Анатомия и медицина древней греции и рима их представители аристотель гален кратко
Обновлено: 27.06.2024
История развития анатомии уходит в доисторическое время. Именно тогда зарождались элементарные представления о строении организма. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.).
В четвертом – втором тысячелетии до н.э. при бальзамировании трупов человека и животных начинается накопление первоначальных сведений об органах, сосудах, устройствах сердца, костей, мозга.
Анатомия Древней Греции,Египта и Древнего Рима
До начала V века до н. э., в ионийский период, в Древней Греции знания о строении человека и животных находились примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомства с анатомией животных, а, кроме того, им, вероятно, разрешалось вскрывать преступников. Эврипид описал воротную вену, Анаксагор - боковые желудочки мозга, Аристофан - две оболочки мозга, Эмпедокл - ушной лабиринт, Алкмеон - зрительный нерв и слуховую трубу, Диоген - аорту, сонную артерию, яремную вену, левый желудочек сердца. В VIII-VI веках до н. э. основоположниками греческой философии - Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Гераклитом - была выдвинута идея естественного саморазвития мира. По Фалесу, источником жизни является вода, по Анаксимандру - влага, земля и тепло солнца, по Анаксимену - воздух, по Гераклиту - огонь. Гераклит указывал, что всякое изменение в мире есть результат борьбы. Хотя эти философы и заложили основы диалектического понимания развития природы, но понять эволюцию живого они не могли. Учение об эволюции было сформировано только в XIX веке.
Основы анатомии были положены в Древней Греции. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Гиппократ был сыном врача (в те времена профессия врача передавалась по наследству). Уже в 20 лет Гиппократ был знаменит как врач. О вкладе Гиппократа в медицину мы можем судить по книгам, объединенным через 100 лет после его смерти в так называемый Гиппократов сборник. Этот сборник представляет свод медицинских знаний доаристотелевского периода и назван медициной гиппократиков. Гиппократ был практический врач, и его материализм выражался в том, что, отвергая вмешательство сверхъестественных сил в возникновение и развитие болезни, он признавал наблюдение и опыт, он связывал темперамент человека с состоянием соков тела, т. е. материи. Врач Древней Греции считал, что в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, а также разные типы конституции человека, которая многообразна по мнению Гиппократа, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Поэтому он ввел в практику лечения различные жидкогонные методы. Так проявлялась связь теоретических представлений Гиппократа о строении человеческого организма с медицинской практикой.
Заслуга Гиппократа заключается в том, что он собрал и систематизировал факты и наблюдения, передававшиеся до него из поколения в поколение. Если в сборнике Гиппократа и встречаются точные анатомические данные, то они были получены не Гиппократом, а другими авторами. Есть предположения, что даже присяга врача относится к более древнему периоду, чем жизнь Гиппократа. Гиппократики считали, что в сердце имеются желудочки, предсердия, клапаны и сосуды. Вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца. О движении крови были смутные представления. В глазном яблоке описывались три оболочки, кроме сетчатой. Стекловидное тело принималось за зрительную жидкость.
Аристотель - крупный ученый Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, создатель огромного труда "История животных". Из его 400 работ, посвященных различным отраслям знаний, 4 больших и 11 малых трактатов содержали систематические данные того времени по зоологии и ботанике. В отношении анатомических данных у него была уверенность, что человек имеет внутренние органы, подобные животным. Аристотель не был согласен с теми учеными, которые считали диафрагму центром мышления, и приписывал ей роль перегородки между грудью и животом. Описанные им анатомические данные были получены при вскрытии животных или заимствованы у других авторов, а подчас приводились и фантастические измышления, особенно при объяснении назначения органов. В труде "Лестница природы" Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.
Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 — ок. 240 до н. э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении.
Сделав этим учение Галена схоластическим и догматическим, церковь обеспечила господство галенизма на протяжении всей эпохи феодализма, препятствуя дальнейшему развитию анатомии и медицины вообще. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков.Так было в Западной Европе. На Востоке, свободном от влияния католицизма, медицина продолжала развиваться.
Анатомия Средневековья
Леонардо да Винчи
Начиная с XVI—XVIII вв. во многих странах открываются университеты, выделяются медицинские факультеты, закладывается фундамент научной анатомии и физиологии. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями.. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей сделала его основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.
К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.
Эпоха Возрождения
В дальнейшем его ученики и последователи в XVI—XVII вв. сделали много открытий, детально описали многие органы человека. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523—1562) —фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510—1574) — евстахиева труба; М. Мальпиги (1628— 1694) — мальпигиевы тельца в селезенке и почках.
Гиппократ пользовался огромным авторитетом, имел много учеников, на его труды опирались все последующие исследователи и врачи. Имя его, как отца европейской и мировой медицины, известно всему миру, а его деонтологические заповеди легли в основу современной присяги врача и называются клятвой Гиппократа. Он заложил основы врачевания и должного поведения медиков, которыми пользуются и в наше время.
Древнегреческая Александрийская медицинская школа в изучении анатомии стояла на передовых позициях. Один из её крупных представителей Герофил умело вскрывал трупы человека (более 600), правильно описал черепные нервы, различал чувствительные и двигательные ветви, оболочки и синусы головного мозга, ориентировался в строение оболочек глаза, брыжеек, печени. Древним грекам было известно бальзамирование, для которого они применяли воск и пчелиный мед. Тело Александра Македонского, во время доставки на родину, сохранялось в меде.
Таким образом, у Аристотеля, как и у Гиппократа, наряду с правильными суждениями о строении и назначении органов наблюдаются неверные, что обусловлено недостаточным развитием научных методов познания того времени (из-за этических и религиозных запретов трупы людей почти не вскрывались), а анатомия животных не идентична анатомии человека. Мировоззренческие позиции древних ученых тоже отражались на представлениях о строении и функции человеческих органов.
Аристотель по мировоззрению дуалист, т.е. колеблющийся между материализмом и идеализмом, развивает идею Платона, своего учителя, о трех видах души, помещающихся в мозге, сердце, печени (знаменитый треножник Платона). Аристотель считает, что душа едина с телом, и умирают они вместе (материалистический подход). Однако он доказывает, что развитие всего живого целенаправленно свыше – теологично, что потом легло в основу схоластики, господствовавшей в средневековой медицине.
Перед величием Аристотеля преклоняются многие, среди его учеников Александр Македонский, знаменитые врачи и философы древности. Чарльз Дарвин считал своими богами Линнея и Кювье, но перед Аристотелем — они, по его мнению, школьники. В естествознании учение Аристотеля сохраняло позиции и почиталось в течение двух тысячелетий и, сегодня, в трудах по философии, медицине, психологии, истории его учение анализируется, критикуется, сохраняя не только исторический интерес, но и определенную актуальность.
№ 8 Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Аристотель, Гален).
Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции.
Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа.
Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки.
Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.
№ 9 Анатомия эпохи Возрождения Леонардо-да-Винчи как анатом; Андрей Везалий — основоположник описательной анатомии.
Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.
Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519), вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.
В западных государствах в XVII — XVIII вв. были школы (академии), где преподавалась медицина, в том числе и анатомия: в Тарту ( Academia Gustaviana , 1632), медицинский факультет Виленской высшей школы (1647), Академия Петрина в Елгаве (1775), Медицинская академия в Гродно (1775). Во время организации в России госпиталей (при Петре I ) при них открывали медицинские школы. Так, в 1707 г. в Москве был основан Московский госпиталь, а при нем — медицинская школа. В 1733 г. появились медицинские школы в Петербурге и Кронштадте, а в 1758 г. — в Барнауле.
№ 11 Русские анатомы XVII века (А.П.Протасов, М И.Шеин, К.И Щепин, И.О. Мухин, И.М.Максимович-Амбодик) и XIX века (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Д.Н.Зерновидр.).
Основателем петербургской анатомической школы был акад. П. А. Загорский (1764—1846), работы которого были посвящены тератологии, сравнительной анатомии, взаимосвязям между строением и функциями органов; он написал учебник по анатомии.
№ 12 Н. И. Пирогов и сущность его открытий в анатомии человека; методы, предложенные им для изучения топографии органов, их значение для анатомии и практической медицины.
Особое место в истории анатомии и хирургии занимает Н. И. Пирогов (1810—1881). Начав свою медицинскую деятельность в стенах Московского университета, он продолжал занятия анатомией и хирургией в Дерптском (ныне Тартуский) университете.
Именем Н. И. Пирогова названы язычный треугольник — участок верхнебокового отдела шеи, апоневроз двуглавой мышцы плеча (фасция Пирогова), лимфатический узел, расположенный в глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования.
№ 13 П. Ф. Лесгафт как представитель функционального направления в анатомии и значение его работ для теории предмета и развития физического воспитания.
Топография артерий не беспорядочна, а закономерна (П. Ф. Лесгафт). Артерии направляются к органам по кратчайшему пути. Так, на конечностях они идут по более короткой их сгибательной поверхности, а не по более длинной разгибательной; первыми ветвями аорты являются венечные артерии, кровоснабжающие рядом лежащее сердце. Основное значение имеет не окончательное положение органа, а место его закладки у зародыша.
№ 14 Отечественная анатомия в XX столетии: В.П.Воробьев, В.Н.Тонков, Д.А.Жданов, их вклад в развитие анатомической науки.
В области экспериментальной анатомии плодотворно работал основатель ленинградской школы анатомов В. Н. Тонкое (1872— 1954), в течение многих лет возглавлявший кафедру анатомии Военно-медицинской академии в Ленинграде и создавший многочисленную школу анатомов (Б. А. Долго-Сабуров, Г. Ф. Иванов, А. П. Любомудров, Ф. П. Маркизов, К. В. Ромодановский и др.). Придавая большое значение эксперименту, он исследовал коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях существования, кровоснабжение нервов, первым (в 1896 г.) использовал рентгеновское излучение для изучения скелета. Перу В. Н. Тонкова принадлежат также работы по эмбриологии и сравнительной анатомии. В. Н. Тонкое — автор неоднократно переиздававшегося учебника по анатомии.
Вместе с другими учеными В. П. Воробьев разработал метод и выполнил бальзамирование тела В. И. Ленина.
№ 8 Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Аристотель, Гален).
Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа.
Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки.
Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.
Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж, ontos — сущее, существующее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия.В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).
Примеры:
В росте черепа после рождения можно проследить три основных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отличается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.
На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формироваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем — сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слуховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, срастаются части решетчатой кости.
Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равномерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см 3 . В этом возрасте в основном завершено сращение отдельных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.
Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит дальнейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшается при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания черепа в длину к этому периоду заканчивается.
После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хрупкими.
Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции.
Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа.
Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки.
Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.
Анатомия эпохи Возрождения Леонардо-да-Винчи как анатом; Андрей Везалий — основоположник описательной анатомии.
Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.
Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519), вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.
Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах. Примеры.
Не менее важно понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж, ontos — сущее, существующее), в котором выделяют ряд периодов. Рост и развитие человека до рождения (пренатальный период) рассматривает э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения (постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия.В связи с увеличением продолжительности жизни человека и особым вниманием к пожилому и старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает наука о закономерностях старения — геронтология (от греч. geron — старик).
Примеры:
В росте черепа после рождения можно проследить три основных периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отличается энергичным ростом черепа, особенно в затылочной части.
На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формироваться наружная и внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток височной кости и в нем — сосцевидные ячейки. В растущих костях продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слуховой проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается слияние частей лобной кости, срастаются части решетчатой кости.
Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового созревания происходит замедленный, но равномерный рост черепа, особенно в области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300 см 3 . В этом возрасте в основном завершено сращение отдельных частей костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.
Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых отличий. После 13 лет происходит дальнейшее утолщение костей черепа; продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно уменьшается при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между клиновидной и затылочной костями. Рост основания черепа в длину к этому периоду заканчивается.
После 20 лет, особенно после 30 лет, происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42 года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хрупкими.
Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции.
Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа.
Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки.
Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды и нервы, среди которых выделял двигательные и чувствительные.
Анатомия эпохи Возрождения Леонардо-да-Винчи как анатом; Андрей Везалий — основоположник описательной анатомии.
Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.
Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519), вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.
Читайте также: