Александр невский в православии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Александр Невский – весомая фигура в истории, святой, военный полководец, князь. Родившийся в трудное время, Александр Невский смог не только выиграть все сражения, в которых участвовал, но и обратить множество людей в христианскую веру. Личность великого новгородского и киевского князя характеризуется неоднозначно, причем как со стороны историков, так и служителей церкви.

Основные факты биографии благоверного князя

Поскольку события, связанные с деяниями святого князя, происходили в тяжелое время, да и случилось все это давно, периодически возникают сомнения в достоверности определенных данных. Впрочем, они не являются определяющими, но детализировать некоторые события бывает сложно. Родился князь в 1220 году, о дате появления его на свет ведутся споры. Но формально произошло это 30 мая, скончался князь новгородский по причине тяжелой болезни, и произошло это 14 октября 1263 года.

О том, в каком городе умер Александр Невский, ведутся споры. В летописях говорится о том, что простой народ крайне остро воспринял новость о смерти князя. О чертах характера и деяниях Александра Невского известно не много. Он часто воспринимается, как военный начальник, так преподносили личность канонизированного святого советские власти.

Понятно, что коммунистам религиозные деяния, связанные с личностью князя, интересны не были, по этой причине о том, что полководец причислен к лику святых, было забыто.

Александр Невский в кинематографе – это воплощение силы и военной хитрости. Как дипломат, наладивший отношения с Ордой, и человек, глубоко веровавший в Господа, князь не преподносился. Впрочем, после падения СССР личность князя была раскрыта, его дипломатические деяния и усилия, принятые для распространения христианской веры, оценили по достоинству.

Происхождение

Будущий князь новгородский и киевский имел благородное происхождение и получил достойное воспитание.

святой александр невский

Изучим родословную Александра Невского:

  1. Отцом Александра является Ярослав Всеволодович.
  2. Матерью будущего полководца считается Ростислава, дочь новгородского и галицкого князя Мстислава.

Детство и юность

О детский и юношеских годах будущего полководца известно не так уж и много, он рос послушным и разумным мальчиком, который увлекался не только военным делом, но и навыками дипломатии. В силу того, что князь Ярослав много времени уделял не воспитанию детей, а походам и войнам, своей основной задачей он считал погашение конфликтов. Ярослав Всеволодович учил сыновей военной мудрости, что помогло Александру выиграть все сражения. Мальчик с ранних лет отличался умом и проявлял недюжий интерес к военному делу. Он часто сопровождал отца в поездках, внимая его мудрым советам.

святой александр невский

Житие и наиболее значимые заслуги

На протяжении всей жизни Александр Невский занимался тем, что:

Когда будущему князю еще не было и 25 лет, отец отправил его на верную смерть, приказав руководить битвой на Чудском озере. По численности враг превосходил войско Невского. Но Александр искренне верил, что сможет победить. Он собрал солдат и командиров и приказал им молиться. Молитва помогла обрести силу и веру в свои силы.

Внимание! Глубокая религиозность прослеживается в деяниях князя. После всех свершенных деяний и прошедших битв Невский показал себя терпеливым дипломатом, сумев договориться с Ордой.

Рассмотрим основные события, связанные с этой личностью:

икона святой александр невский

В дальнейшем князь больше не имел отношения к великим сражениям, он занимался дипломатией, выстраивая отношения с Ордой.

Хранение и укрепление веры

Князь не читал христианские проповеди, которые были понятны не всем его солдатам в силу невысокой грамотности. Он почитал добродетели и перед каждой битвой молился. Благочестие князя проявилось при попытках выстроить отношения с Батыром. Он переписывался с Папой, считал, что Бог дарует силу тому, кто прав. Это мнение помогало ему при различных деяниях. Он не проиграл ни одной битвы не потому, что был великим стратегом, а потому, что верил в правду и в то, что Господь поможет ему в трудной ситуации, не оставит.

Естественно, что такая чистая и искренняя вера в силу Божью служила лучшим примером для людей, которые находились на распутье.

Постриг и смерть

Св. Александр Невский, и это малоизвестный факт, принял постриг в монахи. После принятия пострига ему дали другое имя, стали именовать Алексием. Он тяжело заболел во время последней поездки и прибыл к хану Батыру уже серьезно больным. Его тяжёлое состояние не повлияло на помыслы, князь смог убедить Батыра в том, что прав. Эта поездка оказалась для Александра последней, его гибель потрясла новгородцев.

картина битвы

Посмертные чудеса

Иконография

Справка: Петр считал, что молитвы Невскому помогают одерживать победы в войнах.

Естественно, что описания, дошедшие до наших дней, касающиеся внешности святого князя, весьма противоречивы. Да и летописи, составленные летописцами, неоднократно подвергались редакции. На ликах чаще изображают человека, который имеет решительный вид, волевой взгляд, приятную внешность.

святой александр невский

О чем просят перед образом праведника

Как правило, верующие, склонившись перед ликом, просят о защите. Считается, что полководец, признанный святым, может даровать защиту от врагов, придать силы в тяжелой битве.

Покровительство воинов и дипломатов

Святой образ помогает выстроить отношения. Перед важной сделкой стоит попросить помощи у князя. Что касается воинов, то они носили образок под сердцем, что помогало защитить себя от гибели в бою. Во времена Великой Отечественной войны, перед битвой люди молились святому, считая, что он защитит их от гибели, поможет одержать победу в битве.

Во время военных конфликтов

Сама по себе война вряд ли считается поводом для праздника, гибель множества людей и начало конфликта – тяжёлое время для страны. Молитва может облегчить бремя, по этой причине перед началом конфликта, во время его разгара или даже завершения стоит прочитать молитву перед образом святого Александра.

икона в храме

Перед началом важных деяний

Поскольку князь Невский считался неплохим дипломатом, ему принято читать молитвы в сложных ситуациях. Если конфликт можно предотвратить, то стоит попросить Александра о помощи. Образ поможет даровать мудрость, найти выход из ситуации, которая кажется безвыходной.

Даровании мудрости и терпения в семейной жизни

Александр Невский был терпеливым человеком, он принимал мудрые решения, по этой причине верующие люди часто просят у святого лика мудрости при принятии важных решений. У святого князя были хорошие отношения с семьей, женой, сыновьями и братьями. Он венчался с супругой и раньше, чем через год, у пары родился сын Василий. Религиозные люди, почитающие князя, просят у него предотвратить семейные конфликты, защитить семью от посягательств, сохранить мир и благополучие. Молитва помогает супругам избежать искушений, с которыми люди сталкиваются в мирской жизни, и сохранить верность клятве, данной у алтаря.

Исцеление недугов

Как правило, об исцелении недугов, болезней, святого не просят. Только об исцелении ранений, которые были получены в бою.

икона святой александр невский

Как правильно молиться

Стоит окружить лик свечами, зажечь хотя бы 2 свечки перед образом. Опуститься на колени и прочитать молитву, склонив голову. Просьба должна быть искренней, не содержать злобы. Не стоит просить у святого материального благополучия или смерти врага. Лучше адресовать просьбу о защите от врагов, спасении души, придания мудрости и силы.

Молитвы

Религиозные люди говорят, что для того, чтобы святой образ помог, стоит правильно обращаться к нему. То есть читать молитвы, которые помогут найти выход из сложной ситуации.

Об исцелении

Если человек решил обратиться к святому с молитвой об исцелении, то стоит попросить князя о мире, здравии и достижении благополучия для всей семьи. Не стоит адресовать к святому просьбу вылечить заболевание, избавить от его последствий. Обращаются к Александру Невскому, когда недуг связан с ранением, которое человек получил на службе, в результате военных конфликтов. Специальной молитвы нет, но можно обратиться к святому князю, встав перед образом. Помыслы человека должны быть чистыми, как и душа.

девушка молиться

О здравии

Если есть возможность, то прочитайте молитву в храме, перед иконой или перед мощами святого. Попросите его о даровании исцеления. Есть молитва, которая так и называется, перед обращением с ней к Александру Невскому лучше очиститься, исповедаться в церкви, пройти через причастие.

много свеч

Где находятся и хранятся нетленные мощи

Перенесение мощей святого случилось при Петре Первом, он считал князя покровителем города, который отстроил на Неве. Части мощей находятся в Александро-Невской лавре, в Петербурге, а также в Софии, которая считается столицей Болгарии. Часть мощей находится в городе Владимире, в Успенском соборе.

Внимание! Останки святителя в Санкт-Петербурге хранят в глубокой чаше из серебра.

День памяти

12 сентября верующие почитают память святого князя, читают молитвы во славу Александра Невского и зажигают перед образом свечи. В этот день мощи были привезены, по приказу Петра, в город на Неве. Религиозный праздник также отмечают 6 декабря, когда часть мощей святого была отправлена во Владимир. Примечательно, что русского князя почитают и в других странах. Так, храмы, воздвигнутые в часть Александра, есть в Белграде, Тбилиси и даже Таиланде.

Святого почитают за его благодетели, умение выигрывать важные сражения, принимать мудрые решения в трудный момент и не терять веры. Александр Невский – не только ключевая фигура в истории Руси, но и канонизированный святой, светлый лик которого способен творить чудеса.

Но прежде, чем перейти к вопросу об истории прославления, необходимо сделать хотя бы краткий историографический обзор трудов, посвященных изучению и оценке деятельности святого князя Александра.

В целом же историки конца XVIII – начала XIX веков на основании тщательного изучения источников об Александре Невском в основном установили те данные о нем, которыми располагает современная наука. При этом в русской дореволюционной историографии, в отличие от более позднего времени, не было слишком резких разногласий и полемики в оценке деятельности Александра Невского [3].

Трудами советских историков была закреплена и поддержана традиционная трактовка, согласно которой Александр Невский сыграл исключительную роль в драматический период русской истории, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь[4].

Скептически же настроенные современные историки делают выводы о том, что традиционный образ Александра Невского – гениального полководца и патриота – преувеличен. Они считают, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории Руси и России. При этом они акцентируют внимание на свидетельствах, в которых Александр Невский выступает властолюбивым и жестоким человеком. Также ими высказываются сомнения насчет масштаба ливонской угрозы для Руси и реального военного значения столкновений на Неве и Чудском озере[5].

В XV–XVI веках житие неоднократно перерабатывалось. При этом либо стремились привести текст к агиографическим канонам, либо расширяли его историческое содержание путем вставок из летописей. Различные версии жития дошли в составе летописных сводов и собраний житий святых[9].

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания[18].

В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого[19]. Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра[20]. В произведениях придворной истории (Степенная книга, Никоновская летопись) князь прославлен основателем рода Даниловичей[21].

Святой Благоверный Князь Александр Невский. Фреска (сер. 17 в. Работа артели Симона Ушакова) в Архангельском соборе Московского Кремля

Святой Благоверный Князь Александр Невский. Фреска (сер. 17 в. Работа артели Симона Ушакова) в Архангельском соборе Московского Кремля

Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

Летом 1917 года ввиду угрозы немецкого наступления на Петроград комиссией Священного Синода было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей благоверного князя на случай их срочной эвакуации[28]. Но эвакуация не была осуществлена.

Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова[34]. В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения[35].

Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского[36]. А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути – восстановлении) ордена Александра Невского[37].

Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. Освящая усть-ижорскую землю, патриарх призвал помолиться за всех, кто погиб, защищая Родину. 750-летие Невской битвы было торжественно отмечено в Ленинграде в 1990 году. На месте битвы была восстановлена Александро-Невская церковь[40]. О деятельности святого князя вспомнили и отечественные средства массовой информации. А празднования дней памяти Невской битвы и Чудского побоища теперь проводятся ежегодно и с привлечением клубов военно-исторической реконструкции.

В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Интерес к личности святого благоверного князя Александра Невского сохраняется и в наши дни. Сведения о его жизни и деятельности, зафиксированные памятниками письменности, скупы, но в большинстве своем составлены свидетелями и очевидцами событий, поэтому они с интересом вновь и вновь читаются как специалистами, так и массовым читателем. К сожалению, далеко не все подробности жизни и деятельности князя Александра Невского нам известны.

Итак, в хронологии почитания святого в историческом времени можно выделить несколько этапов:

– XIII–XIV века – новгородско-владимирский этап,

– XIV–XVII века – московский этап,

– XVIII век – 1920-е годы – петербургско-европейский этап,

– 1920-е – 1990-е годы – советский этап,

– 1990-е – 2010-е годы – православно-иконологический[41] этап.

Отметим, что каждый из этапов почитания благоверного князя Александра связан с ключевыми периодами отечественной истории.

Вместо заключения

Гораздо больший интерес для нас представляет история распространения почитания святого. В разные эпохи существования государства Российского отношение к деятельности и личности великого князя Александра приобретало ту или иную окраску. До XVIII века мы видим Александра в чине преподобных. И хотя мы знаем, что общерусское почитание святого началось задолго до Петра, именно при Петре I Александр Невский становится одним из наиболее почитаемых в России национальных святых. Петр, заложивший новую столицу страны, усмотрел определенный символический смысл в том, что город был основан вблизи места, где в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич разгромил шведов. Петр нашел в князе Александре необходимый историко-религиозный пример, который, кроме прочего, почитался народом и Церковью, а в их поддержке царь нуждался при проведении реформ и возведении новой столицы. Как было замечено А.В. Карташевым, Александр нужен был Петру для соединения воедино небесного (старого церковного поклонения) и земного (притянутого Петром к современным ему реалиям)[46]. Таким образом, глубокое почитание Церковью и народом Александра Ярославича возымело сильную поддержку со стороны государства. При Петре оформился как бы православно-государственный культ почитания святого. А военные прижизненные успехи Александра позволили занять ему важное место среди исторических деятелей и в советское время.

Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас!

12 сентября 2011 г.

[4] Кучкин В.А. К биографии Александра Невского // Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед. М., 1985.; Насонов А.Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940; Ледовое побоище 1242 г.: Сб. статей. М.; Л., 1966.;Пашуто В.Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.). М., 1956.; Шаскольский И П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в ХII–ХIII вв. Л., 1978.; Андреев А.Р. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. М., 1997.; Бегунов Ю.К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М., 2003.; Князь Александр Невский: Мат-лы науч.-практ. конф. 1989 и 1994 гг. СПб., 1995; Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995; Александр Невский и история России: Мат-лы науч.-практ. конф. 1995 г. Новгород, 1996; и другие.

[6] Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. СПб., 2010. С. 179–182.

[8] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? // Родина. 2003. № 12. С. 91–93.

[9] Бегунов Ю.К. Житие Александра Невского в русской литературе XIII–XVIII вв. // Князь Александр Невский и его эпоха. С. 163–164.

[10] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.

[13] Соколов Р.А. Александр Невский: панорама новейших мнений // Клепинин Н.А. Святой благоверный князь Александр Невский. СПб., 2004. С. 275. Для местной канонизации было необходимо свидетельство о нетлении мощей, извещение о чудесах от мощей, описание праведной жизни угодника Божия, согласие местных церковных властей на канонизацию. Всем этим целям и служило житие. Можно сказать, что с принятием жития были заложены основы почитания Александра Невского, его принятия соборно в лоно святых Русской Православной Церкви.

[14] Сурмина И.О. Александр Невский в русской дореволюционной историографии.

XIV–XVI вв. – святой Александр Невский – воин в группе сражающихся новгородцев;

XVI–XVIIIвв. – как схимник и святой воин;

XVI–XIX вв. – воин в группе предстоящих святых пред Спасителем или Богородицей;

XVIII в. – Александр Невский – пеший или конный воин в рыцарском облачении;

XIX в. – в одежде русского князя;

90-е гг. XIX в. – 10-е гг. XX в. – молящийся;

XIX–XX вв. – Александр Невский – в иконописи присутствуют все существующие типы (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 254).

[20] Первый храм в честь святого Александра Невского был построен в 1630 г. митрополитом Филаретом в Московском Кремле над Тайницкими воротами (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 180).

[21] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.

[22] Там же. На самом деле сражение 1240 г. состоялось почти в 20 км от места основания монастыря, который в 1797 г. был преобразован в лавру.

[26] Даже в городах западных провинций Российской империи были построены храмы в честь святого князя: в Варшаве, Таллине, Вильнюсе, Свеаборге, Тарту, Даугавпилсе, Риге, многие из которых теперь разрушены (Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 181).

[27] Долгов В. Сквозь тусклое стекло // Родина. 2003. № 12. С. 86.

[29] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 92.

[32] Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 93.

[34] Регинская Н.В., Цветков С.В. Благоверный князь православной Руси – святой воин Александр Невский. С. 360–362, 364.

[37] Первыми кавалерами ордена Александра Невского стали участники Сталинградской битвы: командир батальона морской пехоты старший лейтенант И.Н. Рубан и командир отдельного стрелкового батальона 62-й армии капитан С.П. Цыбулин. Всего этим орденом было награждено более 40 тысяч человек, из них 70 граждан иностранных государств. Тем же Указом были учреждены ордена Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени (Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. С. 258–259).

[39] Впрочем, этот антинемецкий аспект биографического рассказа Александра Невского возник только в конце XIX в. (и никак не ранее!) и стал важным элементом его почитания во время Первой мировой войны. До этого в русской культурной памяти князь представлял собой лишь антишведскую, антимонгольскую, антикатолическую или антизападную фигуру (См.: Фритьон Беньямин Шенк. Русский герой или миф? С. 93).

[40] Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. С. 9.

[43] Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIII вв.): Курс лекций. С. 228.

[44] Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Проповеди. 1946–1948 гг. Издание Симферопольской и Крымской епархии, 2007. С. 87–88.

Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 13 мая 1221 г. в го­ро­де Пе­рея­слав­ле-За­лес­ском. Отец его, Яро­слав, в Кре­ще­нии Фе­о­дор, был млад­шим сы­ном Все­во­ло­да III Боль­шое Гнез­до. Мать св. Алек­сандра, Фе­о­до­сия Иго­рев­на, была дочерью Мстислава Удалого (Удатного). В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.

На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сл Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра – ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.

Опас­ным вра­гом оста­ва­лись немец­кие ры­ца­ри. В 1241 г. мол­ние­нос­ным по­хо­дом св. Алек­сандр вер­нул древ­нюю рус­скую кре­пость Ко­по­рье, из­гнав ры­ца­рей. В 1242 г. зи­мой он осво­бо­дил Псков, а 5 ап­ре­ля дал Тев­тон­ско­му ор­де­ну ре­ши­тель­ное сра­же­ние на льду Чуд­ско­го озе­ра. Кре­сто­нос­цы бы­ли пол­но­стью раз­гром­ле­ны. Имя св. Алек­сандра про­сла­ви­лось по всей Свя­той Ру­си.

За­пад­ные пре­де­лы Рус­ской зем­ли бы­ли на­деж­но ограж­де­ны, на­ста­ло вре­мя обез­опа­сить Русь с во­сто­ка. В 1242 г. св. Алек­сандр Нев­ский со сво­им от­цом Яро­сла­вом вы­ехал в Ор­ду. Свя­щен­ную мис­сию за­щит­ни­ков Рус­ской зем­ли Гос­подь увен­чал успе­хом, но на это по­тре­бо­ва­лись го­ды тру­дов и жертв. Князь Яро­слав от­дал за это жизнь. За­ве­щан­ный от­цом со­юз с Зо­ло­той Ор­дой – необ­хо­ди­мый то­гда для предот­вра­ще­ния но­во­го раз­гро­ма Ру­си – про­дол­жал кре­пить св. Алек­сандр Нев­ский. Обе­щав свою под­держ­ку, св. Алек­сандр дал воз­мож­ность Ба­тыю вы­сту­пить в по­ход про­тив Мон­го­лии, стать глав­ной си­лой во всей Ве­ли­кой Сте­пи. В 1252 г. мно­гие рус­ские го­ро­да вос­ста­ли про­тив та­тар­ско­го ига. Сно­ва воз­ник­ла угро­за са­мо­му су­ще­ство­ва­нию Ру­си. Св. Алек­сан­дру опять при­шлось ехать в Ор­ду, чтобы от­ве­сти от рус­ских зе­мель ка­ра­тель­ное на­ше­ствие та­тар. Св. Алек­сандр стал еди­но­власт­ным ве­ли­ким кня­зем всей Ру­си. В 1253 г. он от­ра­зил но­вый на­бег на Псков, в 1254 г. за­клю­чил до­го­вор о мир­ных гра­ни­цах с Нор­ве­ги­ей, в 1256 г. хо­дил в по­ход в фин­скую зем­лю. В тьму язы­че­ства св. Алек­сандр нес свет еван­гель­ской про­по­ве­ди и пра­во­слав­ной куль­ту­ры. Все По­мо­рье бы­ло про­све­ще­но и осво­е­но рус­ски­ми.

В 1256 г. умер хан Ба­тый. Св. князь в тре­тий раз по­ехал в Са­рай, чтобы под­твер­дить мир­ные от­но­ше­ния Ру­си и Ор­ды с но­вым ха­ном Бер­ке. В 1261 г. ста­ра­ни­я­ми св. Алек­сандра и мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла бы­ла учре­жде­на в Са­рае, сто­ли­це Зо­ло­той Ор­ды, епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

На­сту­пи­ла эпо­ха ве­ли­кой хри­сти­а­ни­за­ции язы­че­ско­го Во­сто­ка, в этом бы­ло про­ро­че­ски уга­дан­ное св. Алек­сан­дром Нев­ским ис­то­ри­че­ское при­зва­ние Ру­си. В 1262 г. по его ука­за­нию во мно­гих го­ро­дах бы­ли пе­ре­би­ты та­тар­ские сбор­щи­ки да­ни и вер­бов­щи­ки во­и­нов – бас­ка­ки. Жда­ли та­тар­ской ме­сти. Но ве­ли­кий за­ступ­ник на­ро­да вновь по­ехал в Ор­ду и муд­ро на­пра­вил со­бы­тия со­всем в иное рус­ло: ссы­ла­ясь на вос­ста­ние рус­ских, хан Бер­ке пре­кра­тил по­сы­лать дань в Мон­го­лию и про­воз­гла­сил Зо­ло­тую Ор­ду са­мо­сто­я­тель­ным го­су­дар­ством, сде­лав ее тем са­мым за­сло­ном Ру­си с во­сто­ка. В этом ве­ли­ком со­еди­не­нии рус­ских и та­тар­ских зе­мель и на­ро­дов со­зре­ва­ло и креп­ло бу­ду­щее мно­го­на­цио­наль­ное Рос­сий­ское го­су­дар­ство, вклю­чив­шее впо­след­ствии в пре­де­лы Рус­ской Церк­ви по­чти все на­сле­дие Чин­гис­ха­на до бе­ре­гов Ти­хо­го оке­а­на.

Эта ди­пло­ма­ти­че­ская по­езд­ка св. Алек­сандра Нев­ско­го в Са­рай бы­ла чет­вер­той и по­след­ней. На об­рат­ном пу­ти, не до­ез­жая до Вла­ди­ми­ра, в Го­род­це, в мо­на­сты­ре князь-по­движ­ник пре­дал свой дух Гос­по­ду 14 но­яб­ря 1263 го­да, за­вер­шив мно­го­труд­ный жиз­нен­ный путь при­ня­ти­ем свя­той ино­че­ской схи­мы с име­нем Алек­сий. Свя­тое те­ло его по­нес­ли к Вла­ди­ми­ру, де­вять дней длил­ся путь, и те­ло оста­ва­лось нетлен­ным. 23 но­яб­ря при по­гре­бе­нии его в со­бор­ной церк­ви Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Вла­ди­ми­ра (ныне там уста­нов­лен па­мят­ник свя­то­му кня­зю; еще один па­мят­ник уста­нов­лен в го­ро­де Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском) бы­ло яв­ле­но Бо­гом "чу­до див­но и па­мя­ти до­стой­но": свя­той сам про­тя­нул ру­ку за раз­ре­ши­тель­ной мо­лит­вой. По­чи­та­ние бла­го­вер­но­го кня­зя на­ча­лось сра­зу же по его по­гре­бе­нии. Ве­ли­кий князь Иоанн Иоан­но­вич (1353–1359) в сво­ем ду­хов­ном за­ве­ща­нии, пи­сан­ном в 1356 го­ду, оста­вил сво­е­му сы­ну Ди­мит­рию (1363–1389), бу­ду­ще­му по­бе­ди­те­лю Ку­ли­ков­ской бит­вы, "ико­ну Свя­тый Алек­сандр". Нетлен­ные мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя бы­ли от­кры­ты, по ви­де­нию, пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой – в 1380 го­ду, и то­гда же уста­нов­ле­но мест­ное празд­но­ва­ние. Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ши­лось при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии на Мос­ков­ском со­бо­ре 1547 г. К мо­лит­вам свя­то­го кня­зя, про­сла­вив­ше­го­ся обо­ро­ной Оте­че­ства, рус­ские пол­ко­вод­цы при­бе­га­ли и во все по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на. 30 ав­гу­ста 1721 г. Петр I, по­сле про­дол­жи­тель­ной и из­ну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, за­клю­чил Ништад­ский мир. Этот день ре­ше­но бы­ло освя­тить пе­ре­не­се­ни­ем мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в но­вую, се­вер­ную сто­ли­цу, Пе­тер­бург, рас­по­ло­жив­шу­ю­ся на бе­ре­гах Невы. Вы­ве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 ав­гу­ста 1723 го­да, свя­тые мо­щи бы­ли при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря то­го же го­да и оста­ва­лись там до 1724 го­да, ко­гда 30 ав­гу­ста бы­ли уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, где по­чи­ва­ют и ныне. Ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство на 30 ав­гу­ста (в 1727 го­ду празд­не­ство бы­ло от­ме­не­но по при­чине не цер­ков­но­го ха­рак­те­ра, а вслед­ствие борь­бы груп­пи­ро­вок при цар­ском дво­ре. В 1730 го­ду празд­не­ство сно­ва бы­ло вос­ста­нов­ле­но).

Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил Бу­жин­ский (впо­след­ствии епи­скоп Ря­зан­ский, † 27 ап­ре­ля 1731 го­да) со­ста­вил спе­ци­аль­ную служ­бу на вос­по­ми­на­ние Ништад­ско­го ми­ра, со­еди­нив ее со служ­бой свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны. Сви­де­тель­ство то­му – мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му. Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си. Эти хра­мы – за­лог друж­бы рус­ско­го на­ро­да-осво­бо­ди­те­ля с брат­ски­ми на­ро­да­ми.

Полное житие благоверного князя Александра (в схиме Алексия) Невского

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба.

И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались.

Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.

И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.

В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали с того времени бояться имени его.

Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою и продлил Бог лета его.

И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять – схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время!

Имя Александра Ярославовича, новгородского князя, овеяно большим количеством слухов. Часть из них правда, другая часть вымысел. Именно этого князя, спустя 300 лет после смерти потомки прозвали Невским.
Личность этого полулегендарного князя, сейчас, по прошествии восьми веков вызывает всё больше и больше споров.

Некоторые подвергают сомнению сам факт его жизни. Большинство исследователей, совместно с официальной исторической наукой считают, что Александр действительно существовал. Князь, одержавший победу на Чудском озере и реке Неве. Это действительно исторический персонаж, канонизация которого никогда не являлась предметом споров, что случается редко в вопросах, касающихся истории.

Так случилось, что 13-й век - время тяжёлых испытаний для русского народа. Нашествие монголов, ведущих с собой огромное войско покорённых татар, давление западных соседей, которые радостно воспользовались бедственным положением после нападения и продолжающегося разорения Руси Ордой.

В это время, как никогда русская земля нуждалась в таком лидере, который смог бы сделать возможным само существование, сохранение государства, загнанного в такие условия. Так считают многие историки. Существование государства! Какого? Ведь единой государственности в то время еще не существовало в принципе.

Ну ладно, опустим эти противоречия. Как часто и бывает, такого человека и родила русская земля. А конкретнее, - нынешняя Ярославская область, город Переславль-Залесский. Именно там Ефросинья, жена новгородского князя Ярослава (Фёдора), родила сына Александра. Детские и юношеские годы княжич провёл, по большей части в Новгороде, в котором княжил его отец.

Николай Костомаров описывает, что новгородцы неоднократно изгоняли князя, так как тот был излишне жесток и склонен к насилию, но затем всегда призывали назад, ссылаясь на то, что не могут без него обойтись. С детства Александр в этих гонениях следовал за Ярославом. Самостоятельное правление княжича началось в 1236 году, когда его отец отбыл в Киев.

А в 1239 году состоялась свадьба молодого князя с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава, который как считается, был последним представителем Рогволодовичей. Княгиня подарила мужу четверых сыновей и дочь. В эти времена считается, что Русь подверглась нападению с двух сторон. С востока наступали татаро-монголы, с запада католическая Европа организовала северный крестовый поход.

Официальной целью крестоносцев было подчинение территории Прибалтики и обращение населяющих её славянских племён в католическую веру. Но, как водится у крестоносцев, завоевание намерено было продвинуться далее, на земли, населённые чудскими и литовскими племенами, отделяющие Прибалтику от Руси.

Это вытекало в конфликт новгородцев с Ливонским орденом, который объединил в себе орден Меченосцев и Тевтонский орден, обосновавшийся на этой земле. Это противостояние было неизбежно, так как полоцкий князь Владимир уже уступил Ливонию (территорию Прибалтики).

Первоначальный замысел римского папы по крещению только язычников подвергся сомнению, так как слишком велик был соблазн обратить православных христиан к истинной, католической вере. Слишком свежи были воспоминания о разграблении католиками-крестоносцами Константинополя в 1204 году и слишком близок был богатый Новгород.

Александра Ярославовича называют первым русским главой государства, выбравшим для себя и своего народа антизападную политику. Еще раз замечу, не стоит говорить на мой взгляд о государственности в этот период. Это не соответствует действительности. Говорить об общности более реально.

Было ли это чутьём, либо сыграл свою роль талант великолепного политика сейчас не известно, но Александр отвергал все предложения римского папы по сотрудничеству. Одним из которых было предложение короны Руси и титула её короля вкупе с военной поддержкой в войне с монголами.

Взамен русский князь должен был принять католическую веру и обратить в неё свой народ. Это предложение Александр отверг, в отличии от галицкого князя Данилы. Одного этого уже достаточно для того, чтобы причислить к лику святых человека, сумевшего в смутное время противоречий и противостояний удержать для русского народа то главное, что на протяжении последующих веков будет его якорем в самые тяжелые времена.

Стоит еще рассмотреть такой вопрос. Почему татаро-монголы не тронули богатые северные земли Новгорода, а нужны они были именно крестоносцам. А вот направление Рязани, Киева и других городов, абсолютно не богатые интересовали татаро-монгол, но были безразличны крестоносцам?

Читайте также: