Астафьев конь с розовой гривой главная мысль кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чему учит рассказ "Конь с розовой гривой"
Рассказ учит быть честным, правдивым и никогда не обманывать. Учит признаваться в своих проступках, признавать свою вину, не стыдиться попросить прощения. Учит тому, что муки совести много сильнее самого страшного наказания. Учит тому, что родные нас все равно любят.

Отзыв на рассказ "Конь с розовой гривой"
Мне очень понравился этот поучительный рассказ. Витя обманул бабушку, потому что был слабохарактерным и не мог противостоять подначкам соседских ребят. Но он очень страдал из-за своего обмана, он боялся не столько наказания, сколько признаться в своем поступке. Ему было так стыдно. Поэтому произошедшее стало для него хорошим уроком. И он понял, что бабушка его сильно любит, больше всего на свете, ведь она все равно купила ему пряник.

Пословицы к рассказу "Конь с розовой гривой"
Повинную голову меч не сечет.
Была вина, да прощена.
Вранье не введет в добро.
Кто не врет, тот спокойно живет.
Дитя хоть и криво, а отцу с матерью диво.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Конь с розовой гривой"
Бабушка велела Вите сходить с левонтьевскими ребятами на увал за земляникой и пообещала купить ему за это пряник конем.
Этот чудесный пряник был мечтой всех ребятишек. Сам белый, а грива, хвост, глаза и копыта коня - красные. За то, чтобы лизнуть или укусить такой пряник те же левонтьевские ребята могли дать все что угодно.
Сосед Левонтий работал на бадогах, заготовлял лес на известковый завод. И раз в пятнадцать дней, когда он получал зарплату, у соседей начинался пир горой. Уже с утра к нам прибегала жена Левонтия, тетка Васеня и отдавала долги. Она торопилась и всегда давала лишнее. Но бабушка ее останавливала и тщательно пересчитывала деньги. Потом он долго ругала Левонтия, который по ее мнению и гроша ломаного не стоил.
А Витя с тоской смотрел в окно на соседний дом.
Дом этот стоял ничем не огороженный, даже бани у Левонтия не было. Левонтий, выпив, обычно пел песню про моряка и обезьяну и это была их коронная песня. Ему подтягивали дети, а тетка Васеня всхлипывая интересовалась, не сам ли Левонтий украл обезьянку.
Самой большой мечтой Вити было убежать в такой день к Левонтию и послушать песню про обезьяну. Если Вите удавалось это сделать, то его окружали вниманием и почетом - сажали на лучшее место, кормили пряниками и конфетами.
На следующий день Левонтий чинил окна и крыльцо, а тетка Васеня бегала по соседям и снова занимала деньги.
И вот с этими левонтьевскими детьми Витя и отправился за земляникой.
Левонтьевские толкались и бодались, забрались в чужой огород и набрали батуна и весь его съели.
Витя быстро закрыл земляникой дно туеска, а левонтьевские, пособирав, стали ругаться. Они клали землянику в рот и ели. Потом старший дал пинка Саньке и началась драка, после которой старший тоже съел всю собранную землянику и левонтьевские пошли на речку купаться.
Санька стал подначивать Витю, говоря, что он боится бабушки и жадный, и Витя поддался. Он высыпал землянику на траву и левонтьевские ее мигом съели. Витя побежал вместе с ними на речку, на ходу обещая украсть у бабушки калач.
На реке Санька поймал подкаменщика и его растерзали на берегу. Потом камнем сбили ласточку и пытались отпоить ее водой, но ласточка умерла и ребята ее похоронили.
Весь день они играли на реке, а к вечеру Санька стал смеяться над Витей, говоря, что Катерина Петровна ему задаст. Витя и сам это знал и поэтому домой не бежал, а плелся.
Санька посоветовал ему натолкать в туес травы, а сверху наложить ягод. Витя повздыхал, чуть не заплакал, но натолкал в туес травы, а сверху набрал ягод.
Бабушка не раскрыла его обман и даже похвалила, а потому после обеда Витя снова убежал к ребятам. Санька стал грозить, что все расскажет бабушке, и Витя принес ему калач, потом второй, третий, пока Санька не нажрался.
Ложась спать Витя долго ворочался, его мучила совесть и он все порывался рассказать бабушке правду. Но потом решил сделать это с утра и заснул.
А утром оказалось, что бабушка уплыла в город.
Витя пошел с Санькой на рыбалку. Тот насадил червяка и закинул удочку. Долго не клевало и Санька погнал своих собирать щавель, дикую редьку и прочую травку. Левонтьевские умели кормиться с земли.
Пока ребята собирали траву. Санька выловил несколько рыб и стал жарить. Левонтьевские жадно ждали и потом быстро съели рыбу почти сырой.
Витя смотрел на Енисей и думал, что скоро приплывет бабушка. Выхода не было и он это знал. Дедушка бы заступился за него, но он был на заимке.
Санька заметил страх Вити и предложил ему не ходить домой, а где-нибудь спрятаться. Тогда бабушка испугается и простит его. Но Витя не хотел так поступать
Вдруг показалась лодка и Витя издали заметил розовую кофту бабушки. Он дал деру к яру, а вслед за ним летел крик: "Явишься, мошенник!"
Витя не хотел идти домой и пошел к Кеше, своему двоюродному брату, который жил на другом конце села. Там он проиграл в лапту да самого вечера, пока тетя Феня не стала отправлять его домой. Витя пытался отговориться, что бабушка уплыла в город, но тетя Феня понемногу все вытянула из мальчика и, взяв за руку, отвела домой.
Тетя Феня втолкнула Витю в кладовку, где была летняя кровать, а сама долго разговаривала с бабушкой. Потом она ушла.
Стало тихо. Бабушка не ходила, наверное сильно устала. Витя стал думать о бабушке и все ждал, когда она придет. Ему было жалко бабушку и он даже хотел, чтобы она его наказала. Он вспомнил, что когда утонула мама, бабушка шесть дней бросала с моста волосы, пытаясь задобрить реку и дозваться Лидочку. Потом ее отвели в дом и она упала прямо посреди избы. Потом, очнувшись, сказала, что не дозваться ей Лидочки. Мама утонула, когда перевернулась маленькая лодка, в которую набралось восемь человек. Они тоже собирали землянику и та, красная как кровь, текла по реке.
Утром Витя проснулся и увидел полушубок дедушки. Он обрадовался. В избе бабушка рассказывала, как она продавала в городе землянику и как вскрылся обман Вити. Она называла мальчика жиганом и вечным арестантом.
В то утро к ним приходило много гостей и каждому бабушка рассказывал, что натворил ее малой.
Потом она заглянула в кладовку и сказала, что Витя не спит. Витя продолжал лежать, веря, что бабушка скоро уйдет из дома и тогда он встанет.
В кладовку заглянул дедушка, погладил мальчика по голове. Витя заплакал и дедушка подтолкнул его к двери - или, проси прощения.
Витя вошел в дом и начал что-то бормотать. Бабушка велела ему сесть за стол. Витя стал грызть краюху хлеба, а бабушка плеснула ему молока.
Ох и срамила она мальчика, ох и обличала!. Она должна была выплеснуть душу, чтобы успокоиться, а потому называла Витю шаромыжником и разбойником, и предлагала раскаяться пока не поздно.
Наконец бабушка устала. Витя разглаживал заплатку на штанах, не зная как жить дальше, а когда поднял голову, увидел что по столу скачет конь с розовой гривой.
Бабушка сказала ему взять пряник и напоследок пригрозила, чтобы больше не смел ее обманывать
Прошло много лет, но Виктор все не может забыть того самого пряника в виде коня с розовой гривой.

Астафьев Виктор

Краткий и полный анализ рассказа помогают увидеть глубокий воспитательный смысл произведения, которого автор достигает простыми средствами.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Влияние семьи на воспитание ребенка и становление его личности.

Проблема: Важно давать ребенку пространство для самостоятельности, но так, чтоб она не переходила во вседозволенность и безответственность.

2. Тема: Трудная жизнь русской деревни.

Проблема: Даже тяжелый труд не спасает людей от бедности, недовольства жизнью и горького пьянства (пример семьи Левонтия).

3. Тема: Настоящие и ложные друзья.

Проблема: Вите очень хочется заслужить внимание сверстников, но настоящими друзьями для него становятся бабушка и дедушка: они и поворчат, и поругают, но не бросят в трудной ситуации. А вот Саньку трудно назвать другом, потому что он подбивает Витю на нехорошие поступки и ищет выгоду в их общении.

4. Тема: Первые ошибки и первые ситуации нравственного выбора.

Проблема: Ребенку трудно делать нравственный выбор, пока он еще много не знает, но ему можно ошибаться.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Главная идея рассказа – в том, что взрослые могут научить ребенка важным вещам, демонстрируя любовь, прощение и милосердие, а не только строгость. После проступка Вити и бабушка, и дедушка поступают мудро: учат внука извиняться, смело признавать свои ошибки, отвечать за последствия поступков. Но самое главное – они всем своим поведением показывают, что остаются на стороне мальчика, продолжают любить его и заботиться о нем. Пряник в виде коня с розовой гривой становится доказательством такого отношения. Став взрослым, писатель с теплотой вспоминает свои детские переживания и бабушкин подарок – как нравственный урок на всю жизнь.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Витя — главный герой, от лица которого ведется повествование. Мальчик-сирота, воспитывается бабушкой и дедушкой. Попадает под влияние соседских детей, у которых более широкие взгляды на то, что считать хорошим, а что – плохим. Обманывает и подводит бабушку, но позже раскаивается в своем поступке.
Катерина Петровна — ворчливая, но добрая бабушка Вити. Она поругивает внука, но очень его любит и боится потерять, как когда-то потеряла свою дочь, маму Вити (она утонула). Дарит внуку обещанный пряник, несмотря на обман мальчика.
Дедушка — воплощение добра и мудрости для Вити. Сильный и спокойный человек. Поддерживает внука, убеждает его признаться и извиниться за проступок.
Левонтий — местный работяга, заготовщик леса. С трудом тянет семью, не успевая толком воспитывать детей. Неплохой, но пьющий человек. Жалеет Витю, потому что он сирота. Когда-то работал с его матерью.
Василиса — жена Левонтия, добрая, но непутевая женщина. Привыкла к нраву супруга, во время пьяных буйств отсиживается у бабушки Вити. Постоянно занимает у соседей деньги, а потом отдает. Воспитывает детей безалаберными, но самостоятельными.
Санька и Танька — младшие дети Левонтия, приятели Вити. Воплощение непослушания, озорства, свободы. Санька учит Витю плохому – врать, прятаться, подворовывать.

п.4. Литературные приёмы

Автор использует богатую палитру речевых средств художественной выразительности.
✓ Эпитет: испуганно-радостным голосом; трудное дыхание утомленного человека; большой, жёсткой и доброй рукою слёзы.
✓Метафора: пряник конём; песни скользом пролетали над крышей; пир горой; взметнув юбкою вихрь; убитые дневною жарой собаки.
✓Олицетворение: конь лягает копытами в живот (речь о прянике); русская печь, раскорячившаяся посреди избы; шмели надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой.
✓Повтор для усиления впечатления: грива розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.
✓Сравнение: перебирала босыми ногами, ровно горячий конь.
✓Поговорки: жизнь страшнее снов; провалился сквозь землю вместе с бабушкой.
✓Диалектизмы: заимка, бадога, заполошная, поскотина, увал, яр.

Поскольку пьеса не располагает большим количеством художественных средств (нет описаний, портретов, пейзажей), автор раскрывает события и героев через речь.

п.5. Конфликт произведения

Главным является внутренний конфликт мальчика Вити, который стремится социализироваться в обществе и получить одобрение, но для этого нарушает договоренность и правила своей семьи. Обманув бабушку, Витя чувствует себя виноватым, но при этом хочет избежать ответственности. Противоречия раздирают героя, но когда он просит прощения, ему становится легче.

Менее очевидный, но важный конфликт – столкновение разного уклада семей. То, что для соседских ребят считается нормальным и хорошим, не приветствуется в семье Вити. Когда мальчишки провоцируют его обманывать, красть, выкручиваться и хитрить, это вступает в противоречие с воспитанием его семьи, поэтому герою так тяжело и совестно.

Смысл произведения

Смысл книги

Герои рассказа и его краткое содержание

В рассказе есть несколько центральных и второстепенных героев. К ним относятся:

В начале рассказа герой описывает свою детскую мечту – пряник в виде коня с розовой гривой. Ему хочется получить этот пряник, ведь он гарантирует всестороннее внимание от деревенских ребятишек. Он рассказывает о бабушке, своих соседях, и говорит, что бабушка не разрешает ему появляться у них в день получки, потому что знает, что внук любит, когда его там жалеют и подкармливают чем повкуснее.

Петровне это не нравится. Она знает, что внук хочет пряник в виде коня, и обещает ему купить его, если тот соберет земляники – она продаст ее со ягодами, которые соберет сама, и на вырученные деньги купит пряник.

Мальчик с радостью соглашается и идет собирать ягоды с детьми соседа. Узнав, что бабушка обещала купить ему пряничного коня, они смеются, говоря, что Петровна обманывает внука. Собранные ягоды они съедают. Не выдерживая насмешек, мальчик говорит, что тоже съест собранную землянику и высыпает ее, угощая ребят. Те быстро поедают ягоды, и мальчик понимает, что оказался в безвыходном положении – вечереет, он не успеет набрать еще ягод, а пряник получить очень хочется.

По совету ребят набивает туесок травой, укладывая сверху ягоды. Бабушка радуется, видя, сколько земляники ему удалось собрать, и не пересыпает ягоды к своим. Утром она увозит ягоды, а внук, понимая, что она раскроет обман, не знает, как быть.

Петровна действительно сердится и рассказывает всем, как поступил ее внук. Он прячется от нее, ожидая возвращения деда. Когда дедушка возвращается, мальчик извиняется перед бабушкой. Она прощает его и зовет ужинать. После ужина, выслушав нравоучения бабушки, мальчик неожиданно получает желанного коня с розовой гривой. Этот пряник он не может забыть, став взрослым.

Смысл произведения

Рассказ показывает, что обманывать нехорошо, как и поддаваться на провокации друзей, если это может привести к плохим последствиям. Решившись на обман бабушки, главный герой попадает в еще более сложную ситуацию – ему приходится выполнять просьбы соседских ребятишек из-за того, что они грозят рассказать все его бабушке.

Петровна же, несмотря на всю свою строгость, любит внука, и купила ему желанный пряник даже после обмана. Если бы мальчик честно рассказал обо всем вечером и не стал обманывать ее, ссоры бы не было – бабушка все равно купила бы ему пряник, но позднее. То, как бабушка к нему отнеслась, все переживания после обмана герой пронес через всю жизнь.

Астафьев конь с розовой гривой

Читательский дневник

Анализ произведения

Рассказ автора автобиографичен, действие происходит в начале ХХ века в Сибири, а именно в деревне на берегу Енисея. Произведение посвящено бабушке писателя, воспитавшей его.

Пряник в виде коня с гривой олицетворяет бабушкину любовь и заботу.

Действующие лица

В рассказе представлены главные и второстепенные герои. Среди них выделяют следующих:

Конь с розовой гривой читательский дневник

  1. Витя — мальчик-сирота 7 лет, жил с бабушкой и дедушкой. Это озорной, доброжелательный, добросовестный ребенок. Он легко поддается чужому влиянию.
  2. Катерина Петровна — бабушка мальчика. Это энергичная, любящая, ласковая, добродушная, решительная, строгая и справедливая женщина. Любит природу и ненавидит праздный образ жизни, лентяев и лодырей.
  3. Дедушка Вити — спокойный и рассудительный человек, дает советы внуку и поддерживает его.
  4. Дядя Левонтий — сосед бабушки Вити, бывший моряк, добродушный, ленивый и пьющий мужчина.
  5. Санька — его сын, хулиган, сорванец, озорник, врунишка и воришка. Это злой мальчишка, постоянно провоцирующих других ребят на плохие поступки.

Краткое содержание

После смерти родителей 7-летний мальчик Витя остался на попечении своей бабушки. Ее звали Катерина Петровна. Как-то женщина отправила внука собирать землянику для дальнейшей продажи, за это она пообещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. Мальчик сильно обрадовался, так как это лакомство вызывало почет и уважение среди всех деревенских мальчишек.

 отзыв о конь с розовой гривой

Собирать ягоды Витя отправился вместе с соседкой ребятней. Это были дети дяди Левонтия, бывшего моряка. Он любил просторы, был добрым, но пристрастился к выпивке, стал ленивым бездельником. Хозяйство мужчину не интересовало. Его дети практически ничем не отличались от беспризорников.

Мальчишки начали собирать ягоды, а потом устроили драку, рассыпав всю землянику. Они решили доесть остатки и пойти на речку. Санька — главный задира — подбил других ребят и Витю съесть все собранные плоды, а чтобы у бабушки не возникло подозрений, низ емкости набить травой, а сверху насыпать ягод.

По возвращении домой мальчик хотел во всем признаться бабушке и понести наказание, но ему постоянно что-то мешало. Утром Витя встал, когда Катерина Петровна уже отправилась на базар. На рынке она обнаружила обман. Когда женщина вернулась домой, то отругала мальчика и рассказала всем соседям о его проступке. Вите стало стыдно за содеянное, что плохо поступил, обманул близкого человека. От этого мальчик разрыдался, раскаялся.

Он принял для себя решение никогда больше не делать подлости. Но в разы больший стыд Витя ощутил, когда увидел большой пряник в виде коня с гривой.

Основная мысль

На примере главного героя автор показал, что дети с малых лет впитывают в себя то, что видят вокруг. Они способны научиться как плохому, так и хорошему, поэтому важно с раннего возраста показывать положительный пример. Но несмотря на негативных людей, большое значение имеет то, кто в самый нужный момент будет рядом и направит в нужное русло.

Конь с розовой гривой

Главный вопрос, который поднял автор — ответственность за свои поступки. Человек должен признать свою неправоту. Нельзя обманывать людей, поступать безнравственно, обижать и подводить их.

 конь с розовой гривой сколько страниц

Бабушка решила проучить своего внука. Она привезла ему пряник, чтобы тот навсегда запомнил свой поступок и стыдился его.

Рассказ учит следующему:

  • брать ответственность за свои дела;
  • перед тем как принять решение, хорошо подумать;
  • раскаянью;
  • нравственности;
  • брать пример только с положительных людей.

Отзывы о книге

Совсем недавно я наткнулась на рецензию этой книги, после чего решила обязательно ее прочесть. Рассказ поучительный, интересный. В детстве большинство ребят в силу своей неопытности попадают под чужое влияние. Автор показывает, что не нужно отчаиваться из-за этого, главное — вовремя понять свою ошибку, осознать ее, раскаяться и попросить прощения у близкого человека.

Читайте также: