Акмеизм мандельштама кратко в творчестве

Обновлено: 05.07.2024

В двадцатых числах октября 1938 года Осип Эмильевич Мандельштам писал брату Александру и жене Надежде Яковлевне: “Дорогой Шура! Я нахожусь – Владивосток, УСВИТЛ, 11 барак. Из Москвы из Бутырок этап 9 сентября, приехали 12 октября.

Здоровье очень слабое, истощен до крайности, исхудал, не узнаваем почти, но посылать деньги, вещи и продукты – не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей…”.

Это, видимо, последние дошедшие до нас строки поэта. 27 декабря Осип Эмильевич Мандельштам умер в больничном в пересыльном

Меньше чем полвека отмерила ему судьба, но тридцать лет жизни он безраздельно посвятил поэзии. Никогда и ни в чем он не изменял своему призванию, поэт предпочитал позицию живущего вместе с людьми, создающего насущно необходимое людям. Наградой ему были гонения, нищета, наконец, гибель.

Но оплаченные такой ценой стихи, в течение десятилетий не печатавшиеся, жестоко преследуемые остались жить – и теперь входят в наше сознание, как высокие образцы достоинства, силы человеческого гения.

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве

в семье коммерсанта, так и не сумевшего создать состояние. Но родным городом стал для Поэта Петербург: здесь он вырос, окончил одно из лучших в тогдашней России Тенишевское училище. Здесь он пережил революцию 1905 года.

Она воспринималась как “слава века” и дело доблести. Первые два стихотворения Мандельштама, напечатанные в училищном журнале в 1907году – по стилю добросовестно народнические, по духу пламенно революционные: “Синие пики обнимутся с вилами и обагрятся в крови…” К поэзии его толкнули уроки символиста В. В. Гипплуса, который читал в училище русскую словесность.

Затем Мандельштам учился на романо-германском отделении филологического факультета университета. Вскоре после этого он покинул город на Неве. Мандельштам еще будет возвращаться сюда, “в город знакомый до слез, до прожилок, до детских припухших желез”. Встречи со “столицей северной”, “Петрополем прозрачным”, где “каналов узкие пеналы подо льдом еще черней”, будут частыми в стихах, порожденных и чувством причастности своей судьбы к судьбе родного города, и приклонением перед его красотой.

Акмеизм для Мандельштама – “сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия. Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя – вот высшая заповедь акмеизма”. И второе – создание вечного искусства.

Осипу Эмильевичу было очень важно почувствовать себя в кругу единомышленников, хотя бы и очень узком. Он мелькал в Цехе поэтов на дискуссиях и выставках, в богемном подвале “Бродячая собака”. Вскинутый хохол, торжественность, ребячливость, задор, бедность и постоянное житье взаймы – таким он запомнился современникам.

В 1913 году он печатает книжку стихов, в 1916 году она переиздается, расширенная вдвое. Из ранних стихов книгу вошла лишь малая часть – не о “вечности, а о милом и ничтожном”. Книга вышла под заглавием “Камень”.

Архитектурные стихи – сердцевина мандельштамовского “Камня”. Именно там акмеический идеал высказан как формула: Но чем внимательней, твердыня Notre-Dame, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам. Последние стихотворения “Камня” писались уже в начале мировой войны. Как и все, Мандельштам встретил войну восторженно, как все, разочаровался через год.

Революцию он принял безоговорочно, связывая с ней представления о начале новой эры – эры утверждения социальной справедливости, подлинного обновления жизни.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужики, Как плугом, океан деля.

Мы будем помнить в житейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля.

Зимой 1919 года открывается возможность поехать на менее голодный юг; он уезжает на полтора года. Первой поездке он посвятил потом очерки “Феодосия”. По существу именно тогда решался для него вопрос: эмигрировать или не эмигрировать.

Эмигрировать он не стал. А о тех, кто предпочел эмиграцию, он писал в двусмысленном стихотворении “Где ночь бросает якоря…”: “Куда летите вы? Зачем от древа жизни вы отпали? Вам чужд и страшен Вифлеем, И яслей вы не увидали…” Осенью 1922 года в Берлине выходит маленькая книжка новых стихов “Тристии”. (Мандельштам хотел назвать ее “Новый камень”.) В1923 году она переиздается в измененном виде в Москве под заглавием “Вторая книга” (и с посвящением Наде Хазиной).

Стихи “Тристий” резко непохожи на стихи “Камня”.

Это новая вторая поэтика Мандельштама. В стихотворении “На розвальнях…” тема смерти вытеснила тему любви. В стихах о любимом голосе в телефоне (“Твое чудесное произношение…”) являются неожиданные строки: “пусть говорят: любовь крылата, – смерть окрыленнее стократ”.

Тема смерти пришла к Мандельштаму тоже из собственного душевного опыта: в 1916 году умерла его мать. Просветляющий вывод лишь стихотворение “Сестры – тяжесть и нежность…”: жизнь и смерть круговорот, роза рождается из земли и уходит в землю, а память о своем единичном существовании она оставляет в искусстве. Но гораздо чаще и тревожнее пишет Мандельштам не о смерти человека, а о смерти государства.

Эта поэтика была откликом на катастрофические события войны и революции.

Три произведения подводят итог этому революционному периоду творчества Мандельштама – три и еще одно. Прологом служит маленькое стихотворение “Век”:

Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?

Веку перебили спинной хребет, связь времен прервана, и это грозит гибелью не только старому веку, но и новорожденному. Из современников Мандельштама, может быть, один только Андрей Платонов мог уже тогда столь же остро ощутить трагедию эпохи, когда котлован, что готовился под строительство величественного здания социализма, становился для многих работающих там могилой. Среди поэтов Мандельштам был едва ли не единственным, кто так рано смог рассмотреть опасность, угрожающую человеку, которого без остатка подчиняет себе время. “Мне на плечи кидается век – волкодав, Но чем же не волк я по крови своей…” Что же в эту эпоху происходит с человеком?

Отделять свою судьбу от судьбы народа, страны, наконец, от судеб современников Осип Эмильевич не хотел. Он твердил об этом настойчиво и громко:

Пора вам знать: я тоже современник, Я человек эпохи Москвошвея, Смотрите, как на мне топорщится пиджак, Как я ступать и говорить умею! Попробуйте меня от века оторвать! Ручаюсь вам, себе свернете шею!

В жизни Мандельштам не был ни борцом, ни бойцом. Ему ведомы были обычные человеческие чувства, и среди них – чувство страха. Но, как подметил умный и ядовитый В. Ходасевич, в поэте уживалась “заячья трусость с мужеством почти героическим”.

Что касается стихов, то в них обнаруживается лишь то свойство натуры поэта, что названо последним. Поэт не был мужественным человеком в расхожем смысле слова, но упорно твердил:

Чур! Не просить, не жаловаться! Цыц! Не хныкать!

Для того ли разночинцы Рассохлые топтали сапоги, чтоб я теперь их предал? Мы умрем, как пехотинцы, Но не прославим ни хищи, ни поденщины, ни лжи!

Однако тщетно искать в поэзии Мандельштама единообразное отношение к событиям 17-го года. Да и вообще, определенные политические мнения встречаются у поэтов редко: они воспринимают реальность слишком по-своему, особым чутьем. Мандельштам считал противоречивость непременным свойством лирики.

Между 1917 и 1925 годами мы можем расслышать в поэзии Мандельштама несколько противоречивых голосов: тут и роковые предчувствия, и мужественное приятие “скрипучего руля”, и все более щемящая тоска по ушедшему времени и золотому веку.

Мандельштам отказывается от пассивного восприятия революции: он как бы дает на нее согласие, но без иллюзий. Политическая тональность – впрочем у Мандельштама она всегда меняется. Ленин уже не “октябрьский временщик”, а “народный вождь, который в слезах берет на себя роковое бремя” власти.

Ода служит продолжением плачу над Петербургом, она воспроизводит динамический образ идущего ко дну корабля, но и ему отвечает. По примеру пушкинского “Пира во время чумы” поэт строит свое стихотворение на контрасте немыслимого прославления:

Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год. Прославим власти сумеречное бремя, Ее невыносимый гнет. Прославляется непрославимое

Встающее солнце невидимо: оно скрыто ласточками, связанными “в легионы боевые”, “лес тенет” обозначает упразднение свобод. Центральный образ “корабля времени” – двойственен, он идет ко дну, в то время как земля продолжает плыть. Мандельштам принимает “огромный неуклюжий, скрипучий поворот руля” из “сострадания к государству”, как он объяснит впоследствии, из солидарности с этой землей, когда бы ее спасение стоило бы “десяти небес”.

Анна Андреевна Ахматова

В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.

Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине - нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! -

Затем что воздух был совсем не наш,
А как подарок божий - так чудесен.
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.

Осип Эмильевич Мандельштам

«И я теперь учу дневник

Николай Гумилев

Чеканить, гнуть, бороться, —
И зыбкий сон мечты
Вольется
В бессмертные черты.

Ветла чернела. На вершине
Грачи топорщились слегка,
В долине неба синей-синей
Паслись, как овцы, облака.

Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на сбор файлов cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта.

0201

1001

irb

0201

plat

korr

0190

0303

1001


Пушкин, Александр Сергеевич
Сказка о рыбаке и рыбке [Текст] : сказки / Александр Пушкин ; художник В. Назарук, 2013. - 48 с.


Шарма, Робин
Лидер без титула [Текст] : современная притча о настоящем успехе в жизни и в бизнесе / Робин Шарма, 2019. - 285 с.


Аватара [Текст] : [роман-сериал] / [автор русской версии Н. Романецкий]. - Санкт-Петербург : Terra Fantastica ; Москва : АСТ , 2000. - 384 с. - (На основе телесериала Криса Картера) (Секретные материалы). - Загл. на корешке и обл. : Секретные материалы. Аватара. - ISBN 5-7921-0371-2 (в пер.) : 155.00 р.



Умереть, чтобы выжить [Текст] : [роман-сериал] / [автор русской версии Н. Романецкий], 1999. - 368 с.



Канал связи [Текст] : [роман-сериал] / авторы русской версии: А. Лазарчук, Д. Соловьев, С. Стрелецкий, И. Федоров, 1999. - 399 с.


Канал связи [Текст] : [роман-сериал] / авторы русской версии: А. Лазарчук, Д. Соловьев, С. Стрелецкий, И. Федоров. - Санкт-Петербург : Terra Fantastica ; Москва : АСТ, 1999. - 399 с. - (На основе телесериала Криса Картера) (Секретные материалы). - Загл. на корешке и обл. : Секретные материалы. Канал связи. - ISBN 5-237-03265-6 (в пер.) : 155.00 р.


Балашов, Дмитрий Михайлович
Воля и власть [Текст] : исторический роман / Дмитрий Балашов, 2000. - 538 с.


Балашов, Дмитрий Михайлович
Бальтазар Косса [Текст] : исторический роман / Дмитрий Балашов, 2006. - 464 с.

Балашов, Дмитрий Михайлович.
Бальтазар Косса [Текст] : исторический роман / Дмитрий Балашов. - Москва : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 464 с. - ISBN 5-17-034229-2 (в пер. + суперобл.) : 235.00 р.


Балашов, Дмитрий Михайлович
Господин Великий Новгород. Марфа-посадница [Текст] : исторические повесть, роман / Дмитрий Балашов, 2006. - 637 с.

Балашов, Дмитрий Михайлович.
Господин Великий Новгород. Марфа-посадница [Текст] : исторические повесть, роман / Дмитрий Балашов. - Москва : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 637 с. - ISBN 5-17-035401-0 (в пер. + суперобл.) : 235.00 р.


Балашов, Дмитрий Михайлович
Похвала Сергию [Текст] : исторический роман / Дмитрий Балашов, 2005. - 844 с.

Балашов, Дмитрий Михайлович.
Похвала Сергию [Текст] : исторический роман / Дмитрий Балашов. - Москва : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005. - 844 с. - ISBN 5-17-027127-1 (в пер. + суперобл.) : 235.00 р.


Балашов, Дмитрий Михайлович
Юрий [Текст] : роман, повести, рассказы, очерки / Дмитрий Балашов, 2003. - 491 с.

Балашов, Дмитрий Михайлович.
Юрий [Текст] : роман, повести, рассказы, очерки / Дмитрий Балашов. - Москва : АСТ : Астрель, 2003. - 491 с. - Содержание: Юрий: исторический роман; повести: Деметрий из Херсонеса; На "Седове" вокруг Европы; Любовь; рассказы: Ведьма; Старинный секретер; Лаура; Сын; очерки: В гостях и дома. - ISBN 5-17-016434-3 (в пер. + суперобл.) : 235.00 р.


Морган, Кэсс
Сотня [Текст] : [роман-антиутопия] / Кэсс Морган; перевод с английского О. Кидвати, 2018. - 800 с. (Введено оглавление)


Кейн, Рэйчел
Волчья река [Текст] : [роман] / Рейчел Кейн ; перевод с английского М. В. Смирновой, 2021. - 383 с.


Келим, Юрий Михайлович
Электромеханические и магнитные элементы систем автоматики [Текст] : учебник для учащихся средних специальных учебных заведений / Ю. М. Келим, 1991. - 304 с.

Келим, Юрий Михайлович.
Электромеханические и магнитные элементы систем автоматики [Текст] : учебник для учащихся средних специальных учебных заведений / Ю. М. Келим. - Москва : Высшая школа, 1991. - 304 с. : рис. - Библиогр.: с. 300. - ISBN 5-06-002035-5 (в пер.) : 100.00 р.


Аннотация: В учебнике изложены основы теории, рассмотрены схемы, конструкции и технические характеристики электрических датчиков (контактных, потенциометрических, тензометрических, электромагнитных, пьезоэлектрических, емкостных, термоэлектрических, струнных, фотоэлектрических, ультразвуковых и основанных на эффекте Холла), коммутационных электромеханических элементов (нейтральных и поляризованных реле, контакторов и магнитных пускателей, электромагнитов и электромагнитных муфт), магнитных усилителей, модуляторов и бесконтактных реле.


Лорд, Саша
Гордячка [Текст] : [роман] / С. Лорд ; перевод с английского Н. Г. Салаутиной, 2010. - 336 с.


Моран, Брайан
12 недель в году [Текст] : как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев / Брайан Моран, Майкл Леннингтон, 2020. - 224 с.



Расчет электронных схем [Текст] : примеры и задачи: учебное пособие для втузов и вузов / Г. И. Изъюрова, Г. в. Королев, В. А. Терехов [и др.], 1987. - 336 с.


Расчет электронных схем [Текст] : примеры и задачи: учебное пособие для втузов и вузов / Г. И. Изъюрова, Г. в. Королев, В. А. Терехов [и др.]. - Москва : Высшая школа, 1987. - 336 с. : рис. - Библиогр.: с. 331. - (в пер.) : 100.00 р.


Аннотация: Книга содержит примеры расчета электронных устройств на полупроводниковых диодах, биполярных и полевых транзисторах, интегральных микросхемах. Каждая глава состоит из краткого теоретического введения, примеров расчета и задач для самостоятельного решения.


Злотников, Роман Валерьевич
Арвендейл [Текст] : фантастический роман / Роман Злотников, 2005. - 377 с.

Злотников, Роман Валерьевич (1963-).
Арвендейл [Текст] : фантастический роман / Роман Злотников ; художник И. Воронин. - Москва : Армада : Альфа-книга, 2005. - 377 с. : ил. - (Магия фэнтези). - ISBN 5-93556-500-5 (в пер.) : 190.00 р.


Аннотация: Великая Отечественная. Красные соколы и матерые асы люфтваффе каждодневно решают, кто будет господствовать в воздухе - и ходить по земле. Счет взаимных потерь идет на тысячи подбитых самолетов и убитых пилотов. Но у Григория Зворыгина и Германа Борха - свой счет. Свое противоборство. Своя цена господства, жизни и свободы. И одна на двоих "красота боевого полета"



Диоды [Текст] : справочник / авторы: О. П. Григорьев, В. Я. Замятин, Б. В. Кондратьев, С. Л. Пожидаев, 1990. - 336 с.


Диоды [Текст] : справочник / авторы: О. П. Григорьев, В. Я. Замятин, Б. В. Кондратьев, С. Л. Пожидаев. - Москва : Радио и связь, 1990. - 336 с. : рис., табл. - (Массовая радиобиблиотека ; вып. 1158). - ISBN 5-256-00653-3 (обл.) : 100.00 р.


Аннотация: В табличной форме приводятся сведения об основных электрических параметрах, предельно допустимых режимах работы современной номенклатуры полупроводниковых диодов. Даны габаритные чертежи приборов.

Патни, Мэри Джо.
Неповторимая весна [Текст] : роман / Мэри Джо Патни ; перевод с английского М. А. Поповец. - Москва : АСТ, 2002. - 320 с. - (Праздник любви). - ISBN 5-17-014016-9 (в пер.) : 165.00 р.


Лощилов, Игорь Николаевич
Свержение ига [Текст] : исторический роман / Игорь Лощилов, 1998. - 556 с.


Аннотация: Роман описывает события пятисотлетней давности, когда Москва боролась за окончательное освобождение от власти Орды. В центре захватывающего повествования находятся три героя, умело напрвляемые великим князем Иваном III. Сочетая военную силу с умелой политикой и тонкой дипломатией, сей государь сумел добыть историческую победу, став первым московским князем, независимым от Орды.


Даллес, Аллен
Доктрина. Россию надо поставить на место! [Текст] : [массово-политическое издание] / Аллен Даллес, 2011. - 224 с.

Кнэйк, Ричард.
Трилогия героев [Текст] . Т. 1 : Хозяин копья : [роман] / Ричард Кнэйк, 1996. - 496 с.

Кнэйк, Ричард.
Трилогия героев [Текст] / Р. Кнэйк. - Санкт-Петербург : Терра - Азбука.
Т. 1 : Хозяин копья : [роман] / Ричард Кнэйк ; перевод с английского. - 1996. - 496 с. : ил. - (Время великих героев) (Dragon Lance). - ISBN 5-7684-0075-3 (в пер.) : 95.00 р.

Седов, Б. К.
Знахарь. Возвращение в "Кресты" [Текст] : [роман] / Б. К. Седов. - Санкт-Петербург : Нева, 2004. - 316 с. - (Воровской закон). - ISBN 5-7654-3776-1 (в пер.) : 110.00 р.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ АКМЕИЗМ (2).pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Происхождение понятия Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расц.

Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки.

Представители Гумилев Николай Городецкий Сергей Ахматова Анна Зенкевич Михаил.

Представители Гумилев Николай Городецкий Сергей Ахматова Анна Зенкевич Михаил Иванов Георгий Кривич Валентин Лозинский Михаил Мандельштам Осип Нарбут Владимир Шилейко Владимир М. Зенкевич В. Нарбут В. Шилейко

Особенности поэзии: Соединение национального русского православия и националь.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938 гг.)

Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938 гг.)

Осип Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве. Отец, Эмилий Вениамино.

Осип Мандельштам родился 3 января 1891 года в Варшаве. Отец, Эмилий Вениаминович , был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом. Я рождён в ночь с второго на третье Января в девяносто одном Ненадёжном году… («Стихи о неизвестном солдате") Здесь "в ночь" содержит в себе зловещее предзнаменование трагической судьбы поэта в ХХ веке и служит метафорой всего ХХ века, по определению Мандельштама – "века-зверя". Царское село, 1895 г.

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образован.

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище. С детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга. Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В 1911 году для того, чтобы облегчить поступление в Петербургский университет Мандельштам перешёл в лютеранскую веру, которую, однако, не практиковал, был зачислен на романо-германский факультет Петербургского университета, где обучался с перерывами до 1917 года.

Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде всего Поля Ве.

Ю.П.Анненков, автопортрет 1910год. * * * Из омута злого и вязкого Я вырос, тр.

Ю.П.Анненков, автопортрет 1910год. * * * Из омута злого и вязкого Я вырос, тростинкой шурша, И страстно, и томно, и ласково Запретною жизнью дыша. И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют, Приветственным шелестом встреченный Короткиx осенниx минут. Я счастлив жестокой обидою, И в жизни поxожей на сон, Я каждому тайно завидую И в каждого тайно влюблен. 1912

Отношение Мандельштама к революции 1917 года было сложным. Однако любые попыт.

В ноябре 1933 года, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую.

В 1929 году поэт обращается к прозе, пишет книгу под названием "Четвертая про.

В 1929 году поэт обращается к прозе, пишет книгу под названием "Четвертая проза". Она невелика по объему, но в ней сполна выплеснулась та боль и презрение поэта к писателям-конъюнктурщикам ("членам МАССОЛИТа"), что копилась долгие годы в душе Мандельштама. "Четвертая проза" дает представление о характере поэта – импульсивном, взрывном, неуживчивом. Мандельштам очень легко наживал себе врагов, своих оценок и суждений не таил. Из "Четвертой прозы": "Все произведения мировой литературы я делю на разрешенные и написанные без разрешения. Первые – это мразь, вторые – ворованный воздух. Писателям, которые пишут заранее разрешенные вещи, я хочу плевать в лицо… Этим писателям я запретил бы вступать в брак и иметь детей – ведь дети должны за нас продолжить, за нас главнейшее досказать – в то время как отцы запроданы рябому черту на три поколения вперед". Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству.

В Воронеже работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссыл.

В Воронеже работал в газетах и журналах, на радио. После окончания срока ссылки возвращается в Москву, но здесь ему жить запрещают. Живет в Калинине. Получив путевку в санаторий, уезжает с женой в Саматиху, где он был вновь арестован. Приговор - 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Этапом был отправлен на Дальний Восток. В пересыльном лагере на Второй речке (теперь в черте Владивостока) 27 декабря 1938 О.Мандельштам умер в больничном бараке в лагере. Последняя фотография О. Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме. Август 1938 г. Выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР. 2 августа 1938 г.

Последнее из известных стихотворений О.Мандельштама написано в Воронеже в ма.

Последнее из известных стихотворений О.Мандельштама написано в Воронеже в мае 1937-го. Это “Как по улицам Киева-Вия. ”, посвящённое Надежде Мандельштам. Как по улицам Киева-Вия Ищет мужа не знаю чья жинка, И на щеки ее восковые Ни одна не скатилась слезинка. Не гадают цыганочки кралям, Не играют в купеческом скрипки, На Крещатике лошади пали, Пахнут смертью господские Липки. Уходили с последним трамваем Прямо за город красноармейцы, И шинель прокричала сырая: "Мы вернемся еще - разумейте. "

В.Шкловский сказал о Мандельштаме: «Это был человек. странный. трудный.

Читайте также: