Александр константинович горовец подвиг кратко

Обновлено: 01.07.2024

О подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны написано и рассказано так много, что вряд ли кто-то не слышал о необычном подвиге лётчика-истребителя старшего лейтенанта А. К. Горовца, сбившего в одном бою сразу девять фашистских самолетов. И, действительно, этому лётчику и описаниям его подвига посвящены книги, десятки статей и множество упоминаний в различных текстах. Но, если раньше сомнений в подвиге Горовца не было и, все с энтузиазмом верили, что советский человек способен ещё и не на такой подвиг, то теперь, когда развенчаны многие мифы и легенды советского периода, появился скептицизм при оценке не только наших былых трудовых достижений, но и боевых подвигов. Неожиданно выяснилось, что многие победы советского оружия, считавшиеся до недавнего времени блестящими, на деле оказались пирровыми победами, если не сказать хуже. Появились сомнения и в героических подвигах, канонизированных советской пропагандой. Настало время разобраться и с подвигом лётчика Горовца, тем более, что этот удивительный случай документально, то есть документами противника, подтвержден пока не был.

Сразу необходимо подчеркнуть, что целью этой статьи является не сомнение в мужестве и героизме нашего лётчика, отдавшего жизнь за Родину, а попытка с помощью немецких архивных документов выяснить неизвестные до сих пор подробности этого, без преувеличения, уникального случая.

На следующий день, 6 июля, советские войска приостановили наступление противника. На обояньском направлении ему удалось прорвать вторую полосу обороны лишь на одном участке (Яковлево, Лучки). Юго-восточнее Белгорода войска противника незначительно продвинулись вперед, и к исходу дня вышли ко второй оборонительной полосе. Примерно в это время, Горовец в составе десяти истребителей (по другим данным пятнадцати) Ла-5 эскадрильи капитана В. И. Мишустина, вылетел на прикрытие наших войск в район Куросавка - Владимировка - Ольховатка - Кочетовка - Зоринские Дворы.

Здесь нужно подчеркнуть, что дальнейшее описание боя Горовца основано лишь на смутных слухах и версиях, так как сам погибший герой о подробностях своего боя доложить, естественно, не смог.

Итак, в 19 часов 40 минут, когда кончилось время патрулирования, эскадрилья повернула на обратный курс. Горовец, вместе со своим ведомым лейтенантом В. М. Рекуновым замыкал строй истребителей. Неожиданно сверху из облаков вынырнул Ме-109 и попытался атаковать замыкающую пару. Желая отбить атаку, Рекунов ввязался в бой с немецким истребителем. А в это время, в районе деревни Засоринье, Горовец внезапно заметил группу из двадцати немецких пикировщиков Юнкерс-87, летевших в восточном направлении. Вероятно, из-за неисправного радиопередатчика, сообщить об этом командиру эскадрильи летчик не смог. Поэтому он решил атаковать противника в одиночку. Пикировщики уже начали перестраиваться в цепочку для бомбометания по нашим войскам, когда их атаковал Горовец. В первой же атаке он уничтожил ведущего первой девятки, а затем, поочередно атакуя остальных, сбил ещё восемь пикировщиков. Израсходовав боеприпасы, Горовец взял курс на свой аэродром, но тут его самого атаковала четверка Ме-109 (по другим данным ФВ-190). Безоружный истребитель был сбит, и отвесно упав в чей-то огород хутора Зоринские Дворы, глубоко врезался в мягкую землю. Летчик остался в кабине своего самолета, и земля надолго скрыла тайну его гибели. Поиск летчика наспех организованными поисковыми группами ничего не дал. Приказом Главного Управления Кадров МКО № 0955 от 20 августа 1943 года А. К. Горовец был исключен из списков Советской Армии как пропавший без вести, а 28 сентября 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Благодаря хорошо обученному и опытному лётному персоналу, эскадра, несмотря на большое число боевых вылетов, имела относительно небольшие потери, даже во время ожесточенных боев под Курском. Так, в первый день сражения 5 июля 1943 года летчики StG.77 совершили 584 боевых вылета, то есть, каждый пилот эскадры совершил по 5-6 боевых вылетов, но не потеряли ни одного самолета (!).

В квадрате Pl.Q.6152 огнем зенитной артиллерии был на 25% поврежден Ju 87D3 W.Nr.31100 из 9./StG77. Экипаж не пострадал.

В квадрате Pl.Q.6139 был сбит в воздушном бою Ju 87D-3 W.Nr. 110341 из 3./StG.77. Самолет был поврежден на 80% и, фактически, уничтожен, но его экипаж также не пострадал.

Продолжим, однако, наш список:

В квадрате Pl.Q.6119 в воздушном бою был легко на 10% поврежден Ju 87D3 W.Nr.2445 из 9./StG77. Среди экипажа пострадавших не было.

В квадрате Pl.Q6116 было потеряно два самолета. У одного из них - Ju 87D3 W.Nr.1481 из 2./StG.77 загорелся в воздухе мотор, но экипаж спасся на парашютах. А вот экипажу Ju 87D3 W.Nr.110324 из 5./StG.77, сбитому в воздушном бою, не повезло: пилот лейтенант Гюнтер Мюххаус (Gunther Muhhaus) и борт-радист унтер-офицер Бекманн (Beckmann) погибли.

Вот как распределились потери по отрядам:

1./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.11012 100% зенитный огонь
2./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.1481 100% возгорание мотора
2./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.100072 10% зенитный огонь
3./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110341 80% воздушный бой

4./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.1279 15% воздушный бой
5./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110324 100% воздушный бой
6./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.110346 15% зенитный огонь

8./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.100016 100% зенитный огонь
9./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.31100 25% зенитный огонь
9./StG.77 Ju 87D3 W.Nr.2445 10% воздушный бой

То есть в группе из 20 пикировщиков, которую атаковал Горовец, не могли быть одновременно самолеты из 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8 и 9-го отрядов StG.77. Ну, никак не могли! И, действительно, полностью укомплектованная эскадра, не понесшая никаких потерь в предыдущий день, совершенно не испытывала необходимости отправлять на задание смешанную группу из всех отрядов, а действовала целыми подразделениями.

И, всё-таки сбил, или не сбил девять самолетов в том бою Горовец? Даже если теоретически предположить подобное, то в таком случае автоматически ставятся под сомнения воздушные победы многих летчиков 2-й воздушной армии, в том числе будущего лучшего советского аса и трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба…

Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующий вывод: оставшись один над полем боя, А. К. Горовец действительно мог атаковать группу вражеских самолетов и, возможно, сбить или подбить один - два, или даже три самолета. Однако факт уничтожения девяти немецких самолетов в одном бою представляется больше плодом воображения кого-то из деятелей советской политической пропаганды, чем событием, реально имевшим место.

75 лет назад в небе над Курской областью состоялось сражение, во время которого гвардии старший лейтенант Александр Горовец сбил девять бомбардировщиков фашистов. Но вернуться на базу самолёт Горовца не смог: атакованный четырьмя немецкими истребителями, он разбился. Современные исследователи признают, что история не была продуктом советской пропаганды — лётчик действительно совершил героический поступок и провёл уникальный бой, который вошёл в историю мировой авиации. О подвиге лейтенанта — в материале RT.

Александр Горовец родился 12 марта 1915 года в деревне Мошканы под Витебском. Подобно многим своим сверстникам, он с детства стремился в небо. Обучаясь в школе и техникуме, он параллельно работал слесарем в Сантехстрое и учился в аэроклубе. А в начале 1930-х годов принял окончательное решение связать свою жизнь с авиацией. В 1935 году после выпуска из Ульяновской авиашколы инструкторов Осоавиахима, Горовец получил направление на должность лётчика-инструктора аэроклуба города Шахты. После повышения квалификации в Кировограде он был назначен на должность сначала командира звена, а затем и командира отряда. В декабре 1939-го был избран депутатом Шахтинского райсовета, а со временем стал начальником аэроклуба.

Александра Горовца призвали в армию на четвёртый день войны. Сначала, как инструктора, направили готовить новых пилотов — командиром звена в 20-ю военную авиашколу лётчиков первоначального обучения Северокавказского фронта.


Летом 1942 года Горовец ушёл на фронт. На истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5 (приобретённых на средства, собранные колхозниками Горьковской области) он сражался в рядах 166-го истребительного авиаполка. За год Горовец совершил 74 боевых вылета и принял участие в 10 воздушных боях. Лично сбил два вражеских самолёта. Еще шесть — в составе группы. Был награждён орденом Красного Знамени. В июле 1943-го ему было суждено принять участие в событии, которое историки называют переломным в ходе Второй мировой войны, — в Курской битве.

Битва над битвой

По словам историков, Курская битва стала решающей в ходе Второй мировой войны. Если бы немцы под Курском добились успеха, Восточный фронт надолго бы замер, а у Адольфа Гитлера появилось бы достаточно резервов, чтобы не дать силам союзников развернуться в Европе.

75 лет назад на небольшом участке суши в районе Курска началось крупнейшее в истории танковое сражение, в котором приняли участие.

К 1943 году, по мнению эксперта, советское командование учло опыт этих ошибок и сделало многое, чтобы впредь избегать подобных ситуаций.

В свою очередь, для поддержки гитлеровского наступления с воздуха командование люфтваффе выделило подразделения 4-го и 6-го воздушных флотов.

К началу июля каждая из сторон собрала для участия в Курской битве свыше 2 тыс. самолётов. Стоит отметить, что потери авиации в небе над Курской дугой оказались огромными. По оценкам историков, общее количество сбитых самолётов с обеих сторон составило порядка 3,7 тыс.

Подвиг Горовца

6 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Александр Горовец в составе эскадрильи участвовал на самолёте Ла-5 в патрулировании района Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка. После выполнения задания Горовец летел замыкающим, когда увидел в небе большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Старший лейтенант оторвался от своей группы и атаковал немцев в одиночку. По одной из версий, у него отказала радиостанция и он не смог сообщить о своих действиях другим пилотам.


На уже повреждённой машине старший лейтенант попытался дотянуть до своего аэродрома, но был перехвачен четырьмя немецкими F-190. Ла-5 Горовца был подбит. Выпрыгнуть с парашютом лётчик не успел.

Тогда, в разгар тяжёлых боёв, самолёт и тело Александра Горовца отыскать не удалось. Как выяснилось позже, он упал в воронку, а потом его засыпало землёй.

28 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Горовцу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

До октября 1957 года Горовец числился пропавшим без вести, пока жители деревни Зоринские Дворы Белгородской области не обнаружили самолёт с останками лётчика. О том, что они принадлежат именно Горовцу, свидетельствовали найденные при нём документы: партийный билет № 2682000, планшет с картой, удостоверение личности и пистолет ТТ.

Тело героя с воинскими почестями было предано земле на месте гибели — на хуторе Зоринские Дворы. В различных городах Советского Союза Александру Горовцу были установлены памятники, в честь него названы улицы и школы.


Пилоты — ветераны Великой Отечественной вновь встретились со своими боевыми самолётами

Во время войны Куддус Латыпов пилотировал легендарный советский Ил-2, а Борис Свердловский — бомбардировщик А-20. Эти машины ветераны.

По словам историка, некоторое время назад был поднят вопрос о том, чтобы в составе ВКС РФ один из самолётов был назван в честь Героя Советского Союза Александра Горовца. Соответствующее решение пока не принято, но оно, по мнению Бодрихина, восстановило бы историческую справедливость. Лётчик, сбивший, по официальной версии, самое большое количество вражеских самолётов за один бой, однозначно достоин такой чести.

О Курской битве, отгремевшей летом 1943 года, написаны десятки книг и статей. Среди множества геройских имен сегодня вспомним легендарный подвиг летчика Александра Горовца, о котором долгое время знали немногие.

Сбил девять вражеских самолетов

Расстрел безоружной машины

В своем подразделении Александр Горовец поначалу числился без вести пропавшим. Однако нашлись свидетели его подвига, наблюдавшие за сражением в небе. Горовец – единственный советский летчик, которому удалось в одном бою сбить девять вражеских самолетов. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Останки аса с почестями похоронили в Зоринских дворах.

Биография героя: Александр Константинович ГОРОВЕЦ родился 12 марта 1915 года в деревне Мошканы на территории нынешней Витебской области Беларуси. После окончания 7-летней школы работал слесарем витебского сантехстроя, учился в лесном техникуме Полоцка. В Красной армии служил с 1932 года, в 1935-м окончил Ульяновскую летную школу. Работал инструктором аэроклуба в Шахтах. Член КПСС с 1939 года, в том же году избран депутатом местного райсовета. В июне 1941-го направлен командиром звена в 20-ю военную авиашколу. На фронте – с июля 1942 года, воевал в составе Северо-Кавказского и Воронежского фронтов. Имя Горовца золотыми буквами вписано в историю Курской битвы и всей Великой Отечественной войны.


Александр Константинович Горовец

Шёл второй день Курской битвы. Немцы всеми имеющимися у них средствами пытались прорвать нашу оборону. Самым же опасным из этих средств был пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 . Как и в сорок первом и как в сорок втором немцы использовали Ju-87 в том же качестве, в каком мы использовали артиллерию, то есть, для прорыва обороны. Сколь бы совершенна ни была наша оборона, как бы глубоко ни зарывался в землю наш пехотинец, бомбы Юнкерсов пробивали бреши в любых позициях, если, конечно, Юнкерсам никто не мог помешать.

Помешать же им могла, прежде всего, наша истребительная авиация, которая к середине 1943 года выросла и количественно, и качественно. Если в сорок первом с Юнкерсами боролись И-153 и И-16 , вооружённые ШКАСами, в сорок втором – Яки и ЛаГГи с одним ШВАКом и одним БСом, то теперь у наших лётчиков был самолёт Ла-5.

Конструкция самолета-истребителя Ла-5 была, как и у ЛаГГ-3, цельнодеревянной, из модифицированной дельта-древесины, но этот самолёт был оснащён двигателем воздушного охлаждения, продолжавшим работать после получения нескольких попаданий, и защищавшим лётчика спереди. Но, самое главное, Ла-5 вооружался двумя ШВАКами с общим боезапасом в 340 патронов.


Бюст на месте гибели Горовца

В тот день патрулирование казалось неудачным – в воздухе были лишь немецкие истребители, которых было приказано не трогать – снаряды экономили для Юнкерсов. И вот, когда патрулирование уже подошло к концу, и лётчики, сдав район сменщикам, повернули на базу, неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал Me-109 . Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. И в этот момент Горовец заметил большую группу Юнкерсов, летящих на бомбардировку наших позиций.

Рация Горовца вышла из строя, и ведомый, увлёкшись боем с истребителями, потерял командира из виду.

Пока ведомый дрался с Me-109, Горовец развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщики. Первой же очередью он сбил флагмана. Затем Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй Юнкерс, затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредоточиваться, а Горовец всё снова и снова дерзко шёл в атаку. Так он сбил восемь самолётов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанёс удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Возвращаясь на повреждённом самолёте на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырёх вражеских истребителей Fw-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолёт был подбит и отвесно пошёл к земле. Горовец открыл фонарь и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Самолёт упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землёй.
Всё это наблюдали с земли наши артиллеристы и пехотинцы, и достоверность этого воздушного боя не вызывает сомнений.

Разбившийся самолёт Горовца удалось обнаружить лишь в 1957 году. На полуистлевшей гимнастерке гвардейский значок, два ордена Красного Знамени. В планшете карта с маршрутом полета, старательно вычерченным цветным карандашом: Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка, выцветшая фотография, бортжурнал, удостоверение личности, письма. Военком Ивнянского райкома сообщил в Главное управление кадров Министерства обороны о найденном на хуторе Зоринские Дворы самолете, указал фамилию, имя и отчество летчика. Вскоре пришел ответ, в котором сообщалось, что летчику-истребителю Горовцу Александру Константиновичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Центральном музее Вооруженных Сил СССР, в Москве, Герою Советского Союза Александру Горовцу был посвящен целый стенд. Выставлен найденный самолет Ла-5, пушки и пулеметы без единого снаряда и патрона, которые все были расстреляны в незабываемом воздушном бою. На месте его гибели на 597-го километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст. В Витебске улица, где ранее проживали его родители, в 1957 году переименована в улицу Горовца. В 1995 году в сквере на этой улице также установлен памятник.

Читайте также: