Аксаков о русском воззрении кратко
Обновлено: 04.07.2024
Публикацию, специально для Русской Народной Линии подготовил (в сокращении) доктор исторических наук, профессор Хариковского национального университета им.В.Н.Каразина Александр Дмитриевич Каплин.
О русском воззрении
Теперь скажем о самом выражении, так странном для некоторых. Разве воззрение народное исключает воззрение общечеловеческое? Напротив. Ведь мы говорим, например: английская литература, французская литература, германская философия, греческая философия. Отчего же это никого не смущает? А ведь в литературе, в философии, если она английская, немецкая и т.д., выражается и воззрение народное. Все это признают. А если признают за другими народами, то почему не признать и за русским? Если народность не мешает другим народам быть общечеловеческими, то почему же должна она мешать русскому народу? Дело человечества совершается народностями, которые не только оттого не исчезают и не теряются, но, проникаясь общим содержанием, возвышаются и светлеют и оправдываются как народности. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение - значит лишить его участия в общем деле человечества.
Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая. Он относится точно так же к Европе, как ко всем другим, древним и современным, народам и странам: так думают люди, называемые славянофилами. Европеизм, имея человеческое значение, имеет свою, и очень сильную, национальность: вот чего не видят противники наших мнений, не отделяющие в Европе человеческого от национального. Итак, спор, понятый настоящим образом, совершенно переменяет свое значение. С одной стороны, т н славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники Западной Европы стоят за исключительную европейскую национальность, которой придают всемирное значение и ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое. Итак, наоборот, т н славянофилы стоят за общечеловеческое, а противники их за исключительную национальность. С одной стороны, чувство свободы и любви; с другой, чувство зависимости и преданности авторитету.
Вот настоящее положение вопроса. Но противники наши едва ли и перед собой захотят с этим согласиться.
Еще несколько слов о русском воззрении
Но, быть может, спор заключается в словах. Хорошо бы, если бы так! Но нет. Это не в словах спор. Постараемся еще раз высказать со всею возможною ясностью наши мысли о народном воззрении.
Прибегнем к сравнению. Сравнение не доказательство, скажут нам. Положим, так, но сравнение есть объяснение вопроса, а это едва ли не всего нужнее. Главною причиною споров, по большей части, служит то, что вопрос не объяснен. Итак, постараемся объяснить вопрос; тогда, может быть, и доказательств не нужно будет. Впрочем, сравнение, к которому мы намерены прибегнуть, почти и не сравнение, а совершенно однородное дело.
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Смейте, скажем мы, вопреки Молчалину, смейте иметь свое суждение всегда, несмотря ни на какой возраст, ни на какой авторитет. Как скоро уже только вопрос возбудился о суждении, то на это отвечаем мы, что оно должно быть, и право на него всякий имеет.
В этом весь вопрос. Народ не менее отдельного человека имеет право быть собою и иметь свою деятельность. Деятельность народа, как деятельность человека, должна быть самостоятельна. Законное ли это требование? Должен ли народ быть самостоятельным и иметь, как каждый человек, свое мнение в деле науки и жизни или свое воззрение? Неужели это не ясно? Думаем, что с нами согласятся, по крайней мере, многие.
Итак, под русским воззрением разумеется самостоятельное воззрение русского народа. Мы спрашиваем наших противников: отвергают ли они нужду и необходимость самостоятельного воззрения в русском народе?
Уяснивши по возможности самый вопрос, мы должны прибавить еще несколько слов для дополнительного объяснения.
Итак, у народа может быть только: или воззрение народное (самостоятельное, свое), или никакого (ибо чужое воззрение не ему принадлежит).
Многие спрашивают еще: но где же оно, наше народное воззрение? Покажите его! Какое же оно будет? Но для этого надобно сперва освободиться от чужого умственного авторитета, от чужих глаз. Ни к чему и никогда не надобно относиться рабски. Рабское чувство, как бы ни было гениально и высоко лицо или предмет, к которому оно направлено, даже если б это был народ, - непременно унижает человека и помрачает его умственное и нравственное понимание. Итак, нам надобно освободить сперва нашу мысль из плена, в который отдались мы Западной Европе. Надобно сперва решиться, вопреки Молчалину,
Свое суждение иметь.
А в том-то и весь вопрос; в необходимости этого-то и нужно убедиться.
Одно убеждение в необходимости самостоятельного народного взгляда, одно возникшее сознание нравственной и умственной независимости, как скоро оно проникнет нас, - тем самым уже освободит и воздвигнет наше самостоятельное народное русское воззрение, и тогда только начнется самобытный, наш общечеловеческий подвиг, подвиг, невозможный без силы народности.
А в чем состоит наше народное воззрение, - это уже другой вопрос, и вопрос преждевременный. Надобно сперва, чтоб оно возникло, - и тогда будет ясно, в чем оно состоит.
Для большей очевидности изложим мнение наше в виде положений (тезисов) в ответ на поднятые вопросы.
I. Что такое народное воззрение?
Народное воззрение есть самостоятельное воззрение народа, при котором только и возможно постижение общей всечеловеческой истины. Как человек, не имеющий своего мнения или воззрения, не имеет никакого; так народ, не имеющий своего мнения или воззрения, не имеет никакого (следовательно, безплоден и безполезен).
II. В чем выразится и какое будет русское народное воззрение?
Это вопрос другой, о котором здесь нет еще речи. Ответом на то могут служить самые дела или факты: т.е. труды, подвиги, мысли и издания умственные и жизненные народа. Но как скоро будет наконец самостоятельное русское воззрение, то оно и выразится. Впрочем, предварительно можно сказать, что во всех тех сферах и обнаружениях, где является сам русский народ, - это воззрение может, хотя отчасти, быть указано (напр., общественный быт народа, язык, обычаи, песни). Но и к нему вы должны относиться свободно; воззрение народное тогда только ваше самостоятельное воззрение, когда вы его свободно или разумно (что все одно) примете.
III. Каким образом может возникнуть народное воззрение?
Через освобождение себя от чужого умственного авторитета, через убеждение в необходимости и праве своей самостоятельности. Как скоро вы (обращаемся ко всем т н образованным людям, принадлежащим к русскому народу) откинете воззрение заемное, то возникает свое, если вы не лишены возможности иметь его, - чего допустить было бы невозможно. Как скоро вы поглядите сами, то и увидите сами, если вы не лишены зрения, чего опять нельзя допустить.
IV. Великим вспоможением к освобождению от умственного плена, от подражательности и к очищению нашего самостоятельного воззрения, - служит древняя русская история, до известной подражательной эпохи, и современный быт народа, так называемого простого народа.
Скажем в заключение: мы вовсе не думаем, чтоб народное воззрение дичилось и отворачивалось от чужого. Напротив, совершенно напротив! Народность или самостоятельность не в предмете содержания, а в самом содержании. Нет! Народность смотрит на весь мир. Все предлагайте разумению, ничего не отвергайте без критики, не бойтесь знания, вся испытуйте, как говорит Апостол.
Вот наше мнение. Просим судить о нем не по отдельной всякой фразе, а по целому изложению всего мнения.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еще несколько слов о русском воззрении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еще несколько слов о русском воззрении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Примечания
То есть: то же, что мешок.
Фото: ссылка
К 200-летию Константи на Серге е вича Акса к ова, в ождя русских славянофилов
Анатолий Байбородин
РУССКОСТЬ ПО АКСАКОВУ
Вещие труды Константи на Серге е вича Акса к ова, проповедника славянофильства , созидали и поныне созидают в духе и разуме русских властителей дум, средь коих и писатели, русскость , – суть, идею народно-православной культурной самобытности русского народа в противостоянии западничеству, забугорному и доморощенному, уничижающему русских, уподобляя их варварам, раболепным, тупым, хмельным и ленивым. Если западники, брезгливо косясь на русский народ, в позапрошлом веке на девяносто процентов крестьянский, толковали о книжной образованности западных европейцев, то Аксаков, да и Пушкин, Гоголь, Достоевский, Лесков, будучи по духу славянофилами, убеждали: грешно болтать о темноте и дикости русского крестьянина, создателя сверхгениальной и необозримой обрядовой, прикладной и сказовой культуры, далеко превосходящую народные культуры европейских народов. А божественная древнерусская словесность. а иконопись Святой Руси. а храмы православные.
Русофилы – ярые проповедники славянофильства – были издревле, испокон русского века; русофильские идеи воплотились в шедеврах древнерусской и средневековой словесности, а потом и в творчестве Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Тютчева, Лескова, Шмелева, но лишь Аксаков и его соратники научно обосновали славянофильство, с надеждой, что оное станет русской национальной и государственной идеологией.
Благодаря и славянофилам истовые русофилы постигали язычество древних славян, древних русичей с пантеоном языческих болванов, с природоодухотвореннием и природообожествлением, с обычаями и обрядами; и слава Те Господи, души не осквернились бесовским идолопоклонством, не кинулись русофилы сломя голову по широкому и гладкому тракту, ведущему в погибель, но, падая и вздымась, побрели по тернистой, горной тропе ко Христу Богу.
Помнится, в иркутской пенсионной газете почитал речи, посвященные славянству, и поскорбел: коли балагуры ведали бы учение славянофилов, то не мололи бы чушь, когда речь зашла о язычестве и христианстве древних славян, и особо русичей. Профессор З. выразил чисто культурологический взгляд на историю славянства, не вдаваясь в религиозно-мистические мотивы, а посему от речи веяло пустотой; ученый П. твердил о космополитизме и безбожии восточных и западных славян, и от речи его исходил зловещий серный дух большевитского богоборчества; а белорусский этнограф Р. порадовал глубинным и любовным знанием языческих обычаев и обрядов белых русов, что, подобно малым или червонным русам, в большей степени сохранили древнерусскость, нежели великие русы. Но огорчило то, что белорусс, воспевая языческую обрядовость, – бесам жряху, как встарь говаривали святые отцы, – вольно ли, невольно уничижая православное христианство, а значит, подобно сектантам-неоязычникам, тоже страдал богоборчеством. Ярко и любомудро, с отзвуками былинной краснопевности, толковал о славянстве писатель С, – словно вещий боян на киевских горах, возложив персты на гусли, с любовию пел о славянском природолюбии и о Творце природы; но в былинном тумане было неясно, о каком Творце речь, ибо Иисус Христос не поминался. А коли говорится не о Христе, воплощенном в неразлитной Святой Троице – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – то, выходит, говорится о князе мира сего, что святотатски поименован Творцом. Думаю, истинным было лишь слово Т., где оратор доказал приуготовленность славян, некогда поклонявшихся природе, ко святому крещение и облачению во Христа Бога. Славяноведы, преклоняясь перед язычеством или атеистически отрицая христианско-мистические основы мира, вольно ли, невольно вздымали пяту против Христа Бога, против православного христианства. Господь им судия…
Русскость по-Аксакову – православность, что Константин Сергеевич, возможно, усвоил от святых, в Землей Российской просиявших, что потом утверждали и другие славянофилы, а с ними и вдохновенный русофил Федор Достоевский.
Юбилей Константина Аксакова, великого русского мыслителя, вождя славянофилов, коего высоко чтил и Достоевский, проходит в России незамеченным; и это говорит лишь о том, что нынешние властители …или растлители. дум, хотя и треплют на языке патриотизм, по духу – либерально-космополитические западники, кои страшатся русскости, как черт ладана, и брезгуют народностью в культуре и искусстве.
[1] Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности".
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
Еще несколько слов о русском воззрении: краткое содержание, описание и аннотация
Константин Аксаков: другие книги автора
Кто написал Еще несколько слов о русском воззрении? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Еще несколько слов о русском воззрении — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Константин Сергеевич Аксаков
Еще несколько слов о русском воззрении
Но, быть может, спор заключается в словах. Хорошо бы, если бы так! Но нет. Это не в словах спор. Постараемся еще раз высказать со всею возможною ясностью наши мысли о народном воззрении.
Прибегнем к сравнению. Сравнение не доказательство, скажут нам. Положим так, но сравнение есть объяснение вопроса, а это едва ли не всего нужнее. Главною причиною споров, по большей части, служит то, что вопрос не объяснен. Итак, постараемся объяснить вопрос; тогда, может быть, и доказательств не нужно будет. Впрочем, сравнение, к которому мы намерены прибегнуть, почти и не сравнение, а совершенно однородное дело.
Читайте также: