Антон рафаэль менгс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Вместе со своим отцом и учителем, дрезденским придворным живописцем Израэлем Менгсом, отправился в 1741 г. в Рим, где работал под родительским руководством и усердно изучал антики и произведения Микеланджело и Рафаэля. По возвращении своём в 1744 г. в Дрезден, получил от короля Августа III звание придворного живописца, но вскоре снова поехал в Рим. Там он написал несколько картин, встретивших общее одобрение, и пробыл до 1749 г. В 1761 г. был приглашен ко двору испанского короля Карла III. С этого времени жил и трудился то в Мадриде, то в Риме, в котором и умер.

Родился в Ауссиге (ныне город Усти-над-Лабем, Чехия) 22 марта 1728 в семье живописца И.Менгса. Учился у отца, вместе с ним отправившись в Рим для изучения памятников античности и Ренессанса (1741). Вернувшись на родину, жил в Дрездене (в 1745-1746), затем вновь приехал в Рим, обратился в католицизм и провел в "вечном городе" большую часть своей творческой жизни (1746-1749, 1754-1761, 1769-1773 и с 1775). В 1749-1754 вновь работал в Дрездене. В 1755 познакомился с И.И.Винкельманом, оказавшим на его эстетические взгляды решающее влияние.

В ранний период выдвинулся прежде всего как мастер пастельного портрета (Портрет отца, Курфюрст Август III; обе работы — 1740-е годы, галерея "Старые мастера", Дрезден). Впоследствии, все чаще обращаясь и к масляной живописи, вошел в число ведущих портретистов Европы, создавая образы, полные живого изящества и строгой гармонии (Папа Климент XIII, 1758, Национальная пинакотека, Болонья; И.И.Винкельман, ок. 1761, известен в нескольких вариантах; Карл III Испанский, 1761, Прадо, Мадрид; автопортреты разных лет, — эрмитажный, 1770-е годы, и др.). Еще большую славу принесли Менгсу многочисленные картины на антично-мифологические и христианские темы (Суд Париса, ок. 1757; Благовещение, Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне, Персей и Андромеда, все три картины — 1774-1777; все — Эрмитаж, Петербург), а также монументально-декоративные работы (фреска Парнас на плафоне виллы Альбани в Риме, 1761, — известнейшее и программное его произведение; росписи Зала папирусов с Аллегорией Истории в Ватиканской библиотеке, 1771-1773; и др.). Считая барокко с его пылкой эмоциональностью "ложным стилем", культивировал благородно-сдержанное искусство, сочетающее античные формы с ренессансным колоритом.

В 1761-1769 × 1774-1776 работал при дворе Карла III в Мадриде, где исполнил, в частности ряд фресок в Королевском дворце (1762-1768). Был президентом римской Академии св. Луки (с 1774). Свои взгляды на искусство изложил в книге Мысли о прекрасном и о вкусе в живописи (1762), где выдвинул в качестве главной задачи художника собирание частиц идеального в жизни — с целью воссоздания того "вкуса к совершенству", которым обладали древние греки и корифеи Возрождения.

Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728 — 29 июня 1779 гг.) — известный немецкий художник XVIII века, выдающийся мастер исторической и портретной живописи. Антон Рафаэль Менгс был ярким представителем неоклассицизма, хотя во многих его картинах ощущается влияние доминирующего в ту эпоху стиля рококо. Творчество живописца высоко ценили современники за сбалансированность и четкость рисунка, а среди его заказчиков было немало королевских особ и влиятельных европейских вельмож. Биография мастера насыщена многочисленными путешествиями и интересными событиями, он также много времени и сил уделял обучению молодых коллег.

Антон Рафаэль Менгс был самым знаменитым, но далеко не единственным представителем семейной династии художников. Кроме него, яркий след в истории европейской живописи оставил его отец Исмаэль Менгс (Ismael Mengs), а также дочь Анна Мария (Anna Maria Mengs) и две родные сестры — Тереза (Therese Concordia Maron) и Джулия (Julia Charlotte Mengs).

Биография Антона Рафаэля Менгса

Антон Рафаэль Менгс родился 12 марта 1728 года в городке Ауссиг, который сегодня называется Усти-над-Лабом и находится на территории Чешской республики. Он был внебрачным сыном придворного художника курфюрста Саксонии и семейной служанки Шарлотты Борман. Несмотря на это, отец сразу после рождения признал его своим сыном и лично занялся воспитанием мальчика.

Именно Менгс-старший стал первым наставником Антона Рафаэля и обучил его основам живописи в своей дрезденской студии. А в 1741 году они вместе с отцом уехали в Рим, где юный художник смог воочию увидеть шедевры древних мастеров и под их влиянием в возрасте 13 лет начал писать первые картины. В столице Италии юноша продолжил обучение в мастерской Марко Бенефиала (Marco Benefial), а затем, в 1744 году, вернулся в Дрезден, где ему предложили должность художника при дворе саксонского правителя.

По всей видимости, Антон Рафаэль Менгс не мог долго оставаться на одном месте и любил путешествовать. Поэтому в 1749 году он опять вернулся Дрезден, где в этот раз ему предложили должность главного придворного художника и значительно повысили жалование. Более того, молодому живописцу даже удалось добиться права надолго отлучаться из Саксонии, и он большую часть года проживал в Риме, а не в Дрездене.

В 1759 году Менгс был назначен придворным художником неаполитанского короля Карла, который вскоре унаследовал от отца испанскую корону и пригласил мастера переехать вместе с ним в Мадрид. Здесь ему поручили работы по росписи стен Нового королевского дворца и над исполнением этой грандиозной задачи живописец трудился 10 последующих лет.

Несмотря на прекрасное отношение со стороны испанского монарха, в середине 1770-х годов Антон Рафаэль Менгс принял решение вернуться в Рим. К тому времени у него начались серьезные проблемы со здоровьем, он плохо переносил мадридские зимы и часто болел простудой. Но итальянский климат не принес художнику ожидаемого выздоровления и, несмотря на усилия лучших римских врачей, состояние признанного мэтра живописи быстро ухудшалось.

Находясь на пике славы, 51-летний Антон Рафаэль Менгс умер в Риме 29 июня 1779 года, а его тело с почестями похоронили в гробнице римской церкви Святого Михаила. Испанский король назначил семерым младшим детям художника солидную пенсию. Надгробный памятник на могиле мастера в 1782 году создал великий скульптор Винченцо Пачетти (Vincenzo Pacetti).

Антон Рафаэль Менгс. Надгробный памятник на могиле Антона Рафаэля Менгса в церкви Святого Михаила, 1782

Самые известные картины Антона Рафаэля Менгса

Гениальный живописец за свою творческую карьеру создал немало прекрасных произведений искусства. И все же, к числу самых известных картин Антона Рафаэля Менгса относятся:

Антон Рафаэль Менгс по праву считается великим мастером исторической живописи и одним из лучших портретистов своей эпохи. Он оставил потомкам множество шедевров монументальной и станковой живописи, которые до сих пор привлекают в музеи миллионы ценителей изобразительного искусства по всему миру.

Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs ; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти-над-Лабем, Чехия — 29 июня 1779, Рим) — самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма.

Содержание

Биография



Менгс поддерживал хорошие отношения со многими знаменитыми современниками, кроме Винкельмана, например, с маркграфиней Вильгельминой Байрейтской и Джакомо Казановой, который неоднократно упоминает художника в своих мемуарах.

Творчество



Блестящий портретист, Менгс умело сочетал барочную парадность и точную передачу индивидуальных черт модели. Ему позировали самые могущественные люди эпохи, от папы Клемента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании и императрицы Екатерины II.



Сочинения Менгса

  • Gedanken über die Schönheit und über Geschmack in Malerei;
  • Rifflessioni sopra i tre gran pittori, Raffaello, Tiziano e Corregio
  • Lezioni pratt iche di pittura, regole per i maestri affinchè insegnano bene la pittura, e per li dischepoli affinchè la imparano a dovere

Примечания

Литература

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 марта
  • Родившиеся в 1728 году
  • Родившиеся в Ауссиге
  • Умершие 29 июня
  • Умершие в 1779 году
  • Умершие в Риме
  • Художники по алфавиту
  • Художники Германии
  • Родившиеся 12 мая
  • Придворные художники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Менгс, Антон Рафаэль" в других словарях:

Менгс Антон Рафаэль — (нем. Anton Raphael Mengs; 12 мая 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) знаменитый немецкий живописец. Вместе со своим отцом и учителем, дрезденским придворным живописцем Израэлем Менгсом, отправился … Художественная энциклопедия

Менгс Антон Рафаэль — Менгс (Mengs) Антон Рафаэль (22.3.1728, Ауссиг, ныне Усти на Лабе, Чехословакия, ‒ 29.6.1779, Рим), немецкий живописец и теоретик искусства. Работал в Дрездене, Риме и Мадриде. Под влиянием дружбы с И. И. Винкельманом перешёл в своём творчестве… … Большая советская энциклопедия

Менгс Антон Рафаэль — Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

МЕНГС (Mengs) Антон Рафаэль — (1728 79) немецкий живописец и теоретик искусства. В идеализированных отвлеченных произведениях утверждал доктрины классицизма (фреска Парнас , 1761, вилла Альбани, Рим) … Большой Энциклопедический словарь

Менгс, Антон — Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня 1779, Рим) самый крупный немецкий живописец эпохи классицизма. Биография Вместе со своим отцом и учителем, д … Википедия

МЕНГС (Mengs) Антон Рафаэль — (Mengs) Антон Рафаэль (1728–1779), нем. живописец и теоретик иск ва. В области теории ( Мысли о прекрасном и вкусе в живописи , 1762) и худ. практики (фреска Парнас , 1761, вилла Альбани, Рим) утверждал (под влиянием И. И. Винкельмана)… … Биографический словарь

Антон Рафаэль Менгс — … Википедия

Менгс — Менгс, Антон Рафаэль Автопортрет (1744) Антон Рафаэль Менгс (нем. Anton Raphael Mengs; 12 марта 1728, Ауссиг, Богемия, ныне Усти над Лабем, Чехия 29 июня … Википедия

Менгс — Антон Рафаэль (Mengs, Anton Raphael) 1728, Ауссиг, Богемия 1779, Рим. Немецкий художник, теоретик неоклассицизма. Учился рисунку у отца И. Менгса, живописца и миниатюриста. Копировал произведения Рафаэля и Корреджо. В 1741 вместе с отцом приехал… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия


Антон Рафаэль Менгс – (1728, Ауссиг, Богемия – 1779, Рим)

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Антон Рафаэль Менгс – (1728, Ауссиг, Богемия – 1779, Рим) отключены

Антон Рафаэль Менгс – (1728, Ауссиг, Богемия – 1779, Рим) – немецкий художник, ведущий представитель неоклассицизма. Учился сначала у своего отца, датского художника Израэля Менгса, вместе с которым в 1741 г. едет в Рим, где продолжает свое обучение. В Риме он принимает католичество. В 1749 г. становится придворным художником Фридриха Августа III в Дрездене. В 1751 г. получает заказ на живопись главного алтаря католической церкви в городе и едет в Рим для его выполнения. В 1754 г. становится директором вновь организованной Академии живописи на Капитолии.

Аполлон и музы на Парнасе

Менгс оставил после себя множество теоретических сочинений, написанных на итальянском, испанском и немецком языках. В них он развивает свои взгляды, довольно эклектические по сути, о том, что совершенство в искусстве может быть достигнуто на основе соединения греческого идеала с образностью Рафаэля, светотенью Корреджо, цветом Тициана.

Огромное значение для распространения неоклассицизма в европейской культуре второй половины XVIII века имела его близкая дружба с Иоганном Иоакимом Винкельманом – выдающимся немецким мыслителем, теоретиком и историком искусства, который был создателем доктрины неоклассицизма, основанной на идее образцовости античного искусства. Винкельман был одним из первых европейских ученых, который дифференцировал два исторических типа античности – греческую и римскую – и обосновал превосходство греческой над римской.

Жанр портрета занимает важное место в творчестве Антона Рафаэля Менгса. Он создал множество автопортретов, и в нескольких из них изобразил себя с атрибутами своей профессии (автопортреты в Галерее Уффици, Флоренция, Эрмитаже, Картинной галерее Берлина). Поза, в которой художник себя представляет, очень типична для автопортрета – фигура изображена по пояс, в трехчетвертном повороте, с характерным шейным платком, с папкой для эскизов и кистью в правой руке. Цветовое решение берлинского автопортрета точно передает свойственные палитре Менгса цветовые сочетания.


Юпитер целует Ганимеда. Фреска. 1758—1759

Noli me tangere. 1771

Картина была заказана Менгсу в 1769 г. колледжем Всех святых (All Souls) в Оксфорде для его главной капеллы. После завершения полотна в Риме в 1771 г. оно было сначала показано папе Римскому, а затем выставлено на всеобщее обозрение на Вилле Медичи. Картина оставалась главным алтарным образом капеллы до конца XIX века.

Этот евангельский сюжет был очень популярен в европейском искусстве эпохи Ренессанса и Нового времени. Несомненно, создавая это произведение, Менгс вдохновлялся примером итальянских художников Высокого Возрождения. Фигура Христа инспирирована образами Рафаэля. Композиционное построение отличается четкостью и лаконичностью, пространственные планы и соотношения выстроены ясно и логично. Герои выдвинуты на передний план. Пластическая моделировка живописных форм придает им сходство со скульптурными изваяниями. Их позы, внешне статичные, характеризуют внутреннее состояние каждого образа. Они представлены на фоне идеального итальянского пейзажа, темные силуэты кипарисов непосредственно за ними еще четче выделяют фигуры и оптически приближают их к зрителю.

Читайте также: