Артиллерийская школа при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

В начале XVIII столетия в России появились школы[1], которые активно готовили военных специалистов: Математических и Навигационных наук, Инженерная, Артиллерийская и Госпитальная.

Школа математических и навигацких наук, первое в России артиллерийское, инженерное и морское училище, находилась в ведении Оружейной палаты, которой руководил Фёдор Алексеевич Головин (1650 – 1706), и подчинялась Пушкарскому приказу. Школа располагалась в Сухаревой башне и занимала все строения и земли, к ней относящиеся. Изначально школу возглавлял Яков Вилимович Брюс (1670 – 1735). После смерти Ф. А. Головина школа перешла в ведение Приказа Морского флота, а затем, в 1712г., в ведение Адмиралтейской канцелярии. Главный надзор за школой осуществлял граф Фёдор Матвеевич Апраксин (1661 – 1728).

В 1712 г. школа была расширена, на основании царского указа в ней появились дополнительные инженерные и артиллерийские классы. В том же году часть учеников артиллерийских и инженерных классов школы были переведены в Санкт-Петербург, и на их основе были созданы самостоятельные учреждения — инженерная и артиллерийская школы.

В 1715 г. в Санкт-Петербурге была учреждена Морская Академия на основе навигаторских классов школы, и московская Школа математических и навигацких наук стала подготовительным учебным заведением для Академии.

В 1719 году в Санкт-Петербурге была учрежденаИнженерная рота, куда было предписано перевести учеников из инженерных классов в Сухаревой башне.

Школа математических и навигацких наук постепенно потеряла свою самостоятельность, став подготовительным учебным заведением, и была упразднена в 1753 г. На правопреемство со школой претендовали многочисленные военные учебные заведения, образованные позже.

Инженерные школы

В 1733 г. в собственность Инженерного корпуса перешли строения на Санкт-Петербургском острове, принадлежавшие президенту Военной коллегии графу Бурхарду-Кристофу (Христофору Антоновичу) Миниху (1683 – 1767). Сюда же, в Инженерный дом, в 1734 г. была переведена с Московской стороны Инженерная школа. В 1735 г. сюда же была переведена Фортификационная контора.

В царствование императрицы Анны Иоанновны (1730 - 1740) перед правительством встал вопрос о преобразовании Инженерной школы в воспитательное учреждение, поскольку было позволено небогатым дворянам привозить в школу малолетних детей в возрасте от восьми лет. Такие ученики нуждались в воспитании, надзоре и обучении, соответствующем их возрасту. Для простоты осуществления надзора над учениками начальство предпочитало устраивать их на жительство в Инженерном доме, а не на вольнонаёмных квартирах, и назначало капралов из благонадёжных старших школьников для наблюдения за младшими. День в Инженерном доме начинался в пять утра, а в девять вечера дежурный капрал обходил дом и смотрел, чтобы везде был потушен свет. Занятия в школе проводились от шести утра до полудня кондукторами, офицерами инженерного корпуса. Назначенный учитель, по сути, был занят управлением школой и Инженерным домом. Увольнение из школы было возможно только по субботам после полудня. Однако, квартиры в Инженерном доме имели самые разные служащие Инженерного корпуса, состав проживающих в нём был довольно пёстрый. Также не были выделены суммы и не утверждён порядок отправления самых естественных бытовых нужд для поступавших малолетних учеников, таких как, к примеру, стол и постель. В целом, положение школьников напоминало положение нижних военных чинов - они обязаны были нести караул и, в случае провинности, подвергались военному суду. В случае отпуска домой, ученикам предписывалось вернуться в школу вовремя, инженерных наук не забывать и, будучи в отпуске, не жениться. По последнему пункту начальство требовало предъявить подтверждение, ослушание предполагало три года каторжных работ.

По достижении 12-16 лет школьники должны были пройти экзамен в присутствии члена Военной коллегии. В случае явного провала и недостойного поведения существовала угроза передачи шестнадцатилетнего ученика в ведение Адмиралтейской коллегии для определения в матросы, что, однако, ни разу исполнено не было.

В 1741 г. обер-директором над фортификациями был назначен принц Людвиг Иоганн Вильгельм Груно Гессен-Гомбургский (1705 – 1745). С его управлением связано увеличение числа учащихся в Инженерной школе в Санкт-Петербурге до 90 человек и основание в 1742 г. Инженерной школы в Москве на 60 человек. Меры по увеличению количества учащихся были связаны с необходимостью обязательного обучения дворянских недорослей, о чём были неоднократные строгие указы правительства Военной коллегии.

В 1744 г. по распоряжению петербургской конторы от Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации, временно переехавшей в Москву, в Инженерную школу были закуплены учебные пособия по арифметике и механике - сочинения Крафта в переводе Ададурова. Также в конторе и в самой школе были переведены иностранные сочинения, купленные генерал-лейтенантом от фортификации бароном Иоганном Людвигом Люберасом (1687 – 1752). Это были книги по фортификации, математике, архитектуре военной и гражданской, мостостроению, строительству дорог и ландшафтному дизайну. В школе было введено преподавание дополнительных предметов, к примеру, механики.

С 1756 г. Инженерная школа поступила под особое ведение генерал-аншефа инженера Авраама Петровича Ганнибала (1696 – 1781), который произвёл важное нововведение в практике образования учеников - школа получила учебный полигон на Выборгской стороне.

Артиллерийские школы

Одновременно с инженерными школами в начале XVIII в. возникли школы артиллерийские. При бомбардирской роте лейб-гвардииПреображенского полка существовала ротная школа, в которой новобранцам преподавали теоретические основы артиллерийского дела. Сама бомбардирская рота существовала с 1695 г. Царь, в качестве командира роты, лично следил за обучением бомбардиров. В школе преподавали арифметику, геометрию, начала тригонометрии, фортификацию и артиллерию. Теоретический курс сопровождался практическими занятиями. Успешно закончившие школу ученики получали звание бомбардира и служили в гвардейской и полевой артиллерии.

В 1712 г. был дан Высочайший указ Сенату набрать 20 дворян и отдать их в обучение генерал-майору от артиллерии Ивану Яковлевичу Гинтеру (1670 – 1729). И. Я. Гинтер возглавил сформировавшийся Артиллерийский полк и школу при нём. В школе обучали арифметике, геометрии, началам тригонометрии, фортификации (полевые укрепления, атака крепостей) и артиллерии (построение масштабов, вычерчивание лафетов и орудий, приготовление пороха и правила стрельбы). Теоретический курс наук подтверждали практическими занятиями. Успешно закончившие курс школы получали звание бомбардира, могли служить в гвардейской и полевой артиллерии и, при наличии вакансии, стать офицерами. В 1728 г. Гинтер был утверждён в звании генерал-фельдцейхмейстера русской армии, ранее сменив на этом посту Я. В. Брюса.

В объединённой школе выдавали обмундирование и оружие, в избранных случаях позволяли пользоваться казёнными квартирами. Форма в Артиллерийской Чертёжной школе была похожа на одежду учеников школы Инженерной - кафтаны, камзолы и штаны шили из красного сукна. Под обучением военным экзерцициям в школе понимали обучение выправке, маршировке, ружейным приёмам. Ученики старшей Чёртёжной школы имели практические занятия и могли стрелять из ружей и пушек. Занятия проводили в летнее время. Выпуски из школы производили в тех случаях, когда в армии требовались артиллерийские унтер-офицеры. Выпускники предъявляли свои чертежи и рисунки Канцелярии и лично генерал-фельдцейхмейстеру. Успешных учеников школы ценили не меньше, чем кадет Шляхетного Корпуса.

Соединённая Артиллерийская и Инженерная школа

В 1756 г. генерал-фельдцейхмейстером и главным начальником над Инженерной школой был назначен граф Пётр Иванович Шувалов (1711 – 1762). Граф нашёл состояние обоих ведомств плачевным и начал свою деятельность по пути их преобразования с улучшения работы школ для подготовки артиллеристов и инженеров. В 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школа были соединены в одно учебное заведение, и это было первым шагом к преобразованию школы в кадетский корпус.

Начальником над Соединённой школой был утверждён инженер-капитан Михаил Иванович Мордвинов (1730 - 1782; выпускник Сухопутного Шляхетного Кадетского корпуса в 1747 г.; директор АИШКК, генерал-инженер, генерал-майор). Будучи ранее директором Инженерной школы, М. И. Мордвинов ввёл в программу обучения преподавание немецкого языка и, вместе со своими помощниками, составил математические и фортификационные учебники. В Соединённую школу по распоряжению директора стали выписывать русские и иностранные газеты, была устроена библиотека, музей, лазарет. Из инженерной чертёжной каморы в школу были переданы модели, было увеличено количество часов для изучения военных наук. Для успешного пополнения школы учебными пособиями была заведена типография.

Военные школы, созданные по указам Петра I, легли в основу научного образования русских артиллеристов, военных моряков, инженеров и других военных специалистов. Обучение в школах было кратким, от двух до четырёх лет. В школах не предполагали глубокого и разностороннего образования для молодых дворян для их службы в офицерских должностях. Поступая унтер-офицерами и кондукторами в воинские части, выпускники совершенствовали свои практические знания и навыки и занимали офицерские должности по мере их освобождения. Школы не предполагали давать своим ученикам должное воспитание в духе следования военным традициям, не было в школах соответствующего дворянским юношам гуманитарного образования. Количество выпускников школ не соответствовало потребностям армии в офицерских кадрах. У правительства возникла необходимость в создании военно-учебных заведений закрытого типа с более длительным обучением - кадетских корпусов.

27 апреля 1759 г. граф П. И. Шувалов представил свой подробный проект об учреждении корпуса для артиллерии и инженерства императрице Елизавете Петровне. Государыня одобрила усиление денежных средств на содержание Соединённой Артиллерийской и Инженерной школы, осуществление другого замысла графа Шувалова отложила кончина императрицы в 1761 г.

В кратковременное царствование императора Петра III возник проект об объединении всех военно-учебных заведений в единый корпус. Авторы проекта предполагали соединить существующие к тому времени Сухопутный и Морской Кадетские корпуса и Соединённую Артиллерийскую и Инженерную школу, чтобы воспитанники этих заведений могли в равной степени пользоваться милостью монарха и имели одинаковое воспитание и образ мыслей. Руководство корпусом предполагалось доверить генерал-поручику Ивану Ивановичу Шувалову (1727 – 1797), главному директору Сухопутного Шляхетного Корпуса. В соединённом корпусе намеревались содержать 920 кадет, разделённых на 8 рот, с кавалерийским при них эскадроном. На содержание корпуса должно было отпускаться около 170 тысяч рублей. Пришедшая к власти императрица Екатерина II вернулась к тому порядку, в котором военно-учебные заведения находились в царствование Елизаветы Петровны.

Учрежденные Петром I школы не давали вполне подготовленные кадры — ни в общеобразовательном, ни в артиллерийском отношениях. Да и закончивших школы, как уже отмечалось, было крайне мало. Вследствие этого, как при Петре, так и позднее, практиковалось направление молодых людей за границу — для обучения. А до получения своих собственных хороших артиллеристов или вообще образованных людей широко практиковалось привлечение иноземцев. Эти иностранцы пользовались большими привилегиями, по сравнению с русскими, а поэтому были мало заинтересованы в развитии наук в России. Но среди них один — Миних, давно сроднившийся с русским народом и осознавший все неудобство и обидность сложившегося положения дел для русских – добился от императрицы Анны Иоанновны уравнения в положении (и в отношении вознаграждения) pyccких офицеров с иностранными, а также учреждения кадетского корпуса для соответствующей подготовки молодых людей.


Интересно отметить еще некоторые соображения Миниха о пользе и необходимости учреждения в России нового учебного заведения.

Практиковавшиеся командирования для обучения за границу не всегда приносили желаемый результат. Молодые люди должны были покидать своих родителей, тратить много денег, причем многие из командированных, не имея над собой в чужих краях надзора, возвращались такими же неучами, как и уезжали.

Но Шляхетский корпус нельзя рассматривать как полноценную артиллерийскую школу. И артиллерийское образование по-прежнему сосредоточивалось в артиллерийских школах — Петербургской и Московской. Последняя, впрочем, существовала недолго.

Петербургская Артиллерийская школа помещалась на Литейном проспекте, близ Литейного дома. Занятия в школе начинались в 6 часов утра и продолжались до 12 часов. После двухчасового перерыва на обед занятия велись с 14 до 17 часов. Обучение велось, главным образом, путем зазубривания в суровой обстановке — под угрозой порки.

Понятно, что обучение в школе не давало надежных результатов, не развивало любви к наукe. Одиннадцатичасовое беспрерывное занятие угнетало учеников.

В 40-х годах XVIII в. были введены экзамены для молодых людей, достигших 16-летнего возраста — в том числе и для учеников Артиллерийской школы. Экзамен производился в присутствии члена военной коллегии, в правилах православной веры, арифметике и геометрии. В случае неуспехов в этих предметах из школы выписывались без выслуги в матросы — потому, что "от человека, который в обучении таких безтрудных и ему весьма потребных нayк, никакого радения не показал", нельзя было ожидать пользы (Артиллерийский журнал. С. 626.).

Артиллерийская школа была то соединяема, то разделяема с инженерной школой. В 1733 г. они были разделены, и в Артиллерийскую был назначен учителем Михайло Борисов — которому вменено в обязанность обучать учеников apифметике, геометрии и тригонометрии, иметь за ними надзор и заботиться о довольствии их пищей и одеждой. Для обучения рисованию был назначен из Арсенала мастер резного дела, а для обучения пушечной экзерциции (артиллерийскому делу) из войсковых частей назначались офицеры и унтер-офицеры.

Окончившие обучение выпускались унтер-офицерами в полевую и гарнизонную артиллерию, мастеровыми в арсеналы и пороховщиками на пороховые заводы.

С назначением в 1736 г. начальником (директором) артиллерии капитана Гинтера, школа претерпела существенные организационные изменения. Были образованы два отделения: первое составляло чертежную школу, разделенную на три клacca; второе — apифмeтичecкyю и других нayк школу, тaкже разделенную на три клacca — геометрической, арифметической и словесной науки.

Ученики носили особую форму, которую были обязаны строго соблюдать. На улицах ученики были обязаны вести себя пристойно и отдавать честь не только офицерам, но и всем знатным кавалерам и дамам.

Специальных книг и руководств по артиллерии не было, кроме книг, привезенных Петром I из заграницы.

Из истории артиллерийского образования в России. Ч. 2

Униформа чинов Артиллерийского и инженерного кадетского корпуса, 1760-е годы

Чрезвычайно интересна записка артиллерии майора Михаила Васильевича Данилова, написанная в 1771 г. и изданная в Москве в 1842 г. Она характеризует жизнь, быт и характер обучения в артиллерийских школах.


Kuznetsov S.G. Сolonel, Department of management of daily activities of missile forces and artillery Mihailovskaya military artillery academy, Candidate of Military Sciences, 195009, Russia St. Petersburg, Komsomola st. 22.

Polkovnicov D. A. Lieutenant-colonel, post-graduate military student Department of management of daily activities of missile forces and artillery Mihailovskaya military artillery academy, 195009, Russia St. Petersburg, Komsomola st. 22.

The questions of history of formation and development of training of military personnel for artillery are considered – artillery education in Russia.

Система военного артиллерийского образования, в настоящее время, представляет собой отлаженный и эффективно работающий механизм, осуществляющая подготовку высококвалифицированных артиллерийских кадров.

Тем не менее, для обучения и воспитания современных офицерских кадров чрезвычайно важна опора на знание истории и применение опыта развития военного дела и военного образования. Весьма показательным в этом плане является история становления и развития системы подготовки военных кадров для артиллерии – артиллерийского образования в России.

В качестве первоначального этапа зарождения и становления артиллерийского образования можно выделить период с XIV века по XVIII век. Это определяется тем, что именно в XIV веке начинается новая эпоха в развитии артиллерии – эпоха огнестрельной артиллерии и, соответственно, возникает потребность в подготовке артиллеристов.

На протяжении IX-XV веков наиболее распространенным видом боевых действий являлась осада и оборона крепостей, которая в свою очередь была немыслима без наличия различных стенобитных и метательных машин. Именно это вооружение коллективного пользования и являлось прообразом современной артиллерии. Надо отметить, что на вооружении Русского воинства, на тот момент находились самые передовые, по тому времени образцы.

Метательные орудия являлись оружием крепостей. Поэтому и личный состав для их обслуживания назначался из числа жителей этого же города или воинов крепости.

Как системы артиллерийского образования, в частности, так и военного образования в целом, в это время не существовало. Руководство обучением личного состава по использованию боевых машин вверялось мастерам их изготовившим и осуществлялось либо в перерывы между боями, либо в период подготовки к походу.

Именно наличие на Руси развитой осадной техники, собственных мастеров по ее изготовлению, а так же существование практики обучения личного состава действию у машин свидетельствовало об особом месте, которое занимал прототип современной артиллерии в общей системе древнерусского вооружения.

Наиболее важным событием, сыгравшим важную роль в развитии артиллерийского образования явилось появление в XIV веке огнестрельного оружия. С появлением этого грозного, на тот момент, вида оружия в русском войске возникла необходимость подготовки специалистов для его применения и обслуживания.

Гром выстрелов в августе 1382 г. первых орудий, установленных на башнях Московского Кремля и направленных против атакующих орд хана Тохтамыша, возвестил о рождении грозного и могучего рода войск [1].

По свидетельствам иностранцев, обучение русских пушкарей проводилось на достаточно высоком уровне, стреляли они на удивление метко. Трех выстрелов орудий им вполне хватало, чтобы срубы были полностью разрушены. Поэтому восхищение и зависть приглашенных на стрельбы гостей русского царя были вполне обычным явлением.

Профессиональные навыки и искусство стрельбы из орудий неуклонно возрастали. При этом искусство пушкарей основывалось на соответствующем уровне культуры России, достигнутом в конце XV – первой половине XVI в.

В это время, в России, зарождается артиллерийская наука как комплекс представлении и понятий о материальной части артиллерии, ее боевом применении, о баллистике, технологии производства орудий и снарядов. Обучение пушкарей осуществлялось теперь на научной базе.

С целью создания единого общегосударственного подхода к подготовке артиллерийских военных кадров в XVII в. появляются первые военные книги:

Россияне не считали унижением национального достоинства, для пользы дела, обращаться за помощью к иностранному опыту. Военные реформы Петра I в конце XVII – начале XVIII века во многом были успешными благодаря умелому использованию достижений европейской военной науки. Именно за рубежом великий реформатор подготовил для российского Отечества первого генерал-фельдцейхмейстера царевича Александра Арчиловича Имеретинского, там же черпали знания первые бомбардиры его Преображенского полка.

В ходе военных реформ с помощью своих ближайших соратников Петр I реорганизовал артиллерию, которая стала самостоятельным родом войск, достигнув небывалой мощи. Развитие артиллерийского образования можно назвать одним из первых шагов на этом пути. В стране постепенно была сформирована сеть артиллерийских школ, обладавшая признаками стройной, целостной системы, в том числе системы взглядов на вопросы военного образования. Курс обучения в этих учебных заведениях охватывал все артиллерийские специальности. Школы, как правило, включали и высшие, и начальные ступени артиллерийского образования, рассчитанные соответственно на детей дворян и представителей низших сословий.

Первыми артиллерийские школы были учреждены в 1698 г. при Преображенском полку и Пушкарском приказе. В этих школах изучали арифметику, геометрию, фортификацию и артиллерию.

В 1701 г., по указу Петра I, в Москве была открыта первая специальная артиллерийская инженерная школа, положившая начало будущим техническим училищам [2].

В 1721 г. при Санкт-Петербургском лабораторном доме была учреждена новая артиллерийская школа, в которой обучали артиллеристов, уже овладевших своей специальностью. Открытие данной школы открывало перспективу для развития высшего артиллерийского образования.

Смерть Петра I приостановила развитие артиллерийских учебных заведений России, а многие школы, вскоре, и вовсе были закрыты.

Кадетский корпус являлся учебным заведением закрытого типа, обучение в котором продолжалось четыре года. В корпусе царила строгая дисциплина. Специализация воспитанников осуществлялась в старшем классе.

При Екатерине II программы обучения в кадетском корпусе были составлены так, что в них стали преобладать общеобразовательные дисциплины в ущерб военным.

Тем не менее, опыт Шляхетского кадетского корпуса в подготовке военных кадров оказался очень актуальным для организации артиллерийского образования, которое переживало в середине XVIII в. период глубокого застоя.

В 1758 г. генерал-фельдцейхмейстер П. И. Шувалов объединяет Петербургскую артиллерийскую школу с инженерной [2]. Учебно-воспитательный процесс в новом учебном заведении существенно отличался от прежнего. П. И. Шувалов поднял роль математического образования. Артиллерию преподавал лучший учитель школы И. А. Вельяшев-Волынцев, который стал одним из ведущих педагогов системы артиллерийского образования России второй половины XVIII в.

25 октября 1762 г. Екатерина II утвердила устав нового учебного заведения, которое стало официально называться Артиллерийским и инженерным шляхетским кадетским корпусом.

В Артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе воспитанники обучались русскому, французскому и немецкому языкам, истории, географии, механике, химии, физике, арифметике и основам алгебры, начальной и высшей геометрии, тригонометрии, военной экзерциции, танцам, фехтованию, верховой езде, артиллерии, фортификации, фейерверочному искусству, рисованию и черчению. Изучению иностранных языков уделялось много внимания, поскольку учебная литература, которой пользовались кадеты, была преимущественно зарубежных авторов.

В 1800 г. шляхетский кадетский корпус был переименован во 2-й кадетский корпус [2]. Специальные строевые и практические артиллерийские занятия были прекращены. Выпуск в артиллерию теперь производился из всех кадетских корпусов. Их выпускники имели только теоретическую подготовку. Со своим оружием они знакомились лишь после производства в офицеры.

Когда русская артиллерия, овеянная славой в борьбе с наполеоновской армией, вернулась в Россию, она оказалась перед угрозой деградации. Медленно угасавшая система артиллерийского образования едва справлялась с простым воспроизводством специалистов артиллерии. Заполнить новые вакантные должности подготовленными кадрами, опираясь на старую систему артиллерийского образования, не представлялось возможным. Опасность отставания в развитии русской артиллерии требовала существенных и срочных преобразований в подготовке офицеров, в организации исследований в области артиллерийской науки. Остро встал вопрос о кадрах педагогов, способных квалифицированно обучать и воспитывать достойную смену героям сражении Отечественной войны 1812 г. Существующая система артиллерийского образования была не в состоянии остановить надвигавшийся кризис важнейшего рода войск.

Начало XIX в. явилось для России временем переосмысления путей развития. Военное артиллерийское образование нуждалось в модернизации, необходимы были качественные перемены.

Артиллерийское училище организационно включало в себя высшее офицерское отделение с двухгодичным сроком обучения и нижнее, трехгодичное юнкерское отделение.

Основной контингент поступающих первоначально состоял из юнкеров и фейерверкеров учебных рот гвардейской артиллерии, юнкеров и фейерверкеров из армии, заручившихся представлением начальников артиллерийский частей. Дворянское происхождение являлось обязательным требованием для всех поступающих. Однако на практике длительное время его строго не придерживались. Окончательное решение о приеме в училище являлось прерогативой генерал-фельдцейхмейстера.

25 ноября 1820 г. училище официально вошло в число действующих военно-учебных заведений России. Однако, из-за нехватки педагогических кадров в области артиллерийских наук акцент в подготовке офицеров — артиллеристов был сделан на общеобразовательные науки в надежде, что, опираясь на них, выпускники училищ сумеют затем подняться до высот артиллерийской науки самостоятельно.

В 1834 г. происходит разделение учебной артиллерийской бригады и училища. Существенно изменяется программа подготовки артиллеристов. Она теперь, ориентируется на военные и специальные дисциплины. Общеобразовательные науки начинают терять былое значение. А следовательно, и потеряли смысл принятые в прошлом меры, направленные на повышение общеобразовательного уровня юнкеров. Фактически начинается отделение офицерских классов от юнкерских, завершившееся в 1855 г.

Нововведения 50-х годов окончательно подготовили реорганизацию училища и всего артиллерийского образования в целом. На базе офицерских классов артиллерийского училища, по указу императора от 30 августа 1855 г., создается Михайловская артиллерийская академия, которая стала осуществлять научное, организационное и ме­тодическое руководство всей системой подготовки артиллерийских специалистов (офицеров, техников, фейерверкеров).

Начальнику Михайловской артиллерийской академии и артиллерийских училищ были присвоены права вице-директора Главного артиллерийского управления. К 1917 году начальнику ака­демии подчинялись начальники Михайловского, Константиновского, Сергиевского, Николаевского артиллерийских и Технического учи­лищ, артиллерийской офицерской школы. Такая организация управле­ния артиллерийскими военно-учебными заведениями позволяла коор­динировать их деятельность, в первую очередь по учебной части. Все программы обучения разрабатывались в академии, что обеспечи­вало их преемственность, дифференциацию по уровням и задачам об­разования, учет как последних достижений науки и техники, так и требований войсковой практики. Этому же способствовала практика комплектования преподавательского состава училищ выпускниками академии.

Шло время. Артиллерия развивалась и занимала все более прочные позиции на полях сражений. 28 декабря 1862 года, исходя из высочайшего повеления императора Александра II, приказом военного министра в России было образовано Главное артиллерийское управление. С его образованием в истории отечественной артиллерии начался качественно новый этап, ознаменованный коренными преобразованиями во всех ее отраслях.

Необходимо отметить, что в целом, сложившаяся сеть военно-учебных заведений обеспечи­вала подготовку для армии артиллерийских офицерских кадров со средним и высшим специальным образованием, их переподготовку и повышение квалификации, а также подготовку техников и рабочих для артиллерийского ведомства. Она имела строгую логическую последовательность и единообразие в основных ее звеньях, которая позволяла на выходе получить не просто специалиста, а гармонично развитую личность, способную решать стоящие пред ней задачи. По своему педагогическому потенциалу и уровню подготовки выпускников она занимала одно из ведущих мест в мире.

Этот факт подтверждается и тем, что система артиллерийского военного образо­вания практически осталась неизменной до Октябрьской революции 1917 года, не считая процессов совершенствования организации и содержания учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, анализ исторического опыта развития системы артиллерийского военного образования в России до 1917 года позволяет сделать следующие выводы:

подготовка артиллерийских офицерских кадров в России всегда находилось в ведении высших органов государственной власти;

система военного образования существовала отдельно от системы образования России, но, в тоже время, обе системы взаимно влияли на развитие содержания, форм, методов и организации обучения и воспитания;

перед военно-учебными заведениями ставилась задача морального, нравственного, эстетического, духовного и патриотического воспитания, подготовки преданных Отечеству офицеров, обладающих необходимыми для военной или гражданской службы общими и специальными знаниями и умениями [3].

Сухарева башня

Школа математических и навигацких наук (школа Пушкарского приказа [1] ) — первое в России артиллерийское [1] , инженерное [1] и морское училище, историческая предтеча и предшественник всей современной системы инженерно-технического образования России, основано в Москве 14 ( 25 ) января 1701 года [2] :1-2 по указу Петра Первого для подготовки артиллеристов, инженеров и моряков армии и флота. Просуществовала до 1753 года [2] :2 .

Читайте также: