Архитектура в италии кратко

Обновлено: 02.07.2024



Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора . Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года.


Agostino Caironi (1820-1907), Interno del Duomo di Milano 1872
Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный…


Суперга (итал. Basilica di Superga) — католическая базилика, вздымающаяся над Турином на вершине одноимённого холма.

Отсюда в 1706 г. будущий король Виктор Амадей II и его кузен Евгений Савойский наблюдали за осадой города французами и испанцами. В случае успешного исхода битвы они дали обет возвести на этом месте храм.

Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II) — пассаж в Милане, названный в честь короля Виктора Эммануила II.

Галерея соединяет площадь перед Миланским собором с площадью перед театром Ла Скала. Она была построена по проекту архитектора Джузеппе Менгони в 1865—1877 гг.

Галерея в плане имеет форму латинского креста с восьмиугольным центром, украшенным мозаиками, изображающими четыре континента (кроме Австралии), а также аллегорические изображения искусства, земледелия, науки и промышленности. Сверху галерея покрыта куполом из стекла и железа.

Замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi) — загородная резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье города Никелино (10 км юго-западнее Турина).

В Средние века собственность младшей ветви Савойского дома, охотничьи угодья в Ступиниджи в XVI веке принадлежали маркизам из рода Паллавичино. Король Виктор-Амадей II поручил Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII века. Над отделкой внутренних покоев работали мастера из Венеции.

Шедевры архитектуры. Италия.

Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания — 4,9 м, на высоте галерей — 2,48 м). Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3° 54.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции архитектора Филиппо Брунеллески имеет самый большой в мире кирпичный купол[1][2]

Архитектура Италии разнообразна по стилям и направлениям, что объясняется её разделением до 1861 года на несколько городов-государств. Однако, именно это и создало в стране разнообразный и эклектичный набор архитектурных проектов. Италия известна своими значительными архитектурными достижениями [3] , такими как строительство арок, сводов, архитектурой Древнего Рима, эпохи Возрождения XIV по XVI века. Италия является родиной ранней формы классицизма — Палладианства, работы которого вдохновляли неоклассическую архитектуру, повлияли на проекты, по которым дворяне строили свои загородные дома во всем мире, в частности в России, Франции и др. В Италии возведены лучшие произведения Европейской архитектуры, такие как Колизей, Миланский собор, Моле Антонеллиана в Турине, собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Италия имеет много памятников архитектуры во всех её направлениях. Это музеи, дворцы, здания, статуи, церкви, художественные галереи, виллы, фонтаны, исторические здания и археологические памятники [4] . И в настоящее время Италия не находится позади архитектурного авангарда.

Архитектура Италии

Архитектура Италии отличается разнообразием стилей, сформированных с древних времен на основе политических, культурных и экономических изменений страны. В настоящее время туристы со всех уголков мира не перестают восхищаться такими шедеврами итальянской архитектуры, как Пизанская Башня и Колизей, а также множеством других архитектурных памятников. Древний Рим по праву считают культурной и духовной столицей мира.

Наиболее значимые периоды и стили архитектуры Италии

Классический стиль архитектуры Италии

Классическая архитектура Италии берет свое начало у древних греков, оказавших значительное влияние на культуру Римской империи. В этот период все здания начали строить со строгим соблюдением математических принципов.

В свою очередь классический стиль охватывает два периода: греческий и эллинистический. Греческий период характеризуется применением в архитектуре дорических колонн. Во время эллинистического периода в строительстве зданий стали использовать ионические колонны. Однако этот период вскоре закончился после завоевания Греции Римской Империей. Несмотря на то, что римляне позаимствовали архитектурные стили у греков, они внесли свои некоторые изменения, добавили больше украшений, а также изобрели бетон.

Классический стиль сменил неоклассический, который впоследствии получил широкое распространение по всему миру.

Раннее Средневековье архитектуры Италии

После падения Римской Империи под влиянием византийского стиля сформировался новый стиль, главное отличие которого заключалось в том, что в церкви с круглыми арками стали строить не только в крупных городах, но и в деревнях по всех стране.

Готический стиль архитектуры Италии

Главное его отличие от стиля раннего средневековья состоит в применении стрельчатых арок вместо круглых, а также использование более искусных скульптур, (таких как гаргульи), множества больших окон наряду с другими проявлениями мавританской архитектуры.

Ренессанс архитектуры Италии

В этот период итальянские архитекторы пребывали в поиске новых идей. В результате были обнаружены новые принципы построения зданий с симметричными элементами. Кроме того, архитектура Италии периода Ренессанса отличается обилием колонн, пилястров, куполов, ниш, скульптур и расписанных потолков церквей. Самым знаменитым примером является церковь Святого Петра в Риме, где художественную роспись потолков выполнил выдающийся итальянский художник Микеланджело Буонаротти.

Барокко архитектуры Италии

Стиль барокко также известен под названием Bizarre (причудливый), так как это один из самых экстравагантных стилей, достаточно распространенный по всему миру. Стиль барокко появился благодаря стремлению Папы Римского создать особые украшения для церквей, которые бы подчеркивали великолепие христианской святыни. Впоследствии стиль барокко также отразился и на нехристианских зданиях.

Все старинные здания в Италии построены в одном из вышеупомянутых стилей. Архитектура Италии славится работами таких известных художников, как Андреа Палладио, Джакомо Виньола, Микеланджело Буонаротти, Джотто ди Бондоне, Рафаэль Санти, Филиппо Брунеллески и многими другими.


Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.
Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории, и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности, который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии


Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)


Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески


Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в создание образа символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе.


Леон Баттиста Альберти


Архитектура позднего Возрождения

В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.

От Браманте до Микеланжело


В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.

В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.

Андреа Палладио


Читайте также: