Аксиологическая концепция культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XIX в. получили распространение два подхода к пониманию культуры, которые существуют и в настоящее время: аксиологический и антропологический.

Аксиологический подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, то есть позитивные результаты деятельности людей, и исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и многое другое, что нельзя считать ценностью. Но подобные явления постоянно сопровождают жизнь человечества и играют в ней немаловажную роль. Невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать существование подобных феноменов.

Кроме того, вопрос, считать или не считать что-либо ценностью, всегда решается субъективно. Люди склонны восхищаться тем, что создано в их культуре, и не замечать или принижать значение чуждого и непонятного. Субъективизм аксиологического представления о культуре заводит его в тупик, а некоторые из результатов подобного субъективизма сближаются с националистическими и расистскими идеями.

Приверженцы антропологического подхода считают, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения культура не является безусловным благом. Некоторые стороны культурной жизни вообще не поддаются рациональному объяснению, имеют интуитивный, эмоциональный характер. В ней, наряду с разумным, есть и много неразумного. Поэтому нельзя сводить культуру исключительно к сфере рационального. Как реальный, исторически развивающийся образ жизни людей культура объединяет все многообразие видов человеческой деятельности, включает все, что создано людьми, и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях.

Эволюция антропологического подхода к культуре приводит к тому, что в разных общественных науках культура начинает пониматься по-разному. В результате вместо единого понятия культуры в целом как особой сферы общественной жизни создаются различные частные понятия культуры – археологическое, этнографическое, этнопсихологическое, социологическое и др., каждое из которых отражает лишь какие-то отдельные ее стороны и проявления.

Обе эти трактовки культуры не объясняют ее сущности, а лишь фиксируют, описывают ее различные проявления и стороны. Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры, но игнорирует иные ее проявления. Антропологический подход, охватывая более широкий круг культурных феноменов, размывает грань между ними и другими сторонами жизни общества.

Понять культуру как целостное социальное образование возможно только на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала, то есть от уровня эмпирического описания явлений культуры необходимо перейти к построению теории, раскрывающей ее сущность. В настоящее время существуют различные подходы к разработке такой теории. Одним из наиболее перспективных является информационно-семиотический подход.

В рамках этой концепции культура - совокупность матер и дух ценностей. В современной литературе ценность понимается:

- как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека;

- как идеал (представление о желаемом);

- как значимость чего-либо для индивида или социальной группы. Различают ценности: 1. Витальные (жизнь, здоровье); 2. Социальные (комфортная работа, социальное благополучие); 3. Политические (свобода, правопорядок); 4. Нравственные (добро, честь); 5. Эстетические (красота); 6. Религиозные (бог); 7. Семейно-родственные (взаимоотношения).

Выделяет различные ценности: ценности-ЦЕЛИ (высшие, абсолютные), Ценности-СРЕДСТВА (инструментальны). Ценности определяют общую стратегическую регуляцию поведения человека. Кроме ценностей регулятивную функцию выполняют и другие элементы культуры, прежде всего - нормы (теснейшим образом связаны с ценностью, вытекают из неё). Та или иная культурная ценность предстаёт как желательный, конкретный вид поведения. Нормы выражают специфику той культуры, в которой они функционируют. Особое значение имеет выделение правовых и моральных норм. Правовые нормы выступают, главным образом, в виде закона, они контролируются государственной властью, их несоблюдение ведёт за собой конкретные санкции. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, убеждения человека в необходимости того или иного поведения, чувство ответственности, долга, совести. Правовые нормы исторически выросли из моральных норм, юридически закрепляли их. Нормы можно подразделить на запрещающие, побуждающие. Запрещающие нормы во все времена играли заметную роль. С помощью этих норм общество определяло ту сферу деятельности, выход за рамки которой мог угрожать безопасности других людей или обществу в целом. В разных культурах сфера запретной регламентации различна. Побуждающие нормы имеют иную силу. Они представляют человеку определенную свободу. В обществе существует механизм социального контроля принятых в обществе ценностей и норм. Он включает в себя различные санкции (способы реагирования окружающих на поведение человека в виде поощрения или наказания). Различают формальные и неформальные санкции. Неформальные санкции имеют силу морального поощрения или осуждения. Формальные санкции опираются на силу закона, они чётко обозначены. Их осуществление контролируется государственными органами. К формальным санкциям относятся и административные санкции.

В рамках этой концепции культура - совокупность матер и дух ценностей. В современной литературе ценность понимается:

- как предмет, имеющий какую-либо пользу и удовлетворяющий ту или иную потребность человека;

- как идеал (представление о желаемом);

- как значимость чего-либо для индивида или социальной группы. Различают ценности: 1. Витальные (жизнь, здоровье); 2. Социальные (комфортная работа, социальное благополучие); 3. Политические (свобода, правопорядок); 4. Нравственные (добро, честь); 5. Эстетические (красота); 6. Религиозные (бог); 7. Семейно-родственные (взаимоотношения).

Выделяет различные ценности: ценности-ЦЕЛИ (высшие, абсолютные), Ценности-СРЕДСТВА (инструментальны). Ценности определяют общую стратегическую регуляцию поведения человека. Кроме ценностей регулятивную функцию выполняют и другие элементы культуры, прежде всего - нормы (теснейшим образом связаны с ценностью, вытекают из неё). Та или иная культурная ценность предстаёт как желательный, конкретный вид поведения. Нормы выражают специфику той культуры, в которой они функционируют. Особое значение имеет выделение правовых и моральных норм. Правовые нормы выступают, главным образом, в виде закона, они контролируются государственной властью, их несоблюдение ведёт за собой конкретные санкции. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, убеждения человека в необходимости того или иного поведения, чувство ответственности, долга, совести. Правовые нормы исторически выросли из моральных норм, юридически закрепляли их. Нормы можно подразделить на запрещающие, побуждающие. Запрещающие нормы во все времена играли заметную роль. С помощью этих норм общество определяло ту сферу деятельности, выход за рамки которой мог угрожать безопасности других людей или обществу в целом. В разных культурах сфера запретной регламентации различна. Побуждающие нормы имеют иную силу. Они представляют человеку определенную свободу. В обществе существует механизм социального контроля принятых в обществе ценностей и норм. Он включает в себя различные санкции (способы реагирования окружающих на поведение человека в виде поощрения или наказания). Различают формальные и неформальные санкции. Неформальные санкции имеют силу морального поощрения или осуждения. Формальные санкции опираются на силу закона, они чётко обозначены. Их осуществление контролируется государственными органами. К формальным санкциям относятся и административные санкции.

В XIX в. получили распространение два подхода к пониманию культуры, которые существуют и в настоящее время: аксиологический и антропологический.

Аксиологический подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, то есть позитивные результаты деятельности людей, и исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и многое другое, что нельзя считать ценностью. Но подобные явления постоянно сопровождают жизнь человечества и играют в ней немаловажную роль. Невозможно понять культуру какой-либо страны или эпохи, если игнорировать существование подобных феноменов.

Кроме того, вопрос, считать или не считать что-либо ценностью, всегда решается субъективно. Люди склонны восхищаться тем, что создано в их культуре, и не замечать или принижать значение чуждого и непонятного. Субъективизм аксиологического представления о культуре заводит его в тупик, а некоторые из результатов подобного субъективизма сближаются с националистическими и расистскими идеями.

Приверженцы антропологического подхода считают, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. С этой точки зрения культура не является безусловным благом. Некоторые стороны культурной жизни вообще не поддаются рациональному объяснению, имеют интуитивный, эмоциональный характер. В ней, наряду с разумным, есть и много неразумного. Поэтому нельзя сводить культуру исключительно к сфере рационального. Как реальный, исторически развивающийся образ жизни людей культура объединяет все многообразие видов человеческой деятельности, включает все, что создано людьми, и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях.

Эволюция антропологического подхода к культуре приводит к тому, что в разных общественных науках культура начинает пониматься по-разному. В результате вместо единого понятия культуры в целом как особой сферы общественной жизни создаются различные частные понятия культуры – археологическое, этнографическое, этнопсихологическое, социологическое и др., каждое из которых отражает лишь какие-то отдельные ее стороны и проявления.

Обе эти трактовки культуры не объясняют ее сущности, а лишь фиксируют, описывают ее различные проявления и стороны. Аксиологический подход высвечивает ценностный аспект явлений культуры, но игнорирует иные ее проявления. Антропологический подход, охватывая более широкий круг культурных феноменов, размывает грань между ними и другими сторонами жизни общества.

Понять культуру как целостное социальное образование возможно только на уровне теоретического анализа и обобщения фактического материала, то есть от уровня эмпирического описания явлений культуры необходимо перейти к построению теории, раскрывающей ее сущность. В настоящее время существуют различные подходы к разработке такой теории. Одним из наиболее перспективных является информационно-семиотический подход.


Аксиологический подход в изучении культуры

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Аксиологический подход в изучении культуры отключены

Аксиология — теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Согласно аксиологическому подходу, в каждой из этнических и национальных культур создаются ценности, имеющие общечеловеческое значение. Этот неоспоримый факт становится очевидным в диалоге культур, когда достижения одного этноса или нации, становясь известными другим, позитивно принимаются большими социальными общностями и начинают играть значительную роль в их социокультурном развитии.

Не меньший общечеловеческий вклад принадлежит и культурам, являющимся аналогами первобытности. В настоящее время, когда человечество осознало опасность бездумного покорения природы, ученые во всем мире по–новому оценили экофильность (неразрушительное отношение к окружающей среде), свойственную хозяйственной деятельности и образу жизни американских индейцев, народов Крайнего Севера (Приамурья, Восточной Сибири, Сахалина), аборигенов Австралии и других бесписьменных этносов.

Повсеместно в мире среди обычных людей, и прежде всего молодежи, наметилась тенденция критического отношения к бездумному потреблению природных благ и загрязнению окружающей среды. Ученые–экологи в союзе с культурологами и социологами культуры разрабатывают и пропагандируют экофильные социокультурные модели жизнедеятельности, сочетающие в себе достижения научно–технического прогресса и развивающегося экологического сознания. Очень важным направлением экофильного социокультурного моделирования выступает проблема утилизации отходов.

И все же для их спасения предпринимаются определенные шаги: резервируются заповедные территории, создаются этнографические поселения, т. е. своеобразные социокультурные музеи. Посещая такие места, туристы со всего мира могут на время погрузиться в атмосферу законсервированной экофильной этнокультурной традиции, поразмыслить о жизни в гармонии с природой.

Чем отчетливее современный горожанин осознает зависимость собственного выживания от технологического жизнеобеспечения, тем острее он ощущает собственную слабость и тем более важным и общезначимым представляется ему экопсихологический опыт культур, тысячелетиями обходившихся без чудес науки и техники. Об этом свидетельствуют такие явления, как растущая популярность книг, посвященных ученичеству у шаманов и колдунов (например, серия книг К. Кастанеды о мексиканском индейце – знатоке народной магии доне Хуане) и одиночным экспедициям исследователей бесписьменных культур.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что аксиологический подход к выявлению соотношения общечеловеческого, национального и этнического в культуре тесно связан с проблемой взаимопознания народов, и именно в этой проблеме кроется слабость данного подхода. Насколько и для кого может сделаться очевидной общечеловеческая ценность музыки Моцарта, Бетховена, Чайковского, романов Бальзака и Р. Музиля, живописных полотен и офортов Гойи? Как понять людям, воспитанным в традиционной исламской культуре, общечеловеческую значимость византийской иконописи или буддийских культовых статуй Индии? Какие мысли о великих достижениях человеческого гения возникнут у обитателя лесов Амазонии при виде раритетного экземпляра первопечатной книги или новейшего образца компьютерной техники?

Пытаясь ответить на подобные вопросы, мы придем к парадоксальному выводу: общечеловеческое в культуре может быть доступно только универсально образованным и просвещенным личностям, наделенным умением извлекать общечеловеческое из национального и этнического культурного достояния.

Разумеется, в определенной степени такой вывод верен, и именно культурологи и историки культуры являются теми, кто по роду своей профессиональной деятельности исследует и популяризирует достижения и ценности различных культур и способствует их освоению в процессе расширяющихся международных коммуникаций – внешних и внутренних культурных контактов. В этом и состоит просветительская роль культурологов как компетентных посредников в диалоге культур.

Ценности — регулятор человеческого поведения и высшая цель его деятельности. Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиологического).

Анализ различных подходов к пониманию ценностей увел бы нас слишком далеко. Не вдаваясь в него, будем исходить из следующих представлений. Ценность — это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные вещи или процессы, так и духовные явления (знания, представления, идеи и т.д.).

Ценность объекта в большей или меньшей мере зависит от его свойств. Но определяется она не столько его собственными свойствами, сколько отношением к нему человека. Решающее значение при этом имеют сложившиеся в культуре представления об объектах и о том, как и какими средствами люди должны удовлетворять свои желания, и потребности, а также то, в какой мере личность, воспринимающая предмет, освоила эти представления и разделяет их.

Ценность не такое качество, которое присуще объекту независимо от того, знает или не знает о том человек. Когда человеку ничего не. известно о ценности объекта, этот объект для него ценности не имеет. Даже если объект обладает свойствами, позволяющими удовлетворять какую-то человеческую потребность, это еще не значит, что он обладает ценностью, — необходимо, чтобы человек осознавал наличие в нем таких свойств. Например, земное тяготение, воздух, витамины, общение с другими людьми необходимы человеку, он без них не может существовать; но если он не сознает этого, то и они для него ценности иметь не будут.

Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.

Читайте также: