Архитектура ссср кратко самое главное

Обновлено: 05.07.2024

Советская архитектура охватывает период с 1917 до 1991 года. За это время в ней было создано несколько уникальных стилей - конструктивизм, сталинский ампир и получили развитие известные мировые архитектурные стили — рационализм, ар-деко, эклектика, брутализм.

Архитектура периода Революции и Гражданской войны

Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий

Советская архитектура 1920-1940-х гг.

Советская архитектура 20-30 годов

Конечно же, картина нарождающейся советской архитектуры будет неполной без истории создания Мавзолея Ленина. Этическая составляющая никакой критики не выдерживает: устроить в центре столицы захоронение одного человека, пусть даже и основателя первого в мире Советского государства, сохранять его тело забальзамированным в течение долгих десятилетий, сделать Мавзолей местом массового паломничества посетителей с разных уголков страны и мира, пренебречь мнением близких родственников покойного. Впрочем, последним Советская власть потом будет пренебрегать не единожды…

Архитектор Щусев сработал оперативно и уже через неделю после кончины Ленина, когда в Москве стоял страшный мороз, появилось здание временного деревянного Мавзолея. Возможно, что наследники Ленина первоначально не планировали, что дерево станет камнем. Объятая горем страна стекалась в Москву, чтобы проститься с вождем. Гражданам решили дать для этого максимально много времени. К весне же, когда тело стало разлагаться, пришлось принимать сразу два решения: о бальзамировании ленинских останков и о сооружении каменной усыпальницы. Тот же Щусев, надо отдать ему должное, попытался вписать Мавзолей в архитектурный ансамбль Красной площади, и отчасти в этом преуспел. Основные работы завершились к 1930 году. На месте деревянного куба, увенчанного пирамидой, по бокам которого имелись лестницы для входа и выхода, теперь возвышался монолит куда более крупных размеров. Исчезла трехчастная композиция, объем стал единым. Строительными материалами послужили темно-красный гранит и черный лабрадорит. Скульптор И. Д. Шадр увенчал Мавзолей гранитным барельефом с изображением Государственного герба СССР.

После революции Москва обезлюдела. Выжившие горожане словно одичали. В начале 20-х в столицу хлынули сотни голодных крестьян из разоренных деревень. В городе была хоть какая-то работа. К началу 30-х в Москве проживало более трех миллионов людей. Население за 10 лет увеличилось в три раза. Таким образом, установилась политическая стабильность, экономическое положение страны упрочилось. Начался процесс индустриализации. Один за другим возводятся металлургические комбинаты – Магнитогорский и Кузнецкий. В Челябинске и Харькове появляются тракторные заводы. Казалось, что перед архитектурой открываются новые горизонты.

В середине 20-х советские архитекторы, воодушевленные революцией и идеей прекрасного будущего, пытались решить острейшую проблему нехватки жилья. Строили дома-коммуны с общественными кухнями, столовые, фабрики, рабочие клубы, избы-читальни. Постепенно строительство становится все более массовым. Государство монополизирует все заказы на проведение строительных работ. Сами работы стремились максимально ускорить и удешевить. Начиная с 1927 года, в строительстве стал применяться шлакобетон, в 1940-й год ознаменован появлением первых панельных домов.

Формирующийся стиль советской архитектуры вобрал в себя самые разнородные влияния. С одной стороны, развернулась дискуссия между представителями конструктивизма и рационализма. С другой – все больше обозначалась тенденция к возрождению классицизма в новых формах тоталитарного государства.

Представители школы конструктивистов-урбанистов (прежде всего, братья А. А. и Л. А. Веснины) ратовали за создание т. н. городов-коммун, в которых преобладало бы жилье гостиничного типа. Одним из наиболее типичных проявлений конструктивистского стиля можно считать Дворец культуры московского автозавода им. Лихачева (1930—1934). Само это здание характеризуется обширными застекленными поверхностями, не менее огромными плоскостями при полном отсутствии украшений, динамичностью композиции и свободным сочетанием в ней различных объемов. По проекту Весниных возводилась и Днепровская ГЭС, ставшая одним из лучших образцов промышленного строительства на рубеже десятилетий – от 20-х к 30-м.

Оппонентами конструктивистов выступали рационалисты-дезурбанисты. Им представлялось возможным в перспективе заменить города сетью бетонных шоссе, по обе стороны от которых располагались бы многочисленные жилые постройки, а за ними – промышленные предприятия и аграрные учреждения. М. Гинзбург даже вынашивал явно утопические планы наделения каждой советской семьи уютным типовым домиком и личным автомобилем. Николай Ладовский, лидер рационалистов, подчеркивал значимость формообразования с учетом психофизиологических особенностей восприятия человека, много занимался проблемой художественного образа. Рационалистам было доверено оформление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. По проекту архитектора И. Рерберга возведено здание Московского телеграфа.

Огромный Дворец Советов со стометровой фигурой Ленина на вершине, занимающий целый переулок оперный театр им. Немировича-Данченко, немыслимых размеров наркомат тяжелой промышленности, невероятное здание Аэрофлота, всесоюзный вытрезвитель в виде бутылки – тоже гигантских размеров. В теории всё это было одобрено и могло появиться в Москве.

С особым энтузиазмом взрывали церкви. Ведь Бог должен быть один, земной Бог. Уничтожение Храма Христа Спасителя даже цинично снимали на кинопленку во всех ужасающих подробностях. На его месте предполагался Дворец Советов. Никого не смущало, что это сооружение будет адской мешаниной всевозможных стилей. Ведь официальная идеология гласила, что установление Советской власти – это выстраданный итог надежд и чаяний трудящихся всего мира. В целом мире не было еще полукилометровых небоскребов. Дворец Советов замышлялся как здание советского парламента. В нем должны были заседать лучшие люди страны. Его проектированию и строительству сразу присвоили статус дела государственной важности. Изобрели специальную марку стали для будущего массивного каркаса, чтобы тот выдержал тяжелую навесную конструкцию. Предполагались и эскалаторы, и лифты, и система кондиционирования в зале – всё по последнему слову тогдашней науки и техники. На проект был объявлен международный конкурс. Победил Борис Иофан, ставший любимым архитектором Сталина на долгие годы вперед. Однако проекту не суждено было осуществиться. Вырыли только котлован – на большее не хватило средств. Когда началась война, каркас Дворца Советов пустили на танки.

Вместо множества мелких и кривых улиц создаются системы крупных артерий и крупных кварталов, которые было значительно легче контролировать. По сталинскому генплану, все улицы должны были расширить до 30-40 метров – за счет сноса некоторых зданий, ликвидации клумб и газонов, а на некоторых улицах – также и деревьев. Зеленые улицы превращались в холодные голые магистрали. Вся Москва должна была выглядеть как Тверская. В центре столицы не должно быть зданий ниже шести этажей, поэтому старые строения наращивали самым причудливым образом. Фасады домов были пронизаны насквозь бесчисленными арками. Без них невозможно было ни во двор попасть, ни перейти с одной улицы на другую. Возникла идея застройки магистралей и формирования большого фронта улиц, когда протяженность одного дома составляет около полукилометра. Лицо Тверской (т. е. улицы Горького) должны были составлять только правильные фасады.

Каковы же были результаты столь коренных трансформаций внешнего облика Москвы? К началу Великой Отечественной войны её центр преобразился в корне. Принципиально иной стала и система транспортных артерий. Через реки Москва и Яуза перекинулись девять новых мостов. Началось строительство Московского метрополитена и три линии уже были сданы в эксплуатацию. Новый зеленый массив украсил Центральный парк культуры и отдыха им. Горького.

С помощью кино гражданам внушали, что Москва – город будущего, где все живут очень счастливо, гуляя по прекрасным улицам и занимая светлые квартиры в новых домах. На деле, квартиры в новых помпезных зданиях раздавали только партийной элите, а основная часть населения продолжала ютиться в деревянных бараках.

Советская архитектура 1945—1961 годов

Послевоенная разруха

Советская архитектура - начало типового индустриального домостроения

Советская архитектура - начало типового индустриального домостроения

Теснота новых домов породила жутковатый анекдот о том, что по ужатой до последнего предела лестнице невозможно было снести гроб, приходилось заходить в квартиры, где процессии с гробом удавалось развернуться только в большой комнате. Проблему пришлось решать целым архитектурным консилиумом. Всё, чего хотели архитекторы и чего от них требовали, - это одолеть коммунальный кошмар. Но имевшиеся для этого условия оказались такими же скромными, как и метраж отдельных квартир. Всё решали экономические возможности страны на тот период. Пределом мечтаний стала квартира по цене комнаты.

Впервые за 40 лет существования СССР власть повернулась лицом к народу и взялась за искоренение жилищного кризиса, который преследовал Советский Союз со дня его создания. В 1932 году, например, население Москвы увеличилось на 220 тысяч человек, а построено было всего 120 шестнадцатиквартирных бараков на 10000 жителей. Люди, прибывавшие в города по зову партии и правительства – поднимать тяжелую промышленность, задыхались в бараках и коммуналках. И тех не хватало! Война только усугубила ситуацию. Без крова остались 25 миллионов человек. Вдобавок Красная Армия прошлась по Европе и увидела, что тамошний угнетенный рабочий класс живет гораздо лучше, чем свободные граждане Советского Союза. Тогда, после войны, впервые о жилищной тесноте заговорили с высоких трибун, в частности, с трибуны XIX партсъезда.

Однако широко и гласно проблема жилья стала обсуждаться только после смерти Сталина в марте 1953 года. В этот момент жилищный вопрос стал главным козырем в разыгравшейся внутрипартийной борьбе за политическое лидерство. Курс на массовое строительство жилья провозглашает новый глава правительства Георгий Маленков. В 1957 году Маленкова вывели из состава Политбюро как несогласного с курсом нового Генсека – Никиты Хрущева. Так с именем последнего и связалась реформа, направленная на обеспечение каждой советской семьи отдельным жильем.

Впрочем, проблема массового жилья, конечно, волновала архитекторов и задолго до Хрущева. Они еще до войны придумывали проекты, как можно строить дома из элементов, которые больше, чем кирпич, что сократило бы и время, и затраты. Один из первых опытов крупноблочного строительства – Ажурный дом на Ленинградском проспекте в Москве, построенный архитектором Андреем Буровым в 1940 году. Ажурным он назван в честь витиеватых решеток, которые украшают балконы и одновременно скрывают то, что находится за ними. Буров предугадал одну из главных проблем будущих застроек – захламленные балконы, превращающие любой аккуратный квартал в своего рода китайский Шанхай.

Не успели изжить излишества архитектурные, как появились излишества инженерные. Поиск самой экономичной и универсальной технологии строительства не обошелся без крайностей. Ленинградцы рекламируют свой оригинальный способ сборки дома, начиная с крыши. Пока ее собирают наверху, внизу целиком монтируется этаж, который потом доставляется наверх электролебедкой. Киевляне собирают блоки из кирпичей, заливают их раствором на заводе и везут на стройплощадку. Архитектор Б. Иофан на полном серьезе разрабатывает проект пластмассового дома. Цель та же – значительно облегчить и удешевить конструкцию. Для экспериментального строительства даже выделяют участок в Измайлове.

Советская архитектура - строительство домов серии К-7

Советская архитектура - строительство домов серии К-7

Экономия была важнейшей составляющей массового жилищного строительства. ХХ въезд КПСС всей стране дал вздохнуть свободнее, а вот строителей, наоборот, заставил затянуть пояса. Директивы съезда гласили, что общую стоимость жилищного строительства необходимо снизить на 20 %. Инженеры и архитекторы опять засели за расчеты. Получилось, например, что на лифте в доме можно сэкономить целых 8 % стоимости. Отсюда – популярность пятиэтажек. Это тот минимум, на который медики разрешали подниматься пешком.

Советская архитектура - Черёмушки

типовые дома, Черёмушки, Москва, 60-е

На всю страну загремело название подмосковной деревушки – Черёмушки. Так стали называть пятиэтажные районы по всему Советскому Союзу. Так название сделалось нарицательным. Первые Черемушки были своего рода испытательным полигоном, опытным участком. На практике квартиры часто оказывались весьма перенаселенными. Приезжали родственники – кто погостить, кто учиться, и оставались надолго. Тогда типологии объявили войну проектировщикам. Домашнюю жизнь советской семьи разделили на 83 процесса. Целью было хоть немного расширить квартиру и оставить место для бытовых работ. Неудобства четырехметровых кухонь были доказаны математически.

Советская архитектура 70-80 годов

Тенденции, которые возобладали в советской архитектуре после прихода к власти Н. С. Хрущева, - стандартизация и унификация, массовое строительство дешевых жилых домов, внешняя простота - с определенными оговорками сохранились и в последующие десятилетия. Архитектура продолжала развиваться в тесном сотрудничестве с последними достижениями науки и техники. Ей отводилась роль прикладная, демонстративная, вторичная по отношению к вышеупомянутым отраслям. Собственно, возведение Останкинской телебашни в 1967 году и призвано было продемонстрировать стране и миру возросшие технические возможности инженерного искусства. Продолжилось строительство линий московского метрополитена, где вместо помпезности раннего сталинского ампира гораздо четче просматривается дифференциация в области использования отделочных материалов - даже несмотря на то, что генеральные проекты строительства оставались типовыми, а единственным их заказчиком - государство.

Продуктивным представлялась тенденция к синтезу различных видов искусства. Так, архитектура генетически, еще с античных времен, была тесно взаимосвязана со скульптурой, а затем и с живописью. Монументально-декоративное искусство начинает играть заметную роль в общем ансамбле здания. Так, например, весьма своеобразно оформлен Тульский драматический театр, работы по возведению которого велись под руководством архитекторов А. Красулина, Д. Шаховского, И. и А. Васнецовых. Последние внесли решающий вклад и в строительство музея имени Александра Матросова в Великих Луках. В 1975 году архитектор Ю. Александров представил многофигурные композиции, установленные в фойе Вологодского драматического театра. Работа вызвала неоднозначные отклики и даже нападки от ярых сторонников социалистического реализма в искусстве. Фойе другого театра - оперы и балета в Красноярске - является детищем архитекторов Л. Баранова и И. Савранской.

Если конструктивисты в свое время использовали в строительстве все многообразие геометрических форм, то в поздней советской архитектуре доминирующее положение занял параллелепипед. Наиболее популярным строительным материалом долгие годы оставался бетон, пока в 70-80-е гг. с ним небезуспешно стали конкурировать конструкции из стекла и титана. Среди заметных построек, появившихся тогда, - Кремлевский дворец съездов и новое здание легендарного Театра на Таганке.

Посохин М. В., Мндоянц А. А. И др. Кремлевский Дворец съездов (Москва) - советская архитектура 70-80 годов

Целая команда блистательных архитекторов спроектировала и возвела здание гостиницы "Юность". Основные работы были закончены в 1961 году. Наряду с архитекторами (Т. В. Владимирова, Т. Ф. Баушева, Ю. Арндт, В. К. Буровин) трудились и инженеры: И. Ю. Мищенко, Б. М. Зархи, Н. Дыховичная. Символично, что строительство велось крупнопанельным способом - как при возведении типового жилья. Само же здание получило простой облик с геометрически четкими формами.

Считать советскую архитектуру позднего "застоя" также застойной не представляется возможным, такой подход малопродуктивен. Эволюция, пусть и не всегда явная, все же происходила, совершалась. Архитекторы пытаются отойти от излишнего рационализма и сухости. Сами архитектурные формы становятся более текучими, подвижными, вновь востребованными оказываются кривые линии. Явственно обозначается стремление придерживаться "исторического" стиля. Так, Михаилу Посохину, возводившему Государственный Кремлевский дворец на рубеже 50-60-х гг. удалось вписать новое сооружение в уже существующий архитектурный ансамбль. Тот же Посохин руководил работами на Проспекте Калинина во второй половине 60-х гг.

Одним из наиболее заметных памятников данного периода считается здание СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи), работа над которым растянулась на семь лет - с 1963 по 1970 гг. В ней принимали участие В. А. Свирский и А. А. Мндоянц, а также инженеры С. Школьников, В. Кузьмин, Ю. Рацкевич.

В союзных республиках, особенно удаленных от центра на значительное расстояние, находящихся в Средней Азии, архитектура хоть и развивалась по схожим принципам, но сохраняла национальное своеобразие и колорит, в ней просматривается верность органическим формам. Таковы Дворец Искусства в Ташкенте, фасад Управления Каракумстроя в Ашхабаде, Дворец художественных выставок в Вильнюсе.

От: Кузнецова Н.С. Малофеев П.Н.,   -

Отличная подборка нереализованных архитектурных проектов сталинской эпохи здесь: RegionalRealty

Стили данного периода отличаются некоторыми крайностями - конструктивизм подчиняет все функциональности и упорядоченности, в ар-деко сквозь строгость уже прорывается шик, а в эклектике отражается определенный хаос, поиск новых сочетаний из привычных элементов, что в достаточной мере отражает настроения в обществе того времени, некоторое неспокойствие, неопределенность, неудовлетворенность имеющимся и стремление к лучшему через рационализацию. Многие здания учреждений, которые так или иначе строились по отдельным проектам, имеют интересный дизайн, чего нельзя сказать о жилых домах, которые будучи типовыми априори являются банальными. Я выросла в доме послевоенных лет, который не отличается индивидуальностью, но, видимо, в тот период только начинали экономить и унифицировать, и квартиры имеют высокие потолки, все комнаты отдельные и даже туалет отделен от ванной, что, по сравнению с последующими "хрущевками" кажется почти роскошью.

Архитектура СССР охватывает период с 1917 по 1991 года. За этот промежуток времени в Советском Союзе сменилось множество различных стилей архитектуры, от рационализма до брутализма и арт-деко.

Основные архитектурные стили в СССР:

  • Рационализм (1920- первая половина 1930 годов);
  • Конструктивизм (1920- первая половина 1930 годов);
  • Традиционализм;
  • Арт-деко (1930 г.);
  • Сталинский ампир (середина 1940-х – середина 1950-х годов);
  • Индустриализация (с 1955 года).

Рационализм

Подчеркнутый функционализм, строгость и лаконичность и огромное внимание к психологическому восприятию человеком архитектуры – особенности направления рационализм. Обязательное требование стиля были эстетическая выразительность, дешевизна строительства и компактность застройки. Наиболее известная постройка этого направления явился жилой комплекс на Шаболовке, состоящая из двадцати четырех пяти-шести этажных зданий, котельной и детского сада.

Конструктивизм

Стиль характеризуется строгой геометрией, строгостью, лаконичностью и монолитностью внешнего облика. Явился истинно пролетарским стилем. Искусство, в том числе и архитектура, должно было служить производству, а производство – народу. Цель конструктивистов была в увеличении роли архитектуры в обыденной жизни. Отрицание исторической преемственности и отказ от элементов декора, используемых в классических стилях, должны были этому поспособствовать. Конструктивисты принимают участие в проектировании фабрик-кухонь, клубов, домов культуры, промышленных зданий и жилых домов.

Здания домов культуры и клубов стали наиболее распространенными типами зданий общественного назначения.

Один из ярких примеров – Дворец культуры ЗИЛа, построенный по проекту братьев Весниных в 1937 году. Опоры-столбы вместо стен, свободное оформление фасада и планировка, плоская крыша и удлиненные окна, все это пять принципов Ле Карбюзье, на которые опирались советские конструктивисты.

Готовые работы на аналогичную тему

Новые тенденции в строительстве были такими сильными, что мастера, которые всегда ориентировались на старые традиции, все же включали в свои творения новаторство, таков например Мавзолей Ленина. Проект Ивана Николаева – общежитие-коммуна Текстильного института в Москве еще один яркий пример конструктивизма. Пример Дома наркомата финансов в Москве интересен как переходный тип от жилья квартирного типа к дому-коммуне.

Здание Держпрома (Госпрома) в Харькове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Здание Держпрома (Госпрома) в Харькове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На севере Екатеринбурга в духе конструктивизма возведен Уралмаш (Уральский завод тяжелого машиностроения)

Эпоха синтеза стилей в СССР

Традиционализм Опираясь на свой опыт архитектора-неоклассициста архитектор Жолтовский строит в 1934 г. жилой дом на Моховой, применяя, не имеющего конструктивного смысла прием, в виде колоннад, который впоследствии становится излюбленным приемом декора.

При строительстве павильонов ВДНХ архитекторы соединяют новое и старое. Здание дома правительства Грузинской ССР в городе Тбилиси, отсылает к архитектурным решениям старого Тифлиса, в исполнении аркады нижнего этажа.

В 1930-е годы на Советскую архитектуру повлияла и модное в те годы направление ар-деко. Одним из сохранившихся зданий в этом стиле является Кремлевская АЗС на Волхонке (1930 г.)

Сталинский ампир

В послевоенный период не только активно восстанавливаются разрушенные здания, но и строятся новые. Главным символом сталинского ампира являются сталинские высотки в Москве. В данном стиле соединились ампир эпохи Наполеона, барокко, арт-деко, поздний классицизм, неоготика. В нем сочетаются роскошь, помпезность, монументализм и величественность.

Наиболее известные сооружения направления:

Большой театр в Ташкенте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Большой театр в Ташкенте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эпоха индустриализации в архитектуре СССР

Архитектура в республиках Советского Союза развивалась по тому же принципу, но с вкраплениями национальных идей.

На карте мировой архитектуры наша страна по-настоящему появилась только после 1917 года. Не азиатская пестрота или скучная провинциальность, а дерзкий эксперимент авангарда вывел ее в первые ряды. И сколь бы спорным ни казался сталинский ампир, как и то, что пришло ему на смену, эти стили по крайней мере заслуживают того, чтобы о них спорили.


ГРИГОРИЙ ДОБРЫГИН
актер

Советскую эпоху я почти не застал в силу возраста, поэтому мои воспоминания об СССР связаны не с временем, а с местом. Я родился в Вилючинске, это город-порт на Камчатке. Как-нибудь хочу туда съездить, там долго ничего не менялось. Архитектурных шедевров в Вилючинске не было, но я хорошо запомнил Дом офицеров, где моя мама преподавала детям танцы. А еще памятники в виде части подводной лодки и в виде шлюпки. И большие шахматы, которые раньше были во всех курортных городах. Я знаю точно, потому что играл в такие же на отдыхе в Одессе.


1

ДОМ ГОСПРОМА
Арх. Сергей Серафимов

Харьков, 1926 -1928


2

ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА АВТОДОРОГ
Арх. Георгий Чахава

Известно, что на окраинах советской империи свободы порой было больше, нежели в столице. И эксперименты в годы застоя там не обязательно оставались на бумаге. Особенно если Министерство автомобильных дорог возглавлял незаурядный архитектор, который сам для себя построил на высоком берегу Куры нечто вроде гигантского детского конструктора или головоломки, одолжив идею у нереализованного проекта горизонтального небоскреба Эля Лисицкого.


3

КЛУБ имени РУСАКОВА
Арх. Константин Мельников

Мельников — единственный ортодоксальный конструктивист, который больше строил, а не рассуждал о том, как следует строить. Его московские клубы по своему близки к церквям, возвышающимся над убогой застройкой заводских окраин. Собственно, церкви они и были призваны заменить. Даже открытые лестницы и террасы напоминают галереи-гульбищаXVII века.

4

ЗВЕЗДА НА ШПИЛЕ МГУ

На месте звезды, которая венчает шпиль МГУ, должна была стоять статуя Ломоносова. Вообще же масштаб главного корпуса, в лифтовых шахтах которого отрабатывали прыжки первые космонавты, вступал в противоречие с бытом советского гражданина. Последний генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев вспоминал, что шестиметровая отдельная комната в общежитии МГУ, юрфак которого он окончил в 1955 году, казалась ему идеалом жилого пространства, — основная масса населения ютилась в бараках и коммуналках, а первые дома массовых серий строить еще не начали.


5


6

ГИГАНТОМАНИЯ
С молоком матери


7

МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА
Арх. Алексей Щусев

Не просто всеми признанный шедевр, но главный храм советской религии не случайно спроектирован зодчим, до революции строившим самые интересные церкви в неорусском стиле. Никакой не конструктивизм, но до предела упрощенный классицизм, причем не без иронии: трибуна для выступлений есть, а странная выемка в углу справа на другой стороне фасада отсутствует. Особенно впечатлительные сравнивают зиккурат с пирамидой Кукулькана в городе майя Чичен-Ице и ищут масонские символы.


8

ДЕТСКИЙ САД В ПЕРЕУЛКЕ ДЖАМБУЛА
Арх. Сергей Шмаков

9

ИВАНОВСКАЯ УЛИЦА
Арх. Игорь Фомин — Евгений Левинсон

Кто не бывал на этой улице, едва ли поверит, что это Петербург. Но в том и состояла задача создания действительно нового стиля — фрагмент главной улицы социалистических кварталов города кажется причудливым сновидением, эффектным театром, архитектурной сказкой. Изысканная манера мастерской Фомина — Левинсона в довоенной архитектуре, как нашей, так и зарубежной, аналогов не имеет.


10

ТЕАТР СОВЕТСКОЙ АРМИИ
Арх. Каро Алабян

Французы сказали бы о таком парадоксальном шедевре: architecture parlante, то есть говорящая архитектура. Ведь фигура, которую воспроизводит в плане этот советский пентагон, — здоровенная звезда на погонах генерала или маршала. И колонны почти готических пропорций, которые украшают все пять фасадов, в сечении тоже звезды.


ГРИГОРИЙ РЕВЗИН

Что в вашем понимании большой стиль в советской архитектуре?

Представим, что революции не было. Архитектура времен царствования императора Алексея Николаевича Романова сильно отличалась бы от сталинской?

Скорее всего, она была бы очень на нее похожа. Особенно в том, что касалось бы дворцов и общественных зданий. Это была бы русская версия американского и европейского ар-деко, так широко представленного в 1930 1950-е Борисом Иофаном. Но не было бы такой гегемонии одного стиля: между собой конкурировали бы неоклассицизм и органично развивавшийся авангард, как это случилось в США или Франции.

Чем сталинская архитектура отличалась от американского ар-деко, от архитектуры муссолиниевской Италии и гитлеровской Германии?

В Америке ар-деко — это прежде всего стиль роскоши. Его посыл — желание понравиться потребителю. Даже материалы в нем очень дорогие, будь то традиционный мрамор или модернистская сталь. У нас же архитектура тех лет была не коммерческой, не предназначенной для продажи: когда вы перестраиваете социум, вам явно не до этого. Перед сталинской архитектурой стояла задача подавлять своим масштабом. Что же касается архитектуры Муссолини, который пришел к власти еще в 1920-е, то в ней наряду с классическими было множество элементов авангарда. У нас подобных зданий крайне мало. Например, Харьковский дом правительства, с одной стороны — совершенно авангардный, а с другой — четко выражающий идеи государственной власти. Или замечательный жилмассив на Тракторной улице в Ленинграде, с домами, соединенными между собой полуарками. Стиль Муссолини был продуктивно переработан послевоенной архитектурой мраморного модернизма. С гитлеровской архитектурой сталинскую роднит социальная функция — принуждения и воспитания. Обе чрезвычайно пафосные, а разница между ними в национальных школах. Немецкие представители вдохновляются созданиями Карла Шинкеля, и вся их нео классика очень сухая, геометрическая и даже метафизическая. Сталинские здания материальны, в них чувствуется вес кирпичей, из которых они сделаны. А если взять гитлеровскую рейхсканцелярию, то это были просто гектары отполированного мрамора, которые выглядели совершенно мистически, абстрактно, — нельзя было сразу понять, что это за поверхность.

Согласны ли вы с точкой зрения, что советская архитектура 1970–1980-х проявила себя лишь на окраинах империи — в Грузии или Прибалтике?

Не согласен. Она базируется на мнении одного человека, редактора французского журнала Citizen K Фредерика Шобена, который, объехав бывшие союзные республики, нашел в них неизвестные на Западе интересные здания, сделал фотографии, устроил выставки в Нью-Йорке и Париже и издал книгу, ставшую очень популярной. Действительно, первые секретари ЦК местных компартий в Тбилиси и Таллине поддерживали некоторые архитектурные эксперименты, но на самом деле в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде огромное количество интереснейшей брежневской архитектуры, просто это еще не введенный в оборот материал.

Чем из построенного в СССР можно гордиться сегодня?


Ваше личное восприятие сталинской архитектуры менялось с годами?

Мало. Она с самого начала вызывала у меня восхищение. Здание МГУ, где я учился, — это же шедевр. Я очень хорошо понимаю людей старшего поколения, моих учителей, у которых само сталинское время, а вместе с ним и архитектура тех лет, вызывает чувство физического отвращения. Но у меня то же отношение к брежневской архитектуре: я все про нее знаю и умом понимаю ее достоинства, но не могу избавиться от первого физического ощущения — страха и мерзости. А у людей, не живших в то время, нет таких эмоций.

СССюРеализм

НОВЫЙ АРБАТ


Я люблю под окнами мечтать, я люблю, как книги, их читать
Проспект Калинина в Москве прорубили прямо посреди исторической застройки, как просеку в лесу, — по Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года. Эффектнее всего улица, сегодня носящая название Новый Арбат, выглядела вечером в праздничные дни, когда окна домов-книжек высвечивали четыре огромные буквы или цифры на выбор: СССР, КПСС, 1 или 9 Мая. Вопреки легенде, жильцы остальных квартир в это время не сидели в темноте: в домах располагались госучреждения, а включение света программировалось из аппаратной.

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ МГУ
Арх. Лев Руднев


Когда-то в этом месте, на Воробьевых горах, собирались построить храм в память победы над Наполеоном, теперь же о новой победе возвестило нечто совершенно невообразимое — не то собор, не то дворец, не то замок (четыре яшмовые колонны, уцелевшие при сносе храма Христа Спасителя, установили перед кабинетом ректора). Как и в случае с другими сталинскими высотками, сравнения с американскими небоскребами нелепы. Ведь те непременно сбиваются в кучи, сила же университета— в бескрайних просторах вокруг, гарантирующих эффектные виды. Москва, 1948–1953

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ
Все выше, и выше, и выше!


Читайте также: