Аэропорт внуково история кратко

Обновлено: 22.04.2024

Международный аэропорт Внуково — старейшее авиатранспортное предприятие Москвы. Начало истории аэропорта восходит к 1936 году — времени начала строительства аэродромного комплекса Внуково. Первая очередь сооружений аэропорта Внуково была открыта 2 июля 1941 года. Этот день вошел в историю отечественной авиации как День рождения аэропорта Внуково.

В военные годы на базе Внуково располагались Московская авиационная группа особого назначения, полк истребительной авиации ВВС и десантное подразделение. Именно во Внуково 9 мая 1945 года приземлился самолет Ли-2, доставивший из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии.

В сентябре 1950 года на базе Внуково был создан 21-й учебно-тренировочный отряд подготовки летных специалистов для аэропорта. В июле 1954 года образованы Внуковские линейные эксплуатационные мастерские для технического обслуживания авиационной техники.

Исторической вехой в жизни Внуково стало 14 апреля 1961 года, когда с космодрома Байконур в Москву был доставлен первый космонавт планеты Юрий Гагарин.


Общее описание комплекса

История создания

  1. Взлётно-посадочная полоса № 1, параметры: 06/24, 3500×60 м, PCN 34/R/A/W/T.
  2. Взлётно-посадочная полоса № 2, параметры: 01/19, 3060×60 м, PCN 60/F/D/X/T; верхний слой покрытия — асфальтобетон.

Аэропорт допущен к эксплуатации всех типов отечественных воздушных судов: Ту-134, Ту-154Б, Ил-86 — кроме ночных полётов с 23 часов вечера и до 6 утра, основных типов воздушных судов западного производства, а также большого количества типов региональных самолётов и самолётов бизнес-авиации.

На территории второго терминала аэропорта летом 2009 года в эксплуатацию запущен новый аэровокзал и служебно-техническое здание со всеми вновь подведёнными коммуникациями.

Новое здание терминала начали строить в 2008 году. Со стороны Киевского шоссе уже успел появиться новый забор, который выше прежнего на два метра. Предыдущий забор представлял собой металлическую решётку, через него проезжавшие по шоссе автомобилисты могли разглядеть за деревьями здание терминала.

Нынешний забор сделан из листов металла и находится на бетонном ростверке — новое здание со стороны шоссе теперь увидеть невозможно.


Аэропорт Вну́ково — один из пяти основных аэропортов Москвы и Московской области, четвёртый по объёму пассажиропотока в РФ. Имеет крупнейший в России по занимаемой площади (270 тыс. м²) аэровокзальный комплекс. Расположен в черте Москвы в 10 км к юго-западу от МКАД.

Принимает как пассажирские, так и грузовые рейсы, имеет статус международного. Аэропорт имеет наиболее развитую внутрироссийскую маршрутную сеть среди всех аэропортов РФ (в сезоне ЛЕТО-2009 регулярные рейсы выполнялись в 75 российских городов). Является базовым аэропортом для таких перевозчиков как ЮТэйр, Газпромавиа, Red Wings Airlines, I Fly и др. Терминал Внуково-2 используется для обслуживания спецрейсов высших руководителей государства (в том числе Президента и председателя Правительства РФ), а также руководителей зарубежных стран. Терминалы Внуково-3 используются для обслуживания спецрейсов правительства города Москвы, авиации Роскосмоса и бизнес-авиации.

Содержание

История

Внуково — один из старейших аэропортов Москвы. Его строительство было начато в 1937 году, причиной послужила перегруженность Центрального аэропорта на Ходынском поле (созданного в 1922 году) и аэропорта Быково (созданного в 1936 году). Первая очередь сооружений аэропорта была введена в эксплуатацию 2 июля 1941 года [4] . В годы Великой Отечественной войны на базе Внуково была создана Московская авиагруппа особого назначения [4] .

После окончания войны, в сентябре 1945 года было принято решение о переносе основного московского гражданского аэропорта с аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле во Внуково [4] .

Внуково имеет особый статус — более шестидесяти лет аэропорт осуществляет обслуживание рейсов воздушных судов высших должностных лиц страны, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в Россию.

Существенные средства были вложены и в аэродромное оборудование. В 2008 году начал работу новый командно-диспетчерский пункт, оборудованный современной техникой. В октябре 2009 года была закончена реконструкция ВПП № 2, в 2011 году продолжается реконструкция ВПП № 1 [4] . На время ремонта крестовины пересекающихся под углом полос, с 15 апреля по 1 июля 2011 года, приём и отправка воздушных судов из Внуково были серьёзно ограничены, а правительственный авиаотряд перебазировался в Шереметьево [6] .

Пассажирооборот млн. пассажиров
1990 2008 2009 2010 2011
14 [7] 7,920 7,730 9,460 8,197

Аэродромный комплекс

Аэродромный комплекс Внуково располагает двумя пересекающимися взлётно-посадочными полосами (ВПП):

  • ВПП-1, 06/24, 3000*60 м, PCN 34/R/A/W/T;
  • ВПП-2, 01/19, 3060*45 м, PCN 60/F/D/X/T; верхний слой покрытия — асфальтобетон.

С летнего сезона 2006 года аэропорту Внуково присвоен третий (наивысший) уровень координации по классификации IATA [8] . Пропускная способность двух ВПП — 45 взлёт/посадок в час. Режим работы 24 часа в сутки. Аэропорт допущен к эксплуатации всех типов отечественных воздушных судов (Ил-96, Ил-62 — с ограничениями по максимальной взлетной массе) и основных типов воздушных судов западного производства:

а также большого количества типов региональных самолётов и самолётов бизнес-авиации.

Аэровокзальные комплексы

Внуково 1

Аэровокзальный комплекс Внуково-1 образуют три пассажирских терминала. Терминал А запущен в июле 2010 года и в настоящее время обслуживает регулярные внутрироссийские и часть международных рейсов, терминал В обслуживает международные рейсы (как регулярные, так и чартерные). Терминал D после открытия терминала А продолжает обслуживать на прилёт внутрироссийские рейсы некоторых авиакомпаний. Терминалы примыкают друг к другу. Терминалы B и D соединены внутренним переходом, отдельного выхода из терминала D нет. Общая пропускная способность АВК Внуково-1 — около 8 млн пассажиров в год.

Международный пассажирский терминал B, оборудованный посадочной галереей с шестью телетрапами, введён в эксплуатацию в апреле 2004 года. Терминал B общей площадью 25 тыс. м² обладает пропускной способностью 2000 пассажиров в час.

Терминал внутренних линий D постройки 1980-х годов реконструирован (с заменой оборудования) в 2004—2005 годах. Общая площадь терминала D — около 30 тыс.кв.м, пропускная способность — 4800 пассажиров в час.

Внуково 2

В соответствии с указом правительства Москвы от 2004 года аэропорт Внуково должен был быть перестроен — Внуково-2 не стал исключением: так, на территории второго терминала аэропорта летом 2009 в эксплуатацию был запущен новый аэровокзал и служебно-техническое здание со всеми вновь подведенными коммуникациями.

Внуково 3

В западной части лётного поля, в непосредственной близости от Боровского шоссе, располагаются несколько VIP-терминалов, объединённых под общим названием Внуково 3:

Внуково 3 используется для приёма и вылета спецрейсов делегаций городского правительства и гостей мэра Москвы.

Показатели деятельности

Перевозчики и пункты назначения

В 2011 году аэропорт обслужил около 8,2 миллиона пассажиров и более 142,5 тысяч рейсов, что примерно на 13 и 5 процентов соответственно ниже, чем в 2010 году.

Также аэропорт используется для выполнения рейсов СЛО "Россия", чартерных рейсов авиакомпаний Ай флай, Red Wings Airlines и рейсов бизнес-авиации.

Общественный транспорт

Маршрутные такси № 45. Стоимость проезда — 100 рублей и 10 рублей за каждое дополнительное багажное место.

  • следуют пригородные рейсовые автобусы маршрутов № 526. На маршруте действует зональная система оплаты проезда. Время в пути — 100 минут.

Авиационные происшествия

В аэропорту Внуково имел место ряд происшествий и катастроф [16] , в частности:

Интересные факты

4 декабря 2009 6 российских силачей на территории аэропорта протянули на стальной цепи 150-тонный самолёт Ил-86 на расстояние 20 см, установив тем самым мировой рекорд.

Вид на аэропорт Внуково сверху

Внуково – слово, которое не вызывает вопросов у россиян, для них это слово ассоциируется, вне всякого сомнения, с АЭРОПОРТОМ, который находится западнее МКАД между Киевским и Боровским шоссе.

Одну из самых памятных страниц в историю аэропорта вписал май 1945 года. Именно во Внуково приземлился самолет с Актом о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Здесь же в мае 1945 года встречали военный самолет из Берлина со Знаменем Победы на борту, которое было водружено над Рейхстагом 30 апреля 1945 года.

В последующем важным историческим событием, вписанным в историю аэропорта и его окрестностей, является возвращение в Москву Юрия Гагарина после первого в истории человечества пилотируемого космического полета – именно здесь начался его всемирный триумф.

Встреча Гагарина в аэропорту Внуково

В аэропорту Гагарина встречал сам Никита Хрущев. Юрий рапортовал ему:

Позже Гагарин рассказывал, что еще на трапе самолета перед спуском вниз к красной ковровой дорожке, протянувшейся через поле аэродрома от борта самолета почти на 100 метров, у него развязался шнурок на форменном ботинке. Первый космонавт, чтобы не снижать торжественность момента, не стал его завязывать, рискуя в любой момент споткнуться и упасть. В результате все обошлось.

Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран.

В те годы по решению Сталина, в ответ на просьбу старого большевика Бориса Шумяцкого, в окрестностях Внуково на землях, принадлежавших в прошлом помещикам Абрикосовым, выделили просторные участки для видных работников советского кинематографа. Здесь разместились дачи Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Игоря Ильинского, Григория Александрова, Любови Орловой, Василия Лебедева-Кумача и других знаменитостей того времени.

Особенность современного района Внуково - застройка всех периодов строительства (начиная с 1939 года), включающая деревянные коттеджи, частный жилой сектор, 2,3, 5-ти этажные постройки, а также серии 17-ти этажных жилых домов в Северо-западном микрорайоне и поселке Внуково.

Фото из машины при движении по Киевскому шоссе в районе Внуково

Жители района Внуково трепетно относятся к своей истории. Основной достопримечательностью и символом района является памятник героям-летчикам гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Поселок Внуково по праву можно назвать городком авиаторов. Значительная часть трудоспособного населения городка работает в аэропорту или на предприятиях с ним связанным.

Помнят местные жители и происхождение самого названия района, произошедшее от небольшой подмосковной деревушки Внуково. В свою очередь, она получила своё имя в XVI в. от своих первых владельцев. В 1514 г. великий князь Василий III в результате войны с Великим княжеством Литовским сумел присоединить к московским владениям старинный русский город Смоленск. С этого времени на службу в российскую столицу переходят потомки смоленских князей. Одним из них был Семён Григорьевич, по прозвищу Внук, который стал владельцем имения на землях современного района Внуково.

Читайте также: