Административные процедуры рк кратко

Обновлено: 04.07.2024

Военные суды рассматривают административные дела, по искам военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, граждан, проходящих военные сборы, если ответчиком являются органы военного управления, воинская часть, за исключением дел подсудных другим специализированным судам.

Статья 118. Административные дела, подсудные областному и приравненным к нему судам

Областные и приравненные к ним суды рассматривают административные дела в апелляционном порядке.

Статья 119. Подсудность административных дел Верховному Суду Республики Казахстан

1. Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает судебные акты административных и других судов в кассационном порядке.

2. Верховный Суд Республики Казахстан по правилам суда первой инстанции рассматривает административные дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума.

Статья 120. Территориальная подсудность административных дел

1. Административные дела подлежат рассмотрению по месту вынесения административного акта или по месту нахождения ответчика.

2. Административный акт, вынесенный за пределами Республики Казахстан, подлежит рассмотрению в специализированной межрайонном административном суде города Астаны.

3. Административный акт, вынесенный в форме электронного документа, может быть рассмотрен по месту жительства истца.

4. Иск к административному органу, вытекающий из деятельности его территориального подразделения (филиала, представительства), предъявляется в суд по месту нахождения территориального подразделения.

Статья 121. Подсудность по связи дел и по выбору сторон

1. Иск к нескольким административным органам может быть предъявлен по месту нахождения одного из ответчиков. Выбор между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно дело, принадлежит истцу.

2. Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела, в том числе и по делам, находящимся в производстве суда, на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

3. Требование о возмещении убытков, причиненного ответчиком, сопряженное с административным актом, рассматривается административным судом.

4. Требование о возмещении морального вреда рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

5. Несколько исковых требований могут быть объединены истцом в одном иске, если они предъявлены к одному ответчику, связаны между собой, и их рассмотрение входит в компетенцию одного суда.

6. Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые подлежат рассмотрению в порядке разного вида судопроизводства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 122. Передача административного дела по подсудности судом, принявшим дело к производству и передача дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд

1. Административное дело, принятое к производству суда с соблюдением правил подсудности и назначенное к рассмотрению в судебном заседании, должно быть рассмотрено им по существу, даже если в ходе его рассмотрения оно стало подсудно другому суду.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:

1) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

2) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде становятся невозможным;

3) возникают основания, предусмотренные частью второй статьи 121 настоящего Кодекса.

3. О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования, а в случае подачи жалобы – после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Статья 123. Разрешение споров о подсудности

Споры о подсудности между судами разрешаются вышестоящим судом, решение которого является окончательным и обжалованию не подлежит.

Глава 22. Общие начала судебного разбирательства

по административным делам

Статья 124. Непосредственность и устность судебного разбирательства

1. Судебное разбирательство по административным делам в судах производится устно и непосредственно.

Все доказательства по административным делам в судебном разбирательстве подлежат непосредственному исследованию. Суд должен заслушать объяснения сторон и других участников административного процесса, показания свидетелей и экспертов, осмотреть вещественные доказательства, ознакомиться с письменными доказательствами и иными документами, прослушать звукозаписи и просмотреть видеозаписи, кино-, фотоматериалы, ознакомиться с материалами на иных носителях информации, а также произвести другие действия по исследованию доказательств.

В исключительных случаях при невозможности непосредственного заслушивания устных показаний (пояснений) у участников административного процесса, суд вправе огласить их показания (пояснения), полученные в ходе административной процедуры.

2. В необходимых случаях при исследовании доказательств по административному делу суд заслушивает консультации и пояснения специалиста.

3. Заслушивание объяснений сторон, других участников административного процесса, показаний свидетелей, заключений экспертов может осуществляться судом посредством видеоконференцсвязи.

4. Окончательные решения по делу могут быть основаны лишь на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании, за исключением, документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

Статья 125. Неизменность состава суда при разбирательстве дела

1. Административное дело должно быть рассмотрено одним и тем же судьей или составом суда.

2. В случае невозможности судьи участвовать в судебном разбирательстве он заменяется другим судьей, а разбирательство дела начинается сначала.

Замена судьи или нескольких судей возможна в случае:

1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;

2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке;

3) прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным конституционным законом.

3. Совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе рассмотрение заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи.

Статья 126. Принцип судебной защиты

При рассмотрении административного дела суд обязан, сохраняя объективность и беспристрастность, обеспечить каждому из участников равную возможность и условия для реализации их прав на всестороннее и полное исследование обстоятельств дела.

Статья 127. Участие в судебном разбирательстве

1.Судебное разбирательствопроисходит при обязательном участииответчика, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

При неявке ответчика, суд откладывает рассмотрение административного дела.

Суд вправе подвергнуть ответчика наложению денежного взыскания и приводу, а в случае повторной неявки рассмотреть дело в его отсутствии.

2.Разбирательство дела в отсутствии ответчика может быть допущено в случае, если это не препятствует полному, объективному и всестороннему рассмотрению дела.

3.Суд обязан предоставить истцу возможность непосредственного участия в судебном разбирательстве. Неявка последнего по неуважительным причинам не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствии.

4.Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по инициативе суда либо по ходатайству участников административного судопроизводства.

Статья 128 . Извещения и уведомления

1. Участники административного процесса извещаются о времени и месте рассмотрения дела или совершения отдельных процессуальных действий и вызываются в суд уведомлениями (извещениями).

Если по указанному в деле адресу лицо фактически не проживает, уведомление (извещение) могут быть направлены по юридическому адресу или по месту его работы. Уведомление (извещение), адресованное юридическому лицу, направляется по месту его регистрации и (или) фактического нахождения.

2. Доставление будет считаться надлежащим образом, доставленным и достоверным, в случаях:

2) извещения лица телеграммой, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении, заказным письмом.

Извещение (уведомление), адресованное юридическому лицу, вручается руководителю или работнику юридического лица, который расписывается в получении извещения на уведомлении (извещении) о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности;

3) иным способом, позволяющим фиксировать (удостоверять) факт надлежащего доставления уведомления (извещения).

Любое другое уведомление (извещение) не может считаться достаточным для проведения процессуальных действий и принятия решений.

Лица, участвующие в административном процессе подтверждают своей подписью ознакомление с тем, что добровольно указанные им ранее в ходе производства по делу процессуальном и ином документе адрес места жительства (места нахождения), места работы, абонентского номера сотовой связи, электронного адреса достоверны, а уведомление (извещение), направленное на указанные контакты (адрес), будет считаться надлежащим и достаточным.

5. При отказе адресата принять уведомление (извещение), лицо, доставляющее или вручающее его, делает соответствующую отметку на уведомлении (извещении), которое возвращается в суд. Суд вправе считать такое уведомление (извещение) доставленным надлежащим образом.

6. Извещение (уведомление) должно содержать:

1) наименование и точный адрес суда;

2) время и место судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия;

3) наименование административного дела, по которому производится извещение адресата;

4) указание лица, вызываемого или извещаемого в суд (фамилия, имя, отчество (если оно имеется) и место жительства лица либо наименование органа или юридического органа и его место нахождение, которому адресована извещение (уведомление), а также статус по делу;

5) указание о том, какие действия и к какому сроку вызываемое или извещаемое лицо вправе или обязано совершить;

6) указание на обязанность лица, принявшего извещение (уведомление) в связи с отсутствием адресата, при первой возможности вручить их адресату;

8) подпись лица, направившего извещение (уведомление).

Статья 129. Личная явка

1.Участники административного процесса обязаны явиться в суд.

Суд может распорядиться о личной явке в суд любого из участников.

2.Участники административного процесса вправе в письменной форме просить суд о рассмотрении административного дела в их отсутствие и направлении им копии решения.

Статья 130. Рассмотрение дел в отсутствии лиц, явка которых обязательна

1.Неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к проведению судебного заседания при условии их надлежащего извещения.

В случае неявки лиц участие, которых признано судом обязательным, суд вправе применить к ним меры процессуального принуждения в соответствии с Главой 23 настоящего Кодекса.

2. Отложение разбирательства административного дела допускается, если суд сочтет невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников административного процесса или их представителей, в случаях изменения предмета и основания иска, а также привлечения к процессу новых участников административного дела.

Статья 131. Пределы судебного разбирательства по административным делам

1. При определении предмета иска суд не связан с формулировкой исковых требований, текстом иска и документами, приложенными к нему или представленными позднее.

Суд вправе оказать содействие стороне в формулировании и (или) изменении исковых требований с предварительным разъяснением правовых последствий.

Суд не связан с заявленным основанием иска, но не вправе выходить за пределы исковых требований.

2. Суд обязан в ходе судебного разбирательства проверить, не превышены ли пределы административного усмотрения и их соответствие (соразмерность) целям принятия административного акта, установленные законодательством.

Статья 132. Общие правила проведения судебного разбирательства

1. Судебное разбирательство заключается в последовательном прохождении следующих основных этапов:

1) подача и принятие иска;

2) действия суда по поступившему иску;

3) проведения предварительного слушания;

4) назначения судебного заседания;

5) проведения судебного заседания, которое состоит из открытия судебного разбирательства, начала судебного разбирательства, выяснения позиции сторон, исследования обстоятельств дела, окончания рассмотрения дела по существу, судебные прения и реплики, удаления суда для вынесения судебного решения;

6) вынесение судебного решения и его оглашение.

2. Полномочия председательствующего, порядок ведения судебного заседания, составления протокола, в том числе краткого, фиксации судебного заседания, разрешения судом ходатайств определяются требованиями гражданского процессуального законодательства.

При этом краткий протокол должен сопровождаться текстовой расшифровкой аудиозаписи, полученной путем автоматического распознавания текста.

Статья 133 . Определение суда

1. Акт суда, которым административное дело не разрешается по существу, выносится в форме определения.

2. По несложным вопросам суд выносит определение, не удаляясь из зала судебного заседания, которое заносится в протокол.

3. В определении, выносимом в виде отдельного процессуального документа, должны быть указаны:

1) дата и место вынесения определения;

2) наименование суда, вынесшего определение, состав суда и секретарь судебного заседания;

3) участники административного процесса и предмет спора;

4) вопрос, по которому выносится определение;

5) мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался;

6) процессуальное решение;

7) порядок и срок обжалования определения, если оно подлежит обжалованию.

4. Определение, которое выносится в зале судебного заседания, должно содержать сведения, перечисленные в подпунктах 4), 5) и 6) части третьей настоящей статьи.

5. Определение либо его резолютивная часть оглашаются немедленно после вынесения. Определение в окончательной форме может быть изготовлено в срок не позднее пяти рабочих дней после оглашения его резолютивной части.

6. Суд выносит определения о возвращении иска по следующим основаниям:

1) истцом не соблюден установленный законом для данной категории дел порядок досудебного урегулирования спора;

2) иск не соответствует требованиям части второй, подпунктов 1), 2), 3) части восьмой статьи 147 настоящего Кодекса и будет установлена невозможность устранения недостатков на стадии подготовки дела к судебному разбирательству;

3) заявление подано недееспособным лицом;

4) заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или его предъявление;

5) в производстве этого же или другого суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

6) истцом отозван поданный иск;

7) несмотря на требования суда, истец в течение более одного месяца непрерывно уклоняется от явки в суд;

8) лицо, в интересах которого возбуждено дело, не поддержало заявленного требования;

9) стороны заключили соглашение о примирении или медиации и оно утверждено судом;

10) не уплачена или не доплачена государственная пошлина в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан;

11) дело не подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства;

12) имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о возвращении (прекращении) производства по делу в связи с отзывом иска либо утверждением судом соглашения о примирении или медиации;

13) после смерти гражданина, являющегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемства;

14) организация, выступающая стороной по делу, ликвидирована с прекращением ее деятельности и отсутствием правопреемников;

15) при отказе судом в восстановлении пропущенного срока на предъявление иска.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения иска, истец вправе повторно предъявить его в суд к тому же ответчику, по тем же предмету и основаниям.

Читайте также: