Аграрный вопрос временного правительства 1917 кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этой и следующей главах, я приведу краткий схематический очерк внутреннего состояния России в первый период революции, лишь в той мере, в какой оно отражалось на ведении мировой войны.

Но и помимо этого, в характере деятельности правительства были некоторые, в обычном понимании положительные и отрицательные черты, которые в исключительной обстановке смуты, одинаково приводили к бессилию и обреченности.

Временное правительство, являясь представительством далеко не всенародным, не хотело и не могло предрешать воли Учредительного собрания, путем проведения реформ, в корне ломающих политический и социальный строй государства. Оно поневоле должно было ограничиваться временными законами, полумерами, в то время как возбужденная народная стихия проявляла огромное нетерпение, и требовала немедленного осуществления капитальной перестройки всего государственного здания. Правда, и Совет, и отдельные представители его в коалиционных министерствах, в теории зачастую признавали идею исключительного права в этом отношении Учредительного собрания. Но только в теории. Ибо на практике все они предрешали, предвосхищали эти права, путем широкой проповеди социального переворота, словесного и письменного ведомственного разъяснения, и наконец, на местах — прямыми действиями явочного и захватного порядка.

В этой борьбе, которая то принимала острые формы, то затихала, сообразно политическому барометру Петрограда (правительственные кризисы), финляндские деятели, не считаясь ни в малейшей степени с общегосударственными интересами, и не имея опоры в вооруженной силе, играли исключительно на лояльности, или вернее, слабости Временного правительства.

На почве этой создалась серьезная угроза финляндскому театру, с некоторых пор привлекавшему к себе усиленное внимание: как фланг армий Северного фронта, база Балтийского флота, прикрытие столицы и Мурманской железной дороги, — театр этот, связанный с центральной Россией одним лишь железнодорожным путем, который не трудно было прервать, стал вызывать большие опасения; этому способствовал развал Балтийского флота и 42-го армейского корпуса, и нараставший шовинизм финляндцев.

До открытого восстания дело не дошло: благоразумная часть населения, если не из побуждений лояльности, то учитывая последствия междуусобной борьбы, в особенности теми методами действий, которых можно было ожидать от распущенной солдатской и матросской вольницы, удержала край в известных границах.

Министерство внутренних дел — некогда фактически державшее в своих руках самодержавную власть и вызывавшее всеобщую ненависть — ударилось в другую крайность: оно по существу самоупразднилось. Функции ведомства фактически перешли, в распыленном виде, к местным самозванным организациям.

История органов министерства внутренних дел имеет большое сходство, во многом, с судьбой военного командования.

5-го марта, министр-председатель отдал распоряжение о повсеместном устранении губернаторов, и исправников и замене их, в качестве правительственных комиссаров, председателями губернских и уездных управ, а также о замене полиции милицией, организуемой общественными учреждениями. Эта мера, вызванная общим ненавистным отношением к агентам прежней власти, в сущности, была единственным реальным волеизъявлением правительства, потому что до сентября месяца не было установлено, в законодательном порядке, положение комиссаров, а инструкции и распоряжения правительства имели, в общем, лишь академический характер, так как жизнь шла своим путем, регулируемая, или вернее, разрушаемая местным революционным правотворчеством.

Страна, как и правительство, как и армия, попала под власть советов. Прав был комиссар Москвы, Н. Кишкин, который считал совершенно безнадежным строительство местной власти, пока власть самого Временного правительства не станет национальной, единой и независимой от каких-либо партийных и классовых организаций.

В дальнейшем, предполагалось все функции активного управления передать демократизованным земским и городским управлениям, а за комиссарами сохранить только правительственный надзор за законностью действий указанных органов.

Изданное 15-го апреля, постановление правительства об устройстве городского самоуправления, заключало в себе следующие главные положения:

1) Пассивным и активным правом выбора пользуются все граждане города обоего пола, достигшие 20-летнего возраста;

2) ценз проживания не введен;

3) пропорциональная система выборов;

4) воинские чины пользуются правом выборов по месту нахождения гарнизона.

Я не буду входить в обсуждение этих норм, едва ли не наиболее демократичных из всех, которые знает муниципальное право, ввиду отсутствия опытных данных их применения. Отмечу лишь одно явление извращенной русской действительности, сопровождавшее введение в жизнь положения осенью 1917 года. Свобода выборов во многих местах оказалась злой насмешкой. Как явление широко распространенное по России — все несоциалистические, даже политически нейтральные группы, взятые под подозрение, подверглись гонению. Агитация их не допускалась, собрания срывались; в выборном делопроизводстве практиковались вопиющие злоупотребления; нередко в отношении их представителей применялось и прямое насилие — избиение и уничтожение избирательных списков. А в то же время, солдатская масса многочисленных гарнизонов, буйных и распропагандированных — случайных гостей города, быть может, только вчера появившихся в нем — повалила к урнам, заполняя их списками крайних противогосударственных партий. Были случаи, что войсковые части, пришедшие после выборов, требовали переизбрания, подкрепляя это требование угрозами, иногда убийствами. Несомненно, среди других причин, наличие в Петрограде огромного разложившегося гарнизона не осталось без влияния на выборы в августе в столичную думу, в которой большевики получили 67 мест из 200.

Власть безмолвствовала, ибо ее не было.

Главный, более того — единственный вопрос, который глубоко волновал душу крестьянства, который заслонял собою все прочие явления и события — вымученный, выстраданный веками:

Необыкновенно сложный и запутанный, он вспыхивал много раз в безрезультатных попытках бунта и насилия, подавлявшихся кроваво и беспощадно. Уже в годы первой революции (1905–1906 гг.) волна аграрных беспорядков, пронесшаяся над Россией и оставившая за собою след пожаров и разгромов помещичьих имений, указывала на то, какие последствия будут сопровождать свершившийся в 1917 году государственный переворот. Вопрос весьма сложный, какими мотивами руководствовался класс земельных собственников (помещиков), охраняя с такой страстностью и силой свои права: атавизмом, природным ли тяготением к земле, соображениями государственными о повышении культурности землепользования, стремлением сохранить непосредственное влияние на народ, или наконец, просто своекорыстием… Одно бесспорно, что аграрная реформа запоздала. Долгие годы крестьянского бесправия, нищеты, а главное, — той страшной духовной темноты, в которой власть и правящие классы держали крестьянскую массу, ничего не делая для ее просвещения, — не могли не вызвать исторического отмщения.

Нет никакого сомнения, что такое нетерпение обусловливалось, в значительной мере, слабостью власти и сторонними влияниями, о которых говорится ниже.

Точно так же единодушно все эти элементы ставили вопрос о порядке законодательного разрешения земельного переустройства, предоставляя его Учредительному Собранию.

Если к этой картине прибавить местами пожары, убийства, самосуды, разрушение усадеб, представлявших из себя иногда хранилища предметов огромной исторической ценности, то получим истинную картину тогдашнего деревенского быта.

Вопрос о помещичьем землевладении вышел, таким образом, далеко из рамок эгоистических классовых интересов. Тем более, что насилиям подвергались не только помещики, но и крестьяне — хуторяне, отрубники. По постановлениям комитетов и помимо них. Подымалось не раз и село на село. Дело шло теперь — вовсе не о перемещении богатств из одних рук в другие, от одного сословия к другому, а об истреблении ценностей, разрушении земельной культуры и экономическом потрясении государства.

Этим путем они стремились создать в лице крестьянской массы сторону, если не сочувствующую, то по крайней мере, нейтральную в предстоящей решительной борьбе своей за власть.

Одним из правительственных актов, вносивших крайние осложнения в нормальное течение народной жизни, явилось упразднение постановлением от 17 апреля общей полиции. В сущности, акт подтвердил лишь то положение, которое создалось почти повсеместно с первых же дней революции, и которое явилось результатом народного гнева, в отношении исполнительных органов старой власти, в особенности же — результатом озлобления со стороны тех лиц, которые подвергались наибольшему угнетению и произволу полиции, и теперь вдруг поднялись на гребень народной волны. Защищать русский полицейский институт — дело безнадежное. Отрицательная репутация его несколько поколебалась, лишь под влиянием сравнения с милицией и чрезвычайками… Точно так же напрасно было бы в то время противиться его упразднению — оно вызывалось психологической необходимостью. Но также несомненно, что старый полицейский институт в своих действиях руководствовался не столько личными политическими убеждениями, сколько требованиями хлебодателя и собственными интересами. Неудивительно, что жандармы и чины полиции — гонимые, оскорбляемые, затравленные, поступив принудительно в армию, составили там элемент весьма отрицательный. Революционная демократия, в самооправдание, до крайности преувеличивала контрреволюционную роль их в армии; тем не менее безусловная правда, что многие бывшие жандармские и полицейские чины избрали себе, быть может, из чувства самосохранения, ремесло, ставшее тогда наиболее выгодным — демагога-агитатора.

Станем на почву фактов.

Упразднение полиции в самый разгар народных волнений, когда значительно усилилась общая преступность и падали гарантии, обеспечивающие общественную и имущественную безопасность граждан, являлось прямым бедствием. Но этого мало: с давних пор функции русской полиции незаконно расширялись, путем передачи ей части своих обязанностей, как всеми правительственными учреждениями, так и органами самоуправления, даже ведомствами православного и инославных вероисповеданий. На полицию возлагалось таким путем взыскание всяких сборов и недоимок, исполнение обязанностей судебных приставов, и участие в следственном производстве, наблюдение за выполнением санитарного, технического, пожарного уставов, собирание всевозможных статистических данных, призрение сирот и лиц, впавших в болезнь вне жилищ и проч., проч. Достаточно сказать, что проект реорганизации полиции, внесенный в Государственную думу в конце 1913 года, предусматривал 317 отдельных обязанностей, незаконно возложенных на полицию и подлежащих сложению.

Весь этот аппарат и сопряженная с ним деятельность — охраняющая, регулирующая, распорядительная, принуждающая — были изъяты из жизни и оставили в ней пустое место.

Созданная взамен милиция была даже не суррогатом полиции, а ее карикатурой. В то время, как в западных государствах проводится принцип объединения полиции под властью правительственного центрального органа, Временное правительство поставило милицию в ведение и подчинение земских и городских управлений. Правительственные комиссары, в отношении милиции, имели лишь право пользоваться ею, для исполнения законных поручений.

Волость зачастую вовсе не организовывала милиции, предоставляя деревне управляться, как ей заблагорассудится.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 20. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства

§ 20. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства Первые преобразования. Основные решения Временного правительства принимались лишь при одобрении и поддержке их Советами. В начале марта была объявлена всеобщая амнистия и отменена смертная казнь.

§ 14. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

§ 14. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРВЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. В начале марта Временное правительство приняло решение об амнистии и отмене смертной казни. Политэмигранты получили право свободно возвращаться на Родину. Амнистия

Глава XIV Деятельность Временного правительства: продовольствие, промышленность, транспорт и финансы

Глава XIV Деятельность Временного правительства: продовольствие, промышленность, транспорт и финансы С начала весны 1917 года, усилился значительно недостаток продовольствия в армии и в городах. Теперь, после опытов советского режима, когда безграничным терпением и

Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича

Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича Первые годы царствования и Соборное Уложение.Князь Яков Долгорукий, человек, помнивший время Алексея Михайловича, говорил Петру Великому: «Государь, в ином отец твой, в ином ты больше хвалы и благодарения

Внутренняя деятельность правительства в царствование Михаила

Внутренняя деятельность правительства в царствование Михаила Перемены в управлении. Расстроенное смутой состояние государства побудило правительство царя Михаила произвести некоторые перемены в управлении, чтобы усилить в нем централизацию и тем сообщить его

12. Экономическая политика Временного правительства

Внутренняя политика правительства X. Коля

71. ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1917 г.

71. ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1917 г. Основные положения провозглашенной социально-экономической политики Временного правительства устраивали большую часть общества. Несмотря на это, Временное правительство не смогло стать консолидирующей

72. ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1917 г

72. ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1917 г Манифестации 4 июля в Петрограде привели к вооруженному противостоянию на улицах, и на этот раз жертв оказалось больше, чем во время свержения монархии, – около 700 человек. Сторонники правительства взяли верх,

2. Внутренняя политика российского государства. Деятельность временного правительства

2. Внутренняя политика российского государства. Деятельность временного правительства Временное правительство поддерживали политическая элита, интеллигенция, предприниматели, некоторая часть рабочего класса и крестьянства, но оно не имело достаточно широкой

Внутренняя деятельность правительства Михаила Феодоровича

Внутренняя деятельность правительства Михаила Феодоровича Итак, с приездом Филарета Никитича временщики должны были отказаться от власти и уступить влияние ему. Иначе и быть не могло; Филарет – по праву отца – ближе всех стал к Михаилу и руководил им, как отец сыном.

Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича

Внутренняя деятельность правительства Алексея Михайловича Князь Яков Долгорукий, человек, помнивший время Алексея Михайловича, говорил Петру Великому: «Государь! В ином отец твой, в том ты больше хвалы и благодарения достоин. Главные дела государей – три: первое –

Аграрная политика Временного правительства после Февральской революции

Крестьянство жило в страшной нужде и нищете. 30 тыс. помещиков имели столько же земли, сколько 10 млн. крестьянских дворов. В деревне было 65% бедняков. Война еще больше усилила разорение и нищету крестьян. Но Временное правительство не решало и не могло решить аграрный вопрос в интересах крестьян. Конфискация помещичьих земель и передача их крестьянам означали бы на деле конфискацию и значительных капиталов банковских монополий. Более 60% помещичьих земель было заложено и перезаложено в разных банках. Буржуазия и помещики, интересы которых тесно переплелись, боролись за сохранение крупного землевладения. Они допускали возможность частичного отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян лишь по добровольному соглашению и за выкуп. Крестьянство же требовало конфискации помещичьих имений, передачи всей земли народу и уравнительного землепользования. Однако большинство крестьян сначала поверило эсерам и другим соглашателям, что земельный вопрос в ближайшее время будет решен законодательным путем.

Правительство князя Львова в своей декларации вообще обошло вопрос о земельных отношениях. Программное заявление но этому поводу оно сделало с большим опозданием, причем все свело к подготовке материалов для Учредительного собрания, на которое возлагалось решение аграрного вопроса.

Единственной уступкой правительства крестьянству было решение отобрать в казну принадлежавшие царской фамилии кабинетские и удельные земли. Эта мера не затрагивала основ крупного помещичьего землевладения, 9/ю которого осталось неприкосновенным.

Содержание

Образование Временного правительства

В день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 27 февр. (12 марта) группа депутатов Государственной думы образовала Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Тем временем рабочие, а вслед за ними и солдаты столицы избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов. В силу ряда причин руководство в Совете захватили представители меньшевиков и эсеров, поведших линию на передачу всей власти буржуазии. 2(15) марта 1917 Временный комитет Государственной думы по соглашению с меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского совета образовал Временное правительство.

Состав

Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 года правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта — Великобритании и Франции.

Деятельность

Аграрная политика

Национальный вопрос

Положение рабочих

Продовольственная политика

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило [8 (21) марта] о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

. тормозить как можно осторожнее и незаметнее революцию, все обещать, ничего не исполнять [1]

Внешняя политика

В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Хронология событий

Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временное правительство. В Апрельских тезисах В.И.Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства: Апрельский кризис 1917 года, Июньский кризис 1917 года, Июльские дни 1917 года.

Первое коалиционное правительство

Июльский кризис

Второй коалиционное правительство

Третье коалиционное правительство

Крах Временного правительства

Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В.И.Лениным подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

Кто виноват?

Вопрос о том, насколько справедливы были притязания крестьян на землю в конце XIX — начале XX века, до сих пор остаётся дискуссионным. Сейчас активно распространяется точка зрения, что страдания крестьян предреволюционной России преувеличены. Кредит, который выдало государство крестьянам для выкупа земли у помещиков, якобы не был такой уж неподъёмной ношей, а причиной голодных лет была общая отсталость русской деревни, а не высокие налоги или недостаток земли.

В технической отсталости русской деревни некоторые историки склонны обвинять существование общины, которая всячески пыталась уравнять своих членов. Но основная проблема заключалась в том, что общину поддерживали и в рядах оппозиционной интеллигенции, и в правительстве. Вот что пишет по этому поводу Сергей Юльевич Витте:

Отчаянное положение

«Бывшие государственные крестьяне вносили налоги и подати в размере 92,75% своего чистого дохода от хозяйствования на земле, так что в их распоряжении оставалось 7,25% дохода. Например, в Новгородской губернии платежи по отношению к доходу с десятины составляли для бывших государственных крестьян ровно 100%.

На рубеже веков император Николай II и его министры всячески поддерживали крестьян. Так, была построена железная дорога Транссиб, благодаря которой крестьяне смогли переселяться в Сибирь. Смельчаки, решившиеся покинуть родные края, получали от государства до 200 рублей стартового капитала. Ещё до реформы Столыпина предложением решили воспользоваться сотни тысяч человек, и только 10—25% из них вернулись обратно. Некоторые учёные отмечают, что столь высокий процент желающих уехать в неведомые холодные дали говорит о том, что люди были доведены до отчаяния на своей малой родине.

Столыпин сделал переселение крестьян за Урал частью своей аграрной реформы. Об успехах этого предприятия можно судить по следующей статистике:

Число переселенцев с 1906 по 1914 год — 3 772 154 человек.

Вернулось — 1 026 072 человек (27,2%).

Остались неустроенными — 344 640 человек.

Столыпин не только переселял крестьян в Сибирь. Его аграрная реформа включала в себя множество пунктов, среди которых было и разрушение общинного строя. Сам министр считал, что его реформа предполагает максимальный эффект в долговременной перспективе, и, возможно, он был прав. Но проверить это на практике не удалось: в 1911 году Пётр Аркадьевич Столыпин был убит.

Бездеятельность Временного правительства

В феврале 1917 года Временное правительство объявило Столыпинскую реформу несостоятельной и пообещало окончательно решить аграрный вопрос. Но давать землю крестьянами никто не торопился: для этого нужно было конфисковать частные владения. Именно на обсуждении этого вопроса Главный земельный комитет Временного правительства встал в тупик: чиновники так и не смогли решить, на каких условиях следует забирать землю у собственников. Вся реальная деятельность комитета свелась к принятию двух постановлений:


В целом Временное правительство собиралось двигаться по капиталистическому пути, сохраняя крупные хозяйства за собственниками и требуя с крестьян выкуп за землю. Во всей этой схеме временщиков смущали только земельные комитеты, которые фактически были органами крестьянского самоуправления, а значит, вряд ли оценили бы замыслы правительства.

Крестьяне против временщиков

Февральское правительство не ошиблось: земельные комитеты действительно были всецело на стороне крестьян, а крестьяне, в свою очередь, начали проявлять активное недовольство деятельностью Временного правительства. С середины марта 1917 года в Министерство внутренних дел стали регулярно поступать жалобы о захватах земель, лесных порубках и грабежах в имениях. Дела передавались милиции, но милиция, находившаяся в подчинении комитетов, пресекать крестьянское самоуправство не торопилась.

Крестьяне очень внимательно следили за землями помещиков и немедленно засеивали всё, что, по их мнению, было пустующей территорией. Свои порядки они установили и на выплаты аренды: отменялись торги и натуральная оплата. Теперь все земли передавались крестьянам за ту цену, которую твёрдо устанавливали комитеты.

Но самыми серьёзными противниками Временного правительства стали возродившаяся и окрепшая крестьянская община и крестьянские съезды. Община теперь регулировала не только хозяйственную, но и общественно-политическую жизнь деревни, а крестьянские съезды принимали принципиально важные политические решения, которые собравшиеся собирались претворять в жизнь.

Прямое столкновение крестьянского и центрального правительства произошло в период с 20 мая по 6 июня. Тогда на съезде в Самаре крестьяне решили, что все частновладельческие земли (включая арендуемые) переходят в общий фонд. Временное правительство пыталось вступить в переговоры с крестьянством, но своими неуклюжими попытками только уничтожило остатки собственного авторитета. Неуверенность Временного правительства в принципиально важном земельном вопросе привела к тому, что осенью 1917 года началась планомерная социализация всей земли.

Крестьяне принялись самостоятельно делить помещичью землю. В российской революционной традиции все, кто считал, что крестьяне должны получить всю землю страны без выкупа, назывались чёрнопередельцами. А сам процесс самовольного перераспределения земли в 1917 году мы теперь знаем как чёрный передел.


Одним из таких моментов в новейшей истории России стало правление Временного правительства.

Образование Временного правительства

К началу 1917 г. правительство Российской империи потеряло контроль за ситуацией в основных центрах страны.

22 февраля (даты по старому стилю) началась забастовка на Путиловском заводе, вызванная перебоями в снабжении продовольствием столичного региона. 23 февраля к забастовке путиловцев присоединились остальные предприятия Петрограда, а с 26 февраля на сторону восставших переходят воинские части гарнизона Петрограда. С 27 февраля функции исполнительной власти взял на себя Временный комитет Государственной думы. Но реальную власть и контроль за обстановкой в солдатской и рабочей среде имел Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

Результатом революции (22 февраля — 3 марта 1917 г.) стало отречение от престола императора Николая II. Его брат Михаил отложил принятие власти, до решения Учредительного собрания об общественно-политическом устройстве России.

Первый состав Временного правительства возглавил общественный деятель буржуазно-либерального толка князь Львов Г.Е. В состав вошли: от партии кадетов: Милюков П.Н., Некрасов Н.В., Мануйлов А.А., Шингарев А.И., Шаховский А.И., от партии октябристов: Гучков А.И., Годнев И.В., от партии прогрессистов: Коновалов А.И., от центристов: Львов В.Н., от Петроградского совета: Керенский А.Ф., беспартийный Терещенко М.И. Ключевые посты заняли: военного министра – Гучков, министра иностранных дел – Милюков, юстиции – Керенский.

Такое положение привело к кризисам Временного правительства, повлиявшим как на его состав, так и на принятия решений.

Временное правительство 1917 года

1 марта было объявлено о создании Временного правительства, которое возглавил Г.Е. Львов. Временное правительство работало, и уже 3 марта издало манифест с задачами для развития страны. Февральская революция 1917 года продолжилась массовой амнистией заключенных. Временное правительство, желая вызвать доверие людей, объявило о скором завершении войны и передаче земли народу.

5 марта Временное правительство уволило всех губернаторов и чиновников, служивших императору Николаю 2. Вместо губерний и уездов были созданы комиссариаты, которые и решали вопросы на местах.

В апреле 1917 года Временное правительство пережило кризис недоверия народа. Причиной к тому послужило заявление министра иностранных дел П.Н. Милюкова, который заявил, что западным странам, что Россия продолжит первую мировую войну и будет участвовать в ней до самого конца. Люди хлынули на улицы Москвы и Петербурга, выражая несогласие с действиями властей. В результате Милюков был вынужден уйти в отставку. Лидеры нового правительства решили привлечь к работе наиболее влиятельных среди народа социалистов, позиции который были крайне слабы еще. Новое Временное правительство в середине мая выступило с заявление, что начнет переговоры о заключении мира с Германией, и немедленно займется решением земельного вопроса.

В июне произошел новый кризис, пошатнувший Временное правительство. Народ был недоволен тем, что война не была окончена и земля до сих пор была в ведении избранных. В результате 18 июня демонстрация, в которой приняло участие порядка 400 тысяч человек, хлынула на улицы Петрограда, скандируя в массе своей лозунги большевиков. Одновременно с этим крупные движения прошли в Минске, Москве, Нижем Новгороде, Харьков е и многих других городах.

В июле новая волна народных движений охватила Петроград. На сей раз люди требовали свержение временного правительства и передачи всей власти Советам. 8 июля социалисты, возглавлявшие отдельные министерства, издали постановление об объявлении России республикой. Г.Е. Львов в знак протеста подал в отставку. Его место занял Керенский. 28 июля было объявлено о создании коалиционного временного правительства, в которое вошли 7 социалистов и 8 кадетов. Возглавил это правительство Керенский.

Такие итоги имела Февральская революция 1917 года. Дальше на первый план вышли большевики, который хотели полностью подчинить власть себе.

Деятельность

Аграрная политика

Национальный вопрос

Положение рабочих

Продовольственная политика

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

Внешняя политика

В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Крах Временного правительства

Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В.И.Лениным подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

Кол-во блоков: 6 | Общее кол-во символов: 10338
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: