Архивное дело в италии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

. Архивное дело в Италии

.1 Рим. Центральный государственный архив

1.2 Архивное дело в Итальянских государствах до воссоединения Италии

.3 Архивное дело в Итальянских государствах после воссоединения архива

.4 Венецианский архив

2. Современная система управления архивными делами в стране

. Обеспечение сохранности, комплектование, учет и использование архивных документов в стране

.1 Русские материалы в фондах Центрального Государственного Архива

Список использованной литературы

архив документ италия

ВВЕДЕНИЕ В данной работе рассматривается Архивное дело в Италии. Курсовая работа состоит из таких элементов, как введение, рассмотрение непосредственно самой темы, заключение и список использованной литературы. В первой главе анализируется Центральный Государственный Архив, который находится в Риме, архивное дело в Итальянских государствах до и после воссоединения Италии. Рассматриваются аспекты Венецианского архива. В главе говорится о том, что в данных архивах хранились древние рукописи, ценные документы гражданской истории, коллекции средневековых грамот, редчайшие экземпляры старопечатных книг.

Во второй главе разбирается современная система управления архивными делами в стране.

В третьей главе об обеспечении сохранности, комплектования, учета и использования архивных документов в стране, описываются законы, которые создались в тот период, создаются разборочные комиссии, составляются списки, которые утверждались в центре архивного бюро. Так же рассматриваются русские материалы в фондах Центрального Государственного Архива. И частичное исследование фонда особого секретариата Муссолини.

Хотелось бы уделить особое внимание Ватиканскому архиву. Хотя он и не входил в систему итальянских архивов. В этой главе отмечается, что Ватиканский архив самый древний непрерывно существовавших архивов Европы. Так же говорится о Российской Академии наук, которая выявляла материалы о России. Архив делился на 8 отделов - секторов.

На сегодняшний день фонды Ватикана хранят более 35 тыс. томов книг, документов и манускриптов, разделенных на 630 отдельных архивов. Тайный архив Ватикана уже не одно столетие является источником мифов и легенд. Теперь церковное государство впервые решило распахнуть двери секретной папской библиотеки перед непосвященными.

1. АРХИВНОЕ ДЕЛО В ИТАЛИИ .1 РИМ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ В Центральном государственном архиве хранятся архивные фонды центральных органов государственной власти (Управления делами Премьер-министра, Министерств, Консультационных и юрисдикционных органов, за исключением архивов Управления делами Президента, двух палат Парламента, Министерства иностранных дел и вооружённых сил), а также представляющие особую ценность частные архивы организаций и отдельных лиц, полученные в дар или переданные на хранение. Архив был основан в Риме в 1875 году, когда королевским указом (№ 2552 от 25 мая) был учреждён Архив королевства для депонирования материалов упразднённых Министерств. Изначально Архив королевства был подразделением уже существовавшего Государственного архива г. Рима, находился в том же здании, подчинялся той же

АРХИВЫ ИТАЛИИ СЕГОДНЯ - тема научной статьи по истории и историческим наукам из журнала Отечественные архивы

В зарубежных архивах

Архивы Италии сегодня*

До 1975 г. архивы Италии на протяжении почти столетия пребывали под юрисдикцией Министерства внутренних дел. Причем решение о передаче архивов в ведомство внутренних дел было принято в ходе дискуссии, возникшей после объединения в политический союз независимых государств, находившихся на территории нынешней Италии в 1861 г. Альтернативой предлагалось Министерство образования. Принятое в 1874 г. итальянскими законодателями решение базировалось на необходимости гарантировать сохранение государственных и других секретов, содержащихся в архивных документах.

В 1975 г. управление архивами наряду с музеями и библиотеками было возложено на Министерство наследия культуры и окружающей среды (Ministero dei beni culturali e ambientale), которое с передачей в его ведение театра и спорта в 1998 г. стало называться Министерство культурного наследия и культурной деятельности (Ministero per i beni e le attivita culturali). В его структуре действует Департамент архивного дела и библиотек (с функциями определения бюджета, планирования, координации исследований, международного сотрудничества). В составе департамента - две генеральные дирекции: архивов, а также библиотек и культурных учреждений.

Важно знать, что правительство Италии контролирует деятельность как государственных, так и негосударственных архивов. Согласно административно-территориальному делению, страна состоит из 20 областей, которые в свою очередь разделены на 103 провинции и множество муниципалитетов, управляемых собственными правительствами. В каждой провинции существует государственный архив, выполняющий функцию местного отделения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. Как только созданный национальным правительством документ утрачивает свою юридическую силу, он передается на хранение в Центральный государственный архив (Archivio Centrale dello Stato), находящийся в Риме.

Сеть архивных учреждений Италии включает кроме Центрального архива и 99 государственных архивов 35 городских субархивов, содержащих наиболее важные комплексы документов по истории этих городов. И хотя они не имеют административной самостоятельности и подведомственны государственному архиву, находящемуся в столице провинции, но считаются самостоятельными хранилищами. В качестве примера можно привести архивы городов Ассизи, Фолиньо, Губио и Сполето, подчиненных Государственному архиву в г. Перуджи - столице области Умбрия. Архивы городов, провинций и областей, а также государственных учреждений являются всеобщим достоянием и потому не подлежат продаже. В соответствии с установленным порядком архивные документы должны быть систематизированы и описаны, а источники, с момента создания которых прошло более 40 лет и составляющие историческую часть архивов, обязаны иметь научно-справочный аппарат.

Государственные архивохранилища содержат не только документы, созданные учреждениями современной Италии или существовавших ранее на ее территории герцогств, королевств, городов и республик. В них также хранятся архивы большого числа религиозных учреждений, подвергавшихся гонениям в XVIII и XIX вв., частных и государственных организаций, госпиталей, фирм, а также родовые и личные архивы. Они поступают в государственные архивы на временное хранение, приобретаются или дарятся.

В Италии, как и в ряде других стран, не все государственные структуры передают образовавшиеся в их деятельности документы в госархивы. Так, собственные исторические архивы имеют Министерство иностранных дел, Парламент, Палата представителей, Сенат Итальянской Республики, канцелярия президента и Конституционный суд. До недавнего времени, пока не был отменен обязательный призыв в армию, Министерство обороны передавало списки призывников в Центральный государственный архив, но с переходом к контрактной системе формирования Вооруженных сил отказалось от этой практики. Сейчас большинство документов Министерства обороны хранится в Исторических ведомствах (Uffici storici) генеральных штабов Итальянской армии, Морских и Военно-воздушных сил.

Государственные архивы хранят и документы местных правительств, существовавших до объединения Италии. Так, в Государственном архиве во Флоренции находятся документы правителей флорентийского города-государства начиная с XIII в. Здесь также находятся материалы герцогства Тосканы (с 1569 г. Великое герцогство), которое управлялось представителями династии Медичи до 1737 г., а затем до объединения Италии - домом Габсбургов-Лотарингских.

Хотя сохранность документов давно ушедших эпох остается первостепенной задачей государственных архивов, они комплектуются и документами органов государственного управления, которые поступают сюда по истечении 40 лет с момента создания.

Контроль за комплектованием и созданием необходимого научно-справочного аппарата архивов ведут наблюдательные советы, существующие при отделениях государственной администрации. В наблюдательный совет входят представители администрации, государственного архива и Министерства внутренних дел, который следит за обеспечением сохранности конфиденциальной информации, заключенной в архивных документах. Таким образом, после передачи архивов в ведение Министерства наследия культуры и окружающей среды ведомство внутренних дел сохранило за собой контролирующие функции над конфиденциальной документацией. В обязанности наблюдательного совета входят: надзор за правильным ведением и хранением текущих архивов органов управления; оказание помощи их хранителям в определении организационных и административных критериев отбора; передача документов в государственный архив; определение документов ограниченного доступа, содержащих конфиденциальную информацию.

Центральный аппарат каждого министерства разрабатывает классификационные схемы и руководства по хранению документов для архивов центральных и местных учреждений своей системы, что обеспечивает единую организацию архивов различных секторов государственного управления. Классификационные схемы определяют структуру и организацию архива в соответствии с направлениями деятельности каждого подразделения, создающего определенные документы, а руководства по хранению устанавливают состав документов, имеющих историческое значение и подлежащих передаче на постоянное хранение, сроки хранения остальной управленческой документации до ее уничтожения.

Документы передаются в государственный архив, в том числе на постоянное хранение, после проведения их предварительного отбора. Наблюдательные советы получают разрешение на уничтожение документов от Генеральной дирекции архивов. При подготовке предложений по выделению документов к уничтожению используются номенклатуры дел и руководства для хранителей, разработанные центральными

ведомствами. К сожалению, в связи с тем, что эти руководства быстро устаревают, наблюдательные советы часто устанавливают свои критерии, с учетом необходимости сохранения особо важных исторических документов и нехватки хранилищ. Даже в архивах государственных учреждений документы периодически выделяются к уничтожению, которое санкционируется 19 архивными управлениями (суперинтендантствами), функционирующими на правах агентств Министерства культурного наследия и культурной деятельности, одновременно находясь под областной юрисдикцией. Отбор к уничтожению документов - жестокая необходимость, часто вызывающая сомнения и проблемы у архивистов.

Во всех архивах к услугам исследователей и специалистов созданы научные библиотеки, но лишь некоторые (наиболее крупные) архивы имеют свои реставрационные лаборатории. В большинстве случаев архивные документы реставрируются частными специалистами на контрактной основе. Примерно 40 архивов (или более трети всех архивов) имеют лаборатории для копирования материалов. При 17 государственных архивах в столицах областей действуют школы архивного дела, палеографии и дипломатики.

Одной из сложнейших проблем деятельности архивов является доступ к документам. С одной стороны, итальянская Конституция гарантирует свободный доступ к информации и свободу исследований, с другой - охрану конфиденциальной информации. Соблюдение основного принципа итальянского законодательства - объективность и прозрачность административных актов - обусловливает предоставление гражданам для защиты их законных интересов доступа к документам, относящимся к деятельности государства и государственных учреждений, при условии некоторых четко определенных исключений. Таким образом, документы в государственных учреждениях, ведомственных архивах и депозитариях доступны для граждан с учетом установленных правил и сроков их выдачи.

Доступ к документам государственных архивов еще проще. Исключение составляют документы, содержащие конфиденциальные сведения: о внутренней и внешней политике государства (открыты для исследования через 50 лет после их создания); касающиеся лиц, привлекавшихся к суду по уголовным преступлениям (доступны по истечении 40 лет); затрагивающие здоровье, интимные и семейные отношения частных лиц (открыты по истечении 70 лет).

Законом предусмотрены исключения по предоставлению архивных документов для исторического исследования. Так, Министерство внутренних дел может санкционировать досрочное предоставление документов, согласовав этот вопрос с директором государственного архива, в котором они хранятся, и Консультативным советом по вопросам, касающимся документов ограниченного доступа. Такие ограничения относятся не только к хранящимся в государственных архивах и имеющим историческое з

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

УДК: 32.077.1

Особенности документационного обеспечения в Италии.

Features of documentation support in Italy.

Авторы: МанукянАртушАветикович, Рубцова Татьяна Юрьевна – Российская Федерация, г.Краснодар, Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, студенты 2 курса факультета экономики и права.

Authors:ManukyanArtushАvetikovich, Rubtsova Tatyana Yuryevna- Russian Federation, Krasnodar,Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT, 2nd year students of the faculty of еconomics and law.

Аннотация:Документационное обеспечение управления – это важнейшая составляющая всех уровней и видов управления. В последние время происходит особо активное внедрение в работу службы делопроизводства информационных технологий. В ходе политических и социально-экономических факторов научно-технического прогресса. Эра электроники диктует свои собственные технологии, а иногда и своеобразие не только формы делопроизводства, но и содержания документационного обеспечения управления.

Annotation: Management documentation is the most important component of all levels and types of management. Recently, there is a particularly active introduction of information technologies in the work of the office management service. In the course of political and socio-economic factors of scientific and technological progress. The era of electronics dictates its own technologies, and sometimes the originality of not only the form of office work, but also the content of management documentation.

Ключевые слова: делопроизводство, архив, система, органы, журналы.

The keywords: records management, archive, system, bodies, journals.

В специализированных зарубежных источниках и научной литературе работа с документами (RecordKeeping) трактуется как производство и сохранение в форме записанной информации полного, точного и достоверного свидетельства управленческой деятельности. В российском документоведении и архивоведении эквивалентов термину "RecordKeeping" не существует. Также в США организация, занимающаяся вопросами документации, называется "Национальный архив и управление документацией" (NationalArchivesandRecordsAdministration (NARA)). А в Германии употребляется термин "Schriftgutverwaltung", который переводится как "управление письменными документами". В Великобритании для обозначения термина "управление документами" используется понятие "RecordsManagement".

В целом работа с документами включает в себя: создание документов в ходе управленческой деятельности, а также способы обеспечения соответствия создаваемых документов определенным требованиям; проектирование, внедрение и эксплуатацию системы работы с документами (системы управления документами); управление документами, используемыми как в управленческой деятельности, так и в качестве архива.

Делопроизводство в современной Италии существует с тех времен, когда Итальянские государства находились под властью Наполеона. Французское правительство привило Италии классификацию документов и систему регистрации, основные черты которой сохраняются и сегодня. Через четырнадцать лет после образования Итальянской Республики правительство открыло в Риме – Архивио Централе деллоСтато(Центральный Государственный Архив).

Можно сказать, что современное делопроизводство в Италии началось с издания Королевского указа 1900 года (в документе были изложены основополагающие принципы работы канцелярий и архивных учреждений государственного правительства). Но несмотря на это, лишь в 1963 году сформировалась структура делопроизводства в том виде, в котором она официально существует и сейчас. Так же был издан ДекретодельПрезидентеделлоРепублика(Президентский указ), который определял основные требования к архивному хранению и делопроизводству, которые применяется и по сей день. Рассмотрим суть этих требований.

При регистрации входящих документов в журнале проставляется дата получения, имя отправителя и предмет дела. При регистрации исходящих документов указывается дата создания, адресат и предмет дела. Кроме того, все документы регистрируются в журнале той канцелярии, в которую они поступают.

Общие категории дел позволяют классифицировать административные документы, общие для всех или для большинства министерств, а специальные категории отражают потребности отдельно взятого министерства, которые обусловлены спецификой его деятельности. Эти предметные категории составляют иерархию классов и подклассов, к каждому из которых присваивается собственный буквенно-цифровой код. Похожая система широко используется в Северной Америке.

В президентском указе 1963 года определены сроки архивного хранения для всех категорий государственных документов, включая документы правительства, областей и провинций, а также муниципалитетов.

Центральное Архивное Управление, которое расположено в Риме, осуществляет руководство государственной сетью архивных учреждений, в которую входят Центральный Государственный Архив, Органы архивного надзора, региональные архивы отдельно взятых территорий и провинций и другие организации.

Органы архивного надзора функционируют независимо от государственного архива и решают вопросы регионального уровня в отношении документов, находящихся в собственности частных лиц или организаций.

Подведем итог. Делопроизводство в Италии начало свое развитие достаточно поздно, в отличии от остальных стран. Большое влияние на данный процесс оказало Французское правительство в таких областях как, классификация документов и система регистрации. На сегодняшний день, итальянская система документационного обеспечения управления походит на европейские системы делопроизводства.

Список литературы

1. Беззубенко, Н.С. Информационное обеспечение управления: учебное пособие /Н.С. Беззубенко. – Тула, 2008;

2. Рысков, О.И. Управление документами в европейских странах / О.И. Рысков // Делопроизводство. – 2006. – № 4;

3. Кузнецов, И.Н.Документационное обеспечение управления и делопроизводство/ Учебное пособие.- М., 2012.

Делопроизводство в Италии

В статье рассмотрены вопросы природы и роли делопроизводства в древней и в современной Италии - стране с богатой историей делопроизводства, историей, насчитывающей в буквальном смысле несколько тысячелетий.

Дэвид O. Стефенс (Stephens, David O)

В Итальянской Республике (именно таково официальное название Италии) проживает около 58 млн. человек, что немногим меньше населения Великобритании. Италия делится на 20 областей и 94 провинции и представляет собой демократическое государство с парламентской формой правления. На муниципальном уровне выделяется около 8.000 административных округов, так называемых comuni - городов и деревень. Все вышеперечисленные административные единицы являются субъектами применения требований в части делопроизводства, установленными итальянскими законами.

Италия – относительно молодое государство (объединение произошло только в 1861 г.), однако история делопроизводства на этих землях началась не менее 2.000 лет назад, еще во времена Римской Республики и сменившей ее впоследствии Римской Империи. Эти два государства породили одну из величайших цивилизаций, когда-либо существовавших в мире, и внесли огромный исторический вклад в развитие делопроизводства. И хотя тема делопроизводства в Древнем Риме в нашем журнале уже рассматривалась, имеет смысл еще раз к ней обратиться, т.к. она является своеобразным предисловием к теме делопроизводства в современной Италии.

Делопроизводство в Древнем Риме

Делопроизводство в итальянских городах-государствах

Средневековые итальянские города-государства внесли существенный вклад в развитие систем делопроизводства – пожалуй, больший, чем любая Европейская страна. Государственные архивы в этих государствах подразделялись на различные бюро, каждое из которых отвечало за хранение документов и дел местного правительства. Как правило, документы распределялись по делам по предмету, формату, или типу операций и располагались в хронологическом порядке. В качестве картотек в бюро использовались большие шкафы для одежды или посуды, на каждый из которых наклеивалась этикетка с описанием содержимого.

Делопроизводство в Римской католической церкви

Хотя архивы Ватикана и Римской Католической Церкви состоят из церковных документов, относящихся к независимому государству внутри Италии, значение папского престола в истории итальянского делопроизводства настолько велико, что не уделить здесь хотя бы немного внимания роли Церкви было бы неправильно. После падения Рима в V веке н.э., Церковь осталась практически единственным местом во всей Италии, а, следовательно, и во всей Европе, где сохранялось делопроизводство.

Формально, епархиальный архив был создан Ватиканом в 1565 году н.э. при Миланском Совете. Однако официальный статус канонического права нормы делопроизводства получили лишь в 1917 году. В Кодексе канонического права 1917 года указывалось на необходимость хранения епархиальных архивов, а также устанавливались требования к содержимому архивов, правила использования архивов и методы хранения.

Позже в церковных правилах были прописаны требования к делопроизводству вплоть до уровня отдельного прихода. Учитывая, что в Италии многие документы относились одновременно и к Римской Католической Церкви и к правительству страны, нужно было определить, в чьем ведении находятся эти документы. Этот вопрос был решен в 1929 году по Конкордату (Concordat, соглашение), заключенному между Италией и Ватиканом.

Значение папского престола в мировой истории делопроизводства определяется тем, что церковное каноническое право регулирует, пожалуй, самую глобальную систему делопроизводства, равной которой в мире просто нет. Делопроизводство ведется в церковных организациях практически во всех странах мира.

Делопроизводство в современной Италии

Делопроизводство в современной Италии существует с начала XIX века – с тех времен, когда Итальянские государства находились во власти Наполеоновской Франции. Французское правительство привило Италии классификацию документов и систему регистрации, основные черты которой сохраняются и сегодня. Через четырнадцать лет после образования Итальянской Республики, которое произошло в 1861 году, правительство открыло в Риме – Архивио Централе делло Стато (Archivio Centrale dello Stato, Центральный Государственный Архив). Расположенный в Риме, Архив хранят документы, изданные центральными административными органами национального правительства Италии. Кроме того, Архив управляет иерархией государственных архивных организаций на всей территории Италии и формирует структуру общегосударственного делопроизводства.

Можно сказать, что современное делопроизводство в Италии началось с издания Королевского указа 1900 года (в документе были изложены основополагающие принципы работы канцелярий и архивных учреждений государственного правительства). Однако лишь в 1963 году сформировалось структура делопроизводства в том виде, в котором она официально существует и сейчас. В это время вышел Декрето дель Президенте делло Република (Decreto del Presidente dello Republica, Президентский указ), определивший основные требования к архивному хранению и делопроизводству, которые, с незначительными изменениями, применяется и по сей день. Рассмотрим суть этих требований.

При регистрации входящих документов в журнале проставляется дата получения, имя отправителя и предмет дела. При регистрации исходящих документов указывается дата создания, адресат и предмет дела. Кроме того, все документы регистрируются в журнале той канцелярии, в которую они поступают.

Предметная классификация дел

Общие категории дел позволяют классифицировать административные документы, общие для всех или для большинства министерств (такие, например, как личные дела), в то время как специальные категории отражают потребности отдельно взятого министерства, обусловленные спецификой его деятельности. Различные предметные категории составляют иерархию классов и подклассов, каждому из которых присваивается собственный буквенно-цифровой код. Похожая система широко используется в Северной Америке.

Организация работы с вышедшими из активного пользования документами

Описанная система предполагает, как правило, по одному такому архиву на каждое головное министерство (directorate) государственного правительства, и по одному – на каждую префектуру или региональное правительство.

В Президентском указе 1963 года, о коем уже упоминалось выше, определены сроки архивного хранения для всех категорий государственных документов, включая документы правительства, областей и провинций, а также муниципалитетов.

Как уже отмечалось, расположенное в Риме Центральное Архивное Управление осуществляет руководство государственной сетью архивных учреждений, в которую входят Центральный Государственный Архив, Органы архивного надзора (Sovrintendenze archivistiche), региональные архивы отдельно взятых территорий и провинций (Archivi de Stato) и другие организации.

Наблюдательные комиссии

В большинстве центральных, региональных и провинциальных министерств государственного правительства выделяются Наблюдательные Комиссии, контролирующие исполнение правительственных программ в сфере делопроизводства. В состав наблюдательной Комиссии входят глава соответствующего министерства (или назначаемое должностное лицо), другие руководители высшего звена, а также представитель государственного архива.

Комиссии осуществляют общий административный надзор за системой делопроизводства в министерствах и ведомствах, в том числе за зданиями и иными владениями внутриведомственными и депозитных архивов. Они оценивают качество имеющихся систем хранения документов, и определяют документы, подлежащие изъятию. Подлежащие изъятию документы передаются в Министерство культурного и природного достояния, где принимается окончательное решение об их уничтожении.

Органы архивного надзора

Органы архивного надзора функционируют независимо от государственного архива и решают вопросы регионального уровня в отношении документов, находящихся в собственности частных лиц или организаций.

При подготовке статьи использовались следующие материалы:

● Luciana Duranti. "Records Management in Italy." American Archivist. Fall, 1986. pp. 459-462.

● Luciana Duranti. "The Odyssey of Records Managers, Part I--From the Dawn of Civilization to the Fall of the Roman Empire." Records Management Quarterly. July, 1989.

● Luciana Duranti. "The Odyssey of Records Managers, Part II--From the Middle Ages to Modern Times." Records Management Quarterly. October, 1989.

● Frank B. Evans. "Records and Administrative Processes: Retrospects and Prospects." Janus. 1991.

● International Council on Archives. "National System Descriptions: Italy." In: European Archival.

● Conference on the Creation and Organization of Contemporary Records.

● Paris: International Council on Archives. 1985.

● Ernst Posner Archives in the Ancient World. Cambridge: Harvard University Press. 1972.

Читайте также: