Антропологический материализм чернышевского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Материализм $60$х годов $19$ века – социально-общественное движение, представленное мыслителями-материалистами, учёными-естественниками, публицистами.

Это период резкой оппозиции предыдущему поколению, в котором делался акцент на романтизм, отвлечённое мышление и культ искусства.

Русский материализм отличается своей предрасположенностью к естественным наукам, медицине, технике. Русские философы-материалисты не принимали во внимание отвлечённости, умозрительность, всё то, что уводило и отвлекало от реальных жизненных моментов.

Идеологами материализма были Бакунин, Чернышевский, Добролюбов По данной теме мы уже выполнили реферат Бердяев Н.А. подробнее , Писарев, Соченов. Огромное влияние среди русских материалистов имел диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Материализм А. Герцена

Борьба философии и естествознания лишает правильных возможностей и тормозит движение науки в целом. Герцен утверждал, что философия на протяжении всего своего развития имела цель преодолеть разрыв между духом и природой, духа вне природы не существует. Человек у Герцена выступает частью природы, который подчиняется её законам.

Готовые работы на аналогичную тему

Касательно проблематики познания, Герцен исходил не только из материализма, но и из постулатов диалектики. Истинное знание – результат диалектического единства рационального и чувственного.

Началом всякого знания выступает опыт, который передаёт образы. Полученные опытные данные подвергаются человеком рациональному обобщению. Таким образом, философское учение А. Герцена оказало огромное воздействие, как на развитие материализма, так и диалектики.

Материализм Н. Чернышевского

Таким образом, Чернышевский утверждал, что единство мира заключается не в его бытии, а в его материальности, тем самым показывая связь своего учения с идеями Ф. Энгельса.

В поздних работах Чернышевский формулирует $3$ фундаментальных принципа материализма:

  1. Источником всякого знания выступает не вера или чистый разум, а эмпирический опыт
  2. Любые человеческие проявления – свойства и функции материи
  3. Отсутствие в мире таких понятий как сверхъествественное и сверхприродное
  • тезис о партийности в философии.
  • теория разумного эгоизма
  • антропологический принцип
  • критика дуалистического основания монизма

Под антропологическим принципом понимался принцип, сменяющий метафизический дуализм. На человека нужно смотреть как на человека с одной природой. Это защита единства человека, перед философским подходом к человеку, который рассматривал его двойственную природу. Таким образом, антропологический принцип являлся базой его гуманистического подхода к проблемам общественным.

Материализм Д. Писарева

Дальнейшее развитие материализм получил в работах ученых-естествоиспытателей: И.М. Сеченов, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников.

Чтобы до конца понять философский материализм Чернышевского, необходимо разобраться в том, что он называл антропологическим принципом в философии. Этот термин Чернышевский взял у Фейербаха, на которого он не раз ссылался.

Это, со стороны Фейербаха, было своего рода попыткой поставить антропологическую философию выше идеализма и материализма, избегнув их, как по его мнению, ошибочные крайностей.

В отличие от Фейербаха Чернышевский сознательно стоял на позициях материализма и признавая в нем диалектический принцип. В человеке, он видел в отличие от Фейербаха, не раскрепощенный дух, не воплощение абсолютной идеи, а высшую форму материи, воплощение единства материи и сознания. То, что Чернышевский называл антропологизмом, на деле было диалектико — материалистическим решением вопроса об отношении материи и сознания.

Через данный материалистический взгляд на природу человека Чернышевский пришёл, и к аналогичному взгляду на окружающий человека внешний материальный мир. 12

Другим важным отличием философских принципов Чернышевского от Фейербаха был вопрос о практическом применении философской теории.

Говоря о философских концепциях Чернышевского необходимо сказать, что он был не только выдающимся философом материалистом, но и крупным диалектиком. Понимаемое Чернышевским материальное единство мира, всегда включает в себя также комплексы различий и противоречий.

Этот интерес Чернышевского к диалектике не был абстрактным. Он использовал диалектику как средство определения общественных задач и путей их разрешения в ходе политической борьбы. В этой связи очень подробно разрабатывались Чернышевским философские проблемы развития, его движущих сил, соотношения эволюционных и революционных тенденций в жизни природы и общества.

Источники самого развития Чернышевский находил исключительно внутри самих предметов и явлений, отвергая взгляды идеалистов о каких-то внешних и находящихся вне предмета причинах. 18

Основным источником развития Чернышевский считал единство и борьбу противоположностей в нашем материальном мире. 19

Опираясь на научный анализ соотношения постепенного и скачкообразной в процессе развития, Чернышевский резко критиковал людей и в особенности ученых, которые в преобразовании общества полагаются только на реформах, предпочитая эволюционный путь развития.

Рассуждая о развитии, определяя его внутренние источники и формы, Чернышевский, будучи диалектиком и материалистом, не мог пройти мимо вопросов о направлении, путях развития и связанных с ним вопросах диалектического отрицания и преемственности.

При этом, Чернышевский, подчеркивал, что при возвращении на высший уровень, прежняя ступень развития, значительно богаче содержанием и стоит на более высоком уровне, со своим прежним низшим состоянием, от которой она произошла. 25

С диалектикой отрицание отрицания тесно связан вопрос о существовании прогресса, о том, приносит ли это новое что-то более, лучшее в существовании ладей и общества.

Считая, прогрессом, процесс улучшения, появление новых явлений в жизни общества, Чернышевский восставал против односторонних, прямолинейных, механистических взглядов на прогресс, попыток объявить всякое новое явление прогрессивным или, по крайней мере, следствием прогресса.

Разрабатывая теорию развития и используя её для оценки событий, происходивших и проходящих в природе и обществе, Чернышевский не мог не обратиться к другой важнейшей теории диалектического материализма — теории познания.

В этот период (60–70 годы XIX века) напуганные ростом революционного пролетарского движения идеологи буржуазии, ранее отказавшиеся от французского просветительского рационализма и метафизического материализма, уже отвернулись, и от объективного диалектического идеализма Гегеля, вернувшись сначала к Канту, а затем к Юму и Беркли, взяв, у них, на вооружение идеи субъективного идеализма и вытекающего из него агностицизма.

Опасность эмпириокритицизма усиливалась тем, что в отличие от предшествующих субъективно-идеалистических систем — эмпириокритицизма в своих построениях стремился опереться на достижения естественных наук того времени.

В этой своей работе, Чернышевский отмечал, что главным, основополагающим вопросом, в теории познания, является вопрос о познаваемости мира, соотношение абсолютной истины и относительности человеческого знания. Именно вокруг этого вопроса и завязался узел противоречий между субъективными идеалистами и материалистами-диалектиками.

Отвергает Чернышевские и попытку доказать отсутствие достоверных знаний, фактам процесса резкого изменения знаний в ходе развития науки, и особенно в результате научных открытий. По его мнению, факты значительного изменения знании в силу тех или иных научных открытий свидетельствует не об отсутствии достоверных знаний, а об их расширении. 36

Таким образом, по мнению Чернышевского, во всяком относительном знании, всегда имеются элементы абсолютной и объективной истины. 37

Таким образом, для Чернышевского, практика — это, главный критерий истины.

Подводя итоги научной деятельности Чернышевского в области материалистической диалектики можно отметить следующее: Чернышевский, очень силен, когда говорит о материальном единстве человека вселенной, законов природы.

Список ссылок к Главе 2 — й:

3. Там же — С. 476.

4. Там же — С. 489, 494.

5. Там же — С. 475–483.

6. Там же — С. 207.

7. Там же — Т. 1. — С. 642.

8. Там же — Т. 2. — С. 50.

9. Там же — Т. 2. — С. 189

12. Там же — Т. 2. — С. 166–169.

13. К. Маркс Тезисы о Фейербахе — Сочинения — Т. 3. — С. 1.

15. Там же — Т. 2. — С. 629.

18. Там же — Т. 2. — С. 629–630.

19. Там же — Т. 2. — С. 169–170.

20. Там же — Т. 1. — С. 628–629.

21. Там же — С. 631.

22. Н. Г. Чернышевский Избранные философские сочинения в двух томах. — Т. 2. — С. 472.

24. Н. Г. Чернышевский Избранные философские сочинения… — Т. 2. — С. 457.

25. Там же — С. 463.

26. Там же — С. 473–474.

27. Там же — С. 474.

30. Там же — Т. 2. — С. 244.

32. В. И. Ленин Полн. собр. соч. — Т. 10. — С. 730.

34. Там же — Т. 2. — С. 408–410.

35. Там же — Т. 2. — С. 486.

36. Там же — Т. 2. — С. 496.

37. Там же. — Т. 2. — С. 497.

38. Там же — Т. 2. — С. 502.

39. Там же — Т. 2. — С. 488.

40. Там же — Т. 2. — С. 500–501.

41. Там же — Т. 2. — С. 488.

42. Там же — Т. 2. — С. 176.

43. Там же — Т. 1. — С. 351.

44. Там же — Т. 1. — С. 184–185.

45. Там же. — Т. 1. — С. 280–281.

Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского

Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович Чернышевский родился в Саратове 24 июля 1828 года в семье священника.

В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики).

Не пройдя полного курса обучения в семинарии (клерикальная карьера совершенно не увлекала Чернышевского) он уехал в 1846 году в Петербург. После успешной сдачи вступительных экзаменов он был принят в университет.

Окончив университет в июне 1850 года, Чернышевский вернулся в Саратов и в январе 1851 года начал работать учителем словесности в гимназии.

Весной 1853 года Чернышевский женился на Ольге Сократовне Васильевой, дочери саратовского врача.

Вскоре после свадьбы он вместе с молодой женой переехал в Санкт-Петербург.

7 июля 1862 года Чернышевский был арестован по обвинению в антигосударственной деятельности. 7 февраля 1864 года Сенат приговорил Чернышевского к лишению всех имущественных прав и ссылке на каторжные работы в рудники на 14 лет, а затем к поселению в Сибири навечно.

В 1889 году Чернышевскому было разрешено вернуться в Саратов благодаря энергичным усилиям его сына.

После переезда в родной город он почувствовал прилив сил и стал питать надежду, что сможет развить большую творческую активность для создания серии новых работ. Но этой надежде не суждено было сбыться. 17 октября 1889 года, в возрасте 61 года, перестало биться сердце пламенного патриота, борца за свободу и счастье трудового народа, великого мыслителя и революционера Николая Гавриловича Чернышевского.

Философское миропонимание Чернышевского

Концепция анропологического принципа Чернышевского

Чернышевский основывал свои социалистические идеи на так называемой теории рационального эгоизма. Суть этой этической доктрины, разработанной французскими мыслителями эпохи Просвещения XVIII века, заключается в том, что рационально понятый эгоизм не противоречит общему благу. Чернышевский основывает свои этические взгляды на антропологическом принципе в философии: «Человек вообще, без различия наций и классов, называет добром то, что хорошо для человека вообще.

Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского

На мировоззрение Чернышевского оказали влияние идеи В.Г. Белинского и А.И. Герцена, а также немецкая классическая философия, особенно Л. Фейербах. Чернышевский подчинил свои теоретические взгляды делу освобождения рабочих от рабства. Из всех утопистов он был ближе всех к научному социализму; он возлагал свои надежды на революцию. Его утопический социализм был тесно связан с революционным демократизмом.

Чернышевский развивал свое теоретическое мировоззрение в сравнении с Белинским и Герценом. Он дал более глубокое материалистическое и диалектическое обоснование педагогической теории. Чернышевский прямо заявил: все, что существует, есть материя, без материи нет и не может быть сознания.

После общего описания теоретического мировоззрения Чернышевского перейдем к раскрытию его конкретных педагогических идей.

Более того, продолжает Чернышевский, большинство образованных людей находятся в городах. Какая же безграмотность существует в деревнях среди трудового крестьянства?

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

1 Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 2. С. 138.

2 Бердяев Н.А. Русская идея//0 России и русской философской идее. М., 1990.




будучи относительно самостоятельной, подчинена, однако, закону причинности в той же мере, как ему подчинены процессы, изучаемые физикой и химией. Поэтому психическую жизнь можно познать и объяс­нить на основе тех же принципов и подходов, с помощью которых наука изучает явления неживой и живой (биологической) природы.

Н. Чернышевский стал признанным вождем революционной ин­теллигенции. Он приобрел чрезвычайную популярность в студенчес­кой среде. Его сочинения определили духовный облик нескольких поколений русской интеллигенции. Студенты 60-80-х годов включали в популярную студенческую песню примечательный куплет:

Нравственная устремленность, готовность к самопожертвованию во имя народного блага, свойственные Н. Чернышевскому и его пос­ледователям, должны быть высоко оценены, в том числе и с совре-

Одним из первых дал развернутую критику отечественного мате­риализма и позитивизма Вл. Соловьев. В частности, он неоднократно обращал внимание на непоследовательность русских материалистов и позитивистов: с одной стороны, они яростно отстаивают исключи­тельно природную (физико-химическую и биологическую) сущность человека, стремясь полностью исключить из нее элементы духовнос­ти, с другой — настойчиво взывают к непреходящим духовным цен­ностям справедливости, добра и любви.

1 Зеньковский В.В. Указ. соч. Т. 1. Ч. 2. С. 138.

2 Бердяев Н.А. Русская идея//0 России и русской философской идее. М., 1990.

будучи относительно самостоятельной, подчинена, однако, закону причинности в той же мере, как ему подчинены процессы, изучаемые физикой и химией. Поэтому психическую жизнь можно познать и объяс­нить на основе тех же принципов и подходов, с помощью которых наука изучает явления неживой и живой (биологической) природы.

Н. Чернышевский стал признанным вождем революционной ин­теллигенции. Он приобрел чрезвычайную популярность в студенчес­кой среде. Его сочинения определили духовный облик нескольких поколений русской интеллигенции. Студенты 60-80-х годов включали в популярную студенческую песню примечательный куплет:

Нравственная устремленность, готовность к самопожертвованию во имя народного блага, свойственные Н. Чернышевскому и его пос­ледователям, должны быть высоко оценены, в том числе и с совре-

Одним из первых дал развернутую критику отечественного мате­риализма и позитивизма Вл. Соловьев. В частности, он неоднократно обращал внимание на непоследовательность русских материалистов и позитивистов: с одной стороны, они яростно отстаивают исключи­тельно природную (физико-химическую и биологическую) сущность человека, стремясь полностью исключить из нее элементы духовнос­ти, с другой — настойчиво взывают к непреходящим духовным цен­ностям справедливости, добра и любви.

Читайте также: