Ассоциативный эксперимент это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Смотреть что такое АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ в других словарях:

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

( лат. associare – присоединять) (Jung С., 1906). Проективная экспериментально-психологическая методика, использованная К. Юнгом для раскрытия присущих больному комплексов в связи с выявлением в процессе исследования увеличения латентного периода ответных речевых реакций и наличием словесных раздражителей аффектогенного характера, неиндифферентных для испытуемого. Идея словесного эксперимента была высказана раньше F. Galton, W. Wundt, И.М. Сеченовым. В советской психиатрии ассоциативный эксперимент использовался при патофизиологической (Иванов-Смоленский А.Г., 1928; Чистович А.С., 1939; Гаккель Л.Б., 1953) или патопсихологической (Зейгарник Б.В., 1962; Рубинштейн С.Я., 1970; Блейхер В.М., 1971) интерпретации получаемых данных. В патопсихологии А.э. применяется для анализа протекания мыслительных процессов по характеру ассоциаций и скорости их образования; он также предоставляет возможность изучения некоторых личностных свойств обследуемого. Известны многочисленные варианты А.э., зависящие от характера раздражителя и предопределенности в инструкции способа ответной реакции (см. Словесно-семантический эксперимент ). смотреть

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

(лат. associare – присоединять) (Jung С., 1906). Проективная экспериментально-психологическая методика, использованная К. Юнгом для раскрытия присущих больному комплексов в связи с выявлением в процессе исследования увеличения латентного периода ответных речевых реакций и наличием словесных раздражителей аффектогенного характера, неиндифферентных для испытуемого. Идея словесного эксперимента была высказана раньше F. Galton, W. Wundt, И.М. Сеченовым. В советской психиатрии ассоциативный эксперимент использовался при патофизиологической (Иванов-Смоленский А.Г., 1928; Чистович А.С., 1939; Гаккель Л.Б., 1953) или патопсихологической (Зейгарник Б.В., 1962; Рубинштейн С.Я., 1970; Блейхер В.М., 1971) интерпретации получаемых данных. В патопсихологии А.э. применяется для анализа протекания мыслительных процессов по характеру ассоциаций и скорости их образования; он также предоставляет возможность изучения некоторых личностных свойств обследуемого. Известны многочисленные варианты А.э., зависящие от характера раздражителя и предопределенности в инструкции способа ответной реакции (см. Словесно-семантический эксперимент). смотреть

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

(лат. associatio соединение, experimentum проба, опыт) – метод изучения вербальных ответных реакций на слово-стимул (разработанный одновременно М.Вертгеймером, Д.Кляйном и К.Юнгом 1906) для выявления бессознательных комплексов. Всякий раз, когда слово-стимул затрагивает или актуализирует некий комплекс, ответная реакция на некоторое время задерживается или сохраняется на новое слово-стимул. Ассоциативный эксперимент был усовершенствован впоследствии А.Р.Лурия, который установил, что словесный ответ, если он сопровождается также двигательными реакциями, значительно расширяет возможности распознавания аффективных реакций испытуемого. смотреть

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

(от лат. associatio – соединение и experimentum – опыт) – психологический эксперимент исследовательского или диагностического назначения, требующий от испытуемого возможно более быстрой реакции на предьявляемое слово воспроизведением первых пришедших в этой ситуации на ум слов в ответ. В процессе наблюдения за испытуемым выявляется зонеа эмоционально значимых для него слов. На этой основе делаются аналитические выводы. А. э. предложен К.Г. Юнгом. смотреть

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Ассоциативный эксперимент - проективный метод, предложенный одновременно К.Г. Юнгом - , М. Вертгеймером - и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации - . смотреть

Ассоциативный эксперимент ( associative experiment ) является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.

2.1. Процедура ассоциативного эксперимента.Испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Большинство реакций,приводящихся в ассоциативных словарях, получено от студентов университетов и колледжей в возрасте 17-25 лет, для которых язык стимуловявляется родным.

Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента:

  • Свободный ассоциативный эксперимент. Испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.
  • Направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемому предлагается давать ассоциации определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательное к существительному).
  • Цепочечный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагается реагировать на стимулнесколькими ассоциациями — например, дать в течение 20 секунд 10 реакций.
  • ЛЕС. поле, деревья 11, осень, большой, берёза 7 и т.д.
    В конце каждой статьи даны цифры (6):
  • ЛЕС. 549 +186 + 0 + 119.
  • небо — голубое, машина — едет, курить — плохо
  • стол — стул, отецмать

Носитель языка по реакциямможет достаточно легко восстанавливать стимул(в случае (9) это каникулы).

(9) летние ; лето 10; отдых 6; короткие, скоро, ура 4; безделье,
в Простоквашино, начались, школа

Считается, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтагматические — речевые.

Выделяют также родо-видовые отношения (10), реакции, имеющие Ц фонетическое сходство со стимулом (11), клишированные (12) и личные (13):

2.3. Значение результатов ассоциативного эксперимента.Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.

Иногда такого рода данные совпадают с результатами дистрибутивно-статистического анализа текстов, когда исследователи не обращаются к эксперименту, а проводят самостоятельный подсчет словосочетаний (так называемой дистрибуции). Ассоциативный же эксперимент позволяет выяснить, как устроены фрагменты языкового сознания у носителей языка.

В своё время Дж. Диз ( J . Deese ) пытался реконструировать семантический состав слова на основе ассоциативного эксперимента. Матрицы семантических расстоянийвторичных ассоциаций на слово- стимул (т.е. ассоциации на ассоциации) он подвергал процедуре факторного анализа. Выделенные факторы получали содержательную интерпретацию и выступали как семантические составляющие значения. А.А. Леонтьев, комментируя результаты Диза, полагал, что они ясно показывают саму возможность выделить на основе формальной обработки данных ассоциативного эксперимента факторы, которые можно интерпретировать содержательно как семантические компоненты слов. И тем самым ассоциативный эксперимент может служить способом по лучения как лингвистического, так и психологического знания.

Именно потому, что в ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым при шедшим в голову словом или словосочетанием, можно получить очень интересные результаты (15):

(15) СТУДЕНТ (652 человека) — институт 44, вечный 41, студентка 39, бедный 34, заочник 28, весёлый 20, молодой, хороший 18, плохой 16, стипендия 14, экзамен И, абитуриент, мученик, преподаватель 10, вечное ощущение голода, вино, голод, голоден, прекрасные времена, психоз, пять лет отдыха — двадцать минут позора 1.

Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении слова (а также предмета, обозначаемого словом) психологического компонента. Тем самым ассоциативный эксперимент даёт возможность построить семантическую структуру слова. Он служит ценным материалом для изучения психологических эквивалентов того, что в лингвистике называется семантическим полем, и вскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.

(16) ЭКЗАМЕН (626 человек) — трудный 87, сдавать 48, сдать 35, сессия 26, зачёт 21, билет 18, скоро 17, по математике 13, на аттестат зрелости, страх 10, страшный 8, тяжелый 6.

Особенностью ассоциативных реакций на слово является то, что испытуемыемогут быть чувствительны к фонологическому и синтаксическому уровню слова-стимула.

Отметим, что некоторые фонетические ассоциации могут рассматриваться и как смысловые (17). Обычно они даются испытуемыми, которые не желают сотрудничать с экспериментаторами, или в состоянии усталости (например, в конце длительного эксперимента), а также умственно отсталыми испытуемыми.

Некоторые реакции (18), могут быть истолкованы и как смысловые, и как фонетические. Они чаще всего даются испытуемыми в состоянии усталости или умственно отсталыми испытуемыми.

(17) мама — рама, дом — дым, гостькость

Большая часть ассоциаций обусловлена речевыми штампами, клише. При этом ассоциации также отражают различные аспекты родной культуры испытуемого (18) и текстовые реминисценции (19).

Важно отметить, что план вербальных ассоциаций не изоморфен полностью плану предметных отношений. Так, например, в экспериментах 30-х годов Карвоски ( Karwosky ) и Доркуса ( Dorcus ) показано, что цвета ассоциируются иначе, чем слова, их обозначающие (наравне со словами-наименованиями цвета испытуемым предъявлялись карточки разного цвета). Иными словами, в сознании испытуемых сами цвета связаны несколько иначе, чем слова, их обозначающие.

В настоящее время подобный приём известен как методика свободных ассоциаций Кента—Розанова ( G . H . Kent , A . J . Rozanoff ). В ней в качестве раздражителей используется набор из 100 слов. Речевые реакции на эти слова стандартизированы на большом количестве психически здоровых лиц, и определён удельный вес нестандартных речевых реакций (их соотношение со стандартными). Эти данные позволяют определить степень эксцентричности, необычности мышления конкретных испытуемых.

Ассоциативное полеу каждого человека своё и по составу наименований, и по силе связей между ними. Актуализация той или иной связи в ответе не случайна и может зависеть даже от ситуации (20). Несомненно влияние уровня образования человека на устройство его ментального лексикона. Так, ассоциативные эксперименты на материале русского и эстонского языков выявили, что лица с высшим техническим образованием дают чаще парадигматические ассоциации, а с гуманитарным — синтагматические.

(20) друг — Мишка

На характере ассоциаций сказываются и возраст, и географические условия, и профессия человека. По данным А.А. Леонтьева, разные ре акции на один и тот же стимул давал житель Ярославля (21) или Душанбе (22), дирижёр (23), медсестра (24) и строитель (25).

  • кистьрябины
  • кисть — винограда
  • кисть — плавная, кистьмягкая
  • кисть — ампутация
  • кисть — волосяная

Ассоциативный эксперимент ( associative experiment ) является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.

2.1. Процедура ассоциативного эксперимента.Испытуемым предъявляется список слов и говорится, что им необходимо ответить первыми приходящими в голову словами. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Большинство реакций,приводящихся в ассоциативных словарях, получено от студентов университетов и колледжей в возрасте 17-25 лет, для которых язык стимуловявляется родным.

Существует несколько разновидностей ассоциативного эксперимента:

  • Свободный ассоциативный эксперимент. Испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.
  • Направленный ассоциативный эксперимент. Испытуемому предлагается давать ассоциации определённого грамматического или семантического класса (например, подобрать прилагательное к существительному).
  • Цепочечный ассоциативный эксперимент. Испытуемым предлагается реагировать на стимулнесколькими ассоциациями — например, дать в течение 20 секунд 10 реакций.
  • ЛЕС. поле, деревья 11, осень, большой, берёза 7 и т.д.
    В конце каждой статьи даны цифры (6):
  • ЛЕС. 549 +186 + 0 + 119.
  • небо — голубое, машина — едет, курить — плохо
  • стол — стул, отецмать

Носитель языка по реакциямможет достаточно легко восстанавливать стимул(в случае (9) это каникулы).

(9) летние ; лето 10; отдых 6; короткие, скоро, ура 4; безделье,
в Простоквашино, начались, школа

Считается, что парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтагматические — речевые.

Выделяют также родо-видовые отношения (10), реакции, имеющие Ц фонетическое сходство со стимулом (11), клишированные (12) и личные (13):

  • животное — кошка, стол — мебель
  • домтом, мышкакнижка
  • мастер — золотые руки, гостькаменный
  • мужчина — я должен

2.3. Значение результатов ассоциативного эксперимента.Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.

Иногда такого рода данные совпадают с результатами дистрибутивно-статистического анализа текстов, когда исследователи не обращаются к эксперименту, а проводят самостоятельный подсчет словосочетаний (так называемой дистрибуции). Ассоциативный же эксперимент позволяет выяснить, как устроены фрагменты языкового сознания у носителей языка.

В своё время Дж. Диз ( J . Deese ) пытался реконструировать семантический состав слова на основе ассоциативного эксперимента. Матрицы семантических расстоянийвторичных ассоциаций на слово- стимул (т.е. ассоциации на ассоциации) он подвергал процедуре факторного анализа. Выделенные факторы получали содержательную интерпретацию и выступали как семантические составляющие значения. А.А. Леонтьев, комментируя результаты Диза, полагал, что они ясно показывают саму возможность выделить на основе формальной обработки данных ассоциативного эксперимента факторы, которые можно интерпретировать содержательно как семантические компоненты слов. И тем самым ассоциативный эксперимент может служить способом по лучения как лингвистического, так и психологического знания.

Именно потому, что в ходе ассоциативного эксперимента испытуемому предлагается реагировать на то или иное слово первым при шедшим в голову словом или словосочетанием, можно получить очень интересные результаты (15):

(15) СТУДЕНТ (652 человека) — институт 44, вечный 41, студентка 39, бедный 34, заочник 28, весёлый 20, молодой, хороший 18, плохой 16, стипендия 14, экзамен И, абитуриент, мученик, преподаватель 10, вечное ощущение голода, вино, голод, голоден, прекрасные времена, психоз, пять лет отдыха — двадцать минут позора 1.

Ассоциативный эксперимент показывает наличие в значении слова (а также предмета, обозначаемого словом) психологического компонента. Тем самым ассоциативный эксперимент даёт возможность построить семантическую структуру слова. Он служит ценным материалом для изучения психологических эквивалентов того, что в лингвистике называется семантическим полем, и вскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов.

(16) ЭКЗАМЕН (626 человек) — трудный 87, сдавать 48, сдать 35, сессия 26, зачёт 21, билет 18, скоро 17, по математике 13, на аттестат зрелости, страх 10, страшный 8, тяжелый 6.

Особенностью ассоциативных реакций на слово является то, что испытуемыемогут быть чувствительны к фонологическому и синтаксическому уровню слова-стимула.

Отметим, что некоторые фонетические ассоциации могут рассматриваться и как смысловые (17). Обычно они даются испытуемыми, которые не желают сотрудничать с экспериментаторами, или в состоянии усталости (например, в конце длительного эксперимента), а также умственно отсталыми испытуемыми.

Некоторые реакции (18), могут быть истолкованы и как смысловые, и как фонетические. Они чаще всего даются испытуемыми в состоянии усталости или умственно отсталыми испытуемыми.

(17) мама — рама, дом — дым, гостькость

Большая часть ассоциаций обусловлена речевыми штампами, клише. При этом ассоциации также отражают различные аспекты родной культуры испытуемого (18) и текстовые реминисценции (19).

Важно отметить, что план вербальных ассоциаций не изоморфен полностью плану предметных отношений. Так, например, в экспериментах 30-х годов Карвоски ( Karwosky ) и Доркуса ( Dorcus ) показано, что цвета ассоциируются иначе, чем слова, их обозначающие (наравне со словами-наименованиями цвета испытуемым предъявлялись карточки разного цвета). Иными словами, в сознании испытуемых сами цвета связаны несколько иначе, чем слова, их обозначающие.

В настоящее время подобный приём известен как методика свободных ассоциаций Кента—Розанова ( G . H . Kent , A . J . Rozanoff ). В ней в качестве раздражителей используется набор из 100 слов. Речевые реакции на эти слова стандартизированы на большом количестве психически здоровых лиц, и определён удельный вес нестандартных речевых реакций (их соотношение со стандартными). Эти данные позволяют определить степень эксцентричности, необычности мышления конкретных испытуемых.

Ассоциативное полеу каждого человека своё и по составу наименований, и по силе связей между ними. Актуализация той или иной связи в ответе не случайна и может зависеть даже от ситуации (20). Несомненно влияние уровня образования человека на устройство его ментального лексикона. Так, ассоциативные эксперименты на материале русского и эстонского языков выявили, что лица с высшим техническим образованием дают чаще парадигматические ассоциации, а с гуманитарным — синтагматические.

(20) друг — Мишка

На характере ассоциаций сказываются и возраст, и географические условия, и профессия человека. По данным А.А. Леонтьева, разные ре акции на один и тот же стимул давал житель Ярославля (21) или Душанбе (22), дирижёр (23), медсестра (24) и строитель (25).

  • кистьрябины
  • кисть — винограда
  • кисть — плавная, кистьмягкая
  • кисть — ампутация
  • кисть — волосяная

Ассоциативный эксперимент — один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания. Это позволяет использовать ассоциативный эксперимент для выявления и описания аффективных комплексов. В контексте такого понимания ассоциаций все проективные методики могут быть классифицированы как разновидность ассоциативного эксперимента.

История вопроса

Процедура эксперимента

Для массового эксперимента испытуемых собирают в одном помещении, инструктируют и мотивируют их. После этого раздают стимульный материал в виде анкет, содержащих список слов-стимулов. Затем протекает собственно эксперимент, в ходе которого испытуемые в течение 10-15 минут рядом с каждым словом-стимулом анкеты пишут одно слово-реакцию, которое первым пришло в голову испытуемого по прочтении слова-стимула. После этого заполненные испытуемыми анкеты собираются. Обычно каждому испытуемому даётся 100 слов и 7-10 минут на ответы. Нередко экспериментатор диктует стимулы.

Инструкция для испытуемого

Сейчас Вы получите список слов, Вы должны будете последовательно читать слово за словом и писать рядом с каждым словом первое слово, которое придет Вам в голову. При этом Вы должны писать предельно быстро, не раздумывая, быстрота Ваших реакций является обязательным условием работы в эксперименте.

Критерии выбраковки результатов

  1. Если у них отсутствуют реакции более, чем на 25 % стимулов.
  2. Если они содержат в большом количестве слова-реакции не на содержание слова-стимула, а на его форму.

Разновидности

  1. Свободный ассоциативный эксперимент.
  2. Направленный ассоциативный эксперимент.
  3. Цепочечный ассоциативный эксперимент.

Значение результатов

Ассоциативный эксперимент широко известен и активно используется в психолингвистике, психологии, социологии, психиатрии.

См. также

Словари

  • J.Deese. The Structure of associations in language and Thought. Baltimore, 1965.

Литература

    Психолингвистика: Учебник. 2-е изд.- М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. 232 с. ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ), с.129-140.
  • Белянин В.П.Психолингвистика: Учебник. 6-е изд.. — М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2009. — С. 204-212. — (Библиотека студента). — 1000 экз. экз . — ISBN 5-89349-371-0 (Флинта) ISBN 5-89502-421-1 (МПСИ)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Ассоциативный эксперимент" в других словарях:

ассоциативный эксперимент — термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности, который был предложен в начале ХХ в. К. Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен… … Большая психологическая энциклопедия

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Эксперимент, во время которого от испытуемого требуется назвать первое пришедшее в голову слово или выражение в ответ на предъявляемую лексическую единицу. См. также ассоциат … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Ассоциативный Эксперимент — проективный метод, предложенный одновременно К.Г. Юнгом , М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации … Психологический словарь

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, метод исследования сложных речевых реакций, детально разработанный в экспериментальной психологии Траушольдтом (Тгаи scholdt, 1881 г.), Крепелином (Kraepelin), Ашаффенбургом (Aschaffenburg, 1898 г.) и Врешнером… … Большая медицинская энциклопедия

Ассоциативный эксперимент — (лат. associare – присоединять) (Jung С., 1906). Проективная экспериментально психологическая методика, использованная К. Юнгом для раскрытия присущих больному комплексов в связи с выявлением в процессе исследования увеличения латентного периода… … Толковый словарь психиатрических терминов

Ассоциативный эксперимент — (лат. associatio соединение, experimentum проба, опыт) – метод изучения вербальных ответных реакций на слово стимул (разработанный одновременно М.Вертгеймером, Д.Кляйном и К.Юнгом 1906) для выявления бессознательных комплексов. Всякий раз, когда… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ассоциативный эксперимент в этнопсихологии — метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого … Этнопсихологический словарь

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ — метод изучения свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существуют три основные разновидности А.э.: а) направленный А.э. с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Лингвистический ассоциативный эксперимент — Лингвистический ассоциативный эксперимент один из методов психолингвистики. Берет своё начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые… … Википедия

Юнга ассоциативный эксперимент — См. Ассоциативный эксперимент … Толковый словарь психиатрических терминов

Ассоциативный эксперимент — это один из эффективных способов исследования языкового сознания, включая его национально-культурную специфику. Этот метод дает возможность определить ментальные образы мира, присущие представителям соответствующего этноса.

Понятие ассоциативного эксперимента и ассоциации

Большой психологический словарь содержит определение ассоциативного эксперимента как особого метода исследования мотивации. Он рассматривается как прием, который концентрируется на выявлении ассоциаций, сформировавшихся у человека в рамках прошлого опыта.

  • Сходство,
  • Временная последовательность,
  • Контраст.

Первую модель ассоциаций создали только в XVII веке (Декарт, Спиноза, Гоббс). Сам термин впервые предложил Дж. Локк в 1690 году.

Ассоциация в современном понимании — это связь, которая формируется при наличии определенных условий между двумя и более психическими образованиями, включая ощущения, двигательные акты, восприятие и идеи.

Действие этой связи называется актуализацией ассоциаций и состоит в том, что появление одного из членов ассоциации должно регулярно приводить к появлению другого.

Любые образы объекта действительности и любые понятия, которые зафиксировало сознание, обладают собственным ассоциативным аналогом. Образование ассоциации по существу считается процессом, в котором явление начинает приобретать значение сигнала другого явления.

Ассоциативный метод в современной психологии

Современная психология использует в своих методах ассоциации как связи, которые формируются в сознании при порождении воспринимаемым словом (стимулом, раздражителем) системы связей и отношений. Последние отражают образы предметов, явления, понятия, действия.

Готовые работы на аналогичную тему

Павлов рассматривал психофизиологическую основу ассоциации в виде условного рефлекса. Он представляет собой временную нервную связь или универсальное физиологическое явление в мире людей и животных. Наряду с этим, оно же считается психическим. Психологи называют ассоциацией то, что образует соединения из различных действий (букв, слов, впечатлений, мыслей и др.).

Павловым было установлено в ходе экспериментов, что для ассоциаций характерно затормаживание и угасание при отсутствии соответствующей биологической или социальной основы в виде условной рефлекторной связи. В свою очередь Сеченовым были описаны психологические основы ассоциации для рефлекторной теории.

Особенности ассоциативного эксперимента

Авторами ассоциативного эксперимента в психологической науке стали американские психологи Х. Г. Кент и А. Дж. Розанов. Психолингвистические варианты этой методики разработали Дж. Дизе и Ч. Осгуд. В российской науке психолингвистическая методика совершенствовалась и была использована в исследованиях А. Р. Лурии и О. С. Виноградовой.

В рамках общепринятой методики ассоциативного эксперимента для испытуемых лиц должен быть предложен список стимульных слов. Перед ними стоит задача записать слова-реакции, которые первыми приходят в голову. Инструкция звучит так: отвечать первым словом, приходящим в голову. При проведении эксперимента ассоциативная реакция в виде ответа следует немедленно. Испытуемые лица не должны долго думать над ответами, поскольку при появлении отбора нельзя говорить об ассоциативном процессе в общепринятом истории психологии смысле.

Прикладная психолингвистика берет за основу несколько вариантов эксперимента:

  • Свободный ассоциативный эксперимент, когда лицам не должны ставиться никакие ограничения на словесные реакции;
  • Направленный ассоциативный эксперимент, когда лицо должно дать ассоциацию определенного грамматического или семантического класса (например, подбор прилагательного к существительному).
  • Цепочечный эксперимент, когда испытуемый показывает реакцию на стимул путем использования нескольких ассоциаций (например, в течение нескольких секунд нужно дать различные реакции слов или словосочетаний).

Ассоциативное поле — это совокупность ассоциатов на определенное слово-стимул. Оно обладает ядром (наиболее частотными реакциями) и периферией.

Ассоциативное поле подразделяется на индивидуальное и коллективное. Коллективное ассоциативное поле, которое выявляется в рамках свободного ассоциативного эксперимента, представляет собой ассоциативную норму.

Ассоциативное поле по максимуму приближено к отражению соответствующих мыслительных образов и структур. По этой причине вместе с лексическим, грамматическим, словообразовательным, стилистическим значением категорий формируется ассоциативное значение слова, интерпретируемое в лингвистике по-разному.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12.05.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

История возникновения метода

Основоположником ассоциативного эксперимента традиционно считают австрийского психолога Зигмунда Фрейда. На самом же деле его впервые провел англичанин Френсис Гальтон еще в 1879 году. Сделал он это только на себе, записав каждое из 75 различных слов; каждое – на одном листе. Эти слова не были связаны по значению и прочим признакам. Ученый брал по листочку и фиксировал на бумаге мысли, которые ассоциировались у него с тем или иным словом. Предавать огласке результаты исследования он не захотел, а только заявил, что суть мысли в полной мере раскрывается при помощи такого метода.

Фрейд же, будучи новичком в психологии, сначала применял гипноз. Но позднее понял: гипнотизирование пациентов устраняет только симптомы, а не причины неврологических проблем. Причем психоаналитик отметал случайный характер нервных расстройств, полагая, что их причины родом из детского возраста человека.

метод свободных ассоциаций

Описание ассоциативного эксперимента Фрейда

Итак, выслушивая озвучиваемые мысли, психоаналитик записывает их, а затем подвергает детальному анализу. Да, сначала это беспорядочный поток слов. Но при тщательном рассмотрении он дает много значимых сведений.

Интерпретация полученной информации

Согласно точке зрения Фрейда, сознательная часть психики позволяет получить упорядоченные ответы на вопросы. Руководствуясь лишь логикой, человек закрывает доступ к бессознательному. Между тем, реальная проблема человека может быть такой, о которой он даже не подозревал.

Поэтому при психоаналитической работе важно снять ограничения, которые сознание накладывает на бессознательную часть психики. Когда специалист при помощи полученной информации истолкует проблемы клиента, можно подбирать путь их решения.

Критика метода

Хотя ассоциативные эксперименты доказали свою эффективность, многие исследователи по-прежнему критикуют их. Причина – гуманистическая концепция современной психологии. Что же конкретно не устраивает критиков?

Во-вторых, подвергается сомнениям точность результатов. Например, чихание пациента в ходе беседы может иметь физиологический характер, а психолог подумает, что это признак раздражения от какой-либо мысли.

В-третьих, некоторые психологи говорят, что метод свободных ассоциаций Фрейда все-таки неэффективен. По их мнению, применять ассоциативный эксперимент – все равно, что искать черную кошку в темноте. Психологи, разделяющие эту точку зрения, ортодоксальны и не принимают психоанализ вообще.

Читайте также: