Архитектура раннего возрождения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Архитектурным центром Раннего Возрождения стала провинция Тоскана в центре Италии, на берегу Тирренского моря, с главным городом Флоренцией, расположенным на берегах реки Арно — на главном торговом пути из Рима в Северную Италию.

Период Раннего Возрождения, охватывающий вторую четверть и середину XV столетия, называют кватроченто, а началом этого периода принято считать 1420 год, когда приступили к возведению купола над Флорентийским собором.

Знаменитый Флорентийский собор — собор Санта-Мария дель Фьоре — был заложен в 1296 году архитектором Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Строительство собора, прерванное смертью зодчего, возобновилось только в 1357 году но планам Франческо Таленти.

Одновременно известный живописец и архитектор Джотто (1276- 1337) строит в 1334 году колокольню-кампанилу собора. Строительство камианилы было продолжено в 1337-1343 годах скульптором и архитектором Андреа Пизано (1290- 1349).

Достроил кампанилу Франческо Таленти. Он увенчал башню большим карнизом, а не греческим шатром, как хотел Джотто. Строительство собора продолжалось до самой смерти Таленти — в 1369 году. Купол так и не был построен. Почти целое столетие простоял собор без него.

Многие зодчие занимались проблемой купола, было много предложений, но лучшим оказался проект Филиппо Брунеллески.


собор Санта-Мария дель Фьоре

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Процесс развития архитектуры Ренессанса в Италии условно можно разделить на четыре этапа:

Раннее Возрождение 420 г. – до конца 15 века;

Высокое Возрождение конец 15 века – 1-ая половина 16 века;

Позднее Возрождение, зарождение классицизма 2-ая половина 16 века;

Барокко 17 век.

РАННЕЕ ВОЗРОЖЕНИЕ В ИТАЛИИ

Новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее. В начале 15 века ведущим культурным центром становится город-республика Флоренция, расположенная на пересечении торговых путей, что способствует быстрому развитию торговли, а вместе с ней науки и культуры.

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЭПОХИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Реалистический жизнеутверждающий характер (применение античной ордерной системы, выражение в сооружениях земных чувств);

Светское содержание (Главным в строительстве становится постройка сооружений гражданского назначения: палаццо – городских особняков знати, загородных вилл, приютов, библиотек и других сооружений культуры);

На основе изучения античных образцов начинается расцвет теории архитектуры;

Появление новой строительной техники; развивается техника и механизация (изобретен подъемный кран с блочной системой);

Стрельчатые конструкции уступают место цилиндрическим и крестово-купольным сводам;

Создание новых архитектурных ансамблей, акцентирующих земные чувства человека, в композиции которых преобладают центрические и перспективно-организованные горизонтали, а не готическая вертикальная устремленность ввысь.

ТВОРЧЕСТВО ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ (1377-1446)

Самое изящное произведение раннего Возрождения, выполненное знаменитым Брунеллески – Капелла Пацци. Еще одним произведением Брунеллески является палаццо Питти. Палаццо – городской дворец знати. Он играл роль фамильной крепости. Строительство палаццо велось в 15 века до конца Возрождения.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАЛАЦЦО:

Четкое горизонтальное членение фасадов, по количеству этажей;

Широкий вынос карниза;

Формирование композиции плана вокруг внутреннего двора, обрамленного арочными галереями;

Обработка фасадов рустом (руст – камень с грубо колотой или выпуклой лицевой поверхностью).

Одним из ярких примеров палаццо является палаццо Медичи-Рикарди.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В конце 15 века Италия осталась вне новых мировых путей. Необходимые условия для развития строительства имелись только в Риме, столице католической церкви.

Папский двор стремился поднять свое значение показной пышностью. Ведущим становится строительство культовых сооружений, при этом развивается архитектура парков, садов и загородных вилл. К строительству привлекаются архитекторы из разных городов Италии.

К концу 15 века в Риме остается лишь около 70 тысяч жителей. Между заселенными частями города простираются большие пустыри с античными руинами. Именно таким застал Рим приглашенный из Милана в 1499 году Донато Браманте.

Первой римской постройкой Д. Браманте был внутренний двор церкви Санта-Мария делла Паче. Одним из великолепнейших римских произведений Браманте стал небольшой храм Темпьетто, расположенный во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио.

В 1503 году по заказу папы Юлия II Браманте, как и многие выдающиеся архитекторы, живописцы и скульпторы того времени принял участие в строительстве Дворцов Ватикана.

Главным сооружением дворцовой площади Ватикана является Собор Святого Петра. Проектирование собора проходило в 6 этапов:

1452-1454 гг. – проект Бернандо Росселино;

1505 г. – проект Браманте;

1514 г. – проект Рафаэля Санти;

1536 г. – проект Антонио да Сангалло;

1547 г. – проект Микеланджело;

1607 г. – проект Д. Фонтано, К. Модерна.

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм.

Вновь самое широкое развитие получает культовое строительство. Зодчие отказываются от центрического типа культовых зданий и скова возвращаются к базиликальному, во внешнем облике вновь появляется тяга к вертикальности.

В целом для архитектуры позднего Возрождения характерна борьба двух направлений:

Одно закладывало творческие основы будущего барокко;

Другое, развивающее линию Высокого Возрождения, готовило формирование эпохи классицизма.

Новая линия развития зодчества в Италии во второй половине 16 века, когда начинают появляться черты барокко, получает наиболее яркое выражение в творчестве Микеланджело.

В конце 16 века появилось несколько архитекторов-теоретиков: Джакомо Бороцци да Виньола, Андреа Палладио, Лион Батиста Альберти.

Кроме трудов по теории архитектуры, Андреа Палладио успешно занимался и практическим проектированием. Он строил дворцы и виллы в разных городах Италии. Его сооружения отличаются парадностью, но не перегруженностью, характерной для барокко. Результатами его работы являются палаццо Вендрамина в Виченце и вилла Ротонда.

Джакомо да Виньола был теоретиком и практиком архитектуры, тяготеющим к стилю барокко, хотя в его творчестве встечаютя и элементы классики. Он стал приемником Микеланджело на строительстве Собора Петра в Риме. По проекту Виньолы были сооружены два меньших купола собора.

Виньола построил несколько палаццо и вилл, но по своей архитектуре они незначительны. В культовом строительстве интересной является церковь Иль Джезу в Риме. Джакомо да Виньоле принадлежат такие сооружения как дворец Фарнезе в Капрароле, вила папы Юлия III в Риме.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Продолжают строиться виллы, палацио;

В культовом строительстве наблюдается частичный возврат к базиликам;

Изменяются дворцы: от замка-крепости – к красивому городскому комфортабельному жилью;


Началом Возрождения в архитектуре принято считать 1420 г., когда Филлиппо Брунеллески построил сооружения нового стиля: купол собора Санта Мария дель Фьоре и Воспитательный дом во Флоренции.

Филиппо Брунеллески, с именем которого начинается Возрождение в архитектуре, жил во Флоренции. Он был ювелиром, художником, архитектором, изобретателем, теоретиком. (В конце Средних веков ювелирное мастерства было одним из основных видов искусств. Оно предполагало владение чертежом, умение лепить скульптуру, знание архитектурных форм). В начале XV в. он выиграл конкурс на строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре (собор был заложен еще в 1296 г. по проекту Арнольфо ди Камбио, но объективные причины помешали его закончить). По условиям конкурса диаметр купола и стрела его подъема должны были сохраниться в соответствии с утвержденными еще во второй половине XIV в..

Брунеллески применил новое конструктивное решение и создал яркий образ купольного центрического сооружения. Купол имеет две оболочки, из которых несущей служит внутренняя. В материалах, из которых эта оболочка возводилась, была четкая дифференциация: нижняя часть оболочки выложена из камня, более прочного и тяжелого материала. По мере подъема вверх камень заменялся на кирпич — более легкий материал. Наружная оболочка более тонкая, несет покрытие. Обе оболочки связаны между собой конструктивными арками и лестницами.

Основной несущий каркас восьмигранного купола образован восемью ребрами по углам и шестнадцатью дополнительными, размещенными по два в каждой грани. Все ребра объединены специальными кольцами, гасящими распор, из которых одно — главное — на высоте около семи метров от основания, сделано из дерева и железа. По сути это был готический свод с нервюрами, что вкупе со стрельчатым очертанием купола дало повод некоторым ученым впоследствии не признавать конструктивное решение Брунеллески новаторским. Тем не менее именно постройка Брунеллески купола Санта Мария дель Фьоре придала собору значение центрического купольного сооружения нового типа, заставив по-новому зазвучать объем храма и его внутреннее пространство. Центрические купольные композиции будут исключительно востребованы на протяжении долгого времени как в самой Италии, так и в других европейских странах, многократно варьируясь. А сам купол, доминируя в силуэте Флоренции, превратился в символ этого города. Этот купол был крупнейшим построенным со времен античности.

К 1420 г. относится строительство еще одного эпохального творения Брунеллески — Воспитательного дома или Приюта Невинных — постройки совершенно нового архитектурного направления не только в образной трактовке и конструктивном решении, но и в градостроительном плане.

Воспитательный дом — приют для детей-сирот. Хотя подобные сооружения существовали с давних времен при храмах и монастырях, их старались не афишировать, не привлекать излишнего внимания. Приют Невинных архитектора Брунеллески, который он строит в начале XV в., когда гуманизм и светский характер зарождающейся культуры создали предпосылки для принципиально новой трактовки сооружений подобного типа, — крупное общественное здание, размещаемое на площади Аннунциата. Ко входу, который не акцентирован, подводит широкая, растянувшаяся вдоль всей длины фасада, лестница, приглашая войти внутрь. Масштабный ряд фасада рассчитан на восприятие его с удаленных точек площади и прилегающих улиц. Фасад легкий, изящный, его нижний ярус образован аркадой с широко поставленными колоннами. Арки имеют циркульные очертания, и их архивольты непосредственно несут антаблемент. Окошки во втором ярусе завершаются фронтонами — впервые после долгого перерыва. Каждая ячейка лоджии перекрывается парусным сводом, также не используемым в Италии со времен Древнего Рима. Декоративными элементами, символизирующими назначение сооружения, являются круглые медальоны, на голубом фоне которых расположены белые майоликовые барельефы младенцев. Ордерная система, циркульные арки, парусный свод — все это античные формы, но они получили иные пропорции и художественное звучание, отличающее их от архитектуры античности. Новые формы фасада, его изящная аркада явились знаковыми, так как впоследствии они получили широкое распространение.

В планировочном отношении Приют Невинных представляет собой комплекс помещений, необходимых для функционирования подобного сооружения, которые компонуются вокруг внутреннего двора, также окруженного арочными галереями. Внутренние дворы с галереями были характерными элементами планировочных решений как общественных, так и жилых домов Италии.

В своих дальнейших постройках Брунеллески продолжал развивать центрические композиции. В конструктивном решении купольных покрытий он совершенствовал строительные приемы, использованные в куполе собора Санта Мария дель Фьоре, но применительно к меньшим объемам. В двадцатые годы XV в. Брунеллески получил заказ на перестройку церквей Сан Лоренцо и Сан Спирито. В левой части церкви Сан Лоренцо зодчий построил ризницу, квадратную в плане, которую позже стали называть Старой сакристией в отличие от Новой, возведенной в XVI в. Микеланджело. Несколько позже во дворе монастыря Санта Кроче Брунеллески построил капеллу для семьи Пацци.

И в сакристии, и в капелле (и та и другая представляют собой центрические композиции) Брунеллески использовал конструкцию купола на парусах, но сам купол сделал ребристым, как в соборе Санта Мария дель Фьоре. Для уменьшения усилий распора архитектор ввел в структуру вертикальные элементы в круглыми окнами в нижней части граней и опять использовал распорное кольцо. Старая сакристия явилась первым примером центрической композиции, в которой квадратное пространство перекрыто куполом на парусах.

В капелле Пацци, расположенной во дворе монастыря Санта Кроче, Брунеллески для гашения распора применил иной прием: распорные усилия купола, перекрывающего основной объем часовни, гасятся куполом над входом и над алтарем. В другом, перпендикулярном направлении — цилиндрическими сводами, перекрывающими боковые части часовни. Г армоничная соразмерность, простота и изящество отличают капеллу Пацци. Архитектор использовал белую штукатурку, а колонны, пилястры, консоли сделал из камня.

Новации появились в планировочных решениях традиционных базили- кальных храмов. Причем если в церкви Сан Лоренцо зодчий значительно развивал внутреннее пространство за счет капелл, окружающих трансепт и боковые нефы, создавая дополнительную систему залов, то в церкви Сан Спирито сплошной цепью капелл окружил весь внешний контур здания. Центральные нефы в обеих церквах были перекрыты любимыми в Италии плоскими деревянными перекрытиями с кессонированным потолком. Колонны центральных нефов в продольном направлении объединены арками, пяты которых опираются не на капители, а на своеобразные подставки, которые представляют собой повторение профиля антаблемента, идущего в интерьере по наружным стенам боковых нефов. Антаблемент поддерживают пилястры или полуколонны, соответствующие колоннам центрального нефа.


Архитектура эпохи Возрождения (Ренессанса) — это тот период европейской архитектуры, и итальянской архитектуры в частности, который начал развиваться с XV столетия во Флоренции.
Среди политических и культурных факторов, повлиявших на это новое направление в искусстве и архитектуре, было установление олигархического режима, синьории, и развитие гуманизма с его характерным интересом к античности, который проявился в подробном изучении форм древнеримской философии и архитектуры. Период этот длился почти два столетия и его принято разделять на Раннее и Позднее (Высокое) Возрождение, выделяя их различные стилистические особенности.

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии


Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения. Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов.

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)


Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура раннего Возрождения

Филиппо Брунеллески


Главным событием, ознаменовавшем переломный момент в архитектуре, принято считать строительство купола Санта-Марии-дель-Фьоре во Флоренции. Проект собора, выполненный Арнольфо ди Камбио, предусматривал строительство величественной церкви. Даже Джотто, своей знаменитой колокольней, внес вклад в создание образа символа Флоренции. Строительство купола, однако, оказалось серьезной проблемой — несмотря на то, что основная часть строительства собора уже была завершена в начале XV века, купола на нем все еще не было. Проблему решил Филиппо Брунеллески (1377-1446), спроектировав в 1420-м году купол по инновационному самоподдерживающемуся принципу строительства. Решение было найдено им благодаря изучению древнеримской архитектуры и натурного моделирования. Он изобрел механизмы, позволяющие поднимать на большую высоту целые секции купола, практически без использования лесов. В итоге получился двухслойный восьмигранный купол, весом 37 тонн, диаметром 42 метра и выстотой 91м от пола, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами. Купол Брунеллески в последствии станет образцом для строительства многих известных зданий архитектуры Возрождения в Италии и в Европе.


Леон Баттиста Альберти


Архитектура позднего Возрождения

В XVI веке продолжается и совершенствуется стиль Возрождение, начатый в XV веке. В архитектуре периода Возрождения стремление восстановить классические ценности, определившееся в прошлом веке, было теперь обогащено собственным к нему подходом великих творцов того времени.

От Браманте до Микеланжело


В Риме папа Юлий II, избранный в 1513 году, открыл сезон великих созданий архитектуры Возрождения в Италии. Одним из событий, наиболее характерных для этого периода, несомненно, был конкурс на строительство Собора Святого Петра в Риме. Главная церковь Ватикана имела огромное символическое значение, и участвовать в ее строительстве было амбициозной целью многих великих архитекторов того времени. В конкурсе участвовали такие известные имена, как Рафаэль и Микеланджело, Сангалло, Перуцци и Браманте.

В начале XVI века базилика Святого Петра в Ватикане, времен Константина, имела размеры, не соответствующие ее значимости, все более укреплявшегося в течении столетий. По указу Папы Юлия II прежняя базилика была снесена и на ее месте архитектору Донато Браманте (1444-1514) было доверено возвести масштабный собор внушительных размеров. По плану Браманте новый собор был выполнен в форме греческого креста, увенчанного большим куполом на пересечении четырех частей. Но работа Браманте осталась незавершенной. Вместо его плана были выдвинуты новые решения архитекторов, оставивших свой след в строительстве знаменитого собора.
Проект Рафаэля предлагал возвращение к продольному плану церкви. Позднее, Антониу да Сангалло Младший подготовил проект, который предусматривал создание гибрида между зданием с центральным планом и зданием с продольным планом, добавив к первоначальному проекту Браманте вход в передний корпус, суженный с обеих сторон двумя башнями. Наконец, Микеланджело, художник, скульптор и архитектор, занялся в 1546 году завершением строительства здания Святого Петра, вернувшись к проекту Браманте, но упростив и одновременно усилив его план. Он остановился на форме с двумя перекрывающимися и вращающимися квадратами, а так же спроектировал величественный купол. Создавая купол, один из самых известных символов архитектуры итальянского Возрождения, Микеланжело ориентировался на грандиозный проект купола Брунеллески для Санта-Мария дель Фьоре.

Андреа Палладио


Читайте также: