла и естественная атеизация населения. Люди массово переезжали из деревень в города, где влияние традиций было гораздо слабее, а общественный контроль за соответствием коммунистическому облику строже.

Помимо антицерковной пропаганды госорганами, в частности НКВД, в 1920е-1930е осуществлялись массовые аресты и преследование священнослужителей всех религий за ведение антисоветской пропаганды.

На антицерковную пропаганду в СССР выделяли огромные ресурсы; в каждом районе ответственные партработники отчитывались о принятых антипасхальных мерах и о снижении числа прихожан в церквях.

Отношение власти к религии потеплело с приходом к реальной власти Сталина, особенно во время Отечественной войны, когда потребовалось объединение всего общества. После войны до начала 50х годов антицерковный гнет ослаб. Это может быть связано с тем, что после победы в войне начался мощный экономический рост советской страны. Уровень жизни населения из года в год увеличивался, была уверенность, что завтрашний день будет еще лучше. Людям не было нужды верить в церковные сказки о рае на небе, ведь они видели реальные перспективы счастья на земле.

С приходом к власти Хрущева вновь набирает обороты антицерковная кампания. На фоне технических достижений СССР в области науки и космонавтики в 1960х религия стала удобной демонстрацией дремучести противников коммунизма. Самым популярным аргументом того периода было то, что Гагарин взлетел в космос максимально высоко, но бога так и не увидел.

Чтобы крестить ребенка, родителям приходилось ехать в отдаленную деревню подальше от города. Ношение религиозных символов в школе и на работе также было недопустимо.

Чтобы удержать верующих дома в пасхальную ночь, по телевидению ближе к ночи обязательно демонстрировали крутой западный фильм с Аленом Делоном либо "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады" с концертами западных поп, а иногда даже рок-звезд.

После прихода к рулю Брежнева и до самой Перестройки борьба советского режима с религией приобрела почти формальный характер. Пропаганда велась в основном в школе, где рассказывали о вреде религии, и не столь активно и настойчиво. Все шло как бы по инерции.

Переломным моментом стало празднование в разгар Перестройки 1000-летия крещения Руси в июне 1988 года, которое официально отмечалось в СССР. В честь торжества Московскому патриархату был передан Даниловский монастырь и другие обители. Празднование широко транслировалось по центральному телевидению. Таким образом Президент СССР Михаил Горбачев пытался показать народу реальный пример перестройки общества, чтобы укрепить свой авторитет и смыть клеймо "империи зла".

После праздничных торжеств в СССР начали открываться и реставрироваться храмы, значительно упрощены правила регистрации приходов. В прессе стали освещать религиозные вопросы, на телевидении появились христианские передачи. Религиозные деятели стали принимать все более активное участие в жизни общества и становиться неотъемлемой ее частью.


Жизнь

В 1917 году в России произошла революция, которая коренным образом изменила положение религии в новом обществе. Хотя ее былое влияние было утрачено, окончательно искоренить религиозные чувства у населения не удалось – религия по-прежнему занимает важное место в сердцах многих людей.

Религия и Советская власть

В царской России религия занимала важное место в жизни общества, являясь частью государственного аппарата. Доминирующую роль среди многих вероисповеданий занимала Православная церковь, которая руководилась Синодом. Все религии на огромной территории страны верой и правдой служили русскому самодержавию, препятствуя и осуждая любые попытки свободолюбия.

В результате большевистского переворота в 1917 году власть царя была свергнута, страна на долгие годы погрузилась в хаос. Разрушительное влияние революционных преобразований сполна ощутила на себе и некогда всесильная религия – коммунисты, захватившие власть, планировали полностью искоренить из людей любые религиозные чувства. Желание верующих просить помощи у небес высмеивалось, отрицалось и запрещалось. Отныне только коммунистическая идеология являлась непререкаемым авторитетом и основой всех преобразований.

Положение религии в СССР определялось декретом Совета Народных Комиссаров, принятом в 1918 году. Отныне все религиозные организации – а в дореволюционной России они были весьма многочисленными – потеряли ту роль, которую они имели в обществе. Они больше не являлись юридическими лицами, все вероисповедания были отделены от государства и образование от церкви.

Религия в годы революции

Новая революционная власть, желая иметь абсолютное влияние на общество, заняла крайне враждебную позицию к религиозным организациям. Отрицая и высмеивая веру в Бога, новое государство объявило церквям настоящую войну, отнимая у них земли и храмы. Теперь все церковное имущество принадлежало государству; никакой деятельности, кроме религиозной, церкви осуществлять не могли.

Место и роль религии в СССР

Религия в 1930-е годы

Продолжилось и уничтожение церковного имущества. В результате на всей огромной территории СССР перед началом Великой Отечественной войны насчитывалось всего несколько сотен уцелевших храмов, многие из которых использовались не по назначению.

Видный историк, эксперт в области исследований истории СССР, член археологического общества, академик.

Роль религии в войне 1941-1945 г.г

Понимая, что победа над фашизмом невозможна без небывалого сплочения советских людей, И. Сталин решает использовать религиозные чувства населения. Карательная роль государства в отношении религии значительно ослабевает. Используя религию в корыстных целях и стремясь понравиться военным союзникам (которые открыто осуждали притеснение религии в СССР), советское правительство в 1942 году официально разрешает проводить богослужения в праздник Пасхи, а в 1943 году под эгидой Сталина состоялись выборы нового православного Патриарха.

Место и роль религии в СССР

Очевидцы подтверждают проведение зимой 1941 года молебнов о победе во многих городах страны. Вокруг Москвы на самолете даже была пронесена Тихвинская икона. Все это – по мнению правительства – способствовало поднятию боевого духа советских людей. Как известно, на войне все средства хороши.

Часто антирелигиозная пропаганда в СССР была выгодна немцам – свое вторжение на нашу территорию они называли освободительным, чтобы активно восстанавливать на оккупированной части страны храмы. Советскому правительству нужно было немедленно исправлять эту ситуацию.

Религия в 1960-е годы

Религия в современном обществе

В 1980-м году планировалось показать по телевидению последнего попа…Сейчас это может казаться смешным. Но еще живы те, кто помнит яростное сопротивление государства противиться вечному стремлению людей подчиняться божественной силе.

Место и роль религии в СССР

В современном обществе к разным вероисповеданиям относятся по-разному, но в целом религия сейчас переживает период активного возрождения.

Читайте также: