Акты президента рф кратко

Обновлено: 04.07.2024

Согласно ст.90 Конституции РФ, Президент издает указы и распоряжения. Эти правовые акты обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ. Акты главы государства носят подзаконный характер, в связи с тем, что Конституция закрепляет верховенство закона. Правовые акты Президента не подлежат утверждению представительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Исключение составляют указы о введении чрезвычайного и военного положения.

Основным правовым актом, издаваемым Президентом, является Указ.

Их можно классифицировать следующим образом:

- исполнительные указы (указы исполнительного характера, которые определяют порядок реализации ФЗ);

- директивные указы - они состоят из поручений Правительству, федеральным органам исполнительной власти;

- программно - политические акты - определяют основные направления внутренней и внешней политики государства;

- нормативные указы, которые устанавливают юридические нормы.

Помимо названной классификации указы Президента можно разделить на 2 основные группы: - нормативные (правотворческие) и ненормативные (индивидуальные) указы.

Нормативный (правотворческий) указ - это юридический акт главы государства, носящий неперсонифицированный характер, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений и рассчитанный на постоянное или длительное действие.

Ненормативные (индивидуальные) указы - это форма выражения властных полномочий Президента по конкретным вопросам. Они рассчитаны на однократную реализацию и всегда персонифицированы (всегда адресованы какому - то лицу).

Вторым по значимости актом является распоряжение. Распоряжения всегда ненормативные и подзаконны. В форме распоряжений решаются оперативные и кадровые вопросы.

Кроме указов и распоряжений Президент издает акты, имеющие программно - политическое содержание. Взгляды Президента на ту или иную проблему отражаются в посланиях, программах, концепциях, доктринах и стратегиях.

В качестве актов главы государства выступают также: запросы в Конституционный Суд, письма Президента, которыми оформляется отлагательное вето, а также заключения на проекты ФЗ.

Все акты Президента РФ можно подразделить на:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1) акты, издаваемые в целях реализации внутренних функций главы государства (решение социально — экономических вопросов) и внешних функций главы государства (назначение дипломатических представителей);

2) постоянные и временные (например, временный - о введении чрезвычайного положения);

3) единоличные и совещательные (например, единоличные - о награждении,
формировании Совета Безопасности; совещательные - о назначении Председателя
Правительства РФ).

Акты Президента подлежат опубликованию в течение 10 дней после их принятия. Они вступают в силу на всей территории РФ по истечении 7 дней после их опубликования.

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются одними из видов подзаконных нормативных актов.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль .

    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

    Нормативные акты Президента Российской Федерации

    К нормативным актам Президента РФ относятся:

    Указы Президента РФ

    Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, то есть могут быть отменены законом.

    Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

    Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным нормативным актам .

    В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

    Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

    Виды указов президента:

    1) В зависимости от характера полномочий Президента:

      • указы в границах собственных полномочий;
      • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
      • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора).

      2) По юридической значимости:

        • нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер);
        • правоприменительные (носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления - о назначении на должность, присвоении звания и т. д.).
        Распоряжения Президента РФ

        Распоряжения Президента также нормативны и принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

        Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

        Нормативные акты Правительства РФ

        В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

        Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

        Постановления Правительства РФ принимаются коллегиально, как правило, нормативны и общеобязательны к исполнению в Российской Федерации, подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

        Распоряжения Правительства РФ , будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются Председателем или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

        Нормативные акты Правительства РФ можно подразделить на

          • акты, издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента, и
          • акты по вопросам собственной компетенции.

          Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

          Принимаемые Правительством акты:

            1. оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
            2. устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
            3. вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

            Опубликование и вступление в силу нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации

            Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

            Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

            Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

            Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

            В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

            Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

            Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.

            Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

            Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, т. е. акты Президента Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

            Акты Президента Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

            Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

            Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

            Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

            Данный текст является ознакомительным фрагментом.

            Продолжение на ЛитРес

            Вопрос 210. Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

            Вопрос 210. Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций. Гражданские дела об

            Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

            Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона В соответствии с частью третьей статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты,

            Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

            Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

            Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

            (в ред. федеральных законов от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 43-Ф3, от 18 июня 2005 г. № 60-ФЗ, от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, от 5 января 2006 г. № 7-ФЗ, от 17 апреля 2006 г. № 53-Ф3, от 27 июля 2006 г. № 155-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ, от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3, от 10 мая

            Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

            Статья 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

            Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации Правом на обращение в Конституционный Суд Российской

            Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

            Об авторах Королев Андрей Николаевич, старший юрисконсульт инвестиционной компании, кандидат юридических наук. Окончил Московскую государственную юридическую академию. Специалист по информационному, энергетическому и корпоративному праву.В 1997–2002 гг. работал

            Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской

            Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

            Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской

            Федеральный закон о «Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона „О страховых

            СТАТЬЯ 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

            СТАТЬЯ 3. Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации 1. Таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения

            Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

            Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.2. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а

            Статья 53. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

            Статья 53. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои

            42. Порядок избрания Президента Российской Федерации

            42. Порядок избрания Президента Российской Федерации Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок избрания Президента РФ определяется на основе Конституции РФ,

            43. Полномочия Президента Российской Федерации

            43. Полномочия Президента Российской Федерации Ст. 80 Конституции Российской Федерации гласит:1. Президент Российской Федерации является главой государства.2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации.В основные полномочия

            68. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов

            68. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ — это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства — неотъемлемая составная часть законодательного

            Осуществляя свои полномочия, Президент издает два вида актов- указы и распоряжения (ст.90 Конституции). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируется определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни- наградные дела, назначение Председателя Правительства и т.д.

            Распоряжение, являются не нормативными, а правоприменительными актами и чаще касаются относительно небольших вопросов. В принципе все акты президента должны быть взаимно согласны. С формальных позиций акты Президента одинаковы по юридической силе.

            В ч.3 ст.90 говорится, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это означает, что при разработке и принятии федерального закона учитывается наличие указа Президента, однако этот факт не является предопределяющим для принятия закона, особенно если его необходимость вытекает из Конституции РФ либо из сложившихся общественных отношений.

            Президент полагал, что если есть действующий закон, то указ Президента должен ему соответствовать. Но если закона нет, Президент свободен в регулировании общественных отношений; иначе говоря, он возвышал свой указ до закона, как бы уравнивал их в воздействии на общественные отношения.

            Акты президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

            2. Составьте уведомление о проведении пикетирования группой граждан

            Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

            Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54- ФЗ принят Государственной Думой 4 июня 2004 года и одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года .

            Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ. Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения. Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено. Глава 1. Общие положения.

            Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

            1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

            2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

            3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

            1) цель публичного мероприятия;

            2) форма публичного мероприятия;

            3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

            4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

            5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

            6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

            7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

            8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

            9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

            4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

            Федеральный закон не сводит процедуру подачи уведомления о предстоящей манифестации лишь к информированию органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

            3. Список используемых нормативных источников и специальной литературы.

            Список использованной литературы

            1.1 Российская Федерация. Конституция [в ред. Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009.– № 4. – Ст. 445.

            1.2 Российская Федерация. Законы. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: федер. закон от 19 июня 2004 года № 54- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004.– № 25. – Ст. 2485.

            Научная и учебная литература

            2.1 Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. / С.А. Авакьян. М.: Юристъ, 2006.

            2.2 Козлова, Е.И., Конституционное право России. Учебник. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2007.

            2.3 Чиркин, В.Е. Конституционное право России. Учебник. / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006.

            Раздел: Государство и право
            Количество знаков с пробелами: 34372
            Количество таблиц: 0
            Количество изображений: 0

            Читайте также: