Антигерой это в литературе кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня поговорим об антигероях. Кто они такие, чем отличаются от антагонистов и какова их роль в повествовании.

Отсюда мы можем дать уже и определение такому персонажу. Антигерой — это главный герой истории, который лишён большинства типичных героических качеств: храбрости, мужества, нравственности, справедливости, а также мотивации или способности творить добро или добиваться большего блага. Таким образом, антигерой по-прежнему является центральным героем повествования, но лишён положительных качеств и стремлений.

Часто такими героями в произведениях движет желание мести, нездоровое (извращённое) чувство справедливости или стремление любыми путями добиться желаемого, где протагонист не гнушается никакими методами, считая свою цель благом, а любые средства её достижения — приемлемыми.

Разница между Антигероем и Антагонистом

Хотя они даже звучат похоже, это два противоположенных понятия. Антагонист — это всегда персонаж, у которого противоположные цели от главного героя, кто по мере развития сюжет должен мешать протагонисту в достижении своих целей. Даже если антагонист не является плохим персонажем сам по себе, он будет создавать препятствия, которые главный герой должен преодолеть. Антагонистом, по сути, может быть и героический персонаж, такой как полицейский, который выступает против действий главного героя, детектив, который пытается поймать его и доказать вину, или даже супергерой, который пытается остановить злодея в лице главного героя истории, например, как Бэтмен и Джокер.

Значение Антигероя в литературе

Примеры антигероев появились ещё в древнегреческой драме, хотя термин “антигерой” впервые был использован в начале 18 века. Рост популярности использования антигероев в качестве главного героя истории пропорционален росту литературного реализма, в котором авторы пытались изобразить жизнь такой, какая она есть на самом деле, а не в идеализированном виде. Литературный реализм как жанр стал популярным в середине 19 века и оставался таковым на протяжении многих десятилетий. Наряду с точным отображением реальности, в этом стиле изображались и персонажи, более ущербные, наделённые отрицательными чертами характера и, соответственно, более реалистичные. Тенденция антигероя как главного героя остается популярной во всем мире, даже когда авторы перешли к последующим литературным течениям. Иногда зрителям или читателям легче воспринимать антигероя, потому что они несовершенны, а значит более реальные.

Примеры антигероев

Есть много известных примеров антигероев в кино и литературе:

Тейлор Дёрден из “Бойцовского клуба” Чака Паланика;

Уолтер Уайт из "Во все тяжкие”;

Что представляет собой антигерой

В литературу это понятие пришло из мифологии и фольклора. Именно там нередко встречаются трикстеры (архетипические персонажи). Так называют обманщиков и плутов, которые добиваются своих целей хитростью. Образ трикстера считается очень сложным, двойственным. Такой персонаж в равной степени способен творить зло и вершить добро. Трикстер отлично ориентируется в скрытых мотивах поступков окружающих, умело пользуется их слабостями. К действительности он относится скорее философски.

Наиболее известные примеры:

Баба-Яга. Как известно, этот коварный и злой персонаж русских народных сказок время от времени помогал добрым молодцам;

Существуют перечисленные ниже типы антигероев:

классический. Создавая такой персонаж, писатель начисто лишает его ключевых героических черт. Основная его задача – преодоление собственных слабостей (и, как следствие, победа над противником);

диснеевский. Такому персонажу явно не хватает присутствующего у классического героя позитивного настроя. Порой его антигероизм заключается лишь в нарочито-циничной, грубоватой манере общения. У этого персонажа есть все шансы преобразиться в классического героя в процессе повествования (это роднит его с классическим типом). Правда, для этого ему придётся разобраться со своими внутренними проблемами, изменить манеру поведения и т. д.;

прагматичный. Подобным персонажам приходится делать неприятные вещи во имя добра. Некоторые из них по характеру напоминают диснеевских антигероев. Вопрос приемлемости использования силы со смертельным исходом довольно сложен. У авторов нет единства мнений на этот счёт. Одни писатели считают подобные поступки недопустимыми. Другие, напротив, убеждены, что такое развитие сюжета является вполне приемлемым;

Отдельно стоит упомянуть формального героя. Такой отрицательный персонаж зачастую сражается на стороне добра. Но к благим намерениям его побуждения не имеют ни малейшего отношения. К ним принадлежат:

натуральные негодяи. Они тянут на роль антигероев лишь потому, что противостоящие им злодеи вызывают ещё более негативные эмоции;

У них нет практически никаких шансов стать классическими героями. Если же подобное всё же происходит, правдоподобность сюжета вызывает большие сомнения.

К формальным антигероям можно отнести:

Обратите внимание! Антигерой девяностых — это особый вид персонажей. Наиболее известные их примеры — Дэдпул, Каратель. Их сила, как правило, имеет технологическое или демоническое происхождение. При встрече с классическим супергероем такие персонажи, как правило, высмеивают его старомодность.

Для чего нужен антигерой в произведениях

Основное предназначение образа антигероя – более выпуклое, ёмкое изображение центрального конфликта произведения. Этот персонаж нужен писателю для того, чтобы:

Антигерой – довольно многогранный персонаж. Читатель может осуждать его моральные качества, при этом поражаясь харизматичности и уму этого действующего лица произведения. Некоторые его качества способны вызвать восхищение (несмотря на отрицательные черты характера негативного персонажа). В качестве примера стоит привести Остапа Бендера. Он вовсе не вызывает отторжение. Предпринимательская жилка, гибкость ума и изворотливость литературного персонажа не оставили равнодушными миллионы читателей книги.

Природа антигероя многогранна и неоднозначна. С его помощью некоторые авторы стараются поиронизировать над ожиданиями своих читателей, законами жанра. При этом они отступают от классических литературных канонов. Именно так появился персонаж комиксов Дедпул.

Антигерой - примеры и отличия

Чем герой и антагонист отличаются от антигероя. Зачем нужен антигерой автору и почему нельзя обойтись отрицательными второстепенным персонажами. Что делает антигероя убедительным. И обязательно ли он должен проиграть.

Отличие антигероя от антагониста

Почему автор выбирает антигероя

Антигерой нужен автору для того чтобы ёмче, выпуклей изобразить центральный конфликт произведения, решить поставленные перед автором художественные задачи, высказать собственную точку зрения. Антигерой нужен для того, чтобы максимально обострить противоречия, обнаружить правду, обнажить истину. Чтобы обозначить главные болевые точки общества. Чтобы исследовать своё время и поколение.
При этом в соответствии с феноменологией интереса — к антигерою читатель относится с особым вниманием. Осуждая моральные качества, читатель может испытывать симпатию к антигерою, благодаря его уму, ловкости, харизматичности. Некоторые отрицательные черты подчас даже вызывают восхищение читателя. Вспомните Дориана Грея: в некоторых ситуациях, особенно в начале повествования ему можно посочувствовать, а где-то даже восхититься им. А ловкость, изворотливость ума и предпринимательская хватка Остапа Бендера никого не оставляла равнодушным – у этого антигероя миллионы поклонников.

Помещая отрицательного персонажа в центре произведения, автор позволяет читателю заглянуть в голову герою, познакомить с мотивировкой его действий. Автор исследует антигероя при этом зачастую не вынося в начале повествования вердикта. Например, в Госпоже Бовари читатель не с самого начала понимает, что в центре повествования оказывается антигероиня. Только совокупность действий Эммы Бовари, её однозначно ошибочные поступки позволяют читателю сделать вывод, кто перед ним: герой или его противоположность.

Байронический герой

Иногда герой выбирает стиль поведения злодея, подлеца, авантюриста, ошибочно считая его праведным, то есть заблуждаясь насчёт собственной правоты. Например, Родион Раскольников, будучи человеком исключительной честности, прямодушным и совестливым, с обостренным чувством справедливости, решается на преступление, находясь во власти ложных убеждений. То есть сам по себе герой – хороший человек, но он ошибочно исповедует ложные ценности, изменяющие его поведение.

Крах антигероя

Сама природа антигероя и причины его помещения в центр повествования предполагают его фиаско в конце истории. Ведь отрицательный персонаж неизбежно должен проиграть, а иначе читателю будет казаться что автор одобряет антигероя. Собственно, чаще всего автор и выбирает сложную, противоречивую личность — антигероя, для того чтобы показать ложность его пути, ошибочность мировоззрения. Месседж таков: плохие парни (и девчонки) никогда не выигрывают.

Список антигероев:

1. Антигерои в русской литературе:

2. Антигерои в зарубежной литературе:

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!


Обратный троп — Антизлодей, причём иногда трудно различить антигероя и антизлодея, особенно в серо-серых мирах.

Некоторые архетипы персонажей, которых можно назвать антигероями, существуют очень давно. Трикстер, к примеру, фигурировал в мифах и легендах с незапамятных времён.

Антигерой как таковой появился как альтернатива герою с устареванием классицизма и появлением таких направлений в литературе, как сентиментализм и романтизм. Если в классицизме обязательным был добродетельный герой и его торжество в конце, то авторы этих новых тогда направлений сконцентрировали усилия на изображении внутреннего мира более сложных персонажей, чем герой-две-извилины (одна из которых след от треуголки).

Наконец, в эпоху поп-культуры и постмодернизма, требования к антигероям стал диктовать рынок. И тут-то появились антигерои на любой вкус.

Читайте также: