Арабское возрождение это кратко

Обновлено: 08.07.2024

В рамках исламской традиции термин тадждид был важной религиозной концепцией, которая проявлялась на протяжении всей истории ислама в периодических призывах к возобновлению приверженности основополагающим принципам ислама и восстановлению общества в соответствии с Кораном и традициями исламского пророка Мухаммеда (хадисов) [1] . Концепция таджида сыграла важную роль в современном исламском возрождении [1] .

Современные течения возрождения включают исламский либерализм, который стремится примирить исламские верования с современными ценностями; неосуфизм, который культивирует мусульманскую духовность; и неофундаментализм, который подчеркивает послушание исламскому закону и соблюдению обрядов [2] .

Исламский ренессанс начался раньше европейского примерно на 600 лет. С расширением Арабского халифата мусульмане познакомились с греко-римской и персидской культурой , которая была временно потеряна для европейских государств из-за набегов варваров.

Во многом благодаря исламским ученым Европа познакомилась с работами величайших античных философов и ученых. Мусульмане внесли вклад в развитие астрономии, математики, философии, медицины, географии, поэзии, физики, химии, архитектуры.

Арабский язык был языком науки на всей территории халифата. Благодаря единой языковой системе мусульмане организовывали научные конференции .

Золотой век ислама начался в 8 веке и продолжался до 13 века. За это время появилось много исламских ученых, которые совершали научные открытия задолго до эпохи Нового времени.

Сабит бен Сира и Шарафуддин ат-Туси сделали открытия в разделе мат. анализа - в дифференцированных исчислениях. Аль-Баттани был одним из первооткрывателей тригонометрии. Вообще мусульмане многое сделали для развития математики и астрономии. Даже слово " алгебра " арабского происхождения.

Веселящие в школе тригонометрические термины "тангенс", "котангенс", "секанс", "косеканс" были придуманы Абу-ль-Вефой .

Абу Рейхан Бируни за 600 лет до Галилея математически обосновал, что Земля вращается вокруг Солнца . Также он сделал открытия в области тригонометрии. Как этнограф и культуролог Бируни описал индийскую культуру и их религиозную систему. Он проявил себя почти во всем известных тогда научных областях. Бируни - это "мусульманский Леонардо да Винчи", если не круче.

Исламских ученых просто огромное количество : аль-Кинди, Ибн Хайсам (основал оптику), Хорезми, Акшамсаддин открыл микробов:

"Неверно предполагать, что болезни появляются у человека одна за другой. Болезнь заражает, распространяясь от одного человека к другому. Эта инфекция происходит через семена, которые настолько малы, что их нельзя увидеть, но они живые".

Достаточно упомянуть имена Ибн Сины (Авиценна) и Абу ар-Рази, чтобы понять вклад мусульман в области медицины . Эти ученые впервые описали оспу, лихорадку, поведение зрачка, и другие болезни. Книга Ибн Сины "Канон врачебной науки" была одним из главных учебников для первых европейских университетов.

В плане мусульманской архитектуры особо показательно выглядит архитектура южной Испании, которая была захвачена арабами. Территория имела название аль-Андалус . Там переплелись культуры христианства и ислама, что отразилось в таких шедеврах как Аламбра в Гранаде.

Я бы мог еще написать про вклад мусульман в философию , но это будет слишком долго, буду краток. Исламские философы (араб. "фальсафа"), типа Ибн Сины, Ибн Рушда, Аль-Фараби , были последователями Аристотеля. Они оказали большое влияние на западную философию.

Не помню кто именно, вроде Ибн Сина, более чем за 700 лет до Иммануила Канта стал писать о природе априорного мышления.

Многие думают, что ислам ни к какому развитию приводить не может, а все исламские страны - это недоразвитые страны. Сегодня уровень жизни в европейских государствах значительно выше в общей сложности, однако в истории были времена, когда Европа была варварской по сравнению с мусульманским Востоком. И это нужно держать в уме.

Содержание

История [ ]

В эпоху Золотого века мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство, как сохраняя традиции прошлого, так и используя собственные изобретения. В эпоху правления Омейядов, а затем и Аббасидов учёные пользовались огромной поддержкой со стороны правителей. Практическое значение медицины, военной техники, математики помогало развитию Арабского халифата.

Универсальным языком науки стал арабский язык. Этот язык, отличавшийся точностью, идеально подходил для научной и технической терминологии. Учёные из разных стран от Кордовы до Багдада и Самарканда имели возможность общаться на одном языке. В 9 веке правители Багдада проводили регулярные встречи (интеллектуальные маджлисы), во время которых богословы, философы и астрономы независимо от религиозной принадлежности собирались, чтобы обсудить свои идеи.

Университеты и научные центры [ ]

Вклад мусульманских учёных в различные отрасли науки [ ]

Астрономия [ ]

Астрономия — одна из областей науки, которая интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В 1259 году ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию близ Тебриза . Исламские учёные Шараф ад-Дин Ат-Туси , Насир ад-Дин Ат-Туси и Ибн аш-Шатир впервые высказа


Астрономические наблюдения с помощью армиллярной сферы. Миниатюра из турецкой рукописи XVI века.

лись о возможности вращения Земли по своей оси, а также о её вращательном движении. Мусульмане усовершенствовали инструмент для определения месторасположения звезд и измерения расстояния между ними (астролябию). В IХ-Х веках братья Муса были произведены вычисления длины Земной окружности.

Биология [ ]

  • Ибн Байтар (1190—1248) в своей книге дал описание около 1400 лекарственных растений и трав. Его труд считался основным научным источником в этой области.

География [ ]

Математика [ ]

Медицина [ ]

Самые высокие достижения мусульманских ученых можно отметить в медицине. Именно в Арабском халифате впервые были построены больницы, госпитали, возникли первые медицинские институты. Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Первая больница в Халифате была создана в 707 году во время правления омейядского халифа аль-Валида ибн Абдул-Малика. Затраты на содержание этой больницы и обеспечения больных продуктами питания брало на себя государство. Во избежание бегства прокаженных больных, им объявлялся арест.

Мореплавание [ ]

Интерес к путешествиям и изучению географии мусульмане проявляли издревле. Этому способствовали стремление к распространению ислама, торговля, а также необходимость совершение паломничества (хаджа). Известное всем слово адмирал произошло от арабского амир аль-бахр ( араб. ‏أمير البحر ‎‎).

Промышленность [ ]

Позаимствовал технологию производства из Китая в 794 году в Багдаде сын визиря Харуна ар-Рашида, Ибн Фазл построил первую фабрику по производству бумаги. Через 6 лет подобная фабрика была построена в Египте, а в 950 году в аль-Андалусе. Первая бумага, появившаяся в Европе, называлась charta damascaena, то есть дамасские свитки , которая изготавливалась из льна.

Сельское хозяйство [ ]

В эпоху Золотого века мусульмане смогли создать развитую систему орошения, а также чётко продуманную систему севооборота, позволяющую получить двойной урожай за год на той же земле.

Физика [ ]

В 880 году ученый по имени Ибн Фирнанас в впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться.

Философия [ ]

Труды таких учёных как Ибн Рушд , аль-Кинди и аль-Газали оказали большое влияние на философскую мысль.


Золотой век ислама или Исламское возрождение, [1] — исторический период примерно с VIII по XIII в. н. э., в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени. В рамках халифата сложилось общемусульманское культурное пространство, которое продолжало существовать и после его распада. Благодаря этому исламские учёные, писатели и деятели искусства указанного периода внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры. После распада Арабского халифата развитие исламской культуры постепенно замедляется, однако достижения мусульманских мыслителей становятся известны в Европе и дают толчок развитию европейской культуры.

Литература

См. также

Ссылки

  1. ↑ Joel L. Kraemer (1992), Humanism in the Renaissance of Islam, p. 1 & 148, Brill Publishers, ISBN 9004072594.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мусульманский Ренессанс" в других словарях:

МУСУЛЬМАНЕ — приверженцы религии, основанной пророком Мухаммедом (ок. 570 632). ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА Период пророчества. Центром Аравии времени возникновения ислама была Мекка, лежавшая на древнем пути пряностей и благовоний из Южной Аравии и стран Индийского … Энциклопедия Кольера

Рифмованная проза — Рифмованная проза художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами… … Википедия

КАДИ — (араб. судья) в мусульманских странах судьи шариатских судов и всех иных судебных органов. Однако в литературе, посвященной мусульманскому праву, шариату и фикху, под К. обычно подразумевается мусульманский судья, возглавляющий шариатский суд.… … Энциклопедия юриста

Ислам и гомосексуальность — Гомосексуализм в исламе, согласно соборному мнению богословов, является запретным. Основанием для подобного решения служит кораническая притча о народе Лута (Содом и Гоморра), который прогневал Аллаха за то, что они использовали в страсти мужчин… … Википедия

Сатыбалдинова, Куляш Мухамединовна — (р. 26.12.1940) спец. по истории филос.; проблемам науч. и филос. творч.; д р филос. наук, проф. Род. в г. Астана. Окончила КазГУ (1963), асп. ИФ АН СССР (1971). С 1972 по 1978 работала в ИФП АН Каз. ССР: мл. н.с, ст. н.с; с 1978 по 1993 преп.… … Большая биографическая энциклопедия

Халифат — система мусульманской теократии (см. Ислам), а также принятое в литературе название феодального арабо мусульманского государства, возглавлявшегося Халифами. Первоначально ядром Х. была созданная Мухаммедом в начале 7 в. в Западной Аравии… … Большая советская энциклопедия

ШАРИАТСКИЙ СУД — орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также применяемые им процессуальные правила рассмотрения дел регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади,… … Энциклопедия юриста

Научная картина мира — (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия

НАХДА – ЗАБЫТЫЙ ПЕРИОД АРАБСКОГО РЕНЕСАНСА

В традиционной науке Нахда рассматривается как массовый культурный сдвиг, вдохновленный Западом и связанный с Танзиматом, который был периодом реформ в Османской империи и внутренних изменений в политической экономике и общественных преобразованиях в Египте и Сиро-Ливане. Нахда начался одновременно как в Египте, так и в Сирии. Ренессанс в Египте был больше сфокусирован на политике, в то время как в Сирии он был больше направлен на культурные преобразования.

Главной целью Нахды было побудить тогдашнее арабское общество к секуляризму, рационализму, урбанизму, сциентизму и индивидуализму. Основными участниками были лидеры того времени. Они хотели, чтобы арабский мир стоял плечом к плечу с западным миром. У них было видение, которое могло бы ожить только через ренессанс культуры и исламские институты управления на Ближнем Востоке.

Влияние на религию, СМИ и политику

Джамал аль-Дин аль-Афгани был исламским идеологом и политическим активистом, который дал исламу современное толкование и соединил веру с антиколониальной доктриной, которая защищает панисламскую солидарность в борьбе против европейского давления. Он поддерживал авторитарные монархии с представительным правлением и протестовал против всего, что он считал догматическим и коррумпированным в Исламе в его время. Он также был учителем очень важного для модернизма человека Мухаммеда Абду.

Мухаммед Абду сыграл важную роль в развитии учения Джамала аль-Дина аль-Афгани. Он представил свои реформы для ислама и обвинил традиционные исламские вшколы в моральной и интеллектуальной коррупции. Он обвинил тогдашних исламских авторитетов в навязывании народу доктринальной формы ислама. Он предлагал исповедовать истинный ислам времен Пророка Мухаммеда, который был разумным и божественно вдохновленным.

Средства массовой информации

Ренессанс оказал большое влияние на форму управления. Впервые в Османскую эпоху была введена конституция, которая была названа коронным достижением движения за реформу Танзимат. Причина формирования этой конституции была основана на том факте, что османцы хотели возродить империю на уровне с западными державами. Эта конституция была разработана с использованием европейских методов управления. Султан того времени отверг эту конституцию, но тем не менее она имела символическое и огромное политическое значение.

Концепция парламентской системы была введена и принята в провинциях Османской империи на Ближнем Востоке. Это создало политический класс в этих провинциях. Это также породило либеральную националистическую элиту, которая породила египетский национализм. Египетский национализм не был арабским и фокусировался главным образом на этнической египетской идентичности, чтобы дать ответ на европейскую колонизацию и турецкую оккупацию Египта.

Читайте также: