Александр николаевич гвоздев кратко

Обновлено: 04.07.2024

Родился 15 (27) марта 1892г. в с. Сивинь Старошайговского района Мордовии.

Окончил Московский университет в 1918 г.

После окончания университета до 1938 г. работал в Пензе — в школе, в педучилище и в Пензенском институте на­родного образования (позже этот институт был преобразован в педагогический техникум).

С 1938 г. и до 1959 в Куйбышевском педагогическом институте, с 1944 по 1959 г. — профессор этого института.

В 1938 г. по совокупности работ А. Н. Гвоздеву без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата филологических наук.

В 1943 г. он защитил докторскую диссертацию…

Родился 15 (27) марта 1892г. в с. Сивинь Старошайговского района Мордовии.

Окончил Московский университет в 1918 г.

После окончания университета до 1938 г. работал в Пензе — в школе, в педучилище и в Пензенском институте на­родного образования (позже этот институт был преобразован в педагогический техникум).

С 1938 г. и до 1959 в Куйбышевском педагогическом институте, с 1944 по 1959 г. — профессор этого института.

В 1938 г. по совокупности работ А. Н. Гвоздеву без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата филологических наук.

В 1943 г. он защитил докторскую диссертацию “Формирование у детей грамматического строя русского языка” и получил степень доктора филологических наук.

В 1944 г. Гвоздев получил звание профессора.

В 1945 г. был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

Основные работы А. Н. Гвоздева посвящены фонетике, фонологии, стилистике, графике, орфографии, морфонологии (правда, без использования этого термина), диалектологии, детской речи. Этим проблемам посвящены монографии “О фонологических средствах русского языка” (М., 1949), “Основы русской орфографии” (М.; Л., 1947, М., 1950, М., 1951, 1953, 1954), “Об основах русского правописания: В защиту морфологического принципа русской орфографии” (М., 1961).

Явился одним из первопроходцев в области изучения онтогенеза языка (то есть усвоения родного языка ребёнком) и таким образом предшественником современной онтолингвистики.

Разработал теорию основных и второстепенных значений букв с учётом алфавитных значений букв и тех звуковых значений, которые появляются у буквы в тексте.

Умер в декабре 1959 года в Куйбышеве.

К 70-летию ученого посмертно была издана книга “Избранные работы по орфографии и фонетике” (М.: АПН РСФСР, 1963).

Библиография


Родился 15 марта 1892 г. в с. Сивинь Краснослободского уезда Пензенской губернии в семье многодетного сельского священника. Среднее образование получил в Пензенской духовной семинарии (1913 г.), затем поступил на славяно-русское отделение историко-филологического факультета Варшавского университета, где учился два года до перехода Варшавского университета в Ростов-на-Дону, потом перешел в Московский государственный университет, который окончил в 1918 г., получив Диплом первой степени. (Перепетии университетских переводов связаны с годами первой мировой войны, а окончание МГУ – с первыми послереволюционными годами в России).

Научную известность А.Н. Гвоздев приобрел быстро: в 1925 г. 33-летний преподаватель педучилища был избран членом Московской диалектологической комиссии при Академии наук, в том же году его регистрируют как научного работника в ЦЭКУБУ (Центральная комиссия по улучшению быта ученых). В январе 1938 г. Ученым советом Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ) А.Н. Гвоздеву на основе опубликованных работ по диалектологии и детской речи была без защиты диссертации присуждена ученая степень кандидата филологических наук. В том же 1938 году он стал доцентом Куйбышевского педагогического института.

С 1938 по 1959 гг. А.Н. Гвоздев – в КГПИ: доцент, затем профессор кафедры русского языка и методики его преподавания.

Во многом именно деятельностью А.Н. Гвоздева, а также деятельностью профессора, Заслуженного деятеля науки РСФСР В.А. Малаховского, бывшего несколько десятилетий заведующим кафедрой русского языка и методики его преподавания КГПИ, была предопределена известность г. Куйбышева как одного из крупных лингвистических центров. А.Н. Гвоздев вместе с В.А. Малаховским является основоположником Куйбышевской лингвистической школы.

В 1945 г. избирается членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

Гвоздев Александр Николаевич проживал по адресу: г. Самара, ул. Степана Разина, д. 65, кв. 1 с 1938 по 1948 год.

А.Н. Гвоздев (1892–1959) — известный лингвист, который занимался вопросами грамматики русского языка, диалектологией, теорией письма, орфографией, теорией художественной речи. Кроме того, его по праву можно считать основоположником отечественной онтолингвистики.

Он считал, что изучение детского языка играет огромную роль для исследования вопросов, поставленных перед языкознанием.

Имея в своем распоряжении совсем небольшое количество фактического материала — речь собственного сына, — он смог описать важнейшие закономерности освоения языка, особенно в сфере грамматики и фонетики.

Роль родительских дневников для исследования детской речи трудно переоценить. Их чтение не только интересно, но и полезно не только для других родителей, но также для психологов и логопедов, которые получают в свои руки некоторые ориентиры речевого развития. Если к тому же родители являются лингвистами и следят за изменениями в речи ребенка, роль подобных дневников для онтолингвистики поистине неоценима.

В течение многих лет этим пользовались не только лингвисты, но и методисты по развитию речи, логопеды.

Именно на основе наблюдений А.Н. Гвоздева над речью его сына разработаны примерные нормативы речевого развития русского ребенка с учетом различных сторон формирования языковой способности.

А.Н. Гвоздев (1892–1959) — известный лингвист, который занимался вопросами грамматики русского языка, диалектологией, теорией письма, орфографией, теорией художественной речи. Кроме того, его по праву можно считать основоположником отечественной онтолингвистики.

Он считал, что изучение детского языка играет огромную роль для исследования вопросов, поставленных перед языкознанием.

Имея в своем распоряжении совсем небольшое количество фактического материала — речь собственного сына, — он смог описать важнейшие закономерности освоения языка, особенно в сфере грамматики и фонетики.

Роль родительских дневников для исследования детской речи трудно переоценить. Их чтение не только интересно, но и полезно не только для других родителей, но также для психологов и логопедов, которые получают в свои руки некоторые ориентиры речевого развития. Если к тому же родители являются лингвистами и следят за изменениями в речи ребенка, роль подобных дневников для онтолингвистики поистине неоценима.

В течение многих лет этим пользовались не только лингвисты, но и методисты по развитию речи, логопеды.

Именно на основе наблюдений А.Н. Гвоздева над речью его сына разработаны примерные нормативы речевого развития русского ребенка с учетом различных сторон формирования языковой способности.

Александр Гвоздев родился 15 (27) марта 1892 в с. Сивинь Старошайговского района Мордовии. Окончил Московский университет в 1918 году.После окончания университета до 1938 года Гвоздев работал в Пензе — в школе, в педагогическом училище и в Пензенском институте народного образования (позже этот институт был преобразован в педагогический техникум).

В 1938 году по совокупности работ А. Н. Гвоздеву без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата филологических наук.

С 1938 года и до 1959 работал в Куйбышевском педагогическом институте, с 1944 по 1959 год — профессор этого института.

В 1944 году Гвоздев получил звание профессора.

В 1945 году А. Н. Гвоздев был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.Племянница — лингвист Е. С. Скобликова (род. 1924).Александр Николаевич Гвоздев умер в декабре 1959 года в городе Куйбышеве.

Он стал одним из первопроходцев в области изучения онтогенеза языка (то есть усвоения родного языка ребёнком) и таким образом предшественником современной онтолингвистики. Гвоздев разработал теорию основных и второстепенных значений букв с учётом алфавитных значений букв и тех звуковых значений, которые появляются у буквы в тексте.

Читайте также: