Афхд кратко в таблице

Обновлено: 02.07.2024

Анализ финансового состояния — один из важнейших этапов оценки результатов, достигнутых компанией по итогам отчетного года.

На основе данных такого анализа собственники и менеджмент компании получают информацию о факторах, повлиявших на результаты бизнеса, оценивают экономические возможности по дальнейшему развитию.

Данные анализа служат базой для разработки бизнес-планов и операционных бюджетов на следующий год.

Анализ финансового состояния всегда востребован при привлечении внешнего финансирования, так как его итоги помогают оценить кредитоспособность компании и спрогнозировать ее динамику на будущее. Следовательно, руководитель финансово-экономической службы любой компании обязан проводить качественный анализ ее финансового состояния после формирования в управленческом учете годовых итогов деятельности.

АНАЛИЗИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИТОГАМ ГОДА

Анализ результатов деятельности необходим для понимания того, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся у него активы, в какой степени сбалансированы источники их формирования. С помощью анализа можно оценить стабильность структуры имущества компании и источников его формирования.

Основой для анализа результатов деятельности предприятия служит управленческий баланс. Как правило, для оценки используют агрегированный (предварительно укрупненно сгруппированный) вариант баланса.


Сразу отметим, что за 2019 г. общая валюта баланса увеличилась в абсолютном значении на 29 000 тыс. руб., в относительном — на 21,8 %.

В части имущества компании выявлен опережающий рост внеоборотных активов, которые выросли на 18 000 тыс. руб. (23,2 %). Оборотные активы по итогам 2019 г. выросли на 11 000 тыс. руб. (19,8 %).

В качестве положительного момента следует выделить тот факт, что наименее ликвидная часть оборотных активов в виде запасов ТМЦ увеличилась за анализируемый период в наименьшей степени — только на 7,7 %. Это свидетельствует об эффективной политике управления запасами.


Из таблицы 2 видно, что структура основных групп активов по итогам 2019 г. изменилась незначительно: доля внеоборотных активов выросла на 0,7 %, на такой же процент уменьшилась доля оборотных активов.

Изменения в структуре источников формирования активов за 2019 г. более существенные. На 6,9 % увеличилась доля собственных средств, на 0,3 % — доля долгосрочных обязательств компании (при снижении доли краткосрочных обязательств на 7,2 %). Этот факт свидетельствует об улучшении структуры источников формирования активов по итогам 2019 г.

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4,

где А1 — денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 — дебиторская задолженность;

А3 — запасы ТМЦ и прочие оборотные активы;

А4 — внеоборотные активы;

П1 — текущая кредиторская задолженность;

П2 — краткосрочные кредиты и займы, другие текущие обязательства;

П3 — долгосрочные кредиты и займы, другие долгосрочные обязательства;

П4 — собственные средства (капитал) компании.

Рассчитав ликвидность согласно этой формуле, получаем следующие значения (табл. 3).


АНАЛИЗИРУЕМ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ИТОГАМ ГОДА

Финансовые результаты компании анализируют, чтобы оценить эффективность ее операционной деятельности, выявить способность к сохранению конкурентоспособности на рынке сбыта продукции.


Сравнивая финансовые результаты компании 2019 г . с аналогичными показателями 2018 г . , можно сделать следующие выводы:



Выводы на основании данных табл. 5:

  • по итогам 2019 г. себестоимость продаж составила 78,1 % к выручке от реализации, что на 1 % выше себестоимости продаж 2018 г.;​
  • величина торговой наценки (Валовая прибыль / Себестоимость реализации) в 2019 г. снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2018 г. на 1,6 % и составила 28 %.

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Оценка финансовых показателей предприятия определяется на основе метода финансовых коэффициентов, которые характеризуют как финансовую устойчивость компании, так и степень эффективности ее бизнеса. Эта оценка формируется путем расчета финансовых коэффициентов основных управленческих отчетов (баланса и отчета о прибылях и убытках) с последующей интерпретацией полученных значений.

Финансовые коэффициенты делятся на пять основных групп. Перечень основных финансовых коэффициентов и формулы их расчета представлены в табл. 6.


При проведении анализа финансового состояния предприятия расчетные показатели интерпретируются следующим образом:

  • показатели имущественного состояния позволяют оценить степень износа внеоборотных активов компании и необходимость их обновления в будущем;
  • показатели ликвидности характеризуют способность компании погасить свои текущие обязательства перед кредиторами;
  • показатели финансовой устойчивости определяют степень финансовых рисков бизнеса компании;
  • показатели деловой активности измеряют эффективность операционной деятельности компании;
  • показатели рентабельности позволяют измерить способность компании генерировать прибыль за счет использования имеющихся у нее ресурсов.


Интерпретируем полученные расчеты:

  • показатели имущественного состояния — 5 баллов;
  • показатели ликвидности — 3 балла;
  • показатели финансовой устойчивости — 3 балла;
  • показатели деловой активности — 4 балла;
  • показатели рентабельности — 5 баллов.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

1. Оценка финансового состояния предприятия по итогам года включает анализ результатов деятельности, финансовых результатов и финансовых показателей.

2. Для оценки финансового состояния предприятия по итогам года используют горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный и факторный анализ, анализ финансовых коэффициентов.

3. Основой для анализа финансового состояния предприятия по итогам года служат данные баланса, отчета о прибылях и убытках, расчетные значения финансовых показателей.

4. Для наибольшего эффекта результаты анализа финансового состояния должны быть формализованы в письменном виде, включать цифровые данные, их интерпретацию, а также рекомендации по исправлению негативных тенденций в развитии бизнеса и финансовом состоянии компании.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности (далее АФХД) предприятия необходим для оценки экономического состояния компании, для своевременного выявления рисков и благоприятных факторов. АФХД помогает выстроить дальнейшую стратегию развития фирмы.

Понятие АФХД предприятия

АФХД называют мероприятия, направленные на накопление, систематизацию и обработку информации, связанной с экономическими показателями фирмы. Он необходим для управления движением ресурсов, а также для своевременного принятия целесообразного решения о дальнейшем развитии предприятия.

Оценка стоимости бизнеса
Финансовый анализ по МСФО
Финансовый анализ по РСБУ
Расчет NPV, IRR в Excel
Оценка акций и облигаций

Цели АФХД компании

Различают 2 вида АФХД: внутренний и внешний. Первый проводится работниками фирмы. В процессе анализа исследуется более широкий спектр информации, которая не находится в открытой отчетности.

Выполнение внешнего АФХД поручают сторонним сотрудникам, которые являются партнерами фирмы либо представителями кредитной организации. Зачастую проведение АФХД руководство дозволяет специализирующимся на подобной работе компаниям. Внешний анализ деятельности предприятия могут проводить и контролирующие органы, например, налоговая служба, СМИ и др. заинтересованные в финансовом состоянии фирмы лица.

К целям внешнего АФХД относят:

  • выявление рискованности инвестирования в данную компанию;
  • прогноз возможного дохода от инвестирования;
  • выявление конкурентоспособности;
  • определение рентабельности и ликвидности фирмы.

Надо отметить, что внешний анализ отличается от внутреннего тем, что первый просто констатирует факт. Есть компания, и у нее такие-то показатели. А последний – это более глубокое исследование, которое способно рассказать о причинах и следствии того или иного факта. Например, прибыль компании выросла из-за увеличения активов. А рост кредиторской задолженности произошел по причине приобретения оборудования.

Задачи АФХД предприятия

К задачам АФХД относят:

  • оценку финансового состояния компании на конкретное число;
  • нахождение причинно-следственных связей;
  • выявление резервов и рисков;
  • прогноз развития предприятия;
  • разработку мер по дальнейшей деятельности компании.

Задачи внешнего АФХД напрямую связаны с целями. Его проведение необходимо для экономической оценки компании с точки зрения ее привлекательности для инвестирования. В свою очередь, налоговые органы занимаются проверкой финансовой деятельности предприятия для выявления правильности исчисления и уплаты налогов.

Кто заинтересован в проведении АФХД

Внутренний АФХД необходим всем участникам хозяйственной деятельности предприятия. К ним можно отнести:

  • руководство фирмы;
  • работников — например, экономистов и бухгалтеров;
  • собственников компании;
  • акционеров.

Внешний АФХД проводят лица, заинтересованные в финансовых показателях предприятия. К ним относят:

  • налоговые органы;
  • покупателей и заказчиков;
  • инвесторов;
  • поставщиков и подрядчиков;
  • арбитражных управляющих.

Внешний АФХД может понадобиться и средствам массовой информации.

Источники информации для проведения АФХД

АФХД проводят на основании финансовой документации, характеризующей деятельность предприятия.

Документ № формы Сведения, содержащиеся в документе
Бухгалтерский баланс 1 Пассивы и активы компании на начало отчетного периода и на его окончание
Отчет о денежных потоках 4 Информация об обороте денежных средств в компании
Отчет о доходах и потерях 2 Данные о поступлениях, расходах, а также об объеме полученной прибыли или убытка
Отчет о движении капитала 3 Сведения об объеме собственного и заемного капитала компании, а также об его изменении.

При АФХД могут быть использованы лишь некоторые из перечисленных в таблице документов. Все зависит от того, кто будет являться пользователем исследования.

Важно! Зачастую для проведения АФХД компании используют специализированные программы, что позволяет снизить риск допущения ошибок и ускорить процесс.

Как выполнить АФХД

Для того, чтобы понять, как выполнить АФХД, необходимо выбрать методику и разобрать этапы его проведения.

Методика АФХД

Зачастую при проведении АФХД компании используют сразу несколько методик. Это позволяет сформировать более достоверную картину.

  1. В процессе вертикального анализа выявляют удельный вес каждого показателя. При помощи него исследуют активы, капитал и денежный поток.
  2. Горизонтальный или динамичный АФХД выполняется путем сравнения текущих показателей с данными прошлого года или плановыми. Его всегда проводят в дополнение к вертикальному исследованию.
  3. Сравнительный анализ проводится в том случае, если есть необходимость сопоставить схожие показатели финансовой деятельности. Например, провести оценку конкурентоспособности или выявить, какой из филиалов работает лучше.
  4. Интегральный АФХД помогает понять, какие факторы оказали воздействие на текущие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
  5. Анализ коэффициентов – это один из важнейших методик АФХД. Он позволяет выяснить показатели ликвидности и платежеспособности фирмы.

Зачастую внешний АФХД включает в себя горизонтальный и вертикальный анализ, а также исследование относительных показателей (коэффициентов).

Этапы проведения АФХД

В первую очередь, нужно определить цели и задачи анализа. Далее — понять, кто является пользователем информации. После этого можно приступать к проведению самого анализа. Если выполнялось внутреннее исследование, в заключение следует подвести итоги. Сам АФХД делится на несколько этапов:

Расшифровка обозначений в формулах:

  • Ат – текущие активы;
  • От – текущие обязательства;
  • Дс – денежные средства;
  • ФВк – краткосрочные финансовые вложения;
  • Зд – дебиторская задолженность;
  • Ск – собственный капитал;
  • Ок – общий капитал;
  • СОС – собственные оборотные средства;
  • ЗК – заемный капитал;
  • ОР – объем реализации;
  • Соа – средняя стоимость оборотных активов;
  • Сва – средняя стоимость внеоборотных активов;
  • ЧП – чистая прибыль;
  • ЧОП – чистый объем продаж;
  • ОбС – оборотные средства;
  • ОС – основные средства;
  • Кл1 – коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода;
  • КМ – число месяцев, в течение которых предприятие не было платежеспособным;
  • Опм – число месяцев в отчетном периоде;
  • Кл0 – коэффициент текущей ликвидности за сравниваемый период;
  • Клн – коэффициент текущей ликвидности по норме;
  • ВПч – число месяцев на восстановление платежеспособности.

После проведения АФХД делают выводы об экономической стабильности предприятия, определяют причины, которые привели к данным показателям и разрабатывают дальнейший план действий.

Пример анализа финансовой устойчивости компании

Для определения финансовой устойчивости предприятия необходимо рассчитать ряд коэффициентов. Возьмем для анализа бухгалтерский баланс компании за 2019 и 2020 годы со следующими показателями:

  • в 2019 году собственный капитал был равен 1,5 млн. рублей, а в 2020 – 1,8 млн. руб.;
  • краткосрочные обязательства в 2019 году были равны 0,8 млн. рублей, а в 2020 году – 0,82 млн. рублей;
  • долгосрочные обязательства в 2019 году составили 0,1 млн. рублей, а в 2020 году – 0,15 млн. руб.;
  • в 2019 году объем заемных средств составлял 0,9 млн. руб., а в 2020 году – 0,97 млн. рублей;
  • валюта баланса за 2019 год – 3,9 млн. рублей, в 2020 году – 4,2 млн. руб.

На основании имеющихся данных можно провести анализ финансовой устойчивости путем определения девяти коэффициентов:

Коэффициент Показатель Динамика
2019 год 2020 год
Концентрации собственного капитала 0,38 0,43 0,05
Концентрации заемного капитала 0,23 0,23 0
Финансовой зависимости 2,6 2,33 — 0,27
Текущей задолженности 0,21 0,2 — 0,01
Устойчивого финансирования 0,41 0,46 0,05
Экономической независимости 0,79 0,92 0,13
Экономической зависимости 0,06 0,08 0,02
Платежеспособности 1,6 1,85 0,25
Финансового риска 0,6 0,54 — 0,06

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что предприятие находится в отличном финансовом состоянии и мало зависит от сторонних организаций. Об этом говорит высокий коэффициент независимости.

Также об устойчивости предприятия рассказывает показатель платежеспособности, который за последний год увеличился на 0.25, и низкий финансовый риск, уменьшенный в текущем периоде. Кроме того, концентрация собственного капитала выше, чем заемного, и наблюдается его положительная динамика.


31 января 2020

Анализ финансовых результатов деятельности компании: пошаговый алгоритм

Ольга Воробьева

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия дает понимание, насколько эффективно оно работает. Главная задача – раскрыть причины падения прибыли и уменьшения рентабельности. В статье рассмотрим, как он проводится и разберем пример.

С чего начать оценку финансовых результатов деятельности организации

Весомый блок в анализе финансового состояния предприятия – это оценка прибыльности его деятельности. Ее проводят, чтобы увидеть:

  • насколько адекватны расходы организации при сложившемся уровне доходов;
  • значимо ли влияние чистой прибыли в формировании собственного капитала;
  • насколько эффективно используются активы и пассивы в привязке к прибыли;
  • какие факторы препятствуют росту финансового результата.

По сути, в названных задачах мы обобщили этапы проведения анализа. К ним мы еще вернемся. А теперь расскажем, какими вопросами стоит задаться в начале исследования. Это будут такие:

  • где взять информацию?
  • за какой период делать расчеты?
  • как сформулировать корректные выводы?

Где взять информацию? Чтобы проанализировать финансовые результаты компании, вам понадобятся отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс. Отчет будет основным, так как именно он содержит четыре вида прибыли (убытка). В балансе под это отводится лишь одна строка.

За какой период делать расчеты? Если вы возьмете годовую финансовую отчетность, которая составлена по российскому формату, то анализом получится охватить максимум два года. Для, например, пятилетнего исследования, потребуются отчеты за четыре последовательных годовых периода.

Иногда проблема с пониманием и выводами кроется в нехватке общих познаний о том, как считается финансовый результат и каким он бывает. Давайте вспомним ключевые моменты этих вопросов.

Бытует заблуждение: финансовый анализ сводится к расчету массы коэффициентов. А выводы – второстепенны. В действительности, лучше рассчитать ограниченный набор показателей, но проникнуться их сутью и основательно разобраться, о чем говорят значения. Куча неосмысленных цифр – пустая трата времени аналитика.

Как посчитать финансовый результат деятельности предприятия

Вот несколько простых правил:

На схеме мы показали, как называются виды финансового результата в российской отчетности и как они рассчитываются.

770x1400_UPR_Shema_AnFi.jpg

ОФР – отчет о финансовых результатах;
ББ – бухгалтерский баланс;
цифры в скобках – номера строк бухгалтерской отчетности

Рисунок. Виды финансовых результатов в российской отчетности

Важно понимать: в финансовом анализе нет жестко заданных правил. Это значит, что методику расчета и набор как исходных, так и итоговых показателей аналитик всегда выбирает сам.

Оценка финансовых результатов: этапы и показатели

Важно понимать: в финансовом анализе нет жестко заданных правил. Это значит, что методику расчета и набор как исходных, так и итоговых показателей аналитик всегда выбирает сам. Поэтому наш подход – примерный. В нем мы ориентировались, прежде всего, на российскую отчетность. В ней нет готовых показателей маржинальной прибыли, EBITDA, NOPAT и т.п. Не будет их и в наших этапах и примерах.

Предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать финансовый анализ предприятия в части финансовых результатов.

Этап 1. Провести горизонтальный анализ прибыли (убытка)

Суть горизонтального анализа в том, чтобы понять: как изменился финансовый результат по сравнению с предыдущим периодом. Вот некоторые его особенности:

  • потребуется минимум два значения прибыли (убытка). Одно из них принимается как база для сравнения. Обычно это величина из самого раннего временного промежутка;
  • рассчитываются либо абсолютные, либо относительные отклонения фактического уровня от базового. Для вычисления последних пригодятся формулы темпов роста и прироста. Смотрите их в таблице 1;
  • абсолютные отклонения измеряются в той же единице, что и анализируемый показатель. В нашем случае это будут рубли. Относительные – либо в процентах, либо в долях;
  • если показатель в базовом периоде равнялся нулю или имел другой знак, нежели в текущем, то темпы роста/прироста рассчитать либо не выйдет, либо они не будут иметь смысла. Для примера: в 2018 г. организация получила 1 млн руб. убытка, а в 2019 г. – 2 млн руб. прибыли. Темп прироста равен: 2 ÷ (-1) × 100% – 100% = -300%. Если трактовать буквально, то выйдет так: финансовый результат за год уменьшился на 300%. Согласитесь, это глупость;
  • характер изменения (позитивный, негативный) зависит не от знака полученного отклонения. Он определяется смыслом самого показателя. Например, для доходов или прибыли важен рост и, значит, положительные величины отклонений. Для расходов и убытков, наоборот, – отрицательные.

Таблица 1. Формулы отклонений для горизонтального анализа

Название показателя

N0, N1 – значения анализируемого показателя в базовом и текущем периодах

Этап 2. Выполнить вертикальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Вертикальный анализ заключается в расчете удельного веса какого-либо показателя в общей сумме однородных величин. Иначе – это оценка структуры, при которой отдельный элемент соотносится с неким целым, частью которого он является.

Данный подход отличается особенностью для всех показателей из отчета о финансовых результатах, так как не сразу ясно, что считать тем целым, на которое будут делиться частные значения. Причина: отчет строится по принципу вычитания, а не суммирования в отличие от баланса.

Поэтому предлагаем реализовать вертикальный анализ по двум направлениям:

  • для нераспределенной прибыли из баланса рассчитать ее долю в собственном капитале и/или в пассиве. Это позволит понять, насколько значим вклад накопленного результата в совокупную величину источников финансирования деятельности предприятия;
  • для прочих видов прибыли из отчета о финансовых результатах соотнести их значение с доходами. Причем для валовой прибыли и от продаж рассчитать соотношение с выручкой. Для прибыли до налогообложения и чистой – с суммой выручки и прочих доходов. Обоснование: так сделаем сопоставление с теми доходами, которые принимали участие в расчете конкретного вида финансового результата. Что покажут эти вычисления? Какая сумма от заработанного дохода остается у предприятия на каждом этапе формирования прибыли. Косвенно это характеристика значительности расходной части, ведь чем меньше получится удельный вес, тем больше расходов приходится на каждый рубль дохода.

Важно помнить: вертикальный анализ лишен смысла для показателей убытка.

Вот формула для расчета удельного веса:

где Ni – значение конкретного показателя (часть);

∑Ni – величина общего показателя, в который Ni входит как составной элемент (целое).

Абсолютные значения финансового результата имеют большой недостаток: низкая степень сравнимости с другими организациями. Это так, даже если исследуется финансовая отчетность предприятий одного вида деятельности.

Этап 3. Рассчитать показатели рентабельности

Абсолютные значения финансового результата имеют большой недостаток: низкая степень сравнимости с другими организациями. Это так, даже если исследуется финансовая отчетность предприятий одного вида деятельности. Например, у федеральной торговой сети рублевая прибыль запросто окажется в разы выше, чем у локального магазина. Однако ее соотношение с величиной активов, собственного капитала или выручки может показать иную картину – совсем не в пользу торгового гиганта.

Такие соотношения значений финансового результата с прочими показателями деятельности организации называются рентабельностью. Их несомненное преимущество – открывающаяся возможность сравнивать изначально несопоставимые абсолютные величины.

Вот несколько особенностей, которые характерны для таких относительных величин:

Смотрите в таблице 2 формулы основных показателей рентабельности. Дальше в примере мы воспользуемся именно таким набором.

Таблица 2. Относительные показатели для оценки финансовых результатов

Читайте также: