Аксаков о русском воззрении кратко

Обновлено: 04.07.2024

Константин Сергеевич Аксаков

Публикацию, специально для Русской Народной Линии подготовил (в сокращении) доктор исторических наук, профессор Хариковского национального университета им.В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин.

О русском воззрении

Теперь скажем о самом выражении, так странном для не­которых. Разве воззрение народное исключает воззрение общече­ловеческое? Напротив. Ведь мы говорим, например: английская литература, французская литература, германская философия, гре­ческая философия. Отчего же это никого не смущает? А ведь в литературе, в философии, если она английская, немецкая и т.д., выражается и воззрение народное. Все это признают. А если при­знают за другими народами, то почему не признать и за русским? Если народность не мешает другим народам быть общечеловече­скими, то почему же должна она мешать русскому народу? Дело человечества совершается народностями, которые не только от­того не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержа­нием, возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение - значит лишить его участия в общем деле человечества.

Русский народ имеет прямое право, как народ, на обще­человеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, при­нимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а на­циональность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, наро­дам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от националь­ного. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно пе­ременяет свое значение. С одной стороны, т н славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую националь­ность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловече­ское. Итак, наоборот, т н славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную на­циональность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету.

Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши едва ли и перед собой захотят с этим согласиться.

Еще несколько слов о русском воззрении

Но, быть может, спор заключается в словах. Хорошо бы, если бы так! Но нет. Это не в словах спор. Постараемся еще раз высказать со всею возможною ясностью наши мысли о народ­ном воззрении.

Прибегнем к сравнению. Сравнение не доказательство, скажут нам. Положим, так, но сравнение есть объяснение во­проса, а это едва ли не всего нужнее. Главною причиною спо­ров, по большей части, служит то, что вопрос не объяснен. Итак, постараемся объяснить вопрос; тогда, может быть, и до­казательств не нужно будет. Впрочем, сравнение, к которому мы намерены прибегнуть, почти и не сравнение, а совершенно однородное дело.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Смейте, скажем мы, вопреки Молчалину, смейте иметь свое суждение всегда, несмотря ни на какой возраст, ни на ка­кой авторитет. Как скоро уже только вопрос возбудился о суж­дении, то на это отвечаем мы, что оно должно быть, и право на него всякий имеет.

В этом весь вопрос. Народ не менее отдельного человека имеет право быть собою и иметь свою деятельность. Деятель­ность народа, как деятельность человека, должна быть само­стоятельна. Законное ли это требование? Должен ли народ быть самостоятельным и иметь, как каждый человек, свое мне­ние в деле науки и жизни или свое воззрение? Неужели это не ясно? Думаем, что с нами согласятся, по крайней мере, многие.

Итак, под русским воззрением разумеется самостоя­тельное воззрение русского народа. Мы спрашиваем наших противников: отвергают ли они нужду и необходимость само­стоятельного воззрения в русском народе?

Уяснивши по возможности самый вопрос, мы должны при­бавить еще несколько слов для дополнительного объяснения.

Итак, у народа может быть только: или воззрение народ­ное (самостоятельное, свое), или никакого (ибо чужое воззре­ние не ему принадлежит).

Многие спрашивают еще: но где же оно, наше народное воззрение? Покажите его! Какое же оно будет? Но для этого на­добно сперва освободиться от чужого умственного авторитета, от чужих глаз. Ни к чему и никогда не надобно относиться раб­ски. Рабское чувство, как бы ни было гениально и высоко лицо или предмет, к которому оно направлено, даже если б это был народ, - непременно унижает человека и помрачает его умствен­ное и нравственное понимание. Итак, нам надобно освободить сперва нашу мысль из плена, в который отдались мы Западной Европе. Надобно сперва решиться, вопреки Молчалину,

Свое суждение иметь.

А в том-то и весь вопрос; в необходимости этого-то и нужно убедиться.

Одно убеждение в необходимости самостоятельного на­родного взгляда, одно возникшее сознание нравственной и ум­ственной независимости, как скоро оно проникнет нас, - тем самым уже освободит и воздвигнет наше самостоятельное на­родное русское воззрение, и тогда только начнется самобыт­ный, наш общечеловеческий подвиг, подвиг, невозможный без силы народности.

А в чем состоит наше народное воззрение, - это уже дру­гой вопрос, и вопрос преждевременный. Надобно сперва, чтоб оно возникло, - и тогда будет ясно, в чем оно состоит.

Для большей очевидности изложим мнение наше в виде положений (тезисов) в ответ на поднятые вопросы.

I. Что такое народное воззрение?

Народное воззрение есть самостоятельное воззрение на­рода, при котором только и возможно постижение общей все­человеческой истины. Как человек, не имеющий своего мнения или воззрения, не имеет никакого; так народ, не имеющий сво­его мнения или воззрения, не имеет никакого (следовательно, безплоден и безполезен).

II. В чем выразится и какое будет русское народное воз­зрение?

Это вопрос другой, о котором здесь нет еще речи. Отве­том на то могут служить самые дела или факты: т.е. труды, подвиги, мысли и издания умственные и жизненные народа. Но как скоро будет наконец самостоятельное русское воззре­ние, то оно и выразится. Впрочем, предварительно можно ска­зать, что во всех тех сферах и обнаружениях, где является сам русский народ, - это воззрение может, хотя отчасти, быть ука­зано (напр., общественный быт народа, язык, обычаи, песни). Но и к нему вы должны относиться свободно; воззрение народ­ное тогда только ваше самостоятельное воззрение, когда вы его свободно или разумно (что все одно) примете.

III. Каким образом может возникнуть народное воззрение?

Через освобождение себя от чужого умственного авто­ритета, через убеждение в необходимости и праве своей са­мостоятельности. Как скоро вы (обращаемся ко всем т н образованным людям, принадлежащим к рус­скому народу) откинете воззрение заемное, то возникает свое, если вы не лишены возможности иметь его, - чего допустить было бы невозможно. Как скоро вы поглядите сами, то и уви­дите сами, если вы не лишены зрения, чего опять нельзя до­пустить.

IV. Великим вспоможением к освобождению от умствен­ного плена, от подражательности и к очищению нашего само­стоятельного воззрения, - служит древняя русская история, до известной подражательной эпохи, и современный быт народа, так называемого простого народа.

Скажем в заключение: мы вовсе не думаем, чтоб народ­ное воззрение дичилось и отворачивалось от чужого. Напро­тив, совершенно напротив! Народность или самостоятель­ность не в предмете содержания, а в самом содержании. Нет! Народность смотрит на весь мир. Все предлагайте разумению, ничего не отвергайте без критики, не бойтесь знания, вся ис­пытуйте, как говорит Апостол.

Вот наше мнение. Просим судить о нем не по отдельной всякой фразе, а по целому изложению всего мнения.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еще несколько слов о русском воззрении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еще несколько слов о русском воззрении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Примечания

То есть: то же, что мешок.


Фото: ссылка

К 200-летию Константи на Серге е вича Акса к ова, в ождя русских славянофилов

Анатолий Байбородин

РУССКОСТЬ ПО АКСАКОВУ

Вещие труды Константи на Серге е вича Акса к ова, проповедника славянофильства , созидали и поныне созидают в духе и разуме русских властителей дум, средь коих и писатели, русскость , – суть, идею народно-православной культурной самобытности русского народа в противостоянии западничеству, забугорному и доморощенному, уничижающему русских, уподобляя их варварам, раболепным, тупым, хмельным и ленивым. Если западники, брезгливо косясь на русский народ, в позапрошлом веке на девяносто процентов крестьянский, толковали о книжной образованности западных европейцев, то Аксаков, да и Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, будучи по духу славянофилами, убеждали: грешно болтать о темноте и дикости русского крестья­нина, создателя сверхгениальной и необозримой обрядовой, прикладной и сказовой культуры, далеко превосходящую народные культуры европейских народов. А божественная древнерусская словесность. а иконопись Святой Руси. а храмы православные.

Русофилы – ярые проповедники славянофильства – были издревле, испокон русского века; русофильские идеи воплотились в шедеврах древнерусской и средневековой словесности, а потом и в творчестве Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Тютчева, Лескова, Шмелева, но лишь Аксаков и его соратники научно обосновали славянофильство, с надеждой, что оное станет русской национальной и государственной идеологией.

Благодаря и славянофилам истовые русофилы постигали язычество древних славян, древних русичей с пантеоном языческих болванов, с природоодухотвореннием и природообожествлением, с обычаями и обрядами; и слава Те Господи, души не осквернились бесовским идолопоклонством, не кинулись русофилы сломя голову по широкому и гладкому тракту, ведущему в погибель, но, падая и вздымась, побрели по тернистой, горной тропе ко Христу Богу.

Помнится, в иркутской пенсионной газете почитал речи, посвященные славянству, и поскорбел: коли балагуры ведали бы учение славянофилов, то не мололи бы чушь, когда речь зашла о язычестве и христианстве древних славян, и особо русичей. Профессор З. выразил чисто культурологический взгляд на историю славянства, не вдаваясь в религиозно-мистические мотивы, а посему от речи веяло пустотой; ученый П. твердил о космополитизме и безбожии восточных и западных славян, и от речи его исходил зловещий серный дух большевитского богоборчества; а белорусский этнограф Р. порадовал глубинным и любовным знанием языческих обычаев и обрядов белых русов, что, подобно малым или червонным русам, в большей степени сохранили древнерусскость, нежели великие русы. Но огорчило то, что белорусс, воспевая языческую обрядовость, – бесам жряху, как встарь говаривали святые отцы, – вольно ли, невольно уничижая православное христианство, а значит, подобно сектантам-неоязычникам, тоже страдал богоборчеством. Ярко и любомудро, с отзвуками былинной краснопевности, толковал о славянстве писатель С, – словно вещий боян на киевских горах, возложив персты на гусли, с любовию пел о славянском природолюбии и о Творце природы; но в былинном тумане было неясно, о каком Творце речь, ибо Иисус Христос не поминался. А коли говорится не о Христе, воплощенном в неразлитной Святой Троице – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – то, выходит, говорится о князе мира сего, что святотатски поименован Творцом. Думаю, истинным было лишь слово Т., где оратор доказал приуготовленность славян, некогда поклонявшихся природе, ко святому крещение и облачению во Христа Бога. Славяноведы, преклоняясь перед язычеством или атеистически отрицая христианско-мистические основы мира, вольно ли, невольно вздымали пяту против Христа Бога, против православного христианства. Господь им судия…

Русскость по-Аксакову – православность, что Константин Сергеевич, возможно, усвоил от святых, в Землей Российской просиявших, что потом утверждали и другие славянофилы, а с ними и вдохновенный русофил Федор Достоевский.

Юбилей Константина Аксакова, великого русского мыслителя, вождя славянофилов, коего высоко чтил и Достоевский, проходит в России незамеченным; и это говорит лишь о том, что нынешние властители …или растлители. дум, хотя и треплют на языке патриотизм, по духу – либерально-космополитические западники, кои страшатся русскости, как черт ладана, и брезгуют народностью в культуре и искусстве.

[1] Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности".

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Константин Аксаков Еще несколько слов о русском воззрении

Еще несколько слов о русском воззрении: краткое содержание, описание и аннотация

Константин Аксаков: другие книги автора

Кто написал Еще несколько слов о русском воззрении? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Константин Аксаков: Облако

Облако

Константин Аксаков: Повесть о бражнике

Повесть о бражнике

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Константин Аксаков: Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или мертвые души

Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или мертвые души

Константин Аксаков: Стихотворения

Стихотворения

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Алексей Лосев: Форма. Стиль. Выражение

Форма. Стиль. Выражение

Андрей Коржевский: Вербалайзер (сборник)

Вербалайзер (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иван Аксаков: Журналистика – выражение общественного мнения, а не какая-нибудь законодательная власть

Журналистика – выражение общественного мнения, а не какая-нибудь законодательная власть

Константин Аксаков: О русском воззрении

О русском воззрении

Еще несколько слов о русском воззрении — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Константин Сергеевич Аксаков

Еще несколько слов о русском воззрении

Но, быть может, спор заключается в словах. Хорошо бы, если бы так! Но нет. Это не в словах спор. Постараемся еще раз высказать со всею возможною ясностью наши мысли о народном воззрении.

Прибегнем к сравнению. Сравнение не доказательство, скажут нам. Положим так, но сравнение есть объяснение вопроса, а это едва ли не всего нужнее. Главною причиною споров, по большей части, служит то, что вопрос не объяснен. Итак, постараемся объяснить вопрос; тогда, может быть, и доказательств не нужно будет. Впрочем, сравнение, к которому мы намерены прибегнуть, почти и не сравнение, а совершенно однородное дело.

Читайте также: