Анкетирование в социологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Анкетный опрос - один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

  • Индивидуальное анкетирование (один респондент)
  • Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
  • Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)
  • Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
  • Заочное (анкетёр отсутствует): Рассылка анкет по почте, Публикация анкет в прессе, Публикация анкет в Интернете, Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  • подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
  • оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
  • подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.

Существуют пять основных способов проведения анкетных опросов: рассылка анкет по почте; опросы по телефону; личное интервью, анкетирование по Интернету и сбор информации путем наблюдения.

К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.

Для проведения анкетирования необходимо, чтобы исследователь обладал определенными знаниями и умениями, которые необходимы для того, чтобы разработать анкету, подготовить ее к обсчету, организовать и провести анкетный опрос. Среди основных достоинств данного метода – это возможность быстро собрать достаточно большой объем информации и то, что респонденты обычно сами заполняют анкету.

Ввиду того, что анкета будет состоять из вопросов, то немаловажно дать им характеристику (рисунок 1).

Анкетирование и виды вопросов


Рисунок 1 – Классификация вопросов

Вопросы принято классифицировать по ряду оснований (признаков). По содержанию вопросы бывают о событиях и фактах и вопросы о мнениях и оценках касательно тех или иных событий.

В зависимости от функций выделяют вопросы контрольные, основные, фильтрующие, буферные, конкретные, вопросы-ловушки.

Цель основных вопросов – получить информацию о социальных фактах. Фильтрующие вопросы используют для того, чтобы отсеять некомпетентных респондентов. К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

К примеру, если вы хотите узнать, каким видом спорта увлекается респондент, то предварительно надо задать вопрос о том, занимается ли он спортом в принципе. Если на вопрос-фильтр получен отрицательный ответ, то все последующие вопросы о занятиях спорта бесполезны.

Контрольные вопросы нужны для того, чтобы проверить то, насколько достоверны ответы на основные вопросы. С их помощью можно оценить, является ли получаемая информация качественной. Зачастую в анкете располагают контрольные и основные вопросы таким образом, чтобы респонденты не смогли понять связь между ними, иначе контролирующая функция не будет выполняться.

Буферные вопросы используют для того, чтобы переключить внимание респондента на новый тематический блок вопросов анкеты, а также для того, чтобы нейтрализовать влияние предыдущих вопросов на следующие, снять чувство монотонности.

К примеру, после блока вопросов о том, как человек проводит свой досуг, дается такая формулировка: «Большую часть своей жизни человек проводит на работе. Огорчения и радости, успехи и неудачи на производстве, службе небезразличны для вас. Поэтому неудивительно, что мы хотим поговорить с вами о работе".

Благодаря контактным вопросам можно установить доброжелательные отношения между респондентом и исследователем.

По структуре бывают открытые и закрытые вопросы (таблица 1).

Таблица 1 – Открытые и закрытые вопросы

Выделяют три вида закрытых вопросов:

Однако, при этом у открытых вопросов есть свои недостатки:

  • респондент может вольно проинтерпретировать заданный вопрос и тогда социолог получит информацию, не отражающую цель и задачи исследования;
  • социолог может исказить полученную информацию в процессе ее обработки;
  • открытые вопросы технически сложно обрабатывать и это занимает много времени;
  • отвечать на открытые вопросы сложнее, чем на закрытые, поэтому часто респонденты могут оставить их без ответа.

В зависимости от формы выделяют прожективные (косвенные) вопросы и прямые (таблица 2).

Таблица 2 – Косвенные и прямые вопросы

На практике видно, что респонденты предпочитают косвенные безличные вопросы, чем прямые личные. Особенно это касается выявления мнения, которое серьезно отличается от общепринятого или широко распространенного.

Общая композиция анкеты

Анкета – это не механическая совокупность вопросов. У нее есть своя структура, которая состоит из трех частей: вводной, основной, паспортички.

Во вводной части обращаются к опрашиваемому и указывают, какая организация проводит опрос, каковы цель и назначение исследования, где будут использоваться полученные результаты. Обычно также подчеркивают важность личного участия опрашиваемых в опросе, гарантируется анонимность и указываются основные правила заполнения анкеты.

В основную часть анкеты входят вопросы, которые могут быть разбиты на блоки. Вопросы нацелены на то, чтобы получить информацию, необходимую исследователям. В начале анкеты ставят более интересные и доходчивые вопросы, для того, чтобы расположить респондентов к сотрудничеству. Затем идут более сложные вопросы, которые направлены на то, чтобы выяснить установки, мнения и оценки респондентов.

В паспортичке принято указывать сведения о респонденте – его пол, возраст, место учебы или работы, образование. Ее располагают в конце анкеты, однако могут помещать и в начале.

В конце составления анкеты ее проверяют на логику и соответствие критериям качества. Окончательное решение о качестве составленной анкеты выносится после пробного (пилотажного) исследования.

Виды анкетирования

В современных социологических исследованиях используются несколько видов анкетирования, которые представлены в таблице 3.

Анкетный опрос в социологии представляет собой метод опроса, используемый с целью получения определенной эмпирической информации в соответствие с целями исследования посредством инструмента - анкеты.

Специфика данного метода обусловлена опосредованностью исследования, устанавливающей дистанцию между исследователем и респондентом: участие исследователя минимально, что позволяет получить необходимую информацию, неискаженную его субъективным присутствием, а также исключает социально – психологическое влияния исследователя на респондента.

Виды анкетирования в социологии

Классификация видов анкетного опроса основывается на различных критериях. Так, например, виды анкетного опроса определяются по:

  • количеству респондентов, участвующих в исследовании;
  • по степени охвата выборки исследования;
  • по характеру контакта с опрашиваемыми.

По количеству респондентов, участвующих в исследовании анкетный опрос в социологии делят на:

  • индивидуальный анкетный опрос (опрос одного человека);
  • групповой анкетный опрос (опрос нескольких человек);
  • массовый анкетный опрос (опрос нескольких сотен или тысяч человек).

По степени охвата выборки исследования анкетный опрос в социологии делится на:

  • сплошной анкетный опрос (в данном случае, исследуется вся выборка исследования);
  • выборочный анкетный опрос (в данном случае, исследуется репрезентативная часть выборки исследования).

По характеру контакта с опрашиваемыми анкетный опрос в социологии делят на:

  • очный анкетный опрос (в данном случае исследователь находятся рядом с опрашиваемым во время опроса);
  • заочный анкетный опрос (в данном случае во время опроса находится в другом месте);
  • анонимный анкетный опрос (в данном случае респондент более откровенен в своих ответах);
  • персонифицированный.

Готовые работы на аналогичную тему

По способу раздачи анкет опрос делится на:

  • раздаточный анкетный опрос;
  • анкетный опрос по почте;
  • электронный интерактивный анкетный опрос.

Преимущества и недостатки анкетного опроса

Как и любой метод опроса, данный метод обладает рядом преимуществ и недостатков.

Среди преимуществ анкетного опроса следует выделить:

  • экономичность при затратах на исследование, что смягчает некоторые экономические барьеры (к примеру, не нужно привлекать высоко классифицированных интервьюеров);
  • возможность исследования больших групп людей, от нескольких сотен до нескольких тысяч, что делает выборку репрезентативнее;
  • а также удобство в сборе и кодировке полученной информации (формализуемость), что существенно сокращает время на обработку результатов исследования);
  • отсутствие социально – психологического влияния исследователя на респондента.

Также надежность полученных результатов анкетного опроса обеспечивается:

  • применением открытых и закрытых вопросов;
  • отсутствием побудительных, риторических вопросов;
  • наличием инструкции по заполнению анкеты;
  • доступностью недвусмысленной интерпретации вопросов анкеты;
  • соответствие инструментария замыслу исследования;
  • мотиваций респондента;
  • сбалансированностью вопросов и вариантов ответа;
  • применением эффекта научения.

Среди недостатков данного метода следует выделить отсутствие контроля за заполнением анкеты респондентом, что существенно сказывается на обрабатываемых анкетах: они могут оказаться пустыми, либо быть частично заполненными. Также возникает проблема возврата анкет, для преодоления чего применяются различные мотивационные факторы, такие как приложенные сувениры (открытки, значки), напоминания, персонифицированные обращения.

Анкетирование – это метод сбора информации при помощи письменного опроса определенных общественных масс. Оно служит для того, чтобы собрать какую-либо информацию и на ее основании сделать определенные выводы и прогнозы на будущее.

Способы и виды

Анкетирование проводится в письменном виде, при этом анкетер может присутствовать или нет, но в отличие от интервьюирования, общение с анкетером сводится к минимуму. Отличительной чертой анкетирования является анонимность опрашиваемых. Анкета может быть как индивидуальной, для одного опрашиваемого, так и групповой, чтобы опросить единовременно большую массу людей.

Рис. 1. Факторы анкетирования

  • Очно. Анкету выдают респонденту в письменном виде и дожидаются ее непосредственного заполнения и сдачи. Только при таком варианте опроса можно быть уверенным, что анкета будет возвращена, а ответы получены.
  • Заочно. К заочному виду относят опросы по почте, по интернету, через газету или журнал.

Важно! Основное преимущество анкетирования заключается в том, что можно получить в короткие сроки и с минимальными затратами всю необходимую информацию, за счет возможности опроса большого количества людей.

Содержание анкеты

  • вводной
  • основной
  • заключительной (“паспортички”)

Вводная часть

Здесь обычно указываются сведения о сборщике информации, о причинах и целях опроса и некоторые пояснения по содержательной части анкеты. В самом начале должно быть прописано название анкеты, которое отражает тему опроса. За этим следует дата и место выпуска анкеты, название организации, составившей ее.

Основная часть

Важно! Опрос составляется с учетом возраста, образования и уровня культуры опрашиваемого и должен начинаться с легких вопросов и заканчиваться такими же, а в середине должны стоять наиболее сложные вопросы.

Заключительная часть

“Паспортичка” обычно находится в конце опроса и служит для сбора социально-демографической информации о респонденте, такой как пол, возраст, деятельность, национальность и др. Это нужно для того, чтобы создать полную и точную социальную картину, сопоставив ответы из основной части с личностью участника опроса. В заключительной части также обычно присутствует благодарность за участие в опросе.

Важно! Изначально анкетирование применялось только в научных целях, сейчас же такой метод опроса активно используется маркетологами, педагогами, работодателями, общественными организациями и т.д.

Анкетные вопросы и ответы - классификация

  1. Сбор информации о личности опрашиваемого . Сюда входят вопросы о поле, возрасте, семейном положении и бюджете, образовании, роде занятий, профессии и увлечениях.

Рис. 3. Виды анкетирования

Важно! Несмотря на то, что при анкетировании исследователь не общается с респондентом, первый оказывает сильное психологическое давление на второго, применяя различные психологические приемы влияния.

Анкетирование – это важная часть социологических исследований для выявления мнений, интересов, положения, ценностей различных слоев общества. Поэтому так важно, чтобы анкетер при разработке анкеты соблюдал все правила конструирования и руководствовался требованиями, повышающими ее обоснованность и надежность. Чтобы понять, насколько интересен и целесообразен такой способ исследования, просмотрите также предложенное видео:

Читайте также: