Армстронг история бога кратко

Обновлено: 05.07.2024

И это не просто избранный ракурс, но мировоззренческая позиция. Армстронг рассматривает религиозные концепции изнутри, мало (и довольно поверхностно) касаясь их материально-общественной обусловленности. Сам вопрос о происхождении религии снимается утверждением, будто религиозное чувство естественно присуще человеку. Однако, пользуясь ее же собственным методом, мы вправе возразить, что это изначальное религиозное чувство даже в основе мало в чем сходно с нынешним. Сказав, что религиозная вера сопутствовала человеку на протяжении всей его истории, необходимо уточнить, что она при этом не раз меняла свой характер, да так что вера, которой придерживается сама Армстронг, мало походит на веру средневекового человека, и уж ничем не напоминает религиозное чувство человека архаического.

Автор, правда, возражает, но уж слишком ad hominem: Уже в самых древних верованиях проявляется то ощущение чуда и тайны, которое до сих пор остается неотъемлемой частью человеческого восприятия нашего прекрасного и страшного мира.

Такая картина мира была, разумеется, до известной степени условной, но суть именно в том, что средств для выражения и определения этой условности человеческая мысль в ту пору еще не выработала; а невыразимое посредством языка не может быть и осознано.

Анализируя разновременные напластования Ветхого завета, она доказывает, что суть этого мифа вовсе не в рождении монотеизма. Вполне возможно, что бог Авраама даже не тождественен ветхозаветному богу, а являлся всего лишь одним из ближневосточных божеств, впоследствии слившихся в единый образ Яхве. Новизна тут в другом. Архаические небеса организованы горизонтально: боги, конечно, враждуют между собой, но не отрицают друг друга, древности неведома религиозная рознь — здесь же бог заявляет о себе не как о единственном, но как об исключительном. Можно сказать, что через миф об Аврааме бог впервые напрямую устанавливает связь с личностью человека, приручает его. Теперь с ним недостаточно считаться, как с отвлеченным фактом; он должен стать ценностью.

И притом печальная история бога для Армстронг вовсе не означает разрыва с религиозной верой, пусть и весьма своеобразно понятой. Но что же тогда остается от бога — лишенного всякого антропоморфизма не-личного бога, неизреченного и неизрекаемого по определению, бесследно растаявшего в трансцендентном тумане, о котором нельзя даже сказать, есть он или нет? И стоит ли беспокоиться об этой тени? Вслед за вышеприведенными словами она продолжает:

История Бога. К. Армстронг

Повзрослев, я поняла, что религия – это не только страх. Я читала жития святых, сочинения поэтов-метафизиков, стихи Томаса Элиота и некоторые труды мистиков – из тех, кто писал попроще. Литургия начинала пленять меня своей красотой. Бог по-прежнему оставался далеким, но я чувствовала, что до Него все-таки можно дотянуться и что прикосновение к Нему вмиг преобразит все мироздание. Ради этого я и вступила в один из духовных орденов. Став монахиней, я узнала о вере намного больше. Я погрузилась в апологетику, богословские изыскания и историю Церкви. Я изучала историю монашеской жизни и пускалась в подробнейшие рассуждения об уставе нашего ордена, который все мы обязаны были знать назубок. Как ни странно, во всем этом Бог занимал не такое большое место. Основное внимание уделялось второстепенным деталям, частностям веры. Во время молитвы я отчаянно заставляла себя сосредоточить все мысли на встрече с Богом, но Он либо оставался суровым надсмотрщиком, бдительно следящим за любым нарушением устава, либо – что было еще мучительнее, – вообще ускользал. Чем больше я читала о мистических восторгах праведников, тем сильнее огорчали меня собственные неудачи. Я с горечью признавалась себе, что даже те редкие религиозные переживания, которые у меня возникали, вполне могли быть плодом моей собственной фантазии, следствием жгучего желания их испытать. Религиозное чувство нередко является эстетическим откликом на очарование литургии и грегорианского напева. Так или иначе, со мной не случалось ничего такого, что пришло бы извне. Я ни разу не ощущала тех проблесков Божьего присутствия, о каких рассказывали мистики и пророки. Иисус Христос, о Ком мы говорили намного чаще, чем собственно о Боге, казался фигурой чисто исторической, неотделимой от эпохи поздней античности. Хуже того, некоторые церковные доктрины вызывали у меня все больше сомнений. Как можно удостовериться, например, что Иисус был Вочеловечением Бога? Что вообще означает эта идея? А доктрина Троицы? Действительно ли эта сложная – и чрезвычайно противоречивая – концепция содержится в Новом Завете? Быть может, подобно многим другим богословским построениям, Троица просто выдумана духовенством спустя столетия после казни Иисуса в Иерусалиме?

В конце концов, хоть и не без сожаления, я отошла от религиозной жизни, и этот шаг сразу освободил меня от бремени неудач и чувства неполноценности. Я ощущала, как слабеет мое верование в Бога. По правде сказать, Он так и не оставил в моей жизни значительного следа, хотя я всеми силами к этому стремилась. И я не испытывала ни чувства вины, ни сожалений – Бог стал слишком далеким, чтобы казаться чем-то реальным. Интерес к самой религии у меня, впрочем, сохранился. Я подготовила целый ряд телепередач, посвященных ранней истории христианства и религиозным переживаниям. По мере изучения истории религии я все больше убеждалась, что мои прежние опасения были вполне обоснованными. Доктрины, которые в юности принимались без рассуждений, действительно были выдуманы людьми и оттачивались на протяжении долгих столетий. Наука явно избавилась от потребности в Творце, а исследователи Библии доказали, что Иисус никогда не утверждал свою божественность. Во время припадков эпилепсии у меня бывали видения, но я знала, что это лишь симптомы невропатологии; быть может, мистический восторг святых и пророков тоже следует отнести к причудам психики? Бог начал казаться мне каким-то умопомрачением, которое человеческий род давно перерос.

Несмотря на годы, прожитые в монастыре, я не считаю свои религиозные переживания чем-то необычным. Мои представления о Боге сложились еще в раннем детстве, но позднее не смогли ужиться со знаниями в других областях. Я пересмотрела наивные детские верования в деда-мороза; я выросла из пеленок и пришла к более зрелому пониманию сложности человеческой жизни. Но мои ранние путаные представления о Боге так и не изменились. Да, мое религиозное воспитание было довольно необычным, но и многие другие люди могут обнаружить, что их представления о Боге сложились еще в младенчестве. С тех пор утекло много воды, мы отказались от простодушных взглядов – а вместе с ними и от Бога нашего детства.

Тем не менее мои изыскания в сфере истории религии подтвердили, что человек – животное духовное. Есть все основания считать, что Homo sapiens – это и Homo religiosus. Люди верят в богов с тех пор, как обрели человеческие черты. Религии возникали вместе с первыми произведениями искусства. И это происходило не просто потому, что людям хотелось умиротворить могущественные высшие силы. Уже в самых древних верованиях проявляется то ощущение чуда и тайны, которое до сих пор остается неотъемлемой частью человеческого восприятия нашего прекрасного и страшного мира. Подобно искусству, религия представляет собой попытку найти смысл жизни, раскрыть ее ценности – вопреки страданиям, на которые обречена плоть. В религиозной сфере, как и в любой другой области человеческой деятельности, встречаются злоупотребления, но мы, похоже, просто не можем вести себя иначе. Злоупотреблять – естественная общечеловеческая черта, и она отнюдь не ограничивается извечной приземленностью властных царей и жрецов. Поистине, современное секуляризированное общество – небывалый эксперимент, не имеющий аналогов в истории человечества. И нам еще предстоит узнать, чем он обернется. Правда и то, что либеральный гуманизм Запада возникает не сам по себе – ему нужно учить, как учат разбираться в живописи или поэзии. Гуманизм – это тоже религия, только без Бога, ведь бог есть далеко не во всех религиях. Наш мирской этический идеал тоже основан на неких концепциях разума и души и, подобно более традиционным религиям, дает основания для все той же веры в высший смысл человеческой жизни.

Рецензия на книгу История Бога. 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

Цитата Бог иудеев, христиан и мусульман - Бог "говорящий", и Его Слово во всех трех религиях является главным. Слово Божье определило историю всей нашей культуры; теперь пришло время выяснить, сохранило ли для нас смысл слово "Бог". Карен Армстронг О чем книга Откуда в нашем восприятии появилась сама идея единого Бога? Как менялись представления человека о Боге? Какими чертами наделили Его три мировые религии единобожия - иудаизм, христианство и ислам? Какое влияние оказали эти три религии друг на друга? Автор сотворила настоящее чудо: охватила в одной книге всю историю единобожия - от Авраама до наших дней, от античной философии, средневекового мистицизма, духовных исканий Возрождения и Реформации вплоть до скептицизма современной эпохи. Почему книга достойна прочтения Авторитет Карен Армстронг во всем, что касается религии, незыблем во всем мире. Она наделена редкостными достоинствами: завидной ученостью и блистательным даром говорить просто о. Показать

"История Бога" или "мистический" оптимизм Армстронг

Чья история?

О чём собственно книга?

Позиция автора.

Такой дискурс хорошо согласуется с предложенным Армстронг мистическим субъективизмом, но он неизбежно лишает религию священного и отправляет ее, в лучшем случае, к эмоционально-интеллектуальному переживанию этого Мира, в худшем, в кабинет психотерапии, чтобы исцелять и придавать смысл объективно бессмысленной человеческой жизни. Для сторонников традиционного (объективного) взгляда на религию эта ситуация может показаться печальной, но ничего не поделаешь.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Люблю я этого великолепного автора, все ее книги читается очень легко и с удоволствием.

Если кто-то увлекается теологией, историей, мифологией, то эта книга будет находкой. Очень интересно и живо написана. Охвачены и другие религии и философии помимо аврамистических.

Читала три года назад эту книгу в электронном виде, и так она мне понравилась, что хочу приобрести теперь и в бумажном. чтобы всегда иметь под рукой. Написанная простым понятным языком, без сложных терминов, она читается очень легко и интересно, но тем не менее рассказывает о сложных процессах и философских концепциях. Это - увлекательная история о том, как на протяжении тысячелетий зарождались, изменялись и развивались иудаизм, христианство и ислам, как влияли друг на друга, с какими сложностями сталкивались. Книга не религиозная, а откуда-то из разряда культурологии, поэтому никто вас не будет обращать в ту или иную веру, но она дает ответы на многие вопросы и проливает свет на историю мировых религий. Именно такую книгу я в свое время и искала. Это действительно история и она очень интересна

Карен Армстронг-крупнейший в мире исследователь в области теологии, философии, писатель. 7 лет она была монахиней в католическом монастыре, изучала тонкости католицизма , и разочаровавшись, отказалась от монашеского сана. Она является автором множества научно-исследовательских работ в области религии и философии, получила награду от Мусульманского совета по общественным делам; в настоящее время Карен Армстронг преподает курс по иудаизму и подготовке раввинов.

В книге "История Бога"- объективное исследование 3 монотеистических религий, история их становления, развития и изменения. Она говорит о сложных вещах просто, но не упрощая. Книга рассчитана для тех, кто знает философию, философские школы, кто разбирается не только в монотеистических религиях, но и обладает знаниями о политеизме. Если вы абсолютно не знакомы с философскими школами (например, с концепцией Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Восточной философией и пр.), то эта книга не для вас.
Если вы хотите познакомиться с религиями, но ничего о них не знаете, или обладаете лишь базовыми знаниями, -эта книга тоже не для вас.
Если вы не знакомы со Священными Писаниями-эта книга не для вас.

Данная работа-всеобъемлющая, очень глубокая и философская. Книга рассчитана на подготовленного читателя, т.к.содержит большое количество имен, дат, философии, цитат из множества источников. Но главное- книга написана необыкновенно мудрым и глубоким человеком, с большим уважением ко всем религиям.
Мне сложно представить, какую долгую, кропотливую и обширную работу провела Карен Армстронг, работая над этой книгой! Еще одно достоинство книги-это замечательный перевод на русский язык.

Подытожу. Данная книга -серьезное теолого-философо-историческое исследование, логическое и структурированное. Если вы хотите ПОЗНАКОМИТЬСЯ с религиями, то это книга не для вас. Лучше отложите ее на будущее.
Но если вы давно изучаете теологию, знаете философию, хорошо знакомы не только с монотеизмом, но и знаете о политеизме, если вы знакомы с историей, с мифами, с психологией, с мистическими течениями в религиях, и хотите структурировать, упорядочить знания и открыть для себя много нового,-эта книга однозначно для вас.

Читайте также: