Артикуляционное отличие гласных звуков от согласных кратко

Обновлено: 08.07.2024

В зависимости от акустических, артикуляционных и функциональных признаков все звуки русского языка подразделяются на гласные и согласные.

Акустическое отличие гласные звуков от согласных определяется соотношением голоса (тона) и шума при их образовании.

Гласные звуки состоят преимущественно из голоса, потому что при их произнесении голосовые связки максимально напрягаются и вибрируют, создавая периодические колебания. При образовании согласных обязательно возникает шум в результате непериодических колебаний звучащего тела.

Артикуляционные отличия звуков речи, прежде всего, определяются наличием или отсутствием преграды на пути воздушной струи. При образовании согласных воздушная струя встречает на своем пути преграду в ротовой полости в виде сомкнутых или приближенных друг к другу органов. Поэтому для образования согласного звука необходима сильная воздушная струя, способная разрушить существующую преграду. В результате ее преодоления возникают непериодические колебания - шум.

4. сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Слогообразующие

Между гласными и согласными существуют функциональные отличия, связанные с разным участием в образовании слога: гласные являются вершиной слога (слогообразующими), а согласные чаще лишь примыкают к ним, самостоятельно не образуют слога.

Артикуляционные различия гласных и согласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

· участием губ в его образовании;

· степенью подъёма языка;

· горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные). Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Классификации гласных звуков:

а) по участию губ (лабиализованные и нелабиализованные)

б) по положению языка (гласные нижнего, среднего, верхнего подъема, переднего, среднего и заднего ряда)

По степени подъема языка различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] , при образовании которых язык занимает крайнее верхнее положение ; гласные среднего подъема [э], [о] , при образовании которых язык почти не сдвигается с исходной позиции , и гласный нижнего подъема [а] , при образовании которого язык и нижняя челюсть занимают крайне нижнее положение.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад выделяют гласные переднего ряда [и], [э], при образовании которых язык выдвигается вперед, приподнимается его передняя часть ; гласные среднего ряда [ы], [а], при образовании которых язык незначительно подается вперед, приподнимается средней частью при образовании [ы], либо лежит плоско при образовании [а] ; гласные заднего ряда - [о] и [у] – образуются путем приподнимания задней части языка к заднему нёбу.

в) по напряженности (напряженные, или закрытые, и ненапряженные, или открытые)

1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.

г) по положению нёбной занавески (носовые и чистые)

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

ротовые – все остальные.

д) по количеству (долгие и краткие; полного образования и редуцированные)

Важным с акустической точки зрения является различение гласных по их длительности .В одних языках долгота или краткость звука зависит от ряда фонетических причин: от положения в слоге, влияния соседних звуков, уда­рения и т. д. В этом случае долгота или краткость не являет­ся постоянным признаком, присущим данным звукам, так как один и тот же звук может быть то долгим, то кратким. Такое положение, например, в русском языке (ср.: мама! и ма: ма!). Иное положение в языках, где долгие и краткие гласные про­тивопоставлены друг другу, могут использоваться для разли­чения слов (ср.: английские rich [ritj] — богатый и reach [ri: tj]— достигать, sit [sit] — сидеть и seat [si: t] — место и т. д.). В некоторых языках имеется не две, а три ступени противопоставления гласных по длительности. Так, в эстон­ском языке различаются гласные краткие (например, sada — сто, puri — парус), долгие (ср.: saada — пришли, puuri — клетки) и сверхдолгие (saada — получить, puuri — в клетку). Количество гласного обычно бывает связано с какими-то Другими его признаками. Например, в немецком языке долгие гласные обычно закрытые, а краткие — открытые (см. приме­ры выше).

Различение по долготе в некоторых языках, например эс­тонском, может быть свойственно и согласным, что опять-таки показывает относительность противопоставления гласных и со­гласных

Качественные отличия - это отличия в тембре. Отличия количественные заключаются в том, что безударные гласные обычно короче ударных и про износятся с меньшей силой. В связи с этим ударные гласные называют гласными п о л н о г о о б р а з ов а н и я, безударные - р е д у ц и р о в а н н ы м и гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положением в слоге. А. А. Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах силу ударных и безударных слогов. Сила ударного гласного соответствует 3 единицам, гласного первого предударного слога 2, других безударных слогов - 1: беспорядок [б’иЭспаър’адък] 1-2-3-1; переподготовка [п’иЭр’иЭпъдгаътофкъ)] - 1-1-1-2-3-1 ; вынужденный [вынужд’иэныъj] - 3-1-1-1.

Сила безударного гласного зависит также от следующих условий. Неприкрытый слог равен первому предударному: атаковать [aътъкaъвaт’] - 2-1-2-3; наоборот [нъаъбаърот] - 1-2-2-3; аист [аиЭст] - 3-2. Сила заударного конечного открытого слога колеблется, она может равняться 1 и 2 единицам: шапка [шапкъ)] 3-1 и [шапкаъ] - 3-2. Безударные гласные, оценивающиеся в 2 единицы, - это редуцированные l-й степени, оценивающиеся в 1 единицу - редуцированные 2-й степени.

К редуцированным 1-й степени относят гласные [эи], [иэ], [ыъ], [Λ], [аъ]. В речевом потоке эти гласные встречаются в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге внутри слова, в 1-м предударном слоге.

е) по однородности звучания (монофтонги и дифтонги: дифтонги истинные и ложные, нисходящие и восходящие; дифтонгоиды).

Монофтонг— гласный звук, не распадающийся на два элемента. Противоположности: дифтонг, трифтонг. Во время произношения звука монофтонга артикуляция речевого аппарата стабильна и неизменна весь период звучания.

В латинском алфавите приведены буквы, обозначающие монофтонги. Их всего шесть: a, e, i, o, u, y; читаются эти монофтонги так же, как и пишутся.

В английском языке монофтонги — гласные с устойчивой (неподвижной) артикуляцией: [i:], [i], [u], [u:], [e], [ə], [ɜ:], [ɔ], [ɔ:], [æ], [ʌ], [a:]. Всего 12 монофтонгов.

Дифтонг – сочетание двух гласных звуков в одном слоге, функционирующее в качестве единой, сложной единицы звуковой системы.

Основным фонетическим признаньем дифтонга считается то, что он представляет сочетание двух гласных, составляющее один слог. Эти звуки нередко ярко контрастны по качеству. Напр.: открытые гласные сочетаются с закрытыми: [ai]; неогубленные с огубленными [au]; но возможно и сочетание гласных, близкие по артикуляции [ou, ei, uo].

Все дифтонги делятся на две большие группы: восходящие и нисходящие.Восходящими называются те дифтонги, где соединяются слабый и сильный гласные или два слабых гласных .Нисходящими называются те дифтонги, где соединяются сильный и слабый гласные.

Следует различать 3 вида дифтонгов:

падающие (нисходящие) дифтонги, где гласный в качестве вершины слога предшествует другому созвучащему, т.е. вершина слога находится в первом элементе дифтонга (нем. Maus [maos] – мышь, Eis [aes] – лед)

восходящие дифтонги, где, наоборот, вершина следует за созвучащим гласным (исп. puedo [pueđo] – могу)

равновесные, где господствует неустойчивое равновесие, так, что нельзя различить какой из обоих гласных является вершиной (латыш. meita [meita] – дочь)

Л.В. Щерба считал первые два типа ложными дифтонгами, т.к. их компоненты неравноценны – один из них является подчиненным; третий тип он назвал истинным дифтонгом, т.е. оба компонента при сохранении целостности слога остаются фонетически равноценными.

Дифтонгоиды

Наряду с дифтонгами следует различать дифтонгоиды. Дифтонгоиды представляют собой собственно не сочетание двух гласных, а один гласный, начинающийся или заканчивающийся инородным элементом.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Отличительные черты артикуляционной классификации гласных

Артикуляционная классификация гласных учитывает работу артикуляционного аппарата человека, в частности, работу языка, губ, а также степень раскрытия рта.

Есть и другой признак, который позволяет отличить лабиализованные звуки от лабиальных. При произношении первых губы округляются, а при произношении вторых губы смыкаются.

По продвижению языка вперед или назад относительно воображаемой его середины гласные русского языка делятся на следующие группы:

  • гласные переднего ряда (и, э);
  • гласные среднего ряда (ы, а);
  • гласные заднего ряда (у, о).

В зависимости от места подъема спинки языка (степени ее подъема) гласные русского языка делятся на:

  • гласные верхнего подъема (и, ы, у);
  • гласные среднего подъема (э, о);
  • гласные нижнего подъема (а).

Учитывая степень раскрытия полости рта, гласные верхнего подъема называют узкими, или закрытыми, среднего подъема – средними, а нижнего подъема – широкими, или открытыми. Кроме того, в некоторых языках есть носовые, долгие и краткие гласные.

Характеристика артикуляционной классификации согласных

Готовые работы на аналогичную тему

Артикуляционная классификация согласных основывается на учёте следующих признаков.

Во-первых, речь идёт об участии голосовых связок. По этому признаку выделяются глухие и звонкие согласные. Глухие произносятся без участия голосовых связок (с, к, т), звонкие – с участием голосовых связок (з, г, д).

Во-вторых, место образования шума. По месту артикуляции согласные делятся на губные (губно-губные и губно-зубные) и язычные – переднеязычные (зубные и передненёбные), среднеязычные и заднеязычные.

В ряде языков встречаются увулярные согласные, которые образуются при помощи маленького язычка – увулы, фарингальные согласные, которые образуются путем сужения глотки, гортанные согласные, которые образуются при смычке голосовых связок.

В-четвёртых, участие средней части спинки языка. По этому артикуляционному признаку выделяется два типа согласных – твердые и мягкие. При произношении мягких согласных к основной артикуляции звука прибавляется дополнительная: средняя часть языка поднимается к твердому нёбу. При произношении твёрдых согласных такая артикуляция отсутствует.

Таким образом, было рассмотрено всё многообразие квалификационных признаков, которые связаны с особенностями работы артикуляционных органов человека и согласно которым сгруппированы гласные и согласные звуки речи, в том числе русского языка.

Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков русского языка

В русском языке насчитывается шесть основных гласных звуков: [ a ], [ o ], [э], [и], [ы], [у]. Однако на количественный состав гласных звуков русского языка существуют различные точки зрения. В советском языкознании представлены две точки зрения на количественный состав гласных. Они связаны с наличием двух фонологических школ: московской и ленинградской.

Московская фонологическая школа (МФШ) во главе с профессором Р.И.Аванесовым считает, что в русском языке пять гласных звуков. Представители названной школы не считают самостоятельным звук [ы], признавая его вариантом звука [и]. Это объясняется тем, что звуки [и] и [ы] не могут звучать в одной фонетической позиции: [и] всегда употребляется после мягких согласных, а [ы] - после твёрдых: [пыл], [п’ил], [был], [б’ил]. Сторонниками учения Аванесова являются Иванов В.В., горшкова К.В., Панов М.В., Кузнецов П.С.

Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ) выделяет в русском языке шесть гласных звуков. Звуки [ы] и [и] считаются самостоятельными. Такая фонологическая теория была основана академиком Л.В.Щербой. Сторонниками Л.В.Щербы являются Гвоздев А.Н., Зиндер Л.Р., Матусевич М.И., Буланин Л.Л.

Общерпниятой является точка зрения Ленинградской фонологической школы: [ы], [и] признаются разными гласными звуками.

При описании артикуляции гласных звуков следует указывать положение произносительных органов: языка, губ, мягкого нёба, голосовых связок.

Язык может производить движение в 2-х основных направлениях: по горизонтали, от чего определяется характеристика гласного по ряду, и по вертикали, с чем связано различие гласных по подъёму.

По движению языка по вертикали, или по степени подъёма языка, по степени приближения к нёбу при образовании звука все гласные делятся на звуки верхнего, среднего и нижнего подъёмов. Верхний – [и], [ы], [у], средний – [э], [o], нижний – [ a ].

По движению языка по горизонтали, или по месту подъёма языка при образовании звука, гласные делятся на гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда язык продвигается вперёд, кончик языка упирается в зубы, а средняя часть спинки языка немного прогибается. Так образуются [и], [э]. При образовании гласных заднего ряда язык отодвигается назад, кончик языка отходит от нижних зубов, а к нёбу поднимается задняя часть языка. Так образуются [у], [ o ]. Гласные среднего ряда [ы], [ a ] занимают среднее положение между передними и задними гласными.

Т.о., можно определить каждый гласный по трём присущим ему признакам: ряду, подъёму и огубленности:

Степень подъёма языка и напряжённости

Место подъёма языка и лабиализация

Передний ряд (нелабиализован.)

Средний ряд (нелабиализован.

Задний ряд (лабиализован.)

Верхний подъём (напряжённые)

Средний подъём (средние)

Нижний подъём (открытые)

Гласные звуки можно также охарактеризовать по степени напряжённости, т.е. по степени раствора полости рта. По этому признаку выделяют три группы гласных:

1.Наиболее узкая степень раствора полости рта наблюдается при образовании гласных звуков верхнего подъёма [и], [ы], [у]. В этом случае язык поднимается высоко к нёбу, оставляя узкую щель, в которую проходит воздух. Такие гласные называются узкими, закрытыми, напряжёнными.

2.При средней степени раствора рта образуются звуки среднего подъёма [э], [о], которые называются средними звуками.

3. Наиболее широкая степень раствора рта характерна для звука нижнего подъёма [а], так как язык при его образовании не изменяет своего положения по вертикали. Гласный звук [а] называется открытым, ненапряжённым, широким.

2. Классификация согласных звуков русского языка.

Основной характеристикой согласных является наличие шума, возникающее в полости рта при образовании этих звуков.

1. В зависимости от степени участия голоса и шума.

При образовании согласных голосовые связки могут выполнять следующую работу:

1)Напрягаются не до предела, работают слабее, чем при образовании гласных, но производят довольно сильный голос, преобладающий над шумом. Основу звуков при такой работе связок составляет голос, присутствует при их произнесении и незначительный шум.

2)Голосовые связки слабо напряжены, работают неактивно, производят слабый голос, производят слабый голос, который наслаивается на шум. Основу звуков при такой работе голосовых связок составляет шум, хотя голос присутствует. В результате образуются звонкие шумные звуки: [б, б’, в, в’, д, д’, з, з’, ж, г, г’, й]. В некоторых учебниках к таким звукам относят звуки [ж’] и [ж].

3)Голосовые связки полностью ослаблены, не работают и не производят голоса. Звук состоит только из шума. В результате образуются шумные глухие звуки: [п, п’, ф, ф’, т, т’, с, с’, ш, к, к’, х, х’, ш’, ц, ч’].

Большинство звонких – глухих согласных отличаются только одним признаком – наличием/отсутствием голоса/шума, т.е. глухостью и звонкостью. Такие согласные, которые отличаются друг от друга только звонкостью – глухостью, называются соотносительной парой по звонкости – глухости:

[б – п, б’ – п’, в – ф, в’ – ф’, г – к, г’ – к’, д – т, д’ – т’, ж – ш, з – с, з’ – с’] и, если согласиться с наличием звука [ж’], то [ж’ – ш’] = 12 пар согласных звуков.

Объединение согласных звуков в соотносительные пары по глухости – звонкости приводит к образованию соотносительных рядов согласных звуков по звонкости – глухости, т.е. согласные звуки русского языка распределяются по двум противопоставленным друг другу группам. Одну группу (ряд) составляют согласные, имеющие общий признак звонкости. Для другой группы (ряда) согласных общим признаком является признак глухости.

Каждый звук из одного ряда имеет для себя соотносительный звук в другом ряду:

[б, б’, в, в’, г, г’, з, з’, д, д’, ж, ж’]

[п, п’, ф, ф’, к, к’, с, с’, т, т’, ш, ш’].

Не все согласные звуки русского языка являются членами соотносительных рядов по звонкости – глухости и имеют парные для себя звуки. Среди таких звуков выделяются непарные по глухости, т.е. всегда звонкие: сонорные, и непарные по звонкости, т.е. всегда глухие: [х, ц, ч]. Названные звуки никогда не теряют своего дифференциального признака звонкости – глухости, в отличие от парных, которые в определённой позиции могут его потерять: гри[п] (грипп) и гри[п] (гриб).

2. По месту образования шума, или месту преодоления преграды, все согласные делятся на язычные (активным органом является язык) и губные (активным органом является нижняя губа). Активные органы речи действуют по отношению к пассивным – верхней губе, альвеолам, твёрдому нёбу. В зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные губные согласные делятся на:

губно-губные губно-зубные

[п, п’, б, б’, м, м’] [в, в’, ф, ф’]

Язычные делятся в зависимости от того, какая часть языка работает:

-переднеязычные (язык приближается к нёбу или к верхним зубам):

зубные (дентальные) (передняя часть языка приближается к верхним зубам): [т, т’, д, д’, с, с’, з, з’, ц, н, н’, л, л’];

нёбно-зубные (язык приближается к нёбу и создаётся преграда в области альвеол): [ш, ж, ж’, ш’, ч’, р, р’];

-среднеязычные (средненёбные) (средняя часть спинки языка приближается к среднему нёбу): [й];

-заднеязычные (задненёбные) (задняя часть языка сближается с мягким нёбом): [г, г’, к, к’, х, х’].

3.По способу образования шума согласные делятся на:

а)смычные, или взрывные, которые образуются при полном смыкании органов произношения (выдыхаемый воздух с силой разрывает преграду и возникает шум): [б, б’, п, п’, д, д’, т, т’, г, г’, к, к’];

б)щелевые (фрикативные) образуются при неполном сближении активного и пассивного органов речи, в результате чего остаётся узкая щель, через которую проходит воздух: [ф, ф’, в, в’, с, с’, з, з’, ш, ж, ш’, ж’, й, х, х’];

в)аффрикаты (смычно-щелевые, слитные) также образуются путём смыкания активного и пассивного органов, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход её в щель, как у щелевых звуков, т.е. начало, как у смычных звуков, конец – как у фрикативных: [ц, ч];

г)смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, в какую полость проходит воздух смычно-проходные делятся на:

носовые ротовые (боковые)

д)дрожащие – согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при расхождении воздушной струи: [р, р’].

4.По наличию или отсутствию смягчения.

Отсутствие или наличие палатализации зависит от наличия дополнительной среднеязычной (йотовой) артикуляции.

Палатализованные (мягкие) согласные характеризуются тем, что одновременно с основной артикуляцией средняя часть спинки языка поднимается к среднему нёбу. Палатализация может сопровождать любую другую артикуляцию, кроме среднеязычной. Поэтому звук [й], для которого среднеязычная артикуляция является основной называется палатальным.

Палатализованные – непалатализованные звуки образуют соотносительные пары по признаку мягкости – твёрдости:

[б – б’, п – п’, в – в’, ф – ф’, д – д’, т – т’, з – з’, с – с’, м – м’, н – н’, л – л’, р – р’, г – г’, к – к’, х – х’].

Как и по признаку звонкости – глухости, пары согласных объединяются в два ряда по признаку мягкости – твёрдости:

[б, п, в, ф, д, т, з, с, м, н, л, р, г, к, х]

[б’, п’, в’, ф’, д’, т’, з’, с’, м’, н’, л’, р’, г’, к’, х’] .

Непарными по мягкости являются всегда твёрдые [ж, ш, ц]. Непарными по твёрдости являются всегда мягкие [й, ч, ш’].

Читайте также: