Анабаптизм это кратко и понятно

Обновлено: 08.07.2024

Христианское движение и набор верований, возникшие в результате перевода Библии на языки простых людей и европейской Реформации в западном христианстве.

Дирк Виллемс (фотография) спасает своего преследователя. Этот акт милосердия привел к его возвращению в плен, после чего он был сожжен на костре возле Асперен (офорт из Ян Луйкен в издании 1685 г. Зеркало мучеников)

Анабаптизм (из Неолатынь анабаптиста, [1] от Греческий ἀναβαπτισμός : ἀνά- "ре-" и βαπτισμός "крещение", [2] Немецкий: Täufer, ранее также Wiedertäufer) [а] это Христианское движение который ведет свое происхождение от Радикальная Реформация. Посторонние считают это движение еще одним ответвлением Протестантизм, хотя это мнение не разделяют анабаптисты, считающие себя отдельной ветвью христианства. [3] [4] [5] [6]

Сегодня в мире живут более четырех миллионов анабаптистов, приверженцы которых разбросаны по всем обитаемым континентам. В дополнение к нескольким второстепенным анабаптистским группам, наиболее многочисленными являются Меннониты 2,1 миллиона Немецкие братья-баптисты на 1,5 миллиона Амишей в 350 000 и Гуттериты на 50,000. [ не проверено в теле ] В 21 веке существуют большие культурные различия между ассимилированными анабаптистами, которые не сильно отличаются от евангелисты или же основные протестанты, и традиционные группы, такие как амиши, Меннониты старой колонии, то Меннониты старого порядка, гуттериты и Старые немецкие братья-баптисты.

Анабаптисты считают, что крещение действительно только тогда, когда кандидаты свободно исповедуют свою веру во Христа и просят креститься. Этот крещение верующего противостоит крещение младенцев, которые не могут принять осознанное решение креститься. Анабаптисты - это те, кто находится в традиционной линии с ранними анабаптистами 16 века. Другие христианские группы с другими корнями также практикуют крещение верующих, например Баптисты, но эти группы не анабаптисты. Амиши, гуттериты и меннониты - прямые потомки раннего анабаптистского движения. Братья Шварценау, Bruderhof, а Апостольская христианская церковь считаются более поздним развитием анабаптистов.

Я никогда не учил анабаптизму . Но правильному крещению Христа, которому предшествует обучение и устное исповедание веры, я учу и говорю, что крещение младенцев - это ограбление правильного крещения Христа.

Анабаптистов жестоко и долго преследовали, начиная с 16 века, со стороны государственных церквей, как Арбитражные протестанты и Католикив основном из-за их толкования Священных Писаний, которое противоречит официальным интерпретациям государственной церкви и контролю местных властей. Анабаптизма никогда не было установлено любым государством и поэтому никогда не пользовался никакими связанными привилегиями. Большинство анабаптистов придерживаются буквальное толкование Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея 5-7, который учит против ненависти, убийства, насилия, принятия клятвы, участия в применении силы или любых военных действиях, а также против участия в гражданском управлении. Анабаптисты считают себя в первую очередь гражданами Царства Божьего, а не земных правительств. Как преданные последователи Иисуса, они стремятся строить свою жизнь по его образцу.

Некоторые бывшие группы, практиковавшие перекрещение, а ныне вымершие, считали иначе и выполнили эти требования гражданского общества. [b] Таким образом, технически они были анабаптистами, хотя консервативные амиши, меннониты, гуттериты и многие историки считают их вне истинного библейского анабаптизма. Конрад Гребель написал в письме Томас Мюнцер в 1524 г .:

Истинные верующие-христиане - овцы среди волков, овцы на заклание . Они также не используют мирских мечей или войн, так как с ними прекратились все убийства. [11]

Содержание

Происхождение

Средневековые предшественники

Считается, что анабаптисты начали с радикальных реформаторов в 16 веке, но историки классифицируют определенных людей и группы как их предшественников из-за аналогичного подхода к толкованию и применению Библии. Например, Петр Хелчицки, 15 век Богемный реформатор, преподавал большинство верований, считающихся неотъемлемой частью анабаптистского богословия. [12] Средневековые предки могут включать Братья по общей жизни, то Гуситы, Голландские сакраментисты, [13] [14] и некоторые формы монашество. В Вальденсы также представляют веру, подобную анабаптистам. [15]

Средневековые диссиденты и анабаптисты, придерживавшиеся буквального толкования Нагорной проповеди, разделяют следующие утверждения:

  • Верующий не должен давать клятвы или передавать споры между верующими в суд для разрешения в соответствии с 1 Коринфянам 6: 1–11 .
  • Верующий не должен ни носить оружие, ни оказывать силовое сопротивление беззаконникам, ни владеть мечом. Ни у одного христианина нет jus gladii (справа от меча). Матфея 5:39
  • Гражданское правительство (т.е. "Цезарь") принадлежит миру. Верующий принадлежит Царству Божьему, поэтому он не должен занимать какую-либо должность или занимать какое-либо положение при правительстве, которому следует пассивно подчиняться. Иоанна 18:36Римлянам 13: 1–7
  • Грешники или неверные должны быть отлучены от церкви и исключены из таинств и от общения с верующими, если они не покаются, согласно 1 Коринфянам 5: 9–13 и Матфея 18:15 след. , но к ним нельзя применять силу.

Цвиккауские пророки и немецкая крестьянская война


Взгляды на происхождение

Три основных теории происхождения анабаптистов следующие:

  • Движение началось одним выражением в Цюрих и распространяться оттуда (Моногенез);
  • Он развился через несколько независимых движений (полигенез); и
  • Это было продолжением истинного новозаветного христианства (апостольское преемство или церковная вечность).

Моногенез

Полигенез

Среди других авторов, написавших в поддержку полигенеза: Грета Меценсеффи и Вальтер Клаассен, установивший связи между Томасом Мюнцером и Хансом Хатом. В другой работе Готфрид Зеебас и Вернер Пакулл показали влияние Томаса Мюнцера на формирование южногерманского анабаптизма. Точно так же автор Стивен Озмент связал Ганс Денк и Ханс Хат с Томасом Мюнцером, Себастьян Франк, и другие. Автор Кельвин Патер показал, как Андреас Карлштадт повлиял на швейцарский анабаптизм в различных областях, включая его взгляд на Священное Писание, доктрину церкви и взгляды на крещение.

Несколько историков, в том числе Тор Холл, [21] Кеннет Дэвис, [22] и Роберт Крейдер, [23] также отметили влияние Гуманизм о радикальных реформаторах в трех исходных точках, чтобы объяснить, как этот вид реформ мог развиваться независимо друг от друга. Относительно недавнее исследование, начатое в более продвинутой и осознанной манере Эндрю П. Клагером, также исследует, как влияние и конкретное прочтение Отцы Церкви способствовал развитию отчетливо анабаптистских верований и практик в отдельных регионах Европы в начале 16 века, в том числе Менно Симонсом в Нидерландах, Конрадом Гребелем в Швейцарии, Томасом Мюнцером в центральной Германии, Пилграмом Марпеком в Тироле, Питером Вальпотом в Моравии. , и особенно Бальтазар Хубмайер на юге Германии, Швейцарии и Моравии. [24] [25]

Апостольское преемство

Противники теории баптистского преемственности подчеркивают, что эти некатолические группы явно отличались друг от друга, что они придерживались некоторых еретических взглядов, [d] или что группы не имеют связи друг с другом и имеют разные по времени и по месту происхождения.

Другой вариант преемственности - теория, которой придерживаются анабаптисты. Вальденский источник. Некоторые придерживаются идеи, что вальденсы являются частью апостольской преемственности, в то время как другие просто считают, что они были независимой группой, из которой произошли анабаптисты. Людвиг Келлер, Томас М. Линдсей, Х. К. Веддер, Делберт Гретц, Джон Т. Кристиан и Тилеман Дж. Ван Брагт (автор Зеркало мучеников) все в той или иной степени придерживались позиции, согласно которой анабаптисты имели вальденское происхождение.

АНАБАПТИЗМ, протестантское течение, отделившееся во времена Реформации от главных течений протестантизма. Анабаптисты – перекрещенцы, создававшие добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16–17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. В связи с этим предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому относятся Швейцарские и Южно-германские братья, Гуттеритские братья и Голландские меннониты.

Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17). Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и крестившихся (Мф 28:18 сл.). Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492–1559). Американские меннониты ведут свое происхождение от швейцарского и голландского ответвлений анабаптизма; колонии гуттеритов, секты, основанной в 1533 Якобом Гуттером в Моравии, поселились в Северной и Южной Дакоте, в Манитобе и Альберте в Канаде, в Парагавае; они все еще придерживаются древнего христианского коммунизма, используя в качестве образца описанную в Деяниях апостолов практику первохристианской иерусалимской общины.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Христианство: Словарь. М., 1994

Движение анабаптистов относят к общей категории Радикальной Реформации. И этому есть причины. Мы собрали 13 фактов про анабаптистов. Вот, что вам стоит знать об их принципах и убеждениях.

АНАБАПТИЗМ, протестантское течение, отделившееся во времена Реформации от главных течений протестантизма.

Анабаптисты – перекрещенцы, создававшие добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений.

Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17).

Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492–1559).

Священное Писание не представляло для анабаптистов абсолютного авторитета. Только личную веру священник протестант считал основной религией.

Анабаптисты требовали упрощения церковных и феодальных привилегий и выражали идеи коллективного землевладения. Реализация этих идей должна стать, по их мнению, началом царства божьего на земле.

С самого начала анабаптисты говорили об общности материальных благ как необходимом условии христианской жизни. Под этим они, на первых порах, не имели в виду общую казну для всего братства и его нужд; не подразумевали они и того, чего все опасались революции для уничтожения частной собственности как примера для всего общества. Тем не менее, они не считали, что могут собственность называть своей. Они ответственны за управление ею, не только перед Богом, но и конкретно перед своими братьями и перед каждым нуждающимся. Там, где есть нужда, туда они и дают, не надеясь на то, что им вернут даруемое. Таким образом, общая казна была установлена в 1528 году при изгнании из Никольсбурга, и это было не радикальным нововведением, а всего лишь очередным шагом в сложившемся направлении.

Основные принципы учения анабаптистов, в которых выделяются три следующих момента:

  1. новое понимание сущности христианства как ученичества (Анабаптисты не признавали христианство, в котором возрождение, святость и любовь присутствовали в основном только на уровне разума, личных внутренних переживаний или богословских догм, но не в преображенной жизни. Для них обязательным было внешнее проявление внутренних изменений. Покаяние должно было быть подтверждено обновленной жизнью);
  2. новое понимание церкви как братства (добровольное членство в церкви, основанное на истинном возрождении, которое предполагало обязательство жить свято, всем сердцем следуя за Христом);
  3. новое понимание любви и непротивления (полный отказ от военных действий, конфликтов и всякого рода насилия, равно как и лишения человека жизни).

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Связанные понятия

Арминианство — направление в протестантском богословии, утверждающее решающую роль свободы воли в деле спасения. Название связано с именем нидерландского богослова Якоба Арминия, который выступил против кальвинистской идеи предопределения. Как особая партия арминианцы оформились в 1610 году после смерти Арминия, однако они были осуждены на Дордрехтском синоде 1618 году за полу-пелагианство (мнение Р. К. Спраула) и синергизм. Однако арминианство существенно повлияло на формирование богословия общих.

Реформа́тство (от лат. reformo — преобразовываю, исправляю) — группа возникших в результате Реформации XVI века кальвинистских церквей континентально-европейского происхождения, преимущественно французских, нидерландских и швейцарских. Во Франции приверженцы реформатства назвались гугенотами. В Великобритании к реформатам наиболее близки пресвитериане, которых от реформатских церквей отличает лишь отсутствие литургии.

Протестанти́зм, или протеста́нтство (от лат. protestatio, onis f — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отдельных случаях — возражение, несогласие), — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например мормонов.

Упоминания в литературе

Недавно было высказано предположение, что традиционный рассказ об источниках и возникновении анабаптистского движения, поддерживаемый такими немецкими историками, как Бемер и Холл, ориентируется на негативную оценку Буллингера, высказанную в 1560 г. Буллингер почти не выделял внутри анабаптизма течений и возлагал всю вину за последовавшие эксцессы на Цвиккауских пророков (Bender 1953, pp. 13–14). В наше время исследователи склоняются к тому, что главным источником анабаптизма был Цюрих времен Цвингли, а не Виттенберг Лютера и что активистская – ставшая в конце концов революционной – политическая теория Мюнцера и его последователей, будучи весьма далекой от анабаптизма, представляла собой всего лишь злополучную аберрацию в целом пацифистского движения (Oyer 1964, pp. 155–156). Эта ревизионистская точка зрения, по-видимому, недооценивает масштабы контактов, установленных на раннем этапе между группами в Цюрихе и Цвиккау (Clasen 1972, pp. 7–8). Но нет сомнений, что движение, придерживавшееся совершенно иной социальной и политической теории, действительно возникло в то время в Цюрихе и что именно после этого в лютеранском движении начался глубокий раскол.

Связанные понятия (продолжение)

А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных.

Чешские братья (нем. Böhmische Brüder; чеш. Jednota bratrská, лат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья и гернгутеры — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого.

Список протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций. Течения даны по времени возникновения, деноминации перечислены в алфавитном порядке.

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.

Вальде́нсы — религиозное движение в западном христианстве. Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.

Лютеранская ортодоксия — эра становления лютеранства, последовавшая за составлением Книги Согласия в 1580 году и продлившаяся до 1675. Отличается догматической стройностью, приближённой к средневековой схоластике. Оформилась в полемике с иезуитами. Приверженность церковной традиции, выраженной в преданности её историческому духовному опыту и поиске совместного пути спасения в Мистическом Теле Христовом (Церкви), вызвала реакцию в лице пиетизма, сосредоточенного прежде всего на личностном поиске Бога.

Антиномизм, антиномианизм (др.-греч. ἀντι- — против и νόμος — закон) — чрезмерное пренебрежение законами Ветхого Завета, проявлявшееся или практически, под видом мнения, что возрождённый человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведён к покаянию и поэтому ему не нужно изучение закона Ветхого Завета.

Бельги́йское испове́дание 1561 года (лат. Confessio Belgica, нидерл. Nederlandse Geloofsbelijdenis, фр. Confession Belge или Confession de foi) — вероучительный документ, используемый реформатскими церквями Испанских Нидерландов (исп. Países Bajos Españoles) и ряда других стран и регионов мира.

Ева́нгельские христиа́не (евангели́ческие христиане, еванге́лики, т.ж. евангельские верующие) — межденоминационное движение в протестантских конфессиях, получившее своё название от желания буквального исполнения Евангелия — т.е. учения Иисуса Христа и в целом Нового Завета (т.е. также посланий апостолов), который рассматривается как основной источник вероучения.

Диспенсационали́зм (англ. dispensation — распределение, период) — совокупность теологических представлений в христианстве, рассматривающих исторический процесс как последовательное распределение божественного Откровения по периодам, каждому из которых соответствует особый тип договорных отношений человечества с Богом.

Моравская церковь — деноминация, образованная последователями гуситского движения. Официальное историческое название церкви — Unitas Fratrum (Братское единение), однако в результате своей обширной миссионерской деятельности стала более известна именно под именем Моравской церкви. Также известна под названием моравские или чешские братья. Тем не менее название Моравская церковь распространяется не на все общины чешских братьев, а лишь на те из них, возникновение которых связано с гернгутерами. В связи.

Адвенти́зм (лат. adventus — пришествие) — религиозное движение, зародившееся в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов. Поначалу движение объединяло тех христиан различных вероисповеданий, которые ожидали скорого Второго пришествия Христа.

Движение святости (англ. Holiness Movement) — идейное течение в протестантизме конца XIX—XX вв. Возникло в теологической мысли как развитие доктрины Арминия, ставившей преодоление греха и спасение в зависимость от дарованной Богом человеку свободы воли. Лейтмотивом является убеждение в возможности, при определенных условиях, достичь состояния святости и постоянно поддерживать его ещё при земной жизни.

Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм.

Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений.

Интерим (лат. Interim — промежуточный) — так называются предварительные постановления, которыми несколько раз в течение XVI века по инициативе императора Карла V имелось в виду сблизить протестантов с католиками на почве догматики и учения о церковных обрядах.

Конфессиональное лютеранство — направление в лютеранстве, характеризующееся признанием неизменного Аугсбургского вероисповедания и Книги Согласия 1580 года как верного толкования Священного Писания и стандарта богословия и церковной жизни. Конфессиональное лютеранство является в первую очередь богословским движением, поэтому среди конфессиональных церквей наблюдается заметное разнообразие в вопросах литургической жизни и церковного управления, которые лютеранское богословие считает адиафорой.

Меннони́тство — одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, в котором принимали участие радикальные и умеренные анабаптисты. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества: меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие.

Ривайвели́зм (англ. revival — возрождение, пробуждение) — движение в протестантизме, возникшее в XVIII веке в ответ на превращение христианства в официальное моральное учение. Главной особенностью ривайвелизма является акцент на переживании личной встречи с Богом и приближающемся Втором пришествием Иисуса Христа. Ривайвелисты первоначально не имели организации и представляли собой стихийные молитвенные группы и кружки по изучению Библии, в которых ведущая роль принадлежала харизматическим лидерам.

Христадельфиане — христианская унитарная конфессия, сформировавшаяся в XIX столетии в Великобритании и США. Фактически, в своем создании и развитии ориентируется на ряд раннехристианских течений.

Вероуче́ние — совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями. Термин как правило употребляется для описания специфики трактовки основных положений в различных направлениях христианства либо для обозначения христианской догматики в це́лом.

Пресвитерианская система церковного управления — форма организации управления христианской церкви, при которой властные полномочия предоставляются коллегиальным избираемым органам (пресвитериям, синодами, генеральным ассамблеям), в отличие от епископальной системы, основанной на иерархии единоличных епископов (митрополитов), подчинённых главе церкви (папе, патриарху, католикосу, королю). Возникновение пресвитерианской системы связано с Реформацией в Швейцарии и Шотландии и её наиболее полная реализация.

Псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции (также псевдохристианство, парахристианство, околохристианство, маргинальное христианство) — термин для обозначения религиозных организаций, принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения и смешивающих их с восточным или иным религиозным мировосприятием. Используется традиционными христианскими церквями для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства либо религиозными философами и новыми религиозными.

Религиозное обращение — отождествление себя с какой-либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы ценностей и постулатов данной религии, а также вхождение в общину последователей данной религии. Возможно обращение не только из одной религии в другую, но и из одной конфессии (секты, течения) в другую конфессию той же религии, а также сознательное обращение из.

История догматов — теологический трактат немецкого либерального лютеранского теолога Адольфа фон Гарнака, опубликованный им в 1889 году.

До́гма́т, или до́гма (др.-греч. δόγμα, δόγματος — мнение, решение, постановление) — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).

Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления.

Предопределение в протестантизме является дискуссионным вопросом, по которому мнения в основных течениях протестантизма значительно различаются. Основные точки зрения на предопределение были сформулированы Мартином Лютером, Жаном Кальвином и Якобом Арминием. В начале XVII века особенно острые разногласия имели место между кальвинистами и арминианами. В Англии выступающих за чистоту кальвинизма пуритан поддержали английские монархи Яков I (1603—1625) и Карл I (1625—1649), и потому спор имел политическое.

Пресуществле́ние (транссубстанциация, лат. transsubstantiatio) — богословское понятие (термин), используемое для объяснения смысла превращения в Таинстве Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Читайте также: