Адмиралтейство описание архитектуры кратко

Обновлено: 02.07.2024


Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.


Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.


Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.


Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге.

Главное Адмиралтейство.

Величественное здание Главного Адмиралтейства – одна из выдающихся достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его сияющий золотом высокий шпиль с корабликом давно вошел в число символов города на Неве.

Значение Адмиралтейства не ограничивается достоинствами архитектурного памятника в стиле классицизма с морской тематикой в художественном оформлении. Оно гораздо шире и связано с зарождением Балтийского флота и развитием судостроения, с традициями морского инженерного училища и становлением морского могущества России…

Содержание:

Историческая справка
Архитектура здания
Адмиралтейство сегодня
Где находится и как добраться

Историческая справка

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года как главная судостроительная верфь для создания Балтийского флота и явилось первой постройкой в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы, на острове, сразу получившем название Адмиралтейский.

По легенде, случай заставил государя искать другое место для строительства кораблей, поближе к выходу в Балтийское море.

В начале осени 1704 года под личным присмотром Петра I спустили на воду около полусотни кораблей, и флот отправился в плавание по коварной Ладоге. Налетевший ураган разметал суда, государев корабль только на шестой день прибыл в место назначения – Шлиссельбург, остальные парусники разбушевавшаяся стихия не отпускала еще трое суток.

Император Петр с А. Д. Меньшиковым незамедлительно отбыли из крепости Орешек и, следуя вдоль извилистых берегов дельты Невы, две недели вели тщательный осмотр, пока поиск не увенчался успехом. На левом берегу Невы у деревеньки Гавгуево вблизи Заячьего острова они отыскали стратегически удобный участок для верфи: под защитой пушек Петропавловской крепости, с достаточно широким руслом Невы для спуска судов, с дорогой на Новгородский тракт, годившейся для подвоза материалов.

Ввиду военной угрозы со стороны шведов (Северная война продолжалась до 1721 года), все сооружения были обнесены валом с пятью бастионами и сотней корабельных пушек. На обширной территории вокруг крепости вырубили лес и организовали гласис для обзора в случае нападения неприятеля и предохранения от пожаров. Пройдут десятилетия и на месте Адмиралтейского луга появятся Александровский сад, Сенатская, Исаакиевская и Дворцовая площади.

Первый корабль сошел со стапелей на воду 10 мая 1706 года. Это был прам – самоходная парусно-гребная батарея, незаменимая как при штурме крепостей с моря, так и для их обороны от морских десантов. Вооруженный 18 пушками 24-метровый корабль тут же отправился в Кроншлот (Кронштадт), преграждавший шведам вход в Неву.

Всего при Петре I на Адмиралтейской верфи было построено:

• 23 линейных корабля;
• 2 бомбардирских корабля;
• 4 фрегата;
• 200 галер;
• 8 паромов.

Первая перестройка Адмиралтейства датируется 1711 годом, а в 1719 году на шпице надвратной башни появился знаменитый кораблик, выполненный обрусевшим голландским мастером Харманом Ван Болесом. Первый кораблик, который украшал шпиль без малого 100 лет, потеряли в ходе ремонтных работ и заменили другим. Точная копия второго кораблика (весом 65 кг и габаритными размерами 192 см х158 см), выполненная из позолоченного металла, сейчас красуется на башне, а оригинал в 1886 году занял свое место в экспозиции Морского музея.

Во второй половине XVIII века башня Адмиралтейства исполняла роль пожарной и сигнальной (после наводнения 1777 года): при подъеме воды в Неве здесь вывешивали флаги и палили из пушки. Екатерина II ввела еще одну традицию – на террасе третьего яруса ежедневно в полуденный час играл военный оркестр.

Архитектура здания

К концу XVIII века центр города окончательно переместился с Васильевского острова на левый берег Невы, и Адмиралтейство становится главной градостроительной доминантой: от него лучами расходятся Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица. И оказалось, что старомодное здание с его утилитарным характером совершенно не соответствует расположенному по соседству Зимнему императорскому дворцу и другим парадным сооружениям Петербурга.

С решением трудной задачи совместить функционирующую верфь (постройка кораблей продолжалась до 1844 года) с новым высоким статусом Морского министерства, сохранив при этом шпиль И. Коробова, блестяще справился главный архитектор Адмиралтейского ведомства Андреян Дмитриевич Захаров, отдавший возведению третьего по счету и существующего поныне здания Адмиралтейства многие годы жизни. По его проекту в 1806 году началась коренная перестройка всего комплекса, завершенная в 1823 году — уже после смерти архитектора.

Два П-образных корпуса и ступенчатая башня со шпилем образуют современное Адмиралтейство. Арки и портики с колоннадами оформляют в стиле русского ампира его фасады, богато украшают скульптурой, барельефами и лепниной, что смягчает строгие классические формы здания и позволяет избежать монотонности.

Воплощая идею прославления России как морской державы, архитектор собрал лучших скульпторов — И. Теребенева, Ф. Щедрина, С. Пименова и других для создания статуй богов — покровителей мореплавателей, античных героев, нимф, несущих земную и небесную сферы, и аллегорий стихий, частей света, времен года.


Адмиралтейство сегодня

В Адмиралтействе с 2013 года находится храм святителя Спиридония Тримифутского. Первый временный храм здесь появился при перестройке Исаакиевского собора еще в XIX веке. В дальнейшем пришлось внести изменения в скульптурное убранство здания, так как языческие полуобнаженные изваяния античных богов не соответствовали соседству с православным собором, который решено было оставить при Морском министерстве.

С 2012 года Адмиралтейство занимает штаб ВМФ и другие военные ведомства РФ. Осмотреть здание можно только снаружи.

Если не полениться и обойти все грандиозное сооружение — протяженность его главного фасада составляет 407 метров, можно по достоинству оценить шедевр национального зодчества, которому скульптурные композиции придают особенную выразительность. Перед зданием в Александровском парке установлен фонтан, а позади него, на Адмиралтейской набережной можно увидеть памятник Петру I — царь-плотник (скульптор Л.А. Берштрам), подаренный городу Королевством Нидерландов в 1996 году к 300-летию основания Российского флота.

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

Где находится и как добраться

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге находится на берегу Невы возле Дворцового моста, между Зимним дворцом (Эрмитажем) и Медным всадником, рядом с Александровским садом по адресу:

Адмиралтейский проезд, дом 1/ Дворцовый проезд, дом 1/ Адмиралтейская набережная, дом 2.

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Moroder" >

Доступ внутрь комплекса зданий Адмиралтейства запрещен, туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге является одной из самых главных достопримечательностей города. Его фасады и шпиль давно стали визитной карточкой города, их можно увидеть на множестве фото, изображений и открыток с видами Санкт-Петербурга.

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья). В это время остров стали называть Адмиралтейским. Так, 5 ноября 1704 года в этом месте был заложен первый кирпич новой крепости. Закончили строительство здания примерно через год.

Один из корпусов Адмиралтейства, выходящих к Неве

В 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма. Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство. Когда-то здесь располагался большой и интереснейший Центральный военно-морской музей, но позже и он переехал в соседнее здание. В наше время в здании Главного Адмиралтейства находится центральный штаб ВМФ, поэтому доступ внутрь комплекса зданий запрещен.

Архитектура здания Адмиралтейства

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

Кораблик на шпиле

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

На самой вершине шпиля Адмиралтейства на высоте 72,5 метра находится любимый символ всех местных жителей и гостей города — позолоченный кораблик, выполняющий роль вращающегося флюгера. По словам историков, форма корабля очень похожа на внешний вид самого первого судна, которое зашло в порт города сразу после его постройки.

Как добраться до Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Сейчас здание Адмиралтейства, находящееся в самом центре города Санкт-Петербург на набережной главное его реки Невы в непосредственной близости от Дворцовой площади, принадлежит командованию ВМФ, поэтому экскурсии внутри не проводятся, осмотреть памятник архитектуры можно только снаружи. Также туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная.

Доехать до этой достопримечательности можно как на петербургском метро, сесть на линии 5 и выйти на станции Адмиралтейская, так и на других видах общественного транспорта: автобусы 1, 7, 10, 11, 24 и 191 останавливаются непосредственно около комплекса Адмиралтейства на остановке остановка Дворцовая площадь. Также одноименную остановку имеет маршрутка 252. До Адмиралтейства можно также доехать на личном автотранспорте или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

По старинному преданию, место для главного адмиралтейства выбрал Петр I с Александром Меншиковым. Изучив окрестности Невы, недалеко от Заячьего острова, Петр выбрал подходящее место на левом берегу реки.

5 ноября 1704 года заложили верфь, вокруг нее выкопали каналы. Чертеж кораблестроительной верфи разработал Петр I. Адмиралтейство планировалось в форме П-образной постройки. Были предусмотрены канатный сарай, кузницы, мачтовые, парусные, конопатные мастерские. Ближе к Неве располагались эллинги, на которых строились парусные и гребные суда. Через год постройка двора завершилась.


Первый корабль

Через три года стали строить линейные корабли, способные нести по 60-90 орудий

Крепость Адмиралтейство

Адмиралтейство

Шла война со шведами, Адмиралтейство создавалось еще и как крепость. Вдоль корпусов спилили деревья. Эту местность назовут позже Адмиралтейским лугом. Вокруг зданий возвели земляные валы, построили пять бастионов. На воротах центрального бастиона возвели шпиль, покрытый кровельным железом. Зимой 1705 года на верфь пришли корабли Балтийского флота, с них сняли 100 пушек и установили на валу крепости.

Адмиралтейств-коллегия

В здании Адмиралтейства находилась также Адмиралтейств-коллегия. Круг решаемых ею задач составлял — руководство постройкой кораблей, портов, гаваней, каналов. Позже в 1722 году коллегия стала также отвечать за материально-техническое снабжение флота, комплектование экипажей личным составом и заведовать лоцманской службой. В 1815 году Адмиралтейств-коллегия была преобразована в Морское Министерство.

Адмиралтейство

Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского

Храм, посвященный Святителю Спиридону Тримифунтскому, возвели в 1821 году по проекту архитекторов Гомзина и Монферрана, он стал главной церковью Русского флота. Вновь построенные корабли, освящались священниками храма. Ежегодно 17 ноября в соборе служили панихиду по морякам, погибшим при Синопе и Цусиме. Долгое время церковь была закрыта. В 2013 году храм вновь открыли. Сейчас в церкви проводятся молебны.

Музей


Архитектура

Поскольку фахверковые строения ветшали, то в 1727 году Адмиралтейств-коллегия назначила архитектора Ивана Кузьмича Коробова руководить строительством новых каменных зданий. Все работы проводились постепенно, в четыре этапа, в соответствии с выделяемым финансированием. Строительство двухэтажного каменного дома, повторяющего форму первоначального строения, было закончено в 1732 году.

В то же время началось возведение башни Адмиралтейства. По проекту Коробова основание башни имело форму большого куба. По центру башни был предусмотрен большой арочный проезд. В 1735 году постройка башни завершилась и началось строительство шпиля. Работы продолжались в течение трех лет.

Новый шпиль башни с корабликом на верху засиял позолотой, на что ушло 16 кг золота. Верхняя точка шпиля имеет высоту 72 метра.

Архитектор Андреян Захаров

К началу 19 века вид Адмиралтейства не сочетался с теми блистательными строительными комплексами, которые возводились в центре города. Более того, по требованиям фортификации, вокруг верфи-крепости на 300 саженей не допускалось какого-либо строительства, и все деревья были вырублены.

Перед академиком архитектуры Андреяном Дмитриевичем Захаровым, приступавшим к перестройке Главного Адмиралтейства, стояли весьма сложные ограничения планировочных решений:

Захаров в своем строении воплотил лучшие черты стиля классицизма

Главный фасад в длину 406 метров хорошо сочетается с высотой постройки 16,5 м, за счет деления фронтальной линии на пять частей. От башни отходят стены, подчеркивающие ее связь с выступающими частями фасада. Все выступы разбиты зрительно на пять частей. В центре выступа возведен двенадцатиколонный портик, через небольшие промежутки справа и слева от него — шестиколонные портики.

Фасады длиной 172 м, выходящие на Дворцовую и Сенатскую площади, имеют аналогичное архитектурное решение – разделение на пять частей. Это придает зданию вид целостности и законченности.

Башня и шпиль адмиралтейства

Захаров перестраивает старую башню, проведя перепланировку. Суть изменений том, что в фасаде башни отсутствует многооконный центр, а центральный проезд образован двумя арками, расположенными друг над другом. Для улучшения зрительного восприятия строение сужается в пределах колоннады.

главное здание Адмиралтейства

Шпиль построен, как вытянутая вверх восьмигранная пирамида. Основание постройки – из сосновых бревен. Грани шпиля оббиты медными позолоченными листами.

Скульптура главной башни

Здание Адмиралтейства декорировано скульптурами работы русских мастеров

Адмиралтейство

Кораблик адмиралтейства

Шпиль адмиралтейства имеет три украшения: яблоко-шар, корону и кораблик.

  • Первый кораблик показывал направление ветра до 1815 года.
  • Второй прослужил 71 год и заменен на точную копию в 1886 году, сейчас он находится в военно-морском музее.
  • Нынешний кораблик — третий, его вес 65 кг, высота 158 см, длина 192 см, на его позолоту ушло 2 кг золота.

Адмиралтейство

Сад адмиралтейства

В то время, когда адмиралтейство не утратило значение укрепления, пространство перед ним не имело строений и деревьев. Со временем местность получила название Адмиралтейского луга. В 1817-1820 годах по указу Александра I крепость была упразднена. Валы срыли, рвы засыпали землей, на месте площади разбили широкий бульвар.

Сад в его нынешнем виде создан при Александре II. В конце 20 века ему возвратили название Александровский. В центре сада построен фонтан, среди тенистых аллей, установлены памятники:

  • Жуковскому
  • Глинке
  • Лермонтову
  • Гоголю
  • Пржевальскому

главное здание Адмиралтейства

Площадь адмиралтейства

Площадь адмиралтейства существовала в Петербурге перед зданием Адмиралтейства с 1822 по 1874 годы. Впоследствии на большей ее части разбили Александровский сад.

сад Адмиралтейства

Интересные факты

В 1928 году в золотом шаре обнаружили газеты 1886 года. Строители добавляли свежие газеты и в 1928, и в 1977 году. Кроме этого, в шаре хранится шкатулка, где записаны все мастера, ремонтировавшие шпиль со дня постройки до наших дней. По старинным преданиям, хранящийся в яблоке золотой ларец, набитый червонцами разных годов чеканки, так и не найден.

Читайте также: