Альберт бандура биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Альберт Бандура Он американский психолог канадского происхождения и одна из самых влиятельных фигур в истории этой науки. Он родился 4 декабря 1925 года и сейчас на пенсии, хотя имеет звание почетного профессора социальных наук и психологии престижного Стэнфордского университета.

Альберт Бандура внес значительный вклад в области образования, а также во многие различные области психологии. Таким образом, их вклад способствовал развитию таких областей, как когнитивная терапия, область личности и социальная психология.

Как будто этого было недостаточно, работа Бандуры помогла установить связь между поведенческой и когнитивной психологией, двумя из самых важных в истории, которые находились в конфликте на протяжении многих лет. Он также был создателем теории социального обучения и концепции самоэффективности, а также разработал и провел знаменитый эксперимент с куклой Бобо.

Опрос, проведенный в 2002 году, дал Бандуре четвертое место среди самых цитируемых психологов за всю историю, уступив только Скиннеру, Зигмунду Фрейду и Жану Пиаже. Фактически, он является наиболее цитируемым исследователем в этой науке.

биография

Ранние года

Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в небольшом канадском городке, чуть более чем в 50 милях от Эдмонтона. Он происходил из многодетной семьи: он был младшим из шести братьев и сестер. По словам самого автора, это сделало его более независимым и способным мыслить самостоятельно.

Образование, полученное им в первые годы жизни, также пошло ему на пользу в этом отношении. Поскольку она жила в маленьком городке с небольшими учебными ресурсами, ее учителя поощряли учеников брать на себя ответственность за собственное обучение и исследовать то, что им интересно.

Ссылаясь на эти годы, Бандура заметил, что вскоре он понял, что содержание большинства учебников имеет срок годности; Но тем не менее инструменты, которые он приобрел, чтобы позаботиться о себе, служили ему всю жизнь.

Такой взгляд на образование мог повлиять на его твердые взгляды на личную ответственность, которые проявились в его психологии.

Жизнь в университете

Поступив в университет Британской Колумбии, Альберт Бандура вскоре увлекся психологией. Однако его контакт с этим предметом был случайным, так как сначала он поступил изучать биологию.

Поскольку он работал по ночам, Бандура пошел в колледж за несколько часов до начала занятий. Чтобы не скучать, он решил записаться на несколько дополнительных предметов, поначалу не проявляя к ним особого интереса. Однако вскоре он открыл для себя изучение человеческого поведения и был очарован этим вопросом.

Проучившись всего три года в колледже, он окончил Колумбийский университет в 1949 году и начал учиться на степень магистра клинической психологии в Университете штата Айова.В этом кампусе прошли подготовку очень важные психологи того времени, такие как Кларк Халл, Курт Левин и Кеннет. Спенс. Бандура считал, что это учреждение слишком сосредоточено на бихевиоризме; тем не менее, он получил титул в 1952 году.

Карьера и основные теории

После получения степени магистра клинической психологии Альберт Бандура вскоре получил докторскую степень по тому же предмету. По завершении он принял предложение о работе в Стэнфордском университете, где он оставался всю свою жизнь и продолжает оставаться почетным профессором даже сегодня.

Сначала Альберт Бандура сосредоточился в основном на своих занятиях и изучении агрессии у подростков. Однако, когда он начал углубляться в этот предмет, его все больше интересовали такие аспекты, как моделирование, имитация и косвенное обучение; то есть то, что создается наблюдением за другими.

Это основано на идее, что обучение с наблюдением имеет гораздо больший эффект, чем может показаться на первый взгляд, поскольку оно способно очень существенно изменять поведение, отношения и мысли.

Этюд куклы Бобо

Если теория социального обучения - самый важный вклад Бандуры в науку, то эксперимент с куклой Бобо, несомненно, является самым известным. В этом исследовании, проведенном в 1961 году, несколько детей посмотрели фильм, в котором взрослые кричали и физически нападали на надувную куклу Бобо размером с человека.

Позже и этих детей, и тех, кто не смотрел видео, отвели в комнату, где находилась кукла. Бандура обнаружил, что те дети, которые видели, как взрослые ведут себя агрессивно по отношению к нему, как правило, нападали на него таким же образом, подражая как действиям, так и словам своих старших.

Хотя сегодня этот результат может показаться нам очень очевидным, правда в том, что в то время это была революция. Это произошло потому, что до того времени бихевиоризм, основная психология, настаивал на том, что любое поведение вызывается исключительно наличием прямых наград или наказаний.

В эксперименте с куклой Бобо дети не получали стимула атаковать фигуру, а просто имитировали то, что наблюдали. Таким образом, впервые было официально описано заместительное обучение. На основе этого и других подобных исследований Бандура создал свою знаменитую теорию социального обучения.

Альберт Бандура и бихевиоризм

Большинство книг по психологии напрямую связывают Бандуру с бихевиоризмом, теорией, которая оказала наибольшее влияние на протяжении большей части времени, когда этот автор был активен. Однако сам исследователь неоднократно заявлял, что его взгляды не совсем соответствуют взглядам этого течения.

Вклад в психологию

Благодаря своим многочисленным заслугам в 1974 году Бандура был избран президентом Американской психологической ассоциации, самого важного учреждения, имеющего отношение к этому вопросу. От этого же общества он получил две награды за свой научный вклад: одну в 1980 году, а другую в 2004 году.

Сегодня, несмотря на пенсию, Альберт Бандура продолжает работать почетным профессором Стэнфордского университета. Он считается самым важным ныне живущим психологом в мире и одним из величайших сотрудников этой науки за всю историю.

В 2005 году Бандура получил Национальную медаль науки от президента Барака Обамы в знак признания всего его вклада на протяжении его долгой профессиональной карьеры.

Теория социального обучения Бандуры

Теория социального обучения - это теоретическая основа, которая пытается связать приобретение знаний, взглядов или убеждений с социальной средой человека. Он основан на идее, что обучение - это познавательный процесс, который нельзя понять без понимания контекста, в котором он происходит.

Эта теория была особенно важна в то время, потому что она была одной из первых, кто бросил вызов бихевиористской точке зрения. Согласно господствующему в то время направлению психологии, все обучение происходит исключительно как следствие подкрепления и наказания.

Однако в своих экспериментах Бандура показал, что в некоторых случаях приобретение знаний, взглядов или убеждений может происходить без необходимости прямого подкрепления. Напротив, простого наблюдения и имитации может быть достаточно, чтобы научиться происходить.

Теория социального обучения служила мостом между поведенческим и когнитивным течениями, поэтому была одной из первых, кто подошел к обоим подходам. Более того, он служил для объяснения многих различных типов обучения, даже тех, которые не понимались традиционно.

- Постулаты теории социального обучения

Теория социального обучения довольно сложна, и ее можно использовать для объяснения множества различных ситуаций. Однако на самом деле его основные принципы довольно просты. Далее мы увидим, какие из них самые важные.

1- Обучение имеет познавательную часть

Теория социального обучения бросила вызов этой идее, постулируя, что когда мы приобретаем новое знание, идею или убеждение, мы делаем это посредством вмешательства сложных психических процессов. Хотя теория не способна объяснить все, что существует, она заложила основы, чтобы можно было провести гораздо больше исследований в этом отношении.

2- Наличие косвенного подкрепления

Таким образом, один человек мог наблюдать, как другой получает вознаграждение за определенные действия; и через сложный познавательный процесс вы можете решить совершить то же действие с целью получить такое же подкрепление. Это типично человеческое поведение, поскольку подавляющее большинство животных не могут его выполнять.

3- Обучение может быть незаметным

Некоторые эксперименты, проведенные Бандурой и его последователями, показали, что обучение не всегда должно сопровождаться внешне видимыми изменениями. Это то, что никогда не рассматривалось в предыдущих психологических исследованиях.

4- Мост между бихевиоризмом и когнитивизмом

До появления бихевиоризма существующие психологические течения также пытались исследовать психические процессы, лежащие в основе основных когнитивных явлений. Однако, сосредоточившись на наблюдаемом поведении, родители этой новой тенденции полностью отказались от его изучения.

С появлением теории социального обучения впервые был установлен мост между двумя подходами. Бандура считал, что подкрепление, наказание, привыкание и сенсибилизация действительно играют важную роль в обучении, но он также описал различные психические процессы, которые модулируют их эффекты.

5- Отношения между учеником и окружающей средой взаимны

Последняя фундаментальная идея теории социального обучения состоит в том, что учащийся не является пассивным элементом в этом процессе, но тот факт, что он меняет свои взгляды, убеждения и идеи, может, в свою очередь, повлиять на окружающую среду. Таким образом, оба модифицируют друг друга.

Этот постулат также может объяснить, почему разные люди не получают одинакового обучения, даже когда они находятся в очень похожих ситуациях; и почему присутствие конкретного человека в определенном контексте может полностью изменить опыт других в нем.

Самоэффективность

Другой важнейшей теорией, предложенной Альбертом Бандурой, была теория самоэффективности. Этот термин относится к личному суждению о способности каждого человека выполнять необходимые действия, чтобы противостоять ситуациям, возникающим в жизни.

Концепция самоэффективности является фундаментальной для понимания человеческого поведения. Это связано с тем, что ожидания, которые каждый человек имеет в отношении своих способностей и способностей, заставят их действовать эффективно перед лицом проблемы или нет; и они также определят, как долго человек может работать, чтобы разрешить свои трудности.

Таким образом, люди с очень высоким уровнем самоэффективности будут стремиться и предпринимать действия, которые, при правильном применении, приведут их к достижению своих целей и преодолению большинства своих проблем. Напротив, те, у кого низкий уровень этого параметра, обычно прекращают попытки и, как правило, терпят неудачу в том, что они намеревались сделать.

Самооценка

Самоэффективность связана с самооценкой, хотя эти два понятия не обязательно взаимозаменяемы. Это потому, что тот, кто думает, что у него нет навыков или способностей для решения своих проблем, может по-прежнему ценить себя.

Эффекты самоэффективности можно наблюдать во всех сферах человеческой деятельности. Бандура обнаружил, что, определяя убеждения человека относительно своей способности влиять на ситуацию, они могут предсказать результат своих усилий.

Факторы, определяющие это

Бандура также пытался выяснить, какие факторы определяли самоэффективность человека, а также принципы, позволяющие изменить ее. Таким образом, он намеревался создать теоретический и практический подход, с помощью которого можно было бы улучшить индивидуальный опыт и способность решать проблемы.

Прочие расследования

Хотя наиболее известными теориями Альберта Бандуры являются теория социального обучения и самоэффективности, за свою более чем 60-летнюю профессиональную карьеру этот автор провел большое количество исследований во множестве различных областей.

Агрессия

Например, после изучения теории социального обучения этот исследователь продолжал интересоваться агрессией и различными когнитивными, социальными и поведенческими процессами, которые могут влиять на ее внешний вид. Его цель заключалась в предотвращении частых вспышек насилия во всех человеческих обществах.

Изучая агрессию, Бандура сосредоточился в основном на том, что происходит у молодых людей и подростков. Фактически, его первая книга,Подростковая агрессия, сосредоточился исключительно на этой теме.

Взаимодействие психических процессов

Еще одна область исследований, в которую Бандура потратил больше времени и усилий, заключалась в понимании взаимодействия между внутренними процессами, происходящими в сознании людей, их наблюдаемым поведением и контекстами, в которых они движутся.

Так, например, он проводил различные исследования по таким темам, как личность, убеждения, самооценка, эмоции и биологический детерминизм.

Моральное отключение

Терапии

В теории социального обучения моделирование поведения, наблюдаемого у других людей, является одним из основных способов генерации новых знаний и отношений. Обнаружив этот принцип, Альберт Бандура попытался найти способ применить его в контексте терапии, как для объяснения происхождения некоторых психических расстройств, так и для их решения.

Моделирование

Хотя никогда не было возможности применить моделирование для лечения всех существующих психических расстройств, его использование помогло решить некоторые из них, например фобии или проблемы, связанные с тревогой. Бандура, например, обнаружил, что когда человек, испытывающий отвращение к определенному элементу, наблюдал за другим, уже преодолевшим эту эмоцию, он чувствовал облегчение и мог быстрее поправляться.

Генерализованная тревога, посттравматическое стрессовое расстройство и др.

Сегодня терапевтический подход, используемый Бандурой, эффективно используется для лечения ряда различных расстройств, в частности генерализованной тревоги, посттравматического стрессового расстройства, синдрома дефицита внимания и гиперактивности и некоторых расстройств пищевого поведения. Однако область, в которой он все еще работает лучше всего, - это фобии.

Систематическая десенсибилизация

Подобно другому лечению, известному как систематическая десенсибилизация, моделирование поведения знакомит пациента с объектом или ситуацией, которые вызывают страх или тревогу. Однако он делает это косвенно, обучая пациента тому, как другой человек справляется с ним в непринужденной манере.

Наблюдая, как другой человек бесстрашно и спокойно обращается с объектом своей фобии, пациент получает ориентир, который позволяет ему развивать свои собственные способности делать то же самое. Теоретически после этого человек может использовать эту точку отсчета, чтобы справляться с ситуациями, вызывающими тревогу в реальной жизни.

Более важные работы

Помимо создания некоторых из самых важных теорий во всей области психологии, в течение последних 60 лет он был одним из самых плодовитых авторов в этой науке. Вот почему он также является одним из самых цитируемых исследователей во всем мире.

Некоторые из самых известных книг и статей Бандуры уже стали классикой в ​​мире психологии. Например, ваш первый пост,Первичное и вторичное внушение, остается одной из самых цитируемых статей во всей этой науке.

Среди его самых важных книг выделяетсяАгрессия: анализ социального обучения. Эта работа, опубликованная в 1973 году, посвящена истокам агрессии и той роли, которую имитация и косвенное обучение сыграли в ее возникновении.

Еще одним из его самых важных вкладов была работаТеория социального обучения. В этой книге, опубликованной в 1977 году, Альберт Бандура впервые написал о своей одноименной теоретической базе.

Наконец, важно также выделить статью 1977 г.Самоэффективность: к объединяющей теории изменения поведения. Это было опубликовано в журналеПсихологический обзор, и это было первое место, где была представлена ​​его концепция самоэффективности, которая стала одной из самых важных в психологии.

Альберта Бандуру можно смело назвать самым влиятельным психологом всех времён и народов.

Детство и ранние годы

Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.

Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.

Научная деятельность

Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.

В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.

Личная жизнь и наследие

В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.

Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.

Интересные факты

Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.

Альберт Бандура биография психолога кратко

Альберта Бандуру можно смело назвать самым влиятельным психологом всех времён и народов.

Детство и ранние годы

Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.

Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.

Научная деятельность

Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.

В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.

Личная жизнь и наследие

В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.

Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.

Интересные факты

Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.

А. Бандура – это один из знаменитых психологов современности, которого в течение всей его научной деятельности интересовали вопросы, связанные с поведением. В те времена, когда его карьера еще не достигла своего расцвета, он не побоялся вступить в противостояние со сторонниками господствующей тогда теории мотивации поведения. В противовес бихевиоризму, ученый сумел создать собственную теорию.

альберт бандура

Биография

Альберт Бандура родился в Канаде в 1925 году. Он был сыном фермера польского происхождения. В детстве Бандура посещал небольшую школу, где было всего лишь 20 учеников. Впоследствии ученый вспоминал, что практически все его одноклассники сумели построить хорошую карьеру, поскольку всегда были вынуждены заниматься самообразованием.

В 1949 году Бандура получил степень бакалавра в области гуманитарных наук в университете города Ванкувера. В 1951 году получил степень магистра, а в 1952-м – доктора философских наук. Главная сфера исследований, которой на протяжении всей своей профессиональной деятельности занимался Альберт Бандура, – теория социального научения. Ученый смог опубликовать большое число книг и статей. Ранние работы Бандуры были написаны в соавторстве с еще одним выдающимся психологом – Ричардом Уолтерсом, который был первым студентом Бандуры после получения философской степени.

Научная деятельность

Заслуги ученого были достаточно высоко оценены в психологии. В 1973 году он получил должность президента Американской ассоциации психологов. Специально для него в Стэндфордском университете была создана должность, которую Бандура занимал в течение 40 лет. У ученого есть супруга Вирджиния, которая, как и сам он, любит симфоническую музыку.

Альберт Бандура считает, что причины человеческого поведения не заложены в подсознании. Также поведение не является реакцией на социальное окружение. Причины лежат во взаимодействии трех элементов – личностных факторов, окружения и познавательной сферы человека.

теория научения альберта бандуры

Эксперимент с куклой Бобо

Выводы, следующие из экспериментов

После проведения эксперимента Альберта Бандуры пришло время серьезно задуматься о той информации, которая каждый день транслируется по телевидению. В особенности о том, что именно смотрят дети. Психолог достаточно резко высказывался о сценах насилия в различных телепередачах, мультфильмах, кинолентах. Такую информацию он расценивал в качестве основной причины детской преступности. Агрессивные телепередачи взращивают агрессивных детей. Таковой была позиция ученого. Однако были и те, кто с ней не соглашались. По их мнению, просмотр боевиков необходим человеку для освобождения от накопленной агрессии. Фильмы позволяют прожить негативные эмоции не в реальной жизни, а сидя перед телевизором.

Как работает психика

Альберт Бандура предполагал, что лучше всего функционирование психики можно понять, рассматривая взаимодействие поведенческих, средовых и когнитивных факторов. Это означает буквально следующее: поведение личности, разнообразные аспекты психики индивида и социальные взаимодействия представляют собой взаимозависимые детерминанты. На поведение человека непосредственно влияет социум, но при этом и сами индивиды активно влияют на то, каким образом конструируется социальная среда.

Кроме того, ученый подчеркивает важность социального взаимодействия в формировании мотивации, эмоций, а также действий. Наиболее очевидны эти взгляды в его теории самоэффективности, согласно которой человек при желании может влиять на собственную жизнь.

альберт бандура теория социального научения

Роль подкрепления в наблюдении

Ученый предполагал, что хотя положительное подкрепление и оказывает влияние на процессы научения, однако оно не является совершенно обязательным для его формирования. Есть большое количество факторов, отличных от него и оказывающих не менее значительное влияние на процесс наблюдения человека. К примеру, нам не требуется ждать позитивного подкрепления, чтобы заметить молнию, неприятный запах, пожар. Внимание к определенному виду деятельности также достигается через абсолютное влияние физических стимулов – для этого не нужна дополнительная мотивация. Этот факт ученый доказал при помощи эксперимента: дети, которые наблюдали по телевизору в затемненной комнате определенный тип поведения, в дальнейшем воспроизводили его без какого-либо подкрепления.

Причины поведения

Поэтому его теория социального научения, хотя и признает важность внешних стимулов и подкреплений, постулирует зависимость поведения от множества воздействий разного рода. Люди не только ведут себя в соответствии с приобретенным опытом. Они самостоятельно регулируют собственное поведение в соответствии с теми возможными последствиями, которые, как они предполагают, могут наступить вследствие реализации той или иной модели на практике.

альберт бандура социальное научение

Самоподкрепление

Ни одна из теорий, предшествующих концепции социального научения, не принимала в расчет возможность подкрепления человеком собственных действий. Однако с точки зрения Бандуры человек может контролировать свое поведение посредством подкрепления, налагаемого им самим.

Самоподкрепление происходит в случае, если человек устанавливает для себя планку достижений, а затем вознаграждает себя за достижение результата (или, наоборот, наказывает за его отсутствие). К примеру, в процессе научной работы ученому не требуется, чтобы кто-то стоял у него за плечом и поощрял за каждое правильно выведенное уравнение или гипотезу до тех пор, пока его теория не станет состоятельной. Ученый (как и писатель, художник или музыкант) знает заранее, какой должна быть его работа, чтобы считаться удовлетворительной. Он самостоятельно хвалит себя за хорошую работу или ругает за недостатки.

альберт бандура книги

Отзывы о работах психолога

Во многом Бандуру считали революционером в сфере детской психологии именно благодаря проведению опытов по моделированию поведения. Однако специалисты утверждают, что наиболее эффективно данный эксперимент можно проводить с детьми в возрасте от 8 до 12 лет. Работы Бандуры рекомендуются тем специалистам, которые заняты в образовательной и воспитательной сферах, работе с агрессивными подростками, саморазвитием.

социально когнитивная теория альберта бандуры

Книги Альберта Бандуры

альберт бандура самоэффективность

Эту проблему ученый начал изучать еще начиная с 70-х годов. Его интересовало также то, каким образом сказывается эта вера на активности индивида. Самоэффективность Бандура называл основой любых перемен, которые могут происходить с человеком. Также это качество, по мнению ученого, является и основой всех страхов.

Читайте также: