Архитектура пскова 12 15 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пост посвящён самым старым зданиям Пскова. С XV-XVI веков сохранились в основном церкви; первые жилые постройки, дошедшие до наших дней, относятся уже к XVII веку. Псков, как один из древнейших городов России, даёт нам уникальный шанс посмотреть на средневековую архитектуру Руси и то, как она менялась с течением времени. Начать, безусловно, нужно с Псковской крепости — одного из лучших оборонительных сооружений своего времени.

Псковский Кром

Псковский Кром состоит из Довмонтова города (VIII—XVII век), оборонительных стен и башен (XIV-XVII век), Приказных палат (XVII век) и Троицкого собора (XVII век). Но известно, что ещё в X веке здесь были поселения.




Довмонтов город

Довмонтов город — это комплекс не сохранившихся сооружений XIII века. Комплекс расширил территорию Кремля и служил дополнительным укреплением. Сейчас от города остались лишь основания зданий: храмов, жилых домов и архива. К слову, обнаружены они были лишь в 1956 году.



Стены крепости

Стена Среднего города была построена в XIV веке вокруг Кремля и Довмонтова города.


Окольный город занимал уже большую территорию, чем Средний. Его стены были построены в XVI веке для обороны и действительно выдерживали нападения на город в XVI-XVII веках.



Смотрите также: Полный путеводитель по Пскову — главные достопримечательности и необычные места.

Собор Мирожского монастыря

Собор Мирожского монастыря был построен в 1165 году. Это одно из старейших сохранившихся зданий Пскова, а также одно из первых каменных строений в городе. Впрочем, когда монастырь был только построен, он находился в отдалении от самого города. Интерьер собора расписан фресками, являющимися старейшими в России.




Собор Иоанна Предтечи

ул. Максима Горького, 1

Собор Иоанна Предтечи сильно перестраивался, но в целом по нынешнему собору можно судить о его первоначальном облике. Предполагается, что он был построен в XII веке.


Церковь Михаила Архангела с Городца

Церковь упоминалась ещё в XIV веке, дата постройки нынешнего здания неизвестна.


Церковь Варлаама Хутынского

ул. Леона Поземского, 53

Построен в XV веке в районе Запсковье, что на другом от Кремля берегу реки Псков.



Церковь Николы со Усохи

Этот храм XV века был построен у высохшей речки — отсюда его название.



Церковь Климента Папы Римского

Ольгинская наб., 16

Церковь предположительно находится на месте бывшего монастыря и построена в XV, либо в XVI веке. Считается, что храм сохранился в первозданном виде. Один из примеров расцвета псковской архитектуры.


Церковь Георгия со Взвоза

ул. Георгиевская, 1

Храм XV века. Со Взвоза — то есть на подъёме. Считается, что сейчас храм находится в своём первозданном виде.


Церковь Преполовения Пятидесятницы


Церковь Богоявления с Запсковья

Храм построен в XV веке в Запсковье на месте деревянной церкви. Имеет сложную архитектурную композицию. К храму примыкает четырёхпролётная звонница.


Церковь Старое Вознесение

Церковь построена в 1467 году на месте деревянной.


Церковь Одигитрии

ул. Профсоюзная, 1

Предположительно церковь была построена в XVI веке и перестроена после пожара в XVII веке. Поистине необычная церковь, которая изначально имела девять глав.




Церковь Сергия с Залужья


Церковь Василия на горке

Октябрьский пр., 5

Церковь построена ориентировочно в XVI веке на месте деревянной церкви. Когда-то церковь стояла у стены Среднего города. Рядом с ней была башня и звонница. Совершенство пропорций и качество строительства подтвержают, что церковь была построена в период расцвета псковской архитектуры.


Церковь Образская с Жабьей лавицы

ул. Первомайская, 27

Ещё один храм в Запсковье XVI века. Название происходит от болота неподалёку, которое называлось Жабьей лавицей. Как и почти все церкви того периода построена из известняковой плиты, которая была затем обмазана и обелена.


Церковь Петра и Павла с Буя

ул. Карла Маркса, 2

Построен в 1540 году. Храм посещал Пётр I во время Северной войны.



Церковь Покрова от Торга

ул. Карла Маркса, 36

Церковь была построена в 1522 году.


Церковь Успения у Парома

В XVI веке храм был перестроен в нынешнем виде, упоминания же о нём встречаются ещё раньше.



Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Храм также был перестроен в XVI веке, также и упоминания о нём встречаются и раньше.


Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

Храм XVI века, при котором и сейчас находится старинное кладбище.


Приказные палаты

Построены в 1692—1693 годах. Палаты являлись административным зданием. Сейчас здесь музей.


Поганкины палаты

Построены в 1670-х годах. Названы в честь первого владельца — Сергея Ивановича Поганкина. До наших дней палаты дошли практически неизменными.




Дом Печенко

Были построены в XVII веке, к сожалению на данный момент от здания сохранилось немногое. Сейчас производится реконструкция.



Солодежня

Некогда богатый жилой дом XVII века сейчас находится не в лучшем состоянии и стоит заброшенный. Как и Поганкины палаты позволяет нам судить о псковской средневековой архитектуре.


Дом Батова

Ориентировочно дом был построен в XVII веке на главной в те времена магистрали Пскова. О доме сохранилось не так много информации, а своё название он получил по фамилии последнего владельца. Сейчас здание находится в аварийном состоянии.



Палаты Русиновых

ул. Карла Маркса, 10

Палаты представляют собой комплекс зданий одной из первых зажиточных семей в Пскове. У них останавливался и Пётр I. Сейчас дома сильно отличаются от своего первозданного вида.


Большинство церквей Пскова были закрыты во время антицерковной кампании 20-30-х годов и реабилитированы в 90-е. В Троицком соборе находился музей атеизма с маятником Фуко. К тому же в эти годы было потеряно много церковного/исторического наследия. Подробнее об этой теме было написано на стенде в Приказных палатах.

Многие старинные здания и церкви Пскова были отреставрированы в XX веке и в последние десятилетия. Другие же стоят в аварийном состоянии и могут быть утеряны. В любом случае, это уникальное для России наследие, которое нужно посмотреть своими глазами.

Все самые древние места удобно посмотреть в рамках одной экскурсии с местным профессиональным гидом, который расскажет больше об истории зданий:

Карта

Карта с местами, о которых рассказывалось в посте.

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Похожие посты

Полный путеводитель по городу с главными достопримечательностями…

Небольшой отчёт о поездке в Псков в виде путевых заметок.

Ярославль — столица Золотого кольца, город с тысячелетней историей и множеством культурных и архитектурных…

Национальный романтизм и скандинавская архитектура в самом интересном городе Ленинградской области…


15:42 / 8 мая 2017

Но всегда ли оценка феномена Пскова, и, в первую очередь, его главного достояния – градостроительного ансамбля и храмов – была столь однозначно превосходной и насколько эта оценка укоренилась даже не в широком народном сознании, но во мнении профессионалов-архитекторов? Насколько практика сегодняшних архитекторов, обратившихся к новому для постсоветской России высокому делу возведения храмов, соотносится с их суждениями о феномене зодчества Пскова?

В попытке найти некоторые ответы на данные вопросы возник этот небольшой аналитический этюд. Исследование вопроса псковской школы церковного зодчества имеет почти двухсотлетнюю историю. Архитектуру – этот мощный носитель информации об обществе и о времени – учёные расшифровывали постепенно, и понимание псковской церковной архитектуры в учёных кругах менялось.

4. Более того, с приверженцами этой теории приходилось бороться уже в послевоенное время Ю. П. Спегальскому и многим другим блестящим учёным. Тогда панновгордизм, будучи изжитым в науке, до сегодняшнего дня задержался в широком обыденном сознании, и не редкость встретить его приверженцев как среди экскурсоводов, так и в текстах новомодных путеводителей.

Однако именно Грабарь, знаменитый живописец, искусствовед, реставратор, наблюдая и описывая псковский храм, приводит к выводам, противоречащим заимствованной теории. По всей его работе рассыпаны чудесно-точные описания:

Итак, плодом всего дореволюционного развития архитектурный мысли было движение от осознания своеобычности Пскова до понимания высокой его роли в зодчестве России.

Программную, изысканную стилизацию древнепсковского зодчества А. В. Щусев осуществил и в самом Пскове, построив в 1911 году часовню святой Анастасии на берегу реки Великой. В ней – образ Пскова, не горделиво-величественного, но скромно-чистого и изысканно-простого. (Шулакова, 2011: 27). Фрески интерьера расписаны по эскизам Н. К. Рериха, в творчестве которого образы памятников псковской старины занимают особое место. Памятникам псковского зодчества XV–XVII веков Рерих посвятил ряд своих этюдов, создал несколько больших картин с видами Пскова и всю жизнь оставался под огромным впечатлением родной старины псковской.

Особенно много сделал для родного города Ю. П. Спегальский. Учёный, архитектор, реставратор, художник, каменщик, основатель самого дела научной реставрации в Пскове, Юрий Павлович был знаком с псковскими мастеровыми и их технологией не только теоретически, но и сам учился у них, знал каждого. Спегальским детально исследованы, обмерены, изучены и просто спасены от гибели многие памятники Пскова.

Замечателен вывод всей жизни и творчества Спегальского о том, что псковская школа есть самое творческое явление среди искусства всех русских княжеств.

Учёный одним из первых в России выступил с глубоко оригинальным проектом комплексной реставрации, с идеей создания архитектурных заповедников, куда входили бы целые улицы, сохраняющие старинное направление и конфигурацию. Эти разработки легли в основу дальнейших проектов охраны памятников и развития города.

Замечательный современный искусствовед Е. Н. Морозкина уделяет большое внимание градостроительному аспекту; расцвет псковской архитектуры относит к XVI в., в этом веке её интересуют именно ансамбли крупных загородных монастырей (Морозкина, 2007).

А. И. Комеч даёт великолепное описание художественного Образа Псковского Храма, его артистической художественной концепции, организации пространства и особенно – сакральной атмосферы интерьеров. «Интерьеры псковских церквей представляются драгоценнейшим достоянием русского искусства: по строгости и сосредоточенности религиозного чувства, покою, чистоте и доверительности, по выверенности форм. Это высокое искусство, и хотелось бы думать, что трактовка его как близкого бытовому, житейскому, как простого и милого останется пройденным этапом наших суждений.

Автор фактически подводит итоги общего изучения и псковской культуры, и архитектуры, давая высочайшую оценку зодчеству Пскова. Наконец, обратимся к только что опубликованной (февраль 2012 г.) статье Б. Винникова, в которой даются следующие характеристики псковских зодчих:

Параллельно с отечественным западный опыт, но не теории, а практики храмостроительства XX века, даёт поразительные факты. Преклонение крупных русских художников и зодчих перед Псковом привлекло внимание западных мастеров. Слава Пскова достигла Парижа: выдающийся зодчий XX века Ле Корбюзье приезжал за вдохновением из столицы Франции к храму Богоявления с Запсковья (XV век); после чего создал знаменитую, прославившую его, капеллу во французском местечке Роншан (1950–1955 гг.).

Важное событие в 2005 году свершилось в Лондоне: здесь освящён первый русский православный храм в честь Успения Богородицы и Святых Царственных Мучеников (архитектор Дуглас Норвуд). Достойный восхищения проект храма выполнил незадолго до смерти выдающийся псковский реставратор, знаток псковской старины Михаил Иванович Семёнов, запечатлевший в камне дух подлинного псковского зодчества и представивший его в центре западного мира.

В 2007 году король Иордании передал Русской православной церкви в бессрочное, безвозмездное пользование участок земли на восточном берегу реки Иордан размером в один гектар. Это первый случай после 1917 года, когда Россия получает в дар землю на Святой Земле. Совсем недавно, в феврале 2012 года, на этом месте завершилось строительство храма при Странноприимном доме на Месте Крещения Иисуса Христа. На создание столь важного для всей России образа храма на Святой Земле архитектора А. Р. Воронцова вдохновила также именно псковская архитектура…

IV. Архитекторы современности о Пскове. Теория и практика

Архитекторы российских столиц о Пскове

Примечательно, что интерес к Пскову в среде современных архитекторов носит не только теоретический, но прикладной характер. Среди московских зодчих нынешнего дня наиболее заметным, на наш взгляд, является Андрей Альбертович Анисимов – церковный архитектор, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, руководитель архитектурно-строительной мастерской, построивший немало храмов в разных районах страны. Предлагаем здесь несколько суждений А. А. Анисимова:

«С одной стороны, быстрое возведение по всей стране новых храмов не может не радовать, с другой – открытыми остаются вопросы преемственности художественных традиций, соблюдения стиля, канона, да и хотя бы просто чувства меры… Главная проблема в том, что церковная архитектура – молодая специальность, и очень часто неопытны не только заказчики, но и сами архитекторы… Церковных архитекторов с опытом в принципе очень мало, а в провинции тем более… Храмовая архитектура – это колоссальная отдельная сфера, для работы в которой необходимо обладать очень серьёзными знаниями.

«Я не знаю, существует ли в России современная светская архитектура, но в любом случае могу сказать точно, что её законы не применимы к храмостроительству. Мы не можем использовать в ней современные приёмы, тот же хай-тек. Ведь храмовая архитектура построена на символике. Задачи у неё другие. Поэтому для меня как для архитектора нет смысла искать необыкновенные новаторские приёмы, которые бы порывали с традициями. …В своих вкусах я опираюсь на древние образцы. Я, например, не буду строить церковь в стиле классицизма или барокко. Какой стиль господствует в современном храмостроительстве?

Скорее всего, никакого. Часто это самовыражение архитекторов или заказчиков, не имеющее отношения к церковной традиции… Если появляются знания, практический опыт, да ещё если и сам архитектор воцерковляется, он уже начинает жить в этой традиции… Если мы посмотрим на византийский храм, мы не найдём в архитектуре ничего лишнего – всё подчинено определённой символике… В любом церковном искусстве главное – это пропорция, потому что пропорции подчёркивают красоту формы.

Ведь церковное здание должно быть красивым. Оно может быть простым, но при этом оно должно быть красивым… Для меня не очень понятны огромные городские храмы вместимостью в 1,5 тысячи человек. Ясно, если это кафедральный собор. Но церковную жизнь организовать в нём, создать общину – трудно. Люди пришли и ушли, и священник не в состоянии пообщаться с каждым. Это будут уже не прихожане, а захожане… А вот наполнить Москву огромным количеством маленьких храмов – это было бы прекрасно. Там батюшка сможет организовать небольшую, но общину, сможет каждого прихожанина окормить.

Иногда в Москве такая городская современная архитектура, что в ней жить-то не хочется, а не то что впихивать в неё здание храма, да ещё подгонять его стиль под неё. Наоборот, я считаю, что церковное сооружение должно выглядеть как райский сад посреди всего этого. То есть храм должен не подделываться под индустриальный пейзаж, а быть контрапунктом… То есть все архитектурные изыски должны подчеркнуть, а не затемнить символический образ храма и прилегающей к нему территории…

Стиль модерн, в котором, например, построена Марфо-Мариинская обитель в Москве и к которому принадлежат А. В. Щусев и И. Е. Бондаренко, – это образец прекрасной церковной архитектуры.

В нашем экскурсе назовём имя ещё одного известного церковного зодчего из Санкт-Петербурга – Александра Петровича Егорова, члена союза архитекторов России, руководителя творческой архитектурной мастерской, автора храмов и иконостасов Санкт-Петербургской епархии, Валаамского монастыря и Успенского подворья Оптиной Пустыни.

Суждения петербургского мастера звучат в унисон с московским, оба определяют слабые места современного храмостроительства:

«В первую очередь возникает ощущение несамостоятельности нашей церковной архитектуры. К сожалению, копируются не лучшие образы, а более поздние, XIX века. В худшем случае мы имеем дело с эклектикой, когда собирается всё, что известно о церковной архитектуре: блеск, кресты, кокошники, закомары, даже тогда, когда сводов нет. Так возникает элемент иронии, который в отношении храмового строительства считаю недопустимым…

Путь ученического копирования, который мы до сих пор проходим, считаю исторически обусловлен, однако хочется, чтобы для этого выбирались образцы, художественно более значимые. К примеру – древние храмы Пскова и Новгорода. Да и само копирование, перестав быть чисто внешним, должно пониматься всё-таки не как цель, а как этап на пути к самостоятельности…

Известно, что один из величайших зодчих минувшего столетия Ле Корбюзье изучал и ценил церковную архитектуру Пскова и Новгорода, после чего построил изумительную капеллу в Роншане. Это произведение я считаю примером того, как надо подходить к проектированию современного храма: честно и смело, не прикрывать духовную пустоту бессмысленными украшениями, а искать сначала внутреннее содержание, а затем его адекватный и правдивый архитектурный образ.

В первую очередь в согласии с названными здесь архитекторами живут их храмы, созданные с тонким знанием псковско-новгородской – исконно-русской традиции.

Архитекторы современного Пскова: слова и дела

Казалось бы, мы встречаемся с полным единодушием архитектурного сообщества, столичного и местного…

Известный псковский архитектор Владимир Николаевич Шуляковский прекрасно формулирует градостроительные константы в новом проекте набережной Псковы:

Однако это не так: в XVIII–XIX вв. и особенно в XX–XXI вв. прежние и нынешние коллеги В. Н. Шуляковского успели нарушить и давно нарушают этот блистательный архитектурный ансамбль. Поэтому наш автор, противореча себе, заявляет в том же интервью:

1. Часовня святой Ольги, 2000 г. (Архитектор А. А. Красильников. Византия+ домонгольский Новгород+ Владимиро-Суздальская школа +?

3. Первый проект храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Крестах, 2010 год. Московская школа зодчества, шатровые храмы XVI века.

4. Проект храма в посёлке Родина (дипломный проект Ю. Гавриловой, март 2011 год). По мнению автора, псковская школа /?/, творчество К. А. Тона / XIX век / и Ле Корбюзье.

5. Четвёртый проект храма свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Крестах, 2012 год. Архитектор Ю. М. Ширяев, Псков XV–XVI вв.

Думается, выводы вполне очевидны:

Итак, диагноз: для нас всё ещё необычайно справедливы слова Н. К. Рериха: «Но нам ли искать красивое? До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам, красивый Псков и то мало знаем. Никого не тянет посидеть на берегу Великой перед лицом седого Детинца; многим ли говорит что-нибудь название Мирожского монастыря, куда следует съездить хотя бы для одних изображений Спаса и Архангела в приделах. Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей, как всё это красиво, как всё это близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами… И как мало всё это известно большинству. Ведь стыд сказать: местная администрация, местные власти часто понятия не имеют об окружающей их старине. Не с гордостью укажут они на памятники, близ которых их бросила судьба и которыми они могут наслаждаться; нет, они, подобно захудалому мужичонке, будут стараться скорее отделаться от скучных расспросов о вещах, их пониманию недоступных, и карты и сплетни куда важнее для них всей старины, вместе взятой. Откуда же тут возьмётся здоровая почва? Откуда сюда придёт самосознание?

Пора русскому образованному человеку узнать и полюбить Русь

Актуальные для всех нас выводы: учиться, учиться и учиться, и поклониться прежде всего самому маленькому великому граду Пскову!

Литература

1. О. К. Аршакуни, Гражданская архитектура Пскова (по материалам исследований Ю. П. Спегальского). Л., 1975.

2. В. Д. Белецкий, Довмонтов город. Архитектура и монументальная живопись XIV века. Л., 1986.

3. В. Г. Власов, Стили в искусстве. Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) В 3-х тт. СПб., 1995.

4. Н. Н. Воронин, У истоков русского национального зодчества (Из истории зодчества периода феодальной раздробленности XI–XV вв.). // Ежегодник института истории искусства. – М., 1952.

5. И. Э. Грабарь, Церковное зодчество Пскова // История русского искусства. – М., 1910. Т. I, вып. 2. С. 237-279.

6. А. И. Комеч, Каменная летопись Пскова XII – начала XVI в. – М., 1993.

7. Л. И. Лившиц, Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII – начало XV века (Становление местной художественной традиции). М., 2004.

8. П. Н. Максимов, Архитектура Новгорода и Пскова конца XIII–начала XVI в. // Всеобщая история архитектуры. – М., 1968. Т. 6. С. 22-33.

9. Г. Я. Мокеев, Города Псковской земли // Русское градостроительное искусство. В 4-х тт. Т. 2: Древнерусское градостроительство X–XV веков / Под общей ред. Н. Ф. Гуляницкого. – М., 1993. С. 153-165.

10. Г. Я. Мокеев, Дом Святой Троицы православной Руси. Проблема восстановления // Псков в российской и европейской истории: Международная научная конференция. (К 1100-летию летописного упоминания). В 2-х тт. – М., 2003. Т. 2. С. 394-404.

11. А. И. Некрасов, Древний Псков и его художественная жизнь. – М., 1923

12. Е. Н. Морозкина, Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Том 1. – М.: Северный паломник, 2007.

13. П. П. Покрышкин, Церкви псковского типа XV–XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и реке Нарове. – СПб., 1907. (Известия Императорской археологической комиссии; Вып. 22).

14. В. А. Прохоров, О новгородских и псковских церквах // Христианские древности и археология. Руси древности / под ред. В. Прохорова. – СПб., 1872. Кн. I.

15. К. К. Романов, Псков, Новгород и Москва в их историко-культурных взаимоотношениях // Известия Российской Академии истории материальной культуры. – Л., 1925. Т. 4. С. 209-241.

16. Вл. В. Седов, Псковская архитектура XIV–XV вв. Происхождение и становление традиции. // Архив архитектуры. Вып. 3. – М., 1992.

17. Вл. В. Седов, Псковская архитектура XVI века. // Архив архитектуры. Вып. 8. – М., 1996. В. В. Суслов, Материалы к истории древней новгородско-псковской архитектуры. – Спб., 1888.

18. Ю. П. Спегальский, Псков. Художественные памятники. Л. –М., 1963.

19. Ю. П. Спегальский, Псков. Л., 1978.

20. Т. В. Шулакова, Храмы Пскова. Проблема сохранения великой традиции древнего зодчества. Псков. 2007.


Отмеченные выше отличия Псковской вечевой республики от Новгородской сказались и на литературе и живописи Пскова, где народные черты еще более явны, чем в Новгороде. В псковской архитектуре более последовательно решались задачи увеличения вместимости храмов и удешевления их.

В то же время одинаковые задачи, стоявшие перед зодчими этих городов, тесно связанных между собой, обусловили сходство между постройками Новгорода и Пскова. Поэтому процесс обособления псковской архитектуры от новгородской был длительным. В псковских постройках XII в. еще нет каких-либо специфически псковских особенностей, не известных Новгороду и получивших дальнейшее развитие лишь в Пскове.

Войны XIII в., еще более тяжелые для Пскова, чем для Новгорода, задержали развитие каменной архитектуры, и лишь в начале XIV в. появляются первые местные особенности, заключающиеся в том, что псковские здания строились целиком из местного плитняка на известковом растворе.

Обильные залежи плитняка в Пскове и его окрестностях и легкость добычи и обработки этого камня были причиной его дешевизны, а его постелистость сама вносила регулярность в кладку. К тому же псковский плитняк пережигался на известь, почему псковские зодчие решили задачу удешевления стоимости каменной кладки по-своему, отказавшись от употребления кирпича и цемяночного раствора.

Изменения планировки Пскова в XIV— XVI вв. сказались на дальнейшем развитии сложившейся ранее композиции города. По-прежнему центром продолжал оставаться К Р о м, на юго-восток от него расстилался посад, улицы которого сходились радиально к Крому, подобно древним Великой и Новгородской улицам, превращавшимся за городом в дороги на Смоленск и Новгород.

Их дополнил средний радиус —Кузнецкая улица, а на юго-восток от Крома возникли Довмонтов город, Старое Застенье и Новое Застенье.. Речка Зрачка, вдоль которой шли стены 1375 г., была соединена с рекой Псковой и превращена в ров.

Главной улицей оставалась Великая, шедшая параллельно реке того же названия. За Псковой продолжением этой улицы была улица Мощенка, превращавшаяся за городом в дорогу на Гдов и к Балтийскому морю. На Великой улице в пределах Старого Застенья располагался Торг.

После 1510 г. московскими властями часть псковичей была переселена за пределы Среднего города в Окольный город. С 1465 г. Новгородская, Кузнецкая и Великая улицы прошли по Окольному городу, и сюда, на территорию между двумя улицами, после 1510 г. был переведен и Торг. Тогда же деревянные стены этой части города и Запсковья начали заменяться каменными.

В Пскове, пограничном городе, ведшем много войн против своих западных соседей и часто подвергавшемся осадам, крепостное зодчество должно было иметь большое значение. С другой стороны, обилие и дешевизна местного камня облегчали и возведение каменных крепостных стен, как в самом Пскове, так и в пограничных крепостях Псковской земли. Конечно, и здесь разрушения во время войн и отсутствие ремонта стен в XVIII—XIX вв. сделали свое дело.

Многие из крепостей Псковской земли исчезли совсем, а другие сохранились лишь частично. К началу XVI в. каменные стены с башнями несколькими поясами охватывали большую часть территории Пскова, сильно отличая его от большинства русских городов, где каменными стенами обносился обычно только кремль.

Каменные стены имели такие города Псковской земли, защищавшие границы и подступы к Пскову, как Изборск, Остров, Гдов, Кобыла, Воронач и другие, возведенные в XIV—XV столетиях и видоизменявшиеся позднее. Планировка их соответствовала естественным границам — обрывистым склонам холмов или берегам рек.

Башни располагались по углам и делили на части длинные участки стен; наиболее часто они ставились на участках, менее защищенных природными условиями. Башни, круглые или квадратные в плане, были выше стен, сужались кверху и имели широкие прямоугольные зубцы. Внутри деревянные накаты делили их на ярусы, каждому из которых соответствовал ряд бойниц, расширяющихся внутрь и расположенных по оси простенков бойниц, находящихся выше и ниже.

Стены, с широкими прямыми зубцами и небольшим числом бойниц, обладали такой же суровой внешностью, как и башни. Это впечатление усиливалось серым цветом плитняка, который лишь в XVI—XVII вв. стали покрывать известковой побелкой, защищая его от выветривания.

Побелка несколько смягчала впечатление суровости, как иногда и пояски узорной углубленной кладки, остатки которых видны в.Изборске на башне Вышка и рядом с ней. Кроме того, на стене между башнями Вышка и Рябиновка выложены из плитняка три больших рельефных креста, похожих на кресты на стенах Порховской крепости, появившиеся, вероятно, при перестройке XV — начала XVI в.

Такие кресты новгородцы и псковичи считали не столько украшением, сколько средством защиты от врагов, и располагали их на западных стенах, обращенных в сторону орденских земель, подобно тому как в немецких орденских замках такие же украшения делались на восточных стенах.

Древний Псков разговаривает с нами на языке своего зодчества, не всегда понятном современному человеку. Но стоит лишь обратить внимание на создания наших предков, как они становятся ближе и вызывают воспоминания, дремлющие в генах каждого русского человека.

Оборонное зодчество

Самым важным для поколений псковичей была надежда на защиту своего дома и своей земли от чужих посягательств. В образах церквей, крепостных сооружений и жилищ, созданных своими руками, древние псковичи выразили свое понимание мира, жажду жизни и продолжения рода. Географическое расположение Псковских земель и самого города на рубежах Руси, постоянная готовность к войнам и смерти, вырастили чувство национального самосознания, духовной и политической зрелости.

Троицкий собор

Все древние сооружения Пскова, независимо от их назначения, построены из местного известнякового камня, добываемого в карьерах на берегах реки Великой, в пригородах Изборске и Порхове. Эти слоистые плиты разных размеров слегка обтесывались и составляли основной массив каменной кладки, скрепленной известковым раствором. Там, где толщина стен превышала 2 метра , между слоями лицевой кладки засыпалась плита с булыжными камнями, пролитая раствором и таким образом создавалось монолитное тело стены. Все здания и сооружения обязательно обмазывались известковым раствором и белились. Особенностью обмазки было то, что она подчеркивала неровности кладки, так как псковичи никогда не стремились к имитации геометрически ровных стен.

Другая особенность древней архитектуры Пскова - ее видимая сила и мощь. Впечатление устойчивости и долговечности зданий создается за счет большого запаса прочности, толщины стен, несущих груз сводов и арок. Псковским зодчим были известны системы различных сводчатых конструкций, но их исполнение в местном материале, без расчетов, требовало большой наблюдательности, опыта и таланта. Трудом зодчих возведены свободные, как дыхание, своды жилых палат, ими очерчены точные линии ступенчатых арок и светлых окон в храмах, они расставляли боевые башни, направляя бойницы в сторону вражеского приступа. И здесь мастерство становилось высоким искусством, сочетающим мысль, материал и форму в бессмертные произведения архитектуры древнего Пскова.

Псковский музей-заповедник

В Пскове сохранилась линия каменных крепостных стен и башен Большого Окольного города длиной в 9 км .(XVI в.), восстановлены стены и башни Кремля и Довмонтова Города (XIV-XVII вв.). В Пскове и ближайших пригородах как прежде возвышаются 38 храмов (XV-XVI вв.), во многих отправляются службы. Возрождены два древнейших монастыря - Мирожский и Снетогорский. 14 крупных комплексов гражданских зданий XVII века расположены во всех районах исторического центра Пскова. Многие из них еще не изучены в должной мере, но уже более ста лет оцениваются как великое достояние русского народа.

Псковская школа зодчества прослеживается не только в Пскове, но и по всей области. Во многих древних городах-форпостах сохранились крепостные стены, хранящие память о трудном героическом прошлом.

Культовая архитектура

Псков наполнен древними церквами. Их беленые стены воспринимает все оттенки природных красок: из утренних туманов храмы выступают плотными угловатыми объемами, которые в вечерних сумерках кажутся невесомыми, а днем - четким контрастным рисунком света и тени останавливают взгляд среди примелькавшихся жилых домов. Всегда необычно это слившееся с природой и временами года, драгоценное наследие псковичей.

Культовая архитектура

Строительство первых храмов, деревянных и каменных, велось по греко-византийским образцам новгородскими мастерами, у которых обучались псковичи. Техника их возведения и архитектурные формы характерны для Русской земли - местный тесаный камень-известняк перемежался с рядами крупного кирпича - плинфы на известковом растворе, смешанном с мелкой керамической крошкой. Кубический объем храма - четверик, был завершен плавными очертаниями сводов, над которыми высился барабан, увенчанным шлемовидной главой с крестом. Древнейшие соборы Пскова XII - начала XIV столетий: Спасо-Преображенский в Мирожском монастыре, Иоанно-Предтеченский в Ивановском монастыре и Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре донесли эту архитектуру до нашего времени.

Самостоятельная школа псковского церковного зодчества сложилась к концу XIV века, когда Псков почувствовал свою экономическую свободу, политическую мощь и снискал уважение "старшего брата" Новгорода, а также многих западных врагов. Из псковских летописей известно, что за короткий период на небольшой территории Среднего города, защищенной крепостными стенами, было построено более 38 церквей и основано 27 монастырей, часть из них находилась за городскими стенами. Храмы этого времени не сохранились в первозданном виде, но известно, что некоторые были расписаны фресками, и это положило начало псковскому иконописанию.

Непрерывный труд и архитектурные эксперименты последующих двух столетий принесли псковским мастерам опыт храмостроения и известность за пределами своей земли. В XV столетии они славились как лучшие строители Руси и наряду с итальянскими зодчими были приглашены в Москву для возведения великокняжеских храмов Кремля - Благовещенского собора, Ризоположенской церкви и позднее - знаменитого храма Василия Блаженного. Торжественные, царские традиции московского белокаменного зодчества и псковской школы, сложившейся в суровых условиях жизни порубежного города, отражены в лучших образцах городских и монастырских храмов.

Культовая архитектура

Псков стремился сохранить свою духовную чистоту, честь и достоинство созданием множества храмов. На иконах XVII века (Псковский музей-заповедник) выписан образ города-предстоятеля, всеми своими церквами утверждающего божественное покровительство над псковичами. Каждый псковский храм - это символ совершенства мира и возможности самосовершенствования человека в этом мире. Поэтому так чисты архитектурные формы внутри храмов - мощные стены и столбы поднимаются арками и сводами к центру освещенного барабана.

Естественная неровность поверхности стен, обработанных штукатурной лопаткой, и кремовый, желтоватый или слегка розоватый естественный цвет штукатурки, покрытой известковой побелкой, — великолепно использовались в их натуральном виде. И, нужно отметить, что старая псковская штукатурка была не только наиболее легко исполнимой и дешевой, — одновременно она была и наиболее красивой штукатуркой.

Декоративное убранство храмов скромное. Наиболее характерными деталями являются: поребрик, бегунец - на апсидах и барабанах, бровки - над оконными проемами, валики и другие.

Устойчивость мироздания, отраженная зодчими, отзывается в душе человека чувством защиты. Свет из алтаря, мерцание свечей перед иконами, охватывают теплом и покоем. Фасады храмов строги и скупы на украшения: резной крест над луковичной главой, треугольные скаты кровель, белые стены четверика, прорезанные узкими окнами, священный пояс-оберег из треугольных впадинок - только на барабане и алтарных апсидах, арки киотов, иногда - вкладные каменные кресты в стенах - вот основные черты псковского храма. К его стенам пристраивали маленькие зимние приделы, повторявшие форму главного храма и своими галереями охватившие его.

Особое сооружение - звонницу для подвески колоколов, выносили на стену или ставили над главным входом в церковь. При церквах Богоявления, Успения от Парома, Козьмы и Дамиана с Примостья звонницы - мощные ярусные постройки, со сводчатыми палатами и поставленными на них, как на постамент, арочными аркадами с колоколами.

Церкви такого типа, всегда разные по композиции, строились в дальних монастырях и укрепленных пригородах, как знак принадлежности к Псковской земле. В стенах храмов получали благословение воины перед походами, здесь давали присягу верности - "крестное целование" политические деятели средневековья, именем дома Святой Троицы, дома Святого Николы в Изборске и Порхове вставали на защиту городов их граждане.

Уже в XVII столетии псковская школа церковного зодчества постепенно вливалась в рамки общерусских традиций. Развитие города продолжалось освоением внутренних территорий в границах существующих крепостных стен Большого Окольного города, который был насыщен храмами. Новых церковных зданий в Пскове почти не возводили (к немногим исключениям относится храм Александра Невского), обновляли лишь старые, увеличивая их приделами и притворами. Устойчивая атмосфера древнерусского средневекового города, поддержанная многими храмами, сохраняется в Пскове до наших дней. Замечательными образцами являются церкви Николы со Усохи и Богоявления с Запсковья.

Читайте также: