Айер язык истина и логика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сканировано: Аналитическая философия: Избранные тексты/ Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф. Грязнова. — М.: Изд-во МГУ, 1993 — 181с.

КРИТИКА ЭТИКИ И ТЕОЛОГИИ

Остается последнее возражение, справившись с которым, мы можем считать оправданной точку зрения, что все синтетические суждения суть эмпирические гипотезы. Это воз-

Обычная система этики в том виде, как она разрабатывает­ся этическими философами, вовсе не представляет собой одно­родное целое. Помимо того, что она склонна включать в себя элементы метафизики и анализы неэтических понятий, ее соб­ственно этические содержания также весьма неоднородны. Можно разделить их, видимо, на четыре главных класса. Во-первых, имеются суждения, выражающие дефиниции этических терминов, или оценки законности, или возможности каких-то определенных дефиниций. Во-вторых, имеются суждения о фе­номенах морального опыта и их причинах. В-третьих, имеются призывы к моральной добродетели. И наконец, имеются соб­ственно этические оценки. К сожалению, этики обычно игнори­руют это очевидное разделение на четыре класса; в результате очень трудно уразуметь из их сочинений, что же они хотят обна­ружить или доказать.

Задачей философии, утверждает Айер, не является конкуренция с естественными науками, так как философ не располагает и не может располагать спекулятивными истинами, которые могли бы конкурировать с гипотезами науки. Достижение сверхчувственной истины исключено не в силу ограниченности человеческого разума, как считал Кант, а из-за буквальной бессмысленности любой подобной истины. Следовательно, единственное разумное занятие для философа – это выяснение значений. Задачей философии признается логическое прояснение основных научных понятий, а не попытка заключать о том, чем вещи являются в действительности. Так как все высказывания философии, соответственно сказанному, аналитичны, то нет никаких реальных причин для споров между различными философскими течениями и для существования различных философских направлений. Большинство проблем значения, связанных с обычным рассуждением, были (с определенной точки зрения) в то или иное время решены, так что задача философии в основном теперь заключается в четком анализе основных понятий науки людьми, компетентными как в философии, так и в науке. Та отрасль философии, которая стремится раскрыть природу и обоснованность знания, так называемая эпистемология, в большей своей части является псевдонаукой. В действительности философ может показать, может ли опыт обосновать чьи-либо мнения, но сама философия не обосновывает никаких мнений. Научные мнения могут стоять на своей собственной основе, так как единственный вид обоснования, который необходим и возможен для непротиворечивых эмпирических высказываний – это, с такой точки зрения, эмпирическая проверка.

Может показаться, что высказывания априори, или такие необходимые истины, как истины логики или математики, составляют исключение из основного правила, согласно которому никакое фактическое высказывание не является осмысленным, если оно не проверяемо в терминах чувственного опыта. Эти трудности можно попытаться устранить, считая, что такие высказывания не являются необходимо априорными, а подлежат такой же проверке, как и все чисто эмпирические высказывания. Такой вариант применил Дж.С.Милль, который попытался показать, что высказывания логики и математики всего лишь более надежные фактические высказывания, подлежащие обычной эмпирической проверке. Однако усилия Милля потерпели неудачу, ибо на самом деле, независимо от того, какие эмпирические данные представлены, нам всегда удается спасти истинность логики и математики. Так, например, если в каком-либо случае оказалось, что пять пар объектов не равны десяти объектам, то, скорее всего, мы усомнились бы не в том, что 2 ( 5 = 10, а в том, что в процессе счета мы начали с пяти пар или в том, что в нем участвовали действительно все исходные объекты и не больше.

Но тогда зависят ли объекты познания от познающего мышления или нет? Если дело сводится к вопросу, является ли чувственный опыт независимым от процесса ощущения, то ответ будет утвердительным, так как содержание ощущения есть скорее часть, а не объект чувственного опыта. Однако, если спрашивается, являются ли конструкции, воспринимаемые как материальные объекты – мы сами, законы природы и прошлые события – независимыми от познающего разума, ответ будет отрицательным, так как все такие конструкции представляют собой не просто ощущения, а относительно постоянные возможности ощущений, и предложения о них должны анализироваться в терминах не только действительно происходящих ощущений, но и в терминах ощущений, которые имели бы место при определенных обстоятельствах.

Высказывание непосредственно проверяемо, если оно либо само является высказыванием о наблюдении, либо в конъюнкции с одним или несколькими высказываниями о наблюдении влечет за собой по меньшей мере одно высказывание о наблюдении, которое не выводимо из этих других посылок без данного высказывания. Высказывание косвенно проверяемо, если оно удовлетворяет следующим условиям:

во-первых, в конъюнкции с некоторыми другими посылками оно влечет одно или несколько непосредственно проверяемых высказываний, которые не выводимы только из этих других посылок; и,

во-вторых, всякое высказывание, входящее в эти другие посылки, либо аналитическое, либо прямо проверяемое, либо таково, что его косвенную проверяемость можно установить самостоятельно.

Мы знаем, что p , если и только если мы убеждены в том, что p , имеем основания так считать, и, наконец, если мы правы в этом, т.е. если это действительно так. Скептицизм возникает там, где можно усмотреть логический зазор между открывающимися нам очевидными свидетельствами по поводу существования и характера вещей некоторого вида и нашими обычными требованиями к знанию о них. Например, наш доступ к физическому миру возможен только через наши собственные чувственные данные, к сознаниям других людей – только через их поведение, а к прошлому – только через наши воспоминания. Другая очевидность нам не доступна, а эта может вступать в противоречние, в частности, с требованием истинности знания. Возможны четыре типа решения.

1. С точки зрения наивного реализма, проблематичные вещи даны нам непосредственно, и мы воспринимаем физические объекты, сознания других людей или прошлое без посредства каких бы то ни было чувственных данных, поведения или воспоминаний, которые являются просто их представлениями.

2. Редукционизм сводит существование проблематичных вещей к принятию подходящих образцов среди очевидных данных – например, чувственных данных, поведения или образов памяти и исторических хроник.

3. Научный подход основан на том, что вывод от очевидности к тому или иному заключению имеет надежный с научной точки зрения индуктивный характер. Трудность здесь состоит в том, что не может быть никаких индуктивных оснований для перехода от А к В, если у нас никакого возможного доступа к В, кроме А.

4. Метод дескриптивного анализа, в значительной степени одобренный Aйером (хотя несколько измененный позже) просто описывает то, как мы фактически основываем наши убеждения на очевидности, и показывает, что опасения по поводу их недостаточной обоснованности неразумны, поскольку выдвигают невозможные требования.

Базовый аргумент против скептицизма состоит в следующем. Существуют высказывания такой природы, что для нас логически невозможно ошибиться в их истинности, поскольку они или являются априорными, или регистрируют непосредственный опыт. Айер согласен с тем, что если высказывание выражает априорную истину, то для него логически невозможно быть ложным. Но отсюда вовсе не следует, что для нас логически невозможно ошибиться в его априорности. Поэтому само существование априорных истин еще не гарантирует от ошибок.

Итак, по (широко разделяемому) мнению Дж.Пассмора, логический позитивизм развивался в двух разных направлениях:

под влиянием Карнапа – к реалистическому объяснению восприятия и физикалистской трактовке сознания;

под влиянием Айера – обратно к британскому эмпиризму, из которого он когда-то вырос.

В обоих случаях развитие связано с отказом от концепции эмпирического знания как абсолютно надежного и неподверженного ошибкам – и, в определенной форме, с возвратом к поиску абсолютно достоверного базиса науки в духе Декарта или Гуссерля.

Ксюшаша

Интересно! Получила большое удовольствие. Не могла оторваться всю ночь от чтения

Узбекская кухня

Лариса Ольхова

Удаление отзывов: методы Exiterra

Систематизировали все то что нужно для работы с отзывами, рекомендую к чтению собственникам бизнеса

Alexberova

Невидимият живот на Ади Лару

Здравейте, планирате ли да качите "Злодей" на В. Е. Шуаб като е-книга?

Светлана Архипова

SERM — управление репутацией в поисковых системах

За своей репутацией лучше своевременно следить, а эта книга очень помогает преуспеть в теме прокачивания репутации.

Суженая для Альфы (ЛП)

Короткая романтическая история с ванильной любоФью. Конечно, в главных героев - особенно в главной героини - есть собственные тараканы в головах. В конце всё хорошо и все счастливы. Кто бы

Снегурка на доставке (СИ)

Милая зимняя сказка. Один раз почитать можно. Но в конце автор намудрила. Если б без всякого там принца и королевства, то вышло б намного лучше. Ещё один минус - запятые, которые живут своей жизнью.

Язык, истина и логика

Язык, истина и логика

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

Аннотация

Книга Альфреда Дж. Айер Язык, истина и логика (1936), занимающая в анали-
тической философии особое место, знаменует перенос на англоязычную поч-
ву идей нового философского направления - логического позитивизма, воз-
никшего в рамках Венского кружка. С этой книги начинается отход Окс-
фордской философии начала XX века с несвойственных английским
философам позиций абсолютного идеализма и возвращение к проблемам эм-
пирических источников познания. Этот процесс, подкрепленный влияниями,
исходящими из Кембриджа, привел к возникновению того, что сегодня при-
нято называть современной аналитической философией. Дополнив традиции
английского эмпиризма новыми методами логического и лингвистического
анализа, книга А. Айера, наряду с работами Б. Рассела, Дж.Э. Мура и Л. Вит-
генштейна, послужила источником лингвистического поворота, изменившим
образ философии XX века.
О значении книги А. Айера Язык, истина и логика говорит тот факт, что
она является одной из самых издаваемых книг по аналитической философии.
К сегодняшнему дню только на языке оригинала вышло около миллиона ее
экземпляров, не считая переизданий на различных языках мира. Эта книга
остается одним из самых популярных введений в философию в англоязыч-
ном мире, будучи обязательным учебником во многих университетах
Великобритании и США. Выполняя важную дидактическую задачу, она во
многом формирует образ философии не только в среде профессиональных
философов, но и в широких кругах общественности.

Сканировано: Аналитическая философия: Избранные тексты/ Сост., вступ. ст. и коммент. А.Ф. Грязнова. — М.: Изд-во МГУ, 1993 — 181с.

КРИТИКА ЭТИКИ И ТЕОЛОГИИ

Остается последнее возражение, справившись с которым, мы можем считать оправданной точку зрения, что все синтетические суждения суть эмпирические гипотезы. Это воз-

Обычная система этики в том виде, как она разрабатывает­ся этическими философами, вовсе не представляет собой одно­родное целое. Помимо того, что она склонна включать в себя элементы метафизики и анализы неэтических понятий, ее соб­ственно этические содержания также весьма неоднородны. Можно разделить их, видимо, на четыре главных класса. Во-первых, имеются суждения, выражающие дефиниции этических терминов, или оценки законности, или возможности каких-то определенных дефиниций. Во-вторых, имеются суждения о фе­номенах морального опыта и их причинах. В-третьих, имеются призывы к моральной добродетели. И наконец, имеются соб­ственно этические оценки. К сожалению, этики обычно игнори­руют это очевидное разделение на четыре класса; в результате очень трудно уразуметь из их сочинений, что же они хотят обна­ружить или доказать.

Читайте также: