Арийская проблема варно кастовый строй в индии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Индоарии и цивилизация в долине Ганга

Приход индоариев в Индию некоторые ученые рассматривали как покорение отсталых аборигенов (высокоразвитыми арийцами, которые принесли с собой в Индию цивилизацию и создали развитое общество. Защитники расовой теории привносили в эту проблему и расовое различие, существовавшее будто бы между расовополноценными ариями и народами Индии, совершенно отрицая возможность самостоятельного развития и прогресса местного населения. Согласно этим антинаучным теориям только с приходом ариев в Индии появилось классовое общество и образовалось государство.

В настоящее (время все большее число ученых защищают кавказский путь движения ариев но вполне возможно предположить, что длительное проникновение шло двумя или несколькими путями и несколькими волнами.

К сожалению, до сих пор лет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более травильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики н гидронимики Афганистана. На основании письменных текстов самих индоариев можно сделать вывод, что они обитали в областях Восточного Пенджаба и в верховьях Ганга. Это показывает, что индоарийские племена не были территориально связаны с главными гоодами Хараппской цивилизации, а данные хронологии свидетельствуют и о значительном временном разрыве между упадком центров на Инде и приходом индоариов в Индию. Упадок хараппских центров, как показал радиокарбонный анализ, произошел в XIX— XVII вв. до н. э., проникновение же индоариев имело место на несколько веков позднее.

Древнейший памятник индоариев "Ригведа" большинства современных ученых, следует датировать XI— X вв. до н. э. (имеется в виду оформление гимнов в единый сборник).

Более уверенно можно говорить о связи этой археологической культуры с одним из индоарийских племен или небольшой группой их, которые находились в Восточном Пенджабе, и верховьях Ганга, в конце второго тысячелетия до н. э. Появление же индоарцев в Индии можно отнести к XIV— XIII вв. до н. о.

Большой интерес в этой связи представляют новые раскопки итальянских и пакистанских археологов, в Свате, где были открыты могильники, датируемые примерно VIII в. до н. э. В погребениях встречается серая и красная керамика, имеющая, по мнению ученых, определенные аналогии с керамикой Ирана: изредка находят и железо. Археологи пришли к выводу, чго погребения в Свате принадлежат одной из групп арийских пнемен, проникших в Индию в конце второго тысячелетия до н. о.

Такая датировка также противоречит старой точке зрения об упадке Хараппской цивилизации под единым напором вторгнувшихся арийских племен.

Расселение индоарийцев и местные культуры

Данные ведийоких текстов и некоторые археологические материалы позволяют в обших чертах (проследить продвижение арийских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины. Это был продолжительный процесс, занявший несколько столетий. В этот период происходили военные столкновения с местными племенами, враждовали между собой и арийские племена.

Основные занятия ведийских племён

Основными средствами передвижения были повозки, запряженные волами, и колесницы, запряженные лошадьми.

Имущественное и социальное неравенство

Политическая организация

В ведийских текстах есть прямые указания па то, что женщины не имели права присутствовать на заседаниях общины и, очевидно, вообще не имели никаких политических прав. Все вопросы внутренней жизни и управления решались полноправными общинниками на собраниях племенных коллективов — видатха, сабха. самити.

Среди ученых нет единодушия в трактовке этих терминов, так как данные источников о характере этих собраний часто противоречивы. Видатха, по всей вероятности, была наиболее древним институтом, своего рода сходкой членов племенных старейшин, и в отличие от самити на ней обсуждались в основном политические дела. Самити было, очевидно, более широким, чем сабха, собранием, но, каковы были его функции, сказать трудно.

Население объединялось в общины (грамы), которые состояли из больших патриархальных семей (кула). Родовые связи были еще очень сильны, и влияние рода (готры) оказывалось во всех областях жизни. Деревни — грамы тоже имели собственное управление. Постепенно племенные коллективы расслаивались, появлялось имущественное и социальное неравенство, органы племенного управления перерастали IB органы государственной власти, менялось положение ганапати, который из племенного вождя становился правителем государственного объединения.

Большой интерес представляют древние индийские легенды о зарождении царской власти. Согласно одной из них, вначале царя не было, все люди были равны и строго следовали нормам морали. Затем многие из них погрязли в удовольствиях, начали нарушать порядок, сильные стали пожирать слабых. Тогда главный бог Брахма создал власть царя и науку о наказании.

По другой легенде, люди сами избрали царя, чтобы он защитил их. Независимо от объяснения причин возникновения власти царя и государства, весьма показателен сам факт признания древними индийцами необходимости появления государственной власти.

Образование государства было длительным процессом, который сопровождался сохранением в течение долгого времени пережитков старой политической организации. Большую роль продолжали играть народные собрания — особенно сабха и самити, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. (Впоследствии под сабхой понимался зал для собраний, где проходили споры и даже игры; сабха была также и судебным органом.) Уменьшение роли сабхи и самити связано с усилением власти царя. Появляются органы государственной власти, о постоянные государственные должности. Народ облагается налогами. Бали, который раньше являлся добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в обязательный и строго фиксируемый налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.

Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе со специальньм начальником (сенапи, сена-пати). Царь и профессиональные воины сражались на колесницах, свободные общинники — в пешем строю.

Происхождение варн. Сословно-кастовый строй

Существование каст и кастовой организации обычно связывают только с Индией, но это представление не совсем точно соответствует данным истории и этнографии.

Отдельные признаки каст и некоторые элементы кастовой организации засвидетельствованы у многих народов. Ипдия же дает наиболее яркий пример развития кастовой организации, приобретшей в специфических условиях индийского общества крайнюю форму замкнутости.

Вопрос о происхождении вари весьма сложен, но закономерно появление сословий - варн связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства. Военная знать составила варну кшатриев, жрецы — брахманов, свободные общинники образовывали варну вайшьев, (затем оформилась варна шудр, занимавших самое низкое положение в социальной иерархии.

В поздневедийской литературе этот сюжет часто повторяется, по рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой. Появление вари и их положение освящались жрецами-брахманами, которые старались обосновать превосходство брахманского сословия и придать божественный характер своему положению. Неудивительно, что почти во всех ведийских текстах брахманы стоят первыми в списке варн. Брахманы рьяно защищали свои привилегии в культе, свои права на совершение священных церемоний и знание текстов. В действительности жо реальная власть находилась в руках военного сословия — кшатриев.

Как правило, царями становились представители кшатрий-окой варны, кшатрии стояли во главе государственного управления, они же контролировали такой важный инструмент власти, как армия, и занимали важнейшие военные посты. Ужо в поздно ведийских сочинениях имеются некоторые данные о соперничестве кшатриев и брахманов, а в эпосе эта борьба описывается довольно подробно.

Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения.

Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием. В (ведийскую эпоху вайшьи еще сохраняли некоторые политические права и даже участвовали в решении ряда государственных дел.

В поздневедийскую эпоху внутри варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст.

Арийская проблема, пожалуй, одна из самых интересных в исторической науке. Её суть заключается в сложных вопросов, касающихся генезиса и расселения индоиранских (арийских) племен с момента их выделения из общности индоевропейцев до распространения в тех местностях, где они прибывали в исторический период.

Разрешение арийской проблемы представляет особую значимость для истории индийцев, поскольку тогда приоткроется "завеса тайны" относительно вопроса происхождения современных индийских наций, их институтов, культуры. религии и пр.

Безусловно, арийская проблема не является исключительно индологической. Арийская проблема затрагивает также не только вопросы древнейшей истории ряда других индоевропейских народов, но и вопросы языкознания, взаимовлияния древних культур и пр.

Арийскую проблему исследует широкий пласт ученых. Ею занимаются как историки, так и лингвисты, и археологи. Именно ей посвящается огромное количество разнообразнейшей литературы. Но не только исследователи были заинтересованы в разрешении арийской проблемы. Её однажды использовали, как мы знаем, совершенно не в научных целях.Одним из примеров подобного применения "проблемы" следует обозначить теорию "арийского завоевания" Индии. Приверженцы данной теории склонны полагать, что во II тыс. до н.э. на территорию Индии вторглись народы белой расы, которые называли себя не иначе как "арии". Приверженцы данной теории искренне считали, что арии принесли в Индию высокоразвитую культуру. государственность. религию и пр. Сама же Индия, по их представлениям, была завоевана, разграблена, население стало рабами, а темнокожие аборигены были истреблены как расово неполноценные. Одним из известных приверженцев данной теории следует обозначить Г.Рисли, написавшего работу "The People of India" в 1915 году.

Теория "арийского завоевания" Индии долгое время преподносилась как источник знания относительно истории древней Индии, поскольку она отвечала на многие вопросы. Например, рабство произошло, судя по данной теории, из-за того. что в страну проникли арии и местное население было порабощено. Касты же возникли, поскольку ариями были возведены социальные "заборы". предотвращающие смешение ариев и аборигенов, а сама индийская культура была "выполнена" в "арийском духе". Эту теорию использовали люди с целью доказательства расовой неполноценности индийцев, которые, по их представлениям, деградировали и утратили арийскую сущность в ходе смешения с аборигенами.

Чтож. Все эти построения теории "арийского завоевания" верны лишь только в том, что во II тыс. до н.э. на севере Индии имели распространение индоарийские языки, чьи носители, собственно, и являлись ариями, которые пришли в страну и оставили в ней частицы своей собственной культурной традиции.

Кто же такие арии? Само по себе словосочетание "арийские племена", равно как и "арийские языки", относятся к древним иранцам, древним индийцам и к тем языкам, на которых они разговаривали. "Арья" - самоназвание этих самых племен. Но! Этимология самого слова "арья" вызывает споры среди исследователей. Отметим, что толкований и переводов великое множество. На сегодняшний день можно выделить, например, интерпретацию П.Тиме, который считал, что "ari" следует связывать с "ari", что в ведийскую эпоху означало "чужак, пришелец". Таким образом, ведийское "arya" следует понимать как "имеющий отношение к пришельцам".

Называя самих себя ариями древние иранцы и индийцы обозначали местность, на которой они проживали как "страну ариев". С этим словом следует связывать современно название государства Иран,где "Эран" от "Арьянам" - "страна ариев".

Исходя из вышесказанного, арийскими народами следует считать древних иранцев и индийцев, в то время как арийскими языками необходимо признавать индийские и иранские языки. К слову, к арийским языкам также относятся и дардские, и кафирские языки, которые распространены на территории горных районов Гиндукуша и Каракорума.

Ригведа - собрание религиозных гимнов, один из первых памятников индийской культуры, написанный на ведийском языке. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Ригведа - собрание религиозных гимнов, один из первых памятников индийской культуры, написанный на ведийском языке. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Индоиранская общность - это предки индоарийцев и предки древних иранцев. Близость этих племен подтверждается близостью их языков. Плюс ко всему, в те древние племена как индийцы, так и иранцы, поклонялись практически одним и тем же божествам и совершали одни и те же обряды (например, культ опьяняющего питья "саума", который у индийцев называется "сомой", а у иранцев - "хаумой"). Можно увидеть также сходство и в социальной организации. в мифах, и в гимнах. Например, некоторые отрывки "Ригведы" очень напоминают тексты "Авесты". Близость народов также обнаруживается и в иных аспектах социально-культурного развития последующих эпох. А уж если говорить о значительной близости древнеиндийских и древнеиранских племен и их языков, то исследователи склонны предполагать наличие какой-то единой общности, где они первоначально и обитали. Тем не менее, вопросы о местонахождении и о путях, по которым, собственно, древние индоарии и пришли в Индию, а древние иранцы в Иран, остаются без ответа. Хотя, конечно, некоторые соображения у исследователей все-таки имеются. Считается, что предки ариев располагались на территории Юго-Восточной Европы, из которой они и направились в Среднюю Азию. О.Мейер, В.Пизани,Т.Барроу, И.М.Дьяконов и другие считают, что они сначала жили в общеарийскую эпоху, а уже после расселились по разным путям и направлениям, а В.И.Абаев, Э.А.Грантовский и другие исследователи вопроса склонны полагать, что индоиранская общность распалась именно в Юго-Восточной Европе.

Временем активного проникновения северных степных племен на юг Средней Азии и на территорию Иранского плата до границ Индии следует считать вторую половину II тыс. - начала I тыс. до н.э. Это утверждение основывается на данных, полученных советскими археологами С.П.Толстовым, М.А.Итиной, В.И.Сарнапиди и пр. Ираноязычные племена, которые зачастую отождествляются с предками индоариев, судя по всему, также находились в среде тех племен, которые начали движение на юг. Предки индоариев, вероятно, оказались там раньше, чем иранцы, двигаясь по восточным районам Средней Азии. А.М.Мандельштам, Б.А.Литвинский и многие другие ученые склонны полагать, что могильники Южного Таджикистана, относящиеся ко второму тыс. до н.э., следует считать индоарийскими. Также археологические свидетельства были обнаружены и на северо-востоке Афганистана (раскопки А.П.Франкфорта и М.А.Поттиера) и в Пакистане.

Безусловно, тематика прародины ариев, их движения является самой сложной исторической проблемой. Сам этот процесс их расселения был очень сложным и длительным. Какой-то конкретный путь их следования в Индию навряд ли удастся узнать, ведь это был постепенный процесс их расселения и проникновения.

sintashta-indoevropejskie-yazyki

В последние десятилетия арийская прародина все чаще локализуется в Северной Евразии, в восточно‑европейских степях. Случилось это в переходной период, когда оседлое скотоводство эпохи Бронзы сменилось кочевничеством (номадизмом) эпохи раннего Железного века — временем рождения Скифского мира.

Самые ранние из скифских памятников найдены не в Причерноморских и южнорусских степях – они найдены на Алтае и в Туве. Скифо‑сибирский мир интересен и сам по себе, но для нас особенно важно то, что первые сибирские скифы оставили удивительный памятник — знаменитый курган Аржан, который по всем признакам относится к объектам космологической архитектуры.

Учёные, исследователи, лингвисты и археологи изучают Арийское наследие на территории Южной Азии, куда вторглись арийцы. Многие открытия подтверждают факты об арийском вторжении, и свидетельствуют о сильном влиянии культуры арийских племён, пришедших в северо-западную Индию.

sintashta-rekonstrukciya-tolosa

Арийцы, основоположники индо-европейской культуры, оставившей свой след и в северо-западной Индии, и археологической культуре под названием Sintasha. Синташта — комплекс археологических памятников эпохи бронзы в Брединском районе Челябинской области. Находится на правом берегу реки Синташты (левый приток реки Тобол) между посёлками Рымникский и Мирный. Площадь поселения Синташта 14,5-15 тыс. м². На территориях археологической культуры Синташта, расположенной в евразийских степях, археологи находят следы пребывания арийских племён со времён палеолита. В древности имелось кольцо оборонительных сооружений, которые окружали сплошные кварталы крупных жилых построек. Мужские захоронения сопровождались погребением лошадей: положение их ног имитирует бег.

На глиняной керамике культуры Синташта встречается орнамент в виде свастики. На одной из стоянок (Кривое озеро) обнаружена боевая колесница, датированная по костям лошади 2026 годом до н. э. Арийские племена, носители археологической культуры Синташта использовали колеса и первые в истории боевые колесницы, сохранившиеся в захоронениях воинов. От истока реки Синташты до истока реки Большой Караганки, на которой стоит Аркаим прямо через водораздел — 6 километров, а до самого Аркаима — около 30 километров.

andronovo-indo-iranian_origins

Археологическая культура Страны Городов непосредственно предшествует Андроновской культурно‑исторической общности, которая, в свою очередь, может быть признана археологическим выражением арийского мира.

В эпоху палеолита племя арийцев из Синташта (sintasaha), передвигаясь на восток, разделилось, и это разделение дало импульс развития двум новым культурам: авестийской и зороастрийской культуре. Древние персы и современные иранцы, наследники авестийской и зароастрийской культуры, являются современными потомками этих ранних арийцев. Изображения боевых колесниц в Шумерской культуре датируются серединой 3 тысячелетия до н. э.

sintashta-arkaim

В качестве археологической базы этой культуры эпохи бронзы может быть представлен археологический комплекс Бактрии, Маргианы, расположенный там, где сейчас северные территории Афганистана и Туркменистан.

BMAC = Bactria-Margiana Archaeological Complex — это обозначение современных археологов для культуры Бактрия и Магдиана, существовавшей в бронзовом веке в конце 3000-летия -начале 2 тысячелетия до нашей эры, которую обнаружил, исследовал и назвал так Виктор Сарианиди в 1976 году. Название является чисто условным, ибо мы не знаем, как люди, живущие здесь, сами себя называли. Бактрия — это греческое название для северного Афганистана, и Маргианы — греческое название персидской провинции Маргуш, со столицей Мерв в Туркменистане.

Жители BMAC были оседлыми людьми, которые занимались орошаемым земледелием, выращивая пшеницу и ячмень. Они взаимодействовали с кочевыми народами Андроновской археологической культуры, которые жили в степях, на севере. В археологических раскопках памятников Андроновской культуры найдены бронзовые орудия труда, керамику, и ювелирные украшения из полудрагоценных металлов и камней, впечатляющей комплекс экспонатов свидетельствует о многих признаках цивилизации, находки материальной культуры, включают и монументальную архитектуру.

Древние арии создали три высокоразвитые и своеобразные цивилизации — персидскую, индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культуры Передней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницу духовных ценностей человечества. Арии-индоиранцы ворвались в мировую историю в начале II тысячелетия до н.э. — в эпоху, когда великие цивилизации Египта, Месопотамии, Хараппы (долина Инда) и островов Восточного Средиземноморья (крито-микенский мир) переживали глубочайший внутренний кризис. Племена арийского корня способствовали обновлению древних обществ, придали могучий импульс мировому культурно-историческому процессу. На протяжении двух тысячелетий — вплоть до III—IV веков н.э. — они были главными действующими лицами всемирной истории — пока не состарились и не уступили дорогу более молодым народам.

Как жили арийцы?

Что же представляло собой древнеарийское общество? Изучение разнообразных источников позволяет утверждать, что задолго до начала широкомасштабных миграций индоиранцы были племенами пастушескими. Краеугольным камнем их общественной жизни являлась большая патриархальная семья, типичная для скотоводческих народов Евразии. Основой экономики было разведение крупного рогатого скота и коней. Количество коров и быков выступало главным мерилом материального благополучия и богатства, корова считалась наилучшей жертвой, которую только могут пожелать боги.

Фундаментом военного могущества ариев была боевая конница, великолепные колесницы. Породистый конь стоил целого табуна обычных. Все остальные животные уступали по своему значению коровам и лошадям, а помимо них индоиранцы разводили коз, овец, двугорбых верблюдов. Свиноводство было им почти неизвестно, оно считалось малопочтенным делом, свиней не приносили в жертву богам. Арии занимались и земледелием, но оно являлось для них второстепенным занятием.

Жили индоиранцы в больших, углубленных в землю домах, пользовались и жилищами на колесах — наподобие фургонов или кибиток, знали многие металлы и сплавы — медь, золото, серебро, бронзу, выделывали из них оружие, утварь. Хорошо владели арии искусством деревообработки, именно они довели до совершенства технику строительства колесниц.

Индоиранцы были людьми воинственными, военная добыча — скот, пастбища, пленники — являлась одним из важнейших источников их благосостояния. Войны велись почти постоянно — и между самими индоиранцами, и между ними и другими народами.

Носили арии выделанные из кожи штаны, сапоги и куртки, а также башлык — одежду, впоследствии ставшую традиционной для массы евразийских кочевников.

Своих покойников индоиранцы либо кремировали, либо хоронили под курганными насыпями, либо (намного реже) оставляли на волю стихий и пожирателей падали на территории отведенных для этой цели могильников.

Древнейшие арии не знали специализированного, ориентированного на рыночные отношения ремесла, денежной торговли и городов, не строили ни крепостей, ни дворцов, ни храмов, не имели, вероятно, ни культовых изображений, ни письменности.

Кто ваши боги?

Чрезвычайное развитие получил у индоиранцев культ коня, наряду с ним существовал, вероятно, и менее распространенный у них культ бобра.

Загадка арийской прародины

Как уже говорилось, более двух столетий продолжаются ее поиски, однако единого мнения о том, где она находится, в науке до сих пор нет. Арийскую колыбель искали в Гималаях и в Индии, на Ближнем Востоке и в Средней Азии, в Европе и на Кавказе, в Арктике и Тибете. Сторонники наиболее авторитетной и обоснованной точки зрения считают, что она располагалась в полосе от Карпат до Волги.

Известно, что прародина ариев занимала восточную часть общего индоевропейского очага, находилась в зоне умеренного, сравнительно сухого и континентального климата, изобиловала открытыми протяженными пространствами. Все это вроде бы свидетельствует в пользу локализации арийской прародины именно в степях и лесостепях Великой Русской равнины, однако многие факты заставляют предположить, что она располагалась восточнее — на склонах Урала и в Зауралье.

Во-первых, на основании данных лингвистики установлено, что вблизи очага формирования индоиранских народов лежали горы. На том отрезке степного евразийского пояса, где теоретически могли обитать предки ариев, такими горами могли быть только кряжи Урала, других районов с горным рельефом там нет.

Второе. Индоиранцы были знакомы с явлениями, встречающимися на высоких широтах: снежными холодными зимами, феноменами полярного дня, полярной ночи и полярной зари, северного сияния. Их сведения были весьма точны. Если бы они обитали в Южной России, располагающейся слишком далеко от областей Арктики, они бы не могли иметь такой информации. Напротив, если бы предки ариев жили на Урале и за Уралом, им должна была быть хорошо известна природа Севера, поскольку там граница лесостепи находится недалеко от широт, где регулярно наблюдаются полярные феномены.

Третье. Индоиранцы имели очень ранние и очень тесные контакты с предками финно-угров. Их связи с носителями других неиндоевропейских наречий были более поздними и менее представительными. Максимальное сходство в сфере языка и культуры, доходящее иногда до полного тождества, обнаруживается у ариев с угорскими племенами, которые с глубокой древности жили в зауральской тайге и которых в эпоху существования индоиранской общности в Восточной Европе не было.

Наконец, археологические исследования последних десятилетий выявили в степном и лесостепном Зауралье крупную культурно-историческую общность, которая могла принадлежать древним ариям, так как ее создатели, как и индоиранцы, относились к палеоевропейской расе, вели хозяйство, основанное на разведении коней и крупного рогатого скота, а время существования этой археологической общности и время существования единого массива индоиранцев практически совпадают.

Коневодство у зауральских племен было более древним и более развитым, чем у обитателей Восточной Европы, среди них очень рано распространился и культ коня, столь свойственный ариям. Эти племена поддерживали оживленные связи с жителями сибирской тайги, в которых различные ученые видят палеоугров. Кроме того, территория, на которой располагались памятники данной археологической общности, стала ядром формирования культур андроновского круга, принадлежавших, бесспорно, индоиранцам; при этом комплексы, созданные азиатскими предшественниками андроновцев, явились важным компонентом в сложении их культуры.

Совокупность всех этих и множества других фактов и заставляет предположить, что родина арийских народов лежала в азиатских степях, на Южном Урале и в Зауралье.

Читайте также: