Архитектура исламского мира в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Арабская культура до образования халифата в VII веке не знала своих каким-либо образом выраженных художественных традиций. Оформление храмов и медресе во многом сложилось в соответствии с традициями культур покоренных в это время государств - Ирана, Ирака, Сирии и Египта. Особое влияние на формирование конструктивных особенностей арабских храмов оказала культура Ирана периода правления Сасанидов (226 – 661 гг.).

Особенности арабского и исламского зодчества до Х века

• Именно из традиций Ирана в арабское зодчество пришла строго центрическая форма мавзолеев и храмов, а также эллиптические купола.
• Наиболее часто используемая форма арки – подковообразная. Обычно этот архитектурный элемент выполнялся из кирпичей.
• Наличие не отделанных снизу деревянных балочных перекрытий, оформленных орнаментами.
• Мечеть делится на две основные части – двор с фонтаном для умываний либо колодцем и собственно саму молельню. Последняя располагается со стороны святой Мекки. Для проповедей из Корана здесь в обязательном порядке оборудуется кафедра, выполненная из дерева или камня. В центре стены, обращенной к Мекке, устраивается михраб – специальная ниша. Двор по периметру украшен колоннадой. В медресе, в отличие от мечети, во дворе располагаются еще и комнаты для семинаристов.
• Снаружи молельня выглядит, как обычное здание прямоугольной формы, дополненное минаретом, с которого мусульман зовут к молитве. Форма минарета может быть цилиндрической или призматической и берет свое начало, по всей видимости, от звонниц.
• Основной особенностью светских зданий можно назвать особую планировку с галереями по периметру здания. Кроме того, очень часто применяется мелкий орнамент.

Особенности арабской архитектуры после развала халифата

В Х веке халифат распадается, и в некоторых районах арабского мира архитектура начинает повторять местные традиции. Прежде всего, это коснулось дворов мечетей. В Иране и Афганистане, например, возвращаются когда-то использовавшиеся здесь купольные сооружения с айванами – специальными арочными порталами. С XIV века начинается активное введение цвета в оформление куполов, минаретов и пиштаков. В основном выполняется небесно-голубая отделка. Применяется инкрустация кусочками мозаики белого, зеленого, черного и синего цветов. Если говорить о светских зданиях, то жилища знати и обычных людей в эту эпоху, конечно, различаются по степени художественности оформления, однако общие моменты практически одинаковы. Основным компонентом мусульманского жилища считается двор, окруженный портиками.

Возле домов богатых людей обычно устраивались сады. Дворов же могло быть несколько. У бедняков, конечно, он был один. Дворцы окружались крепостными стенами. Во дворе обязательно устраивался колодец или фонтан. Что касается самого исламского дома, то он всегда делился на две половины – женскую и мужскую. Стены в нижней части обычно оформлялись орнаментами с преобладаниями голубого и красного цветов с вкраплениями белого и золотистого. При оформлении жилищ обычно применяется резное дерево, алебастр и мрамор. В XI веке для декорирования начинает применяться и поливной метод. Впоследствии глазурованные изразцы получают очень широкое распространение. К наиболее значимым памятникам арабского и исламского зодчества можно отнести Тадж Махал, мечеть Омейядов в Дамаске, Ханега Пир-Хусейна и другие.

Тадж Махал

Тадж Махал – здание архитектуры, типичной для иранской культуры. В XII веке ислам проник центральную и северную часть полуострова Индостан. Традиции мусульманской культуры сохранились здесь на века. Тадж Махал был построен монгольским правителем Шах Джаханом в конце XVII века в честь своей жены. Храм представляет собой прямоугольник размером 580х305 м. В центре располагается живописный сад. В северной части комплекса расположен Мавзолей, увенчанный большим куполом луковичной формы. С западной и восточной стороны к нему примыкают павильоны с минаретами. Фасад выполнен из белого мрамора, изнутри стены облицованы цветным. Все порталы и ниши богато украшены орнаментами арабесками. Стена, ограждающая комплекс сделана из красного песчаника и оформлена четырьмя минаретами. Ворот тоже четыре. Тадж Махал – необыкновенно торжественное и величественное здание. Этот великолепный памятник будет радовать глаз туристов и верующих еще далеко не один век.

Мечеть Омейядов в Дамаске

В арамейскую эпоху на том месте, где сейчас возвышается мечеть Омейядов, стоял храм Хадада, в римскую эпоху – храм Юпитера, а во времена расцвета Византии – христианский храм, в котором хранилась священная реликвия – голова Иоанна Крестителя. Возможно, поэтому, являясь религиозным центром нескольких культур, арабское завоевание Дамаска в 636 г. не нанесло ущерба христианской святыни. Омейядский халиф аль-Валид I ибн-Абдул Малик выкупил церковь у христиан и разрушил ее. В период с 706 по 715 гг. там и была построена мечеть, в возведении которой участвовали лучшие мастера из Греции, Рима, Константинополя и стран Востока. К этому времени Дамаск развил свое влияние в восточном регионе и стал столицей Омейядского халифата.

Мечеть Омейядов является чуть ли не самой крупной и древнейшей культовой мусульманской постройкой. Внутренний двор прямоугольной формы обрамлен колоннадой длиной 125 и шириной 50 метров. С трех сторон двор окружен сводчатой галереей, а в четвертой находится молельный зал. Фасад внутреннего двора и колонны облицованы цветным мрамором, выложены мозаикой и покрыты позолотой. Мозаики были долгое время скрыты под штукатуркой, их очистили только в 1927 г. Интерьер мечети очень богат и величественен: стены инкрустированы мрамором, на полу более 5 тысяч ковров искусной работы. Трехсводный молитвенный зал поражает глубиной и монументальностью, он более 130 м в длину, гигантский купол украшен росписями и мозаикой. Минареты сохранились со времен постройки мечети, но были реставрированы в 1340 и 1488 гг. Она много раз горела, последняя реставрация проходила в конце XIX в.

Мусульманские зодчие внесли огромный вклад в развитие мировой архитектуры. Мечети, медресе, караван-сараи, крытые рынки, общественные бани, сады и парки, дворцы, замки и цитадели неизменно вызывают восхищение на протяжении многих веков высоким уровнем мастерства архитекторов и новаторскими инженерными решениями.

Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные методы строительства. Они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур в сложнейшие архитектурные конструкции и филигранно сплетенные орнаменты. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в изысканные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они конструировали из простых элементов необычайно эффектные композиции.

Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов.

Величественные строения мусульманских зодчих средневековья впечатляют мастерски образованным переплетением арочных дуг ажурными сводами в форме звезд и кружевами решетчатых оград.

Мусульманская архитектура удивляет декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков. Многие архитектурные сооружения как произведения искусства оформлялись лепниной, напоминающей разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя. Такая лепнина стала опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кирпичной кладкой и многоцветной керамической мозаикой.

Мечети

Мечети — места поклонения Создателю — это главный вид сооружений в Исламе. В оформлении поверхностей мечетей исламские зодчие достигли большого мастерства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью и другие материалы, изготовленные по особым технологиям.

Мечети — места поклонения Создателю — это главный вид сооружений в Исламе. В оформлении поверхностей мечетей исламские зодчие достигли большого мастерства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью и другие материалы, изготовленные по особым технологиям.

Они также достигли совершенства в строительстве высоких минаретов, которые имели форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Мусульмане достигли высокого уровня в строительстве мечетей с куполами диаметром в десятки метров и минаретов высотой с современное высотное здание. Это требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв и многих других факторов.

Мусульмане достигли высокого уровня в строительстве мечетей с куполами диаметром в десятки метров и минаретов высотой с современное высотное здание. Это требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв и многих других факторов.

Архитектура ранних мечетей была проста и функциональна. Как известно, первую в мире мечеть — Ка’бу — построил первый человек на земле — Пророк Адам, мир Ему. После Всемирного потопа эта мечеть была разрушена, а позднее восстановлена Пророком Ибраhимом и Его сыном Исма’илем. Первая мечеть во времена Пророка Мухаммада, мир Ему, была построена в Медине.

Архитектура ранних мечетей была проста и функциональна. Как известно, первую в мире мечеть — Ка’бу — построил первый человек на земле — Пророк Адам, мир Ему. После Всемирного потопа эта мечеть была разрушена, а позднее восстановлена Пророком Ибраhимом и Его сыном Исма’илем. Первая мечеть во времена Пророка Мухаммада, мир Ему, была построена в Медине.

Мечеть Пророка Мухаммада, мир Ему, в Медине

В разных странах сложились свои традиции строительства мечетей. Один из ранних и распространенных типов мечетей — колонная мечеть. К этому типу относятся соборные мечети, возведенные в 7 веке на юге Ирака в Басре и Куфе, а также знаменитая Кордовская мечеть. В таких мечетях квадратный или прямоугольный двор окружен глухой стеной с пристроенной изнутри крытой арочной галереей на столбах или колоннах. К стене, обращенной к Ка’бе, примыкал молитвенный зал, образованный несколькими рядами колонн.

В разных странах сложились свои традиции строительства мечетей. Один из ранних и распространенных типов мечетей — колонная мечеть. К этому типу относятся соборные мечети, возведенные в 7 веке на юге Ирака в Басре и Куфе, а также знаменитая Кордовская мечеть. В таких мечетях квадратный или прямоугольный двор окружен глухой стеной с пристроенной изнутри крытой арочной галереей на столбах или колоннах. К стене, обращенной к Ка’бе, примыкал молитвенный зал, образованный несколькими рядами колонн.

Кордовская мечеть, Испания

Выдающимся памятником архитектуры мусульманской Испании и ярким образцом колонной мечети считается соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в IX и X вв. Открытый двор с фонтаном сравнительно невелик. Зато внутренний объем мечети разделен на множество пространственных фрагментов восемьюстами колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал производит впечатление сказочного леса, где деревья из цветного мрамора, порфира и яшмы освещены тысячью подвесных серебряных лампад.

На Среднем Востоке широкое распространение получили строения айванного типа. Это прямоугольное или квадратное строение с внутренним двором. В центре каждой стены располагается зал в виде глубокой сводчатой ниши — айван.

С 14-15 вв. айван стал неотъемлемой часть парадного входа — пештака. Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально­купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Такое строение типично для мавзолеев1

С 14-15 вв. айван стал неотъемлемой часть парадного входа — пештака. Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально­купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Такое строение типично для мавзолеев1

Одним из новшеств, одобренных исламскими учеными, было сооружение в мечетях михраба рельефной арки или арочной ниши в молельном зале, указывающей Кыблу (направление на Ка’бу). Михраб богато украшали орнаментами и религиозными текстами. А также изысканно декорировали минбар — возвышение справа от михраба (обычно в форме лесенки), с которого имам читал проповедь.

Строительство жилых домов и общественных зданий

Мусульманские зодчие достигли большого мастерства и в светском строительстве: дворцов, караван-сараев, бань и других общественных сооружений, которые отличались не только внешней красотой, но и высокой функциональностью.

Мусульманские зодчие достигли большого мастерства и в светском строительстве: дворцов, караван-сараев, бань и других общественных сооружений, которые отличались не только внешней красотой, но и высокой функциональностью.

Одним из интереснейших архитектурных решений мусульманских строителей было сооружение жилых домов таким образом, чтобы со стороны улицы не была видна жизнь их обитателей. С улицы был виден глухой фасад дома, а окна и двери выходили во внутренний двор, где размещались все строения, а также фонтаны, водоемы и цветущий сад.

Исламская архитектура – одна из самых сложных форм зодческого искусства, основанная на геометрии и математике. Её совершенные повторяющиеся спирали, цветистость, витиеватость и масштабность внушают священный трепет. Сложные и изысканные конструкции мечетей можно отнести к самым выдающимся творениям рук человеческих. Исламская архитектура – одна из самых сложных форм зодческого искусства, основанная на геометрии и математике. Её совершенные повторяющиеся спирали, цветистость, витиеватость и масштабность внушают священный трепет. Сложные и изысканные конструкции мечетей можно отнести к самым выдающимся творениям рук человеческих. Мусульманские зодчие разработали гибкие схемы планировки и универсальные строительные методы, применимые для возведения и мощных крепостей, и легких дворцовых павильонов. Прекрасные математики, они изобрели способы преобразования элементарных геометрических фигур (квадрата, треугольника, круга) в сложнейшие архитектурные конструкции и ювелирно сплетенные орнаменты, используя при этом простые и дешевые глину, кирпич, природный камень, стук или гипс, бетон. Искусно сочетая резьбу, полировку, роспись, мозаику, они превращали дерево, мрамор, стекло, глазурованную керамику в драгоценные отделочные материалы. Руководствуясь принципами геометрического соответствия и гармонии чисел, подобия и симметрии, они создавали из комбинаций простых элементов необычайно эффектные композиции.

Отличительной особенностью исламского зодчества стали многочисленные варианты стрельчатых, подковообразных, фигурных арок, рубчатых, ячеистых или ажурных сводов и куполов, наборных деревянных потолков. Ни в каком другом строительном искусстве мы не увидим столь мастерски образованных переплетением арочных дуг ажурных куполов-звезд и кружевных решетчатых оград. Никакая другая архитектура не знает таких импозантных, впечатляющих своей декоративностью конструкций сводов, куполов, карнизов и поясков, как сталактиты (по-арабски мукарнас – лепнина), напоминающие разрезанные пчелиные соты, пещерную известковую накипь или застывшие капли дождя.

Сталактиты-мукарнас – возможно, самое замечательное изобретение времен Арабского халифата – стали опознавательной чертой исламского зодчества наряду с виртуозной узорной кладкой кирпичом и многоцветной керамической мозаикой.

Мавзолей Фатимы Масуме, город Кум, Иран



Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран







Мечеть Шейха Лютфуллы, Исфахан, Иран



Мечеть Имама, бывшая мечеть Шаха, Исфахан, Иран


Потолок мечети Тадж-Махал


Шираз, Иран



Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты


Мечеть Вазир Хана, Лахор, Пакистан


Мавзолей Бахауддина Накшбанда, Бухара, Узбекистан


Мечеть Имама Хомейни, Исфахан, Иран


Регистан, Узбекистан


Амман, Иордания


Купол михраба, мечеть в Кордове, Испания


Мечеть в Марокко


Мавзолей Али ибн Хамзех (Зеркальная Мечеть), Шираз, Иран


Мавзолей Рухабад, Самарканд


Купол Скалы или Мечеть Скалы в Иерусалиме, Палестина


Мечеть Сулеймание, Стамбул, Турция


Мечеть в Тегеране, Иран


Мечеть Шах Джахана, Татта, Пакиста


Голубая мечеть, Стамбул


Мавзолей Фатимы Масуме, город Кум, Иран



Мечеть Насир аль-Мульк, Шираз, Иран







Мечеть Шейха Лютфуллы, Исфахан, Иран



Мечеть Имама, бывшая мечеть Шаха, Исфахан, Иран


Потолок мечети Тадж-Махал


Шираз, Иран



Мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, Объединённые Арабские Эмираты


Мечеть Вазир Хана, Лахор, Пакистан


Мавзолей Бахауддина Накшбанда, Бухара, Узбекистан


Мечеть Имама Хомейни, Исфахан, Иран


Регистан, Узбекистан


Амман, Иордания


Купол михраба, мечеть в Кордове, Испания


Мечеть в Марокко


Мавзолей Али ибн Хамзех (Зеркальная Мечеть), Шираз, Иран

Cредневековое искусство ислама

В VII веке арабы покорили весь Аравийский полуостров, а затем стали завоевывать страны за его пределами. Поэтому ислам быстро распространился на огромных территориях Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Южной Испании, и в этих странах утвердилась мусульманская культура. Завоевывая другие страны, арабы усваивали и их культуру, так, в состав халифата входили богатые византийские колонии — Сирия и Палестина с традициями греческой и римской культуры. Сильно сказывалось и воздействие иранской культуры, достигшей к тому времени особой торжественности и совершенства. Достижения собственной культуры в сочетании с традициями других цивилизаций помогли арабам добиться огромных успехов. Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, философию и медицину, математику и астрономию, географию и историю, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства.

Культура мусульманских стран стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы. Земли Сирии, Ирака, Египта, Ирана, Афганистана, Средней Азии, Азербайджана и Турции, Туниса, Алжира, Марокко и Южной Испании украшали прекрасные, густонаселенные, благоустроенные города с великолепными зданиями. Здесь возникли новые типы монументальных построек : мечети, вмещавшие тысячи молящихся, минареты — башни, медресе — здания мусульманских учебных заведений, госпитали, библиотеки, дворцы, утопавшие в зелени садов, протяженные на несколько километров крытые рынки, постоялые дворы — караван-сараи, которые воздвигались в городах и на путях караванной торговли.

Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Были созданы разнообразные формы арок — стрельчатых, подковообразных, многолопастных, фестончатых, изобретены особые системы сводов — перекрытий. Иногда внутреннее помещение выглядело подобно лесу, благодаря многочисленным колоннам. Здания богато украшались утонченным, прихотливым орнаментом, причудливой резьбой.

Особого расцвета мусульманская культура достигла в 10 — 15 веках, когда небывалого совершенства достигли художественные ремесла. Широкий торговый и культурный обмен способствовал расцвету наук и художественного творчества. Культура народов Ближнего и Среднего Востока в первые века ислама стояла выше европейской. К сожалению, не так много, как хотелось бы, осталось памятников великолепного зодчества той поры. Бесчисленные войны, стихийные бедствия, безжалостное солнце, ветры, наступающие пески превращали цветущие оазисы в заброшенные мертвые руины. И все же незабываемое впечатление и поныне оставляют старые кварталы Дамаска, Халеба (Алеппо), Каира, Туниса, Кайруана и особенно городов Марокко.

Минарет аль-Мальвия в Самарре. 847г.



Минарет аль — Мальвия. Это уникальное для своего времени сооружение необычной формы: на квадратном основании усеченный конус, охваченный внешним спиральным обходом — пандусом. Минарет был построен при самой крупной мечети в мусульманском мире — в г. Самарре, от которой осталась только одна стена. Одиноко возвышаясь на плоской земле, минарет, высота которого достигает 50 метров, виден издалека. Он спирально ввинчивается в небо, и подъем по пандусу, все более крутой к вершине, оставляет незабываемое впечатление. Редкой красотой отличается цвет аль- Мальвии и стен мечети. Цвет кирпичных построек меняется от времени дня, от освещения. Он то бледно-желтый, как пески пустыни, то, словно загораясь в лучах солнца, становится ослепительно золотистым и с оттенками розового.

Большая мечеть Омейядов



В условиях средневекового города мечеть играла роль главного общественного центра, где вершилось правосудие, возникали научные и поэтические дискуссии, назначались деловые и дружеские встречи, читались лекции. В эпоху халифата Омейядов в столице Сирии Дамаске была воздвигнута большая мечеть - прославленное сооружение мусульманского мира. Дамаск — один из древнейших городов мира, он входил когда-то в состав провинций Византии и Рима, поэтому на искусство Сирии наложили отпечаток культуры разных стран восточного Средиземноморья. Мечеть Омейядов была перестроена из большой христианской церкви Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, была воздвигнута на месте римского храма Юпитера Дамасского. Вытянутый прямоугольный план христианской базилики был изменен согласно арабского зодчества. Здесь использованы стройные мраморные колонны с коринфскими капителями из предшествующего здания. Внутреннее пространство здания просматривается в глубину со всех сторон. Множество арок и аркад украшают архитектуру сооружения.

Альгамбра. Дворик Львов.

Большая мечеть в Кордове



Примером мавританского искусства следует назвать и искусство города Кордова, который в 10 веке соперничал с Константинополем, Дамаском, Багдадом, Каиром. Вот знаменитый памятник в Кордове - Большая соборная мечеть. Заложена в 8 веке, а расширялась вплоть до конца 10-го. Основное пространство занимает колоссальный молитвенный зал, в котором расположено свыше восьмисот колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут на себе двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных клинчатых камней. Молитвенный зал аркады справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Мечеть была настолько прекрасной, что испанцы-христиане, овладевшие городом в 1296 году, не решились ее разрушить.

Внутреннее помещение мусульманских зданий


Башня - минарет




Декоративно-прикладное искусство в мусульманских странах также развивалось по своему, особенному пути. В отличие от стран Запада, в странах ислама изобразительное искусство не применялось для пропаганды религиозных идей. Силу своего воздействия религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Главными святынями стали не иконы и статуи, а старые рукописные Кораны.

Мечеть с минаретом, украшенные арабесками

Читайте также: