Актуальные проблемы профессиографирования кратко
Обновлено: 05.07.2024
российская федерация - россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. наименования российская федерация и россия равнозначны.
человек, его права и свободы являются высшей ценностью. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
1. носителем суверенитета и единственным источником власти в российской федерации является ее многонациональный народ.
2. народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного .
3. высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. никто не может присваивать власть в российской федерации. захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
1. суверенитет российской федерации распространяется на всю ее территорию.
2. конституция российской федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории российской федерации.
3. российская федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
1. российская федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов российской федерации.
2. республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. федеративное устройство российской федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской федерации и органами государственной власти субъектов российской федерации, равноправии и самоопределении народов в российской федерации.
4. во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты российской федерации между собой равноправны.
1. гражданство российской федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. каждый гражданин российской федерации обладает на ее территории всеми правами и и несет равные обязанности, предусмотренные конституцией российской федерации.
3. гражданин российской федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Сам по себе профессиональный труд не может рассматриваться (и оцениваться) вне конкретного социокультурного контекста. Например, если общество готовится к войне, то на первый план выходят профессии, так или иначе связанные с военными сферами (сами воинские специальности, специалисты оборонных и конструкторских организаций, идеологические работники и т. п.). В условиях развития рыночных отношений на первый план выходят профессии, связанные с куплей-продажей, а по мере развития этих отношений — профессии, связанные с цивилизованным менеджментом, и т.п.
В целом можно выделить следующие возможные пути решения проблемы справедливой оценки общественной значимости (вклада) по конкретным профессиям.
1. Обоснование значимости труда, основанное на культурно-исторических и религиозных традициях. Различные мировоззренческие, теологические и идеологические системы формируют в общественном сознании спокойное отношение к явной несправед-
6. Путь, предполагающий разновариантную оценку значимости труда со стороны разных заинтересованных д сй, которые действительно способствуют развитию производства, приумножению общественного благосостояния и которые достойны на более справедливую оценку своего труда.
Вопросы для самопроверки
3. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при использоваш
технологии аналитического профессиографирования в работе со школ
никами?
Рекомендуемая литература
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея тельности. — М., 1980.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Рс тов н/Д, 1996.
Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человечен го достоинства. — М., 2001.
В психологическом плане, с точки зрения самого работника, нейшая проблема труда заключается в том, чтобы этот труд cnf
Сам по себе профессиональный труд не может рассматриваться (и оцениваться) вне конкретного социокультурного контекста. Например, если общество готовится к войне, то на первый план выходят профессии, так или иначе связанные с военными сферами (сами воинские специальности, специалисты оборонных и конструкторских организаций, идеологические работники и т. п.). В условиях развития рыночных отношений на первый план выходят профессии, связанные с куплей-продажей, а по мере развития этих отношений — профессии, связанные с цивилизованным менеджментом, и т.п.
В целом можно выделить следующие возможные пути решения проблемы справедливой оценки общественной значимости (вклада) по конкретным профессиям.
1. Обоснование значимости труда, основанное на культурно-исторических и религиозных традициях. Различные мировоззренческие, теологические и идеологические системы формируют в общественном сознании спокойное отношение к явной несправед-
6. Путь, предполагающий разновариантную оценку значимости труда со стороны разных заинтересованных д сй, которые действительно способствуют развитию производства, приумножению общественного благосостояния и которые достойны на более справедливую оценку своего труда.
Вопросы для самопроверки
3. Какие проблемы и трудности могут возникнуть при использоваш
технологии аналитического профессиографирования в работе со школ
никами?
Рекомендуемая литература
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея тельности. — М., 1980.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Рс тов н/Д, 1996.
Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человечен го достоинства. — М., 2001.
Проблема формулирования профессиографических требований к деятельности психологов обрела актуальность в связи с тем, что в последние годы началось становление служб оказания комплексной социальной помощи населению, в том числе психологической. В начале 90-х гг. в Москве, а затем и в других регионах России стали создаваться медико-психолого-социальные центры, ранее началось оформление психологических служб в образовательных учреждениях, в территориальных семейных центрах и т. д. Одной из основных задач подобного рода служб является оказание психолого-консультативной помощи детям, родителям, педагогам, направленной на поддержание психического здоровья семьи, развитие детей и подростков, психологическое просвещение, выбор адекватных форм социально-психологической адаптации и реабилитации детей и подростков.
Это стимулировало открытие целого ряда учебных заведений, готовящих специалистов в этой области. Намечается тенденция к дифференциации в области подготовки специалистов-психологов в зависимости от характера оказываемых услуг. Степень качественной подготовленности специалистов в любой области зависит от уровня разработанности профессиографических требований и соответствия учебных планов и программ этим требованиям.
Теоретические основы профессиографирования вообще достаточно разработанная область психологии. Начиная с 20-х гг. в отечественной психологии труда проблема профессиографирования широко обсуждалась, было проведено большое количество прикладных исследований, но работы, посвященные профессиографии, исследуют в основном проблемы, связанные со сферами производства, бытовых услуг и торговли. Эта тенденция наблюдается и в последние десятилетия (Е. М. Иванова, 1987; В. С. Климов, 1996; А. К. Маркова, 1996; В. Д. Шадриков, 1996). Значительно меньше внимания уделяется изучению профессиографических требований к специалистам, занятым социальной сферой: психологам, медицинским, социальным, патронажным работникам и др.
Вторая группа моделей эффективного психолога — это структурные модели, которые предполагают выделение подструктур индивидуальности, влияющих на эффективность деятельности специалиста.
Третья группа — выведение главных составляющих из характеристик более сложных динамических систем, в которых психологическая деятельность рассматривается как элемент инфра- или суперсистемы.
Это достаточно трудная задача. Первые шаги к ее решению были предприняты Н. А. Аминовым и М. В. Молокановым. Они в 1992 г. провели исследование, изучавшее предпосылки социально-психологических способностей студентов специальных факультетов подготовки практических психологов. В своей работе Н. А. Аминов и М. В. Молоканов делают вывод о наличии генерального фактора специальных способностей, располагающих к психологической деятельности, — распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития объекта в процессе общения с ним. В этой связи прогноз эффективности работы психолога строится, исходя из скорости распознавания изменений поведения человека (социального интеллекта) и на основе силы влияния психолога на человека (фасилятивности).
Но и этого уже недостаточно. Необходимо расширять экспериментальную работу по созданию новых методов оценки профессиональной деятельности психологов, обобщать опыт аттестационной работы в образовательных учреждениях и психологических центрах.
54.Графический способ фиксации временных характеристик деятельности:
хронография
55.Краткое описание профессии – это:
профессиограмма
56. По предмету труда выделяют:
типы профессий
57.По условиям труда выделяют:
группы профессий
58.Система нравственных норм, регулирующая деятельность профессионала –это:
профессиональная этика
Тема 2.2 Психологические и психофизиологические особенности профессиональной деятельности
59.Профессионально- важные качества специалиста отражаются:
в психограмме
в технологической карте
в формуле профессии
60.Аналитическая профессиограмма включает в себя:
собеседование с кандидатом
изучение биографии кандидата
интерпретация данных кандидата
анализ психологической структуры деятельности субъекта труда
61.Система качеств индивидуального стиля трудовой деятельности называется:
симптомокомплекс
62.Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности – это:
профессиональная компетентность
физиологический
анализ продуктов деятельности
игровая структура деятельности
инновационная структура деятельности
информационная структура деятельности
65. Повышенное напряжение в трудовой деятельности включает следующие факторы:
дефицит времени на обслуживание
все ответы верны
66. При легком труде может возникнуть состояние:
состояние монотонии
67. Состояние монотонии вызывается:
простыми раздражителями
68.Состояние утомления характеризуется :
все ответы верны
69. Неспецифический ответ организма на любое предъявляемое воздействие – это:
стресс
70. Причиной эмоционального стресса является:
реальная или предполагаемая опасность
жесткий лимит времени
проблема делового общения
Тема 2.3 Психологические особенности труда в организации
теория Х
72. Теория, которая утверждает, что человек хочет и любит работать:
теория Y
73. Теория, которая использует максимально человеческие ресурсы:
теория Z
74. Виды профессионального стресса:
все ответы верны
75.Основные стили поведения в конфликте выделены:
К. Томасом
76. Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны – это:
приспособление
77.Комплексное рассмотрение жизнедеятельности – это:
образ жизни
78.Вследствие, выполнения однообразных действий возникает:
монотония
79.Изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника –это:
инструкции
80.Способность успешно действовать на основе практического опыта, знаний и умений –это
профессиональная компетентность
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)
Читайте также: