Анабаптисты это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Связанные понятия

Арминианство — направление в протестантском богословии, утверждающее решающую роль свободы воли в деле спасения. Название связано с именем нидерландского богослова Якоба Арминия, который выступил против кальвинистской идеи предопределения. Как особая партия арминианцы оформились в 1610 году после смерти Арминия, однако они были осуждены на Дордрехтском синоде 1618 году за полу-пелагианство (мнение Р. К. Спраула) и синергизм. Однако арминианство существенно повлияло на формирование богословия общих.

Реформа́тство (от лат. reformo — преобразовываю, исправляю) — группа возникших в результате Реформации XVI века кальвинистских церквей континентально-европейского происхождения, преимущественно французских, нидерландских и швейцарских. Во Франции приверженцы реформатства назвались гугенотами. В Великобритании к реформатам наиболее близки пресвитериане, которых от реформатских церквей отличает лишь отсутствие литургии.

Протестанти́зм, или протеста́нтство (от лат. protestatio, onis f — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отдельных случаях — возражение, несогласие), — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например мормонов.

Упоминания в литературе

Недавно было высказано предположение, что традиционный рассказ об источниках и возникновении анабаптистского движения, поддерживаемый такими немецкими историками, как Бемер и Холл, ориентируется на негативную оценку Буллингера, высказанную в 1560 г. Буллингер почти не выделял внутри анабаптизма течений и возлагал всю вину за последовавшие эксцессы на Цвиккауских пророков (Bender 1953, pp. 13–14). В наше время исследователи склоняются к тому, что главным источником анабаптизма был Цюрих времен Цвингли, а не Виттенберг Лютера и что активистская – ставшая в конце концов революционной – политическая теория Мюнцера и его последователей, будучи весьма далекой от анабаптизма, представляла собой всего лишь злополучную аберрацию в целом пацифистского движения (Oyer 1964, pp. 155–156). Эта ревизионистская точка зрения, по-видимому, недооценивает масштабы контактов, установленных на раннем этапе между группами в Цюрихе и Цвиккау (Clasen 1972, pp. 7–8). Но нет сомнений, что движение, придерживавшееся совершенно иной социальной и политической теории, действительно возникло в то время в Цюрихе и что именно после этого в лютеранском движении начался глубокий раскол.

Связанные понятия (продолжение)

А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных.

Чешские братья (нем. Böhmische Brüder; чеш. Jednota bratrská, лат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья и гернгутеры — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого.

Список протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций. Течения даны по времени возникновения, деноминации перечислены в алфавитном порядке.

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.

Вальде́нсы — религиозное движение в западном христианстве. Апеллируя к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.

Лютеранская ортодоксия — эра становления лютеранства, последовавшая за составлением Книги Согласия в 1580 году и продлившаяся до 1675. Отличается догматической стройностью, приближённой к средневековой схоластике. Оформилась в полемике с иезуитами. Приверженность церковной традиции, выраженной в преданности её историческому духовному опыту и поиске совместного пути спасения в Мистическом Теле Христовом (Церкви), вызвала реакцию в лице пиетизма, сосредоточенного прежде всего на личностном поиске Бога.

Антиномизм, антиномианизм (др.-греч. ἀντι- — против и νόμος — закон) — чрезмерное пренебрежение законами Ветхого Завета, проявлявшееся или практически, под видом мнения, что возрождённый человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши, или же теоретически, в учении, что человек евангельским учением приведён к покаянию и поэтому ему не нужно изучение закона Ветхого Завета.

Бельги́йское испове́дание 1561 года (лат. Confessio Belgica, нидерл. Nederlandse Geloofsbelijdenis, фр. Confession Belge или Confession de foi) — вероучительный документ, используемый реформатскими церквями Испанских Нидерландов (исп. Países Bajos Españoles) и ряда других стран и регионов мира.

Ева́нгельские христиа́не (евангели́ческие христиане, еванге́лики, т.ж. евангельские верующие) — межденоминационное движение в протестантских конфессиях, получившее своё название от желания буквального исполнения Евангелия — т.е. учения Иисуса Христа и в целом Нового Завета (т.е. также посланий апостолов), который рассматривается как основной источник вероучения.

Диспенсационали́зм (англ. dispensation — распределение, период) — совокупность теологических представлений в христианстве, рассматривающих исторический процесс как последовательное распределение божественного Откровения по периодам, каждому из которых соответствует особый тип договорных отношений человечества с Богом.

Моравская церковь — деноминация, образованная последователями гуситского движения. Официальное историческое название церкви — Unitas Fratrum (Братское единение), однако в результате своей обширной миссионерской деятельности стала более известна именно под именем Моравской церкви. Также известна под названием моравские или чешские братья. Тем не менее название Моравская церковь распространяется не на все общины чешских братьев, а лишь на те из них, возникновение которых связано с гернгутерами. В связи.

Адвенти́зм (лат. adventus — пришествие) — религиозное движение, зародившееся в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов. Поначалу движение объединяло тех христиан различных вероисповеданий, которые ожидали скорого Второго пришествия Христа.

Движение святости (англ. Holiness Movement) — идейное течение в протестантизме конца XIX—XX вв. Возникло в теологической мысли как развитие доктрины Арминия, ставившей преодоление греха и спасение в зависимость от дарованной Богом человеку свободы воли. Лейтмотивом является убеждение в возможности, при определенных условиях, достичь состояния святости и постоянно поддерживать его ещё при земной жизни.

Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм.

Лютера́нство — одно из наиболее старых протестантских течений в христианстве. С лютеранством связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере. Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке, а затем и во время формирования государственных церквей скандинавских стран. Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений.

Интерим (лат. Interim — промежуточный) — так называются предварительные постановления, которыми несколько раз в течение XVI века по инициативе императора Карла V имелось в виду сблизить протестантов с католиками на почве догматики и учения о церковных обрядах.

Конфессиональное лютеранство — направление в лютеранстве, характеризующееся признанием неизменного Аугсбургского вероисповедания и Книги Согласия 1580 года как верного толкования Священного Писания и стандарта богословия и церковной жизни. Конфессиональное лютеранство является в первую очередь богословским движением, поэтому среди конфессиональных церквей наблюдается заметное разнообразие в вопросах литургической жизни и церковного управления, которые лютеранское богословие считает адиафорой.

Меннони́тство — одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, в котором принимали участие радикальные и умеренные анабаптисты. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества: меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие.

Ривайвели́зм (англ. revival — возрождение, пробуждение) — движение в протестантизме, возникшее в XVIII веке в ответ на превращение христианства в официальное моральное учение. Главной особенностью ривайвелизма является акцент на переживании личной встречи с Богом и приближающемся Втором пришествием Иисуса Христа. Ривайвелисты первоначально не имели организации и представляли собой стихийные молитвенные группы и кружки по изучению Библии, в которых ведущая роль принадлежала харизматическим лидерам.

Христадельфиане — христианская унитарная конфессия, сформировавшаяся в XIX столетии в Великобритании и США. Фактически, в своем создании и развитии ориентируется на ряд раннехристианских течений.

Вероуче́ние — совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями. Термин как правило употребляется для описания специфики трактовки основных положений в различных направлениях христианства либо для обозначения христианской догматики в це́лом.

Пресвитерианская система церковного управления — форма организации управления христианской церкви, при которой властные полномочия предоставляются коллегиальным избираемым органам (пресвитериям, синодами, генеральным ассамблеям), в отличие от епископальной системы, основанной на иерархии единоличных епископов (митрополитов), подчинённых главе церкви (папе, патриарху, католикосу, королю). Возникновение пресвитерианской системы связано с Реформацией в Швейцарии и Шотландии и её наиболее полная реализация.

Псевдохристиа́нские религио́зные организа́ции (также псевдохристианство, парахристианство, околохристианство, маргинальное христианство) — термин для обозначения религиозных организаций, принимающих отдельные положения христианства и христианского вероучения и смешивающих их с восточным или иным религиозным мировосприятием. Используется традиционными христианскими церквями для характеристики новых религиозных движений как искажающих суть христианства либо религиозными философами и новыми религиозными.

Религиозное обращение — отождествление себя с какой-либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы ценностей и постулатов данной религии, а также вхождение в общину последователей данной религии. Возможно обращение не только из одной религии в другую, но и из одной конфессии (секты, течения) в другую конфессию той же религии, а также сознательное обращение из.

История догматов — теологический трактат немецкого либерального лютеранского теолога Адольфа фон Гарнака, опубликованный им в 1889 году.

До́гма́т, или до́гма (др.-греч. δόγμα, δόγματος — мнение, решение, постановление) — утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).

Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления.

Предопределение в протестантизме является дискуссионным вопросом, по которому мнения в основных течениях протестантизма значительно различаются. Основные точки зрения на предопределение были сформулированы Мартином Лютером, Жаном Кальвином и Якобом Арминием. В начале XVII века особенно острые разногласия имели место между кальвинистами и арминианами. В Англии выступающих за чистоту кальвинизма пуритан поддержали английские монархи Яков I (1603—1625) и Карл I (1625—1649), и потому спор имел политическое.

Пресуществле́ние (транссубстанциация, лат. transsubstantiatio) — богословское понятие (термин), используемое для объяснения смысла превращения в Таинстве Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.


Что такое анабаптизм

Истоки этой группы можно проследить от учения Ульриха Цвингли, швейцарского реформатора. Цвингли, в конце концов, отверг эту группу, потому что считал их слишком радикальными, и он не соглашался с их убеждениями о крещении. Отсутствие центральной организации привело к появлению различных убеждений среди анабаптистских групп. Эти группы подвергались преследованиям, поскольку они пошли против общепринятых религиозных убеждений, вдохновляли социальную нестабильность в некоторых областях и выступали против католического большинства в Европе. Символ анабаптистов – ягненок.

символ анабаптистов

История

Одна особая группа анабаптистов, известная как швейцарские братья, была основана в Цюрихе. Из-за их убеждений их изгнали из города в 1523 году. Город Мюнстер на юге Германии стал убежищем для анабаптистов в 1530-х. К 1534 году они взяли под свой контроль город и начали восстание. Они сожгли все книги, кроме Библии, выгнали людей, не согласных с их убеждениями, заявили, что все имущество принадлежит общине.

Это кровавое испытание привело другие анабаптистские группы к более мирным принципам существования. Например, голландские анабаптисты XVI века, возглавляемые Менно Симонсом, пытались подражать миролюбивой жизни Иисуса. В конце концов они получили название меннониты и постепенно распространились на территории Польши, Литвы, Германии и Америки.

сожжение анабаптистов

Разделение Церкви и государства

Верования анабаптистов считались угрожающими местным органам власти и другим религиозным группам, таким как протестанты и католики. Многие группы придерживались разных убеждений, но существовало несколько основных вопросов, с которыми были согласны все. Например, большинство из них верили в разделение церкви и государства. По словам анабаптистов, это означало, что правительство не должно заниматься религиозными вопросами. Мирские законы не должны налагаться на христиан, которые следовали слову Божьему. Многие последователи отказались взять в руки оружие или занимать государственную должность.

Крещение для взрослых

Одним из самых видных убеждений было крещение во взрослом возрасте. Они не верили в крещение младенцев, потому что считали, что только те, кто действительно понимал и принимал учения Бога, могли быть крещены на законных основаниях. По мнению анабаптистов, это предполагает общественное признание их веры. Однако практика такого крещения была признана противной церковному учению и считалась ересью. Это привело к казни тысяч анабаптистов в XVI веке.

Отношения с другими реформаторскими движениями

портрет Менно Саймона

Появление в Англии

Официальным годом их появления считается 1535-й, однако, согласно некоторым источникам, несколько англичан и фламандцев, придерживающихся анабаптистских взглядов, были арестованы в 1532—1534 годах. С того времени это течение стало рассматриваться как символ того, что умаляет значимость и значение английской Реформации.

Первые анабаптисты в Англии появились из Голландии после восстания в Амстердаме 10 мая 1535 года. Некоторые из них были осуждены и сожжены в Лондоне и других английских городах 4 июня 1535 года.

Анабаптисты во время ранней Реформации в Англии были связаны с лоллардами, выступавших против церковной иерархии, монашества и церковных таинств. С течением времени анабаптизм ассимилировал лоллардов, став правым крылом английской Реформации.

Правительство Эдварда VI (1547—1553), поощряя Реформацию на континенте и тесно сотрудничая с ее лидерами в Цюрихе и Женеве, продолжало подавлять анабаптистов. В январе 1550 года одному из лидеров английской Реформации, Томасу Кранмеру, было поручено заняться поиском и изучением анабаптистов. Однако в целом для английской власти была характерна значительная снисходительность по отношению к этому движению.

современные меннониты

Анабаптисты в Английской революции

Во время революционных событий в Англии в 1643 году происходило значительное усиление активности различных анабаптистских течений. Усилению религиозного подъема способствовало также негативное отношение к внешней политике, проводимой Оливером Кромвелем, который заключил мир с Нидерландами. Этот договор исключал возможность распространения власти анабаптистов на весь европейский континент.

семья амишей

Современность

Это течение продолжило свое существование и после Реформации. Нынешние анабаптисты – это хаттериты, меннониты и амиши. При этом многие современные баптистские церкви также идентифицируют себя как наследники анабаптистских традиций. Хаттериты, или, правильнее, Хаттерианские Братья, прослеживают свою историю до 1528 года, когда группа анабаптистов скрылась от преследований за их отказ платить военные налоги и сформировала общину в Аустерлице.

Меннониты появились в Голландии в результате жестоких преследований в Швейцарии и Германии. Анабаптисты, бежавшие в Голландию, поддерживали учение Менно Симонса, католического священника, который присоединился к анабаптистам в 1539 году. Многие меннониты идентифицируются по их простому платью и покрывалам, которые носят их женщины.

Амиши прослеживают свою историю до раскола швейцарских и эльзасских анабаптистов в 1693 году, когда Якоб Амманн почувствовал, что швейцарские братья отказываются от строгих учений Менно Симонса и нуждаются в обеспечении более строгой формы церковной дисциплины. Отличительной чертой амишей является их отделение от всего остального общества. Они избегают современных технологий, каких-либо развлечений, в том числе и музыки, не вмешиваются в политические и светские дела, одеваются очень просто.

"перекрещенцы" (от греч. ἀναβαπτίζω – перекрещиваю, букв. – вновь погружаю), – последователи возникшего в Германии и Швейцарии в эпоху Реформации 16 в. плебейского движения, принявшего форму религ. ереси. А. требовали, чтобы акт крещения совершался не над детьми, а над взрослыми, способными осознать вытекающие из этого акта обязательства этич. поведения. Первоначально движение А. носило пассивный характер. Его последователи, недовольные Лютером и Цвингли, проповедовали близость мирового переворота, в результате к-рого будет установлено "царство божье" и социальное равенство. Ожидая наступления этого переворота, А. ограничивались требованиями смирения и самосовершен-ствования. Центром движения А. был г. Цвиккау (Саксония), где оно возглавлялось подмастерьем Н. Шторхом. С начала Крестьянской войны (лето 1524) А. отказались от сектантской замкнутости, широко распространяли учение Мюнцера о том, что суд божий над феодалами, богачами и князьями уже начался, что его совершают восставшие крестьяне и плебеи, выступающие "ревнителями дела бога" по искоренению зла из мира. В обстановке подъема крестьянско-плебейского движения социальные взгляды А. приобрели революц., антифеод, характер. После подавления Крест, войны многие А., подвергавшиеся жестоким преследованиям, бежали в Моравию и др. страны и большей частью вернулись к сектантской замкнутости и пассивному ожиданию божеств, переворота.В сер. 30-х гг. 16 в. наступил новый подъем анабаптизма, крупнейшим проявлением к-рого было восстание в г. Мюнстере [напр., Мюнстерская коммуна (1534–35)]. Тюрингские А. вплоть до конца 16 в. сохранили антифеод, характер своего учения, приспособив его пропаганду к условиям наступавшей княжеской реакции. А. провозгласили своим религ. догматом неповиновение властям и призывали не доверять лютеранскому духовенству, считали, что совершенства человек достигает только активными действиями, а не путем пассивного "вкушения" бога в обряде причащения. В результате ожесточ. преследований секта А. распалась. Уже в конце 30-х гг. 16 в. в ряде мест возникла секта "умеренных" А. – меннонитов. Учение А. оказало влияние на формирование взглядов индепендентов в Англии и "чешских братьев" в Чехии.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; Циммерман В., История крестьянской войны в Германии. По летописям и рассказам очевидцев, пер. с нем., т. 1–2, М., 1937; Смирин Μ. Μ., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Hagen К., Deutschlands literarische und religiöse Verhältnisse im Reformationszeitalter, Bd 1–3, 2. Aufl., Frankf./M., 1868; Кеller L., Geschichte der Wiedertäufer und ihres Reichs zu Münster, Münster 1880; Littell F. H., Anabaptist view of the church, Phil., 1952; Ρеасhеу Р., Die soziale Herkunft der schweizer Täufer in der Reformationszeit, Karlsruhe, 1954.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Смотреть что такое АНАБАПТИСТЫ в других словарях:

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ

(от греч. anabaptízō — вновь погружаю, т. е. перекрещиваю) перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа . смотреть

АНАБАПТИСТЫ

Анабаптисты — см. Перекрещенцы.

АНАБАПТИСТЫ

"перекрещенцы" (от греч. 'anabaptizo - перекрещиваю), - секта в христианстве, требовавшая крещения в сознат. возрасте, когда, по их вероучению, только . смотреть

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ(от греч. ana - опять, и baptizein - крестить). Последователи секты, требовавшей вторичного крещения над взрослыми, считая крещение детей не. смотреть

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫперекрещенцы, общее название членов протестантских групп, отделившихся во времена Реформации от главных течений протестантизма и создававших добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений. Термин употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16-17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике. В связи с этим предпочтительнее говорить о различных направлениях движения, к которому относятся Швейцарские и Южно-германские братья, Гуттеритские братья и Голландские меннониты.Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17). Планы реформаторов завоевывать для протестантизма кантоны путем постепенных политических шагов, предпринимаемых магистратами, анабаптистами не признавались; они предлагали создавать свободные церкви услышавших благую весть, уверовавших и крестившихся (Мф 28:18 сл.). Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492-1559). Американские меннониты ведут свое происхождение от швейцарского и голландского ответвлений анабаптизма; колонии гуттеритов, секты, основанной в 1533 Якобом Гуттером в Моравии, поселились в Северной и Южной Дакоте, в Манитобе и Альберте в Канаде, в Парагавае; они все еще придерживаются древнего христианского коммунизма, используя в качестве образца описанную в Деяниях апостолов практику первохристианской иерусалимской общины.В полемических сочинениях своих противников анабаптисты отождествлялись с крестьянскими бунтовщиками, особенно в Тюрингии, где восставшие находились под влиянием Томаса Мюнцера, а также с членами коммуны в Мюнстере (Вестфалия, 1534-1535). На первых порах руководители и основные группы анабаптистов отрицали энтузиастические пророчества и насилие, равно как и современные им молитвы и символы веры, поддерживаемые вековыми традициями; все же, как показывают обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы, основным расхождением с протестантскими реформаторами являлся вопрос о союзе между церковью и государством. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую церковь; они говорили, что церковь совершила "грехопадение" уже при Константине и проповедовали необходимость "восстановления" церковной жизни. смотреть

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ

("перекрещенцы") - сектанты эпохи Реформации. Отрицая крещение младенцев, требовали крещения взрослых, т. е. осознанного принятия человеком апостольских обязанностей. Движение возникло в 16 в. в г. Цвиккау (Саксония) и было возглавлено суконщиком Николаем Шторхом, одним из первых т. н. цвиккауских пророков. В 1525 в Цюрихе состоялось первое крещение взрослых. Движение не имело единой программы, и уже в 16 в. все А. дробились на сорок сект. Единым, кроме крещения взрослых, для всех А. было сознание возвращения к церкви апостольских времен, вера в милосердие Божие, добрые дела и учение о свободе воли человека. Соц. система А. требовала неогранич. свободы для человека, абсолютного равенства в об-ве, отмены частной собственности. А. отрицали присягу, суд, воен. службу, повиновение пр-ву; при этом одни сектанты призывали к пассивному противлению, др. требовали насильств. свержения существующих порядков. А. принимали участие в Крестьянской войне 16 в. в Германии (1524-25), где особенно выделился Томас Мюнцер. В 30-х гг. 16 в. А. подверглись гонению: в Германии, Австрии, Тироле принадлежность к А. каралась смертной казнью. После поражения нар. движений агрессивный период анабаптизма закончился, А. удалились из своих стран в др., в т. ч. в Англию. Основывались новые общины, потерявшие полит. характер, - меннониты, мельхиориты, община моравских братьев. Соврем. последователи А. разделяются на многочисл. секты, разбросанные в Германии, Нидерландах, Швейцарии, США, Канаде. В России с конца 17 в. проживают меннониты, сохранившие нек-рые черты анабаптизма - крещение взрослых, отрицание воен. службы, строгость нравов. смотреть

АНАБАПТИСТЫ

приверженцы движения, возникшего в XVI в. в Швейцарии и Германии в ходе Реформации, сторонники Т. Мюнцера (ок. 1490 — 1525). Их объединяла общая оппозиция феодальному строю. Требовали вторичного крещения в сознательном возрасте для создания свободной церкви, которая не признавала вмешательства государства в свои дела. Первое такое крещение взрослых состоялось в Цюрихе в 1525 г. Выступали провозвестниками отделения церкви от государства и религиозной свободы личности. Осуждали богатство, участие в государственной деятельности, воинскую службу. Решением германского рейхстага в 1529 г. принадлежность к А. каралась смертью. Несмотря на преследования А. распространились по всей Германии, в Нидерландах, Моравии. Активно участвовали в Крестьянской войне в Германии (1524 — 1526 гг.). После поражения Т. Мюнцера преследуемые А. объединялись в общины, положившие начало ряду протестантских сект — меннонитов, мельхиоритов, гуттерских братьев. смотреть

АНАБАПТИСТЫ

1) Орфографическая запись слова: анабаптисты2) Ударение в слове: анабапт`исты3) Деление слова на слоги (перенос слова): анабаптисты4) Фонетическая тран. смотреть

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ (от греч . anabaptizo - вновь погружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ (от греч . anabaptizo - вновь погружаю, т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ (от греч. anabaptizo - вновь погружаю - т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общности имущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовали Мюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы учения анабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект.
. смотреть

АНАБАПТИСТЫ

Протестантская секта, которая отделилась от движения Ульриха Цвингли в Цюрихе после 1520 г. и образовала несколько групп. Анабаптисты желали во всем подражать Иисусу Христу и жить по заветам Евангелия. Они отвергали вмешательство государства в церковные дела, относились к окружающему миру с недоверием и крестили только взрослых. Главные анабаптистские группы: сохранившиеся до настоящего времени меннониты, во главе которых стоял Менно Симонс (1496–1561), и общество Гуттерских братьев, основанное Якобом Гуттером (ум. 1536) в 1528 г. . смотреть

АНАБАПТИСТЫ

- (от греч. anabaptizo - вновь погружаю - т. е. крещу вторично)(перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохиРеформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах.Требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицалицерковную иерархию, осуждали богатство, призывали к введению общностиимущества. Участвовали в Крестьянской войне 1524-26, образовалиМюнстерскую коммуну 1534-35; разгромлены. Отдельные элементы ученияанабаптистов перешли в догматику некоторых протестантских сект. смотреть

АНАБАПТИСТЫ

участники народно-радикального сектантского движения эпохи Реформации в Швейцарии, Германии и Нидерландах. Выступали за отделение церкви от государства и религиозную свободу личности. Участвовали в Крестьянской войне 1524-1526 гг., образовали Мюнстерскую коммуну в 1534-1535 гг. Были разгромлены. Анабаптизм положил начало ряду протестантских сект, в т. ч. меннонитов, гуттерских братьев. смотреть

84033087_mm_bk1_p019

На первый взгляд протестанты и анабаптисты одинаково основывались на Писании, но, тем не менее, были очень далеки друг от друга в своих принципах и церковной жизни. На это было пять основных причин.

Анабаптисты считали, что истинная вера и преображение сердца Божьей благодатью всегда приводили к праведной жизни. Они отвергали протестантскую доктрину, т. к. она не способствовала появлению людей, живущих по Писанию, или библейской церкви. Если мир гонит верующего за то, что он следует за Христом, то так тому и быть. Анабаптисты были убеждены, что Бог даст им силы, чтобы жить праведно и смиренно переносить страдания, ибо так сказано в Библии. Это являлось прямой противоположностью позиции протестантов, считавших, что по благодати через веру люди могут уклоняться от узкого пути и при этом оставаться христианами.

2. Протестанты истолковывали Писание согласно послеапостольскому богословию, в то время как анабаптисты отвергали такой подход.

Для анабаптистов было очевидно (ныне многие протестанты это признают), что послеапостольские богословы придерживались не всех библейских истин. Например, Августин учил, что церковь может заставить людей стать членами церкви, что Библия велит крестить младенцев и что Бог предопределяет одних людей на вечное наказание, а других — на вечное блаженство. И хотя многие протестанты по-прежнему придерживались последних двух пунктов, они отвергли первый.

Ранние протестантские деятели придерживались прослеапостольского богословия, потому что этот путь был легче, чем библейский. Это учение не исключало управления церквами со стороны государства, участия церкви в политической жизни общества и существования церкви, принятой миром. В отличии от них, верные анабаптисты следовали Новому Завету, несмотря на самоотречение и физические страдания как следствие этой преданности.

Однако зачастую милосердие и терпимость реформаторов приобретали политический характер. Когда анабаптисты не соглашались с ними, последние не проявляли к ним терпимость, а раздражались. Реформаторы знали, что терпимость не побудит анабаптистов примкнуть к ним; наоборот, анабаптизм будут продолжать сокращать их ряды. Поэтому они ужесточали гонения анабаптистов вплоть до казни, ясно давая понять, что готовы сделать все, что угодно, ради сохранения своих последователей. Терпимость для протестантов ничего не значила, если не приносила политической выгоды.

4. Анабаптисты признавали авторитет Писания в церковной жизни, в то время как протестанты зачастую пренебрегали им.

Из-за своего желания сохранить государственную церковь с ее учениями о спасении через таинства, протестанты не смогли построить церковную жизнь по Библии. Сообщества, ограниченные территориально, определенной национальностью или обрядовой системой, что было характерно для протестантских церквей, не могут последовательно созидать свою церковь на основе библейских принципов. Бог создал эти принципы для людей, объединенных общим для всех искуплением, и данные принципы могут применяться только в такой общине.

5. Отношение анабаптистов к Ветхому и Новому Заветам. Хотя анабаптисты верили, что все Писание богодухновенно и заслуживает безусловного доверия, они понимали, что Новый Завет заменяет собой Ветхий (Завет Иисуса Христа, подобно завещанию, вступил в действие в момент Его смерти, тем самым упраздняя прежний, Ветхий Завет Евр. 8:13).

Убеждение верных анабаптистов в том, что Ветхий Завет уже исполнился в Новом и является окончательным откровением Божьим, часто обсуждалось на судебных слушаниях. По мере того, как протестантские и католические гонители оправдывали свое поведение Ветхим Заветом, анабаптисты неоднократно и терпеливо объясняли свои убеждения.

«Закон является нашим воспитателем до тех пор, пока мы не во Христе, через Которого, как говорит Павел, на всех, кто поверит Ему, изливается обетование Отца, которое является Духом благодати, через Которого мы освобождаемся от закона, позволяя Ему вести и направлять нас…

Толкование Писания

В отношении толкования Библии в анабаптистской литературе постоянно подчеркивается несколько важных мыслей.

Это библейское убеждение вызвало серьезные возражения католиков. Католическая церковь сотни лет удерживала свою власть утверждением, что лишь немногие высокопоставленные церковные деятели могут разуметь Библию. Даже священники считали Библию опасной книгой. Анабаптистский взгляд действительно представлял опасность для католической системы, т. к. открытие библейской истины обрекало католическое единовластие на погибель.

В этом заключается одна из причин, почему лютеранские реформы не дали дисциплинированных воинов креста Христова. Лютер считал, что если проповедники будут провозглашать Слово Божье, то массы людей поверят Богу и будут спасены. Но, как бы там ни было, эти проповеди не привели людей к святой жизни. Анабаптисты это видели, и некоторые из них считали, что Лютер не признавал необходимость труда Духа Святого, благодаря Которому человек откликается на проповедь Слова Божьего. Необходима определенная доля веры и духовное устремление, прежде чем Слово окажет положительное воздействие.

Ульрих Стадлер ясно объяснил свои убеждения на этот счет:

Анабаптисты были твердо убеждены, что исповедуемая вера должна подтверждаться библейским поведение. Они считали, что если истина из библейского стиха или отрывка не затронула человеческое сердце и не была доказана образом его жизни, то такой человек не мог правильно толковать Писание.

Опасности богословия. Протестантские и католические богословы ненавидели анабаптистов. В брошюрах и проповедях они своими язвительными высказываниями настраивали правительственных чиновников и простых людей против миролюбивых братьев…

Богословы постоянно оспаривали и превратно толковали значение простых слов Писания. Когда им указывали на их неправильные толкования, они, защищаясь, утверждали, что на самом деле слова Бибилии имеют не то значение, которое видит в них простой человек. Поскольку богословие и заведения религиозного образования часто затуманивали ясный смысл Писания, анабаптисты считали эти источники толкования недостойными.

…Основанием анабаптизма было практическое послушание Библии, а не предположения и философия.

…Они верили, что христианство — это жизнь, а не набор суждений, что богословские предположения и теории разрушают простую, послушную преданность Богу.

Сегодня богословие зачастую представляет собой толкование Библии на основе человеческой логики. Чем меньше церковь придерживается Писания, тем больше богословских аргументов она излагает в поддержку своих взглядов.

…Когда церковь отходит от Бога, она начинает ценить интеллектуальные способности и богословские рассуждения, а не простую здравую доктрину, проповедуемую богобоязненными пастырями. Если проповедь становится больше исторической, чем практической, более философской, чем библейской, более ориентированной на развитие разума, чем на укрепление сердца, более красноречивой, чем богобоязненной, то стадо, слушающее такую проповедь будет голодать.

…В истинной церкви правит теократия, а не демократия или диктатура. Она уважает дары и служения, распределенные Богом в церкви, не злоупотребляя ими. Они в любой ситуации сверяется с Истиной. Верность Слову Божьему никогда не требует нарушения принципов любви, чистоты, смирения, братского совета и руководства служителей.

Не важно, простые ли мы члены церкви или служители, мы можем быть верными христианами только будучи верными Богу и Его Слову. Полностью доверяя Библии и воспринимая ее как Божье руководство для нашей жизни, мы должны преданно следовать этому руководству, чего бы это нам ни стоило. Такими же были убеждения анабаптистов.

Читайте также: