Арбитраж это в обществознании кратко

Обновлено: 02.07.2024

Арбитраж

Что такое арбитраж – этот термин в отношении юриспруденции обозначает процесс разрешения третейским судом спорных ситуаций. Соответственно, арбитражем называют и орган, которому эти функции поручаются.

Арбитраж может касаться как международных споров, так и отношений меж субъектами торговой деятельности.

Арбитражем в финансовом менеджменте называют метод разрешения спорных ситуаций, которые связаны с контрактными обязательствами, при участии незаинтересованной стороны, на усмотрение которой передают принятие решение по данной ситуации.

Особенности арбитража

арбитраж-2

Рассмотрим, более детально, ч то значит арбитраж. Арбитраж является рассмотрением экономических споров и других дел, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности. Арбитраж рассматривает дела о защите деловой репутации в области предпринимательской и другой экономической деятельности. Помимо того, арбитраж рассматривает дела по экономическим спорам меж гражданами и организациями, споры из договоров, споры о недействительности сделок, о возмещении убытков, рассматривает дела, которые связаны с прекращением, изменением, возникновением права собственности. Арбитраж при необходимости служит способом установления фактов, которые имеют юридическое значение. Арбитраж также рассматривает дела, которые связаны в гражданском правс самозащитой, дела по обязательствам из причинения вреда.

Арбитраж является методом разрешения трудовых и экономических споров,который состоит в передаче спора на рассмотрение третейскому суду, избранному сторонами. Арбитраж – орган для разрешения имущественных и неимущественных споров, связанных с ними

Составляющие арбитража

Ознакомление с материалами и документами дела, изучение судебной практики, подача и подготовка искового заявления, отзыва на него, других процессуальных документов.

Участие в судебных заседаниях арбитражного суда и предварительном судебном заседании адвоката.

Участие адвоката в переговорах по контролю спора, обеспечение иска, подготовка проекта мирового соглашения.

Обжалование определений и решений арбитражного суда и действий судебных приставов.

Задачи арбитражных судов в РФ

  • Защита охраняемых законом интересов и прав граждан и организации.
  • Правильное применение и единообразное законодательства
  • Содействие правовыми средствами выполнению законодательства и укреплению в экономических отношениях законности

Полномочия в РФ арбитражных судов

Арбитражным судам подведомственны такие дела:

Дела по экономическим спорам и прочие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности;

Дела по спорам, которые вытекают из административных и других личных отношений:

Об оспаривании нормативных правовых актов, которые затрагивают интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономической деятельности, когда федеральный закон устанавливает возможность арбитражного суда рассматривать данные дела;

Об оспаривании правовых ненормативных актов, действий и решений органов и должностных лиц, которыми затрагиваются законные интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономический деятельности;

О взыскании с граждан и организаций, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, санкций, обязательных платежей.

Другие дела подведомственные арбитражным судам:

  • Установление фактов, которые имеют юридическое значение;
  • О банкротстве (несостоятельности);
  • По спорам реорганизации, ликвидации, создания юридического лица;
  • По спорам об отказе в государственной регистрации;
  • О спорах в акционерных обществах;
  • О защите деловой репутации в области предпринимательской и другой экономической деятельности.

Виды арбитражных судов в РФ

арбитраж 4

Арбитражные суды субъектов федерации создают в краях, республиках, города, областях федерального значения, автономных округах, автономных областях. Дела рассматривают по первой инстанции, обыкновенно единолично. К полномочиям относят рассмотрение всех дел, которые подведомствены арбитражным судам, кроме дел, которые относятся к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, пересмотр по снова открывшимся обстоятельствам, которые им приняты и судебных актов, которые вступили в законную силу, обобщение и изучение судебной практики, анализ судебной статистики. В данный момент функционирует 81 арбитражный суд субъектов федерации.

Арбитражные апелляционные суды — создают на один судебный округ два суда. Арбитражный апелляционный суд работает в составе судебных коллегий и президиума. К полномочиям суда относят проверку в апелляционной инстанции обоснованности и законности судебных актов, которые не вступили в законную силу, рассмотренные первой инстанции арбитражными судами, пересмотр по снова открывшимся обстоятельствам судебных актов, принятых им самим, анализ судебной статистики. В Российской Федерации всего функционирует 20 апелляционных судов; Федеральные арбитражные суды округов — один федеральный арбитражный суд охватывает нескольких субъектов РФ, таких судов всего 10.

арбитраж 5

К полномочиям арбитражных судов относят проверку в кассационном порядке законность судебных актов по делам, которые рассмотрены арбитражными судами апелляционной и первой инстанции, пересматривает по снова открывшимся обстоятельствам, вступившие в законную силу и принятые им судебные акты, обобщает и изучает судебную практику, анализирует судебную статистику и подготавливает предложения по усовершенствованию законов и других нормативных правовых актов; Высший арбитражный суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических споров и других дел, в состав входят заместители председателя, председатель, председатели судьи и коллегий — члены высшего арбитражного суда.

К полномочиям данного суда относят рассмотрение дел в первой инстанции, рассмотрение в порядке надзора судебных актов всех арбитражных судов, которые вступили в законную силу, обобщение и изучение практики использование судом законов и других нормативных правовых актов, решение в границах собственной компетенции вопросов, которые вытекают из международных договоров РФ и так далее.

Представительства арбитражных судов

Представительство в арбитражных судах Российской Федерации в ходе производства по делам, которые связаны с осуществлением предпринимательской и другой экономической деятельности, включая:

споры по договорам строительного подряда;

хозяйственные споры меж частными предпринимателями и юридическими лицами, в том числе по вопросам исполнения, заключения, расторжения договоров;

арбитраж, который связан с изменением, оформлением, исполнением и расторжением договоров, взыскании по договорам задолженности;

земельные споры, о правах на объекты недвижимого имущества, включая о признании недействительными сделок; о признании права собственности;

арбитраж по делам, которые возникают из административных и других публичных правоотношений.

признание сделок недействительными и использование последствий их недействительности;

ценные бумаги (акции, векселя).

оспаривание решений и действий должностных лиц и органов власти.

Представительство по другим категориям дел, в том числе:

об оспаривании правовых актов, которые затрагивают законные интересы и права заявителя в области предпринимательской и другой экономической деятельности;

корпоративные споры (признание недействительными решений общего собрания участников, акционеров, решений наблюдательного совета и так далее);

о взыскании с граждан и организаций, которые осуществляют предпринимательскую и другую экономическую деятельность, обязательных санкций и платежей;

представительство в ходе производства по делам, которые связаны с выполнением судебных актов арбитражных судов.

История арбитражного суда

арбитраж 6

История арбитражных судов связывается, главным образом, с периодом развития России после 1917 года. Хотя их прообразом в определенной мере можно считать коммерческие суды, которые существовали до Октябрьской революции и специальные процедуры по рассмотрению судебных исков меж казенными учреждениями. После издания Декретов о суде N 1 и 2 состоялся полный отказ от всего этого. При этом никакой системы, которая бы компенсировала этот вакуум, не было создано. Переход к новой экономической политике, создание многоукладной экономики к жизни вызвали необходимость отделить функцию решения хозяйственных споров от функции управления производством. В сентябре 1922 года утвердили положение о порядке разрешения имущественных споров меж государственными учреждениями и организациями. Это положение стало основанием для создания арбитражных комиссий, являющихся новыми специализированными органами.

При Совете труда и обороны была создана Высшая арбитражная комиссия, арбитражные комиссии при экономических областных совещаниях. С созданием СССР появились арбитражные комиссии при советских народных комиссариатах автономных республик, при губернских и областных исполкомах. В это время был создан такой же орган при СТО СССР. Изменение в стране системы хозяйствования вызвало необходимость реорганизовать органы, регулирующие хозяйственные отношения. Законодателем были приняты поиски самого удачного варианта данных органов. С этим связывается кратковременная передача функций арбитражных комиссий (после их ликвидации 4 марта 1931 года) судебным органам, которые были недостаточно подготовленными к данной своеобразной деятельности.

Решение проблемы на данном этапе закончилось созданием 3 мая 1931 года особенного органа – государственного арбитража, на который возлагалось разрешение споров по исполнению и заключению договоров, о качестве продукции, по имущественным и хозяйственным спорам меж государственными предприятиями, которые принадлежат к разным ведомствам и предприятиями, которые принадлежат к разным ведомствам и предприятиями обобществленного сектора. Немного позже (в 1933 году) к компетенции органов государственного арбитража добавили споры в связи с оформлением договоров по поставкам продукции и так далее.

В задачи органов государственного арбитража в то же время входила и функция предупреждения хозяйственных правовых нарушений. Получив в процессе собственной деятельности данные о разного рода хозяйственных нарушениях, органы государственного арбитража должны сообщать о них прокуратуре, вышестоящим органам, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Положение о государственном арбитраже, которое принято 3 мая 1931 года, просуществовало до 1960 года. Реорганизуя деятельность данных органов, Совет Министров СССР принял Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Соответственно с ним советы министров автономных и союзных республик и исполкомы областных, краевых, которые приравнены к ним Советов депутатов трудящихся принимали положения об органах государственного арбитража, состоявших при них. Задачи арбитражей, в основном, оставались прежними, однако вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную практику, определяли направления деятельности для нижестоящих. Некоторые разночтения в положениях о государственных арбитражах вызвали то, что в 1974 году принято новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Для того, чтобы обеспечить единство деятельности, его преобразовали в союзно-республиканский орган, который представлял трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами проводили вышестоящие, а местные органы государственного управления лишены права изменять и отменять решения государственных арбитражей.

Мы пос тарались дать наиболее полное определение и понятие термина арбитраж, раскрыть его суть и виды

Понравилось это определение бизнес термина? Теперь Вы знаете, что это такое - Арбитраж, поделитесь в соц. сетях и расскажите друзьям - это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этому описанию бизнес термина, ПРОГОЛОСУЙТЕ за полезность - это анонимно и всем видно.

Читайте также: