Архивное дело во франции кратко

Обновлено: 07.07.2024

почему одна из ведущих архивных держав посчитала необходимым заменить закон об архивах 1979 г., ставший моделью для архивного законодательства многих стран?

какие научные и общественные силы участвовали в подготовке закона 2008 г. и продолжают участвовать в проведении архивной политики французского государства?

Первый закон об архивах стал основой для создания многочисленных декретов и циркуляров. Заменивший его второй закон об архивах № 79-18 готовился шесть лет и был принят 3 января 1979 г., но уже во время его подготовки начинаются децентрализация и делегирование полномочий на места, никак не отраженные в его тексте. Так, в 1969-1970 гг. создаются первые Региональные управления культуры, финансирующие комплектование и просветительскую работу департаментских и муниципальных архивов, музеев и библиотек.

Децентрализация привела к созданию 22 регионов, границы которых частично совпадали с историческими провинциями Франции, и региональных органов управления: Советов, Управлений культуры, фондов и комиссий. Структура и полномочия французской архивной службы практически не изменились, но перераспределение полномочий между центром и местами имело три важных для истории архивов последствия. Во-первых, для постоянного хранения документов региональных учреждений были созданы архивные службы регионов. Архивная служба регионального уровня развивается медленно, поскольку она имеет очень мало источников комплектования. Переход департаментских архивов в подчинение Совету региона хотя и был предусмотрен в законе о децентрализации и распределении полномочий между центральной и местной властью от 7 января и 22 июля 1983 г., но произошел лишь в 1986 г. При этом директор департаментского архива остался чиновником Министерства культуры, но поступил в распоряжение Генерального совета региона.

Специалист по архивному праву Э. Бастьен подчеркивает, что методическая опека государства над архивами сохранилась. От региональной власти департаментские архивы получили дополнительное финансирование, что позволило обновить их материальную базу. Субсидии пришлись кстати, так как изменения в составе и структуре департаментских органов управления, вызванные реформой, и сравнимые по размаху только с Великой французской революцией, позволили принять на хранение и описать фонды исчезавших учреждений.

Мы видим, что французские законы об архивах – жанр, отстающий от реальности, они не изменялись каждый раз, когда серьезно перестраивался государственный аппарат. В гораздо большей степени, чем децентрализация 1980-х гг., старение закона 1979 г. ускорили процессы формирования постинформационного общества.

сократить сроки секретности для документов, поступивших на государственное хранение;

создать юридические механизмы, позволяющие комплектоваться документами предприятий различных форм собственности, в условиях последовательных приватизаций и национализаций различных сфер экономики;

упрочить правовые основы комплектования государственных архивов документами политических и государственных деятелей высшего звена; напомнить, что их рабочие документы принадлежат не им, а народу и являются неотчуждаемой государственной собственностью;

улучшить юридическую защиту государственных архивов, создаваемых частными предприятиями, на которые возложены задачи общественного назначения (газовые, энергетические, транспортные и дорожные предприятия с долей государственного капитала);

ограничить и регламентировать архивный аутсорсинг частных архивов и запретить его для публичных архивов;

усилить уголовные и административные санкции за уничтожение и повреждение архивных документов как фондообразователем, так и посетителями читальных залов;

К сожалению, первый проект закона и замечания на него из пользующихся исторической автономией архивов МИДа и Министерства обороны так и не были представлены в Национальную Ассамблею 11-го созыва (1997-2002).

Приведем два примера, безусловно повлиявших на судьбу законопроекта Николена. В 2004 г., после победы левых на выборах в местные органы власти, имели место случаи массового уничтожения архивов мэрий за период правления уходящих правых по составу кабинетов. Поскольку эти факты попали на первые полосы местных газет, Ассоциация архивистов Франции (ААФ) выпустила коммюнике с тщетным напоминанием законодательного запрета на несанкционированное уничтожение документов местной власти. В начале 2005 г., накануне введения в действие закона о свободе информации в Англии, была несанкционированно уничтожена значительная масса документов. Требуя максимальной гласности от государства и общества, и депутаты, и архивисты настаивали на необходимости усилить в соответствии с европейскими директивами о защите частной жизни защиту персональной информации, поступившей в архивы.

Обсуждая законопроект 2003 г., французское общество осознало необходимость ответственного, взвешенного подхода к открытию архивов.

Поэтому 24 августа 2006 г. министр культуры Донадье де Вабр передал на рассмотрение Национальной ассамблеи новый проект закона об архивах, позволявший:

облегчить доступ к документам государственных архивов;

усилить уголовные санкции за повреждение или уничтожение архивного достояния.

В духе закона 1978 г. об отношениях между обществом и администрацией предлагалось увеличить количество документов доступных без ограничений. Предлагался свободный доступ к текущим государственным архивам и к не содержащим персональной информации документам ЗАГС (справки о смерти, сводные таблицы по актам гражданского состояния за десятилетие).

Историк Ж. Морен особенно положительно оценил снижение и унификацию сроков секретности в законопроекте. Если закон 1979 г. устанавливал шесть сроков секретности длительностью от 60 до 100 лет, то проект закона 2006 г. предлагал всего три срока длительностью от 25 до 100 лет. Основной срок секретности, организующий всю систему защиты информации, ровнялся 50 годам. Под него попадали документы, имевшие по закону 1979 г. более длительные сроки секретности: во-первых, документы о государственной безопасности, внешней политике и статистике (ранее – 60 лет), во- вторых, документы судебных учреждений и нотариусов и брачные контракты (ранее – 100 лет).

Разработчиками закона был создан гораздо более подробный, чем закон 1979 г., текст, отдельные положения которого тесно связаны с другими французскими кодексами. Большая степень детализации нового архивного закона, диверсификация сроков доступа, постоянно расширяющееся правовое поле, в котором существуют архивы, осложняют его использование в качестве модели другими странами.

French archives law of July 15th 2008 : redaction and debate history

В статье проанализированы четыре проекта закона об архивах, разработанные в 1996-2008 гг. во Франции, показана роль профессиональных организаций архивистов и историков, а также общественного мнения в усовершенствовании архивного законодательства.

The paper takes apart four draft laws on archives, elaborated in France between 1996 and 2008, considers how professional archivist and historian associations and public opinion were involved in it’s improvement.

Ключевые слова / Keywords

Рассекречивание, архивное законодательство, Франция, общественное мнение, защита частной жизни. declassification, archives laws, France, public opinion, privacy right

Контактные данные автора/Contact details:

тел во Франции +33 6 77 44 28 22 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

french mobile phone +33 6 77 44 28 22

e mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Прозорова Виктория Борисовна / Prozorova Victoria Borissovna

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.


Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

Ознакомьтесь со списком задач, которые необходимо выполнить, на странице обсуждения .

Во Франции архивное право регулируется законодательными положениями и постановлениями министров, действующими на всей территории страны. После Французской революции последовало большое количество законов и циркуляров об архивах по мере развития французской архивной науки. Эти тексты были объединены и объединены Законом об архивах, принятым в 1979 году , вставленным в 2004 году в Кодекс наследия и измененным Законом Российской Федерации. 15 июля 2008 г. .

Текущий правовой корпус охватывает все французские архивы, как государственные, так и частные. Считаются " частными архивами " архивы или документы, по умолчанию не имеют юридического качества " публичных архивов " в смысле закона. 3 января 1979 г. . Это качество является как результатом истории, так и освящением принципа: архивы, создаваемые государственной администрацией государства и сообществ, а также его агентами при выполнении своих функций, являются публичными архивами.

Резюме

Исторический

История архивного права начинается с учета Королевским государством во время административной реорганизации государства, навязанной Французской революцией , необходимости хранить документы прежних администраций, подавленные реформами. Конец правления Людовика XVI, таким образом, знаменует начало законодательной базы французского архивного права.

Революционные законы и указы (1789-1800)

Революционный законодатель не заботится о сохранении архивов для себя. В архивах все еще находится в зачаточном состоянии , и почти неизвестен во Франции. Первые законы об архивах были практическим следствием других революционных законов: законов, направленных на подавление старых религиозных институтов или королевской администрации.

  • По его патенту писем 27ноября1789 г. , как следствие постановлений Национального собрания от 7 и 14 ноября Людовик XVI предписал всем монастырям и отделениям составить инвентарный список своей библиотеки и архивов, а затем поместить их в реестры судов или муниципалитетов.
  • в 20апреля1790 г. по провозглашению короля подавленные королевские администрации должны передать свои отчеты и архивы своей замене.
  • По закону 12 сентября 1790 г. , То Национальное Собрание создает Национальный архив , чтобы сохранить свои документы.

Эти первые три закона показывают три оси будущей архивной политики из трех соответствующих архивных источников: архивов Французской церкви, королевских архивов и архивов новой власти. Таким образом, следующие законы и указы будут определять, с различной степенью неопределенности, каким образом государство будет постепенно брать на себя ответственность за документы, связанные с отправлением культа, с историей Ancien Régime и с историей его новой администрации.

Первая часть революции была отмечена прежде всего институциональным подавлением, но постепенное исчезновение или сохранение некоторых прав потребовало сохранения большей части архивов, в частности бухгалтеров, отсюда их поддержка администрацией округов, подразделением департаментов. . Потребность в реорганизации материального управления фондами возникла довольно рано, и было сочтено более целесообразным поручить это новым отделам.

Революция, глубоко изменив ландшафт французских институциональных архивов, в то же время создала централизованную администрацию, которая могла представить себе их судьбу, способствовать распространению информации о них и регулировать их использование.

Второй период в законодательном и министерском развитии более отмечен внедрением архивной науки в средства и цели, преследуемые администрацией архивов. Это можно было бы начать с создания Чартерной школы при Людовике XVIII , ответственной за обучение тех, кто будет отвечать за французские публичные архивы и их центральную и ведомственную администрацию. В этом отношении это знаменует усиление централизации в вопросах архивов: Париж с Национальным архивом, расположенным в Марэ , является центром принятия решений; отделы являются местами казни.

  • Первым законом в этой серии, инициированным Министерством народного просвещения, является Закон о 10мая1838 г. , что в соответствии с общими правилами 6марта1843 г. взимать с отделов расходы по хранению архивов.
  • Министерские инструкции от 10апреля1841 г. важны, потому что они устанавливают структуру классификации для ведомственных архивов. Эти инструкции предусматривают упорядочение и классификацию архивов и их прикрепление к Министерству внутренних дел (отдел архивов при Министерстве внутренних дел, а затем - к Государственной инструкции). Этот офис не был объединен с национальным архивом до 1897 года .
  • Инструкции 16июня1842 г. и 20 ноября 1879 г. организовать систему классификации муниципальных архивов.

Создание этих классификационных рамок позволит архивариусам отделов провести классификацию многих фондов, оставшихся в ящиках со времен революции.

Министерские циркуляры разъясняются, обеспечивая рабочую основу, в частности, чтобы избежать ловушек, которым подвергались фонды Национального архива.

Историю народа хранят были, легенды, сказания; историю государства – архивы. Национальные архивы Франции (Archives nationales)– один из крупнейших архивов Европы, в котором хранятся документы со времен Меровингов и до наших дней.

История

До Великой революции во Франции не было централизованного государственного органа хранения архивов. Все документы принадлежали частным фондам. Но в 1790 году Учредительное собрание издает указ о создании Национальный архивов, в 1794 – Конвенцию о задачах архивов и создании централизованного хранилища, в 1796 – Закон о региональных архивах. Первыми документами, отправленными в новое хранидище, стали дореволюционные архивы государственных органов, архивы парижской епархии и конфискованные у эмигрантом и осужденных бумаги.

Наполеон І мечтал собрать в Париже все архивы мира и планировал построить для этой цели огромный замок в Шамп-де-Марс, а пока временно разместил хранилище в отеле де Субиз (1808). Новый замок так и не был построен, только фундамент, а архивы, привезенные из других стран, сразу после свержения императора отправились по домам.

Национальные архивы Франции3

В XIX веке Национальные архивы начинают собирать документы министерств и ведомств, публикуют архивные документы из запасников, персонал проходит специальное обучение в Школе хартий. В 1857 году на первом этаже отеля де Субиз открылся Музей национальных архивов, в котором представлены уникальные документы.

В 1927 году Национальным архивам отдано соседнее здание отеля де Рохан. Благодаря расширению площадей хранения начинается сбор архивов частных нотариусов Парижа. А после Второй мировой войны добавляются архивы предприятий, личные и семейные.

В 1972 году Национальному архиву отдают старые здания НАТО в Фонтебло, в которые сразу переводят архивы министерств. Именно здесь в 1984 году начинается работа над созданием электронных архивов. Неуклонный рост общественного интереса к архивным материалам позволяет открыть в 1988 году научно-исследовательский центр Каран.

Национальные архивы Франции2

Организация Национальных архивов Франции

С 1 января 2007 года Национальные архивы принадлежат государству.

Их задача – собирать, классифицировать, сортировать, хранить, восстанавливать документы, обеспечивать к ним доступ для исследования и изучения. Национальные архивы делают репродукции, фотокопии, фотографии, цифровые копии, микрофильмы фондов. В 2013 году начал работу проект ADAMANT, главной задачей которого является перевод архивных фондов в цифровой вариант.

Архивные материалы хранятся на трех площадках, которые обеспечивают хранение более 600 км линейных материалов:

Бесплатная обзорная экскурсия без предварительной записи – понедельник в 14.00.

Исследовательский центр Каран

Помимо читальных залов, в нем работают следующие исследовательские центры:

  • Топонимики и антропонимики
  • Сигиллографии и геральдики
  • Топография Парижа
  • Изучение истории права
  • Комиссия распоряжений королей Франции

Доступ в архивы

Доступ в читальные залы Национального архива открыт для любого совершеннолетнего человека (старше 18 лет) независимо от гражданства при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Перед посещением читального зала, если это первый визит, необходимо зарегистрироваться в качестве читателя. Срок ожидания заказанного документа – не более 45 минут. Бронировать документы нужно до 15.00, максимум за 15 дней или накануне.

По окончании работы с документами, если они еще нужны, можно оставить их в кассе в течение 10 дней с возможностью еженедельного продление до 2-х месяцев. Но стоит учитывать, что эти документы будут значиться в квоте, поэтому придется в следующий раз заказывать меньшее количество документов. Квота на день – 10 архивных материалов (не включаются выписки, карты и планы).

Чтобы избежать ожидания, можно зарегистрироваться он-лайн на официальном сайте и забронировать 2 документа. Предварительную регистрацию необходимо подтвердить в Пьерфитт или Париже с понедельника по субботу с 9.00 до 16.30. Для этого нужно лично предъявить документ, удостоверяющий личность.

Необходимые документы можно отксерокопировать.

Образовательная и культурная деятельность

Национальные архивы регулярно предоставляют архивные документы для национальных и зарубежных выставок.

Национальные архивы Франции4

Национальные архивы Франции не просто хранилище документов, но и научный, образовательный и культурный центр, которой популяризует историю государства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Архивное дело во Франции современность

Описание презентации по отдельным слайдам:

Архивное дело во Франции современность

Архивное дело во Франции современность

В 1984 году начинается работа над созданием электронных архивов. Неуклонный р.

В 1984 году начинается работа над созданием электронных архивов. Неуклонный рост общественного интереса к архивным материалам позволяет открыть в 1988 году научно-исследовательский центр Каран.

В 2004 году было принято политическое решение о строительстве в Пьерфитт-сюр-.

В 2004 году было принято политическое решение о строительстве в Пьерфитт-сюр-Сен крупнейшего хранилища архивов в Европе.

С 1 января 2007 года Национальные архивы принадлежат государству. Их задача –.

С 1 января 2007 года Национальные архивы принадлежат государству. Их задача – собирать, классифицировать, сортировать, хранить, восстанавливать документы, обеспечивать к ним доступ для исследования и изучения.

Отели де Субиз и де Рохан в Париже. Здесь хранятся государственные архивы ста.

Отели де Субиз и де Рохан в Париже. Здесь хранятся государственные архивы старого режима, нотариусов Парижа.

Доступ в архивы Доступ в читальные залы Национального архива открыт для любог.

Доступ в архивы Доступ в читальные залы Национального архива открыт для любого совершеннолетнего человека (старше 18 лет) независимо от гражданства при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Образовательная и культурная деятельность Национальные архивы регулярно предо.

Образовательная и культурная деятельность Национальные архивы регулярно предоставляют архивные документы для национальных и зарубежных выставок. Национальные архивы Франции не просто хранилище документов, но и научный, образовательный и культурный центр, которой популяризует историю государства.

Читайте также: