Ассоциативная теория мышления кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ассоциативное мышление оперирует образами, возникающими в памяти человека. Одно представление (образ) рождает другое: так формируются ассоциации. Любые образы, представления и ассоциации являются следствие личного опыта и познания человека. Поэтому они у всех разные.

Например, слово осень будет у одних людей ассоциироваться со слякотью, у других с багрянцем золота одетыми лесами, а у третьего с тоской и чувством одиночества.

Что даем нам ассоциативное мышление? Оно направляет мыслительный процесс в правильное русло, так как неправильно сформированные образы могут привести в дальнейшем к психическим недугам.

Моя соседка водит своего сына к психологу на занятия по развитию ассоциативного мышления, чтобы подготовить его к учебе в школе. Ведь не секрет, что современные учебные программы тяжело осилить даже взрослым, не то что детям.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро - пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

ассоциативное мышление

Виды ассоциаций

Ассоциации разнородны. Их можно классифицировать следующим образом:

  • причина — следствие;
  • смежность;
  • подобие;
  • контраст;
  • обобщение;
  • подчинение;
  • соподчинение;
  • дополнение;
  • целое и части.

Смежность можно объяснить следующими образами: компьютер — мышка, еда — холодильник, учебник — школа, тетрадь — ручка и карандаш. Смежность — это близость объектов в пространстве и времени.

Подобие — эти ассоциации вызваны внешней схожестью объектов, хотя назначение может быть совершенно разным. Например: облако — пуховая подушка, груша ассоциируется с лампочкой и наоборот.

Ассоциации по контрасту зависят от личного опыта: холодный — горячий, черный — белый, лед — огонь и т. д.

Обобщение — что это такое? Это когда какой-либо отдельный объект ассоциируется с видом, к которому он принадлежит. Например: береза — это дерево, а отдельный цветок может ассоциироваться с букетом и наоборот.

Ассоциативное подчинение можно продемонстрировать следующими примерами: овощ — огурец или помидор, куст — сирень. Здесь могут быть разные варианты ассоциаций, но всегда конкретные и точные.

Что такое соподчинение одному объекту? Это когда предметы имеют разную форму, но общее назначение. Например: стакан — чашка, стул — скамейка, плоскогубцы — круглогубцы — клещи.

Ассоциативное дополнение: борщ — сметана, пиво — чипсы, салат — майонез. Здесь все работает четко. При воспоминании о борще сразу всплывает в памяти сметана и наоборот.

Целое и части: море — пляж, дом — квартира и подъезд, нога — тело.

Ассоциации также бывают вкусовыми, слуховыми, тактильными, обонятельными и др. На самом деле их бесчисленное множество. Например, аромат цитрусовых и хвои стабильно ассоциируется с Новогодними праздниками.

ассоциативное мышление это

Ассоциативная теория мышления

Наука психология возникла одной из последних: ей всего 100 лет. И ассоциации сыграли одну из основных ролей в познании психической деятельности человека. Например, психическую активность прочно связывали именно с набором накопленных ассоциаций.

Считалось, что психическая деятельность основывается исключительно на ассоциациях и связи прошлого опыта с настоящим.

Эта теория, конечно, не смогла объяснить особенности творческого мышления, которое мало связано с прошлым опытом. тем не менее, внесло большой вклад в развитие психологии как науки познания человеческой души.

Значение ассоциаций в развитии мышления:

  • использование наглядного материала повышает восприимчивость и усвоение учебного материала;
  • обучение чему-либо возможно только через правильные образы и представления;
  • стимулирует сознание: заставляет его анализировать, сравнивать и обобщать.

Благодаря ассоциативному мышлению были созданы подводные лодки (наблюдали за рыбами) и самолеты (наблюдали за полетом птиц). У дельфинов сплагиатили идею эхолокации, а у бабочек и птиц научились раскрашивать ткани для одежды.

Шерсть животных использовали для утепления, у некоторых птиц научились делать жилище, у термитников научились создавать инфраструктуру.

Липучки на одежде и обуви появились не просто так: на этот полезный и удобный способ застежки швейцарского ученого Жоржа де Менстраля вдохновил обычный репейник. Он так активно цеплялся за одежду, что напросился увековечить свою способность в создании липучек. Вообще, наблюдение за жизнью животных и растений многому научило человека.

Развитие ассоциативного мышления:

  • способствует развитию воображения;
  • развивает креативность, генерирует новые идеи;
  • облегчает восприятие;
  • помогает решить сложные задачи;
  • стимулирует развитие мозга;
  • увеличивает объем памяти.

С помощью ассоциативного мышления можно запоминать сложные названия и иностранные слова.

Важно вовремя выявить негативные ассоциации и успокоить ребенка, настроить на позитивный лад.

ассоциативное мышление упражнения

Упражнения на развитие мышления

Чтобы развить ассоциативное мышление, нужно регулярно выполнять упражнения.

Письменное упражнение

Запишите в вертикальный ряд 16 любых букв и к каждой букве допишите слово, которое первым придет в голову. Не нужно что-то специально придумывать, записывайте первое подходящее.

Далее эти 16 слов нужно организовать по парам и выстраивать между ними ассоциативную цепочку. Затем можно находить ассоциации к уже найденным ассоциациям и выстраивать цепочки.

Таким методом пользовались в своих исследованиях бессознательного Юнг и Фрейд. Он помогает проникнуть в глубины психики и изучить самого себя, найти в себе неизведанные ранее потайные места.

С помощью данного метода можно найти решение любой проблемы, потому что именно в подсознании находятся ответы на все вопросы. Важно записывать на лист все ассоциации, которые приходят в голову.

ассоциативное мышление примеры

Нарушение ассоциативного мышления

К чему это приводит в результате? Серьезные нарушения в формировании ассоциаций приводит к патологическому состоянию и является предметом изучения клинических психологов и психиатров. Потому что они являются одним из симптомов нарушения мыслительного процесса:

  • по изменению типа мышления;
  • по динамике мыслительного процесса;
  • по грамматическому построению предложений;
  • по целенаправленности.

Что входит в понятие изменения типа мышления? Этот тип мыслительной деятельности характерен для маниакальных состояний. Наблюдается ускорение мыслительного процесса, скачки идей и т. д. Иной вектор направления мышления — патологическое замедление.

Еще один тип — непредвиденное вторжение неких идей, которые сбивают с мысли. Также встречается полная заторможенность, то есть внезапная остановка мыслительной деятельности на полуслове или полумысли.

Чрезмерная подвижность мыслительной деятельности проявляется в чрезмерной детализации второстепенных подробностей, которые не соответствуют основной теме. Также встречаются отвлекающие ассоциации, которые уводят в оффтоп. Бывает и полная потеря нити разговора: начинали говорить об одном, а закончили совсем о другом.

Грамматическое построение речи демонстрирует правильный процесс мыслительной деятельности. При нарушенном мышлении заметно частое использование речевых стереотипов и клише — это в лучшем случае. В худшем появляются бессвязные звуки, лишенные смысла слова, бессвязное повторение слов и словосочетаний.

В чем выражается нарушение мыслительного процесса по целенаправленности? Иногда человек начинает выражаться настолько витиевато и замысловато на отвлеченную ассоциацию, что его очень трудно понять.

Другой пример — разговор ни о чем, пустое разглагольствование. Разноплановость: человек настолько детально начинает рассматривать вопрос со всех сторон, что в итоге трудно прийти к какому-либо решению вопроса в принципе.

Нарушение логики мыслительного процесса сильно затрудняет взаимопонимание, потому что человек говорит не понятно о чем и для чего. Еще один пример: человек употребляет в разговоре только одному ему понятные символы и знаки. Аутистическое мышление: человек находится в своем собственном мире, понятном только одному ему.

Гигиена мыслительной деятельности — важный аспект социальной адаптации индивидуума в обществе. Чистота и структура мыслительного процесса зависит от правильного воспитания ребенка в детстве.

Если родители заметили нарушения в восприятии мира или реакции ребенка на какие-то события, на помощь всегда придет детский психолог. Лучше своевременно консультироваться у психологов, чем впоследствии лечиться у психиатров.

Умение ассоциировать Это очень важно, когда дело доходит до ученичества. Мы можем знать определенные стимулы и реагировать на них, потому что мы можем связывать события.

Мы чувствуем запах определенного аромата и выделяем слюну, думая, что нас ждет любимое блюдо. Мы уходим от еды, от которой в прошлом опыте нас рвало часами.

Кто-то смотрит на нас определенным образом, и мы делаем вывод, что он злится или тянется к нам. Ассоциативная теория обучения, основа бихевиоризма и эта база многочисленных психологических техник и школ, защищает то, что наша реакция дана таким образом, потому что мы способны связывать явления и ситуации, изучая и приобретая указанную ассоциацию.

Что такое ассоциативная теория?

Эта теория, основанная на вкладе аристотелистов и многих философов, таких как Локк и Юм, будет разработан Дэвидом Хартли и Джоном Стюартом Миллем, который постулировал, что все сознание является следствием комбинации стимулов и элементов, захваченных чувствами. Таким образом, психические процессы непрерывно производятся на основе ряда законов, с которыми мы связываем стимулы окружающей среды.

Проще говоря, ассоциативную теорию можно резюмировать как теорию, которая предполагает, что знание приобретается посредством опыта, связывая ощущения, которые вызывает присутствие и взаимодействие, со стимулами механическим способом и всякий раз, когда серия основные требования, известные как законы ассоциации. По мере добавления новых ассоциаций мышление и поведение становятся все более сложными, и человеческую деятельность можно объяснить на основе изучения связей между явлениями.

Однако эта теория считалась исключительно философской до появления бихевиоризма, который в результате многочисленных экспериментов и эмпирических тестов они закончили тем, что подняли ассоциацию до научной теории.

Законы ассоциации

Ассоциативная теория считает, что, связывая или соотнося различные стимулы или явления, мы следуем ряду универсальные правила, которые навязываются нам от рождения. Основные законы ассоциации следующие, хотя позже они будут пересмотрены и переработаны различными авторами, работавшими от ассоцианизма и бихевиоризма.

1. Закон примыкания

Изначально по закону смежности связаны два события или стимула. когда они происходят очень близко во времени и пространстве. Со временем и систематическим изучением этот закон изменился, чтобы указать на необходимость того, чтобы ментальное представление этих стимулов появлялось в нашем сознании совместно или близко, без необходимости физической близости как таковой.

2. Закон подобия

Для ассоциативной теории когда два стимула активируют похожие мысленные представления или имеют общие характеристики, они с большей вероятностью будут связаны друг с другом на основе этого сходства.

3. Закон контраста

Также будут связаны два стимула если они полностью противоположны, потому что воспринимается наличие контраста в том же стимулирующем качестве.

4. Закон частоты.

Связи между наиболее повторяющимися событиями они, как правило, сохраняются чаще, что усиливает связь между указанными событиями или стимулами.

5. Закон новизны

По закону новизны, чем позже и короче временное расстояние между двумя стимулами, тем сильнее связь между ними.

6. Закон действия

Этот закон был сформулирован Эдвардом Торндайком как основа инструментальной обусловленности (позже переименованной Б. Ф. Скиннером в оперантную обусловленность) для объяснения поведения и поведения.

Согласно указанному закону, ответы субъекта которые поддерживают непрерывные отношения с усилением последствий они будут иметь большую силу с исходным стимулом, вызвавшим указанную реакцию, увеличивая вероятность его повторения. Если за этой реакцией последуют неприятные последствия, связь со стимулом вызовет меньшую частоту реакции (изначально предполагалось, что из-за меньшей ассоциации, но позже это будет исправлено).

Бихевиоризм и связь между раздражителями

Теория ассоциаций в конечном итоге станет одним из основных столпов бихевиоризма, который стремится исследовать человеческое поведение научным путем, исходя из наблюдаемого. Хотя бихевиоризм избегает ментальных процессов в своем исследовании человеческого поведения, поскольку они не наблюдаются напрямую, это течение послужило основой для новых способов интерпретации человеческой психики, появления других школ и парадигм как из его успехов, так и из его ограничений, а также для интеграции части психики человека. их методы и основные убеждения.

Бихевиоризм использует в качестве основы теорию ассоциаций, считая, что воздействие двух смежных стимулов создает связь между ними. Если стимул оказывает воздействие на организм, он вызывает определенный ответ на это раздражение. Если, кроме того, второй стимул появляется в момент или около того момента, когда возникает эффект, этот стимул будет связан с первым, вызывая аналогичный ответ.

На протяжении всей истории бихевиоризма он развивался, развивая различные точки зрения, основанные в основном на теории ассоциаций. Одни из самых известных и наиболее известных - это классическая обусловленность и оперантная обусловленность.

Классическое кондиционирование

Также известен как Павловское кондиционированиеЭта точка зрения предполагает, что организм способен связывать друг с другом различные раздражители. Определенные стимулы способны вызвать у человека прямую реакцию, такую ​​как боль или удовольствие, вызывая у него физиологический ответ.

В соответствии с ассоциативной теорией классическое обусловливание считает, что случайное предъявление двух стимулов вызывает их ассоциацию. Например, присутствие пищи (безусловный стимул, поскольку она вызывает у нас прямую реакцию) вызывает слюноотделение (безусловный ответ).

Если каждый раз, когда нам приносят еду, появляется стимул, который сам по себе не производит такого эффекта, как звон колокольчика, мы в конечном итоге будем считать, что колокольчик сообщает о прибытии еды, и у нас будет выделяться слюна от простого звука этого, с помощью которого мы будем обусловливать нашу реакцию на второй раздражитель (нейтральный раздражитель станет условным). Благодаря этому условию мы узнаем о стимулах и их взаимосвязи.

Оперантного кондиционирования

Классическое кондиционирование можно использовать для объяснения ассоциаций между стимулами, но, хотя стимулы улавливаются пассивно, человеческое поведение по большей части мотивирован последствиями наших действий.

В этом смысле оперантное обусловливание по-прежнему основывается на теории ассоциации, указывающей на то, что индивид учится, связывая свои действия с последствиями своих действий. Выучена реакция на определенную стимуляцию.

Таким образом, как мы действуем, зависит от его последствий. Если действие дает нам положительный стимул или устраняет или избегает отрицательного, наше поведение будет подкрепляться и выполняться чаще, в то время как, если действие определенным образом причиняет ущерб или устраняет награду, мы будем рассматривать эти последствия как наказание, с которым мы стремимся уменьшить частоту своих действий.

Ассоциативное обучение

Теория ассоциаций, особенно из бихевиоризма, очень часто применялась в сфере образования. Это связано с тем, что ассоциация Понимание как таковая - изменение поведения, отношения или мысли, вызванное переживанием определенных переживаний.

Под ассоциативным обучением понимается процесс, с помощью которого субъект может воспринимать отношения между двумя конкретными фактами из наблюдения. Эти отношения могут быть обобщены на похожие стимулы, но в то же время они являются различительными по отношению к другим явлениям. Другими словами, зафиксированная взаимосвязь специфична между двумя событиями и не наблюдается с другими типами стимулов, если только не существуют отношения, подобные исходной ситуации.

В этом процессе обучения испытуемый в основном пассивен, улавливая взаимосвязь между стимулами и их интенсивностью из-за характеристик рассматриваемых событий. Психические процессы имеют мало отношения к реализации ассоциаций, они более важны для процесса восприятия реальности.

Хотя ассоциативное обучение очень полезно в достижении обучения механическому поведениюНедостатком этого типа обучения является то, что полученные знания или навыки не учитывают предыдущий опыт или различные когнитивные процессы, которые могут опосредовать обучение. Субъект получает полностью деконтекстуализированное знание, в котором человек не может связать то, что он узнал сейчас, с предыдущим.

Он усваивается путем повторения, не позволяя испытуемому уточнить то, что он изучает, и придать этому значение как изучаемому содержанию, так и самому процессу обучения. Согласно ассоциативной теории, субъект - это пассивное существо, которое ограничено получением и сохранением внешней стимуляции, поэтому интрапсихические аспекты не принимаются во внимание. например, мотивация или ожиданияНе работает и то, что разные люди могут иметь разные точки зрения или способности в одной и той же ситуации.

Содержание: Содержание: 1 АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. (АССОЦИАНИЗМ) 2 АССОЦИАЦИЯ 3 ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. 4 АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 7 Литература: 8 АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. (АССОЦИАНИЗМ) Происходит от лат. associatio — соединение и греч. psyche — душа + logos — учение.Ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля. Это психологическое направление было ориентировано на строго причинный анализ психики.

Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений).

Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии ассоциативная психология прошла ряд этапов: выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания. классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления. экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

АССОЦИАЦИЯ Мнемический процесс. Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования.

Так были выделены ассоциации: по сходству (красное — пурпурное), по контрасту (большое — маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер — озноб).

Лекция №1 Предмет возрастной психологии. Общие закономерности .

. комплексное использование различных методов исследования может дать объективное представление о психических особенностях человека. Возрастная психология как особенная отрасль психологической науки возникла в конце 19 . Специфика изучения человека в возрастной психологии или в психологии возрастного развития состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по .

Предлагаемая таблица. Надо подобрать к предложенным словам ассоциации и разложить их по типам. сходство контраст Смежность в пространстве или времени Причинно-следственные Луна Головка сыра Солнце Спутник Ночь Спиленное дерево Мост Растущее дерево Звук мотора бензопилы Пила Огонь Красная ткань Вода Летящие искры Спичка Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. Господствовавшая до этого времени ассоциативная психология исходила из того положения, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплексы.

Представители ассоциативной психологии не видели поэтому необходимости в специальном исследовании мышления: они по существу конструировали его из предпосылок своей теории.

Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение — как ассоциация представлений; умозаключение — как ассоциация двух суждений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него. Эта концепция идет от Д. Юма. Еще в конце XIX в. она была господствующей. Первое существеннейшее отличие мыслительного процесса от процесса ассоциативного заключается в том, что течение мыслительного процесса регулируется более или менее адекватно отраженными в сознании связями своего предметного содержания (рис.1); ассоциативный же процесс определяется сплошь и рядом не осознанными связями по смежности в пространстве и во времени между полученными данным субъектом более или менее случайными субъективными впечатлениями (рис.2).

У каждого субъекта они устанавливаются в зависимости от того, в каких соединениях данные впечатления были им восприняты и независимо от того, насколько существенны эти связи для самих предметов.

В ассоциативном процессе связи и отношения, объективно определяющие течение процесса, не осознаются самим субъектом как связи его предметного содержания.

Каждое представление может по ассоциации вызвать любое из представлений, с которыми оно при своем появлении находилось в пространственной или временной смежности, а таких представлений обычно бывает множество. Каждое из могущих быть ассоциативно вызванных представлений в свою очередь является отправной точкой разбегающихся в разные стороны ассоциаций.

Таким образом, основанная на ассоциации связь между исходным представлением и последующим не однозначна: процесс лишен направленности, в нем нет регулирующей его организованности.

Психология 1курс — 2 семестр

. хорошее событие – вызывает хорошую ассоциацию и наоборот. Ассоциации: - по сходству; -по контрасту; -по смежности; Все это был - Философский тип развития психологии. С появлением христианства – обращается .

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности. Это проективный метод. В нем испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. Возникающие при этом ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции.

При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.

Примеры похожих учебных работ

Психофизиология познавательных психических процессов психофизиология мышления

. ошибки, если на них указать. Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются. 1.2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в .

Психология Мышления

. мышления Процесс психологии мышления характеризуется следующими особенностями: 1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи . была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и .

Использование схем и моделей в процессе формирования временных представлений у старших .

. имеющийся уровень развития временных представлений у старших дошкольников. . сдвиги в развитии мышления. Дошкольный возраст - . Категория время появилась в процессе осознания человеком смены событий . окружающей среде в связи с различным положением .

Тема 1. Психология мышления

. ослаблена логическая связь, где ассоциации теряют свое значение: в сновидениях здорового человека и при шизофрении. интуитивное - аналитическое мышление Различаются по трем признакам: временному (время протекания процесса), структурному .

Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии .

. принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и . в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж прово­дится в .

Ассоциация — это психические взаимосвязи, закономерно возникающие в сознании человека.

Физиологическую сущность этого процесса детально изучал выдающийся русский физиолог Иван Сеченов. Он рассматривал ассоциации как кратковременную нервную связь, возникающую на базе условных рефлексов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Понятие, чем отличается от логического

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность высшей нервной деятельности человека, обеспечивающей целостность и эффективность мыслительных процессов. Это своеобразное связующее звено между конкретно-предметным и абстрактным видами мышления.

Ассоциативное мышление — это мыслительный процесс, в основе которого лежит работа с ассоциациями.

Разница между ассоциативным и логическим мышлением:

Виды ассоциаций, какие существуют классификации

Существуют три основных классификации ассоциаций:

  1. По способу образования.
  2. По ряду признаков.
  3. По органам чувств.

Классификация по способу образования:

По ряду признаков:

По органу чувств:

  1. Визуальные — строятся на основе зрения, когда одна картинка вызывает другие визуальные впечатления.
  2. Аудиальные — ведущим чувственным каналом выступает слух. Например, ассоциативные связи между музыкальными произведениями.
  3. Вкусовые — ассоциации образуются по вкусовым ощущениям. Например, у одного человека изысканный вкус ассоциируется со швейцарским сыром, у другого — с устрицами.
  4. Обонятельные — ассоциативные связи выстраиваются между определенными запахами. Например, запах дома может ассоциироваться с запахом бабушкиных пирогов или с ароматом духов любимого человека.
  5. Кинестетические — основаны на ощущениях движения и собственного тела. Например, резкое падение ассоциируется с болью, поднесение руки ко рту — с едой.

Также отдельно выделяют эмоциональные ассоциации. Они связаны с тем, что конкретные предметы и их свойства, явления и события вызывают определенный ассоциативный ряд. Например, черный цвет у многих людей эмоционально ассоциируется с грустью, звериный оскал — со страхом, червяки — с отвращением.

В чем польза, особенности применения

Ассоциативное мышление необходимо всем людям, но особенно оно важно для представителей творческих профессий. Это связано с тем, что выстраивание ассоциативных связей приводит к генерации новых мыслей, а также напрямую влияет на уникальность создаваемого творческого произведения.

Профессии, где необходимо развитое ассоциативное мышление:

  • художники;
  • писатели;
  • музыканты;
  • режиссеры;
  • актеры;
  • маркетологи;
  • ученые.

Благодаря выстраиванию ярких, хорошо запоминающихся ассоциаций маркетологи выстраивают успешную рекламную компанию и увеличивают продажи продукта.

На основе ассоциаций были сделаны многие технические изобретения. Например, наблюдения за птицами привели к ассоциации, что и человек может летать. Одни из первых летательных аппаратов — орнитоптеры — действовали по принципу взмахов птичьих крыльев.

Польза ассоциативного мышления:

  • стимулирование работы мозга;
  • развитие воображения;
  • облегчение восприятия новой информации;
  • улучшение процесса запоминания;
  • образование новых смысловых связей;
  • адаптация к нестандартным ситуациям;
  • улучшение произвольного внимания;
  • генерация новых идей;
  • увеличение продуктивности когнитивных процессов;
  • развитие творческих способностей.

Преимущества ассоциативных методов широко используются в мнемотике — искусственной системе запоминания. Ученые установили закономерность, что новая информация легче запоминается, если ее ассоциативно связать с уже имеющимися в памяти данными. Например, незнакомое иностранное слово можно быстрее выучить, если провести параллель между ним и уже хорошо известным словом.

Нарушения ассоциативного мышления ведут к общему расстройству мыслительной деятельности, ухудшению когнитивных и других психических процессов.

Наиболее часто встречающиеся ассоциативные отклонения:

  1. Ускорение или замедление выстраивания ассоциативных цепочек. В первом случае человек слишком быстро генерирует мысли и принимает решения, что может быть признаком маниакальных состояний. Во втором — скорость мышления сильно замедляется, человек затягивает с принятием решением, снижается работоспособность.
  2. Непродуктивность ассоциаций. Человек погружается в излишние детали, выстраивает второстепенные ассоциативные ряды, что приводит к потере смысла. Разговаривать с такими людьми тяжело, так как они уходят в сторону от основного разговора, не способны сконцентрироваться на существенном.
  3. Грамматические нарушения. Выстраиваемые ассоциации витиеватые, шаблонные или грамматически неправильные. Это ведет к смысловым потерям, сложности восприятия и взаимодействия.

Примеры ассоциативных нарушений в общении:

  1. Аморфность — последующая ассоциация не связана с предыдущей, что вызывает ряд противоречий.
  2. Персеверация — человек все время возвращается к устойчивым ассоциациям, даже если они уже не имеют отношения к разговору.
  3. Витиеватость — собеседник нагромождает одну ассоциацию за другой, что приводит к усложнению и невозможности добраться до конкретики.

Сильные нарушения ассоциативного мышления могут приводить к серьезным психическим расстройствам.

Развитие ассоциативного мышления у человека

Обучение ассоциативному мышлению необходимо начинать с раннего возраста. Затем следует развивать его на протяжении всей жизни. При этом рекомендуется придерживаться следующих принципов:

  1. Регулярность. Необходимо практиковать развитие ассоциативной мыслительной деятельности на постоянной основе. Редкие случайные тренировки не принесут пользы.
  2. Постепенность. Нужно начинать с простых упражнений, постепенно усложняя их содержание. Переход к трудным заданиям необходимо осуществлять в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
  3. Систематичность. Развитие ассоциативного мышления должно происходить системно наряду с формированием других познавательных процессов.

Какие упражнения используются

К настоящему времени психологами и педагогами разработано большое количество упражнений по развитию ассоциативного мышления. Ими можно заниматься индивидуально, в парах или группах. Выполнение многих заданий возможно в самостоятельном режиме, некоторые требуют консультаций и помощи со стороны специалиста.

Ассоциативное мышление: описание, применение и упражнения для развития

Люди обладают способностью во время мыслительного процесса при восприятии какого-нибудь понятия актуализировать непроизвольное появление другого образа. Мысленное построение ассоциаций является важнейшей особенностью человеческого разума.

Что это такое?

В основе ассоциативного мышления лежит связь между понятиями, выраженная словами. В этом случае сознание легко перерабатывает поступающие сведения без применения логического анализа. Восприятие мира, генерация идей и принятие решений неразрывно связаны с ассоциативностью мышления. От внимания, восприятия, памяти и жизненного опыта личности зависит то, хорошо или плохо она развита.

Во время знакомства с новым явлением, предметом, человеком мозг индивидуума начинает усиленно работать. Мгновенно происходит мысленное сравнение с уже знакомыми понятиями, возникают конкретные ассоциации. При следующей встрече случается узнавание с помощью ранее выстроенных ассоциативных связей.

Чем больше ассоциаций пришло на ум, тем легче вспоминать и размышлять. Умение мыслить образно улучшает качество этого процесса.


Как работает ассоциативное мышление? Представим такую ситуацию: впервые увидев воочию северное сияние, человек мысленно сопоставляет его с фейерверками, салютами или разноцветными молниями. Лёгкое потрескивание, сопровождающее это потрясающее зрелище, у него ассоциируется с треском дров в деревенской печке. А тембр голоса нового знакомого напоминает приятный баритон сослуживца, овал лица – соседа, походка – друга детства, имя и отчество совпадают с данными известного писателя.

Ассоциативное мышление наделяет личность рядом преимуществ. С его помощью:

  • стимулируется работа мозга;
  • укрепляется память;
  • улучшается воображение;
  • формируется незаурядная фантазия;
  • увеличивается продуктивность познавательных процессов;
  • облегчается восприятие новой информации;
  • усиливается адаптация к неординарным ситуациям и любым жизненным изменениям;
  • развивается произвольное внимание;
  • облегчается поиск решения нестандартных задач;
  • формируются новые смысловые связи;
  • создаются необычные идеи;
  • проявляются во всей полноте творческие способности.


Виды ассоциаций

С учётом ряда признаков выделяют следующие разновидности ассоциативных связей между предметами:

  • контрастные, противоположные понятия: лёд – пламя;
  • родственные, сходные по смыслу слова: ветеринар – доктор;
  • обобщённые названия: апельсин – цитрусы;
  • подчиняющие себе другие слова: агрегат – винтик;
  • близкие в пространстве и времени, смежные понятия: сало – свинья;
  • представляющие части одного целого предмета: нос – лицо;
  • причинно-следственные связи: ливень – зонт;
  • дополняющие одно из понятий: каша – масло.

В зависимости от способа и условий использования слов вычленяют такие виды ассоциаций:

  • слова, состоящие из одного корня: мрак – мрачный;
  • названия, имеющие фонетическое родство: кочка – почка;
  • тематические ассоциации: повар – ресторан.


Сфера применения

Ассоциативное мышление необходимо для лёгкого усвоения любой новой информации. Оно помогает претворять в жизнь самые невероятные идеи, успешно продвигаться в профессиональной и учебной деятельности. Этот вид мыслительной активности крайне важен для музыкальных занятий, воздействующих на эмоциональную сферу человека. Ассоциации способствуют прекрасному осмыслению и запоминанию музыкальных произведений с меньшей затратой сил и времени.

Ассоциативность мышления необходима людям творческих профессий: художникам, музыкантам, актёрам, писателям. Маркетологи, менеджеры по рекламе с целью привлечения потенциальных клиентов используют при создании и продвижении рекламной продукции интересные, оригинальные, максимально детализированные ассоциации. В таком случае информация легко запоминается. Многочисленные примеры свидетельствуют о важности употребления в рекламе целевых слов-стимулов.



Признаки нарушения

Учёные выявили некоторые закономерности расстройства мыслительной деятельности. Нарушения по форме связаны с отклонением ассоциативного процесса мышления. К нарушениям по содержанию относят патологические суждения в виде навязчивых идей, бреда.

Выделяют несколько разновидностей нарушений такого типа мышления.

  • Изменение темпа мыслительного процесса может быть связано с сильным ускорением, заметно опережающим скорость обработки данных, скачкообразные генерации идей и быстрое принятие решения. Чрезмерное ускорение характерно для маниакальных состояний. В других случаях мышление может сильно затягиваться, и событие долго обдумывается, решение принимается с трудом. Иной раз посторонние мысли непроизвольно вторгаются и препятствуют нормальному мыслительному процессу, сбивают с нужной темы. Ещё может произойти неожиданная остановка мышления, при которой происходит непроизвольный обрыв текущих мыслей.
  • Подвижность и живость процесса мышления может осложняться изобилием ненужных второстепенных подробностей, уточнением мельчайших деталей, которые не являются существенными для раскрытия темы. Использование лишних, отвлекающих ассоциаций препятствует нормальному мыслительному акту. Вязкость мысли приводит к потере сути разговора, утрате его продуктивности.
  • Грамматическое построение текста с употреблением стереотипных речевых оборотов, штампов, шаблонов, готовых клише лишает человека возможности мыслить самостоятельно и выразительно. Ухудшает мыслительный процесс бессвязное повторение слов, словосочетаний, бессмысленных фраз и лишних звуков.
  • Иногда сбой происходит в направленности целей. Человек пускается в пустое многословие, начинает бесцельное разглагольствование. Он может отклоняться от темы, пространно рассуждать на отвлечённую ассоциацию, затем снова возвращаться к исходному постулату.

Некоторые люди простую мысль излагают чересчур витиевато. Порой нарушается логика мышления или используются противоречивые понятия.


Упражнения для развития

Мышление – функция мозга, которая подлежит развитию и тренировке. Систематическое выполнение упражнений улучшает способность мыслить ассоциативно. Дети познают окружающую среду с помощью ассоциативного мышления, которое им необходимо для дальнейшего обучения и восприятия мира. Развивать его необходимо с младенческих лет. Хороший ассоциативный мыслительный процесс даёт толчок к появлению оригинальных образов, необычных идей у детей.

Малыши легко генерируют новые смысловые связи. Развить детское ассоциативно-образное мышление можно поэтапно. Сначала малыша знакомят с предметами и связанными с ними действиями. На следующем этапе приучают его обобщать понятия: платье, брюки, куртка, юбка – одежда; ботинки, кроссовки, сапожки, тапочки – обувь.

Существуют эффективные упражнения. Например, ребёнка сначала расспрашивают про животных: что они делают, чем питаются, как спят и умываются. Потом малышу предлагают перевоплотиться в конкретного зверька. Пусть маленький человечек поползает на четвереньках, попробует пищать, принюхиваться и издавать звуки, характерные для этого животного. Подросший ребёнок должен научиться составлять ассоциативные связи, находить последовательность в словесном ряду, анализировать предметы по признакам.

Негативная реакция на ассоциации может привести малыша к развитию различных комплексов. Например, отрицательные эмоции вызывает ассоциативный ряд: укол – доктор – термометр – прививка. В подобной ситуации надо его настраивать на позитив.

Нужно терпеливо объяснить ребёнку, что пугаться укола не стоит, потому что он помогает человеку избавиться от болезни. Необходимо внимательно прислушиваться к ассоциациям малыша, поддерживать его, успокаивать и внушать ему чувство защищённости.


У взрослых ассоциативные ряды стимулируют активную деятельность мышления. Специальные тренировочные упражнения помогают им лучше запоминать новую информацию.

Такие упражнения помогают разобраться в собственных эмоциях, переживаниях и страхах.


Правила

При выполнении упражнений нужно придерживаться главных правил:

  • ассоциации не должны повторяться, каждое слово используют на протяжении игры один раз;
  • необходимо вести поиск оригинальных ассоциаций, поэтому надо избегать шаблонных слов и поверхностных понятий;
  • во время случившейся заминки нужно медленно произнести вслух предыдущее слово, представить образ и через него попытаться вызвать ассоциации;
  • поиск ассоциаций должен сопровождаться определёнными ощущениями в теле, так как телесная реакция способствует рождению самой интересной ассоциации.

Частота выполнения

Упражняться надо ежедневно. Хороший результат получают при выполнении различных упражнений от 1,5 до 2 часов в сутки. Начинают тренироваться постепенно. Сначала составление ассоциативных рядов может составлять 20 минут в день. Затем время увеличивается.

Советы и рекомендации

Лучше всего в памяти человека закрепляются яркие и необычные события. Они должны затрагивать различные органы чувств. Ассоциации должны вызывать подлинный интерес. Их надо хорошо осмыслить, наделить определёнными деталями: цветом, размером, формой. Чтение разнообразной литературы благоприятно сказывается на ассоциативном мыслительном процессе.

Считается, что у женщин ассоциативный мыслительный процесс происходит быстрее логического мышления. У мужчин больше развит пространственный показатель. Специалисты рекомендуют им применение творческих блокнотов. Существуют готовые печатные издания для творческих людей с заданиями, развивающими ассоциативное мышление.

Читайте также: